LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Он у меня слепой."
"... глаза опытной охотничьей собаки."
Удивление высшей степени
Кульминация

Слепота собаки.
7.
"Хлеб уже летит..."

"Не верите? - ..."
"...а потом, со временем, убедился."
Сомнение в словах хозяина Чанга
Развитие действия

Испытание Чанга.
8.
"... я ... за него двух зрячих не возьму."

"У меня опять клюнуло."
"... повизгивая от нетерпения."
Восхищение слепым Чангом
Развитие действия
Искушение хозяина собаки.
9.
"... уже не жалел убитую птицу."


Изменение взгляда автора на событие: уважение с Чангу-труженику.
Развязка
Переоценка впечатлений рассказчиком.



Несколько слов о цитатном плане. Выбор цитаты для пункта плана - непростое занятие. Оно требует от учеников внимания к смыслу эпизода и отдельным художественным деталям. Важно отобрать цитаты, передающие динамику действия (чувства, состояния), обнажающие суть эпизода, отражающие эмоциональное восприятие произведения читателем. Через призму грамотно составленного цитатного плана просматривается основной конфликт произведения, его развитие по замыслу автора. Обычный номинативный план (называние событий) помогает увидеть событие как основу эпизодов и особенность их последовательности, то есть осмыслить авторскую логику знакомства читателя с изображаемым, сформировать представление учащихся о сюжете художественного произведения.
Обсуждение границ эпизодов обычно проходит очень живо. Не зная вариантов монтажа как приема соединения фрагментов текста без ущерба его целостности, учащиеся часто принимают за границу конец абзаца без внимания к содержанию фрагмента. Актуализация лингвистических знаний о строении текста частично решает задачу. Остальное - дело читательской практики. Так как исследование события идет на ограниченном пространстве текста, всегда находятся внимательные читатели, чуткие к художественной форме. Они-то чаще всего и называют условные границы эпизода. Определение границ события требует аргументации (доказательств), поэтому разворачивается обсуждение, подчас дискуссия, одна из версий принимается коллективным решением. Таким образом, процессуальное умение выделять эпизод входит одной из составляющих в итоговое - воспринимать, анализировать, истолковать и оценивать эпизод художественного произведения в единстве содержания и формы.

Задание ученику
1. Проанализируйте с соответствии с рекомендациями к отзыву (п.2: А, Б, В) следующие эпизоды из программных произведений:

Класс
Автор, произведение

Эпизод
5 кл.
В.Астафьев. "Васюткино озеро"
"Первая ночь Васютки в тайге"
6 кл.
Ю.Казаков. "Тихое утро"
"Спасение товарища"
7 кл.
Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади"
"Былые времена"
8 кл.
К.Паустовский. "Телеграмма"
"Последние дни Катерины Ивановны"
9 кл.
М.Шолохов. "Судьба человека"
"Встреча Андрея Соколова с комендантом лагеря Б-14"
10 кл.
А.Чехов. "Ионыч"
"Ионыч в ожидании свидания"
11 кл.
Г.Владимов. "Генерал и его армия"
"Вызов генерала Кобрисова в ставку Верховного командования"

2. Самостоятельно понаблюдайте за развитием действия в произведениях:
* выделите эпизоды,
* составьте сюжетный план,
* выберите один из них и проанализируйте с соответствии с рекомендациями к отзыву (п.2: А, Б, В)

5 класс
Ф.Абрамов. "Из рассказов Алены Даниловны"
6 класс
Ю.Яковлев. "Рыцарь Вася"
7 класс
Б.Васильев. "Великолепная шестерка"
8 класс
В.Быков. "Крутой берег реки"
9 класс
М.Шолохов. "Родинка"
10 класс
В.Шукшин. "Забуксовал"
11 класс
А.Солженицын. "Захар-Калита"

* * *

3. Подробная характеристика одного из героев произведения.
Сразу надо сказать, что компоненты характеристики персонажа в этом фрагменте отзыва даны по минимуму, в рамках жанра. В V главе мы рассмотрим проблему обучения учащихся сочинению-характеристике персонажа художественного произведения подробно.
Особенности характеристики героя в структуре жанра отзыва состоят в том, что читатель не просто констатирует внешний облик, особенности речи, поступки, отношение героя к себе и людям, но эмоционально откликается на них, описывает свои впечатления. Дать оценку герою не значит отделаться словами "нравится - не нравится". Дать оценку герою - значит объяснить, почему он вызывает у читателя симпатию или антипатию (неприятие). Для своих размышлений автор отзыва и оценок может выбрать любого героя, не обязательно главного. Но тогда желательно, чтобы и в эпизоде (эпизодах), выбранном учеником для размышлений, принимал участий этот герой.

Задание ученику
1. Дайте характеристику одного из героев перечисленных ранее произведений в соответствии с требованиями к отзыву.

* * *

4. Определение художественной роли эпизода (эпизодов) в произведении.
Предполагается определение места эпизода в сюжете на основе наблюдений за логикой развития действия: экспозиция ? завязка ? развитие действия ? кульминация ? развязка (см. пример составления сюжетного плана к очерку Е.Носова "Трудный хлеб"). Так как сюжет произведения - это способ развертывания основного конфликта, то ученик может охарактеризовать степень обострения противоречий на любом этапе сюжета. Событие, положенное автором художественного произведения в основу выбранного учеником эпизода, может иметь предпосылки, может влиять или не влиять на судьбу героя. Выявление предпосылок, причин и последствий происходящего позволит ученику определить художественную роль эпизода в произведении.

Задание ученику
1. Определите художественную роль эпизода в программном произведении:

Класс
Автор, произведение

Эпизод
5 кл.
В.Астафьев. "Васюткино озеро"
"Первая ночь Васютки в тайге"
6 кл.
Ю.Казаков. "Тихое утро"
"Спасение товарища"
7 кл.
Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади"
"Былые времена"
8 кл.
К.Паустовский. "Телеграмма"
"Последние дни Катерины Ивановны"
9 кл.
М.Шолохов. "Судьба человека"
"Встреча Андрея Соколова с комендантом лагеря Б-14"
10 кл.
А.Чехов. "Ионыч"
"Ионыч в ожидании свидания"
11 кл.
Г.Владимов. "Генерал и его армия"
"Вызов генерала Кобрисова в ставку Верховного командования"

* * *

5. Истолкование идеи произведения.
Идея произведения - концептуальная20 авторская мысль, "чувствуемая мысль", по словам Маяковского. Она пронизывает все произведение и не может быть выражена однозначно. Идею порой трудно выразить одним предложением, ибо смысл художественного произведения шире, чем словесное высказывание.
Сложности в определении, выражении, характеристике идеи произведения читателем состоят в том, что если она и формулируется автором прямо и непосредственно, то отражает лишь один аспект прочтения произведения (так происходит, если за идею романа Л.Н.Толстого "Война и мир" принять высказывание: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"). Иногда идея выражена автором метафорически ("Человек создан для счастья, как птица для полета" - В.Г.Короленко. "Парадокс"), и читателю суждено ее истолковывать. Чаще всего в произведении идея словесно не выражена, а в сознании читателя она формируется путем интеграции художественных смыслов. Для определения идеи произведения читатель должен уметь эмоционального воспринимать прочитанное, анализировать эпизоды и художественное произведение в целом, интерпретировать его смысл, соотносить свою точку зрения с иной.
Важна такая позиция преподавателя, при которой есть возможность обсуждать индивидуальное видение художественного смысла произведения каждым учеником - без "подгона" под домашнюю заготовку учителя, без окончательной точки. Поле возможных интерпретаций будет ограничено аналитическими наблюдениями, не допускающими противоречий художественной реальности.
Каким бы путем мы ни шли в читательской деятельности, главной задачей для нас всегда будет осмысление идеи произведения и авторского замысла. Но если только такая "учебная задача" заставляет нас взяться за книгу, то чтение воспринимается как "задание"... На самом деле хорошая книга доставляет читателю эмоциональное удовольствие, эстетическое наслаждение, но это - для квалифицированного читателя, увлеченно изучающего действительность в отраженных авторским сознанием образах и идеях. Чтение художественного произведения - всегда внутренний диалог читателя с автором. Размышление о произведении - путь самореализации личности.
Внимательная работа с героем и эпизодами дает возможность ученику уже на первых этапах читательской деятельности выражать свое понимание прочитанного. Ученик под руководством учителя научится останавливаться (полезно и записывать) высказывания-суждения, высказывания-обобщения, высказывания в форме риторических вопросов, звучащие из уст героя или повествователя. Истолкование смысла фразы, подчас звучащей как афоризм, пословицы или поговорки, обсуждение вариантов понимания высказывания учениками и учителем, анализ контекста высказывания, характера говорящего и авторского отношения к герою несомненно приводят к более адекватному осмыслению художественного произведения в целом.
Эффективный способ обучения читателя-школьника истолкованию идеи произведения - включение его в процесс медленного чтения, эмоционального восприятия, анализа, истолкования и оценки отдельных эпизодов, персонажей, авторских высказываний в логике поэтапно организованной читательской деятельности. Это обеспечивается вопросами и заданиями на деятельностной основе.

Задание ученику

1. Прочтите самостоятельно очерк Е.Носова "Кукла".
2. Ответьте на вопросы к произведению и выполните задания.

* Какой смысл в очерке обретает описание Липиной ямы?
* Как сложилась жизнь Акимыча?
* Каков внешний облик Акимыча? Как в портрете автор-рассказчик передает свое отношение к Акимычу?
* Каким должен быть этот человек, на ваш взгляд, по характеру?
* Перечитайте описание погожего осеннего дня. Как создается "ощущение праздничности и радости бытия"?
* Почему нарушает "радость бытия" описание увиденной автором куклы?
* О чем беспокоится Акимыч, ныне школьный сторож?
* Что значит его последнее в монологе: "Эх!.."
* Как война заставляет вспоминать о себе?
* Почему так подробно автор описывает похороны куклы?
* Как меняется читательское восприятие очерка при смене автором названия: "Акимыч" ? "Кукла"?
* Как вы понимаете последнюю фразу очерка, слова Акимыча: "Всего не закопать..."? С какой интонацией вы бы произнесли эти слова от лица Акимыча?
* О чем это произведение?
* Какие проблемы поднимает Е.И.Носов в очерке?
* Какова основная мысль автора очерка?

* * *

6. Размышление об актуальности произведения.
Истинно художественное произведение всегда поднимает проблемы общечеловеческие, даже если отражает частные факты и явления действительности. Истинно художественное произведение, основываясь на традициях многовековой русской культуры, исследует душу и сознание человека, причины его духовного роста или падения. Поэтому и чтение таких произведений - сотворчество. Читатель может соглашаться или не соглашаться с автором, оспаривать его точку зрения на изображаемые противоречия, на человека, на образ жизни. Этот диалог всегда продуктивен, если художественное произведение прочитано полностью, без купюр. Диалог читателя с классикой - "сквозь завесу времени" - делает возможным соотнесение идейно-художественного содержания (с учетом исторического времени) и идейного звучания (с учетом сегодняшнего времени) произведения. Именно этот диалог читателя и автора заканчивается читательской оценкой актуальности, то есть важности, существенности для настоящего момента вопросов, поднимаемых автором, и авторских выводов.

Задание ученику

1. Прочтите самостоятельно рассказ К.Г.Паустовского "Старый повар".
2. Ответьте на вопросы к произведению и выполните задания.

* Охарактеризуйте художественную роль экспозиции в формировании настроения и чувств читателя:
• определите микротемы 1 -4 абзацев и их взаимосвязь;
• выявите особенности художественных деталей и их смысл;
• определите основной лейтмотив фрагмента.
* Прочитайте фрагмент текста со слов "Когда Мария умыла умирающего..." до слов "...накинула платок и вышла".
• Какое противоречие привлекает внимание читателя?
• Каковы ваши читательские ожидания?
• Охарактеризуйте художественную роль этого фрагмента произведения.
* Определите границу следующего эпизода и обоснуйте свой выбор.
• Какое событие в центре внимания автора?
• Что является композиционным центром эпизода и почему?
• Охарактеризуйте незнакомца на основании анализа его портрета.
• Какие новые темы начинают звучать в рассказе с появлением незнакомца?
* Подберите название к следующему эпизоду.
• Почему незнакомец назвал поступок старого повара "подвигом любви"?
* Прочитайте текст произведения до слов "Слушайте и смотрите".
• Как характеризуют незнакомца ответы старику?
* Выразительно прочитайте вслух фрагмент со слов "Он заиграл" до слов "...заколдованный собственной музыкой".
• Что произошло, когда зазвучала музыка?
• В чем необычность происходящего?
• Что переживает, чувствует старый повар?
• Как описывается звучание музыки?
• Что стало предметом обсуждения Марии и незнакомца?
• Почему незнакомцу удалось выполнить просьбу старика?
• Определите сюжетно-композиционную особенность фрагмента.
• Как и в этом фрагменте выражается авторская позиция?
* Дочитайте рассказ до конца.
• Какой художественный смысл в рассказе обретает имя незнакомца - Вольф-ганг Амадей Моцарт?
• Объясните художественное значение последнего предложения в тексте рассказа.
* Выразите своими словами идею (поэтический смысл) произведения.
* Охарактеризуйте авторское отношение к действительности (миру и человеку).
* Какие из рассматриваемых автором проблем актуальны и сегодня?

V. Обучение сочинению-характеристике героя произведения

Сюжет и герой - основные теоретико-литературные понятия, которыми должен овладеть ученик. Умение кратко пересказывать фрагменты художественного произведения, отвечать на вопрос на литературную тему, устно и письменно давать отзыв о произведении дает возможность ученику попробовать свои силы в характеристике героя литературного произведения .
Конечно, нас более всего интересует главный герой произведения: мы почти всегда можем зрительно его представить по авторским описаниям, знаем где и как он живет, с кем дружит и враждует, с ним связан основной конфликт, развитие действия, он подчас оценивается с разных точек зрения другими персонажами, к нему неравнодушен автор.
Сочинение-характеристика героя требует от ученика владения умениями:
* в процессе повторного чтения произведения выделять важные с точки зрения читателя эпизоды, в которых герой принимает участие,
* анализировать и истолковывать события,
* классифицировать, обобщать, систематизировать факты жизни героя и делать выводы,
* характеризовать способы создания образа героя,
* выявлять характер героя и давать ему оценку,
* эмоционально выражать свое отношение к поведению героя и его системе ценностей.
Мы остановимся на некоторых аспектах методики обучения сочинению-характеристике героя.

Большие возможности в данной области открываются учителю и ученику при изучении драматических произведений. Здесь основным способом создания образа персонажа является речевая характеристика: герой о себе и о других говорит - другие говорят о нем.
Идея состоит в том, что, не отказываясь от хорошо известных в методике приемов изучения произведений, мы предлагаем учащимся материал для наблюдений и размышлений о герое в режиме индивидуальной работы с целью развития монологической речи школьника. Учебный материал систематизирован на карточках таким образом, что поле читательской деятельности ученика постоянно расширяется. В процессе овладения учеником умением характеризовать героя на основании анализа речи возможны и допустимы как остановки, так и движение вперед. Если необходимо повторить читательский опыт, он повторяется в новых условиях. Если ученик овладел приемами работы - задача предлагается более трудная.
Сначала надо научить ученика по указанию учителя внимательно читать высказывание персонажа. Затем - сопоставлять это его высказывание с другими на небольшом отрезке текста произведения (явления, например). Затем мы расширяем поле его наблюдений. Потом учим школьника самостоятельно цитировать текст в соответствии с учебной задачей и объяснять выбор цитаты.
Задача учителя - помочь ученику в подготовке к ответу на вопрос-задание карточки. Задача ученика - охарактеризовать героя, ответив на частные вопросы карточки. Вопросы задают структуру ответа школьника и должны обеспечить разные аспекты читательской оценки героя.

Технологические аспекты развития монологической речи учащихся
в процессе изучения драматического произведения

1. Прочтите данную реплику героя.
О чем говорит он?
С каким чувством он произносит эту реплику?
Какая черта характера героя проявилась в его речи?
Каково отношение героя к теме речи?
Выразительно прочитайте фразу от лица героя.

2. Прочтите данные выборочные (2-3) высказывания героя в 1 явлении (далее - в 2-х и более).
О чем говорит он?
С каким чувством он произносит свои реплики?
Какие черты характера героя проявилась в его речи?
Каково отношение героя к предметам обсуждения?
Как вы относитесь к герою?

3. В дополнение к данным приведите примеры цитат, характеризующих героя с иных сторон. Объясните свой выбор.
О чем говорит он?
С каким чувством он произносит свои реплики?
Каково отношение героя к теме разговора?
Какие черты характера героя проявилась в его речи?
Каково ваше отношение к герою?

4. Самостоятельно отберите реплики героя для его характеристики на основании анализа 1 явления (далее -2-х и более явлений).
О чем говорит он?
С каким чувством он произносит свои реплики?
Каково отношение героя к предметам обсуждения?
Какие черты характера героя проявилась в его речи?
Как вы относитесь к герою?

5. Охарактеризуйте героя на основании анализа его высказываний в 1 действии (далее - в пьесе).
О чем говорит он?
С каким чувством он произносит свои реплики?
Каково отношение героя к предметам обсуждения?
Какие черты характера героя проявилась в его речи?
Вырази свое отношение к герою в динамике.

Таким образом монологический ответ ученика будет представлять собой текст не менее чем из 5 предложений. Вы часто слышите на своих уроках такие ответы? Данная технология (и ее варианты) может быть использована при обучении характеристике героя эпического произведения.
Рекомендуем начать работу (п.1) с небольшой реплики героя, что бы на первых порах ученик не затруднялся в определении темы высказывания. Все предлагаемые ученику для наблюдений высказывания должны иметь принципиально важное значение для характеристики персонажа.
Наши ученики чем взрослее, тем менее открыты к разговору о чувствах. К тому же не секрет, что лексика их, к глубокому сожалению, бедна. Чтобы ученик мог назвать чувство героя, рекомендуем предоставить ему возможность ознакомиться с соответствующей лексикой в разделе карточки "Слова для справок". Правильнее предлагать цепочки слов по принципу градации чувства (состояний), например: радость - веселье - восторг - экстаз; несчастье - беда - горе - катастрофа. Тогда ученик выбирает слово на основе сопоставительного анализа оттенков лексических значений синонимов. Чувство и отношение героя к теме разговора может быть выражено, помимо лексических, иными средствами, например, суждением-обобщением, риторическим вопросом, восклицанием, умолчанием, ссылкой на авторитет и др. Рекомендуем учителю внимательно прочитать отобранные им цитаты, самому ответить на вопросы карточки и организовать предварительную работу так, чтобы необходимыми знаниями ученик обладал к моменту работы с текстом.
Характер героя определяется учеником в два этапа:
1) называются черты характера (можно тоже предложить "Слова для справок", например: пылкий, остроумный, ироничный, нетерпеливый и др. Можно слова-характеристики выстроить в цепочку с учетом синонимии. Можно дать их в общем перечне, перемешав характеристики двух героев, хотя речь в карточке идет об одном.);
2) объясняется (обосновывается) впечатление читателя, то есть анализируются причинно-следственные связи в рамках малого фрагмента текста.
Отношение читателя к герою обусловлено его оценкой:
* качеств характера (уважаю, восхищаюсь, не принимаю, возмущаюсь);
* поведения (соответствует правилам этики, удивляюсь, осуждаю)
* совпадением ценностных ориентиров (соглашаюсь с точкой зрения на ..., отрицаю точку зрения на ...)
* эмоциональным откликом (сочувствую, равнодушен, вызывает отвращение).
Весь этот материал должен быть известен ученику - от этого зависит качество выполнения учебной задачи.

Задание учителю
1. Самостоятельно подготовьте "Слова для справок" для работы с программными произведениями с учетом возраста учащихся и динамики расширения их лексики.
2. По аналогии составьте программу наблюдений учащихся за высказываниями других персонажей о герое, которого надо охарактеризовать в сочинении.

Рассмотрим некоторые примеры карточек21 для ученика, используемых при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс).

Примеры карточек-заданий

1. Прочтите реплику Фамусова.

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

* О чем говорит Фамусов?
* С каким чувством он произносит эту реплику?
* Какая черта характера героя проявилась в его речи?
* Каково отношение героя к теме речи?
* Выразительно прочитайте фразу от лица героя.

2. Какие черты характера Лизы открываются во II действии? Сделайте выводы на основании ее высказываний:
11 явление
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех, того гляди, подымет - Чацкий вас;
И Скалозуб...
* * *
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом веселым, беззаботно...

12 явление
Вы знаете, что я не льщусь на интересы.
* * *
М о л ч а л и н
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!

Л и з а
А барышню?

М о л ч а л и н
Ее
По должности, тебя...

Л и з а
От скуки.
Прошу подальше руки!

3. Прочтите высказывания Молчалина, выявляющие некоторые черты его характера. Какие другие качества героя вы заметили, читая комедию? Найдите высказывания героя, позволившие вам так его оценить. Объясните выбор цитат.
II действие, 11 явление
Ах! Злые языки страшнее пистолета.
* * *
III действие, 3 явление
День за день, нынче как вчера.

Так частенько там:
Мы покровительство находим, где не метим.
* * *
4. Прочтите самостоятельно монолог Чацкого: "И точно, начал свет глупеть..." (II действие, 2 явление). Ответьте на вопросы:
* О чем говорит Чацкий?
* С каким чувством он произносит свой монолог?
* Какие черты характера героя проявилась в его речи?
* Каково отношение героя к темам беседы?
* Как вы относитесь к герою?
* Выразительно прочитайте монолог, стараясь передать чувства героя.

Задание ученику
1. Ответьте на вопросы и выполните задания на карточках по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

В основной школе ученик овладевает умением характеризовать героя в процессе традиционного изучения эпических произведений малых жанров по методу "вслед за автором". Важно только, чтобы вопросы и задания учителя помогали ученику ориентироваться в тексте и охватывали все виды читательской деятельности.
Предлагаем вопросы и задания к Рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро" (5 класс).

1. Что вы знаете о тайге? Каковы особенности этого края? Какие птицы и звери обитают в тайге?
2. В какое время года происходит действие рассказа Астафьева "Васюткино озеро"? Прочтите отрывок о том, какие трудности приготовила природа таежным рыбакам?
3. Какие слова часто встречаются в речи рыбаков? Что они обозначают?
4. Объясните значение слова "бригадир". Какими качествами характера должен обладать бригадир?
5. Как Григорий Иванович заботился о своих товарищах?
6. Как живет и трудится бригада рыбаков?
7. Как проводил время в эти дни Васютка?
8. Васютка живет с матерью, отцом и дедом. Как он относится к своим родным?
9. Какие черты характера мальчика вы можете отметить?
10. Какие наблюдения за жизнью тайги сделал Васютка, собирая для рыбаков орехи? Найдите и прочитайте соответствующие фрагменты текста.
11. Как эти наблюдения характеризуют героя рассказа?
12. Перечитайте эпизод охоты Васютки на глухаря. В чем оплошал юный охотник?
13. Когда Васютка почувствовал, а потом понял, что заблудился? Проследите по тексту изменение состояния героя.
14. Расскажите, как Васютка провел первую ночь в тайге.
15. Проследите по тексту, как растет состояние страха героя и как он его преодолевает.
16. Почему Васютка разговаривал сам с собой? Дайте характеристику герою на основании его поведения.
17. Прочитайте разговор Васютки с белкой. Какое значение в рассказе имеет этот эпизод?
18. Какой увидел тайгу Васютка с вершины дерева? Почему им овладело отчаяние? Объясните значение этого слова.
19. Какое важное решение принял Васютка? Какие наблюдения за природой направляли движение героя по тайге?
20. Расскажите, как провел Васютка вторую ночь в тайге.
21. Какие мысли его беспокоят? Почему?
22. Какие трудности пришлось преодолеть Васютке на третьи сутки?
23. Как герою удалось выбраться к Енисею?
24. Что, на ваш взгляд, было самым трудным для Васютки?
25. Что помогло Васютке выжить?
26. Выразите цитатой и своими словами законы тайги.
27. Тайга - и место событий, и герой повествования. Она то помогает герою, то испытывает его; то мрачна, то красива. Какой предстает тайга взору читателя? Найдите и прочтите описания тайги. Расскажите о своих впечатлениях.
28. Можно ли героя считать таежником? Обоснуйте свою точку зрения.
29. В какие моменты и с каким чувством Васютка вспоминает свой дом?
30. Прочитайте эпизод встречи мальчика с рыбаками бота "Игарец" по ролям.
31. Дайте характеристику действующим лицам эпизода.
32. Как встретили Васютку дедушка Афанасий, мать, отец? Как ведет себя мальчик с каждым из них?
33. Кем для рыбаков был до блуждания в тайге Васютка и какова его роль после возвращения?
34. Как вы поняли основную мысль произведения?
35. Как меняется восприятие рассказа читателем в зависимости от названия:
а) "Жив"; б) "Васюткино озеро"?
36. Вернитесь к началу рассказа (1 абзац). Найдите и выразительно прочитайте важную мысль писателя о Родине.

Задание ученику
1. Прочтите произведение. Ответьте на все вопросы, выполните все задания.
2. Отметьте те вопросы, которые помогают вам охарактеризовать героя. Дайте характеристику герою сначала устно, затем письменно, соблюдая порядок предлагаемых выделенных вами вопросов.

Работа над композицией письменного высказывания на литературную тему в жанре сочинения-характеристики строится на основе знаний учащихся сюжетно-композиционных элементов художественного произведения, типов речи, видов планов. Умения пересказывать текст, объяснять читательские впечатления, писать работу в жанре отзыва помогут ученику быстро освоить новую для него форму письменного высказывания.
Предлагаем материал к уроку по очерку Е.Носова "Трудный хлеб". Предполагается, что чтение и обсуждение очерка в логике развития событий проведено на первом уроке. Тема второго урока - "Сочинение- характеристика персонажа. Чанг."

Замысел урока: построить обучение учащихся сочинению-характеристике героя на основе впечатлений о событиях и герое, знаний типов речи, видов планов повествования и сюжетно-композиционных элементов произведения.

Ход урока.

Предметом нашего рассуждения, характеристики и оценки будет спаниель Чанг. Это необычный герой и у него необычная судьба.
1. Какова будет основная мысль нашего сочинения?
2. Какие сведения о Чанге нам понадобятся для сочинения-характерис-тики? (Предложения учащихся по мере поступления записываются учителем на доске вне таблицы.)
3. Какие типы речи мы используем, если захотим рассказать (отбор позиций осуществляется в логике композиции очера) :
* об охоте Чанга,

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign