LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

шается обмен веществ. Благотворно влияет баня на мышцы и суставы.
Однако баню не рекомендуют для новорожденных и грудных детей по
хорошо известным причинам. Можно допустить, что грязная обществен
ная баня — не лучшее место для маленького ребенка. Однако в подходя
щих условиях они могут получить от нее огромную пользу. Ведь раньше
баня считалась достоянием людей всех возрастов. Новорожденных не
только парили в банях — зачастую там они и рождались.
Вот рассказ врача из книги Е.А.Покровского “Физическое развитие
детей разных народов”:
“Хозяйка моей квартиры ночью родила. А утром я ее встретил с ново
рожденным на улице. Она в одной рубахе, юбке и босиком; ребенок на
тряпке, но лицо, голова, живот и ножонки открыты и красны, как кумач,
— доказательство, что он был в бане. Это было в январе, мороз сильный,
баня от избы 200 сажень. Родительница по настоящее время здорова, а
ребенок растет и уже чуть ли не невеста”.2 А вот строчки из эстонского
эпоса “Калевипоэг”: “Линда гуляла: подходит час великий разрешенья…
Истопить велела баню, застелить полок соломой, ложе стонов подгото
вить… Жарко бабы топят баню, воду носят из колодца…”
Использование бань для рождения детей, а также просто банная про
цедура для малышей имеет под собой глубокую основу. Здесь, как и во

1
И.А.Аршавскии. Ваш малыш может не болеть. С.27.
2
Е.А.Покровский. Физическое развитие детей разных народов. М., 1884.

171
многом другом, проявлялись народная мудрость и наблюдательность.
Действительно, баня придает тканям эластичность, а суставам — под
вижность. Поэтому обычай париться непосредственно перед родами спо
собствовал тому, что сами роды были менее травмирующими как для ре
бенка — за счет более легкого прохождения через родовой канал, так и
для матери — за счет лучшей растяжимости тканей промежности. Усло
вия парной позволяют хорошо расслабиться, что приводит к меньшей бо
лезненности родов. Этому же способствует гипоксемия, имеющая место
при нахождении в парной. Кроме того, высокая температура, по
видимому, стимулирует родовую деятельность.
Еще об одном достоинстве бани в этом отношении. При рождении ре
бенка у женщины часто происходят микросмещения костей крестцового
сочленения, что вызывает впоследствии боли в крестце и пояснице, а
иногда и функциональные расстройства органов полости таза из за нару
шенной вследствие этого их иннервации. Баня способствует существен
ному уменьшению этого явления.
Какую же пользу получает младенец? Как уже говорилось, менее трав
мирующее рождение. Далее, пребывание в условиях парной, так же как и
обливание холодной водой, “запускает” систему терморегуляции. Хорошо
включаются в работу сальные и потовые железы. Усиление обмена
веществ и стимулирующее влияние бани на внутренние органы спо
собствуют активному выводу из организма билирубина, что предохраняет
ребенка от послеродовой желтухи.
У ребенка также после рождения имеются микросмещения позвонков,
как правило, в области шеи. Известно, насколько велика в
жизнедеятельности организма роль шейного ганглия. Небольшие
ущемления нервных волокон в этой области в дальнейшем могут
привести к функциональным нарушениям во многих органах. В этом
случае лечение самого органа не эффективно до тех пор, пока не будет
устранена причина. Однако диагностика таких микросмещений сразу
после рождения крайне затруднительна. В бане у младенца
восстановление положения позвонков, по видимому, должно в какой то
степени происходитьчто парная предоставляет стерильную атмосферу и
Заметим также, само собой.
тем самым имеет профилактическое значение против инфицирования ма
тери и ребенка в условиях общей антисанитарии. Не исключено, что
влияние бани на обмен веществ улучшает гормональный обмен между
матерью и ребенком, интенсивно идущий во время родов, что приводит к
усилению иммунитета ребенка и быстрейшему восстановлению матери
после родов.
Обычно грудные и новорожденные дети хорошо переносят банный
жар. Правда, допустимые нагрузки для них существенно меньшие, чем
для взрослых. Дети ведут себя в парной спокойно и даже сосут грудь.

172
Лучший критерий дозировки — это состояние ребенка как в парной, так
и после процедуры. Если малыш начинает капризничать, вести себя бес
покойно, или, наоборот, становится вялым, то следует выйти из парной.
После бани ребенок обычно спит. Если он возбуждается, то следует сни
зить нагрузку.
Потоотделение у маленьких детей становится заметным лишь через
несколько посещений бани, и оно, конечно, значительно меньше, чем у
взрослого.
Следует учитывать, что маленькие дети перегревание переносят хуже,
чем переохлаждение. Поэтому после каждого захода в парную, выждав
1–2 минуты, хорошо окунуться вместе с ребенком в прохладный бассейн
или принять холодный душ, чтобы отвести лишнее тепло.
Регулярное (обычно не чаще 1 раза в неделю) посещение бани с груд
ными детьми действует на них очень благотворно. У ребенка улучшается
сон, общее состояние, он лучше переносит колебания температуры. С
помощью парной можно эффективно помочь организму ребенка справить
ся с токсичными веществами, содержащимися в вакцинах, и лекарствами,
оставшимися после медикализированных родов в родильном доме. В пар
ной хорошо снимается характерный тонус у ребенка, возникающий
вследствие медикаментозной стимуляции родовой дятельности. Хорошо
помогает баня при начинающихся простудах, гриппе. Одним словом, опыт
показывает, что баня так же полезна самым маленьким, как и взрослым.




173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какими мы придем в третье тысячелетие? Какова судьба нашей циви
лизации? Долгосрочные прогнозы делать трудно. Однако совершенно яс
но, что трудно ожидать настоящего прогресса, характеризующегося пре
жде всего глубокими изменениями человеческих возможностей и взаимо
отношений человека с природой, обретением человеком некоего высшего
смысла существования, отличного от существования “особо организован
ного животного”, если мы не поймем, наконец, что этот высший смысл,
наше будущее с каждым новым ребенком вынашивается в материнском
чреве и взывает к нам после рождения, требует быть услышанным и вос
принятым. Услышим ли мы этот глас, приходящий к нам из Неведомого,
или по прежнему будем проявлять вопиющее невежество и слепоту, на
пыщенные гордостью собственного совершенства перед этими недоделан
ными и несовершенными созданиями — нашими детьми?
Что можно ожидать от общества, где отличительной чертой отноше
ния к детям является насилие? Насилие с того времени, когда ребенок
еще не родился. И если родители великодушно позволяют новой жизни
развиваться, то насилие становится постоянным спутником этого разви
тия. Роды, младенчество — нет сегодня другой области, где насилие к
человеку было бы выражено так ярко и при этом прикрывалось множест
вом высокопарных фраз о заботе о будущем поколении. И подобно сред
невековой инквизиции, освящаемой церковью, сегодняшнее насилие над
младенцами освящается медицинской наукой — этой новейшей религией,
низводящей человека до состояния хронического пациента.
Мы настолько привыкли к насилию, что — самое страшное — пере
стали считать это насилием. Дети, с надрывом плачущие в своих кроват
ках в отрыве от матерей — обычная роддомовская картина это нормаль
но. Нормально даже для большинства матерей, воспринимающих это раз
деление как благо, как должное, как достижение цивилизации. Войдите в
любую детскую поликлинику. Матери, выйдя от врача, туго спеленывают
своих детей. И никто не обращает внимания на их плач. Это нормально.
Они протестуют против ограничения своей свободы? Чушь! Младенец на
то и младенец, чтобы плакать. Но плач то бывает разный. Плач радости и
плач жертвы… А вот мама несет малыша, чтобы с помощью шприца в не
го ввели набор высокотоксичных веществ, называемых вакциной. Она его
любит, она о нем заботится. Ватное одеяло в летнюю пору — тоже при
знак материнской любви.
Каким может быть общество, где все дети — жертвы? А жертва не
всегда пассивна. Всего один шаг — и жертва превращается в яростного
агрессора, ослепленного, лишенного рассудка, не склонного делить окру

174
жающих на правых и виноватых. Пока не исчезнет насилие над детьми,
все нынешнее общество будет пропитано насилием. Может быть, не яв
ным, а скрытым, тонким, изощренным, но насилием.
Отсутствие в нашей жизни такого явления, как культура перинаталь
ного периода, приводит к тому, что родители превращаются в послушную
паству новой медицинской религии, уверовав в свою беспомощность и
некомпетентность. Рождение малыша в условиях родильного дома, в ок
ружении медицинского оборудования, с применением медикаментов без
специальных показаний — специфический обряд посвящения в пациенты,
которым, он собственно, стал вместе с матерью еще до своего рождения.
Все дальнейшие обряды в течение первого года жизни, такие как привив
ки, контрольные взвешивания и т.д. — это еще один шаг к постижению
веры, веры в свою беспомощность и незащищенность от опасного окру
жающего мира. На алтарь этой веры родители приносят свое родитель
ское чутье, свою способность и возможность давать ребенку то, чего не
даст ему больше никто, ощущение мира как своего родного дома. Вместо
этого возводится стена отчуждения, любовь и забота пропитаны страхом.
Единственный способ, которым мы можем сделать наших детей здоро
выми, вырастить настоящими хозяевами своей жизни, а не ее жертвами,
— это родительская сознательность, осознанность наших действий по
отношению к детям. Вера тоже должна быть осознанной, вера как свиде
тельство силы, а не беспомощности.
Подход к младенцу первого года жизни, выраженный в этой книге, —
лишь первые шаги, первый опыт в приобретении этой осознанности. И
опыт многих родителей, следующих этим принципам, показывает, что не
все еще потеряно, что мы можем возродить утраченное культурное звено.
Медицинская наука продолжает свои поиски насущных проблем ран
него детства и строит свои прогнозы. Вот пример “научных” фантазий,
выражающий специфическое медицинизированное отношение к нашей
жизни:
“Представим себе, что мы попали в XXI век. Идет год, ну, скажем
2020…
Если кто либо захотел бы сопоставить сегодняшний уровень развития
биомедицины и нового периода (назовем их для удобства первым и вто
рым периодами), то можно было бы увидеть многочисленные связи между
ними. И все же перемены будут разительны.
Еще в первом периоде была высказана гипотеза, что если удлинить
срок развития и созревания организма, то тем самым можно существенно
увеличить максимальную продолжительность жизни. Например, при дли
тельности периода созревания около 50 лет средняя продолжительность
жизни должна увеличиться до 250 лет. Это предположение подтверди
лось, и теперь специальными способами несколько увеличивали как дли

175
тельность беременности, так и периода полового созревания. В относи
тельно ранние сроки беременности извлекались клетки из оболочек заро
дыша для исследования, позволяющего выявить дефектные гены. Сущест
вовала также научная школа, занимавшаяся исправлением генетических
дефектов. Последователи этого направления производили оплодотворение
яйцеклетки вне организма, а затем, после генетического обследования
эмбриона, его трансплантировали в подготовленный соответствующими
гормонами организм будущей матери. (Наконец, радикальная научная
школа исходила из того, что весь период эмбрионального развития необ
ходимо производить вне организма в специально контролируемых усло
виях, но по психологическим мотивам это направление имело мало сто
ронников). В период беременности особенно строго контролировали со
стояние обмена веществ в организме матери…” 1
Чуть пофантазировав, несложно представить, как проходили бы роды
и период раннего младенчества. Можно бы улыбнуться, но ведь самое
печальное в том, что это вовсе не шутка. Это грезы ученого о будущем. И
в той или иной степени большинство ученых медиков видит будущее в
том же свете. Исправить несовершенную природу — вот основной лейт
мотив всех помыслов и действий. Что это, как не все то же насилие? Это
вера, религия, забывающая о том, для кого она предназначена, — о чело
веке. По словам известного американского врача доктора Роберта Мен
дельсона, “проблемой современной медицины является то, что она полно
стью игнорирует этику”.2
Отсутствие этики и, соответственно, сведение феномена человека
полностью к сфере физиологии порождает различные тенденции в вопро
сах здоровья.
“Я предположил бы существование двух расходящихся тенденций…”,
— отмечает Р.Мендельсон. — “Большинство… будет продолжать идти
тем же путем, в направлении медицинизации своих жизней, со все новы
ми и новыми докторами, новой и новой медициной, хирургией и новыми и
новыми больницами. Меньшинство будет идти путем хорошей предродо
вой подготовки, домашних родов, грудного вскармливания и далее прочь
от докторов и больниц”.3
Вторая тенденция — это иной взгляд на человека в целом, подход
осознанный, построенный прежде всего на этике. Главный мотив здесь —
не исправлять “ошибок природы”, не совершать над ней насилие, а сле
довать ее законам. Это подход экологический, направленный на единство

1
Д.М.Дильман. Большие биологические часы. М., 1986. С. 239.
2
Mothering 10: Winter 1979. The twilight of Modern Medicine. An interview with Robert
Mendelson, M.D. P.5.
3
Mothering 10: Winter 1979. The twilight of Modern Medicine. An interview with Robert
Mendelson, M.D. P.5.

176
человека с природой, на использование действующих в ней сил посредст
вом установления гармонии, а не завоевания, покорения, насилия.
Природа не исчерпала своих возможностей в эволюции человека. У
младенца реализация этих возможностей заложена в удовлетворении его
естественных потребностей. Именно естественных, а не формирование
новых, “цивилизованных” — в комфорте, деликатесной еде и переедании,
отсутствии движений и т.д. “Окультуривая” эти потребности, т.е. приво
дя их в соответствие с нашими жизненными условиями, можно добиться
высоких результатов в здоровье и психическом развитии детей.
Явления импринтинга (раннего запечатлевания) и физиологического
стресса — те главные механизмы, опираясь на которые мы можем с само
го раннего возраста открыть возможность действия могучих природных
сил, управляющих эволюцией, заложить основы экологического мышле
ния и гармоничной жизни. “Реакции типа физиологического стресса, —
отмечал И.А.Аршавский, — являются основой прогрессивной эволюции
как в онто так и филогенезе. Эти пути еще не закрыты и для прогрессив
ных преобразований в эволюции человека”.1
Главная цель, которую мы преследовали, — это не строгие методиче
ские указания для родителей. Мы хотели скорее показать основные про
блемы, нежели их окончательно разрешить. Поскольку осознанное роди
тельство начинается прежде всего с понимания этих проблем. Конкрет
ные же подходы в каждом отдельном случае должны определяться сами
ми родителями. Это — прерогатива их творческого подхода, творчества,
основанного на знании, а, главное, чувствовании своего малыша. Воспи
тывать ребенка по книге — идея совершенно абсурдная и бесплодная. Но
книга может помочь приобрести личный опыт, всегда включающий в себя
не только опыт практических действий, но и результаты наших умствен
ных усилий, результаты осмысления тех или иных проблем. А все, что мы
можем дать своим детям, — это в конечном итоге лишь наш индивиду
альный жизненный опыт.




1
И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. С.227.

177
ПРИЛОЖЕНИЕ
К.Н.МХИТАРЯН
АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О РОЛИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА
В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА
Согласно астрологическим представлениям, судьба человека с боль
шой точностью может быть определена из его катальной карты, или горо
скопа. Гороскоп — это символическое изображение Солнечной Системы
так, как она видна из места рождения. Натальная карта (гороскоп) задает
сценарий (также символический), или “матрицу” будущих событий и по
рядок их реализации. Предсказательные процедуры в астрологии сводят
ся, в некотором смысле, к сравнению натальной карты и прогрессивных
карт символических изображений Солнечной Системы так, как она видна
из места нахождения ребенка в течении 1 х суток или 1 го года от момен
та его рождения.
Предсказание основано на принципе символического преобразования
времен: каждый год будущей жизни человека приравнивается к 4 м мину
там первых суток или к одному дню первого года его жизни.
Например, чтобы определить события, которые произойдут на 30 м го
ду жизни человека, рассматривается символическое изображение Сол
нечной Системы — как она видна через 2 часа (или 30 дней) после его
рождения. Это изображение сравнивается с исходным изображением, т.е.
с натальной картой. Результат сравнения интерпретируется как некото
рый тип события.
Астрологическое предсказание не фатально. Скорее оно напоминает
многовариантный сценарий, который предусматривает и счастливые и
несчастные исходы. Тем не менее астрологический прогноз четко указы
вает структуру события, соотношение между числами и обстоятельства
ми, его определяющими.
Вложить в структуру событий сущностное содержание может только
свободная воля человека. Точность конкретного прогноза астролога опи
рается в большой степени на оценку качества этой воли, ее потенции у
квестора (человека, натальную карту которого рассматривает астролог).
Таким образом, с точки зрения астролога, структура судьбы человека
(ее сценарий или секрет) предопределена моментом и местом его рожде
ния.
При этом событийная структура малых интервалов времени с момента
рождения человека несет в себе символическое изображение событийной


178
структуры больших временных интервалов, охватывающих всю человече
скую жизнь (и даже проистекающие из нее следствия).
Такую точку зрения нельзя совместить с представлениями (достаточно
распространенными) об астрологии как о науке, изучающей “влияние”
планет и звезд на Землю. Во первых, теория “влияния” не может объяс
нить универсальность астрологического сценария, т.е. одновременный
учет таких факторов, как наследственность, окружающая среда, воспита
ние, данное родителями и т.п. Эти факторы, разумеется, не зависят (по
крайней мере прямо) от планетных “влияний” и совершенно ясно, что
предполагаемые “влияния” занимали бы в их ряду далеко не первое ме
сто.
Во вторых, в абсолютном большинстве предсказательных процедур (и
во всех процедурах, предсказывающих хоть сколь нибудь серьезные собы
тия) используют не изображения реальных планет, а изображения сим
волических точек, ничего общего с местоположением настоящих планет
не имеющих. Разумеется, такие символические точки никак “влиять” на
Землю не могут.
Более правильным представляется утверждение о том, что каждый
момент времени и место пространства обладают неповторимой индивиду
альностью, внутренней, только ему присущей потенцией. Новорожденный
принимает индивидуальность момента (и места), в которой (в котором) он
был рожден, за эталон, опорную систему восприятия мира. Любое собы
тие в его жизни есть результат сравнения эталона индивидуальности мо
мента его рождения с индивидуальностью момента, в который это собы
тие происходит.
Событийное время, т.е. время как последовательность субъективно
воспринимаемых событий, обладает свойством холистичности. Это озна
чает, что событийная структура малых его интервалов (с момента рожде
ния индивидуума) символически отражает событийную структуру боль
ших временных интервалов (покрывающих жизнь индивидуума). То, как
происходило рождение ребенка, и то, как протекали первые часы (сутки,
недели и месяцы) его жизни, есть символическое изображение всей его
будущей жизни.
Одна из суффийских легенд гласит, что некий весьма образованный
астролог, потешавшийся над “тайным знанием” суфиев, столкнулся с од
ним из них в момент рождения своего сына. Суфий зашел в дом спросить
милостыню. Желая высмеять неуча, астролог предложил суфию предска
зать судьбу младенца. Суфий попросил разрешения немного понаблюдать
за новорожденным. Спустя какое то время в окно влетела оса. Она села
на младенца и окружающие замерли в ужасе: укус осы может убить ма
ленького ребенка. Однако не растерявшийся дядя молниеносным движе
нием сбросил осу, схватил ее и убил, не испугавшись жала. В тот же мо

179
мент луч Солнца упал на лицо новорожденного, и он заплакал. Тогда су
фий встал и сказал, что, по его мнению, ребенок достигнет видного по
ложения при дворе правителя, однако будет момент, когда его оклевещут
перед владыкой враги. Ему будет угрожать смерть. Но найдется у него
верный друг, который не только спасет ему жизнь, но и убьет его врага. К
изумлению астролога, звездная карта показывала то же самое. Мы же со
своей стороны можем сказать, что, несмотря на всю свою осведомлен
ность, астролог в легенде не умел читать символизма событий, а суфий
умел.
Из сказанного вытекают два практических вывода. Первый: принимая
ребенка в Мир, вы имеете уникальную возможность как то устроить для
него этот мир. Чтобы вы ни делали потом, момент родов и первые сутки
— решающие. Все дальнейшее будет рассматриваться вашим ребенком
через призму именно этого, внешне коротенького, промежутка времени.
Второй: бесполезно обращаться к астрологу, чтобы он определил “бла
гоприятные” и “неблагоприятные” моменты рождения и зачатия ребенка.
Точнее говоря, это второстепенно. Если вы стараетесь для вашего буду
щего ребенка с любовью, если входящего в жизнь примете как Личность,
а не как игрушку, у вас не получится “неблагоприятного” момента родов,
и поверьте, природа выберет его вам с большим вкусом и размахом, не
жели астролог.
Автору этих комментариев и его учителю приходилось сталкиваться с
очень нервными и взбалмошными женщинами, которые, исходя из идеи
“благоприятного момента”, хотели улучшить гороскопы своих будущих
детей любой ценой, а именно ценой кесарева сечения. Необходимые рас
четы были проведены, даты подобраны, достигнута договоренность с вра
чами. И что же? Перегорал свет в операционной, ломался транспорт, за
болевал хирург и в результате ребенок появлялся на свет в момент, когда
его натальная карта точно соответствовала той воспитательной катего
рии, которой обладала его мама. Природу нельзя обмануть! Поэтому пра
вильная организация периода беременности, родов и непосредственно
следующего за родами периода — неизмеримо более грамотный с астро
логической точки зрения акт, нежели высчитывание (обычно, к тому же,
неграмотное) “благоприятных” и “неблагоприятных” интервалов. Это,
разумеется, не исключает ни консультаций с астрологами, ни использо
вание специальных астрологических знаний. Автор надеется посвятить
этим вопросам отдельную книгу.
К каким же символическим событиям и нашим изменениям в сценарии
судьбы должен, с точки зрения астролога, привести подход, изложенный
в этой книге?
Первая особенность предлагаемого подхода — отношение к новоро
жденному как к Личности. Ребенок мыслится самостоятельной сущно

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign