LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


128
5. Повороты ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении
объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые пе
реносом веса на одну руку — во вращение за одну руку (рис. 10).




129
6. Покачивания вперед назад при увеличении амплитуды эле
ментарного движения переходят в движение с горизонтальными в
крайних точках положениями. Руки взрослого при этом посте
пенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).
Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описан
ных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:
“Забросы”. Амплитуда “маятника”, изображенного на рисунке 8,
увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его го
ловы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка,
приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещи
ваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится
животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный
вис и заброс в другую сторону.
“Боковые прокруты”. Когда при выполнении “маятника” тело ре
бенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх
и вниз почти вертикально, локоть “верхней” руки взрослого поднимается,
и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук ро
дителя (рис.13а). Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опус
тив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в сим
метричное положение и совершить обратное движение в другую сторону,
при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).
“Прямые прокруты”. Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед
назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя
(рис. 14а). В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив
скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное
положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка,
либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать
вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории.
Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ре
бенка себе в грудь.
“Перебросы”. Увеличивать амплитуду покачиваний вперед назад та
ким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается
над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верх
ней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге
родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикаль
ное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину ро
дителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное
положение производится либо обратным движением, либо через плечо.
“Солнышко”. Это упражнение вырастает из “длинных раскачива
ний”, изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит
к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

130
“Карусель”. Это другой вариант развития “длинных раскачиваний”,
когда увеличение амплитуды “уводит” движение назад, переводя сначала
в своеобразные “захлесты”, а потом в полный горизонтальный круг, опи
сываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся
над головой) (рис. 17).
Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном
на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает
также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный ап
парат. Упражнение “забросы” дает массаж живота и хорошо помогает
при проблемах с пищеварением.
Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения,
получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.
Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно про
стую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это
таблица, “столбцами” которой являются различные захваты, а “строками”
— так называемые базовые движения. Это служит основой структуры
ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице
“двойных захватов”. Название этого столбца “захват за ручки лицом к
себе”, а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следую
щий столбец — “захват за ручки лицом от себя”.
Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, сле
дующие два движения.

131
“Боковой прокрут”. При его выполнении тело ребенка движется так
же, как и в захвате “лицом к себе” — делает “сальто” назад, поэтому
ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед вверх и
к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько накло
нена в сторону.
“Прямой прокрут” также выполняется в направлении носками ре
бенка вперед вверх и на родителя вниз (рис.18). Промежуточным упраж
нением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание
ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками — указательными
и большими пальцами (“полупрокрут”). Ручки ребенка при этом охваты
вают средние пальцы родителя.
Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше
12 базовых движений, — захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.
В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа
на спинке. Подготовительный этап — поглаживания, потягивания, при
поднимания — проходит параллельно с аналогичными занятиями с руч
ками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родите
ли) осваивают практически одновременно.
Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ре
бенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками,
как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания,
пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором

132
навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интен
сивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается рассла
бить до “рабочего” состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.
Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в внес
(лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ру
чек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания
упражнений не приводятся.
Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно
меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки — лицом
к себе или от себя — рисунки приводятся лишь для одного варианта за
хвата (рис. 20–31).




Рис. 21. показывает, как, видоизменяя “пружинку” в захвате за ножки
лицом к себе, можно выйти на “лягушку”: для этого “пружинку” делают
не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтально
го положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свой
ственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, до
полняющие те, что “вписаны в сетку”. Подчас оказываются реализуемы
несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть
несколько совершенно разных упражнений.
Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выпол
няемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях
лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально

133
симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти
захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на
ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением
при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений вы
полняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих
захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих
положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий,
особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии
ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 33–37 выборочно приведе
ны упражнения в этих захватах.




134
Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы
все четыре конечности ребенка — это два захвата типа “в каждой руке
взрослого ручка и ножка малыша”: головой к себе и от себя — рис. 37 (а,

135
б, в). Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки мла
денца — рис. 38. В каждом из этих захватов также выполняются все 12
базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений
— вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39–46.




136
Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с ви
сами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть
удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности.
Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя
скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, посколь
ку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять
движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ре
бенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями
полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку
быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.
Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать
ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключения
ми, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо
следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были
адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исклю
чены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать
реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как прави
ло, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрос
лого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, око
ло предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.




137
Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок
удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всеща
удалены одна от другой.
Соответственно вышеописанная система упражнений получила назва
ние “Сетки двойных захватов”. Помимо этого варианта возможем
иной — когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо
двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов
позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую “Сет
кой одинарных захватов”.
Базовых движений здесь всего 5. Это: покачивания вперед назад (1),
покачивания вправо влево (2), покачивания вверх вниз (3), вращения (4)
и кружения (5) (рис. 47). Эта нумерация также относится к рисункам
49–53.




В отличие от “двойных”, “одинарные” базовые движения легко со
вмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторо
ну, можно “наложить” на них вращения, либо покачивания вверх вниз,
усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.
“Одинарных” захватов значительно больше, чем “двойных”. Здесь
приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве
их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности
не представляет и понятен из рисунков.



138
На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате
“одной рукой за две ножки ребенка”. Удерживая малыша таким образом,
взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка,
упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную
сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымян
ным) — тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен,
не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой,
выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражне
ния, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус.
Кроме того, приводя ребенка в “нормальное”, вертикальное положение и
удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс но
ворожденного, достаточно рано можем отработать упражнение “стойка в
руке” (рис. 48).
Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав
положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее
и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49). Взяв ребенка за го
лени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим
захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы
(рис. 50).
В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины,
ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).




139
Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и
лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также разви
ваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отде
ла (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).
В положении “Стойка на плечах” (рис. 53) мы наиболее эффективно
тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим факто
ром является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, кото
рые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка
не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он
“сдается”, полностью расслабляется, начинает “мотаться”, при этом на
грузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной.




Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе,
можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В
этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх вниз, а
также вращений не затруднительно.
По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать
специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Ос
воение различных снарядов — дальнейший этап, связанный уже с собст
венными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа
со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в воз
расте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выхо
дя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш,

140
начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями
прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.
И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают
ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако неред
ко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формиро
вание их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приво
дит к существенному наращиванию мышечной массы, к “накачиванию”, а
оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно
не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что
в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказыва
лись в одинаковом положении — без различия пола. Кроме того хрупкие
и нежные “женственные” создания, которые для многих ассоциируются с
женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам
и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.

2. Водные тренировки
Водный тренинг, или акватренинг, — прекрасный способ физической
тренировки младенцев, использующий столь благотворную для организма
среду, как вода.
Существуют различные подходы к подобным занятиям, преследующие
различные цели, начиная от простого желания рано научить ребенка пла
вать (“плавать раньше чем ходить”) до глобальных идей аквакультуры,
развиваемых И.Б.Чарковским. Подход, представленный ниже, не претен
дует на реализацию каких либо глобальных идей симбиоза сухопутной и
водной культур, также не ставя во главе всех задач и обучение плаванию.
Мы говорим просто о занятиях в воде, сочетающих физические нагрузки
и благотворное влияние воды. Научить малыша плавать в возрасте до го
да — задача непростая, хотя и реализуемая. Но весьма проблематично
сделать это всеобщей задачей, поскольку едва ли для каждого ребенка
многочасовые ежедневные тренировки в воде будут иметь смысл. В ко
нечном итоге выбор остается за родителями.
Коротко остановимся на тех общих положительных эффектах, которые
дает водная среда.
1. Как известно, организм человека много энергии затрачивает на
преодоление силы тяжести. Плод в утробе матери находится в сре
де амниотической жидкости в условиях относительной невесомо
сти, что создает оптимальный энергетический баланс, необходи
мый для быстрого развития (вспомним, какой огромный путь про
ходит ребенок от зачатия до рождения всего за девять месяцев).
Недоношенных детей и детей с различными недоразвитиями можно
“донашивать”, помещая их в водную среду на продолжительное

141
время, возвращая им потерянный в результате гравитации энерге
тический баланс. Это может быть полезно и при многих заболева
ниях. Любой взрослый человек может проверить это на себе. Ска
жем, грипп проходит значительно быстрее, если проводить в теп
лой ванне максимально возможное по индивидуальным ощущениям
время. В воде высвобождается значительное количество энергии,
что позволяет организму эффективнее бороться с болезнью. Нахо
ждение в воде улучшает кровоснабжение мозга (что для маленьких
детей способствует его развитию). Это также можно проверить на
себе после достаточно большого (несколько часов) времени пребы
вания в воде умственная работа идет более эффективно.
2. Водная среда оказывает специфический психологический эффект,
что используется в так называемой аквапренатальной подготовке,
т.е. специальном цикле предродовой подготовки, проводимым в во
де.
3. “Физическое возвращение в воду максимально подчеркивает сим
биоз мать плод: женщина находится в том же физическом состоя
нии, что и существо в ней, в теплой жидкой среде, где звуки и
ощущения преобразуются идентичным образом… В процессе уп
ражнений женщина очень часто принимает позу плода, в невесо
мости она может вновь пережить свое собственное рождение, пе
реход по все более сужающейся шейке, движение вращения на вы
ходе, ужасное потрясение от перемены вода — воздух”,1 — пишет
Изольда Депельзинер, автор оригинальных методик пренатальной
подготовки и обучения детей плаванию. Мишель Одан утверждает,
что есть прямая связь между отношением к воде и отношениями с
матерью.
Практика аквапренатальной подготовки показывает, насколько мо
жет бить значительной помощь водной среды в установлении глу
бокого психоэмоционального контакта матери и ребенка, а также в
разрешении матерью многих психологических проблем. В дальней
шем взаимоотношения матери с водной средой во многом опреде
ляют отношение ребенка к акватренингу.
4. Теплая вода может помочь смягчить стресс, испытываемый ребен
ком при рождении в результате резкого перепада температур и так
называемого “гравитационного удара” (резкого перехода из отно
сительной невесомости в поле силы тяжести) и связанного с этими
факторами резкого повышения потребности в кислороде. Роды с

1
Y.Depelseneer. Les bebes nageurs et la preparation prenatale aquatique. PRODIM. 1987.
P.32.

142
максимально мягким обращением с новорожденным и с погруже
нием его в ванночку с теплой водой сразу же после рождения по
лучили название “родов в стиле Лебойе”. Это особенно было бы
полезно при современном “поточном” родовспоможении, когда ре
бенок получает психологическую травму и все его органы работают
с перегрузкой.
Ребенок может рождаться прямо в воде. Этот метод, предложенный
И.Б.Чарковским, является сегодня преимущественным при домаш
них родах.
“При рождении ребенок становится “сухопутным” существом, ав
тономным, начинает дышать самостоятельно. После девяти месяпев
подвижной водной жизни он моментально превращается в сущест
во, неспособное перемещаться своими силами на земле, но потен
циально способного вновь обрести подвижность, легкость в воде”.1
Рождение в воде и раннее начало акватических тренировок с
младенцем смягчают родовой стресс и ускоряют адаптацию к
новым окружающим условиям.
5. Водные тренировки с маленькими детьми оказывают на них выра
женный психический эффект. И.Депельзинер установила, что
“первые акватические реакции находятся в прямой корреляцион
ной связи с беременностью и родами”.2 Таким образом, работа с
ребенком в воде может иметь целью смягчение психической трав
мы. “…Современные знания, касающиеся глубинной памяти о жиз
ни зародыша, позволяют утверждать, что случайные происшествия
в период беременности или рождения порождают различного рода
травматизм, источник будущих комплексов… Обучение раннему
плаванию позволяет не только облегчить влияние случайных
травм, но и окончательно от них избавиться”.3
6. Нахождение в воде позволяет ребенку совершать разнообразные
движения (многие из которых неосуществимы для него вне воды).
Это благотворно влияет на его физическое и психическое разви
тие.
Сон в воде на руках у родителей помогает ребенку быстро восста
новить силы после интенсивных физических нагрузок. Кормление
грудью при нахождении тела ребенка в воде способствует лучшему

1
Y.Depelseneer. Les bebes nageurs et la preparation prenatale aquatique. PRODIM. 1987.
P.159.
2
Там же, С.170.
3
Там же, С.166.


143
усвоению молока при некоторых пищеварительных расстройствах,

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign