LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


153
уберечь ребенка в первые годы жизни, он рано или поздно начинает бо
леть, не в силах справиться с малейшими отклонениями во внешних ус
ловиях. И совершенно курьезным выглядит удивление родителей, когда
практически ни разу не заболев за первый второй годы жизни, ребенок
вдруг начинает болеть одной болезнью за другой. Все это приводит к вы
воду, что закаливание нужно начинать в детстве, и чем раньше, тем луч
ше.
Мы уже упоминали о так называемых критических периодах (пере
ходных между двумя относительно длительными и стабильными), како
вым является и период новорожденности, и о наибольшей эффективности
воздействия физиологических стрессовых раздражителей именно в такие
периоды. Поэтому логично заключить, что закаливание в периоде ново
рожденности будет иметь сильный и долговременный эффект.
Подход к закаливанию маленьких детей в современной медицине свя
зан прежде всего с понятием о терморегуляции ребенка, которая, как не
трудно догадаться, представляется весьма несовершенной. А потому
вполне естественно, что о закаливании новорожденных детей речь не
идет вовсе (что также соответствует подходу к периоду новорожденности
как к периоду наблюдения за ребенком на предмет выявления патологий
развития). В результате мы имеем следующие “научные” рекомендации:
“воздушные ванны начинают проводить с 1,5–2 месячными детьми…'';
“обтирание начинают детям 2–З месячного возраста…”; солнечные ванны
“можно начинать с детьми 3–4 месячного возраста”; “физические упраж
нения надо начинать делать каждому здоровому ребенку с 1,5–2
месячного возраста”; “массаж можно начинать с 3–4 недель жизни ре
бенка…” 1 Так что, по крайней мере, до 3–4 недель единственным “зака
ливанием” являются “воздушные ванны” при перепеленывании.
Содержание младенца весь период новорожденности в обычно приня
тых условиях (вспомним: 32–34°С и более 90% влажности) приводит к
тому, что едва ли можно вообще говорить о какой то терморегуляции.
Распеленутый, он начинает дрожать даже при комнатной температуре. Не
потому ли все рекомендации по физической культуре, массажу и закали
ванию напоминают программу реабилитации тяжело больного? Кому пер
вому в цивилизованном двадцатом веке пришла в голову столь изощрен
ная жестокость сначала калечить, а потом самозабвенно лечить, прони
каясь самыми благородными побуждениями?
Что же обычно служит основаниями считать терморегуляцию ребенка
несовершенной? Какую очередную ошибку совершила природа, обрекая
новорожденных на верную гибель вне тех ужасающих условий, которые
им принято создавать?

1
См.: Е.И.Янкелевич. Для самых маленьких. М., 1985.

154
“В целом терморегуляция у новорожденных значительно менее совер
шенна, чем у взрослых. Это проявляется в неустойчивости температуры
тела. Увеличение теплопродукции выражено относительно слабо, отсут
ствует холодовая дрожь. Усиление теплоотдачи ограничено относительно
высокой температурой кожи в термонейтральной зоне и относительно
малым количеством образующегося пота. Недостаточная эффективность
терморегуляции связана и с относительно большой поверхностью тела, а
также с низкой термоизоляцией организма.” 1
Или, быть может, это природа столь жестока, производя на свет такие
несовершенные создания?
Согласно правилу Рубнера, или “энергетическому правилу поверхно
сти”, теплоотдача ребенка в окружающую среду больше по сравнению со
взрослым. В цифрах это выражается следующим образом: если относи
тельные поверхности тела (в см/кг) у взрослого и грудного ребенка со
относятся как 221/528, то величина теплопродукции (в кДж на 1
кг/сутки) как 146/380 (взрослый — в покое).2 Отсюда видно, что груд
ной ребенок теряет тепла больше, и его большее производство не компен
сирует разницу относительно организма взрослого человека. Соответст
венно выше температура термоиндифферентной зоны — 32–34°С (у
взрослого 28–30°С).
“Более высокая температура термоиндифферентной зоны у детей обу
словлена соотношением теплопродукции и теплоотдачи. Теплопродукция
в тканях новорожденных в расчете на 1 кг их массы приблизительно в 1,4
раза выше, чем у взрослых, но и теплоотдача у новорожденных вследст
вие относительной большой поверхности тела и низкой термоизоляции
происходит в 2,5 раза интенсивнее, чем у взрослых, поэтому для сохра
нения постоянной температуры тела требуется более высокая температу
ра внешней среды”.3
Кроме того, считается, что терморегуляция ребенка (особенно ново
рожденного) осуществляется в основном путем механизма химической
терморегуляции, т.е. путем производства внутреннего тепла, физическая
же терморегуляция, т.е. при помощи сужения и расширения сосудов, у
него развивается лишь позже.
Вполне уместен вопрос: о каком ребенке идет речь? Мы уже видели,
что это за “средний” младенец, которого изучает наука. Вспомним также
вывод Группы перинатальных исследований Европейского бюро ВОЗ:
наука изучает “измененную” мать и соответственно “измененного” мла
денца. Младенца “нормального” еще никто не изучал.


1
Физиология плода и детей. Под ред. В.Д.Глебовского. М., 1988. С. 123.
2
См.: Ю.Н.Ч усов. Закаливание школьников.
3
Физиология плода и детей. С. 121.

155
Мог ли человек не унаследовать от своих далеких предков, не носив
ших одежды и рожавших детей в любое время года, способности в ново
рожденном состоянии противостоять колебаниям температуры?
Наблюдения за детьми, рожденными в домашних условиях и не под
вергаемых смыванию первородной смазки и пеленанию, находящимися в
постоянном контакте с матерью, с которыми с самых первых дней зани
мались гимнастикой и проводили определенные закаливающие процеду
ры, показывают, что несовершенная терморегуляция новорожденных —
это миф. Другое дело, что эту терморегуляцию надо “запустить”. Естест
венные условия позволяют это сделать. Запеленывание же и создание
условий с постоянной температурой (условий, которые к тому же угро
жают перегреву тела, что новорожденные переносят гораздо хуже, неже
ли охлаждение), приводят к тому, что система эта не только не “запуска
ется”, но и атрофируется.
При рождении ребенок испытывает первую холодовую. нагрузку. Да
же если в родильной комнате +25°С, перепад температур достигает 13
градусов (в матке температура около 38°С). Причем это происходит на
фоне стресса при прохождении через родовые пути. Потребность в ки
слороде сразу же после рождения повышается в 4 раза. Для сравнения
заметим, что для взрослых увеличение потребления кислорода на 76%
происходит при холодовой нагрузке, которая считается большой, т.е. при
40–50 ккал в потере тепла, не скомпенсированных за время холодового
воздействия, что соответствует пребыванию около 1 минуты в воде при
0°С.1 И хотя повышение потребности в кислороде у ребенка вызвано не
только перепадом температур, тем не менее видно, какую нагрузку вы
держивает его организм. Многие ли взрослые способны на 1 минуту по
грузиться в прорубь?
Если мы понаблюдаем за новорожденными и грудными детьми, веду
щими естественный образ жизни, то будем поражены их способностью
производить тепло. Обратимся к И.А.Аршавскому: “Согласно Рубнеру,
высокие энергетические затраты на единицу массы тела в периоде ново
рожденности (при этом самые высокие в этом периоде) обусловлены от
носительно большой величиной поверхности тела. Связанный с этим вы
сокий уровень теплоотдачи якобы и определяет первично самый высокий
уровень теплопродукции в этом периоде. Между тем, согласно данным
наших исследований, относительно большая величина поверхности тела
не только обусловливает значительную теплоотдачу, но в особенности
обеспечивает большую величину поверхности рецептивного поля, реф
лекторно стимулирующего механизм химической терморегуляции, в пер
вую очередь осуществляющейся скелетной мускулатурой. Именно поэто

1
См.: А.Н.Колгушкин. Целебный холод воды. М., 1986.

156
му, по видимому, можно понять большую или меньшую степень оголен
ности поверхности тела едва ли не у всех млекопитающих. Этот факт,
являющийся до последнего времени совершенно непонятным, имеет глу
бокий адаптивный физиологический смысл… Вместе с тем анализ позво
лил обнаружить, что в раннем постнатальном возрасте и в последующие
периоды индивидуального развития отнюдь не потери тепла, как это
можно было бы думать (Рубнер), т.е. не величина поверхности тела и
связанная с ней теплоотдача, являются фактором, первично регулирую
щим теплообразование. Напротив, физиологические особенности поверх
ности тела, различие ее относительной величины и связанные с ними ме
ханизмы теплоотдачи лишь вторично приспособительно преобразуются к
меняющемуся уровню теплопродукции в разные возрастные периоды. Бо
лее того, как следует из данных…, уровень теплообразования в раннем
постнатальном возрасте превышает возможности теплоотдачи, обеспечи
ваемые не только величиной поверхности, но и максимальной вазодила
тацией1 ее и малым коэффициентом теплоизоляции. Последнее, в частно
сти, имеет свое выражение в сравнительно высокой температуре поверх
ности кожи и тем самым в малой величине внутреннего температурного
градиента”.2
Таким образом мы видим, что, во первых, большая относительная ве
личина поверхности тела ребенка не является основанием считать его
терморегуляцию несовершенной. Во вторых, в периоде новорожденности
для функционирования системы терморегуляции необходима стимуляция
рецепторов кожи, что отсутствует при стандартном уходе за ребенком.
Далее: “Принято считать, что температурный гомеостаз в раннем воз
расте обеспечивается в основном механизмами химической терморегуля
ции и что механизмы физической терморегуляции в этом периоде не
представлены или слабо выражены. С этим связаны представления, что в
постнатальном онтогенезе сперва возникают механизмы химической и
лишь позднее физической терморегуляции…
Нашими исследованиями… установлено, что механизмы физической
терморегуляции начинают функционировать сразу после рождения…” 3
Функционирование физической терморегуляции просто очевидно даже
у только что родившегося малыша. При обливании холодной водой кожа
его краснеет. Если поместить его в теплую воду, то части тела, находя
щиеся над водой, на прохладном воздухе приобретают синюшный отте
нок, тогда как части тела, находящиеся в воде, розовый.


1
Расширением сосудов.
2
И.А.Аршавскчй. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. М.,1982. С. 110.
3
Там же, С.122.

157
Что же касается более высокой температуры термоиндифферентной
зоны у новорожденного, то это вполне естественно — ведь ему предна
значено быть с матерью, согревающей его своим теплом.
Миф о несовершенной терморегуляции ребенка привел к страху перед
постоянной угрозой его переохлаждения, а тем более перед применением
сильных холодовых закаливающих процедур.
Наблюдения за детьми показывают, насколько эти страхи неоснова
тельны. При охлаждении ребенок гораздо быстрее, чем взрослый, спосо
бен восстановить свою температуру. “Так как в раннем возрасте на еди
ницу поверхности приходится малая масса тканей, в особенности скелет
но мышечной, то, очевидно, достаточно небольшого повышения интен
сивности метаболизма1 и образования тепла, чтобы сравнительно быстро
согреть “сердцевину”.2
Что же представляет из себя закаленный ребенок? Вот что говорит
современная медицинская наука: “Большинство малышей любят ходить
босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать лучше с
малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребенка
находиться некоторое время (до 3–5 мин) босиком на коврике или одея
ле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или песку. Затем мож
но разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно
время хождения босиком дома увеличить до 15–20 мин. Ходить же боси
ком во дворе опасно из за возможности передозировки воздействия…'' 3
Вот как говорит история: “Что касается детей западнорусского селя
нина, тут уж, надобно заметить, особенно проявляется помысел божий.
Летом и зимой они ходят в одном и том же, чуть ли не в адамовом одея
нии. Зима и лето, осень и весна для них как бы не составляют времени
года. Мы сами видели, что некоторые из них зимою копаются в снегу,
точно так же, как летом в песке. Еще только весною начинает таять снег,
как они с артистическим наслаждением плещутся уже в лужах, образо
вавшихся от таяния снега. И ничто, кажется, не вредит им, все, напро
тив, как будто полезно им, укрепляет их”.4
Или: “…в громадном большинстве случаев русские матери в первое
время по рождении оставляют детей своих без всякой специальной одеж
ды, а завертывают их лишь в одни пеленки. Через несколько дней и
большею частью после крещения они надевают ребенку рубашку из того
материала, какой позволяет состояние и которая составляет с того вре
мени почти единственную одежду… Нередко приходится видеть, как ре

1
Обмена веществ.
2
И.А.Аршавскии. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального раз
вития. С.133.
3
Ю.Ф.Змановский. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989. С.68.
4
Е.А.Покровский. Физическое развитие детей разных народов. М., 1884. С.115.

158
бенок, соскучившись своим одиночеством дома, зимой, в трескучий мо
роз, вьюгу и непогоду, по глубоким сугробам, в одной рубашонке и босой,
перебирается из одной избы в другую, чтобы поиграть со своими сверст
никами…”.1
Уже эти примеры показывают, насколько медицинский подход к зака
ливанию детей далек от реальности. Врачи часто сетуют, что родители не
закаливают своих детей, не занимаются с ними физической культурой.
Увы, теми способами, которые обычно описываются медиками в популяр
ных книгах для родителей, закалить ребенка нельзя.
Если вы нисколько не сомневаетесь в этих “научных” способах, то по
пробуйте на себе, например, вот этот: “С 3–4 месячного возраста можно
применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходи
мо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ре
бенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой
шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка
до розового цвета. Спустя 1,5–2 недели можно переходить к обтиранию
водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, об
тирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка.
Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до лег
кого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть
под одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1 стакан воды 1
чайную ложку соли или столовую ложку водки и одеколона… Продолжи
тельность 5–6 мин. Температура воды… вначале 32–33°С, затем посте
пенно, с интервалом в 5–7 дней, температуру воды снижают на 1°С и до
водят ее до 30°С”.2
Насколько же нужно потерять чувство реальности, чтобы принимать
подобные вещи всерьез. А тем более, чтобы их выдумывать.
“Авторы этих способов закаливания, — отмечает Б.П.Никитин, — де
лают сразу, как минимум, три непростительные ошибки (да еще и пере
писывают их друг у друга, повторяя в каждой книге):
1. Опаздывают на 3–4 месяца и упускают высшую скорость адапта
ции.
2. Сила действующего фактора у них равна нулю или около нуля, так
как нет перепада температур…
3. Время на закаливание 5–6 минут, а на изнеживание… остальные
1434 минуты каждые сутки.
Эффекта от такого “пододеяльно комфортного закаливания”, естест
венно, никто никогда не мог наблюдать… Однако ученые продолжают ре

1
Там же. С.116.
2
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1986. С.102.

159
комендовать этот рецепт вот уже третье десятилетие в разных вариантах.
Видно, извлекают пользу из него для… самих себя''.1
К этой оценке трудно что либо добавить, кроме, пожалуй, одного об
стоятельства. Сила действующего фактора в подобных закаливающих
процедурах вовсе не равно нулю. Она отрицательна. Именно поэтому
многие родители, начавшие “закаливать” детей по медицинским рекомен
дациям, быстро сталкивались с тем, что дети заболевали. А при этом ре
комендуется процедуры прекратить. Начав их снова после выздоровления
ребенка, история повторялась. На этом “закаливание” обычно и заканчи
валось.
Попробуйте на себе вышеописанную процедуру. Попробуйте просто
ежедневно принимать душ и через день или каждый день снижать тепме
ратуру на 1 градус. Если вы не блещете отменным здоровьем, то скорее
всего вы отметите ухудшение своего самочувствия и, может быть, отме
тите конец второй недели вашего “закаливания” гриппом или ангиной.
Вот и возникает волнующий вопрос, так и не находящий ответа, — в
чем же здоровые дети так провинились перед медицинской наукой?
Вспомним, что природа “рассчитывала” детей не для палаты новорож
денных, а на реальные условия, в которых даже жарким летом перепады
температур могут достигать до 10 градусов и более. Вспомним, что уже
при рождении ребенок испытывает значительный перепад температур.
Поэтому закаливание должно моделировать реальность, а не некие высо
санные из пальца умозрительные выводы. И только в этом случае проис
ходит реальное увеличение внутренних резервов организма и повышение
его устойчивости к различным неблагоприятным воздействиям.
Помимо укрепления здоровья закаливание имеет и другую сторону.
Что бы мы ни делали с ребенком, мы всегда должны учитывать факт
воздействия на психику. Неучет этого в закаливании может привести к
травмированию психики, и наоборот, закаливание может стать мощным
фактором формирования будущего позитивного мировоззрения.
Посмотрим на часто встречающуюся картину. Плачущего двухлетнего
(и даже гораздо более старшего) ребенка родители не могут уговорить
подойти к берегу реки и хотя бы помочить ножки. А другой радостно
плещется, да еще в воде достаточно прохладной. Один малыш поднимает
рев от попавших на него холодных брызг, а другой наливает ведерко хо
лодной воды и, вереща, выливает его на себя. О чем это говорит? Пока
зывают ли эти факты лишь индивидуальные различия детей в их общей
массе? Не только. Это различные мировоззрения, поскольку это — раз
ный контакт с природными факторами. Самое страшное в создании чело

1
Я.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней.
С.68.

160
веком себе искусственных комфортных условий — это отгораживание
себя от природы. А поэтому он не может должным образом ее понимать и
любить.
Пройтись босиком по снегу, искупаться в холодной реке — это не
просто закаливающие организм процедуры. Они возвращают нас к уте
рянной близости с природой, дают почувствовать себя ее частью. И если
с самого детства человек будет “на короткой ноге” с природными факто
рами, то в будущем ему, вероятно, не придется доказывать важность эко
логически грамотных взаимоотношений со своим родным домом — окру
жающей его природой. В какой то степени он уже будет подсознательно
экологически грамотным.
Прививать такую культуру ребенку необходимо с первых дней его
жизни, ибо весь наш экологически неграмотный уклад с этих первых же
дней начинает оказывать на него свое пагубное влияние. Поэтому зака
ливание — это составная часть формирования экологического мышления,
не позволяющая развивающемуся сознанию превращать природу просто в
агрессивную “окружающую среду”.
Ниже мы описываем различные закаливающие факторы. Однако еще
раз подчеркнем, что не следует превращать закаливание в набор
механически исполняемых процедур, даже ежедневных. Пусть это будет
образом жизни и способом общения с природой.

1. Воздух и солнце
Наша внутренняя среда отделяется от внешней уникальным органом
— кожей. Кожа — не просто разделительная перегородка, а орган, еще
осуществляющий и связь внешней и внутренней среды. Воздух и солнеч
ные лучи — это та естественная среда, с которой кожа постоянно сопри
касается и благодаря которой поддерживается ее нормальное состояние, а
через это — нормальное функционирование нашего организма,
В традиционной практике закаливания детей считается, что эти ба
нальные факты не имеют отношения к первым месяцам жизни. Детей не
только лишают воздуха и солнца, но отношение к этим факторам грани
чит с патологической их боязнью. Чем еще объяснить, что “воздушные
ванны необходимо проводить осторожно; продолжительность их вначале
не должна превышать 2–3 мин.”.1 А “принимать солнечные ванны… ма
лышу 1 го года жизни не рекомендуется”.2
В возрасте 1 года малышу “разрешается” наслаждаться своим телом в
воздухе 40–50 минут в сутки при температуре 18–20°С (при соответст
вующей тренировке), а совсем маленькому ребенку — считанные минуты.

1
М.Я.Студешкин. Книга о здоровье детей. С.102.
2
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. М., 1989. С. 94.

161
Все остальное время доступ свежего воздуха к коже ребенка затруднен
пеленками и одеждой. Несложно понять, что такого короткого контакта с
воздухом явно недостаточно для того, чтобы малыш был здоров. Практика
подобного “закаливания” приводит не только к ослаблению защитных сил
организма, появлению опрелостей, прыщей на коже, но и к задержке в
психическом развитии из за недостатка нервной стимуляции меняющейся
температурой окружающего воздуха.
По существу, вопрос о воздушных ваннах излишний. Ребенок может
находиться обнаженным максимальное время, если он при этом не прояв
ляет признаков замерзания. При тепмературе 18–20°С малыш может
быть голеньким все время бодрствования с первого дня после рождения.
При взрослении ребенка время бодрствования увеличивается и соответ
ственно увеличивается время нахождения его в обнаженном состоянии.
Если малышу холодно, то его, конечно, нужно одеть.
Дети в возрасте около 1 года при таком подходе способны долго (ино
гда часами) находиться обнаженными при температуре 15–17°С, не про
являя признаков замерзания.
Подчеркнем, что в первые недели жизни бодрствующий малыш нахо
дится в основном на руках у матери, согреваясь ее теплом, поэтому опас
ность переохладиться чрезвычайно низка. Физические упражнения и пла
вание тренируют организм ребенка производить больше внутреннего теп
ла.
Первый признак того, что ребенку не холодно, — его нормальное по
ведение. Потеря активности, вялость или, напротив, капризность, возбу
ждение могут говорить о том, что малыш замерз.
Если с самого начала не надевать ребенку дома обувь, он все время
будет чувствовать себя комфортно босиком. Даже на улице в теплое вре

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign