LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Динамическая гимнастика. Это система динамических упражне
ний, легко осваиваемая родителями и ребенком, являющаяся наи
более доступной и универсальной формой физической трениров

119
ки, дающая разнообразные положительные эффекты для тела и
психики.
2. Водные тренировки, или акватренинг. Вода предоставляет боль
шие возможности сама по себе как биологически активная среда
и как особая среда для тренировок, позволяющая делать с ребен
ком в том числе и активные дыхательные упражнения.
3. “Бэби йога”. Это специальная гимнастика, напоминающая йоги
ческие асаны, исполняемая с ребенком, как правило, один или, по
необходимости, несколько раз после рождения. Эту гимнастику
должен выполнять опытный специалист.
Следует подчеркнуть и тот факт, что любая форма занятий с ребенком
является не только физическим, но и психоэмоциональным взаимодейст
вием с ним. Даже если вы просто касаетесь ребенка рукой, то для него
это целое послание, еще один штрих в формирующейся картине мира.
С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с
окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше
общение с ребенком происходит постоянно, что бы мы с ним не делали.
Кормится ли он из груди, укачивается на наших руках, или когда мы его
купаем, делаем массаж или гимнастику — помимо чисто практических
действий мы ведем с ребенком своеобразный диалог посредством самых
различных сигналов. Даже когда он спит, диалог не угасает полностью. И
от понимания этого зависит, насколько осознанно с нашей стороны про
исходит это общение.
Занятия с ребенком физической культурой — тоже своеобразная
форма общения с ним, и соотношение значимости этого аспекта с аспек
том физической тренировки примерно такое же, как у проблемы воспита
ния в целом с проблемой физического развития. Это своеобразный язык,
разговаривая на котором, мы с самых первых дней можем обсуждать с
малышом множество проблем, сообщая ему сведения, актуальные именно
в его возрасте и состоянии.
Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью
сигналов, для взрослого человека непривычных. Здесь зрение и слух по
ставляют ребенку информации гораздо меньше, чем его осязание, вести
булярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетиче
ские ощущения, т.е. ощущения положения тела в пространстве, напря
жения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать как “внутрителес
ные ощущения”. Овладев определенными навыками, взрослый может за
гружать эти информационные каналы столь же тонко и дифференциро
ванно, сколь это ему удается при общении со взрослым партнером по
средством зрения и слуха.
Обратная же связь, то есть получение сигналов от ребенка взрослым,
происходит как в привычной форме — через органы чувств, так и путем

120
непосредственного ощущения состояния малыша в результате бондинга.
Занятия с малышом физическими упражнениями помогают родителям
непосредственно ощущать его состояния, способствуют образованию бон
динга.
На языке движения можно помочь ребенку уже в самом раннем воз
расте получить конкретные представления о столь фундаментальных ве
щах, как строение его тела, знание о том, как оно работает, как напряга
ется, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.
Малыш знакомится с такими характеристиками окружающего мира, как
пространство и время, узнавая, что такое верх, низ, изменение направле
ния движения, ритм и аритмичность, скорость, вращение, амплитуда, по
ложение и взаиморасположение и т.д.
Очень много сведений получает ребенок и о родителях — как они к
нему относятся, насколько его чувствуют, что ему хотят предложить, на
сколько в него верят и насколько способны его понять.
Конечно же, речь не идет о рациональном осмыслении ребенком всех
перечисленных аспектов, но, сталкиваясь с ними как с действующими
факторами, он воспринимает и запечатлевает их непосредственно, они
органически входят в ту картину мира, которая формируется в его созна
нии.
Многогранность этой картины, представление о собственных возмож
ностях способствуют расширению представления ребенка о норме. Это
повышает его адаптивные возможности, физическую и психическую ус
тойчивость, расширяет его диапазон приемлемости, повышает интерес к
собственному существованию, к окружающему миру, способствует про
цессу самоосознания, формирует уверенность в собственных силах.
Общее и всестороннее укрепление организма “подтягивает” за собой
развитие его иммунной системы. Дети реже болеют, увереннее переносят
болезненные состояния.
Методами физической культуры родители могут целенаправленно за
давать ребенку различные по характеру и степени эмоциональные со
стояния. Такая эмоциональная загрузка при правильном ведении обеспе
чивает развитие у ребенка здоровой, устойчивой психики. У детей фор
мируется жизнерадостный, уравновешенный характер, такие качества как
коммуникабельность, спокойствие, уверенность в себе, любознатель
ность, доброжелательность и открытость.
Такие возможности, предоставляемые, казалось бы, чисто физически
ми упражнениями, — вовсе не преувеличение. Ведь у новорожденных и
грудных детей физическое и психическое настолько тесно связано, что
язык прикосновений, язык движений тела является для них наиболее ин
формативным. Нужно всегда помнить, что выполняя с малышом то или


121
иное упражнение, мы воздействуем на его психику не меньше, чем на
мускулы и суставы.
Физическая культура для новорожденных и грудных детей — это не
некая жесткая программа, которую родители должны реализовать с мак
симальной точностью, и выполнив все пункты которой, они вправе рас
считывать на какие то заранее обещанные результаты. Это инструмент,
который дается в руки родителям, делающий их работу с ребенком более
эффективной, средство, позволяющее воздействовать на ребенка более
результативно. Физическая культура позволяет родителям достичь тех
целей, которые они сами определяют в отношении своих детей, однако
результат сильно зависит от реальности цели, ее соответствия возможно
стям ребенка и умения родителей. Так, например, при нечутком отноше
нии к малышу, когда высокие “спортивные” результаты важнее положи
тельного отношения ребенка к занятиям, безусловно могут быть всевоз
можные негативные эффекты — стресс, переутомление, травмы.
Применение методов физической кульгуры к новорожденным и груд
ным детям требует от родителей внимательного, ответственного подхода
к занятиям, понимания того, что при всей эффективности и универсаль
ности различных форм упражнений, конечный результат зависит только
от них самих.
Многолетний опыт подтверждает эффективность нижеприведенных
методов, реальность достижения высоких результатов в развитии и оздо
ровлении малышей. Однако глубокие индивидуальные различия в физи
ческом и психическом состоянии младенцев, разные возможности роди
телей, различия в глубине контакта с ребенком, разный уровень знаний о
детском организме, в конце концов, разные задачи, которые могут ставить
перед собой и детьми родители, не позволяют делать какие либо широкие
обобщения, на основе которых можно давать объективные рекомендации
по нормам, срокам проведения и продолжительности занятий, режиму
нагрузок, устанавливать сроки достижения конкретных результатов. В то
же время методика занятий такова, что постепенно овладевая ею, даже
малоопытные родители могут научиться чувствовать и понимать своего
малыша, правильно расставлять акценты в занятиях, усложнять упраж
нения и повышать нагрузки в строгом соответствии с ростом своего уме
ния и развитием ребенка, не подвергая его ни малейшей опасности.
Как динамическая гимнастика, так и водные тренировки представлены
ниже в виде определенных этапов. И переходить к следующему этапу
нужно только тогда, когда освоен предыдущий. Все новые упражнения и
движения готовятся как бы заранее, “внутри” предшествующих занятий,
каждый новый этап “вызревает” в освоенном.
В конечном итоге, отталкиваясь от своих собственных навыков, от фи
зического и психического состояния малыша, его индивидуальных осо

122
бенностей, и в соответствии с поставленными целями, используя эти эта
пы как практический рабочий материал, каждые родители со своим ма
лышом строят собственную уникальную систему занятий, наиболее под
ходящую именно для них.

1. Динамическая гимнастика
Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное
средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим
развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции
ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асиммет
рии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют
перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишеч
ник от газов.
Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где
практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не
уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на спе
циалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элемен
том образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.
В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее
помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно
мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все
системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении уп
ражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внут
ренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вести
булярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна
также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значи
тельно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно
реагировать телом в травмоопасной ситуации.
ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время
занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице,
то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражне
ний на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно
больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадап
тационной реакции.
Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших
ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходи
мых для координации работы всех систем организма в условиях высоких
и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двига
тельные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные
внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и
стимулирует развитие всей нервной системы.


123
Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут ус
покаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать
быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, акти
визировать чересчур вялого, “заторможенного” ребенка.
Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не явля
ется замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с
другими оздоровительными и развивающими занятиями — акватренин
гом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной ра
боты с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и осо
бенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сто
рону.
Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени дос
тигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ
и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происхо
дящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувст
вует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те пробле
мы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать
на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также до
биться понимания ребенком происходящего с ним.
Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о
наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители опреде
ляют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно
следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естествен
но, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны пом
нить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и
безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.
Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия,
производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту насто
роженность по отношению к ДГ, которая является выражением его ин
стинкта самосохранения, “раскрыть” ребенка к занятиям. Страх, недове
рие к действиям родителей — вот первое препятствие к установлению
контакта. Из за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика
сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекват
ность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.
Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ
как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, воз
можно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в
этой игре временны, если что то не удалось сейчас — получится в даль
нейшем.
Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно
партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо,
когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а роди

124
телей — как некую стихию, проявлениями которой управлять совершен
но невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сво
дит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит,
даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие
отрицательных реакций малыша не является критерием правильности
действий родителей — усвоенный опыт подсказывает ему, что все это
можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок ус
ваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями.
Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное
состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны
случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия ро
дителей, которые превышают его возможности.
Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, вы
ражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощуще
ниями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются
во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой то степени
управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное пре
кращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка.
Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах.
Но важно “отозваться” на реакцию каким либо способом — сменить уп
ражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успоко
ить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов,
позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.
Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые на
выки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощу
щений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему
неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, не
полнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как
эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение,
любое конкретное движение является продолжением и развитием движе
ния более простого, менее интенсивного и более приемлемого для роди
телей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воз
действий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста
уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без
скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.
В процессе развития и усложнения движений целесообразно руково
дствоваться следующими общими соображениями:
1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до
конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы
малейшая опасность;
2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка на
ращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопро

125
тивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда
даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно
должно быть ощущение обыкновенности, “нормальности” заня
тия.
3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выхо
дить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать
работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно
больше вариаций, развивать их.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с пред
ложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после
кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к
контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ла
донями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собст
венных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к
телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того,
чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосно
вение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспри
нимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник бес
покойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спо
койствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения
тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а так
же повысит их чувствительность.
Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы станови
тесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопо
нимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень
скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого мо
мента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения,
как о диалоге родителя и ребенка.
Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребен
ка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручка
ми, толкает ножками — конечно, попытку войти в контакт успешной на
звать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно,
само состояние ребенка неблагоприятно для каких либо внешних воздей
ствий, может быть для него в настоящий момент актуально что либо дру
гое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще при
чиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это
может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку,
скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответ
ной реакции.
Возможна и другая ситуация: родитель “слишком хорошо” знает, что
делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразно
сти которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен —

126
именно должен — эту программу принять и оценить по достоинству.
Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формаль
ность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае со
средоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении по
лучить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и
действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубова
тый, вызывая у малыша протест.
Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не
должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне
естественны и преодолимы.
Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Ка
сание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от
общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем
двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус,
силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с
движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем про
буем ими управлять. Управление, предложение каких то своих движений
носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собствен
ными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим же
ланиям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое
русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям.
Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые
ему предлагают.
Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это
может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальней
шем — растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в
локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек.
Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую — его стопы, мы получим воз
можность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая
головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Про
должая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в
разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды
движения идет постепенно и плавно.
На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям
перед другими, поскольку главная задача — установить контакт. Но все
же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вы
вести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за
ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредота
чиваться именно на этих движениях.
Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы
и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, при
держивая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами,

127
увеличивая продолжительность дви
жения и стремясь приподнять ребенка
за руки (Рис.4)1. И так до тех пор, по
ка он свободно не будет висеть, удер
живаемый за кисти рук. При этом
важно, чтобы удерживающие руки не
стесняли движений в лучезапястных
суставах. Желательно, чтобы малыш
находился лицом к родителю. Далее
можно выделить 6 элементарных дви
жений (Рис.5): покачивание вперед
назад, из стороны в сторону, вверх
вниз, небольшие повороты вокруг вер
тикальной оси, разведение ручек в
стороны, частичный перенос веса с
одной руки на другую.
Постепенно увеличивая амплитуды
этих простых движений, мы получаем
6 отдельных упражнений:
1. “Крестик”. Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело
его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное
положение малыш возвращается в вис (рис. 6).
2. “Пружинка”. Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх,
мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным дви
жение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня
грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фа
зе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно
выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).
3. “Маятник”, или “короткие раскачивания”. При увеличении
переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачи
ваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая ма
ятникообразные движения (рис. 8).
4. “Обезьянка”, или “длинные раскачивания”. При увеличении
амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность на
гружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказы
вается рука со стороны, противоположной отклонению тела ре
бенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда со
храняя вертикальное положение (рис. 9).



1
См. вкладку.

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign