LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ


Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра общей и возрастной психологии







61 (07)
Т 471





АНТРОПОЛОГИЯ

Методические указания

Часть1











Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2000


УДК 611(075.8)+612 (075.8)
ББК Ю511.я7

Тишевской И.А. Антропология: Методическое пособие - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. - 16 с.

В методическом пособии рассматривается круг вопросов и проблем, изучаемых в рамках основных разделов современной антропологии - антропогенеза, морфологии и этнографии. Дается характеристика современного состояния антропологии, ее положение среди других наук, изучающих человека.
Пособие содержит список вопросов и литературы для подготовки к семинарским занятиям по антропологии. Предназначено для студентов психологических и биологических факультетов.

Список лит. - 27 назв.


Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.


Рецензенты:















(c)Издательство ЮУрГУ, 2000.

Антропология как наука, её основные разделы.
Связь антропологии с другими науками

Слово "антропология", имеющее греческое происхождение, составлено из корней двух греческих слов: "antropos" (человек) и "logos" (наука, учение). Соответственно, на русcкий язык его можно дословно перевести как "наука о человеке". Введение этого термина приписывается Аристотелю, который употреблял его преимущественно при изучении и описании духовной природы человека. С начала XVI века этот термин стал носить двойственный смысл, его использовали для обозначения не только раздела знаний о духовном мире человека, но и применительно к его физическому строению.
В настоящее время в Западной Европе и Америке под антропологией понимается учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племён в прошлом и настоящем.
В России эта область знаний традиционно подразделяется на три науки: археологию, этнографию и собственно антропологию. Под археологией понимают науку, изучающую прошлое человека по вещественным источникам, предметам культуры и быта; под этнографией - отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно исторические взаимоотношения. Антропология же в России изучает вопросы происхождения человека как вида и вариации физического типа человека во времени и пространстве.
В рамках антропологии, опять же традиционно для России, выделяются три больших раздела: антропогенез, морфология и расоведение (или этническая антропология). В каждом из этих разделов рассматривается свой круг вопросов.

I. Первый раздел антропологии - антропогенез - рассматривает такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его, как зоологического вида, к другим приматам, восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в эволюции человека и другие.
Раздел антропогенеза включает в себя:
а) приматоведение - науку, изучающую современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;
б) эволюционную анатомию и
в) палеоанатомию - науку, изучающую ископаемые формы человека.

Для антропогенеза наиболее важными вспомогательными и смежными науками являются:
- из естественных дисциплин - геология третичного и четвертичного периодов, цитогенентика, этология, физиология высшей нервной деятельности, раздел физики, позволяющий использовать радиоизотопный анализ в качестве маркёра возраста находок.
- из социально-исторических дисциплин - археология палеолита;
- из так называемых философских наук - психология.

II. Второй раздел антропологии - морфология - изучает:
а) индивидуальные вариации человеческого тела (конституциональная антропология);
б) возрастные изменения, происходящие в человеческом теле (возрастная антропология);
в) половой диморфизм, то есть разницу в строении женского и мужского организмов;
г) изменения человеческого тела (морфотипа) под действием факторов окружающей среды (экологическая антропология).

Морфология изучает человека с учётом взаимной связи отдельных признаков строения тела. Раздел морфологии состоит из двух прикладных наук - мерологии и соматологии.
Мерология (от греческих слов "meros" - часть и "logos" - наука) исследует вариации развития и соотношения частей тела и отдельных его органов.
Соматология (от греческих слов "soma" - тело и "logos" - наука) изучает строение человеческого тела в целом, то есть закономерности вариаций и корреляций роста, веса, длины окружности грудной клетки, головы и так далее. Соматология не только описывает эти закономерности, но и характеризует статистически распределение того или иного показателя в популяции. Иными словами, она отвечает на вопросы: сколько процентов людей в данной популяции имеют рост, например, 170 см, как люди распределяются в этой группе по массе тела, длине окружности грудной клетки и тому подобные. Эти сведения используются на практике для составления стандартов предметов повседневного обихода (одежды, обуви, мебели), инструментов и транспортных средств.
Кроме этого, в медицине нормальное распределение какого-либо признака, например, массы тела, необходимо знать для того, чтобы оценить, на сколько больше или меньше статистической нормы весит конкретный субъект. На основании такого сравнения делается заключение о том, имеется ли у этого человека ожирение или истощение и какова их степень.
Для раздела морфологии наиболее важными вспомогательными дисциплинами являются нормальная анатомия, эмбриология, гистология и медицинская статистика. Важно подчеркнуть различие между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия в основном изучает строение статистически "среднего" человека, характеризует размеры отдельных органов и частей тела (значение моды этих показателей на языке статистике). Морфология же сосредотачивает своё внимание на вариациях морфологических типов человека и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих отклонений от "среднего" типа.

III. Третий раздел антропологии - расоведение (этническая антропология) - изучает и классифицирует расовые типы людей, исследует историю формирования рас и их распространение по территории Земли; кроме того, расоведение изучает причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.
Расоведение тесно связано с генетикой и биометрией (наука, изучающая правила измерения биологических объектов и показателей), с археологией позднего палеолита и последующих эпох, этнографией, языкознанием и историей. Термины "расоведение" и "этническая антропология" нередко употребляются как равнозначные, однако, строго говоря, этническая антропология - это только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза.

Современное положение антропологии среди других наук можно наглядно проиллюстрировать перечнем дисциплин, обязательных для изучения и последующей специализации студентов, изучающих антропологию в западных университетах. К ним относятся:
1. Биодемография человеческих популяций, биология человеческих популяций - генетические аспекты;
2. Биология человека - морфо-функциональные связи;
3. Антропометрия, эргономика и прикладная антропология;
4. Этология, глобальная биоэтика;
5. Экология человека (наука о влиянии на здоровье человека условий его существования);
6. Этология приматов. Эта наука изучает поведенческие реакции наиболее близких родственников человека - обезьян - с целью выяснения происхождения и роли различных компонентов поведения в адаптации к среде, в том числе - к зоосоциальной;
7. Этология человека;
8. Молекулярная антропология. Это новая отрасль антропологии, использующая новые достижения химии и физики, позволившая значительно пересмотреть ранее устоявшиеся в антропологии взгляды и теории;
9. Палеоантропология.

Современная антропология является очень динамичной наукой. Об этом свидетельствуют изменения рейтингов популярности тем исследовательских работ по антропологии, составляемых по количеству вышедших в американской научной печати работ, посвящённых той или иной отрасли антропологии. Так, в 1979 г. этот рейтинг выглядел следующим образом:
1. Общая остеология (наука о костях);
2. Палеоантропология;
3. Генетика человека;
4. Поведение приматов;
5. Общая приматология;
6. Эволюция;
7. Популяционная генетика;
8. Морфология человека;
9. Рост и развитие;
10. Одонтология (наука о зубах, позволяющая определять положение видов на эволюционной лестнице и их ближайших родственников по форме зубов, толщине зубной эмали, зубной формуле и т.д.);
11. Судебно-медицинская антропология и её прикладные аспекты: идентификация личности человека по остаткам, решение проблемы родственности людей и т.п.
12. Адаптация человека (приспособляемость человека к меняющимся условиям проживания, влияние этого процесса на здоровье людей и их потомков);
13. Демография;
14. Эволюция приматов.

В 1990 году рейтинг значительно изменился:
1. Палеоантропология (поднялась на первое место со 2);
2. Рост и развитие (тема поднялась с 9 места);
3. Статистика (новая в данном списке наука);
4. Экология;
5. Общая остеология (опустилась с 1 места);
6. Одонтология (поднялась с 10 места);
7. Биомедицинская антропология (новая наука);
8. Морфология человека (сохранила свой рейтинг);
9. Судебно-медицинская антропология (поднялась с 11 места);
10. Адаптация человека (поднялась с 12 места);
11. Генетика человека (опустилась с 3 места. Такой спад объёмов исследований по этой теме, вероятно связан с отсутствием радикально новых методов исследования в данной области. Известно, что каждый раз, когда разрабатываются и внедряются новые методы, позволяющие проверить ранее сделанные выводы и существующие гипотезы, интерес к любой отрасли знаний, не только в генетике, вспыхивает с новой силой, что проявляется в новой "волне" научных работ);
12. Эволюция (переместилась с 6 места, вероятно, по той же причине);
13. Социобиология (новая наука, оформившаяся за предыдущее десятилетие);
14. Популяционная генетика (переместилась с 7 места).

Если сделать резюме по поводу представленных рейтингов, то можно отметить, что в антропологии на современном этапе центр научных интересов смещается от классических наук к прикладным. При этом антропология занимает важное место среди естественных наук, а результаты исследований в области антропологии становятся всё более важными для педагогической, медицинской и психологической практики.


Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения
Роль социогенеза в формировании человека.
Главная специфическая особенность человека как объекта изучения, заключается в его биосоциальной сущности. Человек - единственный на Земле вид, обладающий социальной сущностью, которая стала важным фактором, определяющим направление его эволюции. Именно социальная сущность человека определяет его современное развитие как вида и позволяет прогнозировать будущее. Одним из сложных вопросов современной антропологии является выяснение роли и значимости на разных этапах антропогенеза биологических и социальных факторов. Принято выделять три основных этапа формирования человека, каждый из которых отличается соотношением этих групп факторов.
Первый этап атропогенеза (6-2 млн. лет назад) соответствует древнейшим стадиям гоминизации, до появления первых представителей рода Homo. Предполагается, что на этом этапе биологические факторы эволюции были главными и преобладали над социальными. На втором этапе (2 млн. - 200 тыс. лет назад), соответствующем эволюции рода Homo до возникновения современного человека, действие социальных факторов постепенно возрастало, и их значимость сравнялась с биологическими факторами. Третий этап антропогенеза (с 200 тыс. лет назад до наших дней), в течение которого происходила эволюция современного человека, характеризуется доминированием социальных факторов над биологическими факторами эволюции.
Сложность проблемы соотношения социального и биологического в формировании человека обусловлена также тем, что механизм естественного отбора, проявлявшийся наиболее эффективно на ранних этапах антропогенеза, формировал и усиливал именно те особенности биологической организации человека, которые наиболее благоприятствовали и способствовал дальнейшему прогрессу трудовой деятельности человека и развитию общества. Социализация гоминидов привела к ограничению влияния естественного отбора как фактора антропогенеза, так как общественная адаптация к условиям среды позволяет слабым и малоприспособленным индивидам выжить вместе, а, возможно, и за счёт более приспособленных.
Реконструкция ранних этапов социогенеза является задачей более сложной, чем воссоздание эволюции морфологических типов человека и его предков. Это объясняется тем, что отсутствуют прямые данные о социальных отношениях и действовавших социальных регуляторах, учёные вынуждены использовать только косвенную информацию. Возможные варианты взаимоотношений в сообществах гоминид предполагаются по аналогии со структурой сообществ животных или примитивных народов, проживающих сейчас в аналогичных климатогеографических районах.
Необходимо отметить, что образование сообщества как системы организации и биологической адаптации живых существ широко распространено в животном мире (кишечнополостные, грызуны, хищники и другие). Такое сообщество представляет собой упорядоченную биологическую систему, в которой действия каждой особи, направленные на удовлетворение собственных потребностей, в то же время являются полезными, а чаще совершенно необходимыми для всего объединения.
Самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе исторического становления человечества, поскольку благодаря появившемуся новому качеству - целенаправленной, разумной деятельности - постепенно создавалась принципиально новая обстановка - социальная среда. У человека развилась совершенно особая, свойственная только ему психика, благодаря которой он способен осознавать свои действия, своё социальное положение, условия и мотивы общественного поведения. Общественное существование человека позволило сохранять и передавать из поколения в поколение новые знания, полученные отдельными индивмдуами опытным путём. В результате в сообществах, проживавших на различных территориях, закрепились адаптационные формы поведения, позволившие его членам выжить в данных условиях.
Переход от "первобытного стада" к родовому строю произошёл, вероятно, 40-38 тысяч лет назад (эпоха верхнего палеолита), когда преимущества качественно нового способа адаптации проявились бурным ростом численности популяции Человека разумного и быстрым расширением ареала его обитания. Появились новые самобытные археологические культуры, развившиеся на различных территориях ойкумены (части Земли, населённой человеком), заселённых различными племенами.
Из прогрессивных черт верхнепалеолитической необходимо упомянуть об огромном разнообразии орудий, в том числе более сложных форм, как, например, орудий со вкладышами и составных. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных. Человек стал строить очень разнообразные жилища, удивляющие своей сложностью. Появились различные виды первобытного искусства: орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты и другие.
С самого начала социализации человека и появления родового уклада жизни большое значение приобрёл межгрупповой отбор, при этом преимущества для выживания получали те коллективы, в которых лучше разрешались противоречия между необходимостью согласованных действий всех членов и нестабильностью межличностных отношений.
Считается, что родовые отношения способствовали сапиенизации за счёт экзагамии - запрета половых отношений между членами одного сообщества. Тем самым, возможно ещё неосознанно, предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков и повышалась стойкость потомства.
Таким образом, мы видим, что на определённом этапе эволюции социализация обеспечила, в определённых пределах, выполнение условий, необходимых для поддержания постоянства вида и увеличения его численности. В этом плане интересны цифры, характеризующие рост численности гоминид на Земле. За 8 млн. лет до нашей эры популяция первых гоминид или их непосредственных предков предположительно насчитывала около 5 млн. особей. В 1600 г. население Земли составляло приблизительно 500 млн человек, в 1850 г. - 1 млрд., в 1930 г. - 2 млрд., в 1960 г. - 3 млрд., в 1990 г. - 6 млрд. Этот прирост населения неравномерен в разных странах, что лишний раз доказывает огромное значение социальных факторов в развитии человеческой популяции. Прирост зависит от уровня развития культуры и экономики страны, уровня здравоохранения, национальных и религиозных традиций.
Необходимо помнить, что биологическая эволюция представляет собой биологическую форму движения материи, эволюция общества - социальную. Естественно, социальная форма движения материи возникла лишь с появлением человека, то есть относительно недавно. Поэтому установить закономерности и направление её развития, а также прогнозировать результаты дальнейшей эволюции человека представляется делом очень трудным.

Социальность человека делает изучение многих вопросов антропогенеза проблемой не только биологической, но и философской. Решение этой проблемы тесно связано с глобальными проблемами существования жизни на нашей планете (проблема перенаселения, экологическая проблема, проблема межэтнических и межрелигиозных конфликтов и т.д.). Это объясняется тем, что появление на Земле человека с его целенаправленной трудовой деятельностью (иногда без учёта возможных отдалённых последствий) качественно изменило облик планеты и определило новое направление эволюции природы в целом. Кроме того, быстрый рост человеческой популяции и результаты производственной деятельности человека породили множество глобальных проблем, решение которых требует пересмотра обществом отношения к природе и переосмыления места и роли человека в биосфере Земли. Иными словами, пути решения этих проблем лежат в социальной сфере.

Биологическое развитие современного человека.
Прогноз дальнейшего развития Человека разумного как биологического вида является одной из труднейших комплексных проблем современной антропологии. Развитие человека подразумевает реализацию заложенного в генах потенциала к физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию. Мы коснёмся только изменений физического типа человека, так как рассмотрение двух последних аспектов требует специальных знаний и подготовки.
Данные палеонтологии и эволюционной анатомии свидетельствуют о том, что вид Человек разумный существует без значительных изменений уже в течение 150-200 тысяч лет. В различные периоды, правда, наблюдались колебания средних значений некоторых показателей, таких как рост, форма головы, масса головного мозга, возраст наступления физического и полового созревания и других. Однако пока нет оснований говорить об изменениях видового комплекса Человека разумного, так как значительная часть изменений, происходящих в человеческой популяции, носит циклический характер и неодинаково представлены в различных социальных, национальных и территориальных группах.
Эти изменения рассматриваются в настоящее время не как звенья эволюционного процесса, а как фазы колебаний, охватывающие современную нам эпоху или периоды, предшествующие ей. Кстати, учёными обнаружен параллелизм "эпохальных изменений" в размерах и массивности скелета человека и животных, таких как лось, кабан, косуля, крупный рогатый скот, домашняя кошка и других.
В качестве универсального фактора, вызывающего эти колебания, предлагаются изменения геомагнитного поля Земли, уровня солнечной активности и различные социальные факторы (изменение характера питания, повышение уровня урбанизации, увеличение частоты стрессовых ситуаций, прогресс медицины и другие). Оценить вклад каждого фактора в развитие человека не представляется возможным в силу большого их количества, комплексности воздействий и недостаточной изученности.
В работах, посвящённых перспективам эволюции человека в качестве наиболее вероятных морфологических изменений, которые могут произойти с человеком, называются: редукция или исчезновение XII пары рёбер, укорочение мизинца стопы, исчезновение "зубов мудрости", укорочение относительной длины туловища и некоторые другие. Однако недавние тщательные исследования выраженности и распространённости указанных морфологических признаков в разных человеческих популяциях позволили утверждать, что описанные эволюционные тенденции остаются только тенденциями, по крайней мере, 40 тысяч лет, что свидетельствет в пользу стабильности этих признаков. Наличие и соотношение "прогрессивных" и "рудиментарных" морфологических признаков, вероятно объясняется индивидуальной изменчивостью и не играет значительной адаптивной роли. Именно потому не происходит их отбор и не возрастает частота встречаемости в популяции. Кроме того, у человека, по-видимому, существуют механизмы стабилизирующего отбора, сохраняющего существующую биологическую организацию. Этот отбор способствует сбалансированному полиморфизму и удалению (запрету на воспроизводство) неблагоприятных изменений.
Вопросы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям по антропологии

Тема 1: "Антропология как наука, её основные разделы.
Связь антропологии с другими науками"
1. Антропология, разделы и прикладные науки, входящие в неё.
2. Положение антропологии среди других наук, основные современные направления исследований в антропологии.
3. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения.
4. Роль социогенеза в формировании человека.
5. Биологическое развитие современного человека.


Тема 2: "Место человека в животном мире.
Проблемы изучения антропогенеза"
1. Теории происхождения жизни и человека на Земле. Основные полжения и история эволюционной теории.
2. Современная концепция неодарвинизма - основные положения.
3. Эколого-географическая и морфологическая характеристика приматов.
4. Положение человека в системе приматов, наиболее близкие виды, признаки сходства.
5. Методы изучения эволюции человека (применительно к этапам антропогенеза).
6. Гоминизация: определение, виды, входящие в это семейство гоминид. Современные гипотезы гоминизации. Проблема "грани" между человекообразными обезьянами и первыми гоминидами.
7. Факторы и критерии гоминизации.


Тема 3: "Филогенетическое развитие человека, время и место выделения человеческой линии эволюции, основные этапы"
1. Проблема таксономизации ископаемых приматов и выделения этапов эволюции гоминид и человека.
2. Ранние этапы эволюции приматов: эоценовые, олигоценовые и миоценовые приматы (амфипитек, дриопитеки).
3. Плиоценовые гоминиды (австралопитеки).
4. Плейстоценовые гоминиды (парантропы, представители рода Homo).
5. Представители вида Homo sapiens, проблема неандертальцев.


Тема 4. "Конституциональная антропология"
1. Конституции человека. История вопроса. Основные подходы к выделению конституции.
2. Современные представления о конституции.
3. Морфологические аспекты конституции.
4. Функциональные аспекты конституции. Понятие о биохимической индивидуальности.
5. Медицинские аспекты конституции.
6. Психофизиологические и психологические аспекты конституции.
7. Экологические аспекты конституции. Влияние экологии на конституцию человека.
8. Понятия "адаптация" и "адаптивный экологический тип". Элементы адаптивных типов.
9. Характеристика основных адаптивных типов.


Тема 5: "Возрастная антропология"
1. Индивидуальное развитие человека (онтогенез). Общая периодизация онтогенеза.
2. Закономерности протекания онтогенеза у человека.
3. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека.
4. Пубертатный период.
5. Феномен акселерации. Гипотезы акселерации
6. Биологический возраст.
7. Старение, его природа и механизмы.
8. Видовая продолжительность жизни человека.
9. Половой диморфизм человека: генетические, морфологические и физиологические аспекты.
10. Аномалии роста и развития у человека.


Тема 6: "Расоведение"
1. Общее понятие о расе. Основные проблемы расоведения.
2. Этапы расообразования (по В.В.Бунаку).
3. Морфологические признаки, определяющие антропологический тип (расу).
4. Основные признаки больших рас: австрало-негроидной, европеоидной, монголоидной.




Темы контрольных работ по антропологии
(для студентов, обучающихся заочно)
1. Антропология, история развития, современное состояние.
2. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, использование в педагогической, психологической и медицинской практике
3. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения.
4. Методы изучения эволюции человека, их значение.
5. Филогенетическое развитие человека.
6. Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы.
7. Основные факторы гоминизации. Критерии гоминизации: их философский, археологический, морфологический (палеонтологический), таксономический аспекты.
8. Проблема "грани" между первыми гоминидами и их обезьяньими предками.
9. Состав семейства гоминид. Характеристика видов, входящих в это семейство, сходства и различия.
10. Homo habilis и древнейшая культура человека (олдувайская).
11. Основные варианты архантропов, их морфологическая и археологическая характеристики.
12. Палеантропы и неандертальцы, проблема неандертальской фазы в эволюции человека.
13. Происхождение Homo sapiens: время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиенизации. Древнейшие представители сапиенса (неоантропы).
14. Социогенез, появление и развитие культуры: их роль в эволюции гоминид. Биологическое развитие современного человека.
15. Миоценовые гоминиды, основные представители, их характеристика.
16. Плиоценовые гоминиды, основные представители, их характеристика.
17. Плейстоценовые гоминиды, основные представители, их характеристика.
18. Индивидуальное развитие человека, его общая периодизация. Основные этапы постнатального онтогенеза, их морфо-функциональная характеристика. Факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, средовые.
19. Аномалии роста и развития человека: наиболее часто встречающиеся варианты, сопровождающие их психические отклонения.
20. Понятие о биологическом возрасте; морфологические, функциональные и психологические критерии биологического возраста. Видовая продолжительность жизни человека.
21. Половой диморфизм человека: генетические, морфологические, физиологические и психологические аспекты.
22. Взаимоотношения морфологического и функционального компонентов конституции. Психологические аспекты конституции (по Э.Кречмеру и У.Шелдону), роль нейроэндокринного статуса в формировании поведенческих реакций.
23. Медицинские и экологические аспекты конституции. Понятие об "адаптивных" типах. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз и конституцию.
24. Понятие о популяции и расе. Популяционный полиморфизм и механизмы его появления и поддержания. Биологические и социальные термины описания человеческих общностей "раса", "нация".
25. Происхождение полиморфизма и политипии у современного человека. Теории моно- и полицентризма антропогенеза. Генетико-популяционные, демографические и экологические механизмы в развитии человека современного вида.
26. Морфологическое описание "больших" рас и антропологических типов, их географическая локализация. Адаптация и антропологические особенности.
27. Изолирующие механизмы, действующие на современном этапе эволюции человека и политипия. Миграции, смешение и генный поток как формообразующие факторы у современного человека. Научная несостоятельность расизма.


ЛИТЕРАТУРА


1. Алексеева Т. Н. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 6-50, 162-195.
2. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. (ред. - сост.) Хрестоматия по антропологии М.: Российское психологическое общество, 1997. - 308 с;
3. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М.: Изд-во РОУ, 1996. - 216с.
4. Дерябин В.Е., Пурунджан А.Л. Географические особенности строения тела у населения СССР. М.: МГУ. - 1990. - 192с.
5. Заря человечества / Пер. с англ. В.Федяниной. - М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 1998. - 176 с.: ил. - (Энциклопедия "Всеобщая иллюстрированная история").
6. Иди М. Недостающее звено. Пер. с англ. И.Гуровой. Ред. и предисл. Ю.Г.Рычкова. М., "Мир", 1977. - 160 с.
7. Каарма X. Т. Многомерное статистическое исследование системы антропометрических признаков у женщин. Таллин: Валгус, 1981. - 168 с.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 992 с
9. Куришкова Ю.С. (ред.) Изменчивость морфологических и физиологических признаков у мужчин и женщин. М.: ФиС, 1982. - 200 с.
10. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель: Пер. с англ. - Л.: Недра, 1991. - 256 с.
11. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988. - 193с.
12. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.:ФиС, 1982. - 200с.
13. Миклашевская Н.Н. и др. Ростовые процессы у детей и подростков. М.:МГУ, 1988. - 182с.
14. Морфология человека // Под ред. Б. А. Никитюка и В.П. Чтецова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.15-37, 50-110.
15. Никитюк Б.А. Конституция человека. М.:ВИНИТИ, 1991.
16. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М.: МГУ, 1987. - 278 с.
17. Ремшлшдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. - 320 с.
18. Рогинский Я. Я. Левин М. Г. Основы антропологии. М.: Высш. шк., 1979. - 488с.
19. Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А. Антропология. Хрестоматия. (Серия "Библиотека студента") - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 1998. - 416 с;
20. Руководство по геронтологии // Под ред. Д. Ф. Чеботарева, Н. В. Маньковского, В. В. Фролькиса. М.: Медицина, 1978. - С.23-51, 187-195, 363-372.
21. Стщын В.А. Биохимический полиморфизм человека. М.:МГУ, 1985. - 216 с.
22. Теияр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.
23. Фоули К. Еще один неповторимый вид // Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир,1990. - С. 15-31.
24. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988. - 239 с.
25. Харрисон Дж. УаинелДж. ТэннерДж. и др. Биология человека. М.: Мир, 1979. - 438 с.
26. Хрисанфова Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С.5-15,34-94,104-121.
27. Хрисанфова Е. Н.,Перевозчиков И. В. Антропология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 319с.


??

??

??

??







5





ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign