LINEBURG


страница 1
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

М.ТРУНОВ, Л.КИТАЕВ

ЭКОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА.
ПЕРВЫЙ ГОД
Серия “Школа сознательного родительства”


Дорогие друзья!
Перед вами первая книга из серии “Школа сознательного родительст
ва”, рассказывающая о младенчестве с позиции любви, о первом годе
жизни ребенка и вашей жизни вместе с ним, а не для него.
Эта серия посвящается тем малышам, которые своим здоровьем и ра
достным отношением к жизни убеждали авторов и нас в естественности и
правильности выбранного пути.
Создатели этой серии — такие же родители, как и вы. Пусть наш опыт
поможет вам научиться тому, чему в свое время научили нас в Москов
ском клубе “Здоровая семья”.
Следующие книги серии расскажут о том, как обоим супругам подго
товиться к беременности, как прожить эти девять счастливых месяцев и
как превратить роды в интимный семейный праздник.
Желаем вам, чтобы познав науку новой родительской культуры, вы
обрели счастье в здоровье своих малышей, как обрели его мы!

Руководители Центра ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ
Ксения Рындич
Олег Савельев
Сергей Возчиков




2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................. 4

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 9
Глава I. Драма младенчества .................................................................... 14
Глава II. Какого младенца мы имеем?
Последствия традиционного подхода.............................................. 23
Глава III. Слагаемые детского здоровья.................................................... 31
Глава IV. Когда он еще не родился........................................................... 44
Глава V. О том, как мы нужны друг другу ............................................... 50
Глава VI. Феномен бондинга — основа гармонии .................................... 57
Глава VII. Естественные условия развития .............................................. 62
1. Потребность иметь родителей ...................................................................... 63
2. Сенсорное наполнение.................................................................................. 65
3. Потребность в движении .............................................................................. 68
4. Потребность в физиологическом стрессе ..................................................... 71
5. Потребность в кормлении грудью................................................................. 75
Глава VIII. Как с ними обращаться? ......................................................... 77
1. Положение ребенка во сне .............................................................. 81
2. Одежда............................................................................................. 84
3. Гигиена и окружающая среда .......................................................... 87
4. Режим дня ....................................................................................... 92
5. Прививки ......................................................................................... 94
Глава IX. Грудное вскармливание............................................................. 99
Глава X. Физическая культура ............................................................... 119
1. Динамическая гимнастика ............................................................. 123
2. Водные тренировки........................................................................ 141
3. “Бэби йога”.................................................................................... 149
Глава XI. Закаливание ............................................................................ 152
1. Воздух и солнце............................................................................. 161
2. Холодные обливания ..................................................................... 163
3. Купание в естественных водоемах................................................. 167
4. Баня ............................................................................................... 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 174

Приложение. К.Н.Мхитарян. Астрологические представления
о роли перинатального периода в судьбе человека ..................... 178




3
Двадцать первое столетие будет
экологическим или не будет никаким.
Мишель Одан

ПРЕДИСЛОВИЕ
История жизни каждого человека — это история развития взаимоот
ношений его родителей, приведших к факту зачатия, это история его раз
вития в материнской утробе из оплодотворенной яйцеклетки в сложней
ший организм, это переживания схваток и прохождения через родовые
пути, первые впечатления от контакта с внешним миром, события ранне
го младенчества и детства и, наконец, жизнь, связанная с осознанным
отношением к этому миру. Сегодня хорошо известно, что это осознанное
отношение, характеризующееся выделением в человеке “Я” и противо
поставлением его всему внешнему “Миру”, вырастающее из изначального
единства уже в период раннею детства, закладывается много раньше и
является результатом всех упомянутых предшествующих этапов. Не
только условия жизни в детстве и младенчестве, особенности внутриут
робного периода и рождения, но и обстоятельства зачатия, — все эти
немаловажные факторы влияют на формирование личности. Всякий чело
век несет в себе свою историю, и это прошлое каждый момент участвует
в созидании настоящего.
Важность здоровых семейных отношений (какова бы ни была форма
семьи), удовлетворения специфических материальных и душевных по
требностей женщины во время вынашивания ребенка и при его рожде
нии, удовлетворения естественных потребностей малыша после его рож
дения очевидны не только для современной науки. В любой культуре вы
деляется мощный пласт, который можно назвать культурой перинаталь
ною периода1, или перинатальной культурой. Перинатальная культура —
это совокупность мировоззренческих идей и взглядов общества, выра
жающихся в существующих обычаях и традициях, на процессы планиро
вания семьи, беременности, рождения ребенка и младенчества. Ясно, что
перинатальная культура тесно переплетается с такими явлениями как
культура семьи вообще и культура родительства и воспитания в частно
сти. Очевидно, что эта культура может быть совершенно различной в за
висимости от условий жизни данного общества и целей, которые оно пре
следует. Существенно лишь то, что феномен перинатальной культуры —


1
Перинатальный период — период времени, охватывающий последние месяцы беремен
ности, роды и послеродовой период. Мы будем понимать этот термин расширительно, т.е.
включать сюда весь период беременности, роды и первое время жизни младенца, вплоть до 1
года.

4
это отражение того или иного понимания роли перинатального периода в
формировании личности человека.
Если говорить о современной перинатальной культуре цивилизован
ных стран, то этот термин вряд ли уместен. Весь этот период как будто
вырван из повседневной жизни и представляется более как проблема ме
дицинская, нежели социальная. Беременность рассматривается как про
цесс, идущий на грани с патологией, рождение ребенка в большинстве
случаев происходит в отрыве от семьи, за стенами клиник и практически
всегда с медицинским вмешательством, родившийся ребенок находится
под наблюдением целой армии специалистов медиков. Поэтому мы можем
говорить о дородовом медицинском наблюдении, о медицинской практике
ведения родов, о врачебном контроле за здоровьем младенцев, но не о
культуре в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово.
Правильнее было бы сказать, что отличительной чертой нашей культуры
является отсутствие перинатальной культуры.
Сегодня мы можем видеть печальную картину отчуждения родителей
от своих детей, начинающуюся с внушения беременной женщине статуса
пациентки со всем сопутствующим комплексом страхов, продолжающую
ся отрывом женщины от семьи при родах в больнице и лишением ее пра
ва ухаживания за своим только что родившимся ребенком по своему ус
мотрению. В периоде раннего младенчества своего ребенка родители
практически парализованы в творческой активности и находятся в пол
ной власти медицинских рекомендаций. Для медицины же ребенок — это
прежде всего пациент. А значит, его надо лечить. А если и не надо, то
обязательно проводить определенную профилактику (прививки, медос
мотры и т.д.). Мнение родителей в расчет как правило не принимается.
Такое отчуждение родителей от детей ведет к отсутствию культуры
родительства, обычаев и традиций, идущих от начала жизни каждого че
ловека. Тем самым наша культура оказывается лишенной одной из своих
важнейших составляющих. И как бы эти проблемы ни были далеки от
современного человека с его жизненными ценностями, от воссоздания
этого культурного слоя во многом зависит разрешение огромного количе
ства противоречий и конфликтов нашей жизни. Ведь осознание действи
тельности уже не первого поколения формируется в отсутствие перина
тальной культуры, а значит это осознание также имеет пробел. И этот
пробел нельзя считать несущественным, ибо отношение к зарождению
новой жизни, к женщине матери, к новорожденному младенцу как носи
телю и продолжателю нашей культуры определяет слишком важные ми
ровоззренческие установки, так или иначе пропитывающие всю нашу
жизнь.
Одна из главных задач нашего времени — это формирование экологи
ческого мышления. От решения ее в конце концов зависит благополучие

5
нашей цивилизации. Экологический кризис, войны, рост заболеваемости,
да и просто обилие личностных психологических проблем — все эти
следствия отсутствия экологичности мышления свойственны нашему об
ществу. Жизнь сама по себе, развитие личности и проявление ее творче
ского, духовного потенциала, гармония с природой не являются сегодня
самодовлеющими ценностями.
Современное отношение к проблемам деторождения и раннего мла
денчества, характеризующее наше общество, кажется, делает все, чтобы
в самом зародыше погубить предпосылки экологического мышления. О
какой гармонии с природой можно говорить, если человек рождается па
циентом, если его рождение подобно хирургической операции. Не являет
ся ли отчуждение ребенка от матери (как прямое — в условиях больни
цы, так и косвенное — из за давления общепринятых норм) фундаментом
отчуждения от окружающего мира и агрессивного ему противостояния?
Будет ли чувствовать себя в безопасности ребенок на руках у матери,
переполненной страхами и волнениями за жизнь и здоровье своего чада,
подавленной ощущением своей неспособности понять и удовлетворить
его элементарные потребности? Не является ли это основой нарушения
внутреннего равновесия, фрустрации1 и потери чувства реальности?
Очень многие вопросы отсылают нас к мысли о том, что задача формиро
вания экологического мышления, утверждения гуманистических ценно
стей — это прежде всего задача формирования перинатальной культуры,
основанной на глубоком понимании важности (общественной значимо
сти) начальных этапов развития человеческого существа в его жизненном
цикле.
Новые идеи относительно перинатального периода стали появляться
естественным образом в среде родителей и у отдельных профессионалов,
недовольных существующим положением вещей, поскольку слишком оче
видны последствия такого медикализированного подхода, выражающиеся
в росте перинатальной патологии. Осложнения беременности и родов,
рост числа родовых травм, детская заболеваемость — все это объясняет
ся отнюдь не только несовершенством медицинского сервиса. Важен
принципиальный подход. Эти идеи стимулировались появлением научных
данных о внутриутробном периоде жизни и о влиянии на состояние здо
ровья и психики запечатлеваний, происходящих в самое первое время
после рождения.
Сегодня мы уже имеем значительные результаты в формировании но
вых подходов к беременности, родам и младенчеству. В нашей стране
первая брешь в ортодоксальном медицинском подходе к ребенку была

1
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, неудача) — психологическое состояние, воз
никаюшее в ситуации разочарования, неосуществления цели, потребности (прим, ред.).

6
пробита в 60 70 е годы семьей Никитиных, снискавших себе огромное
количество последователей. Результаты исследований известного физио
лога профессора И.А.Аршавского позволили увидеть порочность многих
методов медицинской практики и их некоторые социальные последствия.
Большую роль в формировании современной перинатальной культуры
сыграли идеи И.Б.Чарковского, касающиеся рождения ребенка в водной
среде, раннего обучения плаванию (в дальнейшем вылившиеся в идею
аквакультуры), а также развития детей раннего возраста. Значительный
практический опыт накоплен в родительских организациях и клубах.
Сформировались конкретные методики пренатальной1 подготовки, прове
дения родов и рекомендации касательно раннего младенчества. Зародив
шись первоначально в родительской среде, новые подходы находят сего
дня все больший отклик и в среде творчески мыслящих врачей
профессионалов, что позволяет надеяться на проведение в будущем серь
езных научных исследований и в конце концов на преодоление ортодок
сального узкомедицинского подхода к перинатальному периоду.
Эта книга посвящена периоду младенчества. Изложение взглядов на
перинатальную культуру в целом не входит в ее задачу из за обширности
темы. Даже проблематика первого года жизни настолько велика и тесно
переплетена со всеми аспектами перинатального периода, что освещение
ее в полном объеме составило бы предмет большого труда. Основной ак
цент мы сделали на проблеме здоровья ребенка. Это вполне оправдано
тем, что во первых, эта проблема многое определяет в периоде младенче
ства для развития малыша и представляет наибольший в практическом
плане интерес для родителей; и во вторых, условия, обеспечивающие ре
бенку здоровье, не исчерпываются чисто физическими или физиологиче
скими. Мы вынуждены будем коснуться вопросов беременности и родов,
так как основы здоровья — как физического, так и психического — на
чинают закладываться именно в эти периоды.
Эта книга обобщает опыт работы творческой группы “Наутилус” при
московском Центре “Экология семьи”. В силу этого взгляды и подходы,
изложенные в ней, не претендуют на то, чтобы выражать общую позицию
всех, кто работает сегодня в области создания перинатальной культуры.
Тем более здесь не выражена официальная позиция медицины, а дана ей
альтернатива. Поэтому книга эта не может служить руководством тем,
для кого точка зрения официальной медицины на рассматриваемые про
блемы представляется единственно заслуживающей доверия.
Также отметим, что материал, изложенный ниже, не преследует цель
дать родителям исчерпывающие методические рекомендации. Практика
показывает, что его освоение в достаточном объеме требует специальных

1
Пренатальный период — период беременности.

7
занятий с опытными инструкторами. Мы хотели лишь показать возмож
ности — возможности, реализуемые на практике, и стимулировать тем
самым творческий подход родителей к своим детям, предостерегая в то
же время от чрезмерного энтузиазма в желании достигнуть каких то
сверхъестественных результатов. Следует всегда помнить, что каждый
ребенок и так уникален, а его естественные потребности настолько эле
ментарны, что без труда могут быть удовлетворены родителями. Главная
проблема не в том, чтобы узнать, “что можно делать с ребенком”, а в том,
чтобы научиться понимать, “что ему нужно”. Творческий подход к ребен
ку отталкивается не от бездумного следования многочисленным рекомен
дациям и правилам, из какого бы источника они не исходили, а от приня
тия родителями полной ответственности за своих детей и от доверия ро
дительскому чутью.
Хочется выразить чувство благодарности тем сотням родителей, кто
сумел оказаться вне власти страхов, которыми наша культура заботливо
окружает каждое появляющееся на свет человеческое существо. Кто до
казал, что в наших силах преодолеть эти страхи и стать счастливыми ро
дителями счастливых детей. Хочется поблагодарить руководителей Цен
тра “Экология семьи” О. Савельева и К. Рындич за организацию работы и
их неиссякаемые заразительный энтузиазм.
Особо хочется поблагодарить И.Б.Чарковского, которому авторы обя
заны своими первыми шагами на пути осознанного отношения к роди
тельству, общение и сотрудничество с которым всегда плодотворно и
вдохновляюще, чьи идеи во многом определили сегодняшнее развитие
перинатальной культуры.




8
ВВЕДЕНИЕ
Родители хотят видеть своего ребенка здоровым. Но что такое здоро
вье и как оно достигается? Представления о здоровье весьма не просты и
противоречивы. Определение Всемирной организацией здравоохранения
здоровья как полного физического, морального и социального благополу
чия хотя и является весьма полезным в практическом плане, однако не
исчерпывает содержание данного понятия. Банальное представление о
здоровье как об отсутствии болезни побуждает нас задумываться о том,
что же такое болезнь. Понятие же болезни не менее противоречиво, чем
понятие здоровья. Ведь порой то, что мы называем “болезнью”, является
на самом деле “здоровой” реакцией организма. Учитывая обилие литера
туры по данному вопросу и множество различных точек зрения, мы не
будем вдаваться в обсуждение этих понятий, а будем исходить из того,
что некое субъективное представление о здоровье и болезни имеется у
каждого человека. Тем более, что наши дальнейшие рассуждения вовсе
не носят характера теоретического исследования, а имеют целью нагляд
но показать некоторые возможности для родителей по отношению к сво
им детям.
Если говорить о физическом здоровье, то нам предоставляются две
возможности его достижения и поддержания. Первая — это лечение, т.е.
действия в случае имеющейся болезни, которые приводят к исчезнове
нию соответствующих симптомов. И вторая — профилактика, т.е. созда
ние таких условий, при которых болезнь не возникала бы или протекала с
наименьшими последствиями. Кроме того, как лечение, так и профилак
тика могут быть пассивными или активными в зависимости от роли и от
ношения самого человека, на которого направляются какие либо дейст
вия. В результате мы получаем четыре основных направления в решении
задачи достижения и сохранения здоровья:
тип \ способ лечение профилактика
пассив 1 2
актив 3 4

При пассивном лечении действия производит врач, пациент же оста
ется пассивен, не прилагая собственных усилий к своему оздоровлению.
Наиболее яркий пример — хирургическая операция. Сюда же можно от
нести и медикаментозное лечение, когда больной надеется на воздействие
лекарства.
Лечение активное предполагает совместные усилия врача и пациента.
Например, лечебная физкультура, психотерапия. Больной человек актив


9
но содействует своему выздоровлению, используя при этом знания и опыт
врача.
Пассивная профилактика — это создание благоприятных для здоровья
условий жизнедеятельности, в основном, искусственными средствами,
опять же не требующими внутренних усилий самого человека. Это неко
торые санитарные и гигиенические мероприятия, а также профилактиче
ские прививки.
Активная профилактика — это усилия самого человека по поддержа
нию своего здоровья, выражающиеся прежде всего в его образе жизни.
Естественно, что каждый из этих способов оправдан в своих специфи
ческих условиях и имеет право на существование. Но нам необходимо
уяснить, что каждый из этих способов порождает особый взгляд на чело
века, что имеет уже серьезные социально психологические последствия.
При 1 ом и 2 ом способах человек рассматривается лишь как пассив
ный объект некоторого вмешательства, и это вмешательство необходимо,
чтобы он выздоровел или не заболел. При этом “объект” не обладает соб
ственной компетенцией и поэтому бесправен. Медицина же получает при
ориентации на пассивный подход практически неограниченную власть над
пациентом.
При 3 м подходе пациент уже не пассивен, а играет активную роль в
своем выздоровлении. Врач и пациент выступают здесь фактически как
равноправные партнеры.
При ориентации на 4 ый подход человек рассматривается как обла
дающий реальной возможностью предотвратить болезни имеющимися
внутренними резервами, т.е. как творчески мыслящая личность. Врач
здесь может лишь стоять рядом и наблюдать.
Соответственно каждый способ порождает свое отношение к болезни.
Соглано 1 му способу болезнь присуща человеку внутренне. Человек
не может не болеть по самой своей природе.
Согласно 2 ому способу мир, окружающий человека, полон опасностей
для его здоровья, агрессивен по отношению к человеку, враждебен ему и
единственная возможность выжить в нем — это создать искусственную
защиту.
Согласно 3 му способу человек хотя и не может не болеть, но имеет в
себе самом возможности противостоять болезням и восстанавливать здо
ровье.
4 ый подход полагает, что болезнь возникает в результате нарушения
человеком каких либо природных законов. Гармонизация жизни с зако
нами природы имеет следствием здоровье человека.
Эта схема весьма условна, и истина, судя по всему, гораздо сложнее.
Поэтому мы не склонны доказывать правоту или неправоту того или ино
го подхода в отношении здоровья или болезни. Для нас важнее другое.

10
Признавая равное право существования всех подходов, необходимо иметь
в виду сферу их применимости. Узкая ориентация чревата серьезными
издержками. Это мы и наблюдаем по отношению к современной медици
не, ориентирующейся в основном на 1 й и 2 й подходы, частично на З й и
никак не на 4 й. Отход от этой позиции чреват для нее по крайней мере
двумя неприятностями:
1) потерей власти над пациентом;
2) ощущением своей ненужности в существующем виде.
Оговоримся, конечно, что речь идет о медицине в современном ее со
стоянии.
Исходя из этой ориентации, нам несложно реконструировать совре
менные взгляды на перинатальный период, которые вкратце можно свести
к следующему:
1) каждый человек является пациентом и требует регулярного меди
цинского контроля и обязательного медицинского вмешательства;
2) беременность — это процесс, требующий повышенного внимания,
поскольку беременная женщина является трижды пациенткой:
a) просто как любой человек;
b) из за специфики беременности;
c) как вынашивающая в себе другого пациента.
3) рождение ребенка — процесс, требующий обязательного медицин
ского вмешательства и контроля, а потому он должен происходить
в предназначенном для этого месте — родильном доме;
4) роды — это процесс, угрожающий здоровью матери, поэтому тре
буется нахождение ее в течение некоторого времени в условиях
больницы;
5) каждый новорожденный в период адаптации к внеутробным усло
виям является существом несовершенным и подвергается огромной
опасности от факторов внешнего мира (холод, бактерии и т.д.) и

страница 1
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign