LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ребенка. И действительно теряет свою значимость… в его глазах. Ведь
насильственно прерывается источник, формирующий их отношения. Не
выполнив до конца своих функций, разрушается модель взаимоотношений
человека с человеком и человека с окружающим миром. Разрушается
процесс, формирующий интуитивное сознание ребенка, его чувственную
сферу. Но какое “науке” дело до того, что сердце, лишенное источника
теплоты, обрекается быть холодным?


1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.73.
2
Там же.
3
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С. 41.
4
Б.Спок. Ребенок и уход за ним. Киев, 1992. С. 72.

110
Прерывание грудного вскармливания — грубое вмешательство в есте
ственный природный процесс, оставляющее нереализованной важнейшую
биологическую программу. Страдает от этого не только ребенок, но и
мать. Это мина замедленного действия, подобная аборту. Природа не тер
пит насилия. Каждая нереализованная программа ищет выход и находит
его в самых неестественных формах, разрушая женский организм. Может
быть, у медицины недостаток в пациентах? Чем еще объяснить не под
дающуюся никакой логике жестокость отлучения от груди?
Прекращение грудного вскармливания — столь же естественный про
цесс, как и его начало. Ошибочно думать, что малыш привыкает сосать
грудь и будет это делать неограниченно долго. Он будет сосать грудь
столько, сколько ему надо, исходя из своих индивидуальных особенно
стей. Отказ от груди происходит естественно, без всякого насилия, в
среднем в период от полутора до трех лет. Иногда, правда, и позже. Так
же естественно “пропадает” и молоко в груди у матери.
Кое кого мажет удивить столь “поздний” срок окончания кормления
грудью. Ситуация, когда трехлетний ребенок сосет материнскую грудь,
многим кажется чем то несуразной и даже неприличной. Но ведь так бы
ло всегда. Лишь современная медицина, усиленно исправляя ошибки
природы, посчитала “нецелесообразным” кормить грудью дольше года. Да
и сам медицинский подход приводит к тому, что этот срок редко может
оказаться более продолжительным. В большинстве случаев молоко исче
зает из материнской груди гораздо раньше.
Младенец первого года жизни стал называться грудным. Однако это
не соответствует реальности. Первый год действительно представляет
определенный период развития, но никак не связанный с окончанием
кормления грудью.
Еще одна существенная “ошибка” природы, с точки зрения современ
ной педиатрии, — отсутствие в материнском молоке компонентов фрук
товых соков, яичного желтка и дважды провернутого вареного мяса. А
посему уже с месячного возраста рекомендуется начинать прикармли
вать. Готов ли к этому организм ребенка? Конечно, нет. Но природу ведь
можно обмануть. Поэтому соки дают, “начиная с 3–5 капель и, постепен
но прибавляя, доводят до 2 столовых ложек”, тертое яблоко — “начиная
с 1/2 чайной ложки и до 2 столовых ложек” и т.д.1 Не беда, что тонкие
слизистые оболочки желудочно кишечного тракта все равно раздражают
ся, превращая детей с раннего возраста в хронических гастритиков. Глав
ное — витамины, минеральные соли и полноценный белок.
Нет нужды комментировать подобные глупости, сведенные в слож
нейшие таблицы и подробно описываемые на многих страницах. Обра

1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С. 71.

111
тимся к Б.П.Никитину: “Если новорожденный обеспечен первоначальным
молозивом, а позже материнским молоком, то он получает все, что приго
товила для него природа, что ему необходимо. А когда ему маминого мо
лока становится недостаточно, природа дает сигнал — посылает ему зуб,
чтобы ребенок мог грызть, кусать, тем самым прибавляя к молоку вита
мины и соли, которых ему теперь не хватает. Зубы режутся в возрасте 5–
8 месяцев, и до этого времени желудочек ребенка не готов к любым ви
дам пищи, кроме материнского молока. Попытки давать соки и пюре
раньше этого времени ведут к расстройствам желудка, поносам, к тому,
что называют “пучит животик”, появлению сыпей или покраснению ко
жицы на щеках…” 1
Опыт естественного грудного вскармливания показывает, что ребенку
действительно ничего не требуется, кроме грудного молока, вплоть до
появления первого зуба. Природа вложила в материнское молоко все не
обходимое. И мать должна заботиться о своем полноценном питании, а не
о том, чем и в каком количестве докармливать малыша.
Появление зубов было критерием необходимости докорма у многих
народов. Исследователь обычаев древней Индии Р.Б.Пандей пишет: “Зу
бы были очевидным признаком того, что ребенок способен принять твер
дую пищу. Давать твердую пищу до четвертого месяца было запрещено”.2
Для слабых детей этот срок откладывался еще на более позднее время,
даже на период позже года.
Большая ошибка заключается в представлении о необходимости для
ребенка коровьего молока. Этот предрассудок привел к тому, что коровье
молоко стало неотъемлемой частью ежедневного рациона малыша как
после прекращения грудного вскармливания, так и ранее. Молоко дается
в чистом виде, в виде молочных каш и других блюд.
Действительно, коровье молоко содержит много ценных питательных
веществ. Однако их сочетание предназначено не для человеческого дете
ныша, а для теленка. “Поэтому всякая попытка вскармливания ребенка
молоком другого биологического вида является, по существу, экологиче
ской катастрофой для ребенка, и тем более значимой, чем меньше его
возраст.'' 3
Еще опаснее специальные смеси, выпускаемые промышленностью в
огромном разнообразии, также содержащие компоненты коровьего моло
ка. “Забыли”, — пишет Б.П.Никитин, — “что коровье молоко предназна
чено природой для теленка, растущего в пять раз быстрее ребенка. И не

1
Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.,
1990. С.74.
2
Р.Б.Пандей. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990. С.98.
3
Справочник по детской диететике. Под ред. Н.М.Воронцова и А.В.Мазурина. Л., 1980.
С. 25.

112
случайно мы видим “искусственников”, в два года имеющих вес 23 кило
грамма, то есть вес семилетнего!” 1 И далее: “Реклама представляет мо
лочные смеси удобным и почти идеальным питанием для ребенка, сооб
щая только об их положительных качествах. Матери несложно убедиться
в их достоинствах: их легко готовить, можно давать ребенку сколько
угодно, и само кормление можно поручить отцу, родителям, другим чле
нам семьи. Но следовало бы на коробке перечислять также и вредные,
отрицательные свойства питания: опасность ожирения (80 процентов
тучных детей уносят ожирение во взрослость), расстройство пищеваре
ния (поносы), угнетение микрофлоры в кишечнике, ослабление иммуни
тета, торможение развития мозговой ткани, акселерация, будущая ранняя
импотенция мужчин и другие”.2
Вплоть до появления первого зуба и, соответственно, начала прикорма
ребенку не нужна также и вода. Ни один детеныш ни одного сухопутного
млекопитающего не употребляет воду на ранних сроках грудного вскарм
ливания. Вода (особенно кипяченая, т.е. деструктурированная, “мерт
вая”) с трудом усваивается ребенком, вызывая диспепсические явления.
Матери прекрасно знают, как дети отказываются принимать воду и их
приходится приучать ее пить.
Гарантией нормального количества воды в организме ребенка будет
его купание и водные тренировки (по возможности ежедневные). Кожа
имеет свойство всасывать воду при ее недостатке даже в больших коли
чествах.
Итак, когда прорезывается первый зуб, малыш готов к более грубой
пище, чем материнское молоко. Чем же его прикармливать? Этот вопрос
всегда волнует родителей. Когда ребенок действительно готов к твердой
пище, все решается очень просто. Дайте ему чтонибудь натуральное,
лучше фрукт. Например, яблоко. И он с удовольствием будет грызть его
одним своим зубом. Дайте ему морковку, корочку хлеба. Не надо ничего
протирать и перемалывать. Пусть его единственный зуб работает. Когда
появится второй зуб, количество съеденного будет увеличиваться. Так
количество зубов станет естественной мерой прикорма.
Пища должна быть простой. Фрукты, ягоды, овощи, хлеб (лучше чер
ствый). Чуть позже можно давать из ложечки каши. Простые, сваренные
на воде, без соли и сахара. Все будет ребенку нравиться. Нельзя оцени
вать со своих позиций вкус продуктов. Многие матери знают, как дети
упорно отказываются от молочных каш с добавлением соли и сахара. Но
как только малыш получает просто сваренную на воде “невкусную” кашу,


1
Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.,
1990. С.75.
2
Там же, С.78.

113
он начинает есть ее с удовольствием. Это мы должны учиться у детей
правилам питания.
Обычно с прикормом связывают много трудностей: ребенок отказыва
ется есть. Но происходит это, если прикорм вводится насильственно,
раньше того срока, когда организм ребенка к нему готов “Это уморитель
ное зрелище, когда ребенок впервые пробует твердую пищу. На его лице
недоумение и отвращение. Он морщит носик и лобик. Не осуждайте его
за это. В конце концов это действительно совсем новые для него вкус и
консистенция”.1 И масса рекомендаций, как его все же заставить есть.
Питание ребенка всегда будет зависеть от того, какие пищевые при
вычки существуют в семье. Но если вы решили овладеть рациональным
питанием, вам будет чему у него поучиться.
Наиболее распространенная причина перевода детей на смешанное
вскармливание — нехватка у матери молока. Это явление как частое, так
и абсурдное, поскольку весь опыт выращивания детей у различных наро
дов во все времена, а также выкармливание грудью млекопитающими
своих детенышей показывают, что “таково нормальное свойство женской
груди — давать молоко всегда, если малышу нужно”.2 И, видимо, весь
вопрос исчерпывается пониманием этого “нужно”.
Каковы же основные причины, приводящие к реальной нехватке моло
ка или позволяющие заключить об этом?
1) Нежелание матери кормить грудью. Несмотря на возможные воз
ражения, это достаточно распространено. Просто чаще всего это
выражается не явно, а косвенно, когда кормление грудью рас
сматривается матерью как обуза, хотя и осознается необходи
мость этого. Созидающая сила нашей мысли проявляется здесь
так же, как и в состоянии ребенка. Организм реагирует на сигна
лы из глубинных слоев сознания и постепенно прекращает выра
ботку молока. В то же время желание выкормить малыша грудью
способно преодолеть многие препятствия.
2) Использование при родах большого количества медикаментов
приводит к нарушению гормонального баланса в организме мате
ри, что может в свою очередь нарушить многие процессы, связан
ные с функцией материнства, в том числе и лактацию. Организм
матери становится неспособным должным образом реагировать на
запросы ребенка, сосущего грудь. Это приводит к быстрому ис
чезновению молока.


1
Б.Спок. Ребенок и уход за ним. С.93.
2
Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней.
С.74.

114
3) Позднее прикладывание к груди после рождения приводит к тому,
что не используется критический период, когда отклик материн
ского организма на сосание груди наиболее оптимален. Срок
грудного кормления при этом сокращается.
4) Кормление по режиму и ограничение времени сосания. Это нару
шает естественные ритмы материнского организма и не учитыва
ет потребности ребенка. В таких условиях кормление грудью не
может продолжаться длительное время.
5) Внушение со стороны медиков, а также родственников, что моло
ка может не хватать. Об этом свидетельствует и множество ок
ружающих мать примеров. В результате — смирение с этим фак
том как с неизбежностью и ранний перевод ребенка на смешан
ное вскармливание. Весьма способствует этому практика кон
трольных взвешиваний в поликлиниках и разработанные нормы
набора ребенком веса, не учитывающие значительные вариации
не только индивидуальных особенностей детей, но и количества
молока, высасываемого одним и тем же младенцем в разное вре
мя.
6) Страхи и волнения матери за состояние ребенка (в том числе и
страх за свою неспособность полноценно вскормить его грудью)
приводят к изменению состава молока и уменьшению его выра
ботки. Тем не менее именно на внушении множества страхов и
опасений основан педиатрический подход к взращиванию ребен
ка.
7) Раннее введение прикорма ведет к насыщению ребенка, помимо
материнской груди, и уменьшению времени сосания. В результате
материнский организм не получает запроса на выработку молока,
и его количество уменьшается. Особенно этому способствует пи
ща из бутылки с соской. Сосать грудь труднее, и ребенок начина
ет от нее отказываться.
8) Неблагоприятная психологическая атмосфера вокруг матери с
грудным младенцем, вызывающая ее нервозность и стрессовое со
стояние, имеет следствием снижение лактации.
9) Иногда мать, ощущая некоторое сексуальное возбуждение при
сосании ребенком груди, считает это ненормальным в силу сло
жившихся у нее стереотипов и стремится подавить в себе такие
чувства. Вместе с этим подавляется и процесс лактации.
10) В некоторые периоды (обычно на втором третьем месяцах корм
ления грудью и позже, например, на пятом или шестом), возника
ет ощущение нехватки молока. Малыш начинает сосать чаще и
дольше, опустошая грудь полностью. Именно в это время появля
ется соблазн ввести прикорм и, как следствие, уменьшается по

115
требность в груди. На самом деле это обычное явление, происхо
дящее из за периодического опаздывания организма матери в вы
работке молока. Если продолжать кормить только грудью, то дос
таточно двух трех дней, чтобы количество молока возросло и ста
ло соответствовать потребностям малыша.
11) Постоянкое прикладывание ребенка только к одной груди ведет к
получению материнским организмом сигнала из другой, полной,
груди о ее невостребованности и снижению выработки молока.
12) К снижению лактации ведет сосание ребенком соски пустышки.
На этом остановимся особо.
Сегодняшний младенец не мыслится без соски пустышки. Она стала
его атрибутом, таким же как погремушка. И мало кто из родителей, всо
вывая в рот ребенку этот кусок резины, задумывается о смысле этого
изобретения. А смысл его очень прост — заткнуть малышу рот, избавив
шись от его назойливых требований материнской груди или родительских
рук. Получив резиновый заменитель мамы, ребенок удовлетворяет свою
потребность в сосании, погрузившись в некое состояние полудремы, пе
реставая беспокоить родителей.
Мы уже упоминали, что потребность в сосании несколько превышает
реальные пищевые потребности ребенка. Это необходимо для стимулиро
вания выработки молока в соответствии с потребностями растущего ор
ганизма. Удовлетворяя эти “излишки” с помощью пустышки, ребенок не
осуществляет нужного запроса, что сокращает период грудного вскарм
ливания.
Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на
подросшего малыша, сосущего соску рустышку. Глаза его, как правило,
полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все
это напоминает картину, наблйдаемую при сосании материнской груди.
Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к
механическому акту, может провести тождество между материнским со
ском и пустышкой. Если мы наконец то поняли, что кормление грудью —
не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница ме
жду сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным поло
вым актом и онанизмом.
Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде
всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому ми
ру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижа
ется поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ве
дет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным об
разом?
Практика показывает, что в первые 2–3 недели жизни такое суррогат
ное удовлетворение естественных потребностей воспринимается малы

116
шом как должное. Происходит запечатлевание. Может быть, на всю
жизнь?
Однако попытка впервые дать соску малышу уже после этого срока
приводит к такому яркому выражению возмущения и обиды, что не ос
тавляет никакого желания подобные попытки продолжать. Малыш не по
зволяет заменить мать куском резины.
В заключение попытаемся сформулировать основные принципы есте
ственного грудного вскармливания.
1) Ребенок должен быть у материнской груди сразу же после рожде
ния. Это формирует отношение бондинга между матерью и малы
шом, обогащая тонкими переживаниями любое их взаимодействие,
в том числе и кормление грудью. Первое кормление сразу же после
рождения дает сигнал материнскому организму на долгое грудное
вскармливание.
2) С первого же дня в материнской груди содержится все необходи
мое. Не требуется никаких прикормов. Не требуется и воды. Толь
ко материнская грудь. Прикорм и вода — по естественному сигна
лу, т.е. с появлением первого зуба.
3) Частота и продолжительность кормления определяются только по
требностями малыша и больше ничем. Кормите естественно, без
лишних “ритуальных” действий. Соски достаточно мыть просто во
дой. Мыло иссушает кожу и способствует образованию трещин.
Кормите в разных положениях: сидя, лежа, стоя. Как удобнее. Не
создавайте стереотипов.
4) Если ребенок просит грудь ночью, значит он голоден. Удобно взять
его к себе в постель, положив рядом пеленки для смены. Это изба
вит от необходимости вставать ночью и обеспечит малышу нужный
контакт с матерью.
5) Кормить малыша лучше голеньким, прижимая его к своей коже.
Ребенок должен иметь возможность свободно двигаться при соса
нии, проявляя свои эмоциональные реакции.
6) Не давайте малышу пустышку. Пусть только материнская грудь бу
дет источником удовлетворения его потребности в сосании. Корми
те его из бутылки с соской лишь в крайних случаях. Не приучайте
его к суррогатам.
7) При появлении первого зуба давайте ему естественную, натураль
ную пищу. Сначала фрукты, овощи. Затем каши, хлеб. Если вы са
ми не едите мяса, то не кормите им ребенка, по крайней мере пер
вый год или полтора года, а дальше — по обстоятельствам. Учитесь
у него правилам рационального питания.
8) Превратите процесс кормления в медитацию. Дайте увлечь себя
поднимающимся в вас ощущениям. Будьте как можно более воз

117
вышенны. Представляйте, как вместе с молоком в малыша входят
те качества, которые вы хотите в нем видеть. Передавайте ему свое
состояние.
9) Пусть малыш сам естественно откажется от груди. Забудьте о
“приличиях”. Продлите радость кормления. Пусть сердце ребенка
получит больше тепла и доброты, чтобы вернуть их вам и другим
людям.
И еще. Образ младенца, кормящегося из материнской груди, это не
просто прекрасный символ материнства. Все мы — младенцы у груди на
шей общей матери — Природы. И будем оставаться людьми лишь покуда
сумеем сохранить к ней чувство, питаемое младенцем к вскармливаемой
его матери. Этому чувству лучше всего учит материнская грудь. Это —
символ наших отношений и ключ к миропониманию. Пусть же каждая
мать будет Божественной Мадонной, а каждый ребенок — Божественным
Младенцем у ее груди. Пусть каждая мать кормит своего ребенка так, как
может кормить только Божественная Мадонна и так, как нужно кормить
Божественного Младенца. Ибо наша культура подходит к тому рубежу,
когда, не исключено, образом современной мадонны, той самой, с марле
вой повязкой на лице, вытеснится образ Мадонны настоящей. И если, не
дай Бог, это когда нибудь произойдет, мы сможем быть уверены, что со
всем человеческим покончено окончательно и бесповоротно.




118
ГЛАВА X.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическая культура — это культура тела в самом широком смысле,
включающая множество аспектов. И новорожденный, и грудной младенец
нуждаются в ней не меньше, чем взрослый.
В целом физическая культура призвана выполнять следующие основ
ные функции: во первых, на ином качественном уровне заменить те на
грузки, которые человек перестал получать с развитием цивилизации; во
вторых, из за качественных отличий от физической работы по добыванию
пищи и обеспечению элементарных жизненных нужд она становится од
ним из средств всестороннего, гармоничного развития благодаря тесной
связи физического и психического развития.
Мы уже отмечали ранее, что в преобразовании предка человека в со
временного Homo sapiens должен был участвовать весь комплекс факто
ров, вызывающих различные адаптивные напряжения. Учитывая роль фи
зической активности в развитии психики, этот фактор, судя по всему,
имел огромное значение. Не трудно представить, какие физические на
грузки должен был испытывать детеныш первобытного человека, и эти
нагрузки являлись одним из условий эволюции.
В современной жизни такие нагрузки, конечно, не нужны. Но закон,
тем не менее, остается в силе: движение продолжает быть условием раз
вития.
Если для ребенка грудного сегодня еще предлагаются кое какие уп
ражнения (правда, подходящие более больному и немощному старику), то
физическая культура новорожденного — бесконечное лежание в пелен
ках. Самое печальное следствие этого — нереализация заложенных при
родой возможностей развития — как физического, так и психического.
С самых же первых дней жизни для малыша необходимы движения,
упражнения. И очень важно осознавать главную цель предлагаемых ре
бенку занятий — дать возможность раскрыться заложенным в нем потен
циям, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные про
граммы.
Естественно, что с помощью физической культуры решаются и неко
торые частные проблемы: лечение заболеваний, коррекция опорно
двигательного аппарата, коррекция психических состояний и т.д.
Ниже мы выделяем три главные составные части физической культу
ры младенца:

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign