LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Н.Тралкова






Сочинение на литературную тему как учебная задача

Пособие для учителя

Часть 1


Содержание

I. Введение.
1
Содержание литературного образования.

Процессуально ориентированный подход к обучению и его реализация в процессе преподавания литературы.
Некоторые аспекты проблемы развития монологической речи ученика.
Сочинение как форма проверки знаний и умений учащихся по литературе. Жанры письменного высказывания.
Приемы изучающего и усваивающего чтения.

II. Обучение краткому пересказу фрагмента художественного произведения.
8
Особенности подробного и краткого пересказа как видов работы с художественным произведением
Обучение краткому пересказу фрагмента художественного произведения с ведущим типом речи повествование
Лингвистика текста и искусство слова
Опыт лабораторного занятия
Обучение пересказу фрагмента художественного произведения с ведущим типом речи описание
Репродуктивные и аналитические вопросы к произведению. Методическое обоснование вопросов.
Обучение пересказу фрагмента художественного произведения с ведущим типом речи рассуждение.
Специфика пересказа с элементами анализа

III. Обучение ответу на вопрос на литературную тему.
30
Структура художественного произведения.
Типология вопросов к произведению (концептуальные, частные).
Классификация вопросов по содержанию учебной задачи.
Подготовка к ответу на вопрос на литературную тему.
Критерии оценки ответа ученика.

IV. Обучение устному и письменному отзыву о произведении.
39
Отзыв как жанр письменного высказывания на литературную тему. Структура отзыва. Методический комментарий.
Эпизод Приемы определения границ эпизодов. Номинативный и цитатный планы.
Характеристика героя в рамках жанра отзыва.
Проблемы интерпретации идеи художественного произведения.

V. Обучение сочинению-характеристике героя художественного произведения.
53
Требования к знаниям и умениям учащихся , обеспечивающим успешное решение учебной задачи.
Технологические аспекты развития монологической речи учащихся при обучении характеристике героя драматического произведения. Приемы индивидуализации процесса обучения.
"Вслед за автором" как способ организации медленного чтения произведения при обучении учащихся характеристике героя.
Технология обучения сочинению-характеристике героя. Варианты сочинений на одну тему.
Анализ рассуждения критика о герое как прием обучения сочинению-характеристике в режиме исследования.
Изучение способов создания образа персонажа как прием обучения сочинению-характеристике.
Изучение биографии героя как прием обучения сочинению-характеристике.
Моделирование урока литературы на основе процессуально ориентированного подхода к обучению ученика.

VI. Заключение.
76
Филологическая компетенция учителя.


I. Введение

В течение ряда лет содержание предмета "Литература" в советской стране было весьма расплывчатым, результат обучения школьников не поддавался системному контролю, читательская самостоятельность на уроке была невостребованной. В последние десять лет ХХ столетия ситуация изменилась.
Содержание литературного образования в школе широко обсуждается филологами и методистами. Результаты научных поисков и опытно-экспериментальной работы находят свое отражение в современных программах по литературе, различающихся прежде всего концепциями формирования читателя-школьника. Предмет "Литература" наконец-то потерял ярко выраженную идеологическую направленность, перестал быть трибуной для прописных социалистических истин и рассматривается теперь как предмет эстетического цикла, то есть литература изучается как искусство слова, отражающего жизнь в ее многообразии и движении без ссылки на партийные каноны. При широком спектре вариантов программ определен "Обязательный минимум литературного образования", появились методические разработки, обеспечивающие процесс формирования читателя.
Содержание любого учебного предмета характеризуется следующими компонентами:
* системой предметных знаний;
* системой предметных умений;
* системой ценностных представлений о мире, человеке, процессе познания;
* опытом творческой деятельности.
Как эти компоненты реализуются в предмете "Литература"?
1. Система предметных знаний представлена
- знанием текстов художественных произведений, включенных в школьную программу (идейно-художественного содержания литературных произведений),
- знанием этапов историко-литературного процесса и основных биографических сведений о писателях,
- знанием историко-культурных реалий (исторических лиц, особенностей эпохи, культурных ценностей и др.),
- знанием основ теории литературы.
2. Система предметных умений представлена как владение видами самостоятельной читательской деятельности: чтением, восприятием (эмоциональным и интеллектуальным), анализом, интерпретацией и оценкой художественного произведения в единстве содержания и формы.
3. Система ценностных представлений о мире, человеке, процессе познания выражается системой этико-философских категорий сознания школьника (правда и ложь, добро и зло, труд и паразитизм, равнодушие и ответственность, честь и долг и др.) и умением давать оценку произведению в процессе размышления на литературную тему.
4. Опыт творческой деятельности школьника находит свое воплощение в различных видах устного и письменного высказывания на литературную тему, в стилизации и сочинительстве.
Интеллектуальное и эстетическое наслаждение от прочитанного, нравственная и философская оценка художественного произведения во многом зависят от осознания школьником законов искусства слова в процессе внимательного, вдумчивого, неспешного чтения. Но как научиться такому чтению?
Принципиальное изменение подходов к изучению предмета обнажило методические проблемы формирования квалифицированного читателя, выдвинуло в качестве основной задачи - задачу обучения учащихся способам читательской деятельности.
Методисты МИПКРО разработали программу литературного образования на основе процессуально ориентированного подхода к обучению1 школьников.
От существующих в настоящее время программ эта программа отличается разработанной системой читательских умений. Система предусматривает целенаправленность, этапность, динамичность, преемственность и эффективность процесса формирования читателя-школьника с учетом его возрастных особенностей. Широкий диапазон процессуальных читательских умений, представленных в таблице2, обусловлен практикой работы ученика с текстом художественного произведения и другими (историко-литературными, историко-культурными) источниками, справочниками и словарями в процессе изучения предмета "Литература" в школе. Перечень итоговых умений помогает увидеть учителю (и ученику) результат обучения. Интегративные по своему характеру итоговые умения основываются на частных процессуальных умениях по принципу операция - действие - деятельность.
Система читательской деятельности представлена в названной программе как процесс поэтапного формирования умений читать, воспринимать, анализировать, истолковывать (интерпретировать) и оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы.

Трудность многих учащихся при выполнении учебной задачи "написать сочинение" связана прежде всего с дефицитом практики монологического высказывания на литературную тему, высказываний в режиме диалога (и полилога) на основе осознанного отбора литературных фактов и аргументации читательского восприятия.
"Монолог - речь одного лица. Монолог, как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль, следовательно, монолог требует от говорящего (пишущего) некоторой подготовленности, волевых усилий, плана высказывания."3
"Диалог - вид устной речи (реже - письменной), характеризующийся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог - вид связной речи или текста."4
Формированию и развитию коммуникативно-речевой компетенции учащихся посвящены научные работы известных методистов России: А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, В.И.Капинос, С.И.Львовой, С.А.Леонова и др.
Парадигма видов речевой деятельности чтение - слушание - говорение - письмо представлена в Методическом письме (авторы А.Д.Дейкина, Н.А.Нефедова)5 как динамичная система взаимосвязанных компонентов - коммуникативных умений. Таблица поможет учителю в обучении учащихся самостоятельному высказыванию в различных жанрах как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.
Однако процесс овладения новыми идеями и методиками их реализации в массовой школе идет медленно. Как показывают наблюдения, основной формой урока пока остается фронтальная беседа. Иллюзия полноценного ответа "класса" основана на вере учителя в силу фронтального опроса: и урок динамичен, и цель внешне достигнута. Но это иллюзия. Анализ конспектов уроков учителей литературы выявил существенные недочеты в формулировании вопросов и заданий без ориентации на высказывание на литературную тему в монологической или диалогической форме: часто вопрос требует односложного ответа, большинство вопросов репродуктивного характера, готовое суждение в задании исключает самостоятельность читателя. В итоге беседа "подтягивается" к домашней заготовке учителя, семантическое поле беседы нередко сужается до доктрины. Не спасают ситуацию и "доклады" учащихся. Текст их, как правило, подготовлен учеником по одному лексически неадаптированному источнику, что мешает и воспроизводящему, и слушающим полноценно воспринимать содержание сообщения. Чтобы ученик смог "сделать доклад" (например, на историко-литературную тему), он должен овладеть умениями пересказывать тексты учебных статей и художественных произведений, работать со справочниками и словарями, выделять проблему как предмет рассуждения, составлять план высказывания в устной и письменной форме, сопоставлять разные точки зрения на проблему, цитировать, выражать свое отношение к прочитанному. Прежде чем давать домашнее задание ученику или группе учащихся, хороший учитель поможет им овладеть способом деятельности, который обеспечит успешность решения учебной задачи.

Письменное высказывание на литературную тему позволяет выявить уровень читательской компетенции6 школьника и наметить индивидуальный путь его литературного развития. Традиционная форма экзамена по литературе на аттестат зрелости - сочинение. Оставим жанровые особенности письменного высказывания пока без внимания и обратимся к рассмотрению проблемы актуализации читательского опыта в процессе работы ученика над выбранной им темой. Выбор темы - первый этап решения учебной задачи "написать сочинение". Его успех во многом зависит от критического взгляда на свой читательский опыт, от умения определить свои возможности при работе с каждой из предлагаемых тем (их количество за последние годы варьируется от пяти до девяти).
Одним из приемов самопроверки на этапе выбора темы сочинения является прием медленного осмысления формулировки "с конца", от последнего слова - к первому. Аналитические вопросы помогут нам осознать круг необходимых знаний и уровень своей читательской компетенции. Рассмотрим с этой точки зрения тему "Отражение эпохи в поэме А.А.Ахматовой ?Реквием?".

Элементы
формулировки темы

Вопросы для самопроверки
Читательские
размышления
Реквием
1. Каково происхождение этого слова?
2. Что оно обозначает?
3. Какие историко-культурные ассоциации у меня возникают?
4. Какие известные мне литературные факты связаны с этим явлением?
5. Почему свою поэму А.А.Ахматова назвала "Реквием"?

А.А.Ахматова
1. Какие биографические сведения об А.А.Ахматовой мне известны?
2. Что отличает А.А.Ахматову от известных мне поэтов?
3. Какие произведения А.А.Ахматовой мне знакомы?
4. Как я воспринимаю (чувствую, понимаю) произведения А.А.Ахматовой?

Поэма
1. Какие родовые и жанровые признаки поэмы мне известны?
2. Как в поэме А.А.Ахматовой соединяются эпическое и лирическое начала?
3. В чем особенности композиции (построения) поэмы А.А.Ахматовой?
4. Каков основной эмоциональный тон поэмы "Реквием" и как он выражается?

Эпоха
1. В какое историческое время была написана А.А.Ахматовой поэма "Реквием"?
2. Каковы характерные черты этого исторического времени?
3. Что означает слово "эпоха"?
4. Почему можно назвать "эпохой" изображаемый поэтом период жизни страны?
5. Как связана личная судьба А.А.Ахматовой с судьбой народа?

Отражение
1. Как отражается эпоха в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" через призму:
* тематики,
* конфликта,
* проблематики,
* образа лирической героини,
* образа народа.
2. Как отражение автора к эпохе выражено:
* в оценочной лексике,
* формулировке суждений,
* системе деталей-символов.
3. Какие цитаты мне необходимо отобрать для анализа, истолкования, оценки?
4. Каков поэтический смысл поэмы?

Еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса. Очевидной становится актуальность умения задавать вопросы (для начала - себе, затем - учителю в ситуации открытого диалога). Если вы ответили на наши вопросы, основа содержания сочинения готова.
Знание текста художественного произведения - главное условие работы над темой сочинения. Проанализировав вопросы во второй колонке таблицы, схематично отразим и другие компоненты содержания литературного образования.

Знание текста художественных произведений

Отражение эпохи в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"





?
Система читательских умений:
чтение, восприятие, анализ, интерпретация, оценка
поэмы "Реквием"в единстве содержания и формы
?
Система ценностей автора и читателя
?
Опыт творческой деятельности ученика (сочинение)


В данном пособии мы попробуем охарактеризовать особенности каждого этапа процесса обучения ученика комплексному умению создавать самостоятельное высказывание на литературную тему. Эти этапы будут определяться степенью сложности жанра письменного высказывания (от простого - к сложному). Процесс обучения ученика видится нам в динамике на протяжении изучения курса литературы с пятого по одиннадцатый классы. Поэтому и речь пойдет не о конкретной возрастной параллели, а скорее о технологии обучения учащихся письменному высказыванию на литературную тему.
Жанры письменного высказывания на литературную тему, широко распространенные в школьной практике: а) краткий пересказ художественного произведения с элементами его анализа, б) ответ на вопрос на литературную тему, в) отзыв о прочитанном произведении, г) сочинение-характеристика героя, д) сочинение-обзор, е) проблемно-тематическое сочинение, ж) рецензия, з) эссе. В первой части пособия мы обсудим методику обучения учащихся создавать самостоятельное высказывание в жанрах а, б, в, г.

Чтение и работа с текстами сопровождает ученика на уроках по разным предметам: знания черпаются прежде всего из учебников, пособий, хрестоматий. Опираясь на исследования психолога Усачевой И.В., классифицируем приемы изучающего и усваивающего чтения в процессе учебной деятельности:







понимание запоминание

осмысление


прием
постановки
вопроса






















Представленная палитра приемов изучающего чтения наиболее адекватно используется в работе школьников с учебными статьями, а также в работе с научной литературой.
Чтение художественного произведения осложнено тем, что путь от значения слова к его смыслу затруднен феноменом образности как способом изображения действительности в искусстве слова - литературе. Но в то же время на этапе обучения осмысленному чтению художественного текста некоторые из приведенных в графосхеме приемов могут быть успешно использованы. В нашей работе мы охарактеризуем те из них, овладение которыми поможет учащимся подготовиться к письменному высказыванию на литературную тему.

II. Обучение краткому пересказу
фрагмента художественного произведения7

На уроке литературы формирование и развитие коммуникативно-речевой компентенции учащихся начинается с репродукции текста - с пересказа как в устной, так и в письменной форме. К сожалению, наша надежда на сформированное в период начального обучения умение ученика кратко пересказывать текст учебных статей и художественного произведения не оправдана, что подтверждается собеседованием с учителями и научно-методическими исследованиями ситуации в ряде школ г.Москвы. В начальной школе дети привыкают к подробному пересказу, к фактическому заучиванию текста. Учителя русского языка и литературы основной школы знают, что пятиклассники с трудом сокращают текст фрагмента художественного произведения: они стремятся запомнить детали, важные не столько не для передачи смысла авторского текста, сколько для подтверждения цепкости своей памяти. На уроках литературы в основной школе часто складывается проблемная ситуация: учитель требует краткий пересказ фрагмента произведения, а подготовка к нему становится личной проблемой ученика.
Актуальность проблемы обучения пересказу текста статьи и художественного произведения становится очевидной в связи с экспериментами МО РФ по выбору форм итоговой аттестации школьников по литературе: наряду с традиционной формой "сочинение" в 2001 году была предложена форма "изложение с творческим заданием"8.
Нас будет интересовать краткий пересказ, так как именно в такой форме он востребован в сочинении. Если подробное изложение текста во многом обусловлено способностью запоминать большой объем информации и образным мышлением ученика, помогающим "удержать картинку", то краткое изложение рассчитано на избирательность памяти, внимание к эстетически значимой детали, способность к анализу, выделению главного, обобщению, чуткость к языковой и речевой синонимии. На уроке литературы ученик должен уметь самостоятельно выделять фрагменты текста для пересказа и размышления, сокращать текст художественного произведения без потери смысла, систематизировать и обобщать литературные факты. Пересказ как форма работы с художественным произведением (или его фрагментом) востребован на уроках литературы во всех параллелях и может служить основой для сочинения на литературную тему.


Сопоставление текста III главы повести Н.В.Гоголя "Майская ночь, или Утопленница"
и пересказа

Текст произведения Гоголя
Вопрос на осмысление текста

Пересказ
* О каком событии идет речь? Что произошло?

Левко неожиданно узнает о сопернике - своем отце.
* Кто из героев участвует в этом событии?


В этом эпизоде принимают участие три героя: Левко, Ганна, голова.
"Спит ли моя ясноокая Ганна?" - думал он, подходя к знакомой нам хате с вишневыми деревьями. Среди тишины послышался тихий говор. Левко остановился. Между деревьями забелела рубашка... "Что это значит?" - подумал он и, подкравшись поближе, спрятался за дерево. При свете месяца блистало лицо стоявшей перед ним девушки... Это Ганна! Но кто же этот высокий человек, стоявший к нему спиной? Напрасно обсматривал он: тень покрывала его с ног до головы. Спереди он был освещен немного; но малейший шаг вперед Левка уже подвергал его неприятности быть открытым. Тихо прислонившись к дереву, решился он остаться на месте. Девушка ясно выговорила его имя.
* Как начинается рассказ именно об этом событии?

Левко, думая о Ганне, пошел к ее хате.

"Среди тишины послышался тихий говор". Левко остановился, заинтересовался и подкрался поближе. За деревьями его не было видно.


В девушке он узнал Ганну.

Какой-то человек стоял спиной к Левко, поэтому узнать его было трудно.




Неожиданно Левко услышал свое имя.


- Левко? Левко еще молокосос! - говорил хрипло и вполголоса высокий человек. - Если я встречу его когда-нибудь у тебя, я выдеру его за чуб...
- Хотелось бы мне знать, какая это шельма похваляется выдрать меня за чуб! - тихо проговорил Левко и протянул шею, стараясь не проронить ни одного слова. Но незнакомец продолжал так тихо, что нельзя было ничего расслушать.
- Как тебе не стыдно! - сказала Ганна по окончании его речи. - Ты лжешь; ты обманываешь меня; ты меня не любишь; я никогда не поверю, чтобы ты меня любил!
- Знаю, - продолжал высокий человек, - Левко много наговорил тебе пустяков и вскружил твою голову (тут показалось парубку, что голос незнакомца не совсем незнаком и как будто он когда-то его слышал); но я дам себя знать Левку! - продолжал все так же незнакомец. - Он думает, что я не вижу всех его шашней. Попробует он, собачий сын, каковы у меня кулаки.
* Как ведут себя герои?

Высокий человек "хрипло и вполголоса" говорил о том, что Левко молокосос, что при встрече когда-нибудь он выдерет Левко за чуб.
Левко обозвал хвастуна "шельмой". Но больше, как ни прислушивался к разговору двоих, ничего не услышал.



Ганна пристыдила незнакомца. Она не поверила в его любовь. "Ты меня не любишь",- сказала она ему.

Незнакомец не удивился словам Ганны. Он недобро отозвался о Левко и погрозился расправиться с ним.
Голос незнакомца показался Левко не таким уж чужим.
При сем слове Левко не мог уже более удерживать своего гнева. Подошедши на три шага к нему, замахнулся он со всей силы, чтобы дать треуха, от которого незнакомец, несмотря на свою видимую крепость, не устоял бы, может быть, на месте; но в это время свет пал на лицо его, и Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял отец его. Невольное покачивание головою и легкий сквозь зубы свист одни только выразили его изумление.
* Какова высшая точка развития действия в данном эпизоде?

Угроза собеседника Ганны разгневала Левко. Он подошел к незнакомцу, замахнулся "со всей силы, чтобы дать треуха", но в это время лицо незнакомца осветилось...

Левко остолбенел. "...перед ним стоял отец его".
Левко покачал головою и присвистнул - только это и смог от изумления.

В стороне послышался шорох; Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь.
- Прощай, Ганна! - закричал в это время один из парубков, подкравшись и обнявши голову; и с ужасом отскочил назад, встретивши жесткие усы.
- Прощай, красавица! - вскричал другой; но на сей раз полетел стремглав от тяжелого толчка головы.
- Прощай, прощай, Ганна! - закричало несколько парубков, повиснув ему на шею.
- Провалитесь, проклятые сорванцы! - кричал голова, отбиваясь и притоптывая на них ногами. - Что я вам за Ганна! Убирайтесь вслед за отцами на виселицу, чертовы дети! Поприставали, как мухи к меду! Дам я вам Ганны!..
- Голова! голова! это голова! - закричали хлопцы и разбежались во все стороны.
* Как завершается рассказ об этом событии?

"Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь."

На голову налетели проказники парубки, перепутав его с Ганной.













Испугавшись, они разбежались в стороны.

Мы показали вариант краткого пересказа III главы повести Н.В.Гоголя "Майская ночь, или Утопленница". Наш пересказ только по смыслу совпадает с художественным текстом автора: нам пришлось отобрать главное в содержании, изменить некоторые фразы, отказаться от подробностей. Автор использует прямую речь, а мы передали только тему речи героя (то, о чем он говорил) и как он говорил. Обратим внимание и на то, что иногда текст совсем не изменялся. Включение в свой пересказ или в ответ на вопрос учителя художественного текста без изменений называется цитированием. Мы иногда цитировали текст - эти фразы взяты в кавычки.
Задание "пересказать что-либо" для ученика имеет совершенно определенный смысл: передать текст, чужую речь, выражая основное их содержание, смысл. В нашу таблицу можно добавить четвертую колонку "Объяснение читателя".

Задание ученику
1. Понаблюдайте за материалом таблицы и подумайте над вопросами: что? как? почему было сокращено в авторском тексте при кратком пересказе.

Несколько слов о памятках. К сожалению, гордость многих учителей за составленные ими памятки или собранную коллекцию памяток из разных пособий часто не имеет отношения к качеству процесса обучения читательской деятельности. Сетования учителей: "Он даже с памяткой не может ответить на вопрос!" - скорее говорят об отсутствии практики реализации деятельностного подхода к обучению, чем об уровне обученности ученика.
Алгоритм деятельности, с которым учащийся знакомится репродуктивным путем, принимается им к сведению как "знание", но как "система умений" - не осваивается, потому что ученик не был включен в читательскую деятельность. Более того - репродуктивный подход "ознакомились ? выполняйте" часто вредит литературному развитию школьника. Читатель-школьник должен овладеть не только системой предметных знаний, но и системой читательских умений: подробно, кратко, выборочно пересказывать произведение или его фрагменты, эмоционально откликаться на изображенное автором, свободно комментировать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы, в контексте творчества автора и эпохи. И только в том случае, если первый опыт ученика (в частности опыт пересказа) был осуществлен в совместной деятельности с учителем на уроке как поэтапное освоение операций и действий в процессе чтения, восприятия, анализа, истолкования (интерпретации), оценки художественного произведения, мы можем надеяться на осознанное овладение школьником системой деятельности в самостоятельной читательской практике.

Подготовка к пересказу фрагмента повествования

I. Подробный пересказ
1. Прочитайте художественное произведение.
2. Выберите эпизод для пересказа и определите его границы.
3. Найдите в тексте художественные детали, характеризующие событие и персонажей. Объясните их смысл.
4. Подберите интонацию и темп речи для передачи характера каждого из персонажей и авторского отношения к ним.
5. Выразительно прочитайте текст выбранного фрагмента произведения.
6. Последовательно изложите содержание фрагмента повествования:
* О чем идет речь? Что произошло?
* Участвуют ли персонажи в этом эпизоде? Кто они?
* Как начинается эпизод?
* Как ведет себя каждый из персонажей?
* Когда противоречие в развитии действия, в отношениях между персонажами в рамках эпизода должно неизбежно разрешиться?
* Как завершается эпизод?
7. Перескажите эпизод подробно.

II. Краткий пересказ
1. Определите значение эпизода в произведении с точки зрения развития конфликта.
2. Попробуйте сократить текст: выделите в тексте самые важные факты, самые важные детали. Обоснуйте свой выбор.
3. В каких случаях при кратком пересказе потребуется частично изменить предложение?
4. В каких случаях при кратком пересказе потребуется обобщение?
5. Проверьте, не изменился ли смысл повествования при сокращении текста.
6. Исправьте ошибки.
7. Кратко перескажите эпизод.

Лингвистика текста и искусство слова

В курсе русского языка учащиеся 5-9 классов знакомятся с лингвистикой текста9. Подумаем, как эти знания могут помочь при подготовке к пересказу фрагмента художественного произведения на уроке литературы.

Типы речи10













страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign