LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пятствие, он тут же успокоится и заснет.


83
2. Одежда
Наверняка вы не раз видели удивительную картину и, может быть, не
задумывались над ее нелогичностью и парадоксальностью.
Весна, ярко светит солнце, снег давно сошел, на улице просто жарко.
Мама и папа прогуливаются со своим маленьким ребенком, который ле
жит в коляске и спит. Папа в спортивном костюме, мама в достаточно
легком платье. Ребенок же закутан в ватное одеяло, перепоясанное кра
сивой ленточкой. Прекрасно упакованная игрушка…
Вообще же сегодня грудной, и в особенности новорожденный, ребенок
просто не мыслится без “упаковки” даже в домашних условиях. Такая
“упаковка” превратилась в ритуал, осуществляемый матерью по несколь
ку раз в день, благодаря чему кожа малыша может хоть на короткие про
межутки времени ощутить свежий воздух (а моменты купания должны
показаться неописуемо блаженными). Вот образец этого ритуала:
“Сначала надевают распашонку, сшитую из тонкой хлопчатобумажной
ткани. Распашонку запахивают сзади, загибают и расправляют на спинке,
чтобы не было складок. Затем надевают теплую распашонку, которую
запахивают спереди и также подворачивают над пупком, и кофточку с
длинными зашитыми рукавами. Ребенка кладут на сложенный треуголь
ником мягкий подгузник, два конца которого скрещивают на животе, а
один (средний) закладывают между ног. После этого ребенка по пояс за
вертывают в большую тонкую пеленку так, чтобы ее нижняя часть не
стягивала ноги и малыш мог ими двигать, а затем в теплую пеленку или
одеяло — в зависимости от времени года. Между пеленками кладут кле
енку размером 30?30 см” 1
При этом “температура в комнате новорожденного должна быть 20–
22°C.” А “если в комнате температура ниже 20°C, то новорожденному в
течение 2–3 недель на голову надевают платок или чепчик и рукава коф
ты зашивают.” 2
У этого ритуала две стороны.
Первая — создание младенцу, этому слабому и неприспособленному
существу, условий для выживания. “Основания” для этого мы приводили
выше.
Ирония заключается в том, что в создаваемых приведенным ритуалом
условиях, еще более усугубляемых боящимися за ребенка родителями,
ребенок действительно должен выживать. Все его существование в пери
од новорожденности — это выживание в тех нечеловеческих условиях,
которые ему создают.


1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.41.
2
Там же.

84
Не верите? Проверьте на себе. Наденьте хлопчатобумажную майку с
длинными рукавами. Сверху наденьте байковую рубашку (рукава заши
вать необязательно). Ноги оберните простыней. Лягте в кровать и на
кройтесь одеялом. Да не забудьте про клеенку. Попробуйте провести так
целый день при температуре воздуха в комнате 20–22°C.
Вам будет гораздо легче, если вы привыкли спать в пижаме или ноч
ной сорочке. Но учтите, что ребенка к этому никто не приучал.
Попробуйте спать обнаженным, просто накрывшись одеялом. Вы об
наружите, что высыпаетесь лучше и чувствуете себя бодрее. Вы обнару
жите, что ваша кожа тоже дышит.
“Точное название того, что рекомендуется во многих изданиях как
одежда новорожденного, должно быть определено как комфортный тер
мостат повышенной влажности. Как иначе назвать сверток, в котором
находится младенец, завернутый согласно медицинским предписаниям?
Термометр, помещенный внутрь свертка, покажет комфортную темпера
туру (плюс 32–34 градуса), а гигрометр — влажность свыше 90 процен
тов”,1 — пишет Б. Л. Никитин. Выжить в таких условиях действительно
не так то просто. Для этого нужно обладать выносливостью… новорож
денного младенца.
Нужно иметь в виду, что дети живут с нами, а не на другой планете. И
природа не создала им никаких особых условий. Они живут в том же кли
мате и вдыхают тех же микробов. Мы должны ввести их в этот мир, а не
ограждать от него.
Наблюдения за детьми, развивающимися в условиях удовлетворения
описанных нами ранее потребностей, показывают, что температура 20–
22°C является для них комфортной во время бодрствования в обнажен
ном состоянии. Если малыш при этом находится на руках у взрослого
(это тоже дополнительный источник тепла), то температура может быть и
ниже. Если ребенок (обнаженный) спит, достаточно накрыть его тонкой
пеленкой и байковым одеялом, а то и просто одной двумя байковыми пе
ленками. Фактически же дети прекрасно переносят и более низкие тем
пературы. Иногда случалось, что дети двух трех месячного возраста прак
тически всю ночь спали (на животе) обнаженными при температуре 14–
16°C, выползая из под одеяла. Тело их ощущалось теплым. Ни на сле
дующий день, ни впоследствии не появлялось никаких болезненных при
знаков.
Что касается критериев одежды для ребенка, то прежде всего это то,
как одеваетесь вы. Если вы в одной рубашке, пусть малыш будет не более
чем в одной распашонке. Если вы не одеваете шляпу, не надевайте на

1
Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.,
1990. С.66.

85
ребенка чепчик. Одним словом, не одевайте его теплее себя. Когда он
спит, ему не нужно одеяло теплее, чем ваше. При прогулках зимой, ко
нечно, следует учитывать, что маленький ребенок не движется так интен
сивно, как вы (особенно если он в коляске), поэтому ему требуется более
теплая одежда.
В летнюю жару просто положите его голеньким на живот в коляску,
прикройте коробку коляски марлей (от посторонних глаз). С самого нача
ла не приучайте детей к чепчикам и панамкам. Если вы на солнце без
панамы, не одевайте ее ребенку (нельзя, конечно, оставлять неприкрыто
го малыша спать на солнце). Не поддавайтесь пресловутым “в ушки наду
ет” и “головку напечет”. Ориентируйтесь на себя и на состояние ребенка.
Если ребенку холодно или он перегрелся на солнце, то он даст об этом
знать либо беспокойством, либо вялостью.
Не приучайте детей к пинеткам и тапочкам. Начните сами дома ходить
босиком. Целыми днями дети могут бегать босиком, не нуждаясь ни в
какой обуви. “Синие” ножки — не признак переохлаждения, а нормаль
ная сосудистая реакция, предохраняющая организм от потери тепла. Если
малыш бодр и весел, не проявляет признаков беспокойства, капризности,
вам нет оснований беспокоиться. Но согрейте ему ножки своими руками,
когда будете укладывать его спать. Это облегчает засыпание.
Вторая сторона ритуала одевания весьма специфична и отражает пси
хологию нашей культуры. Ее можно охарактеризовать так: “товар должен
быть в упаковке” или — вы когда нибудь видели в продаже обнаженную
куклу? Кукла обязательно продается с одеждой. Без одежды это полу
фабрикат. А можно ли вообще продавать обнаженные куклы, да еще с
достоинствами того или иного пола? Как насчет сексуального воспита
ния?
Покажитесь “на людях” с обнаженным младенцем на руках. Скорее
всего вас сочтут не совсем здоровыми. Вид обнаженного младенца многих
шокирует. Это хорошо в музеях, на картинах. Но в жизни… Что вас
смущает? Его половые органы? Поверьте, что в этом отношении он ни в
чем не отличается от вас, и, как всякий нормальный человек, имеет
определенный пол, только пока об этом не догадывается. А может быть,
вы стесняетесь себя? Тогда это ваши проблемы, и не надо их переклады
вать на него.
Не смущайте публику, наденьте на него трусики. Но дома, когда во
круг нет посторонних, любуйтесь им. Любуйтесь голеньким, таким как он
есть. Ведь он пока еще — дикая, первозданная природа, неповторимая в
своей красоте, без всяких лишних добавок.




86
3. Гигиена и окружающая среда
Гигиена преследует цель обеспечения внешних и внутренних условий,
благоприятных для организма. Гигиеной мы создаем такие условия, при
которых вредоносные для нас факторы не превышали бы некоторого безо
пасного уровня.
Гигиенические действия совершают даже животные. Они вычищают
норы, облизывают свою шерсть, купаются в водоемах.
Во многом неестественные условия нашей жизни (большая плотность
проживания людей, массовое производство продуктов питания и т.д.)
требуют и особых гигиенических мероприятий.
Однако характерная особенность сегодняшней жизни — это страх пе
ред окружающими нас болезнетворными и вредными факторами, вызы
ваемый воспитываемой с первых дней жизни установкой: мир полон
опасностей, он постоянно чем то нам угрожает. И, конечно же, наиболь
шей опасности подвергаются новорожденные и грудные дети.
Да, действительно, опасностей вокруг нас немало. От каких то мы
должны себя ограждать, другие преодолевать своей внутренней силой и
знанием. Но все чаще опасным считается то, что таковым не является.
Многочисленные “нельзя” относительно новорожденных и грудных детей
предполагают защиту их от этого опасного мира. Не закладывает ли это
также с самого раннего детства психологию отчуждения от природы и
страха перед ней, порождая стратегию выживания и агрессивного ее “по
корения”? И одновременно стратегию методического самоуничтожения в
виде вредных привычек и отравления среды своего собственного обита
ния?
Именно факторы, созданные человеком в процессе его деятельности,
наиболее опасны для детей. Это загрязненность воздуха выхлопными га
зами и выбросами предприятий, загрязненность воды, особенно соедине
ниями тяжелых металлов, повышенная радиация, наличие в пище раз
личных искусственных химических соединений, используемых при произ
водстве продуктов питания, большое количество нитратов в овощах и
фруктах и т.д. К этим факторам дети не приспособлены эволюционно и,
сталкиваясь с ними, часто проявляют повышенную реактивность орга
низма. От этих факторов малыша нужно стараться оберегать.
Однако беда в том, что в должной мере это практически невозможно.
Единственным средством защиты ребенка остается повышение его внут
ренних резервов, достигаемое максимальным созданием естественных
условий развития, физической культурой и закаливанием. Экология сего
дняшних больших городов такова, что без этого просто невозможно, что
бы ребенок был здоров. Это нужно понять родителям, испытывающим
страх перед холодной водой и физическими нагрузками.


87
Часто можно слышать, что ребенок, мол, сам привыкает, адаптируется
к этим вредным факторам и становится к ним менее восприимчивым. Это
не совсем так. Ребенок действительно адаптируется и с возрастом пере
стает проявлять бурные реакции организма. Но эти воздействия носят
характер патологических стрессоров, и малыш расплачивается за адапта
цию к ним снижением своих внутренних резервов и, как следствие, бо
лезнями.
Вот по отношению к подобным факторам мы должны соблюдать “теп
личность” в первое время жизни. Гуляйте с ребенком вдали от шоссе и
заводов, лучше в парках или в лесу. Закрывайте окна и форточки, почув
ствовав нехорошие запахи. Кормящей матери следует избегать продуктов
с химическими добавками и нитратами. Воду для питья отстаивайте в
банке около суток. Избегайте контакта малыша с бытовыми химическими
веществами.
Но “тепличные” условия относительно естественных природных фак
торов, вызывающих физиологический стресс, приводят только к ослабле
нию организма и неспособности его противостоять вредным продуктам
нашей цивилизации.
Много сомнений и тревог вызывают у некоторых родителей домашние
животные, особенно собаки и кошки. Допустимы ли они в доме вместе с
новорожденным и грудным ребенком? Можно ли заводить кошку или со
баку во время беременности?
Если мы немного задумаемся, то эти вопросы покажутся странными.
Все зависит от вашего отношения к домашним животным.
Ваша кошка или ваша собака — это ваши “приемные дети”. А может
ли какой нибудь ребенок быть лишним? Они во многом и похожи на де
тей. Во первых, они привязаны к хозяевам, даже если последние не все
гда с ними ласковы. Во вторых, недаром говорят, что “каждый хозяин
похож на свою собаку”, хотя, конечно, следует говорить наоборот.
Итак, у наших животных мы можем поучиться безусловной любви. А
также увидеть в них свое отражение.
Если вы ожидаете рождение ребенка, и у вас есть домашние живот
ные, то тренируйтесь понимать ваших детей. Животные предоставляют
прекрасную возможность поучиться общению без слов. Посмотрите, как
они чувствуют ваши эмоции, как реагируют на ваши действия. Попытай
тесь чувствовать их так же, как они вас. Ведь для маленького ребенка
способ общения с родителями — это язык непосредственной передачи
эмоционального состояния. Понимание усиливается с помощью прикос
новения. Прикосновение, телесный контакт — это главный способ, кото
рым вы можете общаться с ребенком. Учитесь этому у своих животных.
Если ваша кошка или собака — не просто украшение для вас или ва
шей квартиры, если они заполняют пробел, образуемый в душе разрывом

88
с природой, являются ниточкой, связывающей вас с ней, то почему сле
дует лишать этого ребенка? Дети, выросшие с животными, более добры и
ласковы, более интуитивны, они лучше понимают природу.
Еще один примечательный факт — если ваш малыш вырос с собакой,
то маловероятно, что где нибудь на улице собака его укусит. Он не боит
ся их, и собаки чувствуют это. Лишь сожаление вызывает малыш, с
громким плачем несущийся к маме при виде собаки.
Если вы поддерживаете квартиру и животное в чистоте, и ваше жи
вотное здорово, то не надо ничего бояться. Пусть ваш ребенок и ваша
собака станут как братья. Главное — не бойтесь. Животное чувствует,
что перед ним ребенок. Даже гордая и независимая кошка часто без со
противления позволяет малышу вытворять с ней такое, чего никогда не
потерпит от взрослого.
Собака и даже кошка могут ревновать хозяина к появившемуся в доме
младенцу. Не обделяйте их вниманием. Так старшие дети ревнуют, когда
у них появляется братик или сестричка. Если они, конечно, не были к
этому готовы. Если братика или сестричку “купили”.
При домашних родах животные нередко оказываются в “избранном
круге” присутствующих. Это очень увлекательное зрелище. Собака и
кошка начинают вести себя беспокойно и как будто хотят помочь. Отно
шение собаки к младенцу, если она к тому же имела опыт своих родов,
почти такое, как к собственному детенышу. Она даже пытается его выли
зать (чего, конечно, позволять не нужно).
Вообще же животные предоставляют нам замечательный образец ес
тественных родов и ухода за детьми. Наблюдайте и учитесь. У вас отпа
дет много вопросов относительно собственных детей.
Другой фактор, вызывающий наибольшее количество страхов — мик
робы. Это что то агрессивное, злобное, стремящееся сжить нас со света.
С самого раннего детства нас учили: микробы вызывают болезни. А
кто нас учит, что они нас защищают и помогают нам? Они помогают пе
реваривать пищу. Они живут на нашей коже, образуя мощный слой обо
роны, не пуская к нам “чужаков”, могущих оказаться опасными. Нет, мы
усваиваем только одну сторону: микробы опасны, и делаем все, чтобы их
не было.
Но самое страшное то, что мы их боимся. А между тем ученые давно
доказали, что состояние страха значительно снижает иммунитет. И тогда
даже свои, “родные” микробы могут оказаться опасными.
Родители, боящиеся за ребенка, передают ему свое состояние, тем са
мым ослабляя его организм. Так кто в этом случае более опасен — роди
тели или микробы?
Поэтому мы еще раз вынуждены повторить: не бойтесь! Относитесь к
микробам как к друзьям, помощникам и защитникам. Даже если ваш ре

89
бенок заболел, относитесь к его болезни как к процессу, в котором его
организм вырабатывает против нее иммунитет. Не бойтесь микробов, но
при этом соблюдайте чистоту. “Чистота — залог здоровья”, — этот ло
зунг мы очень любим повторять. Но чем меньше ребенок, тем больше
страхов, и тем больше “чистота” стала пониматься в отношении новоро
жденных и грудных детей как синоним “стерильности”. Поэтому весьма
уместно уточнение Б.П.Никитина: “Чистота, но не стерильность”.
Очень часто квартира, где появляется новорожденный младенец, на
чинает напоминать огромный стерилизатор. Чуть ли не круглые сутки
что то кипятится, проглаживается и дезинфицируется. Ребенок же самым
тщательным образом оберегается от всяких “нежелательных” контактов с
окружающим. Жаль только, что нельзя “продезинфицировать” самого
ребенка.
Следует понять, что живущие в нас и на нас микробы и вирусы явля
ются одним из факторов, которые заставляют работать нашу иммунную
систему. В стерильной обстановке она детренируется, и встреча даже с
самыми безобидными в обычных условиях бактериями может обернуться
болезнью.
С самых первых моментов после рождения микробы заселяют кожу
ребенка (или, как говорят медики, “обсеменяют” его) и его слизистые
оболочки. С первыми кормлениями он приобретает кишечную флору. Все
это естественно, нормально и предусмотрено природой. Следует, однако,
оговориться, что лучше, если эти микробы будут домашними, “своими”.
(В родильном же доме, являющемся источником разнообразных инфек
ций, матери следует чаще контактировать с малышом кожа к коже, соз
давая ему такую же флору, как у себя).
Не бойтесь пускать ребенка ползать на пол. Не замыкайте его в спе
циальной клетке манеже. Не бойтесь, если он что то потянет в рот. Это
для него — способ почувствовать форму и качества исследуемого пред
мета. Главное, чтобы все было просто чисто. Следует помнить, что слюна
обладает достаточно сильным бактерицидным действием (вспомните за
лизывание ран животными). Запрещая ребенку засовывать в рот игрушку,
мы не только лишаем его одного из способов восприятия, но и не даем
развиться бактерицидным свойствам слюны.
Помните, рано или поздно вам будет трудно оградить малыша от мира,
а значит, и от грязи и микробов. (Вот один забавный пример. Зачитав
шийся папа не заметил, как восьмимесячный ребенок заполз на кухню и
съел кашу из собачьей миски. Лучше, конечно, чтобы таких случаев не
было. Но необходимо понять: чтобы полностью контролировать действия
ребенка, его нужно посадить в клетку, что было бы несравненно большим
злом, чем случайные контакты с грязью).


90
“Стерилизация” новорожденного и его непосредственной среды — пе
ленок, распашонок (не говоря уже о бутылочках и сосках) — также пре
вратилась сегодня в длительные ритуалы. Они стоят того, чтобы привести
их подробно.
“Ежедневный туалет ребенка лучше всего делать утром после кормле
ния, когда мать уже умылась, оделась и позавтракала. При этом следует
развернуть и раздеть ребенка, тщательно осмотреть кожу, подмышечные
впадины, складки в паховой области и т.д., проверить, нет ли опрелостей
и красноты. Все эти места нужно смазать простерилизованным расти
тельным маслом. Обычно смазывают маслом и складки шеи, так как там
тоже иногда образуется опрелость. Лицо и руки ребенка моют кипяченой
водой. Глаза протирают ватным шариком, смоченным либо кипяченой
водой, либо раствором борной кислоты…, проводя ватой от наружного
угла глаза к носу. Для каждого глаза должен быть отдельный ватный ша
рик. Нос обычно прочищают ватным жгутиком…, смоченным вазелино
вым маслом или кипяченой водой. Ушные раковины по мере надобности
прочищают жгутиком из ваты…
Руки ребенка осматривают каждый день. Ногти на руках и ногах надо
стричь 1 раз в 5 дней… Ножницы для этого должны быть всегда чисты
ми… Предварительно их либо кипятят, либо протирают спиртом или оде
колоном”.1
“Накопившееся за день грязное белье простирывают и кипятят, а если
нет возможности прокипятить, то ошпаривают кипятком”.2
Ну, и конечно же:
“Мыть ребенка с мылом надо 2–3 раза в неделю”.3
Начнем с ежедневного туалета. Если кожа вашего ребенка постоянно
дышит, если он не знает, что такое пеленание, вам едва ли придется бо
роться с опрелостями. Опрелость — признак неправильного содержания
ребенка в неестественных для организма условиях. А зачем лезть в каж
дое отверстие его тела и умывать его кипяченой водой? Не проще ли ка
ждый день купать?
Если в этом нет необходимости, не лезьте в ребенка! Он в этом со
вершенно не нуждается. Протирайте глаза только при признаках конъ
юнктивита. Если у ребенка в носу сопли и ему трудно дышать, отсосите
их маленьким баллончиком для клизмы или просто ртом.
Что же касается ушей, то здесь будьте особенно осторожны. Удаление
естественного защитного слоя из уха может привести к его воспалению,



1
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.40.
2
Там же. С.38.
3
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.42.

91
особенно после купания или прогулки. Чаще всего дети вообще не тре
буют чистки ушей.
Если ваш малыш здоров и ему не нужны специальные мероприятия —
не насилуйте его подобными процедурами.
Кипячение детского белья и, как это обычно принято, проглаживание
с двух сторон — это процесс стерилизации. Кроме того, проглаживание
электроутюгом образует на ткани слой положительных ионов, вредно
влияющих на здоровье. Это приводит к тому, что кожная флора ребенка
обедняется, разрушается его естественный защитный барьер, состояние
самой кожи заметно ухудшается. Конечно, приятно посмотреть на сто
почку проглаженных и аккуратно сложенных пеленок. Но не важнее ли
здоровье?
Просто стирайте пеленки и сушите. Не тратьте свои силы и время во
вред ребенку. Первые 2–3 месяца, пока его моча не имеет запаха, пелен
ки вообще можно стирать без мыла. Налейте в хорошо промытую ванну
воду. Бросьте туда пеленки и прополощите. Этого вполне достаточно.
Испачканные пеленки нужно, конечно, стирать с мылом. Когда моча ре
бенка приобретет запах, стирайте с мылом. Но не пользуйтесь стираль
ным порошком.
Теперь о мытье ребенка. Где он успевает набрать на себя столько гря
зи, что требуется мыть его с мылом 2–3 раза в неделю? Вывод напраши
вается сам собой — это опять стерилизация.
Дадим парадоксальный, на первый взгляд, совет: не мойте ребенка с
мылом вообще, если только он в чем то не испачкался! Просто каждый
день купайте его в воде. Состояние его кожи всегда будет хорошим. Мы
ло, даже самое мягкое, сильно сушит кожу ребенка, уничтожая защитный
жировой слой и микрофлору.
Проверьте на себе. Каждый день принимайте ванну или душ, с мылом
же мойтесь не чаще одного раза в месяц (чаще только голову). Очень
скоро вы обнаружите, что ваша кожа стала лучше.
Для ребенка мытье с мылом (помимо рук перед едой) обычно требует
ся не раньше, чем с полутора лет, но тоже не слишком часто. Однако не
забывайте: купание или душ по возможности каждый день.

4. Режим дня
С самого раннего детства нас учили родители, воспитатели, учителя и
врачи, что основа основ здоровья — соблюдение режима дня. Особенно

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign