LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

потому требует специальной защиты и изоляции (очень часто даже
от матери) в специально созданных условиях;
6) мать или вообще родители имеют ограниченную компетенцию в во
просах здоровья ребенка и должны строго следовать врачебным ре
комендациям;
7) детство, особенно раннее, — наиболее опасный для здоровья пери
од жизни, требующий постоянного участия врача, а также период,
когда необходимо создать защиту на будущее (в виде профилакти
ческих прививок).




11
Любой врач, скорее всего, не согласится с этим. Но нужно учесть, что
это не изложение официального медицинского подхода, а выводы из су
ществующего положения дел.
Не умаляя значения медицины в нашей жизни, мы будем ориентиро
ваться на 4 й способ и исходить из сложившейся у нас концепции осоз
нанного отношения к родительству, или, коротко, сознательного роди
тельства, которое в отношении периода раннего младенчества основыва
ется на том, что родители являются единственными людьми, способными
глубоко чувствовать потребности и состояние своего ребенка, способны
взять на себя ответственность за его настоящее и будущее. Кроме того,
родители должны иметь свободу выбора в своих действиях, основанную
на реальном знании, а не слепо следовать устоявшимся традициям, уметь
оценивать свои возможности и возможности ребенка. Другими словами,
сознательное родительство подразумевает стремление к профессионализ
му.
Формирование здоровой перинатальной культуры состоит в утвержде
нии принципиально иных культурных установок, которые и являются от
правной точкой в нашей практике, а именно:
1) здоровье каждого человека определяется образом его жизни (во
всех сферах: физической, эмоциональной, умственной, социальной,
моральной); каждый человек в первую очередь сам ответственен за
свое здоровье;
2) беременность — естественный процесс, но требующий повышенно
го внимания как процесс не только биологический, но и социаль
ный, требующий своего возвышения в интересах ребенка и всего
общества;
3) рождение ребенка — также естественный процесс, но весьма важ
ный по своему значению как для матери, ребенка и семьи, так и
для общества, и также являясь процессом социальным, имея силь
ную психоэмоциональную составляющую, требует повышенного
внимания в смысле удовлетворения всех естественных потребно
стей (физиологических и психоэмоциональных) матери и ребенка.
Исходя из этого, наиболее предпочтительное место родов — свой
дом и окружение близких людей;
4) роды (естественные) — это процесс, благотворный для здоровья
женщины. Ход этого процесса влияет на будущие взаимоотноше
ния матери и ребенка, на самооценку матери как родителя. Являясь
пиковым переживанием, роды могут стать источником положитель
ной трансформации ее мировоззренческих установок и духовного
обогащения. То же касается и отца при вовлечении его в этот про
цесс. Лучшие условия для матери после родов — это свой дом,
близость ребенка и благоприятное психологическое окружение;

12
5) новорожденный ребенок обладает мощными адаптивными механиз
мами и способностью противостоять вредоносным факторам внеш
ней среды: реализация этой способности, а значит и степень без
оласности ребенка, зависит от удовлетворения его естественных
потребностей, важнейшие из которых — быть вместе с матерью
после рождения и благоприятная психологическая атмосфера;
6) родители несут ответственность за благополучие ребенка (причем
не формальную — как врач, а реальную — благодаря своему био
логическому и социальному положению как родителей). Их сего
дняшняя некомпетентность связана лишь с соответствующими
культурными установками и фактическим отсутствием у нас инсти
тута родительства ввиду узурпации медициной начальных периодов
жизни ребенка;
7) детство, особенно раннее, — период, когда создается фундамент
физического, психического и нравственного здоровья. Задача этого
периода — проявить имеющиеся в ребенке возможности, предоста
вить ему модели поведения, позволяющие жить в гармонии с при
родными законами.
Эти установки подразумевают активность родителей в процессах бе
ременности, родов и периода младенчества своего ребенка. Это, в свою
очередь, подразумевает постоянное самосовершенствование родителей.
Хотя ниже мы касаемся лишь достаточно узкой темы, а именно усло
вий здоровья малыша 1 го года жизни, необходимо помнить, что эта про
блема находится в контексте всей проблематики создания перинатальной
культуры.




13
ГЛАВА I.
ДРАМА МЛАДЕНЧЕСТВА
Отношение в обществе к самым маленьким его членам — грудным и
особенно новорожденным детям — это, пожалуй, одна из наиболее зна
чительных драм в истории развития человеческих представлений о жизни
и осознания человеком своей сущности. Последствия этой драмы слиш
ком серьезны, чтобы не обращать на них внимания.
Каково же было отношение к новорожденным и грудным младенцам до
появления медицины в современном ее виде?
Культурные традиции имеют свои особенности у всех народов, но
можно выделить нечто общее. Процессы беременности, родов и период
младенчества проходили в контексте жизни общества наряду со многими
другими событиями жизни. Они были интегрированы в жизненный про
цесс и поэтому не могли не быть источниками определенных взглядов и
традиций. И поскольку рождение новых членов общества является зна
чимым событием, эти традиции образуют целый культурный пласт, кото
рый и можно назвать перинатальной культурой. Ввиду интегрированно
сти перинатального периода в повседневную жизнь, естественность его
протекания (“включенность” беременной женщины в обычные социаль
ные процессы, рождение детей в домашних условиях, опять же естест
венное взаимодействие родителей с младенцем согласно традициям) име
ло следствием то, что каждый человек в той или иной степени являлся
носителем этой перинатальной культуры.
Очевидно, что периоды беременности, родов и младенчества не могли
не рассматриваться как обычные и естественные, хотя и имеющие свои
особенности. Ребенок же и не мог рассматриваться иначе как потенци
альный взрослый член общества со свойственными ему обязанностями и
правами. Неудивительно, что совершенно различные культурные тради
ции имеют достаточно подробную схему социализации ребенка, начи
нающуюся буквально с первого дня жизни, а порой в ритуализованном
виде еще до его рождения.1
Включенность перинатального периода в общий контекст жизни есте
ственно являлась источником эмпирических знаний о важности этого
периода в формировании будущего взрослого. Об этом говорит богатство
ритуалов и обрядов, восходящих порой к самому процессу зачатия.
Обращаясь к источникам древней письменности, мы видим, что к ре
бенку не относились как к существу не осознающему, примитивному по

1
См. по этому поводу: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и
подростков у народов Южной и Юго Восточной Азии. М., 1988.

14
сравнению со взрослым человеком. Напротив, прослеживается весьма
уважительное отношение к младенцу. В Ведах, например, в образной ми
фологической форме описывается путь, проходимый ребенком от зачатия
до рождения; подчеркивается, что этот путь является огромным опытом;
утверждается, что новорожденный младенец ничуть не отличается от
взрослых людей по своей способности осознавать все происходящее,
только осознает он это другим способом, тело его не развито и обстанов
ка для него совершенно необычная.1
Множество ритуалов и обрядов связано с маленькими детьми. У като
ликов существовал культ поклонения младенцу. На иконах ребенок часто
изображен окруженным золотистым ореолом, символизирующим неза
пятнанность его греховными поступками по сравнению с окружающими
взрослыми. Обряд крещения детей в христианстве и его аналоги в других
религиях нельзя считать только символическим приобщением их к опре
деленной вере. Крещение в раннем возрасте предполагает и определенное
отношение взрослых к малышу, а именно отношение как к равному перед
Богом.
Не вдаваясь в подробное исследование этих вопросов, мы можем по
крайней мере заключить, что младенец рассматривался как существо дос
таточно высокоразвитое, для которого важны не только нормальные фи
зиологические условия существования, но и духовные процессы в жизни
общества. Это, в свою очередь, не могло не породить соответствующего
отношения к действиям, производимым с младенцем.
Дальнейшее развитие этой драмы характеризуется угасанием религи
озных традиций и победоносным развитием науки. Наиболее характерно
наше время, связанное с появлением современной меличины, т.е. послед
ние 6–7 десятилетий. За этот период произошли значительные измене
ния, определившие сегодняшнее отношение к младенцам.
Особенностью науки, основывающейся на принципах позитивизма и
использующей анализ как главный метод познания, явилось расчленение
целого в процессе познания и узкая специализация. В познании человека
душа и тело были разъединены и изучались отдельно.
Неудивительно, что изучение беременности, родов и новорожденных
младенцев свелось к изучению физиологических процессов, соответст
вующих данным периодам. Почти исключительно таковыми они в конце
концов и стали рассматриваться. Несмотря на высказываемые иногда по
ложительные идеи, из за отсутствия соответствующих научных данных и
общих позиций не могла внести своих корректив и психология.
“…Изучение детской души завоевывало место в общей психологии с еще
большим трудом, чем эволюционная идея в биологии”.2


1
См.: Ф.Б.Я.Кёйпер. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
2
Л.Аршавский. Наблюдения над детьми в современной психобиологии. Новые идеи в
философии. Спб., 1913.

15
Психологическая наука последних десятилетий, в целом отталкиваю
щаяся от Фрейда, хотя и признавала важность первых лет жизни в фор
мировании личности человека, тем не менее вслед за Фрейдом рассмат
ривала сознание новорожденного ребенка как чистый лист бумаги, на
который лишь с началом внеутробной жизни начинают наноситься пер
вые записи.
Сведение особенностей перинатального периода к физиологии привело
в конце концов к тому, что он был полностью монополизирован медици
ной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и
взаимодействия с новорожденным взрослых не является важной и потому
игнорируется.
Беременность была объявлена процессом, идущим на грани с патоло
гией, и стала проводиться под строгим медицинским наблюдением. Это
придало беременной женщине особый статус, не позволяющий ей чувст
вовать себя “как все” и приводящий к ее своеобразной социально
психологической изоляции.
Рождение ребенка перекочевало из семейного круга в больницу. Воз
можности участвовать и присутствовать при этом процессе лишились не
только близкие и родственники матери, но и отец ребенка. Тем самым
процесс рождения ребенка оказался оторванным от его социального ок
ружения.
Сам процесс родов свелся к механическому с применением большого
количества вспомогательных средств. “…Женщина рассматривается и
трактуется как репродуктивная машина, к которой могут быть приспо
соблены другие машины”.1
Более того, из за боязни инфекции младенец стал разлучаться с мате
рью на первые дни после рождения. Остальные дни, проводимые в боль
нице, мать вынуждена следовать строгим указаниям и правилам. Все это
в конечном счете привело к тому, что были ослаблены как непосредст
венно материнские инстинкты, материнское “чутье”, так и нарушена пси
хоэмоциональная связь отца и других родственников с ребенком.
Сведение медициной процесса рождения и периода новорожденности к
чисто биологическим явлениям привело к отношению к новорожденному
как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями.
Кроме того, благодаря специфике медицины, задача которой — выявить и
устранить патологические процессы, в отношении к младенцу преобла
дающим стал подход, который можно охарактеризовать как ориентация
на патологию.



1
Marsden Wagner. The medicalisation of birth. Birth matters. Issues and alternatives in
childbirth. London, 1986. P.14.

16
Вот как, например, преподносится понятие о периоде новорожденно
сти и 1 го года жизни в одной из популярных книжек для родителей: “Ор
ганизм ребенка в каждый из возрастных периодов имеет ряд структурно
функциональных особенностей, вызывающих необходимость разного ре
жима ухода, питания и воспитания. Самыми ответственными являются
два первых периода, занимающих весь первый год жизни ребенка.
В период новорожденности у детей выявляются пороки развития, по
вреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового
кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы
костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей пер
вого года жизни легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение
крови), острые желудочно кишечные болезни, воспаление легких, кожные
болезни, рахит и др.”.1
Читайте, родители, это про вашего ребенка! И трепещите. Разве вы
можете справиться с этим сами? Нет, без медицины вы не сделаете и ша
гу.
Рождение человека превратилось в рождение пациента. Пациент же
всегда в чем то неполноценен, несовершенен. Он болен. За больным ну
жен уход. За новорожденным особенно. “Однако вследствие незрелости
органов и тканей, от того, что все впервые, все хрупко, легкоранимо, при
способление к новым условиям существования происходит в состоянии
неустойчивого равновесия деятельности важнейших систем. Поэтому не
большое вроде бы изменение в кормлении оборачивается срыгиванием,
поносом, неправильный уход за кожей и пупочной ранкой ведет к появ
лению опрелостей, гнойничковых заболеваний и даже сепсиса. Новорож
денный не только беспомощен, не может существовать без матери, но
еще и беззащитен перед многими инфекциями, от которых его надо обе
регать”.2
Так что бойтесь, трепещите. Какой творческий подход? Ни шагу в сто
рону от медицинских рекомендаций! Ваша задача в том, чтобы ваш ребе
нок выжил.
Еще одним следствием такого подхода явилась устоявшаяся практика
обращения с новорожденными детьми (а также соответствующее отноше
ние к беременности и родам), отталкивающаяся не от реальных потреб
ностей малыша и матери (не говоря уже о семье в целом), а от удобства
осуществления медициной взятых на себя функций. Это окончательно
превращает беременную женщину, роженицу, ребенка просто в пассив
ные объекты медицинского вмешательства.



1
M.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1986. С.20.
2
В. М. Чимаров. Первый год жизни ребенка. М., 1989. С.3.

17
Тенденцию ориентации на патологию хорошо проиллюстрировали ис
следования, проведенные в 1985 году в странах Европейского региона
специально созданной Группой перинатальных исследований при Евро
пейском бюро ВОЗ.1
Согласно этому исследованию, постоянно растет число скрининг
тестов, применяемых при контроле за беременностью. В сочетании с еще
недостаточными знаниями о физиологии беременности и о процессах раз
вития плода это приводит к тому, что все больше женщин характеризу
ются как имеющие высокий риск. Это ведет к использованию медикамен
тов и лечебных процедур, которые не безопасны для здоровья матери и
ребенка. Все большее использование современной диагностической тех
ники при родах приводит к подобному же результату — увеличению чис
ла технологических вмешательств и излишнему применению медикамен
тов, пагубно отражающихся на здоровье матери и ребенка. При этом от
мечается значительное количество ошибок в проводимых тестах и чрез
вычайно низкая эффективность лечебных процедур. Отмечается также
практически полное игнорирование социально психологических факторов
в таких многогранных и сложных процессах, как беременность, рождение
малыша и контакт его с родителями и другими взрослыми людьми. Такой
подход был охарактеризован исследователями как “механистический и
редукционистский”. Это накладывает отпечаток и на рекомендации по
уходу за ребенком, о конкретных последствиях которых скажем ниже.
Сегодня, однако, мы можем наблюдать процессы, которые можно оха
рактеризовать как подготовку к следующему акту этой драмы. Эти про
цессы отражают кризис, который переживает современная медицина, и
наблюдаются практически во всех развитых странах. Во многих странах
Западной Европы и в США развернулось и набирает силу движение за
гуманизацию родов и обращения с новорожденными. Отказы беременных
женщин посещать врачей, рост числа домашних родов, нелегально рабо
тающие акушерки, объединение родителей в организации, противостоя
щие официальной медицине, — такие факты также зарегистрированы в
вышеупомянутом исследовании ВОЗ. В США общественность добилась
ежегодной публикации медицинской статистики, а затем контроля со
стороны представителей общественности за действием здравоохранитель
ных органов.2
Все это совпадает с повышением интереса к развитию человеческой
личности, к тайнам жизни и смерти, к познанию смысла нашего бытия.


1
См.: Having а baby in Europe. Report on study. Public Health in Europe 26. WHO, Re
gional Office for Europe. Copenhagen, 1985.
2
См.: Perinatal health services in Europe. Searching for better childbirth. WHO, Regional
Office for Europe. Copenhagen, 1986.

18
Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволяет
нам по новому взглянуть на новорожденного и грудного младенца.
Период новорожденности — это продолжение внутриутробной жизни.
Для понимания периода новорожденности много дали исследования плода
в утробе матери. Людей потрясли снимки, сделанные шведским фотогра
фом Леннартом Нильсоном с помощью микроскопической камеры, при
способленной на кончике цитоскопа. Тысячи сделанных им снимков за
фиксировали ту необычайно “насыщенную” жизнь, которую ведет внут
риутробный младенец. Он гримасничает, сосет большой палец, открывает
глаза, делает разнообразные движения, даже улыбается. Наблюдения по
казали, что многие реакции ребенка связаны с состоянием матери. Ребе
нок делает гримасу недовольства, когда в него попадают токсические ве
щества из крови матери. Он совершает движения, подобные судорожным,
когда мать сильно волнуется. Он реагирует на шумы, проникающие к не
му, в том числе на голос матери, на его интонацию, на свет и т.д. “У 28
недельного плода наблюдали соответствующие реакции мимики на разные
вкусовые ощущения: отрицательные гримасы на соль и горькое, выраже
ния удовольствия на сладкое, а также выражения плача, крика, гнева”, —
пишет известный исследователь А.И.Брусиловский.1 И далее: “Строгие
научные исследования показали значение высшей нервной деятельности
в развитии зародыша… Все его движения в утробе матери обусловлены
деятельностью органов нервной системы. Он делает не только движения
конечностями, но и глотательные, и хватательные. Хватательный реф
лекс, так хорошо развитый у новорожденных, впервые проявляется в воз
расте 11,5 недель. Сосательный — в 13 недель. Плод хмурит глаза в 17
недель, делает дыхательные движения в 20 недель.
Запись электрических импульсов мозга плода на последних месяцах
внутриутробной жизни показала, что у него есть такая же смена ритмов,
которая характерна для состояния сна, то есть две фазы сна, сменяющие
одна другую…”.2
Плод довольно рано начинает реагировать на различные воздействия
(нервная система образуется с 4 ой недели). Кроме того, поскольку эн
докринная система начинает формироваться очень рано, ребенок на гор
мональном уровне “переживает” все эмоциональные состояния матери.
“Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его
обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он
начинает ощущать, что произошло что то необычное, беспокоящее, и пы
тается “понять”, что же именно…”, — пишет профессор Томас Верни в



1
А.И.Брусиловский. Жизнь до рождения. М., 1984. C.1O5.
2
Там же. С.106.

19
своей замечательной книге “Скрытая жизнь ребенка до рождения”,1 в
которой приводится огромное количество фактов непростых реакций пло
да на различные раздражители, на основании которых Т.Верни говорит о
примитивном самосознании и эмоциональном восприятии действительно
сти у плода.
В этом плане очень интересны наблюдения известного детского пси
хиатра А.И.Захарова. Например — “…большинство детей, которых “не
ждали”, в дальнейшем заболевало неврозом страха…”.2 Или: “Дети, пре
натальное развитие которых осложнялось угрозой выкидыша, впоследст
вии чаще заболевали неврозом страха”.3
Обширные исследования в области человеческого бессознательного,
проведенные Графом, позволили ему обнаружить в бессознательной сфе
ре уровень, который назван им перинатальным. Каждый из четырех важ
нейших начальных периодов существования: внутриутробное развитие,
схватки, прохождение по родовым путям и первое время внеутробного
существования накладывает спецдфический отпечаток на психику, внося
вклад во всю нашу жизнь.4
Интересные исследования проведены Д. Чемберлейном, которому уда
лось в сеансах гипнотерапии воскресить воспоминание событий рожде
ния.5
Эти и многие другие исследования показывают, что в ходе своего
внутриутробного развития человек проходит целый ряд постепенно ус
ложняющихся психических переживаний, связанных как непосредствен
но с онтогенезом, так и с различными факторами, от него не зависящими
(переживания матери, внешние воздействия и т.д.). Самым же значи
тельным событием, оставляющим глубокий след в психике, является со
бытие рождения. Запечатлевания во внутриутробном периоде и в процес
се рождения образуют некий фон, на котором формируется сознательное
отношение к миру. Период новорожденности также вносит вклад в этот
фон. И в зависимости от того, каково содержание этих запечатлеваний,
этот фон будет окрашивать дальнейшие впечатления в серые или розовые
тона, оказывая влияние на мировосприятие.
Так или иначе, мы должны признать, что новорожденный — это суще

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign