LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* о его внешности,
* об отношении к нему хозяина.
4. Какой тип речи мы выберем основным в сочинении-характеристике Чанга и почему?
5. Ознакомьтесь с композицией нашего сочинения (см. 1-ую графу таблицы).
6. Начало сочинения должно быть кратким и определять предмет разговора. Какие сведения о собаке необходимо сообщить во вступлении?

Основная часть работы отражает развитие мысли того, кто пишет сочинение. У каждого ученика свой путь осмысления художественного образа героя произведения, свой замысел речевого высказывания (идея, основная мысль и композиция высказывания). Замыслом определяется место основного, самого главного суждения. Эта главная мысль подчинена теме сочинения и выражает личностную позицию ученика.

7. Попытайтесь сформулировать основную мысль вашего сочинения.
8. Подумайте, где в тексте сочинения должно появиться это выражение вашего отношения к Чангу. Объясните свой выбор.
9. В какой последовательности мы будем характеризовать Чанга?
(Перенесение записей в таблицу в логике нашего замысла: составление номинативного плана сочинения. См. 2-ую колонку таблицы.)
10. Устно охарактеризуйте Чанга, ориентируясь на пункты плана (по каждому пункту отдельно, не торопясь).
11. Самостоятельно запишите в тетрадь прозвучавший текст или свой вариант характеристики Чанга (после каждого фрагмента характеристики).
Имейте в виду, что каждый пункт нами составленного плана соответствует микротеме абзаца (см. 2 и 3-ю колонки в таблице).
12. Выразите свое отношение к герою самостоятельно. Оформите запись в тетрадь в виде последнего абзаца текста сочинения. (См. 3-ю графу таблицы.) Это заключение.
13. Прочтите сочинение полностью. Исправьте недочеты.
14. Познакомьтесь с сочинением товарища. Обсудите ваши расхождения, если они есть.

В очерке детали портрета собаки разбросаны по всему тексту, поэтому учащимся потребуется время и старание, чтобы воссоздать по отдельным штрихам целостный облик героя и подобрать цитаты. Описание внешности Чанга в сочинении рекомендуется строить последовательно, от головы до хвоста, исключив глаза. Если эта важная деталь станет последним штрихом портрета, острее будет звучать фраза о слепоте героя.
Легко заметить, что изложение эпизодов "охота за уткой" и "опыт с хлебной корочкой" не соответствует их последовательности в очерке. В сочинении иная логика: внешний вид красивой охотничьей собаки, неожиданное сообщение о слепоте Чанга, прямое доказательство слепоты, "преодоление" слепоты в охоте по запаху, отношение хозяина к своему другу, прямая читательская эмоциональная оценка Чанга.
Сочинение построено динамично. Финал эмоционально-оценочен.
Содержание написанного и сопоставительный анализ типов речи (колонка 3) в тексте работы ученика позволяют отнести это высказывание на литературную тему к жанру сочинения-характеристике героя.

Сочинение на тему "Чанг". Обучение составлению характеристики героя. Отбор и систематизация материала

Сюжетно-композиционные
элементы сочинения
Необходимые
сведения о герое
(план сочинения)
Типы речи

Сочинение-характеристика героя
I. Вступление.
Экспозиция
Порода собаки, возраст.
Описание
Чанг - опытная охотничья собака породы спаниель. Эму уже пять лет.
II. Основная часть.
1. Описание внешности Чанга.


Завязка
Портрет Чанга.
Описание
У Чанга "вислоухая голова... с белой пролысиной на лбу". Уши лохматые, длинные. Когда Чанг отдыхает, он кладет морду на "мохнатые белые лапы в черных пестринках". Хозяин любит свою собаку и часто гладит ее по "черному шелковистому жилету". Спаниель в ответ одобрительно машет обрубком хвоста. Светло-карие глаза собаки - умные, внимательные.
2. Важная, но срытая от всех особенность героя.
Кульминация
Слепота - несчастье.
Описание
Но Чанг - слепой.
3. Доказательство слепоты.

Развитие мысли
Простой опыт с корочкой хлеба.
Повествование с элементами рассуждения
Когда хозяин бросил спаниелю хлеб, тот не двинулся, потому что не видел, как корочка летит. Он побежал только на звук упавшего хлеба. Хозяин не знает, как и когда ослеп Чанг: он н вел себя как зрячие собаки.
4. Доказательство преодоления несчастья.

Развитие мысли
Поведение Чанга на охоте.
Рассуждение с элементами повествования
Несмотря на свою беду, Чанг - молодчина. Хоть он сначала и сбился со следа убитой птицы, но быстро нашелся и поплыл на ее запах. Чанг хороший охотник! Он честно добывает свой трудный хлеб.
5. Объяснение причины победы над слепотой.
Развитие мысли
Чанг и хозяин.
Рассуждение
Хозяин очень ценит свою собаку. Он за нее "двух зрячих не возьмет". "Золотая собака", - так говорит о друге охотник. Это настоящая дружба.
III. Заключение.
Оценка героя.
Итог размышлений
Отношение читателя к Чангу
Рассуждение
Мне бы такую собаку!

Можно предложить отдельным учащимся в классе поработать устно, а дома написать сочинение-характеристику по своему замыслу, изменив композицию высказывания. Вот пример такого сочинения22.

Чанг.
Чанг - охотничья собака. В охоте он не новичок, "можно сказать, старик". Пятый год они вместе с хозяином охотятся.
И Чанг свое дело знает: принести дикую утку из топи, взять подранка, забившегося в глушь. Без него хозяин половину добычи бы потерял. Поэтому Чанг для него - золотая собака.
Он благородно сдержан, когда чует ласку в добром голосе хозяина. Лишь чиркнет обрубком хвоста, скупо радуясь одобрению своего друга. Их жизнь полна охотничьего азарта, а ему всегда должны сопутствоввать настойчивость, упорство, терпение. Поэтому в жизни этих двух любителей охоты нет места сантиментам.
Ну, разве, погладит хозяин Чанга по черной шелковой шерсти... Невозможно удержаться! Ведь Чанг - собака удивительная.
Как он плывет, подобрав битую птицу! Сколько в нем сноровки, силы! Плывет легко, свободно, наполовину высунувшись из воды. Это достойный спутник настоящего охотника.
И чутье у него уникальное: Чанг чует птицу даже на воде. А если немного ошибется, хозяин подправит. Разве подумаешь, что эта собака совершенно ничего не видит?..
Но Чанг свой хлеб честно зарабатывает. Ни одной утки не потерял. "Да я, батенька мой, за нее двух зрячих не возьму! Как-никак пять лет вместе", - говорит хозяин. Действительно, хлеб Чанга трудный, но - честный.
Так и идут по лесу, как и по жизни, они вместе: идет хозяин, а рядом уверенно продирается сквозь заросли Чанг - красивая собака с длинными мохнатыми ушами, белыми в черных пестринках лапами. И в глазах - ничего странного. Светло карие они, внимательные. Глаза умной охотничьей собаки.

Задание ученику
1. Составьте план сочинения-характеристики Чанга по тексту данного сочинения.
2. Определите ведущий тип речи высказывания.
3. Назовите приемы выражения автором сочинения своего отношения к герою.

Обучение ученика сочинению-характеристике может строится и на основе готовых высказываний критика о герое. Но знакомство учащихся с литературно-критической статьей в обычном режиме ("прочитайте, составьте план, выпишите тезисы, законспектируйте)" не дает высокого результата. Предлагаем попробовать иной путь - путь осмысления работы критика: принципов отбора художественного материала, логики высказывания, речевых средств выражения оценки героя и др. Предлагаем методику работы с фрагментом статьи под названием "Белинский о комедии ?Ревизор?" (текст цитируется по учебнику литературы для 8 класса; программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой)23. Мы приводим только интересующий нас отрывок, в классе его границы определяются учениками самостоятельно.

Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему. Этот барин один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустому, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а затем спускает платье на рынке, до новой присылки денег... Он денди' не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских трактиров, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастно, но не на капитана, к которому он благоговеет как дилетант к художнику, потому что, "что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал - славно играет!" Великое достоинство в его глазах!
Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником..., и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!..
Многим характер Хлестакова кажется резок, утрирован, если можно так выразиться, его болтовня, напоминающая не любо, не слушай врать не мешай, изысканно неправдоподобною. Но это потому, что всякий хочет видеть и, следовательно, видит в Хлестакове свое понятие о нем, а не то, которое существенно заключается в нем. Хлестаков является к городничему в дом после внезапной перемены его судьбы: не забудьте, что он готовился идти в тюрьму, а между тем нашел деньги, почет, угощение, что он после невольного и мучительного голода наелся досыта, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление, а он еще и подпил. Как и отчего произошла эта внезапная перемена в его положении, отчего перед ним стоят все на вытяжку - ему до этого нет дела; чтобы понять это, надо подумать, а он не умеет думать, он влечется, куда и как толкают его обстоятельства. В его полупьяной голове при обремененном желудке все передвоилось, все переменилось - и Смирдин с Брамбеусом, и "Библиотека" с "Сумбекою", и Маврушка с посланниками. Слова вылетают у него вдохновенно; оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова. Когда он говорил о своей значительности, о связях с посланниками,- он не знал, что врет, и нисколько не думал обманывать: сказав первую фразу, он продолжал как бы против воли, как камень, толкнутый с горы, катится уже не посредством силы, а собственною тяжестию. "Меня даже хотели сделать вице-канцлером (зевает во всю глотку). О чем, бишь, я говорил?". Если бы ему сказали, что он говорил о том, как отец секал его розгами, он, наверное, уцепился бы за эту мысль и начал бы не говорить, а как будто продолжать, что это очень больно, что он всегда кричал, но что "при нынешнем образовании этим ничего не возьмешь"...

Задание ученику
1. Найдите в статье учебника фрагмент, посвященный Хлестакову.
2. Выпишите в тетрадь:
* меткие и краткие характеристики героя,
* пример соответствующего поведения,
* обобщения автора статьи.
3. Дополните наблюдения критика своими примерами и обобщениями.

I. Меткие и краткие
характеристики героя
II. Пример соответствующего поведения героя
III. Обобщение критика
1.
"Этот барин один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими."
2. "франт и щеголь, по тому что дурак и столичный житель"
"Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины деньги"
"глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни"
3. "он денди не по одному только модному платью, но и по манерам, денди трактирный..."
"В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан ... (см. далее статью)
"Великое достоинство в его глазах!"
4. "он боится его (Осипа) нравоучений и его грубости!"
робкие косвенные вопросы слуге

5. "Он подличает перед трактирным прислужником"
"Какая сцена, какие положения, какой язык!"
6. "он не умеет думать, он влечется, куда и как толкают его обстоятельства"

7. "В его полупьяной голове и отягощенном желудке все передвоилось..."

8. "Слова вылетают у него вдохновенно... "

9. "Когда он говорил о своей значительности, он не знал, что врет, и нисколько не думал обманывать..."
"...как камень, толкнутый с горы, катится уже не посредством силы, а собственною тяжестью."

Первую колонку таблицы ученик заполняет под руководством учителя в процессе фронтальной репродуктивной беседы с классом.
Вторую колонку таблицы ученик заполняет сначала с учителем, потом самостоятельно а) работая с текстом таблицы, б) работая с текстом комедии Н.В.Гоголя.
Особое внимание надо уделить третьей колонке таблицы - "Обобщения критика". Наблюдения за приемами характеристики героя и оценки его Белинским могут способствовать развитию речи учащихся, их овладению способами обобщения своих размышлений и выражения их разными речевыми средствами. Рассмотрим выписанные нами высказывания критика в соответствии с нумерацией строк таблицы:
1. Передача "чужой" точки зрения на героя - мнения социальной группы.
2. Суждение в форме афоризма- качественная характеристика глупости.
3. Ироничная оценка поведения героя и его ценностных ориентиров, выраженная форме риторического вопроса
5. Истинное восхищение критика мастерством Н.В.Гоголя в создании художественного образа персонажа, выраженное в форме риторического восклицания. И скрывающееся за этим восклицанием умолчание как прием выражения отношения к порочному поведению героя.
9. Художественное сравнение как прием выражения впечатления критика о речи персонажа - элементе характеристики героя.
Учитель, готовясь к уроку, найдет и другие примеры обобщений критика, чтобы обеспечить грамотное объяснение нового для них материала на уроке литературы в процессе аналитической беседы с классом. Можно предложить самостоятельно выполнить эту часть задания сильным двум ученикам (1, 2 абзац текста исследует один из них, 3 абзац - второй) и доложить классу результаты свих исследований. Учитель в этом случае комментирует ответы учеников и руководит оформлением тетрадей учащимися. Этот этап работы для учащихся самый сложный, но он напрямую связан с умением по-разному выражать свои оценки прочитанного в сочинениях.

Еще один подход к обучению характеристике героя с перспективой письменного высказывания в жанре сочинения основан на организации исследования способов создания образа персонажа автором литературного произведения. Предлагаем вопросы и задания к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".

1. Кто главный герой рассказа "Хамелеон"? Обоснуйте свое мнение.
2. Как движется Очумелов по площади? Почему площадь пуста?
3. Опишите внешний вид Очумелова.
4. Какова его манера обращения с людьми?
5. Какие слова и предложения употребляет Очумелов в своей речи? Как это его характеризует?
6. Зависит ли мнение Очумелова от толпы? Почему?
7. Чем определяется его поведение?
8. Кто Очумелов по социальному статусу, по положению в обществе?
9. Почему собралась толпа?
10. Что это за толпа?
11. Как образована автором фамилия Очумелов? Подберите синонимы к слову очуметь.
12. Почему этому герою автор придумал такую фамилию?
13. Почему у героя нет имени-отчества?
14. О чем нам смешно - и не смешно читать в рассказе А.П.Чехова?
15. Какие социальные явления (противоречия, проблемы жизни людей) обличает автор?
16. Как вы понимаете слова А.П.Чехова, написанные в письме к брату: "всю жизнь по капле выдавливать из себя раба"?

В эпических художественных произведениях большого объема автор иногда предлагает читателю ознакомиться с биографией героя. Место биографии в композиции произведения определяется замыслом автора в создании образа персонажа и воплощении художественной идеи произведения. Задача читателя-школьника значительно осложняется. Чтобы подготовиться к сочинению-характеристике, надо знать, какой художественный материал отобрать для исследования. Его не должно быть ни много, ни мало - отбирать надо необходимый и достаточный материал. Прежде всего надо потрудиться над замыслом высказывания (см. IV главу пособия об отзыве).Так, например, характеристика Павла Ивановича Чичикова (Н.В.Гоголь. "Мертвые души") на этапе замысла может выглядеть таким образом:
1 вариант
Основная мысль сочинения: Чичиков - новый тип героя в литературе. Он паразитирует на законах о крепостных крестьянах во имя благородной личной цели - создать семью, заняться хозяйством. Н.В.Гоголь "припрягает подлеца", через искушение, падение и испытание, ведет своего героя к Храму, но... в конце концов отказывается от возрождения души Чичикова, так и не воплотив свой замысел Божественное комедии.

В этом случае мы, вероятно, выберем путь "вслед за автором" и от эпизода к эпизоду (а ,может быть, обобщая свои наблюдения, например, о встречах Чичикова с провинциальными помещиками) будем анализировать, истолковывать и оценивать героя в логике развития сюжета I и II тома.

2 вариант
Основная мысль сочинения: Жизненные ориентиры Чичикова ("система ценностей") сложились в глубоком детстве под чутким руководством отца. И мальчик не просто запомнил наставления родителя, но - впитал их, возвел в закон жизни, принял как руководство к действию. Это было началом продажи души дьяволу.

Нами выбранный путь может быть теперь иным: мы начнем с анализа биографии Чичикова (I том, 11 глава) и спроецируем ее на его деятельность, изображенную автором в произведении, то есть выделим эпизоды для наших размышлений. Подготовка к сочинению-характеристике героя может выглядеть так:

Период жизни
(по тексту
биографии героя)
Поступок
(по тексту
биографии героя)
Качества характера
(читательский вывод на основе анализа
биографии героя)
Реализация качеств характера героя в жизни, изображенной автором
в произведении

1.

2.


Задание ученику
1. Подготовьтесь к характеристике Чичикова, используя модели сначала 1, затем 2 вариантов.
2. Напишите сочинение-характристику Чичикова, выбрав один из предлагаемых подходов.
3. Сформулируйте возможные темы сочинений по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души", чтобы их содержание требовало жара сочинения-характеристики одного из героев.

Конечно, основной формой организации учебного процесса по-прежнему остается урок. Именно на уроке ученик овладевает знаниями и умениями, способами деятельности, учится давать оценку прочитанному и творчески решать поставленные задачи. Поэтому вновь обратимся к уроку.

Вопросы и задания для организации урока литературы
на основе процессуально ориентированного подхода к обучению учащихся читательским умениям в процессе изучения очерка Ф.Абрамова "Последний старик деревни"

1. Назовите основные признаки художественного очерка как эпического жанра.
2. Как эти признаки проявились в произведении Ф.Абрамова?
3. Почему повествование разделено автором на три фрагмента?
4. О каких событиях рассказывается в очерке?
5. Дайте условное название каждому событию. Объясните свою позицию.

6. Какое впечатление и почему произвела встреча рассказчика с Павлом Васильевичем Савиным?
7. Какое значение в повествовании имеют воспоминания рассказчика?
8. Какова жизненная позиция Павла Васильевича?
9. Как характер проявляется в речи героя?
10. Как автор относится к герою? Объясните свое читательское впечатление.
11. О чем сожалеет автор-рассказчик, размышляя о встрече с Павлом Васильевичем?

12. Дайте оценку поведению Павла Васильевича в последние часы жизни.
13. Какое речевое оформление его последней просьбы наиболее ярко выявляет характер Павла Васильевича? Обоснуйте свой выбор.
14. Какие черты характера Павла Васильевича проявились в его последнем желании?
15. Охарактеризуйте отношение Павла Васильевича к детям.
16. Как складывались отношения детей с отцом?
17. Почему автор для характеристики этих отношений использует форму риторического вопроса?
18. Перечитайте фрагмент текста очерка со слов "Матрена сидела в старом ватнике..." до слов "...я помирать буду". Как Павел Васильевич относился к жене?
19. Что, на ваш взгляд, герой ценит в жизни больше всего?
20. Какое отношение героя к женщине скрыто за словом матерь? Подберите родственные слова к этому слову, объясните их лексическое значение.

21. Как жители деревни относились к Павлу Васильевичу и почему?
22. Каково значение слова земляки?
23. Как вы поняли смысл названия произведения?
24. Как вы думаете, почему автор написал этот очерк?
25. Какова идея произведения Ф.Абрамова "Последний старик деревни"?

Мы настаиваем на сохранении порядка и структуры вопросов, потому что грамотный ответ ученика на 90% обеспечивается вопросом учителя. Для ученика вопрос учителя - и модель речевого высказывания, и лексический потенциал, и образец ясности мысли.
Пробелы между группами предлагаемых нами вопросов - для учителя сигнал остановки устной беседы и оформления тетради по литературе. Эти остановки при повторном чтении произведения оправданы художественной логикой автора: композиция очерка Ф.Абрамова фрагментарная. Целостность достигается благодаря образу рассказчика (об особенностях очерка как жанра читайте в предыдущей главе). Схема работы представлена в таблице.
Первая колонка таблицы предназначена для плана будущего письменного высказывания в жанре сочинения-характеристики героя. План номинативный, состоит из назывных предложений. В "основной части" плана называются события. Обратим внимание на изменение в имени героя по мере развития повествования. Замысел автора: от индивидуализации - к типизации образа героя -отразится и в нашем плане. Рекомендуем выбирать для пунктов плана единый принцип речевого оформления, это помогает ученику воспринимать произведение целостно и воспитывает культуру речи. Так как мы выше выяснили, что главной задачей читателя является понимание художественного смысла произведения, то и наши размышления о герое заканчиваются оценкой тематики (осмыслением авторской концепции мира и человека).
Во второй колонке отражается процесс формирования и развития читательских умений характеризовать способы создания художественного образа персонажа автором. Такая работа помогает ученику научиться воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы, воспринимать литературу как искусство слова. Признаки жанра очерка надо вспомнить все, но записать только те, что помогут не забыть, с чьей точки зрения читатель наблюдает героя..
Третья колонка таблицы - для цитат. Они должны быть лаконичными, экспрессивными и самыми важными для характеристики героя и авторского отношения к нему. Процесс отбора цитат мы рассматриваем как творческое обсуждение индивидуального читательского восприятия фрагмента, художественной детали, слово-образа. Предлагаемые цитаты можно считать одной из версий результата исследований текста.
В последней колонке записываются основные читательские впечатления и выводы. Это только черновик сочинения. Мы привели возможный вариант записей.
Учителю надо помнить, что главное не заполнение таблицы, а живой процесс размышления читателей-школьников над произведением.



Методика подготовки учащихся к сочинению-характеристике героя произведения

1. План сочинения
2. Отбор материала
3. Цитирование текста
художественного произведения
4. Размышления читателя
(характеристика героя)

I.
Жанр произведения Ф.А.Абрамова - очерк.
* Признаки жанра.
В основе очерка - авторские наблюдения, воспоминания, впечатления. Читатель вместе с автором становится непосредственным участником происходящего, как будто он один из жителей деревни.

II.
1. Встреча рассказчика с Павлом Васильевичем Савиным.
* Портрет "последнего старика деревни" с точки зрения рассказчика:
а) в настоящем;





б) в молодости (облик, поступки)



* Самохарактеристика в форме монолога



* Прямая авторская оценка героя




"Похудел, высох, глаза завалились, будто с того света смотрит...А борода? Где савинская борода?"


"Какая силушка, какая удаль..."
"Само нетерпенье, сама ярость."


"...хочу проститься с земляками по-хорошему..."



"Последний старик деревни"
"Он был из той уходящей породы русских мужиков, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить."



Годы иссушили когда-то сильного, крепкого мужчину. Теперь он старик. Облик Павла Васильевича Савина вызывает жалость и сострадание..

Молодой Павел Васильевич достоин уважения и восхищения.

Старик никого не хочет обременять. Он спокоен и рассудителен. Он не красуется, ведет себя достойно, мудро.

В "уходящей породе русских мужиков" автор видит воплощение русской удали, хватки, широты души и сожалеет о невозвратном.

2. Последние часы Павла Васильевич а.
* Чудачество старика




* Отношение отца к своим детям

* Отношение детей к отцу

* отношение к жене Матрене


"...вдруг запросился на пол", "Повалите, говорю, рядом со мной матерь".


"Павел Васильевич в строгости держал детей"
"Как перечить умирающему отцу?"

"Это был любимый его разговор..."

Своеволие старика проявилась в его последнем желании лечь на пол, в приказе детям "завалить матерь".

Отношение отца и детей уважительные. Отец - безупречный авторитет в семье.

Он любил Матрену страстно и ревниво в молодости; обожал в совместной жизни.

В последнем своем желании
и старик упрям и сентиментален. Но за его чудачеством скрывается великая мудрость:
Его просьба, последний порыв подводят черту семейной жизни, утверждают семью, лад, любовь как ценность.

3. Похороны "последнего старика деревни".
"Все провожали в последний путь своего последнего старика"
Старик - свой.
Этот траурное шествие - печальная эпитафия былому времени, силе, удали и достоинству русского человека.

III. Характеристика тематики произведения.

Этот очерк о связующей поколения памяти, о корнях нации, об идеале человека в представлении русского народа, о трагедии безвозвратных потерь.




Задание ученику
1. Напишите сочинение-характеристику героя одного из рассказов В.Шукшина, А.Солженицына, В.Распутина (на выбор).

VI. Заключение

Перспективы учителя в обучении ученика сочинению-характеристике персонажа художественного произведения определяются филологической компетенцией педагога.
Мы заканчиваем первую часть пособия перечнем структурно-содержательных компонентов характеристики персонажа художественного произведения в логике "от героя - к художественному смыслу произведения". Просим не путать предлагаемый материал с планом сочинения.

1. Определение композиционной роли героя в системе персонажей.
2. Характеристика героя на основании анализа:
- имени;
- портрета;
- речи;
- интерьера его дома;
- занятий, интересов, увлечений;
- материальной обеспеченности;
- предметов духовной культуры;
- снов;
- биографии героя;
- поступков и мотивов поведения;
- высказываний о герое других персонажей;
- суждений героя о себе самом;
- его психологических состояний.
3. Оценка характера героя читателем.
4. Расширение представления об авторском отношении к герою посредством анализа:
- прямой авторской характеристики (оценки);
- отношений героя с другими персонажами;
- аналогий
* с историческим лицом,
* литературным героем другого автора;
- деталей-символов.
5. Характеристика системы ценностей героя.
5. Выявление типического и индивидуального в герое (характеристика типа).
6. Характеристика основного конфликта и определение проблематики произведения на основе соотнесения героя и названия произведения.
7. Истолкование идеи произведения с точки зрения индивидуального и типического в герое.
8. Определение эмоционально-ценностной ориентации автора.

Легко заметить, что этот материал превышает возможности читателя-школьника. Заочное знакомство ученика с данным материалом в виде "памятки" (свое отрицательное отношение к памяткам-репродукциям мы уже выразили) может ввергнуть его в шок... Не делайте глупостей!
В полном объеме этот материал предлагается только для учителя. Предъявить его ученику можно в том случае, если он в совместной поэтапной деятельности с учителем прошел нелегкий путь приобретения знаний и умений, овладел способами читательской деятельности, почувствовал вкус эстетического наслаждения литературой как искусством слова. Перспектива для учителя и ученика очевидна. Успехов Вам на этом пути!

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign