LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мя года следует предлагать ему гулять босиком, что дети любят. Не бой
тесь “синих ножек”, — это нормальная реакция сосудов, направленная на
сохранение тепла, а не признак замерзания. Если ребенку холодно, он
обязательно даст об этом знать.
Если ребенок родился летом и погода стоит теплая, то с первых же
дней с ним можно гулять (в парке, в лесу, подальше от автодорог и зага
зованных улиц). На матрац коляски стелется клеенка, сверху пеленка,
голенький малыш кладется на животик и прикрывается еще одной пелен
кой или одеялом, если прохладно. Если очень жарко, то можно его вооб
ще ничем не укрывать. (От яркого солнца, насекомых и посторонних глаз
на коробку коляски желательно набросить кусок марли.)
Полезно и зимой на короткое время выносить обнаженного ребенка на
воздух, например, на балкон, прижимая его сначала к своему телу (кото
рое также должно быть обнажено). Продолжительность экспозиции на
холодном воздухе должна быть такой, чтобы не появлялось признаков

162
замерзания. С увеличением времени пребывания на морозном воздухе
следует делать с ребенком физические упражнения. После набросить на
него одеяло и покормить грудью.
На короткое время можно ставить малыша ножками на снег. В даль
нейшем, если вы покажете ему пример, у него не будет никаких психоло
гических барьеров, препятствующих ему спокойно пойти за вами босиком
по снегу.
Солнечные лучи также полезны малышам с первых же дней. Под
влиянием солнечных лучей погибают болезнетворные бактерии, стабили
зируется качественный состав крови, улучшается обмен веществ, повы
шается сопротивляемость болезням.
Самые маленькие дети не меньше, чем другие, нуждаются в солнце. И
нежность их кожи и чувствительность организма не являются убедитель
ными причинами, чтобы лишать детей солнечных лучей до 3 х месяцев
или даже более. Имеет ли смысл давать им искусственно синтезирован
ный витамин D (на чем всегда настаивают врачи), если организм сам
произведет этот витамин под действием солнца? Имеет ли смысл пользо
ваться присыпками и мазями, если солнце за короткое время приведет
складочки на коже в порядок?
Выносить ребенка на солнце можно с самых первых дней после рож
дения, однако на длительное время — только в отраженные или рассеян
ные солнечные лучи. На открытом солнце малыш должен быть только в
бодрствующем состоянии.
Не нужно покрывать ребенку голову. Природа предусмотрела меха
низмы защиты головного мозга как от холода, так и от перегрева. Посто
янные советы надевать чепчик или панамку имеют следствием быструю
детренировку этих механизмов.
Можно “загорать” зимой через окно. Стекло в какой то степени про
пускает ультрафиолетовые лучи.
В первые дни жизни пребывание новорожденного на солнце очень по
лезно при развивающейся физиологической желтухе. Солнечные лучи
активизируют вывод билирубина, и иногда желтуха проходит прямо на
глазах, если выносить ребенка на солнце периодически на несколько ми
нут в течение дня. Часто эффект виден после первых же минут нахожде
ния его на солнце.
Не нужно прятать детей от солнца. Солнце — это не только закали
вающий организм факторам и источник “солнечного” настроения. Пусть
оно будет с самых первых дней жизни.

2. Холодные обливания
Ранее мы рассмотрели плавание новорожденных и грудных детей, со
четающее физические нагрузки и свободу движений с благотворным

163
влиянием воды на организм. Теперь рассмотрим обливание водой как за
каливающую процедуру.
Обливание — самая доступная и потому самая распространенная про
цедура с водой. Обливание можно производить из емкости (таза, ведра)
или из душа. Однако обливание из емкости отличается тем, что за корот
кий промежуток времени обеспечивается контакт с водой всей поверхно
сти тела, что не достижимо при обливании из душа. При пользовании же
душем вода обливает поочередно различные участки тела и, кроме того,
сама процедура обливания всегда более длительна.
Когда же начинать обливания и какой температуры должна быть вода?
Обычные рекомендации в преддошкольный период (от рождения до 3 х
лет) детей обливают водой температурой 36–34°С, доводя ее постепенно
до 26–24°С при температуре воздуха 20–22°С. Обливание “производят из
кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избе
жать сильного механического воздействия потока воды… Голову обливать
не рекомендуется”.1 К 2–3 годам имеем следующее достижение: “Детей
2–3 лет летом полезно обливать из лейки в течение 20–30 секунд и после
этого энергично вытирать. Температуру воды с 34–36°С следует посте
пенно доводить до 25–27°С… Голову обливать не рекомендуется”.2
Сразу бросаются в глаза следующие непонятные вещи. Является ли
это закаливанием холодом или чем то еще? Если обливание водой ком
фортной температуры рекомендуется начинать с 3 х месяцев, то чем это
отличается от купания малыша в воде той же температуры, что “разре
шается” делать гораздо раньше? Если можно голову мыть, то почему ее
не рекомендуется обливать? И уж совсем абсурдна мысль, что поток воды
из лейки может нанести ребенку травму. А вот что читаем в книге
В.Жука “Мать и дитя”, приводящего наблюдения одного земского врача:
“Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной во
де, развиваются и растут лучше, чем крещенные в теплой купели. По де
ревням крестят чаще всего на 1 й, 2 й день после рождения. Крестьян
ских детей священники крестят обыкновенно в холодной воде, прямо из
колодца, как летом, так и зимою. Некоторые священники сообщали, что
зимою в церкви они крестили детей в воде, из которой только что вынут
лед.
Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из
колодца, развивается очень быстро и принимает особый приятный и бод
рый вид. Дитя, погруженное в холодную воду, вскрикивает, но сейчас же
успокаивается: он быстро нагревается; а с другого пар просто валит, пока
он лежит открытый. Быстрое погружение в холодную воду усиливает все

1
Ю.Н.Чусов. Закаливание школьников. М., 1986.
2
Е.И.Янкелевич. Для самых маленьких. С.73.

164
процессы обмена, поднимает упавшее питание и кроветворение, исправ
ляет еще не установившееся движение соков; кожа краснеет и приятна
на вид.
Совершенно иначе действует крещение в теплой воде. И крепкое, и
слабое дитя одинаково плохо отвечает на нее. До погружения дитя лежит
тихо, после погружения в теплую воду кричит. Теплая вода, не дав ника
кого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело,
несчастный ребенок мерзнет, дрожит, бледнеет… Температура долго не
устанавливается…
Все священники заявили о преимуществах холодной воды. Из 22 де
тей, крещенных в теплой воде, умерло 9,4%; из 42 детей, крещенных в
холодной воде, умерло 1–2%”.1
Такое реагирование детей на теплую и холодную воду подтверждают
элементарные наблюдения. Именно то, что вода рекомендуемой темпера
туры охлаждает тело при испарении, при этом “не дав никакого толчка
ни коже, ни сосудистой системе”, часто приводит к тому, что ребенок
заболевает, не будучи способным переносить такие охлаждения. Не по
могает и рекомендация сразу вытирать насухо.
Такие процедуры “закаливания” усугубляются неестественными усло
виями содержания детей, детренирующими способность к терморегуля
ции.
Важно то, чтобы при обливании ребенка водой и, следовательно, при
его охлаждении, организм получал толчок, активизировался на борьбу с
охлаждением. И такой толчок может дать только холодная вода.
Однако “здравый смысл”, диктующий установку: “холодно” значит
“плохо”, не позволяет многим родителям понять эту простую истину. По
беждает страх перед возможностью переохладить ребенка. В результате
имеем парадоксальную ситуацию: заботясь о здоровье своего малыша,
родители начинают делать то, что для его здоровья оказывается опасным,
— регулярно обливать его теплой или прохладной водой.
Приступая к закаливанию ребенка, прежде всего нужно хорошо по
нять и проверить на себе, что безопасными то как раз оказываются обли
вания как можно более холодной водой, что только такие обливания дают
закаливающий эффект.
Опасение же переохлаждения ребенка — это та дань, которую мы
платим за извращенный медицинизированный подход к новорожденным и
грудным детям.
“Знайте, — пишет на основании своего богатого опыта Б.С.Толкачев,
— что ни низкая температура воды, ни длительность купания не способ
ствуют простуде, ибо организм ребенка на холодовой раздражитель не

1
В.Жук. Мать и дитя. СПб., 1905.

165
медленно отвечает таким бурным обменом веществ, что впору думать о
том, чтобы потом в пеленках не перегрелся!”.1
Важно лишь, “что чем ближе вода по своей температуре к точке за
мерзания, тем лучше и для больного, и для здорового человека”.2
Перед обливанием хорошо проделать с малышом интенсивные физиче
ские упражнения. Затем в тазик или ведро с холодной водой на короткое
время сначала опустить ножки ребенка (это необходимо, пока у него не
выработалась условная реакция, т.е. реакция на охлаждение перед непо
средственным воздействием холода, поскольку он еще не сознает, что
будет облит холодной водой), а затем, после появления реакции в виде
ярко выраженного мышечного тонуса, облить все тело, стараясь, чтобы
максимальная поверхность тела за короткое время проконтактировала с
водой. Обливать следует с головой, так как иначе эффект будет сущест
венно ниже, поскольку стимуляция рецепторов кожи на голове и лице
играет значительную роль в формировании ответной реакции организма.
Нормальная реакция ребенка — повышение мышечного тонуса и дви
гательной активности, покраснение кожи. После обливания он быстро
нагревается, так что не следует его сразу же вытирать и закутывать.
Пусть немного побудет голеньким. Затем просто накройте пеленкой и
приложите к груди. После обливания активизируется сосательный реф
лекс и дети активно сосут грудь.
На обливание малыш отвечает резким вскрикиванием. Это совершен
но естественно, так как у него еще нет механизмов, позволяющих сдер
жать выражение своих реакций. Но малыш быстро успокаивается, осо
бенно если приложить его к груди.
Когда же начинать обливания? Как мы видели, детей крестили в хо
лодной воде уже на 1–2 й день после рождения. Сегодняшняя практика
подтверждает полезность этой процедуры. Обливание ребенка на 1–2 й
день после рождения “запускает” его терморегуляцию. Уже с первых же
дней он прекрасно начинает переносить температурные перепады.
Некоторые родители предпочитали впервые облить своего ребенка
сразу же после рождения, иногда даже когда еще не перерезана пупови
на. Мать обливается холодной водой сама сразу же после родов и обли
вает малыша вместе с собой. Обливание после родов способствует быст
рому восстановлению сил, усиливает маточные сокращения. Что касается
ребенка, то после обливания у него полностью исчезает синюшный отте
нок кожи (цианоз), она приобретает приятный розовый цвет, ребенок не
мерзнет обнаженным при комнатной температуре и активно сосет грудь.
Одним словом, он быстро адаптируется к новым условиям.

1
Б.С.Толкачев. Физкультурный заслон ОРЗ. М., 1992. С.53.
2
Там же, С.52.

166
Сразу же по прибытии из родильного дома ребенка следует перевести
на естественный образ жизни, давать ему больше воздуха и солнца,
больше носить его на руках, начать выполнять физические упражнения, а
также упражнения в воде. И, конечно же, приступить к ежедневным хо
лодным обливаниям.

3. Купание в естественных водоемах
Купание в естественных водоемах — достаточно сильная процедура,
так как совмещает воздействие воды (как правило, прохладной даже в
летнее время), воздуха и иногда солнца.
Летом можно брать детей с собой на пляж и купать их вместе с собой.
Продолжительность купания различна в зависимости от температуры во
ды. Дрожанием подбородка малыш всегда даст знать, что ему холодно и
следует прекратить купание. Купание должно быть активным, нужно во
дить ребенка по воде, стимулируя его движения, погружать его под воду,
нырять вместе с ним.
При купании в морской воде теплоотдача организма выше, чем в пре
сной воде. Однако морская вода из за содержащихся в ней солей оказы
вает более благотворное влияние на организм.
Подробнее остановимся на такой сильной процедуре, как погружение
младенца в ледяную прорубь, вокруг которой так много всяких пересудов
и разноречивых мнений. Эта процедура вызывает особенно критическую
реакцию среди ортодоксально настроенных медиков и негодующие воз
гласы неподготовленных зрителей.
Действительно, мы совершенно не привыкли видеть ребенка, тем бо
лее новорожденного, в ледяной воде. Выше мы привели наблюдения из
книги В.Жука “Мать и дитя”, которые говорят в пользу крещения в хо
лодной воде. Однако даже и раньше, по видимому, не у всех это зрелище
вызывало положительные эмоции. Не избежал отрицательных впечатле
ний и М.В.Ломоносов, писавший: “…Попы, не только деревенские, но и
городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда со
льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натураль
ная, без примешения… Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то
часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив
избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после
преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смерто
носная болезнь удобнее возобновится… Упрямых попов, кои хотят на
сильно крестить холодной водою, почитаю я палачами, затем что желают
после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти”.1


1
Цит. по кн.: Ю.М.Чусов. Закаливание школьников. М., 1986.

167
Как видим, диаметрально противоположное мнение. И сейчас “пала
чами” почитают многие тех родителей, которые погружают ребенка в про
рубь. Однако до сих пор, когда уже сотни младенцев в последние годы
познали прорубь, никто не наблюдал признаков “падучей болезни”, а на
оборот, наблюдали излечение многих распространенных у детей заболе
ваний, особенно инфекционных. А когда у ребенка лезут зубы, купание в
ледяной воде значительно облегчает его страдания. И верно ли то, что
“всякий младенец после преодолеть должен” некие болезни? Благодаря
естественному образу жизни и закаливанию сегодня многие дети, не
смотря на многочисленные пророчества, так ничем и не заболели кроме
легких простуд, не сделав при этом ни одной прививки. (А может быть
эти “следующие болезни” проходили у них в такой форме?)
Мнения ортодоксальных медиков, как уже отмечалось, в основном от
рицательные. Говорят о так называемой цене адаптации, которую запла
тит ребенок из за таких процедур. Ссылаются также на отсутствие науч
ных данных (которые естественно не могут появиться, если проблема от
вергается сразу же).
Вот мнение известного специалиста в области закаливания
А.Н.Колгушкина:
“Первичный положительный результат закаливания ледяной водой
часто проявляется сразу же: дети крепнут на глазах, избавляются от про
студных заболеваний, быстрее развиваются. Но не менее важны и отда
ленные последствия. Возьмем, к примеру, девочку. Ее организм нежнее и
восприимчивее к сильным стрессам, к температурным колебаниям внеш
ней среды, к холоду, к кожным раздражениям. У нее повышена нервно
психическая возбудимость, недостаточна стойкость против стрессов. Ре
бенок по пути к расцвету женственности, зрелости и материнству должен
пройти несколько стадий развития: детство, подростковый период,
юность, когда происходят сложнейшие физиологические и психические
процессы, гармонично развивающие все жизненные системы организма,
закладывающие основы здоровья на всю жизнь, в том числе способность
к материнству, как один из важнейших критериев здоровья. Вот до пе
риода материнства и должен продлиться эксперимент, то есть до 18–20
лет. Тогда только можно уверенно сказать, что купания в снегу и холод
ной воде ребенку, подростку, девушке полезны на всех возрастных стади
ях развития, что они не имеют отдаленных отрицательных последствий”.1
Точка зрения вполне обоснованная и, вероятно, многие с ней могли бы
согласиться. Однако странно, что, говоря об отдаленных последствиях
раннего начала закаливания, мало кто задумывается об отдаленных по
следствиях лечения (точнее говорить залечивания) грудных и новорож

1
А.Н.Колгушкин. Целебный холод воды. М., 1986. С. 85.

168
денных детей антибиотиками и психотропными средствами, о последст
виях психических травм при рождении, гарантированных при сегодняш
ней системе родовспоможения, об отдаленных последствиях массовых
иммунизаций. Сегодня все большее число родителей убеждается в пороч
ности медицинизированного подхода к ребенку. Большинство медицин
ских работников не замечает и этого, несмотря на рост детской заболе
ваемости, уповая на новейшие препараты и процедуры, создавая новые
вакцины и усиливая опеку, насаждая все те же старые принципы. Если
верно то, что здоровье закладывается с детства, то по сегодняшнему
уровню здоровья молодого поколения мы вполне можем судить о послед
ствиях того, что предлагается для детей. Что касается материнства, то
число бесплодных женщин и гинекологических больных говорит само за
себя.
Верно, что ребенок должен пройти несколько стадий развития, имею
щих свои особенности, до зрелости и материнства. Но здесь мы должны
говорить о дозировке процедур и едва ли об отказе от них “до 16–18 лет,
до завершения периода полового созревания, когда организм в основном
сформируется…”.1 В современных условиях, возможно, логичнее верить
древнему опыту народов и субъективным ощущениям родителей, чем
ждать каких либо научных обоснований. Ибо пока мы видим лишь поло
жительные результаты такого закаливания и отрицательные последствия
традиционного подхода к детям.
При соответствующих условиях погружение в ледяную прорубь явля
ется для ребенка воздействием в границах физиологического стресса и
поэтому не должно вызывать потери в виде платы за адаптацию, что хо
рошо видно из описанных нами ранее свойств физиологического и пато
логического стрессов.
Вот как отвечает на вопрос о возможности погружения ребенка в про
рубь И.А.Аршавский: “…да, погружать ребенка, даже первых недель жиз
ни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными
последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется”.2 Но
при этом он подчеркивает и важность контроля степени воздействия.
Критерий — повышение мышечного тонуса и двигательной активности.
Отсутствие этих реакций будет свидетельствовать, что воздействие пере
ходит границы физиологического стресса.
Однако далее И.А.Аршавский отмечает: “Итак, мгновенное погруже
ние допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по
видимому, и нежелательно”.3


1
Там же. С.87.
2
И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. М., 1990. С.26.
3
Там же. С.27.

169
Можно бы согласиться с известным ученым, если бы не одно обстоя
тельство. Вот незатейливый сюжет в картинках для детей: мальчики иг
рают в хоккей на льду замерзшей речки; один из них проваливается под
лед, промочив ноги, после чего товарищи помогают ему быстро добежать
до дома. Финал истории: мальчик в постели, с толстым компрессом на
горле, на тумбочке бутылка с микстурой, а вокруг друзья, пришедшие его
навестить. Воспитательная задача этого сюжета проста и понятна: друга
нельзя оставлять в беде. Однако попутно проходит и еще одна логическая
связь между промоченными ногами и сильной простудой. Эта связь проч
но укрепилась в сознании большинства людей, и никакие холодные обли
вания не помогут ее разрушить. Ведь мальчик провалился не в ванну, а в
прорубь.
Даже при обливаниях самой холодной водой в домашних условиях
всегда остается подсознательный страх перед водой в естественных усло
виях, то есть в проруби, а также перед снегом.
Вспомним, что именно закаливание в естественных условиях будет
иметь наибольшую ценность в формировании у ребенка экологического
мышления.
Какие же непременные условия должны соблюдаться при погружении
детей в прорубь?
Во первых, естественный образ жизни ребенка. Тех, кто критикует ку
пание детей в проруби, можно считать правыми в том смысле, что для
ребенка, воспитываемого традиционно, а стало быть, имеющего нарушен
ную терморегуляцию, такая нагрузка может оказаться слишком сильной.
Во вторых, сами родители (или хотя бы один из них) должны исполь
зовать эту процедуру в своем закаливании. В этой сильной процедуре
особенно должны быть исключены возможные подсознательные страхи.
Психический настрой должен быть исключительно положительным.
В третьих, весьма желательно, чтобы мать занималась закаливанием
во время беременности, в том числе и купанием в проруби.
В четвертых, эта “пиковая” процедура должна проводиться на фоне
других закаливающих мероприятий (гимнастика, плавание, воздух и
солнце и т.д.).
Необходимо также отметить, что речь идет вовсе не о “моржевании”,
то есть о регулярном и частом купании в проруби, могущим быть при
этом и длительным по времени. Речь идет об эпизодических погружениях,
происходящих обычно не чаще одного раза в неделю. (Более частые лишь
в случаях определенных заболеваний.) При регулярных частых купаниях
реакция организма может перейти границы физиологического стресса.
“Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпывает




170
адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой
развития и снижением иммунобиологической устойчивости”.1
Погружать детей в прорубь некоторые родители начинают с месячного
возраста, а иногда и раньше. Как правило, лучше самому залезть в воду
вместе с малышом, окунуть его (включая голову) один или несколько раз
подряд. После этого завернуть в одеяло, по возможности зайти в теплое
помещение и приложить его к груди.
Еще раз отметим, что как ни при какой другой процедуре здесь важна
подготовленность родителей и настрой на положительный результат.

4. Баня
Баня — исключительно полезная закаливающая процедура, благо
творно влияющая на весь организм. Банная процедура — прекрасная ги
гиена тела. В банном жару погибают многие бактерии, повышается тем
пература внутренних органов, что активизирует их работу, выводит ток
сичные продукты обмена веществ. При высокой температуре тела орга
низм производит интерферон и глобулины, что делает баню мощным про
филактическим средством против инфекционных заболеваний. При бан
ной процедуре улучшается деятельность потовых и сальных желез, улуч

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign