LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

это должно касаться, конечно, новорожденных и грудных детей. Режим
сна и бодрствования, режим кормления и т.д. Все рекомендуется подчи
нять определенному режиму. Режимы эти приводятся в книгах для роди
телей. Когда вставать, когда кормить, когда купать и т.д.


92
“Большое значение для воспитания здорового ребенка имеет режим
дня — правильное чередование сна, кормления и бодрствования”.1
К сожалению, природа почему то об этом не позаботилась. “На 1 м
месяце жизни сон и бодрствование малыша не систематизированы, они
наступают беспорядочно, а поведение его в большей степени зависит от
своевременного удовлетворения потребностей”.2
Это, конечно же, надо исправлять. Что и рекомендуется делать, не от
кладывая, с первого же дня. “Исправление” идет достаточно быстро.
“Выполняя режим дня, можно выработать режим в смене сна и бодрство
вания уже к концу 2 го месяца жизни ребенка”.3
Ребенок растет, а вместе с этим должен меняться и режим дня. Орга
низовать его — задача родителей. От 3 до 6 месяцев — “основными зада
чами воспитания в этот период являются организация режима дня…”; от
6 до 9 месяцев — “в этот возрастной период перед родителями встают
новые задачи: организация режима дня с трехразовым дневным сном…” и
т.д.
Другими словами, мы имеем ребенка с его потребностями и имеем
науку с ее научно обоснованными режимами. Выбирайте. Неужели вы
предпочтете свои родительские ощущения строгой науке?
Ученые думают, спорят, не сходятся во мнениях. Забывают лишь об
одном — о реальном ребенке с его реальными потребностями.
Почему проснулся ребенок? Потому что проголодался? Может быть,
но тогда его надо накормить, ведь он голоден. А может, он просто хочет
общения?
Если вы сторонники режима, рекомендуем провести следующий экс
перимент. Повесьте дома распорядок вашего общения со своими близки
ми и родными. Постарайтесь его не нарушать. Долго вы выдержали? В
таком случае подумайте и о ребенке.
Все в мире подчинено цикличности, ритмичности. И режим, конечно
же, будет всегда. Но очень важно, чтобы режим этот установил сам ребе
нок. Отталкивайтесь от его потребностей. Следуйте им. И он установит
сам тот режим, который является для него оптимальным, исходя из своих
потребностей.
Единственное, что нужно помнить родителям, это то, что режим ре
бенка будет зависеть от их режима до его рождения. Если мама полуноч
ница, то, скорее всего, ей придется мало спать ночью и после рождения
малыша. Так что следует об этом задуматься во время беременности.



1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.91.
2
Там же.
3
Там же. С.92.

93
5. Прививки
Чего только не придумала медицина, охраняя здоровье наших детей.
Одним из величайших достижений медицинской науки считаются имму
низации, или профилактические прививки. Просто, как все гениальное.
Ребенку вводится ослабленный вирус, вызывающий то или иное заболе
вание, и его организм, “переболев” этой болезнью в очень легкой форме,
вырабатывает иммунитет, т.е. становится к данным вирусам невосприим
чивым.
Радуйтесь, родители! Скоро ваши дети перестанут страдать от вирус
ных инфекций. Наука продолжает поиск все новых вакцин от все новых
болезней. Восхищению нет предела.
“Величайшим достижением человеческой мысли является разработка
методов искусственной иммунизации, т.е. предупреждения инфекционных
болезней с помощью профилактических прививок. Убедительным доказа
тельством их пользы, красноречивой иллюстрацией эффективности слу
жит пример полной ликвидации на территории всей планеты одного из
самых грозных инфекционных заболеваний — натуральной оспы. С нею
“расправились” настолько успешно, что даже прививки перестали делать.
Заболеваемость другими инфекциями в нашей стране с помощью актив
ной иммунизации также удается предотвратить вообще или значительно
снизить”.1
Вера в чудодейственную силу прививок — отличительная черта со
временного педиатра. Прививки стали одним из главных способов защи
тить детей от вирусных заболеваний. Требования к этому настолько же
сткие, что ребенок без прививок не допускается в детский сад. Он опасен
для окружающих. Мы привыкли к этому, и в основном это воспринимает
ся как нормальное явление. Тем более, что многие болезни, от которых
иммунизируют детей, довольно серьезны по своим возможным последст
виям. В сознании же большинства людей прочно укрепилось мнение, что
иммунизации безопасны и действительно дают стойкий иммунитет против
тех болезней, от которых они предназначены. Это мнение усиленно под
держивается медицинской пропагандой и отдельными медиками, в задачу
которых входит максимальный охват населения в проведении иммуниза
ций.
Однако в последнее время доверие людей к иммунизации явно стало
падать. Вот некоторые наблюдения:
• растет число родителей, отказывающихся делать прививки своим
детям;



1
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С.111.

94
• многие врачи не делают своим детям прививки, имея возможность
сделать в медицинской карте фиктивные отметки;
• частые жалобы иммунологов, аллергологов и невропатологов по
поводу того, что родители приводят к ним здоровых детей, утвер
ждая, что они больны и требуя отвода от прививок.
Нежелание родителей делать прививки своим детям воспринимается
ортодоксальными медиками как безответственность или невежество.
Иногда, правда, больше видна забота о том, чтобы не “подпортить” стати
стику охвата населения прививками, чем о реальном здоровье ребенка.
Однако проблема не так проста и требует всестороннего изучения.
Что же заставляет родителей отказываться от прививок, часто выслу
шивая обвинения в невежестве и в отсутствии любви к ребенку?
По словам многих матерей, после прививок с детьми начинается “что
то не то”. Часто даже у здоровых детей начинаются простуды, отиты,
грипп и другие заболевания. Иногда после прививки развиваются доста
точно серьезные осложнения аллергического характера. Многие матери
отмечают не только ухудшение общего состояния здоровья (помимо реак
ции на прививку в первые дни после проведения, что считается “нор
мальным”), но и изменения в поведенческих реакциях ребенка: вялость,
заторможенность, сонливость или, напротив, излишнюю нервозность,
гиперактивность, раздражительность. Отмечаются и очень серьезные
случаи. К примеру, диабетическая кома или эпилептические припадки.
Медики, как правило, не проводят параллелей между этими явления
ми и прививками, предпочитая искать причины в другом, продолжая уве
рять родителей в безопасности иммунизаций. Но родительское “чутье”
для матерей и отцов во многих случаях — более весомый аргумент, чем
приводимые объяснения.
Необходимость прививок нам доказывают с помощью все того же уко
ренившегося постулата: мир вокруг нас буквально кишит бактериями и
вирусами, которые очень опасны, особенно для детей. Они — причина
болезней. Поэтому при попадании их в организм ребенок (да и взрослый)
неминуемо заболевает.
“Вы не желаете делать ребенку прививки? Значит, он обязательно за
болеет”, — стращают нас. А далее приводится статистика: столько то
детей умерло от такой то болезни, столько то от этой и т.д. При этом зло
радно добавляется, что эти дети не были “привиты”. А мы настолько при
выкли верить всякого рода статистике, что и в голову не придет усом
ниться в этих ужасающих цифрах.
Однако стоило бы подумать и задать вопрос: действительно ли микро
бы и вирусы являются причиной болезни? Почему тогда человечество до



95
сих пор не вымерло? Ведь массовые иммунизации начались достаточно
недавно по сравнению со всей историей человечества,
Все ли “непривитые” дети обязательно заболевают? Жизнь показыва
ет, что это не так. “Непривитый” ребенок не всегда заболевает даже по
сле тесного контакта с больным. Значит, вирусы и микробы не у всех вы
зывают болезнь и, значит, не являются сами по себе причинами болезней.
Этой точки зрения сегодня придерживается все больше ученых. Вот,
например, что заявил в свои последние годы Рудольф Вирхов, отец мик
робной теории: “Если бы я мог прожить жизнь сначала, я бы посвятил ее
доказательству, что микробы скорее ищут свое естественное жилище —
больную ткань, чем являются причиной болезни”.1
Теперь о статистике. Да, какое то количество детей регулярно умирает
от различных инфекционных болезней. Но ведь среди них есть и иммуни
зированные дети. Однако оказывается, что подавляющее большинство из
не иммунизированных детей не получало прививки по причине слабости
здоровья. Таким образом, мы имеем не что иное, как естественный отбор.
Да, дети умирают. Но те, здоровье которых в любом случае было в угро
жающем состоянии. А вот об этом медицинская статистика как раз и не
сообщает.
Победа над оспой — наиболее яркий аргумент, приводимый в пользу
иммунизаций. Однако на самом деле вопрос не так ясен, как кажется.
Вот некоторые данные.
“Английская история содержит интересные факты в отношении оспы.
Сфера действия оспы в действительности расширялась с введением ос
пенной вакцины. Перед 1853 годом (и полной вакцинацией) происходило
около 2000 смертей за двухлетний период. Примерно через 20 лет, после
того как программа вакцинации за эти годы начала действовать, про
изошла величайшая эпидемия оспы с 23062 жертвами. Города, в которых
наиболее основательно принуждали к вакцинации (т.е. Лестер и Шеф
филд), были особенно сильно поражены…
Краткий взгляд на статистику для США: 1902 год — 2121 смерть, ко
гда оспенная вакцинация была на вершине своего применения, 1927 год
— 138 смертей, когда большая часть населения от нее отказывалась.
Примерно в это же время Филиппины испытывали десятилетнюю кампа
нию вакцинаций против оспы — коэффициент смертности вырос с 10%
до 74%''.2
Кроме того: “Интересно, что за период с 1860 по 1948 год в Англии
произошло ошеломляющее снижение в заболеваниях корью (94,1%),
скарлатиной (99,7%) и коклюшем (91%) без вакцинаций. Дифтерия, для

1
См.: Mothering. Immunisation. Special issue. 1984.
2
См.: Mothering. Immunisation. Special issue. 1984.

96
которой использовалась сывороточная иммунизация, уменьшилась менее
значительно, чем указанные заболевания”.1
Сегодня все громче звучит вопрос: не за счет ли повышения уровня
санитарии и гигиены снижается заболеваемость? Тогда при чем тут вак
цины?
Знают ли врачи о последствиях прививок? Конечно, знают. Знают и
то, что они могут быть очень серьезны. Но вам хладнокровно объясняют,
что это нормальные явления, что случается это редко и является некото
рой естественной платой за здоровье всего населения. Тогда логично бы
ло бы каждый раз задавать родителям вопрос: готовы ли они пожертво
вать своим ребенком ради здоровья остальных?
Не вдаваясь в подробности медицинского характера и конкретные
факты, сделаем некоторые обобщения из подборки материалов, опубли
кованных в американском журнале “Материнство”:2
1) Эффективность большинства вакцин составляет, по крайней мере,
не более 50%. Иммунизированные дети также болеют теми болез
нями, от которых они иммунизированы. Это наталкивает на вывод
о сомнительности вакцин;
2) Прививка разрушает естественный иммунитет. Этим и объясняется
то, что даже здоровые дети после прививок начинают чаще про
стужаться и болеть другими заболеваниями;
3) Вакцины являются высокотоксичными. Вот некоторые вещества,
содержащиеся в вакцинах: фенол, формальдегид, тимеросал или
мертиолят (соединения ртути), квасцы, фосфат алюминия, ацетон,
глицерин, компоненты свиной или лошадиной крови, гной коровье
го вымени, мозговая ткань кролика, собачья почечная ткань, кури
ный или утиный яичный белок и др. Современная технология не
позволяет сделать вакцины “чистыми”.
4) Опасность от вакцин чаще всего больше, чем от самих заболева
ний. К примеру, последствиями прививки от коклюша могут быть
повреждения мозга, судороги, сильный жар. Последствия прививки
АКДС — атаксия, отставание в развитии, гнойный менингит, при
падочные расстройства, гемипарезы и т.д.
Даже не отвергая полезность и эффективность иммунизаций, логично
допустить, что прививки необходимы лишь довольно ограниченному чис
лу детей. Как известно, сильно ослабленным детям прививок не делают
(здесь последствия, к счастью, осознаются). Ребенку здоровому они едва
ли нужны. Остаются лишь дети, естественный иммунитет которых нахо

1
Там же.
2
См.: Mothering. Immunisation. Special issue. 1984.

97
дится как бы на некоторой грани, за которой болезнь может легко раз
виться. Выявить эту грань достаточно трудно. Но делать прививки всем
не только не целесообразно из за возможных последствий, которые это
может оказать на здоровье всего населения и которые мы еще не можем
осознать в полной мере, но, по крайней мере, и не этично.
Что касается этической стороны вопроса, упомянем еще одно обстоя
тельство. Изготовление многих вакцин связано с убийством ни в чем не
повинных животных, и даже приматов (например, при производстве вак
цины против полиомиелита используется почечная ткань обезьян).
Вспомните о братьях наших меньших, когда поведете своего ребенка де
лать прививку, и подумайте над тем, насколько достоин человека способ
выживания, причем весьма сомнительный, за счет убийства других.
Родители всегда должны иметь выбор относительно прививок. К сожа
лению, нет не только выбора, но и правдивой информации. И это не уди
вительно. Ведь над проблемой вакцинаций работает огромное количество
медиков, среди которых и весьма титулованные профессора и академики.
И для многих из них, как это часто бывает, ощущение своей значимости
гораздо важнее истины. В этом, пожалуй, основная причина того, что еще
долго нас будут пичкать лживой статистикой и пугать инфекцией, дабы
не потеряли мы веру в вакцину — эту “святую воду” современной меди
цинской религии.
Совершенно очевидно, что лучший способ укрепить здоровье — уси
лить естественный иммунитет, естественную способность противостоять
болезни. Средства для этого также достаточно очевидны: естественный
образ жизни, физическая культура и закаливание, а также повышение
уровня cанитарии и гигиены.
Мы затронули выше лишь самые принципиальные, на наш взгляд, мо
менты, сюзанные с естественным взращиванием малыша, не ставя задачу
в подробностях описывать все возникающие вопросы и нюансы. В этом
нет необходимости. Еще раз отметим, что родительство нельзя свести к
списку рекомендаций. Главное — усвоить основные принципы. А дальше
— ваше творчество.




98
ГЛАВА IX. ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Мать, сидящая на стуле, с платком, повязанным на голову и марлевой
повязкой на лице. Одна нога на специальной подставке. В руках у нее
сверток сигарообразной формы, из которого выглядывает детское личико.
Ребенок сосет грудь, поддерживаемую пальцами матери.
Таков образ современной мадонны. Разве что не родился еще совре
менный Рафаэль или Леонардо, дабы навеки запечатлеть этот апофеоз
нашей культуры.
Кормление грудью превращено ныне в серьезную “науку”. Да и может
ли быть иначе в век научно технического прогресса? Освоение этой “нау
ки” — дело не простое и требует особых консультаций. Это тоже дости
жение нашего века — твердое убеждение, что мать нужно учить кормить
своего ребенка грудью. Так же, как и рожать. Слава Богу, что пока не
разучились производить зачатие.
Недаром Эйнштейн считал одним из критериев истинности теории ее
красоту. Посмотрите, ну не красиво ли: “Так, от рождения и до 3
месячного возраста детей кормят через 3 ч и 7 раз в день (6; 9; 12;15;18;
21; 24 ч.), в возрасте от 3 до 5 мес. — 6 раз через 3 1/2 ч (6;
9.30;13;16.30; 20; 23.30), а от 5 мес. до 1 го года — 5 раз в день через 4 ч
(6;10;14;18; 22 ч.)”.1
Эти ряды цифр должны вызывать чувство благоговейного почтения
перед тружениками науки, все глубже проникающими в тайны природы.
Сам процесс кормления превратился в ритуал, предусматривающий
довольно сложную “технику”:
“Перед каждым кормлением мать должна вымыть руки щеткой и мы
лом и тщательно обмыть грудь и сосок ватой, смоченной в кипяченой во
де и в двухпроцентном растворе борной кислоты. Несколько первых ка
пель молока сцеживают и выливают. Первые 4 дня мать кормит лежа, а в
последующем только сидя. Нужно принять удобное положение: сесть на
низкий стул или табурет и под ногу (соответственно груди, которой кор
мят) поставить скамеечку. Одной рукой мать держит ребенка, а другой
вкладывает ему сосок и часть околососочного кружка в рот; четырьмя
пальцами приподнимает грудь, а большим пальцем придерживает сверху,
чтобы грудью не закрыть нос ребенка, не мешать дыханию”.2
Иногда рекомендуется более пышная обрядность, когда матери следу
ет “надеть специальное чистое платье, волосы убрать под косынку. Если



1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1986. С.70.
2
Там же. C.68.

99
чувствуется хоть малейшее недомогание, насморк, кашель, надо обяза
тельно защитить нос и рот маской из чистой проглаженной марли”.1
Интересно и то, что не только мать следует учить кормить грудью, но
и новорожденного ребенка следует учить… сосать. “В первые дни жизни
малыш должен научиться сосать, приспособиться к груди. Мать обязана
всячески способствовать этому, прежде всего неукоснительно соблюдая
технику кормления…”.2 Вот до чего несовершенна природа, нас породив
шая. Что же это за явление — кормление грудью? И почему оно порож
дает проблем не меньше, чем беременность и роды? Почему сегодня
сокращаются сроки грудного вскармливания детей из за того, что молоко
у матерей “пропадает”?
В биологии прослеживается закономерность: чем выше вид стоит на
эволюционной лестнице, тем больше времени требуется детенышу, чтобы
достигнуть параметров взрослого. Природа не пошла по пути увеличения
срока беременности, а перенесла многие процессы за пределы материн
ской утробы. Период грудного вскармливания — своеобразный период
“донашивания” малыша, в котором он еще не может мыслиться отдельно
от матери. Его автономное существование лишь относительно. И сам
процесс кормления грудью это выражение этой связи, которая, однако, не
исчерпывается лишь “кормлением” существа, неспособного еще собст
венными усилиями добывать пищу. В этом процессе совместно с действи
ем окружающих условий существования идет дальнейшее создание
структуры будущего взрослого индивида, его физиологических и психи
ческих особенностей, его взаимоотношений с окружающей действитель
ностью.
Предпосылки для грудного вскармливания создаются еще в период
внутриутробного развития. Организм матери во время беременности под
готавливается производить молоко. Уже на 4–5 месяцах беременности из
груди можно выдавить несколько капель молозивного молока. У ребенка
задолго до рождения начинает формироваться мощный рефлекс — соса
тельный. После рождения при вкладывании соска материнской груди в
рот ребенка, этот рефлекс активизируется. Вот малыш и “научился” со
сать.
Только варварский обычай разделять мать с ребенком после рождения
может привести к тому, что ребенку нужно будет “вспоминать” процесс
сосания груди. Рефлекс ослабевает, а соска и грудь — вещи разные, тре
бующие различных механизмов сосания.
Нужно ли мать учить кормить грудью? Оказывается да, но лишь в том
смысле, чтобы помочь ей избавиться от “научных” представлений об этом

1
В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. М., 1989. С.б.
2
Там же.

100
процессе, низводящих его до уровня простого физиологического насыще
ния младенца. В том смысле, чтобы помочь ей преодолеть наши совре
менные культурные установки, ориентирующиеся на медицинский подход
к ребенку как к потенциально больному существу. Это обучение не сво
дится к усвоению “техники” кормления. Главное — это превращение
кормления грудью в полноценное общение матери и ребенка, их своеоб
разный диалог, обогащающий обоих. Поэтому главная задача — это нау
чить мать создавать те условия, при которых между ней и ребенком воз
никают отношения бондинга. Все остальное происходит автоматически.
Кормление грудью — глубоко интуитивный процесс, такой же, как
вынашивание малыша и его рождение. И только человеческий интеллект,
возомнивший себя венцом творения, мог свести этот процесс к голым
наукообразным схемам, уводив в нем проблему, достойную своего приме
нения, и породив тем самым массу действительно серьезных проблем,
лишающих мать и дитя той восхитительной атмосферы взаимопроникно
вения, в которой выпестовываются и созревают истинно человеческие
качества.
Животные не имеют развитого интеллекта, однако кормят своих дете
нышей грудью так успешно, и, главное, так профессионально, что челове
ческой матери остается только позавидовать им. Не у профессоров и ака
демиков, а у собак и кошек, кроликов, хомяков, лошадей и коз следует
учиться науке грудного кормления.
Что же дает младенцу материнское молоко чисто в физиологическом
отношении?
Во первых, это просто напросто его еда, то есть необходимый набор
веществ, пластического материала, из которого строится организм. Но
это еда данного конкретного ребенка. Мать и дитя — единая слаженная
система, они “подогнаны” друг под друга. Состав и свойства молока ма
тери в нормальных условиях “просчитаны” именно для ее ребенка. Моло
ко донорское, хотя возможно и лучше искусственных заменителей, но
предназначено для другого ребенка, с другими физиологическими
особенностями.
Состав материнского молока меняется по мере роста малыша и изме
нения потребностей его организма. Одновременно происходит постепен
ная подготовка пищеварительной системы ребенка к более грубой пище.
В первые дни после рождения его пищеварительная система настолько
нежна, что на этот период пищей младенца является легкоусваиваемое

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign