LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

более интенсивное сосание малышом груди и расслабленное со
стояние матери — лактации.
7. Многократные погружения ребенка под воду по определенной ме
тодике создают режим умеренной гипоксии, обусловливая трени
ровку стойкости организма к гипоксическим режимам. Это, как из
вестно, мощный общеукрепляющий фактор. Умеренная гипоксия
часто является целебным фактором при многих заболеваниях. При
многократных задержках дыхания из организма выводятся токсич
ные вещества, стимулируется деятельность внутренних органов.
Кроме того, умеренная гипоксия благотворно влияет на развитие
коры головного мозга. Выполняя большое количество погружений,
можно “снять” у ребенка стрессовое состояние.
Список возможных воздействий использования водной среды можно
значительно продолжить. Однако для наших целей этого вполне доста
точно.
Как мы уже отмечали, вовсе не обязательно ставить целью научить
ребенка плавать как можно раньше, хотя во время занятий он несомнен
но получит некоторые навыки. Более важным является то, чтобы малыш
подружился с водой, не боялся ее. Для маленького ребенка дружба с во
дой — это фактор, влияющий на формирование его мышления, это шаг к
сближению с природой.
Ниже мы приводим начальные этапы ввода ребенка в акватический
тренинг, наряду с динамической гимнастикой достаточно легко осваивае
мые родителями. Решение более сложных проблем в развитии ребенка
или собственно обучению плаванию требуют индивидуализированного
подхода и обучения родителей.
Несколько слов скажем об эмоциональной реакции детей на воду и
предлагаемые упражнения. Реакция эта может быть самой различной —
от полного спокойствия и принятия до бурного протеста. Большинство
детей в той или иной степени испытывает отрицательные эмоции при по
гружении в воду, несмотря на то, что они хорошо задерживают дыхание.
Проявляется страх перед водой, свойственный полностью сухопутным
животным. Лишь в отдельных случаях можно обойтись без отрицатель
ных эмоций. Полностью исключить отрицательные эмоции — значит на
долго оттянуть время первого самостоятельного погружения под воду.
Как взрослый человек, не умеющий плавать, должен переступить пси
хологический барьер и погрузиться в воду глубиной больше своего роста,
чтобы научиться держаться на воде, так и ребенок должен преодолеть
некий барьер между своей сухопутной ориентацией и водной средой. И



144
задача родителей — педагогично, без стрессов провести его через этот
барьер.
Родители должны быть готовы к таким занятиям, то есть уметь пла
вать и нырять. А также любить водную среду. Причем не так, как “лю
бят” лекарство, способное облегчить недуг. Вода требует к себе уважи
тельного отношения, как и всякая природная стихия, необходима “инте
грация” в нее, ее приятие.
Ниже, без обсуждения многих технических вопросов, неминуемо воз
никающих при занятиях с ребенком, приводится достаточно упрощенная
методика водных тренировок с детьми без использования каких либо спе
циальных приспособлений и проводимых в домашней ванне (но не в спе
циальной ванночке для купания ребенка). Последовательность усложне
ния тренировок приводится по этапам. Продолжительность каждого этапа
зависит как от освоения ребенком предлагаемой ему программы, так и от
степени уверенности родителей в приобретенных навыках обращения с
малышом в воде. Часто затягивание начальных этапов необходимо не для
ребенка, а для родителей, для приобретения ими большей уверенности в
обращении с ребенком и умения лучше чувствовать его состояние.
Этап 1. Ребенок привыкает к нахождению в воде, а родители осваива
ют основные ухваты и учатся свободно манипулировать его телом в воде,
изменяя способы его поддержки. Вот некоторые способы поддержки
ребенка.
а) Поддержка “под подбородок”. Это главный для тренировок спо
соб поддержки. Малыш находится в воде спиной вверх. Подвести одну
ладонь под его подбородок так, чтобы он опирался на среднюю фалангу
безымянного пальца. Мизинец при этом либо отведен под безымянный
палец и помогает ему в поддержке подбородка, либо отведен в сторону,
не касаясь горла ребенка. Указательный и средний пальцы — перед ли
цом малыша, раздвинуты и слегка согнуты. Эти пальцы при движении
скользят по поверхности воды и тем самым контролируют положение го
ловки ребенка. Лицо малыша должно смотреть вперед и немного вверх
(голова чуть чуть запрокинута назад). Голову следует держать ровно, без
наклонов, подбородок — на поверхности воды. Другой ладонью “обнять”
малыша за дальний от вас бок, подведя четыре пальца под грудь, прида
вая его телу горизонтальное положение, а большой палец оставить сверху
на плече для страховки (рис.54).
б) Поддержка “под грудь”. Положить ребенка грудью на свою ла
донь так, чтобы большой палец сверху охватывал “дальнее” плечо, а че
тыре других выходили на “дальний” бок. Голова ребенка при этом будет
лежать на предплечье. Опустить малыша в воду так, чтобы над водой бы
ли лишь его голова и верхняя часть спины. Вторая рука снаружи подве

145
дена под животик, а в дальнейшем может быть и свободной. Это простое
и естественное положение позволяет освоиться в ситуации и в дальней
шем используется для отдыха ребенка. Покачивания и легкие надавлива
ния пальцами на живот способствуют срыгиванию ребенком попавших в
его желудок воздуха и воды (рис.55).
После поддержки “под подбородок” этот ухват используется наиболее
часто.
в) Поддержка “под голову”. Ребенок лежит на спине на поверхно
сти воды. Одной рукой поддерживать его голову снизу, подведя ладонь
под затылок, другой — под спину. Над поверхностью воды должно быть
только лицо ребенка. Если это положение малышу не нравится (это бы
вает в большинстве случаев), то не следует им увлекаться, оно не явля
ется обязательным (рис.56.




Существует и множество других ухватов, например, “под мышки”, “за
ручки” и т.д., являющиеся преимущественно игровыми.
На первом этапе необходимо научиться свободно манипулировать ре
бенком в воде, переходя с одного ухвата на другой и совершая некоторые
несложные действия.
В положении поддержки “под грудь” совершать плавные покачивания,
а затем скольжения вдоль ванны вперед назад. Покачивания полезно нау
читься производить в ритме дыхания ребенка: на вдохе — вверх, на вы
дохе — вниз. Чтобы вначале лучше слышать дыхание ребенка, можно
близко наклониться к нему.



146
При поддержке “под голову” также можно совершать скользящие
движения. При этом можно упирать ножки малыша о стенку ванны, вы
зывая к действию рефлекторное отталкивание.
В поддержке “под подбородок” описывать по всей площади поверхно
сти воды траекторию в виде цифры восемь. При этом необходимо четко
контролировать поверхность воды.
На этом этапе нужно устранить резкие движения, приводящие к испу
гу ребенка, что может вызвать негативные реакции на воду.
Если у малыша ярко выражен страх перед водой, то матери можно са
диться в ванну вместе с ребенком и кормить его грудью, оставляя над
водой лишь его голову.
Достигнув определенной уверенности в обращении с ребенком и убе
дившись, что он хорошо чувствует себя в воде, можно переходить к сле
дующему этапу.
Этап 2. На этом этапе отрабатывается задержка дыхания при попада
нии воды на голову и лицо. Один из родителей, применяя поддержку “под
подбородок”, описывает траекторию восьмерки телом ребенка, а другой в
одном и том же месте траектории движения поливает водой из ладоней
или из чашки на лоб ребенка так, чтобы вода текла по его лицу, препят
ствуя дыханию. Момент полива должен совпадать с началом выдоха. При
этом ребенок рефлекторно задерживает дыхание.
Если после полива малыш начинает волноваться, плакать, интенсивно
заглатывать воздух, нужно сделать одну или несколько “холостых” про
водок, без поливов, пока он не успокоится и не восстановит дыхание, по
сле чего возобновить поливы. Стараться производить поливы в едином
ритме, почувствовать “собственный” ритм ребенка и исходить из него.
Бели ребенок не задерживает дыхания или задержка эта слишком ма
ла, то следует использовать для поливов воду на 3–4 градуса холоднее,
чем в ванной, налив ее предварительно в какую либо емкость. Возможно,
что ребенок не задерживает дыхание по той причине, что на его лицо по
падает мало воды.
Задача этого этапа — пробудить и закрепить рефлекс задержки дыха
ния, увеличить длительность задержки, а также научиться чувствовать
фазы дыхания ребенка.
Убедившись, что вы хорошо чувствуете дыхание малыша, поливы
можно заменить душем. (Сначала шум от душа может мешать слушать
дыхание.)
Добившись длительной задержки дыхания, ритмичности в задержках и
доведя количество проводок под душем до нескольких десятков раз, мож
но перейти к следующему этапу.



147
Этап 3. На этом этапе тренировок важно уметь хорошо чувствовать
дыхание ребенка. Проведя малыша несколько раз под струей воды и убе
дившись, что он надолго задерживает дыхание, очередной раз после про
водки под душем окуните его под воду. Это погружение может быть со
всем коротким и практически незаметным для ребенка. “Рабочее” же по
гружение длится 2–3 секунды.
Конечная цель — погружения ребенка в ритме на каждом цикле
“восьмерки”. Ритм необходимо выбирать таким образом, чтобы после по
гружения ребенок восстанавливал дыхание перед следующим погружени
ем.
Доведя количество погружений до нескольких десятков, переходите к
следующему этапу.
Этап 4. На этом этапе осваиваются погружения ребенка под воду без
предварительных поливов.
В пбложении поддержки “под подбородок” покачивать малыша в рит
ме его дыхания и в тот момент, когда он сделал вдох, на короткое время
погрузить его под воду. После восстановления дыхания повторить погру
жение.
Добившись собственной уверенности и спокойного восприятия ребен
ком погружений, перейти к сериям погружений. Погрузить малыша под
воду, извлечь. После извлечения на поверхность он должен сделать рез
кий, короткий выдох через нос, за которым следует вдох. После вдоха тут
же снова погрузить его под воду. Увеличивать число погружений в серии
до 10–20 раз, давая ребенку отдохнуть между сериями. Затем можно де
лать серии по нескольку десятков и даже сотен ныряний в зависимости
от целей занятия.
Пройдя эти первые этапы, родители уже получают в свое распоряже
ние мощный инструмент тренировки, коррекции эмоционального состоя
ния, а также лечения.
Температура воды при занятиях не должна превышать 32–34°С. Более
теплая вода приводит к ослаблению тонуса ребенка и нежеланию выпол
нять предлагаемые упражнения. Можно подлить горячей воды перед
окончанием занятия при расслаблении.
При появлении признаков, свидетельствующих о том, что нагрузка для
ребенка слишком высока, нужно прекратить занятие. Эти признаки сле
дующие: отсутствие резкого короткого выдоха после погружения; поблед
нение кожи или появление синюшного оттенка на всем теле или на голо
ве; синюшный или бледный ободок вокруг губ.
Водные тренировки с самых первых дней жизни могут доставить ма
лышу много радости, открывают новые возможности родителям для об
щения с ним.


148
3. “Бэби йога”
“Бэби йога” — это специальная неонатальная гимнастика, названием
своим обязанная йогическим асанам, на которые весьма походят ее уп
ражнения. Как уже отмечалось ранее, мы не включаем ее в общедоступ
ный арсенал средств физической культуры, легко осваиваемый родителя
ми. Причины этого следующие. Во первых, желательно иметь определен
ный опыт занятий асанами йоги для представления о тех эффектах, кото
рые дают подобные упражнения. Особенно это важно по той причине, что
они имеют ярко выраженный психический эффект. Во вторых, нужно об
ладать достаточно высокой чувствительностью, поскольку упражнения
выполняются на пределе гибкости суставов. Такую чувствительность раз
вивает практика массажа и мануальной терапии. Гимнастика же эта вы
полняется в первые дни после рождения, и в любом случае у родителей
нет времени на приобретение соответствующих навыков. Поэтому уп
ражнения “бэби йоги” должен делать только специалист. Задачи, решае
мые при помощи “бэби йоги”, разнообразны. Как известно, при рождении
тело младенца испытывает огромные физические нагрузки. Основная тя
жесть прохождения через родовые пути выпадает на позвоночник, осо
бенно на его шейный отдел (а также пояснично крестцовый — при яго
дичном предлежании). В результате этих нагрузок почти у каждого ре
бенка имеются микросмещения позвонков, чаще всего не диагностируе
мые и, казалось бы, вполне безобидные. Однако, судя по всему, эти мик
росмещения дают о себе знать уже в зрелом возрасте через предрасполо
женность, скажем, к остеохондрозам или радикулитам.
При более серьезных случаях травмирования позвонков, например, в
стремительных родах, при стимулированных родах или, что довольно час
то встречается, при грубом оказании акушерского пособия, в зависимости
от травмированного участка могут развиваться и более серьезные нару
шения, такие как неполное раскрытие легких, миотония, косоглазие и т.д.
Работа с позвоночником при помощи упражнений “бэби йоги” позволяет
устранить эти микросмещения или существенно редуцировать проявляю
щиеся симптомы.
Не все участки позвоночника травмируются с одинаковой вероятно
стью. Помимо того, что основные нагрузки испытывают шейный и пояс
нично крестцовый отделы, существуют, как правило, слабые места, обу
словленные состоянием здоровья матери. Одна из хорошо прослеживае
мых связей между матерью и ребенком в период беременности — это так
называемая связь “орган орган”. Она выражается в том, что те системы и
органы, которые имеют функциональные или органические нарушения у
матери, являются слабым звеном в организме ребенка. Это касается и
состояния позвоночника. Очень часто при обнаружении микросмещения
на позвоночнике у ребенка в соответствующем месте у матери также об

149
наруживается какое либо нарушение (смещенные позвонки, остеохонд
роз, радикулит, либо последствия травмы). Естественно, что слабое звено
страдает прежде всего при высоких нагрузках прохождения через родовой
канал.
В свете этого весьма важной представляется физическая культура ма
тери во время беременности и особенно упражнения для повышения гиб
кости позвоночника. Четко прослеживается корреляция между гибкостью
позвоночника малыша в самом начале выполнения комплекса упражне
ний “бэби йоги” и гибкостью позвоночника матери, хотя по большей час
ти “жесткую спину” у ребенка создает повышенный тонус мышц спины,
особенно ярко выраженный в областях, соответствующих пораженным у
матери.
Повышенный выше нормы мышечный тонус — также распространен
ное явление у детей, родившихся в условиях современных родильных до
мов. Этому способствует, в первую очередь, повальная практика стиму
лирования родового процесса, вызывающая аномально сильные и неесте
ственные по своему “профилю” маточные сокращения, что травмирует
ребенка и повышает его тонус. Процесс “обработки” новорожденного,
грубое с ним обращение, отрыв от матери и связанная с этим психиче
ская травма также приводят к повышению тонуса. Повышенный тонус
может быть связан и просто с осложнениями в родах, а также с соответ
ствующим физическим и психическим состоянием матери во время бере
менности.
В некоторых случаях тонус может быть снижен, что чаще всего на
блюдается у физиологически незрелых новорожденных.
Коррекция мышечного тонуса — также важная сфера приложения уп
ражнений “бэби йоги”.
Во время упражнений происходит стимуляция нервных окончаний и
сосудов кожи, а также активизация работы внутренних органов. Это су
щественно в тех случаях, когда в результате стандартно принятой в ро
дильных домах практики ведения родов органы ребенка сразу после рож
дения работают с большой нагрузкой. Следствием этой перегрузки явля
ется физиологическая желтуха новорожденных, значительно реже встре
чающаяся при домашних родах. Проведение комплекса “бэби йоги” уско
ряет исчезновение признаков физиологической желтухи.
Другими словами, “бэби йога” способствует установлению энергети
ческого баланса в организме ребенка, нарушенного вследствие погрешно
сти ведения родов или в результате каких либо осложнений.
Другая сфера приложения “бэби йоги” — это родовые травмы в широ
ком смысле слова, то есть не связанные с какими либо органическими
повреждениями и нарушениями. Такие травмы часто встречаются вслед
ствие неблагополучного в психологическом отношении проведения бере

150
менности или осложнений в родах, вызывающих затяжные схватки или
потуги, дискоординацию родовой деятельности, необходимость эпизиото
мии и т.д. Возможны психические травмы и собственно неонатального
периода. Особую группу составляют дети, рожденные не при затылочном
предлежании, с обвитием пуповины вокруг шеи, а также дети, рожденные
через кесарево сечение. Эти “особенности” оставляют в психике детей
своеобразные отпечатки, проявляющиеся в той или иной степени на про
тяжении всей жизни1.
Это — наиболее сложная форма выполнения “бэби йоги”, требующая
пребывания младенца в особом “пограничном” состоянии, которое дости
гается сильной нервной импульсацией с периферии к головному мозгу в
результате упражнений.




1
См. например: Sondra Ray, Bob Mandel. Birth and Relationships. How your birth affects
your relationships. Berkley, California, 1987.

151
ГЛАВА XI.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Сразу оговоримся, что термин “закаливание” мы используем больше
как дань сложившейся традиции. Ибо, как совершенно справедливо заме
тил Б.П.Никитин, “закалить раз и навсегда на всю жизнь можно стальной
нож или кинжал, резец или напильник”.1
Практически закаливание осуществляется в виде определенных про
цедур или занятий. Если же мы эти процедуры прекращаем, то достигну
тый результат со временем исчезает. Поэтому лучше под закаливанием
понимать определенный образ жизни. Хотя это будет справедливым лишь
отчасти, поскольку условия жизни в городской квартире не дают возмож
ности естественного полноценного контакта с природными факторами и
это компенсируется уже специальными процедурами. В связи с этим в
дальнейшем мы будем говорить именно о закаливающих процедурах, соз
навая, что по возможности они должны органически вплетаться в жизнь,
а не быть ее отдельной изолированной частью.
Закаливание — это повышение внутренних резервов организма в ре
зультате воздействия на него естественных природных факторов в грани
цах физиологического стресса. Естественными природными факторами
служат воздух, вода и солнце. Закаливание неотделимо от физической
культуры, поэтому они всегда рассматриваются комплексно. Например,
физические упражнения прекрасно сочетаются с пребыванием на холод
ном воздухе или в прохладной воде, хождение босиком оказывает не
только температурное воздействие, но дает ступням массаж и т.п. Зака
ливание и физическая культура, в свою очередь, тесно связаны со всем
образом жизни питанием, одеждой, гигиеной и т.д.
Повышение устойчивости организма с помощью того, что мы называем
закаливающими процедурами, имеет свою давнюю историю. В каждой
культуре с самых древних времен мы находим обычаи и традиции, на
правленные не только на воспитание определенных черт характера, воле
вых качеств, привитие свойственных данной исторической культуре эти
ческих норм, но и на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Условия жизни людей накладывали значительные требования на состоя
ние их здоровья, на их способность противостоять неблагоприятным фак
торам внешней среды. Возможность воздействия низких или высоких
температур, отсутствие жилищ с комфортным микроклиматом, необходи
мость больших физических нагрузок для обеспечения жизненных потреб

1
Б.П.Никитин. Первые уроки, естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.,
1990. С. 108.

152
ностей и т.д. — все это являлось не только факторами естественного от
бора, но и заставляло людей искать, помимо способов защитить себя ис
кусственно от этих факторов, еще и пути укрепления человеческого орга
низма, расширения его приспособительных возможностей.
Причем ясно сознавалось, что здоровье необходимо закладывать с са
мых начальных периодов жизни. Это следует из того, что процедуры за
каливания применялись не только к взрослым, но и к детям, в том числе
грудным и новорожденным. В качестве примера можно привести обвали
вание в снегу новорожденных у народов Севера, купание маленьких детей
в холодных реках у скифов. На Руси новорожденных часто парили в бане
и также обваливали в снегу. Сюда же можно отнести и крещение детей в
ледяной воде.
Современная жизнь не предъявляет к человеку столь жестких требо
ваний относительно способностей переносить неблагоприятные условия
окружающей среды. Мы достаточно надежно защищены от них искусст
венно. Да и самое малейшее отклонение от комфортных условий считает
ся чем то неблагоприятным. С ростом уровня жизни и совершенствовани
ем средств искусственной защиты от воздействия факторов окружающей
среды способы закаливания человеческого организма постепенно отошли
на задний план. Человек создал вокруг себя комфортный микроклимат.
Это, однако, дало о себе знать. “Широкое использование искусствен
ных средств защиты от холода значительно расширило диапазон внешних
температур, при которых человек может жить и трудиться. Но одновре
менно это вызвало и негативный эффект: демобилизовало его собствен
ные защитные механизмы, обеспечивающие постоянство температуры
тела. Они “отвыкли и разучились” самостоятельно противостоять охлаж
дению, организм человека стал чрезвычайно чувствительным к нему, лег
ко подвергается различным нарушениям под влиянием холода”.1
Также снизились необходимые для жизнеобеспечения физические на
грузки. Все больше людей с трудом переносят не только холод, а даже
незначительную жару, становясь практически нетрудоспособными в жар
кие летние дни. Кроме того, на человека обрушились факторы, от кото
рых уже не защититься достаточно надежно искусственными средствами,
— это различное загрязнение окружающей среды: химическое, шумовое,
радиационное и т.д.
Столь высокая детская заболеваемость, которую мы имеем, показыва
ет, что тот образ жизни, который мы ведем, та искусственная среда, ко
торой мы себя окружаем, при отсутствии специальных мер отрицательно
сказывается не только на взрослых, но и на детях, причем с первых же
дней их жизни. Даже когда теми же искусственными условиями удается

1
Ю.Н.Чусов. Закаливание школьников. М., 1986.

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign