LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Итоговое задание по II главе пособия
1. Самостоятельно подготовьтесь к пересказу с элементами анализа фрагментов художественных произведений по указанию учителя. Используйте при подготовке таблицу "Строение типов речи" и опыт работы с фрагментами текста художественных произведений, приведенных в данном пособии.


III. Обучение ответу на вопрос на литературную тему

Современный исследователь М.С.Каган отмечает синкретический характер эстетической деятельности творца, создающего художественное произведение13.
В процессе творческого поиска автор познает реальную действительность (наблюдает, изучает, сопоставляет события, явления, людей) и оценивает ее (то есть определяет свое отношение к событиям, явлениям, людям, формирует систему суждений). Познание и оценка влекут за собой отбор материала и его художественное осмысление. Автор моделирует отобранный материал, придумывает варианты будущего произведения искусства, подбирая содержанию соответствующую художественную форму. Авторский замысел реализуется в знаковой системе (слово, линия, краска, форма, фактура и пр.) - в соответствии художественным видением мира и талантом творца. Система знаков организуется как коммуникация (сообщение) художественно воплощенной в картине, скульптуре, мелодии, словесном тексте идеи автора. М.С.Каганом наглядно это выражено в схеме эстетической деятельности, представляющей собой систему взаимосвязанных компонентов, где каждая из функций художника - познавательная, оценочная, моделирующая, знаковая, коммуникативная - обозначена начальной буквой слова.


П О


М


З К


Литературоведы Екатеринбурга, проецируя схему эстетической деятельности М.С.Кагана на художественное произведение как результат деятельности, выделяют три структурных уровня художественного целого, соотносимых с тремя структурными уровнями схемы14: I - концептуальный (тематика, проблематика, конфликт, идея, пафос15), II - уровень "внутренней формы" (субъектная и пространственно-временная организация произведения - то есть, условно говоря, кто, где и когда действует и как это выражено) , III - уровень "внешней формы" (речевая организация, ритмико-мелодическая организация текста).

Представленная литературоведами Екатеринбурга структура художественного произведения позволяет нам выделить два типа вопросов читателя к эпическому и драматическому произведениям: концептуальные (на осмысление тематики, проблематики, конфликта, идеи, пафоса) и частные (1 подгруппа - на осмысление системы образов произведения, художественного времени и художественного пространства; 2 подгруппа - на осмысление изобразительно-выразительных средств языка, речевой и ритмико-мелодической организации художественного текста).

Типология концептуальных вопросов к произведению:
* о чем это произведение? (какие явления действительности изображает автор?)
* чем обусловлен выбор автора?
* в чем суть основного конфликта (главного противоречия), изображенного автором?
* в каких формах этот конфликт в произведении выражен?
* какие частные противоречия (проблемы) приводят к обострению конфликта?
* каковы причины этих проблем (противоречий, ярких несоответствий)?
* как автор относится к изображаемым проблемам?
* какова система ценностей автора (его эмоционально-ценностная ориентация)?
* какова идея (основная мысль) произведения?
* как вы понимаете замысел автора?

Типология частных вопросов к произведению
1 подгруппа
* кто, где, когда, как, почему, зачем действует?
* что, где, когда, как почему, зачем происходит?
* какие особенности сюжетостроения произведения вы заметили?
* кого и почему вы считаете главными, второстепенными, эпизодическими, внесюжетными персонажами произведения?
* каков характер главного героя (героев) и как создается его образ?
* каково ваше отношение к главному герою (героям)?
* как проявляется индивидуальное и типическое в персонажах?
* каковы взаимоотношения персонажей в динамике?
* какова система ценностей групп персонажей?
* как вы относитесь к каждой из групп персонажей?
* что автор принимает и не принимает в своих героях?
* какие формы художественного времени и художественного пространства представлены в произведении и как они взаимодействуют?
* какова композиция произведения и в чем заключается замысел автора?

2 подгруппа
* какая интонация сопровождает чтение вами произведения (или фрагмента) и в чем ее значение?
* каково звуковое оформление произведения (или фрагмента) и его художественный смысл?
* какие словообразы помогают вам ярко представить изображенное?
* какие из них имеют символическое значение и почему?
* в чем особенности стиля автора?
* как авторское отношение к миру и человеку выражено в стиле произведения?

В этой книге мы остановим внимание на некоторых вопросах - прежде всего на осмысление сюжета и системы образов персонажей.
Посмотрим на известные в педагогической практике вопросы с точки зрения содержания учебной задачи:


Классификация вопросов по содержанию учебной задачи

Опорное слово
вопроса


Примеры вопросов

Учебная задача
1. Кто? Что?
Где? Когда? Как?
Какие?
* Кто распространил сплетню о Чацком? (А.С.Грибоедов. "Горе от ума")
* Что предпринял Чичиков для осуществления своей мечты? (Н.В.Гоголь. "Мертвые души")
* Где и когда произошла встреча Пьера с Платоном Каратаевым? (Л.Н.Толстой. "Война и мир")
* Как повел себя Раскольников после преступления? (Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание")
* Какие мысли не давали покоя генералу Кобрисову перед взятием плацдарма? Г.Владимов. "Генерал и его армия")
Воспроизведение авторского текста - пересказ содержания и оценка литературных фактов
2. Кто?









Что?
* Кто является главным героем произведения М.Шолохова "Тихий Дон"?








* О чем рассказ И.А.Бунина "Темные аллеи"?

Размышление над прочитанным:
* Определение главного героя среди персонажей по критериям (min):
- участие героя в конфликте,
- период изображенной автором жизни героя,
- внешний облик героя,
- изображение внутреннего мира героя,
- частота встреч с другими персонажами,
- авторские характеристики.

* определение главной темы и тематики произведения на основе выявления фактов изображения действительности, их анализа и обобщения
* истолкование метафоры в названии произведения

3. Какие?
* Какие художественные приемы использует автор для изображения внутреннего мира художника Чарткова? (Н.В.Гоголь. "Портрет")
* Какие причины побудили Онегина к странствиям? А.С.Пушкин. "Евгений Онегин". 10 гл.)

Размышление над прочитанным:
* поиск, анализ, объяснения авторских приемов изображения внутреннего мира героя
* отбор фактов художественной биографии героя, из анализ, установление причинно-следственных связей событий и ситуаций

4. Как?



Каким образом?
* Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С. Тургенева "Русский язык" помогает выразить позицию автора?"

* Каким образом выражено отношение автора к Челкашу? (М.Горький. "Челкаш")
Размышление над прочитанным:
* характеристика художественной роли знаков препинания в передаче чувств и мыслей автора миниатюры
* характеристика способов выражения авторского отношения к герою произведения

5. Почему?
* Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? (А.П.Чехов. "Ионыч")
Размышление над прочитанным:
* Характеристика причинно-следственных связей поведения героя в динамике, обобщение и выводы

6. Зачем?
С какой целью?
* С какой целью Н.В.Гоголь заканчивает комедию "Ревизор" открытым финалом?
* Зачем Н.А.Некрасов включил в поэму "Кому на Руси жить хорошо" легенду о двух великих грешниках?

Размышление над прочитанным:
* характеристика особенностей композиции произведения, основного конфликта, идеи и замысла автора



Подготовимся к ответу на два вопроса из перечисленных в таблице.

* Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С.Тургенева "Русский язык" помогает выразить позицию автора?
В этом вопросе уже содержится суждение о том, что знаки препинания являются средством выражения мысли и чувств автора. Наша задача - понаблюдать, как расставлены знаки препинания в тексте, какой интонации они требуют, как они помогают создать мелодический ритм миниатюры и сделать вывод о художественном значении пунктуации.
Рассмотрим первое предложение - оно заканчивается восклицательным знаком. Интонация должна быть восклицательной. Предложение условно делится на 2 части, между ними стоит тире. "Сомнения" и "тягостные раздумья" автора отступают перед восхищением русским языком. Он назван "великим, могучим, правдивым и свободным". Прочитаем внимательно эти слова, как требуют знаки препинания - с паузой после каждого слова. Каждое последующее слово при чтении произносится с большей силой голоса. Мы подчиняемся плавному, величавому ритму фразы.
Второе предложение заканчивается вопросительным знаком. Словно нам предстоит ответить на вопрос автора, подумать о своем отношении к родине.
В последнем предложении писатель говорит о русском языке как о достоянии великого народа. Веру в русский народ он выражает интонацией заключительного предложения - оно заканчивается восклицательным знаком.
Итог размышлений
Таким образом мы выяснили, что знаки препинания влияют на интонацию стихотворения и помогают понять авторскую позицию: это любовь И.С. Тургенева к русскому языку и вера в русский народ.

* Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча?
В этом вопросе содержится суждение: "молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча". Задача отвечающего - выяснить причины явления. Попробуем это сделать вместе.
1.Старцев приспособился к серым будням города С., привык к семье Туркиных.
2. Он отказался от любви как беспокойного состояния.
3. Деньги и богатство стали целью его жизни.
4. В конце концов он предпочел одиночество общению с людьми.
5. Он почувствовал вкус власти авторитетного богача над людьми.
6. Он стал одним из "хозяев города", эгоистичным, глухим к чужой радости и горю, раздражительным, толстым и неповоротливым.
Итог размышлений
Молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча, потому что испугался трудностей в любви и профессии, изменил юношеским надеждам и высокому призванию врача., не сумел сохранить свою душу живой, поддался обывательской пошлости.
Мы подобрали доказательства того, что "молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча" и таким образом подготовились к ответу на поставленный вопрос. При ответе на вопрос текст произведения пересказывается и цитируется, следовательно, надо отобрать фрагменты произведения, на основании которых сделаны наши выводы и выделить в них главное для пересказа и цитирования. Затем надо продумать последовательность своего ответа таким образом, чтобы он не превратился в сплошной пересказ, иначе учебная задача не будет выполнена.

Ответ на вопрос на литературную тему требует:
1) прочтения художественного произведения от начала до конца;
2) понимания учебной задачи, сформулированной в вопросе;
3) отбора фрагментов художественного произведения для повторного медленного чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки;
4) отбора материала для цитирования и краткого или выборочного пересказа;
5) формулирования самостоятельного читательского суждения в виде тезиса (тезисов);
6) классификации литературных фактов - оснований впечатлений читателя;
7) продумывания композиции (построения) ответа16;
8) обобщения читательских наблюдений, выводов.

Критерии оценки ответа ученика
1. Грамотность в построении речевого высказывания:
- точность в употреблении слова по его значению;
- правильное употребление грамматических форм слова;
- правильное построение синтаксических конструкций;
- чистота композиции высказывания.
2. Точность ответа на поставленный вопрос:
- соответствие теме;
- наличие основной мысли;
- отсутствие лишнего;
- лаконизм.
3. Полнота ответа:
- наличие необходимого и достаточного материала;
- логичность изложения (тезис - доказательство - вывод).
4. Глубина понимания проблемы:
- наличие дополнительной допустимой информации,
свидетельствующей об эрудиции отвечающего;
- выводы, обобщения (от частного к общему,
от общего к частному);
- допустимые литературные или исторические ассоциации.
5. Активность участника в течение всей беседы:
- частота правильных ответов:
а) полных;
б) неполных;
в) развернутых (см. п.4);
- частота неправильных ответов:
а) неточных;
б) с негрубыми ошибками;
в) с грубыми ошибками.
6. Выразительное чтение фрагментов произведения:
- дикция, соблюдение орфоэпических правил;
- интонация;
- логические и психологические паузы;
- пафос (умение передать настроение и основную мысль
отрывка из произведения слушателям; умение сопереживать
героям и выражать это сопереживание чтением).

Задание для ученика
Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задания к рассказу А.Платонова "Юшка".

1. Какое чувство у вас вызывает Ефим? Обоснуйте свой ответ.
2. Что и в какой последовательности мы узнаем о Ефиме? Как вы думаете, почему именно так автор строит характеристику героя?
3. На какие размышления вас наводит прозвище Ефима?

4. Кем был Юшка для жителей деревни?
5. Как отношение к Юшке характеризуют жителей деревни?
6. Почему Юшка терпел издевательства над собой? Найдите ответ в тексте произведения.

7. Объясните значение слова "кротость".
8. "Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват..." В чем же виноват Юшка?

9. Что нового мы узнаем о герое произведения, прочитав диалог хозяйской дочери и Юшки?
10. Объясните фразу: "Сердце-то в них слепое, а глаза у них зрячие!".
11. Как вы думаете, что преждевременно старит человека?

12. Как летний пейзаж помогает читателю почувствовать состояние души Юшки?
13. Какая тайна была у Юшки?

14. Охарактеризуйте интонацию персонажей в диалоге (шестой эпизод). Прочитайте по ролям эпизод (со слов "Но год от году..." до слов "...и не поднялся"), передавая интонацию персонажей.
15. Выразите свое отношение к персонажам (в рамках эпизода).
16. Что имел в виду Юшка, говоря "... а по надобности мы все равны"?

17. Все ли люди одинаково относились к Юшке? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты.

18. Был ли Юшка "лишним людям"?
19. Как Юшка обретает полное имя в рассказе?
20. С какой целью автор вводит в рассказ портрет девушки?
21. Почему сам автор (знающий абсолютно все о своем герое) "передоверяет" рассказ о таинственных летних исчезновениях Юшки девушке?

22. Дайте характеристику приемной дочери Юшки.
23. Почему Юшка вдруг стал, по мнению людей, "добрым"?
24. Прочитайте самые важные, на ваш взгляд, высказывания героя и повествователя. Объясните свой выбор.
25. Как вы поняли идею произведения?
26. Каков, по вашему мнению, замысел автора?

IV. Обучение устному и письменному отзыву о произведении

"Родственники" слова - отзываться, отозваться. Отзыв - жанр самостоятельного высказывания о художественном произведении на основе эмоционального переживания прочитанного. Ученик имеет право "отозваться" на отдельные фрагменты (содержательные компоненты) произведения, оставившие в его душе самые яркие впечатления, но обязательным условием отзыва надо считать целостность восприятия прочитанного. Эта целостность достигается в отзыве посредством передачи читателем своей главной эмоции, вызванной событиями и героями - эмоциональным тоном высказывания. Отзыв основан на искреннем выражении чувств и оценок читателем. "Игра в чувства" в отзыве недопустима. Если ученик равнодушно отнесся к произведению, а отзыв "задали написать", то уж лучше ему попытаться объяснить свое равнодушие, чем фальшивить.

Структура отзыва о произведении

1. Общее впечатление читателя от прочитанного и способы его выражения:
* описание настроения, вызванного произведением;
* размышление о мотивах, побудивших читателя к чтению произведения;
* размышление об особенностях содержания произведения (новизна, необычность, интерес для читателя);
* размышление об особенностях художественной формы произведения (новизна, необычность, интерес для читателя);
* версия основной темы (или тематики) произведения;
* версия основной мысли автора (идеи) произведения;
* краткий пересказ хода событий;
* краткий рассказ об авторе.
2. Воссоздание яркого эпизода (эпизодов) и их осмысление читателем17:
А (повествование)
* пересказ 1- 2 - 3 событий;
* определение основных противоречий (проблем) в рамках каждого эпизода;
* характеристика позиции участников событий;
* выражение к событиям и героям своего отношения (оценка).
Б (описание состояния человека)
* предмет наблюдений героя и его впечатления;
* ассоциации героя и их значение;
* эмоциональный тон фрагмента и средства его выражения;
* состояние героя и его оценка читателем;
В (рассуждение)
* причины тревоги и размышлений героя;
* логика мысли героя (суждения, аргументы, выводы, последовательность развития мысли);
* эмоциональный тон фрагмента и средства его выражения;
* состояние героя и его оценка читателем;
* отношение читателя к теме рассуждения героя и его выводам.
3. Подробная характеристика одного из героев произведения18:

* внешний облик (лицо, фигура, одежда, поза, мимика и жесты, манеры поведения);
* речь (что и как говорит герой);
* поступки и их мотивы;
* отношение к людям;
* отношение к себе самому;
* выражение отношения читателя к герою (оценка);
4. Определение художественной роли эпизода (эпизодов) в произведении:
* по отношению к судьбе героя;
* по отношению к основному конфликту.
5. Истолкование идеи произведения:
* цитирование самого важного высказывания автора или персонажа;
* истолкование цитаты.
6. Размышление об актуальности произведения.

Прежде всего остановимся на объеме работы, который может возмутить учителей, привыкших все памятки принимать как приказ. Мы намеренно расширили и осложнили структуру отзыва, предполагая постепенное, поэтапное освоение этого жанра письменного высказывания учащимися в течение периода их обучения в основной (5-8; 5-9) и старшей (9-11, 10-11) школе. Писать отзыв можно научить и пятиклассников. Как показывает практика, они легко запоминают композицию высказывания по названию структурных компонентов отзыва и справляются с содержанием в соответствии с индивидуальным уровнем литературного развития. В каждой параллели есть дети, выходящие за рамки ожиданий учителя при обучении их способам деятельности. В каждой параллели есть читатели, способные воспринять художественное произведение эстетически. Есть и "глухие" к слову... Развивающая среда возникнет только тогда, когда разрушается прокрустово ложе - ориентация учителя на "среднего ученика". Познакомившись с полем учебной деятельности, каждый ученик должен выбрать путь себе по силам: кто-то сможет чуть-чуть, кто-то сможет много. Без педагогических секретов создается зона ближайшего и перспективного развития ученика (Л.С.Выготский). От класса к классу будет расширятся читательский опыт школьника - и отзыв будет содержательнее по мере овладения системой читательской деятельности и способами выражения впечатлений от прочитанного. В 11 классе отзыв, осложненный аналитическими размышлениями ученика, вступает в конкуренцию с ожидаемой в соответствии с темой "рецензией" и фактически ее подменяет. Чем раньше обучить учащихся осмысленно читать художественное произведение и грамотно, эмоционально, свободно размышлять о прочитанном, тем больше надежды на будущего культурного читателя.

Прокомментируем структурные компоненты содержания высказывания на литературную тему в жанре отзыва.
1. Общее впечатление от прочитанного и способы его выражения.
Этот компонент отзыва можно считать вступлением. Из перечисленных способов выражения личного впечатления читателя о произведении следует выбрать 1-2 позиции и попробовать свои силы. На следующих этапах освоения жанра отзыва можно выбрать другие 1-2 позиции и т.д. - до полного освоения вариантов вступления. Овладению способами выражения читательского впечатления от прочитанного на этапе работы с вступлением помогут
* организация работы поэтапно,
* методически грамотно сформулированные вопросы и задания для повторного чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки художественного произведения учащимся,
* соответствующие структурным компонентам отзыва. варианты речевого высказывания, созданные в процессе коллективной работы и предлагаемые в качестве материала для наблюдений.
Вступление должно быть содержательным и лаконичным.
Приведем примеры начала отзыва19 о рассказах К.Паустовского "Заячьи лапы" (а, б, в), Ф.Абрамова "Золотые руки" (г), В.Шукшина "Забуксовал" (д).

а) "Рассказ К.Г.Паустовского ?Заячьи лапы? не оставил меня равнодушным. С чувством досады я читал о безразличии, бездушии ветеринара - человека, отказавшегося выполнить свою работу; горечь и боль у меня вызвали страдания животного; тревогу и страх я пережил, когда читал о пожаре; радостью наполнилась душа за спасенного человека и зайца-спасителя."
б) "Это рассказ о спасении человека и животного, об ответственности людей за все живое, о любви к природе, о преемственности, поколений, о совести - камертоне души."
в) "Событий в рассказе немного: зайчишка спасает деда Малявина во время пожара в лесу; у животного обгорели лапы, и Малявины считают своим долгом вылечить спасителя. Но узнает читатель о событиях в иной последовательности. Почему же автор изменил порядок событий в рассказе?"
г) "Рассказы и очерки Ф.Абрамова построены в основном на противопоставлении деревни и города. Авторские симпатии - на стороне деревни, хранительнице традиций, устоев жизни русского народа, всего лучшего, что веками закреплялось в русском характере. Разрушение деревни, по мнению писателя, ведет к разрушению нравственных основ жизни. Вину за это писатель возлагает на город, забирающий у деревни силы, заставляющий деревенского жителя, в новых условиях забыть законы общности, доброты, мудрости."
д) "В.М.Шукшин - киноактер, режиссер, писатель. В литературе Шукшин известен как автор киноповестей и рассказов. Первый сборник рассказов писателя - Сельские жители" - вышел в 1963 году, за ним последовали "Там вдали", "Земляки", "Характеры". Шукшин исследует характер русского человека, индивидуальный, неповторимый и национально своеобразный. Герои его рассказов - чудики."

Задание ученику
1. Охарактеризуйте тему каждого высказывания и способы выражения впечатлений читателя.
2. Определите тип речи в каждом фрагменте. Назовите его признаки (пользуйтесь таблицей "Строение типов речи".)
3. Охарактеризуйте композицию (построение) высказывания в каждом фрагменте текста.
4. Охарактеризуйте эмоциональный тон каждого высказывания. Какими средствами он выражен?
* * *
2. Воссоздание яркого эпизода (эпизодов) и их осмысление читателем.
Эпизод - фрагмент художественного произведения, характеризующийся идейно-тематическим единством. В основе эпизода - одно событие (действие, переживание, впечатление). Событие имеет свой микросюжет: завязку ? развитие ? кульминацию ? развязку. Динамика события в рамках эпизода определяется наличием явных или скрытых противоречий. Многолетний опыт работы со школьниками дает нам основание утверждать, что для отзыва выбирается фрагмент текста повествовательного характера, а в событии участвует главный герой произведения. Учитель должен учесть возможный выбор учащимся (чем возраст старше, тем вероятность больше) фрагментов с ведущим типом речи "описание ? состояния человека" или рассуждение. Вспомнить особенности этих фрагментов текста художественных произведений можно по таблице "Строение типов речи" (обратите внимание на курсив). Для овладения умением отбирать и анализировать эпизод по позициям А, Б, В, обозначенным в структуре отзыва, сначала надо научиться определять границы эпизода (эпизодов). Поворот действия, смена частной темы, возникновение новой мысли - это сигналы границ эпизода. Отсутствие умения выделять эпизод как фрагмента текста произведения, обладающего идейно-тематическим единством, мешает ученику в выполнении учебной задачи. Так, предложенная однажды на экзамене в 11 классе тема "Встреча Пьера с Платоном Каратаевым" многими учащимися (в том числе медалистами) была понята как повествование о роли Платона Каратаева в жизни Пьера. Произошла фактическая подмена темы, прежде всего обусловленная неумением отбирать материал для размышлений. Умение выделять эпизоды позволяет ученику представить развитие действия в произведении, составить сюжетный план. Сделаем эту работу вместе, прочитав очерк Е.Носова "Трудный хлеб". Но сначала вспомним, что такое очерк.
В современной литературе наряду с рассказом широко распространен очерк - это тоже эпический жанр. Очерк позволяет быстро откликаться на новые темы и проблемы. Назначение его в том, чтобы показывать и разъяснять интересные с точки зрения автора факты, явления жизни. Содержание очерков разнообразно: в них могут быть отражены экономические, научные, производственные вопросы, явления природы, тип людей определенной профессии.
Верность цифрам и фактам в очерке не обязательна, возможны вымысел и художественное обобщение явлений.
В очерке в отличие от рассказа нет разрешения конфликта в действии, сюжет может отсутствовать. В центре внимания автора - само явление современной ему жизни (герой, событие, предмет) и процесс ознакомления с ним. Цель писателя не столько изобразить что-то, сколько постараться понять, объяснить изображаемое. Читатель наблюдает за процессом рождения мысли автора, ходом его рассуждений, вместе с автором определяет свое отношение к изображаемому, свою читательскую позицию. Рассказ создает в сознании читателя единую образную картину. Очерк похож на мозаику; отдельные фрагменты повествования связывает в очерке только "я" повествователя - его наблюдения, разъяснения, размышления. Повествователь почти не действует, он оценивает события, людей и факты, объясняет переходы от одного наблюдения к другому, подводит итоги. Художественные образы в очерке тесно связаны с фактами и в то же время являются эстетической оценкой действительности, то есть они по смыслу шире, чем изображенные конкретное явление, человек, предмет.
Итак, поразмышляем над очерком Е.Носова "Трудный хлеб".

Осмысление сюжета произведения, определение границ эпизодов, составление цитатного плана очерка

эпи-зода
Цитатный план очерка
Начало эпизода
Конец эпизода
Изменение чувств
автора-рассказчика
как основа сюжета очерка

Сюжетный план очерка
(ход событий)
1.
"Ходит по лесу осень..."

"Ходит по лесу осень..."
"...палили из ружья."
Олицетворение осени, умиротворение автора-рассказчика, пребывающего наедине с осенней природой
Экспозиция

Осенний лес в восприятии рассказчика.
2.
"Трах-бабах!"

"И вдруг совсем рядом..."
"...вниз по течению."
Любование птицами. Нарушение гармонии, тишины и покоя в природе и душе рассказчика выстрелом. Недоумение автора-рассказчика
Завязка

Выстрел.
3.
"Хорошая добыча!"

"В прибрежном ситнике..."
"...Хорошая добыча! Редкая."
Знакомство. Чувство солидарности: удачная охота
Развитие действия

Встреча с охотником.
4.
"Птица с виду ладная."

"А я, знаете..."
"...замахал обрубком хвоста."
Жалость к убитому красавцу-крохалю
Развитие действия

Обсуждение убитого крохаля.
5.
"Какой же может быть след на воде?"

"Новичок, наверно? - ..."
"... если бы у Чанга глаза были."
Интерес к спаниелю -"новичку"
Развитие действия

Мастерство Чанга.
6.
"Слепой!.."

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign