LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

молозиво, которое лишь на третий четвертый день начинает сменяться
молоком.
Во вторых, с молоком матери ребенок получает различные антитела,
предохраняющие его от воздействия инфекций (так называемый пассив
ный иммунитет). Это необходимо на первое время, пока он не выработал

101
собственных антител. Особенно большое количество антител содержится
в молозивном молоке.
Сам акт сосания вызывает множество физиологических реакций как у
ребенка, так и у матери. Природа включила его в естественную последо
вательность событий при рождении ребенка — как удовлетворение одной
из важнейших потребностей малыша и как продолжение родового про
цесса для матери.
При сосании груди у ребенка активизируются многие мозговые струк
туры, что существенно для его развития. Даже нет нужды объяснять эти
физиологические механизмы. Можно проверить это на себе. Сядьте по
удобнее в тишине. Закройте глаза. Начните совершать сосательные дви
жения, воображая, что вы сосете большую грудь. Делайте это так, как
это делает младенец, слегка сложив язык трубочкой и положив его на
нижнюю губу (воображаемый сосок располагается между языком и верх
ней губой). Очень скоро вы ощутите чувство “распирания” в голове, при
лив к ней крови. Возникает ощущение стимуляции желудочно кишечного
тракта, усиление перистальтики кишечника. Скоро ощущения разольются
по всему телу. Затем на языке и во всей полости рта начнет ощущаться
специфический приятный вкус. Это сопровождается особым чувством
удовольствия. Попробуйте. Это будет для вас лучшей иллюстрацией зна
чения этого процесса для малыша. Единственное, что нужно понять —
наиболее полноценно этот процесс протекает при сосании материнской
груди. Никакая соска не может заменить материнский сосок.
Очень важно, чтобы ребенок был на груди у матери сразу же после
рождения. Все механизмы, активизируемые актом сосания, имеют сразу
же после рождения оптимальное время для своего “запуска”.
Когда ребенок сосет материнскую грудь сразу же после рождения, это
стимулирует у матери выработку гормона окситоцина, который вызывает
сокращения матки, что способствует отделению плаценты и выходу по
следа. В дальнейшем эти маточные сокращения, вызываемые сосанием
груди, быстро приводят матку в норму. Мать гораздо быстрее восстанав
ливает силы после родов, если младенец интенсивно сосет грудь.
С первыми кормлениями после родов материнский организм получает
“запрос” на производство молока. И так же важно, чтобы запрос этот был
сделан сразу. Хорошо известен факт, что искусственное оттягивание пер
вого кормления приводит к сокращению периода грудного вскармливания.
Однако все это выглядит слишком просто для современной “науки” о
периоде младенчества. Наверняка ученые много потрудились, прежде чем
прийти к следующей рекомендации “После родов (в первые 6–10 ч) мать
нуждается в полном отдыхе, да и молока у нее еще нет. Ребенок, в свою
очередь, приспосабливается к новым условиям и не испытывает чувства


102
голода. Поэтому первый раз прикладывают к груди всех здоровых детей
через 6–12 ч. Более раннее прикладывание нецелесообразно”.1
В последнее время, однако, ценность раннего прикладывания к груди
стала осознаваться все больше. Современный ритуал первого кормления
в “прогрессивных” родильных домах выглядит приблизительно так. После
перерезания пуповины и соответствующей “обработки” матери подносят
туго завернутый сверток с торчащим детским лицом и многозначительно
тыкают этим свертком в материнскую грудь. Затем делается историче
ская запись о том, что младенец сразу же после рождения был приложен
к груди.
Представьте себе, что вы пришли в ресторан. Вы усаживаетесь в крес
ло, которое оказывается таким неудобным, что не позволяет свободно
двигать даже руками. Кроме того, в лицо вам ярко светит лампа. Оркестр
прямо над вами гремит так, что невозможно распознать мелодию. По од
ну сторону от вашего столика мясник разделынаст тушу, а по другую ис
ходит паром кастрюля на плите. Официант в белом халате и колпаке, с
повязкой на лице, руками в резиновых перчатках подает вам самые изы
сканные блюда и деликатесы. Скорее всего вы предпочтете уйти. Каково
будет ваше мнение о шеф поваре, заключившим, что вы просто “не испы
тываете чувства голода”?
Правомерно ли такое сравнение? Неужели ребенок такой эстет? Ко
нечно, не эстет. Просто человеку нужны самые элементарные, но челове
ческие условия. Дайте маме голенького младенца, пусть она прижмет его
к своему телу. Приглушите свет, создайте тишину. И… малыш начнет
сосать. У него “вдруг” появится чувство голода!
А только ли от голода младенец сосет материнскую грудь? Нет. И бу
дучи сытым, он может изъявить такое желание. Ведь это способ, которым
он общается с матерью, это способ почувствовать материнское тепло и
услышать биение материнского сердца.
Первое кормление сразу же после рождения — одно из звеньев в це
почке процессов, ведущих к установлению бондинга. Сосание младенцем
груди стимулирует гипофиз матери — железу, деятельность которой свя
зывается с интуитивными процессами восприятия. Сразу после рождения
— то критическое время, когда процесс формирования бондинга идет
наиболее интенсивно.
Медицинская наука, далекая от подобных сентиментальностей, склон
на рассматривать материнскую грудь лишь как ферму для производства
молока, а потребность ребенка, выраженную в сосательном рефлексе, —
лишь как пищевую.


1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.68.

103
Показатель фермы — удои. Это отправная точка дальнейших “науч
ных” рекомендаций: “Существует неукоснительное правило прикладывать
ребенка при каждом кормлении только к одной груди и затем строго че
редовать, не путая. Для наилучшего функционирования молочной желе
зы, т.е. выработки оптимального количества молока, необходимо следить
за тем, чтобы грудь всегда полностью опорожнялась. Если после кормле
ния молоко остается, его, особенно в первые дни и недели грудного
вскармливания, нужно сцеживать рукой или молокоотсосом”.1
Не аналогично ли поступают с коровами, когда их “раздаивают”? И не
является ли это одной из причин того, что вместе с молоком из коровьего
вымени течет гной? Такой нежный инструмент, как материнская грудь, не
выносит насилия.
В первые дни, когда молозиво начинает сменяться молоком, может
происходить так называемое “наливание”. Молоко прибывает быстро, и
грудь становится твердой. При этом производство молока явно превыша
ет потребности младенца. Сцеживать молоко полностью — значит давать
сигнал на еще большее его производство (причем неестественным, трав
мирующим способом), что потребует еще большего насилия над грудью.
Если после того, как малыш поел, грудь осталась твердой, нужно лишь
чуть чуть подсцедить ее, чтобы ощущалась нормальная мягкость. То же
самое сделать, если ребенок спит, а грудь “налилась”. При этом совер
шенно не обязательно кормить за один раз только одной грудью. За не
сколько дней (обычно за 2–3 дня) производство материнским организмом
молока приходит в соответствие с нормальным “рыночным” законом:
спрос определяет предложение. По мере роста ребенка он высасывает
больше, и тем самым дает сигнал к большему производству молока.
Мать — не дойная корова. И молока не должно быть как можно боль
ше. Его должно быть столько, сколько нужно ребенку. Это и есть опти
мальная работа молочных желез.
Особо обратим внимание на первые дни кормления молозивом. Рас
пространенное мнение, основанное на убеждении в неразумности при
родного регулирования естественных процессов, — нехватка количества
молозива для насыщения ребенка. Аргумент прост: за одно кормление
малыш высасывает всего лишь несколько капель. Больше действительно
нет. А значит, бедный ребенок голодает! Отсюда обязательный докорм в
первые дни, принятый в родильных домах.
По крайней мере, стоило бы заключить, что подобная нехватка моло
зива свойственна всем млекопитающим. Однако их детеныши каким то
чудом выживают без всяких прикормов.


1
Д.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С.7.

104
Практика естественного вскармливания показывает, что именно этих
нескольких капель ребенку вполне достаточно. В каком то смысле дейст
вительно верно, что он не испытывает первое время после рождения осо
бого чувства голода, однако потребность в сосании груди у него тем не
менее большая. Это программа установления бондинга и запрос материн
скому организму на производство молока.
Причины, по которым может сложиться впечатление о нехватке ма
лышу питания в первые дни, весьма прозаичны. Во первых, это позднее
начало кормления (даже спустя всего несколько часов), когда истекает
критический период воспринятая материнским организмом сигнала на
выработку молока, после чего оно прибывает гораздо медленнее. Во
вторых, установление с первого же дня жесткого режима кормления.
Выше мы уже затрагивали вопрос о режиме для новорожденных и
грудных детей. Однако о режиме кормления следует сказать особо, по
скольку это наиболее явное насилие над естественными природными ме
ханизмами.
“Кормить грудью надо строго в одни и те же часы, так как при этом
вырабатывается условный рефлекс на время, что играет большую роль в
процессах секреции пищеварительных соков”,1 — утверждает большая
наука. Следуя обширному опыту академика Павлова, можно было бы ре
комендовать установить над кроваткой младенца специальный звонок или
просто заводить для него будильник.
Режим рекомендуется поддерживать довольно строго. “Часто возника
ет вопрос: надо ли будить ребенка для кормления? Да, если он просыпает
время кормления больше чем на 15–20 мин. Если малыш проснулся на
15–20 мин. раньше срока и начал беспокоиться, то его можно начать
кормить.” 2 Хотя есть и другое “научное” мнение: “…можно иногда минут
на 20–30, а то и больше отклониться от режима в ту или иную сторону.
Однако следующее кормление нужно провести по режиму”.3
Само время сосания также скрупулезно просчитано: “Длительность
кормления вначале может составлять 30 мин., однако в последующем (но
не позднее 78 го дня жизни) она сокращается до 20–15 и даже 10 мин.” 4
К чему же на самом деле приводит насильственное “укладывание”
кормления в такую схему?
Действительно, у ребенка формируется условный рефлекс на время.
При этом вытесняется другой рефлекс — просить есть тогда, когда на
ступает реальное чувство голода. В результате образуется дисгармония
времени и количества поступления пищи с действительными пищевыми

1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С. 69.
2
Там же.С.70.
3
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. C.5.
4
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С.7.

105
потребностями. Это влечет за собой подмену ощущения чувства голода
совершенно другим явлением — аппетитом. Эти два явления нужно четко
различать. Хороший аппетит — это не обязательно признак здоровья ре
бенка, как поучают родителей. Часто это признак отсутствия регуляции
организмом своих потребностей. Приученный к режиму ребенок будет
есть независимо от того, голоден он или нет. С другой стороны, замена
молока водой или чем то еще при появлении чувства голода, когда не на
ступило “положенное” время кормления, приводит к иллюзии насыще
ния, не обеспечивая потребности организма.
Вырастая, малыш начинает “мести” все подряд, либо легко склоняется
к неестественной пище, требуя того, что “вкусно”. Он будет есть не по
тому, что голоден, а потому, что “надо”.
Дети, вскормленные грудью естественно, сохраняют природное чувст
во голода и тонкое ощущение количества и состава необходимой пищи.
При большом выборе еды на столе они преподают уроки рационального
питания, правильно сочетая продукты и на удивление взрослых игнори
руя всевозможные деликатесы и сладости.
Чтобы понять различие между голодом и аппетитом есть прекрасное
средство — голодание в течение нескольких дней. Имеющие такой опыт
прекрасно знают, как после голодания меняются вкусовые ощущения и
сами пищевые потребности, как “хочется, потому что вкусно” меняется
на “хочется, потому что такова потребность организма” (и лишь в силу
этого это “вкусно”). Едва ли после голодания в течение нескольких дней
захочется запить суп компотом или даже посолить картошку. Отношение
к пище после голода — это прекрасная иллюстрация отношения к пище
ребенка. Никогда не .следует в кормлении ребенка ориентироваться на
себя, ибо у подавляющего большинства из нас голод давно вытеснен не
контролируемым аппетитом.
Потребности детей очень индивидуальны. Особенно это видно в пер
вые дни после рождения. Некоторые действительно просят грудь через 3–
4 часа. Другие же требуют ее через каждый час или даже полчаса. Ино
гда в первый день после рождения малыш сосет практически непрерывно.
Все это совершенно нормально. Постепенно интервал между кормления
ми увеличивается. Каждый ребенок сам себе устанавливает оптимальный
режим.
Продолжительность каждого кормления также индивидуальна. Но в
целом можно сказать, что потребность в удовлетворении сосательного
рефлекса несколько превышает пищевые потребности малыша. Это впол
не закономерно, поскольку растущий детский организм должен постоянно
давать запрос и на большее производстве молока материнским организ
мом. Кроме того, время сосания груди определяется каждый раз не толь
ко потребностью в молоке, но я потребностью в контакте с матерью.

106
В определенные периоды малыш может часто “пересдать”, срыгивая
лишнее количество молока. В этом нет ничего страшного. Это и есть спо
соб запроса материнскому организму на увеличение выработки молока.
Кроме того, процесс срыгивания стимулирует внутренние органы и не
исключено, что по необходимости это происходит рефлекторно.
Жесткий режим кормления грудью не учитывает еще одного обстоя
тельства — зависимость потребности в молоке от различных внешних
факторов, таких как перемена погоды, геомагнитные возмущения и т.д., к
которым дети весьма чувствительны. Понаблюдайте за количеством по
требляемой вами пищи (если вы, конечно, не переедаете хронически) в
зависимости от фаз Луны. Вы обнаружите, что в полнолуние голод ощу
щается сильнее и возрастает количество пищи, необходимое для насыще
ния. То же самое наблюдается и у грудных детей. Количество молока,
вырабатываемое у матери, также следует лунному циклу, достигая мак
симума в полнолуние.
Таким образом, только исходя из потребностей ребенка, можно обес
печить его нужным количеством молока и в нужное для него время.
Состав и свойства молока зависят не только от того, что мать ест, но и
от ее состояния. Это состояние “закодировано” в молоке, и ребенок его
“расшифровывает”. Если мать обеспокоена и волнуется, то это с молоком
передается малышу. Он также начинает вести себя беспокойно, наруша
ется его пищеварение. Иногда молоко матери в результате отрицательных
переживаний становится настолько “неудобоваримым” для младенца, что
он отказывается брать грудь.
В этом явлении — частая причина пищеварительных расстройств и
нервности детей в первые месяцы жизни. Беспокойство матери за состоя
ние ребенка приводит к ненормальному составу молока и несварению.
Состояние малыша ухудшается. Мать начинает беспокоиться еще боль
ше. Возникает замкнутый круг. Мать, не находящая себе места от беспо
койства и волнения, усталая и невыспавшаяся, и кричащий младенец с
раздувшимся и твердым, как камень, животом — не частая ли картина на
приеме у педиатра?
Процесс кормления грудью имеет и отличную от физиологической
сторону. Это процесс, в котором мать и ребенок как бы сливаются в еди
ное целое, взаимопроникая всем своим существом, питая друг друга сво
им состоянием души.
Еще во время беременности грудь матери приобретает некую “наэлек
тризованность”. Если поднести руку к соску, то можно почувствовать,
как из него нечто исходит, оставляя на ладони специфические ощущения.
Этот поток усиливается со сроком беременности, и в родах становится
очень сильным. Затем он постепенно уменьшается к концу периода груд
ного вскармливания. Можно называть это “биополем” или как то по

107
иному, но это то, что “наполняет” младенца во время кормления, неся в
себе весь спектр материнских переживаний, от простейших эмоций до
духовных устремлений. Поэтому фразу “впитал с молоком матери” сле
дует понимать скорее буквально, чем иносказательно.
Кормясь из материнской груди, младенец усваивает образцы отноше
ния к окружающему, образцы эмоциональных реакций, направленности
мышления, духовных переживаний. Это способ, которым закладываются
основы его как социального существа, принадлежащего к определенной
культуре, носителем и выразителем которой является его мать.
Поэтому существенно то состояние, в котором мать прикладывает
своего младенца к груди. Следует производить это как ритуал, но не ме
дицинский, основанный на страхах и комплексах, а ритуал возвышенньй,
связанный с передачей малышу желаемых духовных состояний.
Младенец не только высасывает из матери жизненные соки, но готов
не меньше и отдать ей. Прикладывание ребенка к груди — это подсоеди
нение к чистому источнику, очищающему и исцеляющему. Будучи откры
той этому источнику, мать может переживать невыразимые состояния
блаженства и просветления сознания.
Диалог двух душ, растворяющихся друг в друге, питающих и обога
щающих друг друга — это важнейшее предназначение кормления грудью
человеческой матерью человеческого младенца.
Мать, кормящая грудью, должна иметь повышенный энергетический
потенциал и должна быть здорова. Это — биологическое условие крепко
го и жизнеспособного потомства. И природа заложила такую возмож
ность в само потомство. Малыш “подпитывает” мать на протяжении всего
срока грудного вскармливания так же, как мать своей близостью и груд
ным молоком обеспечивает его организму высокие резервные возможно
сти. При естественном грудном вскармливании мать не только редко за
болевает, но часто наблюдается высокий исцеляющий эффект. Нужно
только действительнс делать это естественно, позволяя природным силам
совершать свою работу.
Для обеспечения полноценного и длительного грудного вскармливания
природа соединила процесс кормления с чувством удовольствия, которое
испытывает мать, не говоря уже о ребенке. И это удовольствие, без вся
кого преувеличения, носит сексуальный характер. Кормление грудью
можно рассматривать как своеобразный сексуальный акт между матерью
и младенцем, а грудное вскармливание — как составляющую часть сек
суальной жизни женщины. Недопонимание этого, связанное с ханжеским
отношением к проявлениям сексуальности или неправильным сексуаль
ным воспитанием, приводит к лишению грудного кормления полноценно
сти, эмоциональной окраски, к скованности матери и, как следствие, со
кращению срока грудного вскармливания. Необходимо понять ту простую

108
истину, что сексуальные взаимоотношения не исчерпываются определен
ными отношениями полов, а присутствуют в той или иной форме
практически во всех видах отношений.
Кормление грудью — это начало сексуального воспитания ребенка. От
того, как оно будет проходить, зависят его будущие взаимоотношения с
людьми, в том числе и противоположным полом. И во многом то, что бу
дет вкладываться им в само понятие сексуальных отношений. Будет ли
это стремлением к животному физиологическому удовлетворению или
поиском гораздо более возвышенных форм человеческих взаимоотноше
ний, когда отношения сексуальные являются производной высокого чув
ства любви. У материнской груди малыш получает модель сексуальных
отношений. От матери же зависит конкретное наполнение этой модели
тем или иным содержанием.
Если ощущения матери — вещь близкая и понятная, то сексуальность
младенца для большинства людей является чем то противоречащим здра
вому смыслу. “К общепринятому мнению о половом влечении относится и
взгляд, что в детстве оно отсутствует, — писал 3. Фрейд, — …и
пробуждается только в период жизни, когда наступает юношеский
возраст. Но это — совсем не простая, даже жестокая ошибка, имеющая
тяжелые последствия, так как она главным образом виновата в нашем
теперешнем незнании основных положений сексуальной жизни”.1
Достаточно хорошенько понаблюдать, как младенец сосет грудь, чтобы
увидеть явную аналогию полового акта взрослых. Особенно явно это за
метно у активно сосущих, темпераментных детей.
Фрейд отмечал: “Сосание по большей части поглощает все внимание и
кончается или сном, или моторной реакцией вроде оргазма.” 2 И далее:
“Кто видел, как ребенок насыщенный отпадает от груди с раскрасневши
мися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен бу
дет сознаться, что эта картина имеет характер типичного сексуального
удовлетворения в последующей жизни”.3
Понимание грудного кормления как глубоко интимного, сексуального
акта двух любящих друг друга существ позволяет убедиться в абсурдно
сти педиатрического “научного” подхода, сводящего этот процесс лишь к
механическому акту насыщения. Представьте себе молодоженов в медо
вый месяц, для которых строго установлено расписание и продолжитель
ность половых контактов. Через некоторое время это привело бы к пси
хическим срывам и нарушению гармонии отношений. Не происходит ли
то же самое с детьми? Может быть, та сердечная очерствелость, которая


1
3.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989. С. 23.
2
3.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989. С.26.
3
Там же. С.27.

109
позволяет совершать над детьми подобное насилие, которая предполагает
их “недоделанность” в проявлении своих чувств, в то же время не позво
ляет понять их тонких переживаний?
Каким абсурдом звучало бы для нас заключение ученых мужей о не
целесообразности продолжения половой жизни, скажем, после пятнадца
ти лет супружества. Почему же многими всерьез принимается аналогич
ная глупость: “Здорового, правильно развивающегося малыша целесооб
разно отнять от груди к 11–12 му месяцу”.1
Природа снова ошибается. И снова человек разумный должен совер
шать над ней насилие. “В этот период мать должна надевать туго затяги
вающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше
пить жидкости, и через 2–4 дня выделение молока может полностью пре
кратиться”.2 Какая извилина в голове ответственна за столь изощренный
садизм?
“Научное” обоснование весьма просто: “Кормление грудью после года
нецелесообразно, так как в этом возрасте малыш с материнским молоком
не получает уже многих необходимых ему веществ.” 3 Снова “вещества”
выше человеческих отношений. Тогда зачем нам друзья, которые нас не
кормят? Зачем нам любовь, не приносящая прибыли?
Неужели так трудно понять, что отнятие от груди может заставить
страдать и ребенка и мать? Нет, это понимается. И “наука” не лишена
“гуманизма”: “Отнятие от груди — важное мероприятие и для ребенка, и
для матери не только физически, но и эмоционально. Бывает, что мать,
придающая большое значение грудному кормлению, чувствует себя раз
очарованной и даже впадает в депрессию, когда приходит время отнимать
ребенка от груди. Ей может показаться, что она отдалилась от ребенка
или потеряла свою значительность. Поэтому тем важнее по возможности
очень постепенно отнимать ребенка от груди”.4
“Ей может показаться…”? Наивной, глупой матери “может показать
ся”? Нет, она чувствует реальность. Она действительно отдаляется от

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign