LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

КАФЕДРА ТЕОРИИ и МЕТОДИКИ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОИПКиПРО

Составители: Татьянкин Б.А., Пескова И.А.
ЭЛЕКТИВ 9

СБОРНИК ПРОГРАММ ОРИЕНТАЦИОННЫХ
(МЕЖПРЕДМЕТНЫХ) КУРСОВ
ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В 9 КЛАССЕ


• Физика
• Свет и цвет.
• Зрение
• Био-мед-эко
• Кристаллы, металлы
• Вода
• Жилище
• Хобби




ВОРОНЕЖ 2005

О Г Л А В Л Е Н И Е
ЧАСТЬ I. Пояснительная записка 2
ФИЗИКА 8
"Астрономический калейдоскоп" 8
"В мире тепла". 10
"Лети, лети, бумажный змей" 11
"Абсолютно черное тело" 13
"Сквозь пространство и время" 15
"Трение вокруг нас" 16
"Царица пограничных наук" 18
СВЕТ И ЦВЕТ. ЗРЕНИЕ 19
"Зри в корень" 19
"Свет мой, зеркальце, скажи ..." 20
БИО-МЕД-ЭКО 22
"Живые генераторы". 22
"Жизнь с биомеханикой" 23
"Ключи от форта - "Биофизика"" 29
"Познай себя" 30
"Проблемы длительных космических полетов". 32
"Физика в нашей жизни" 33
"Физика и космос" 35
"Электричество и человек" 39
КРИСТАЛЛЫ, МЕТАЛЛЫ 43
"Из жизни кристаллов" 43
"Из жизни металлов" 45
"Можно ли сделать золото" 46
"Тайны кристаллов". 49
ВОДА 51
"Вода, вода. Кругом вода" 51
"Тайны земных глубин" 52
ЖИЛИЩЕ 54
"Дом, в котором я живу" 54
"Твой дом" 55
"Удивительное рядом". 57
"Хлеб в нашем доме" 58
"Хорошо иметь домик в деревне" 61
ХОББИ 62
"Волшебный мир фотографии" 62
"Грозной силой на земле и в море Встретим мы непрошенных гостей" 63
"Пчеловодство". 65

ЧАСТЬ I. Пояснительная записка
Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.
Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования.
Основные требования к курсам по выбору
1. Избыточность - мера наличия в учебном курсе такой информации, овладение которой прямо не служит достижению поставленных целей обучения, без которых работа в принципе возможна, но которые повышают надежность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации.
2. Вариативность - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Вариативность - способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.
3. Краткосрочность - форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения (от 4 недель - 8 часовая программа до нескольких месяцев - 16 - 30 часовая программа), интенсивности занятий и их результативности, гибкости обучения в зависимости от интересов слушателей и опорой на имеющиеся знания, умения и навыки.
4. Оригинальность содержания - всегда определяется личным вкладом автора программы и должна быть видна в реализуемом им курсе, чтобы сразу было видно, что только этот учитель мог бы написать подобный учебный курс. Именно потому элективные курсы по предпрофильной подготовке носят авторский характер. Но такой отпечаток автора должен не просто присутствовать в предлагаемом им курсе, но и расширять его значение, придавать новое звучание казалось бы банальным вещам. Оригинальность не обязательно обозначает новизну, это то средство, с помощью которого жизненный опыт автора выражен в наиболее отчетливом и значимом виде.
5. Не стандартизированность - отступление от эталона устанавливающего комплекс норм, правил, требований к учебному процессу. Выражается в использовании учителем собственной методики обучения, самостоятельным отбором учебного материала, индивидуально построенным планом обучения.
В пособии приведены программы разработанные учителями во время курсов повышения квалификации в течение 2003 - 2004 учебного года. Можно спорить о соответствии программ экспертным требованиям, но несомненным преимуществом является их авторский характер. Все программы прошли экспертизу и преодолели порог допуска (не менее 70 баллов из 96 возможных).
Пособие предназначено для демонстрации творческих возможностей учителей при разработке программ ориентационных (межпредметных) курсов разбито по тематике, приведенной на титульном листе.
С целью экономии места, в пособии приводятся только "ядра" программ. Образец пояснительной записки к программам приведен ниже:
Тема курса (программы)
Количество часов на изучение курса
Модульность программы
Автор курса: учитель физики СОШ №X _______ района
Воронежской области
Иванова Ивана Ивановича
Курс строится на материале тем "Тепловые явления", "...". Содержание курса дополняет изучаемый материал, знакомит школьников с начальными сведениями о ... . Акцент сделан на практическое использование изученных теоретических вопросов путем моделирования регистрационных устройств и земной коры. В процессе изучения курса учащиеся расширяют знания об истории происхождения Земли.
Цель курса:
Социально-психологическая: оказать учащимися помощь ...
* в принятии решения о выборе профиля обучения,
* в направлении дальнейшего образования,
* создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Академическая: расширить представления учащихся об ...
* окружающем мире,
* удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов,
* способствовать развитию творческих способностей,
Задачи курса
* способствовать формированию умений групповой работы;
* способствовать развитию интереса к изучению физики;
* способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;
* способствовать развитию технического мышления учащихся.
* способствовать формированию теоретических и практических умений1.
Резюме
В процессе обучения Вы научитесь:
* наблюдать и изучать физические явления;
* описывать результаты наблюдений;
* проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.
Требования к ориентационным программам
1. По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения2. Программа позволяет учащимся осознанно ответить на вопрос: "ХОЧУ" ли я это знать, интересно ли мне это, имею я склонность к этому профилю (естественные дисциплины)? Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор следующего за ориентационным курсом, пробного курса, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Очевидно, что для ответа учащегося на эти вопросы, в программе должно предусмотреть некие контрольные процедуры, позволяющие осмысленно ответить на них. Под контрольными процедурами необходимо понимать наличие следов учебной деятельности в области самостоятельного поиска информации (реферат), выполнение действий не заданных учителем, попытка ответить на вопрос сформулированный самостоятельно, как вопрос самому себе.
2. По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Тематика программы должна предъявлять интересный (выходящий за рамки школьной программы не только по физике, но и по другим предметам) материал познавательного характера, существенно расширяющий его кругозор, эрудицию, демонстрирующий возможность собственного вклада в исследования по данному профилю (незаконченность науки, ее перспективы).
3. По мотивирующему потенциалу программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Программа должна содержать некоторую информацию о профессиях, в которых востребован предлагаемый к изучению учебный материал. Это качество программы может быть объективно оценено только педагогом, имеющим достаточный опыт. Целесообразно предусмотреть в программе курса такие мероприятия как конкурсы и викторины, позволяющие в игровой ситуации выявить мотивы выбора предполагаемой профессии, профиля обучения. Полезным было бы написание учащимся некоторого эссе, в котором бы содержалось описание причин, побудивших ученика к поисковым и исследовательским действиям.
4. По полноте содержания. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки, включая указания на методики организации занятий (педагогические технологии) способствующие социологизации личности ученика. Целесообразно указать обязательный к предъявлению учебный материал каким-либо образом (подчеркиванием). Тематика занятий должна допускать как сокращение учебного материала, так и его расширение, углубление. С этой целью рекомендуется помечать в программе дополнительный учебный материал курсивом (звездочкой или каким либо иным способом). Программа должна допускать замену тем отдельных занятий. С этой целью рекомендуется подготовить "запасную" тему.
5. По научности содержания. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. В учебном материале программы допускается рассмотрение спорных вопросов, вопросов не нашедших разрешения в данный момент времени. Единственное жесткое требование в этом вопросе должно быть соблюдено: весь рассматриваемый материал должен носить научный характер.
6. По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы. Объем модуля может колебаться в широких пределах (от 2 до 8 часов) и должен формироваться по какому-то одному признаку в данной программе (профессия, профиль, область применения, раздел науки).
7. По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников. Напомним, что целью предпрофильной подготовки является "оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства, с учетом ситуации на рынке труда". Предлагаемый к изучению курс должен быть свободен от частностей, излишней детализованности, специфичности отдельных (трудных для восприятия в данном возрасте) вопросов. Курс должен давать правильное, не искаженное представление о содержании не только профиля, но и видов деятельности характерных для данного профиля (лабораторные работы, проекты).
8. По практической направленности курса. Программа позволяет проиллюстрировать область применения предъявляемых знаний на примере деятельности представителей отдельных профессий, осуществлять эвристические пробы и предлагать серию лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ с опорой на изучаемый материал.
9. По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Программа должна носить последовательный, логически связный, целостный характер. Содержание программы должно предусматривать возврат к отдельным позициям предыдущих занятий, что будет способствовать лучшему пониманию изучаемого материала. Вводимые понятия, рассматриваемые факты, определения и законы не должны встречаться в программе однократно. Формулы, графики, диаграммы должны устанавливать связь между значимыми в данном профиле (дисциплине) величинами, параметрами.
10. По соответствию способа развертывания учебного материала в программе поставленным задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний. Существенное влияние на процесс развертывания содержания учебного материала оказывает способ предъявления учебного материала. От простого к сложному; от "элементов к структуре", через установление связей; от чувственных, зрительных образов к вербальному, и далее, к абстрактному мышлению, через анализ и синтез знаний.
11. По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических заданий, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. Рекомендуемые программой активные методы обучения должны содержаться в пояснительной записке к ней и в "теле" программы (групповые или индивидуально выполняемые проекты, лабораторные работы, диспуты, викторины и т.д.)
12. По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:
* Операционностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний. Знания не должны носить "примитивный", иллюстративный характер, должны обладать достаточной вложенностью, логичностью, связностью. Должны использовать символьный способ представления (обозначения, формулы, структурные и логические схемы, графики, диаграммы);
* Вложенность определений, законов, наличие вывода формул, наличие причинно-следственных связей - иерархичность.
* Конкретностью определения результатов подготовки по каждой теме или по программе в целом. В программе должно предусмотреть процедуру контроля ЗУНов, для чего необходимо определить: что должен знать учащийся, что должен он уметь (вычислять, находить, определять, анализировать, проектировать и т.д.). Каждый раздел (или вся программа) должен заканчиваться контрольной процедурой.
13. По чувствительности к возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения. В идеальном варианте - программа должна быть такой, чтобы отсутствие ученика на одном или нескольких занятиях не приводило в недостижению учеником цели программы. Именно поэтому она (программа) должна носить модульный характер, причем потеря модуля не должна быть фатальной для всей программы.
14. По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения. Предвидеть реалистичность программы - затруднительно. Однако опыт педагога, его квалификация, уровень владения учебным материалом позволяют с достаточной степенью точности прогнозировать реалистичность программы. На изучение конкретного курса отводится определенное время (ориентировочно - 18 часов). Необходимо ответить на вопрос: "Возможно ли достижение поставленной цели в отведенный промежуток времени? Соответствуют ли предлагаемые методы обучения содержанию программы? Соответствует ли содержание программы заявленным целям - валидна ли она?".
15. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее "коротким путем" в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.


ФИЗИКА
"Астрономический калейдоскоп"
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИКА ? АСТРОНОМИЯ ?ИСТОРИЯ
Автор курса: учитель физики гимназии №3 г. Воронежа
Пастухова Елена Александровна

Модуль история
Тема №1: Астрономия Древней Греции.
Астрономия древних греков. На пути к истине через познание. Труды Александрийских астрономов. Аристарх: совершенный метод (истинные его труды и успехи; великая теория и неудача, как следствие). "Phenomena" Евклида и основные элементы небесной сферы. Самая яркая "звезда" Александрийского неба. Календарь и звезды Древней Греции. Роль астрономов Древней Греции. Астрономия средних веков и 17-19 века.
Проект: "Известные женщины астрономы древности".

Модуль: Астрономия
Тема №2: Космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы.
Небумерные гипотезы. Гипотеза захвата. Противоречия о происхождении Вселенной. Происхождение колец Планет- Гигантов. Происхождение астероидов, спутников, комет.
Проект: "Наука и религия о возникновении мира".
Тема №3: Поиск внеземных цивилизаций.
Одиноки ли мы во Вселенной? Проект ОЗМА и послания из Аресибо. Радиосигналы. Прослушивание звезд тау Кита и эпсилон Эридана. Конец проекта ОЗМА. Радиотелескоп в Аресибо. Комический зонд "Пионер". Гипотеза Брейсуэлла.
Проект: "Как долго может существовать цивилизация?"
Тема №4: Астрономия наших дней.
Спектральный анализ небесных тел. Небо в рентгеновских лучах. Радиоастрономия: зарождение, развитие, перспективы радиоастрономических наблюдений. Оптические наблюдения. Другие методы наблюдений.
Астрономическая гостиная " Звездного неба" (Поход).
Тема №5: От Галилея до Хаббла.
Правила пользования телескопом. Простейший телескоп Галилея. Космический телескоп "Хаббл". Рождение и смерть звезд. Активные галактики и квазары. Физика звезд и туманностей: атмосфера тесно- двойных звезд и установление их параметров. Внутреннее строение белых и красных карликов. Исследование звезд на ранней стадии эволюции. Холодные и горячие звезды.
Лабораторная работа: " Исследование солнечной короны".
Тема №6: Новейшие достижения в освоении космоса.
ИСЗ. Космические системы "Электрон". Спутники связи "Молния". Пилотируемые космические корабли "Восток", "Восход", "Союз". Экспериментальные корабли- спутники. Автоматические межпланетные станции. Станции серии "Луна", "Венера", "Марс". Картины будущего. Основные направления развития космонавтики.
Проект: "Основные области применения космических аппаратов".

Модуль: Мифология
Тема №7: Созвездия.
Зодиакальные созвездия: Близнецы, Дева, Козерог и другие. Мифы и легенды о происхождении зодиакальных созвездий. Мифические персонажи, в честь, которых названы спутники планет. Меркурий- Гермес- бог торговли, Нептун- Посейдон- бог морского царства, Марс- Арес - бог войны и другие.
Экскурсия в астрономическую лабораторию ВГПУ профессора Зеленева В.М.

Модуль: Теоретическая физика.
Тема №8: Гипотетические объекты - черные дыры.
Гравитационные волны и их обнаружение. Свойства гравитационных волн. Гравитационный радиус. Гипотеза о временной дыре. Небесная механика черных дыр. Гравитационный вихрь вокруг черной дыры. За краем гравитационной бездны. Черные дыры и кванты. Открытие Хоукинга. Энергия из гравитационной бездны (бездонные черные дыры).
Тема №9: резервное время.


"В мире тепла".
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИКА ? ЭКОЛОГИЯ
Автор курса: учитель физики Травкинской ООШ
Богучарского района
Рудаков Вадим Викторович

Тема №1. Температура и термометр
"Мороз лютый". Термометры Галилея и Отто Герике. Вблизи абсолютного нуля: шкала Цельсия, Кельвина, Фаренгейта, Реомюра. Виды термометров.
Практическая работа: "Изготовление термоскопа Галилея".
Тема №2. Количество теплоты
Задача Рихмана. В зимний день на реке Ларинган (опыты Деви и Блека). Теория теплорода. Калория, джоуль, киловаттчас. Нагревание льда льдом. Охлаждение льдом.
Практические задания: Нагревание свинца ударами. Нагревание резины при растяжении. Нагревание металлической трубки трением. .
Тема №3. Получение энергии
Черные камни Марко Поло. Различные виды топлива. Химический состав топлива. Горение топлива. Тепло земли.
Примерная тема проекта. Природные запасы угля и газа.
Тема №4. Атомная энергия
"На подступах к энергии атома". Атом для электроэнергии, для транспорта, для научных исследованний. Атомные станции страны: Воронежская АЭС, Белоярская АЭС. Неуправляемый атом: Хиросима - Нагасаки. Слабое звено АЭС: Чернобыльская АЭС.
Задание. Проанализировать работу и устройство АЭС по схеме.
Что рассматривать
Факты
Особенности
Безопасность
Устройство
Топливо
Отходы
Срок
Стоимость
Обслуживание



Тема №5. Тепло и холод у нас дома
Холодильник греет. Системы холодильников: компрессионные, адсорбционные, система "но фрост". Электрический камин. Электрическая плитка с терморегулятором.
Эксперимент. Как устроен электрический фен.

Тема №6. Энергия сохраняется
Изменение внутренней энергии тела. Цикл Карно. Перпетуум мобилле. Трагедия Юлиуса Роберта Майера.
Примерная тема проекта. Вечный двигатель.
Тема №7. Человек против природы - природа против человека
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Экологические проблемы: Схема образования кислотных осадков. Круговорот углекислого газа в природе. Выбросы в атмосферу техногенными источниками. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.
Примерная тема проекта. Очистка внешних водоемов от бытового загрязнения.
Тема № 8. Каждая погода благодать
Образование облаков. Когда выпадает роса? Угроза заморозков. Способы зашиты от заморозков. Я тучи разгоню руками! Влажность: жизнь растений, животных и человека в различных климатических зонах.
Лабораторная работа: "Определение возможности возникновения заморозка".


"Лети, лети, бумажный змей"
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИКА ? ХИМИЯ ? БИОЛОГИЯ ?
ИСТОРИЯ
Автор: учитель физики СОШ № 2 г. Острогожска
Михайловская Софья Леонидовна
Модуль "История"
Тема №1 "От воздушного змея до лайнера"
Бумажный змей для забавы и для исследований. Б.Франклин доказал природу электрической молнии с помощью бумажного змея. Бумажный змей на "службе" А.С. Попова. История создания летательных аппаратов. Виды летательных аппаратов, использование этих аппаратов в жизни человека. Исследование краеведческого характера. Посещение музея И.М. Крамского, экспозиции выдающегося пилота- воздухоплавателя, командира стратостата "Осовиахим -1" Н.Ф. Федосеенко и летчика-космонавта А.В. Филипченко
Проекты: Исследовать физические основы полета летательных аппаратов.

Тема №2 "Путешествие по воздушному океану"
Газовый состав стратосферы. Атмосферный озон. Озоновые дыры. Изучение химических элементов и веществ играющих активную роль в процессах образования и разрушения озона. Исследование круговорота углерода, кислорода и азота в атмосфере. Исследование изменения химического состава атмосферы на разных высотах. Динамические и тепловые процессы в атмосфере Земли. Чистота и электрическая проводимость воздуха. Антропогенные облака. Влияние озоновых дыр на неустойчивость климата. "Ошибка века"- экология и воздушный транспорт. "Воздушный бассейн в опасности". Лаверье основоположник современной службы погоды. Прогноз погоды. Будут ли точными прогнозы погоды? Изучение синоптической карты. Изучение глобальной циркуляции атмосферы. Местные ветры, изучение климатических данных, определение направление ветра. Свободные вихри и тепловые струи
Практическая работа. Определение скорости и силы ветра. Работа с таблицами.
Задание1. Определить скорость и силу ветра, пользуясь 12 бальной шкалой.
Задание 2. Определить скорость ветра при помощи анемометра.
Задание 3. Составить график зависимости температуры воздуха от высоты и плотности воздуха от высоты.
Задание 4. Составить диаграмму распределения газов в атмосфере.

Модуль "Биология - физика"
Тема №3 "С высоты птичьего полёта и до морских глубин"
Полёт в мире живой природы. Н.Е. Жуковский основоположник аэродинамики. Перо птицы- конструкторское чудо природы. Развитие скелета птиц в процессе эволюции. Виды полётов: планирующий и машущий. Зачем кондору нужен тепловой поток? Какой ветер для птицы попутный? Исследование оперения и свойств крыла: 1 насекомых, 2 птиц. Фокус парящей карточкой. Как возникает поток воздуха в трубе?
Реактивное движение в живой природе: кальмар, осьминоги, каракатицы, малютки, личинки стрекоз.
Практическая работа. Выяснить связь между количеством лопастей и числом оборотов ветроколеса.
Практическая работа. Рассмотреть строение крыла насекомых, птиц (изучение махового пера, контурного)
Проекты: Гидродинамика живых систем:
1. реактивный движитель кальмара.
2. Секреты дельфина "антитурбулентность".
Оперение птиц и нефтяная плёнка.

Тема№4 "Как оторваться от Земли"
Механизм полёта. Закон Архимеда для газов. Подъемная сила крыла. Моделирование крыла. Бумеранг. Циркуляция скорости. Обтекание тела потоком. Эффект Магнуса, парадокс Даламбера, лобовое сопротивление. Угол атаки. Авторотация.
Практическая работа. Исследовать влияние изменения угла атаки крыльев на скорость вращения ветроколеса.
Практическая работа. Исследовать зависимость подъемной силы крыла самолёта и силы лобового сопротивления от угла атаки и скорости воздуха.
Тема №5 "Виды летательных аппаратов"
Зачем реактивному самолёту струя? Будущее воздушного транспорта. Моделирование ракеты.
Практическая работа. Исследование проявления закона сохранения момента количества движения при полёте игрушечного вертолёта.
Тема №6. "Быстрее пули из ружья"
Практическая работа. Определения скорости летящего над землёй самолёта. "Воздушная скорость". Шкала манометра в единицах скорости. Вычислить скорость самолёта.
Тема №7. "Бумажный самолётик"
Летающая модель из бумаги. Изучение словаря авиационных терминов. Ознакомление с принципами полёта создание конструкторских групп "Тайфун", "Беркут", "Филин".
Практическая работа. Разработка проектов бумажных самолетов.
Тема №8 "Моделирование самолетов"
Создание моделей по предложенным разработкам. Испытание. Доработка конструкции после обсуждения. Подготовка к "авиасалону".
Тема №9 Открытие "авиасалона"
Презентация проектов и моделей самолётов.

"Абсолютно черное тело"
18 ЧАСОВ (2*9).
Автор курса: Агафонова Антонина Викторовна,
учитель физики Богучарской СОШ №1

Тема №1: Температура в жизни человека.
Температура здоровых людей. Высокая температура проявлений болезни. Медицинский термометр. Физическая величина, характеризующая температуру. Международная единица измерения температуры.
Тема №2: От Галилея до Цельсия.
История развития термометрии. Термоскоп Галилея. Влияние атмосферного давления на показания температуры среды. Понятие "нагретость тел". Спиртной термометр. Температурные шкалы Фаренгейта, Реомюра, Цельсия. Изменение упругости воздуха при изменении температуры. Демонстрация "Температурные шкалы".
Примерные темы проекта "Проблемы температурных шкал Фаренгейта и Реомюра".
Тема №3: "Теплота и холод".
Ощущение тепла при внутреннем употреблении ароматических трав. Исследования Фрэнсиса Бэкона. Теория теплорода. Максимальная степень холода. Первая формула тепла Уотерстона. Обмен веществ в организме человека и его связь с температурой тела. О пользе прохлады и испарения.
Лабораторная работа "Физические нагрузки и температура человека".
Тема №4. Температура Вселенной.
Черное излучение космического пространства. Радиоастрономия. Физика наука температур в радиоастрономии. Температура Солнца. Радиотемпература планет. Плотность потока излучения. Тепловые шумы.
Примерная тема проекта "Тепловое радиоизлучение".
Тема № 5. "Черное тело в физике".
Температура излучений различного цвета. Тепловое излучение. Электромагнитные волны. Состав и интенсивность излучения. Технологические процессы по выплавке металлов и измерение температуры по их черному излучению. Черное излучение космического пространства.
Примерная тема проекта "Плавление металлов".
Тема №6. Температура в жизни животных.
Инфракрасные детекторы. Термолокация змей. Терморецепторы кожи животных. Температурная шкала с ценой деления в одну тысячную долю градуса.
Примерная тема проекта "Тепловой глаз змеи".
Тема №7. Всё о температуре тела человека.
Идеальная температура тела. Как измерять температуру. Средневзвешенная температура тела в спортивной медицине. Факторы влияющие на температуру тела. Критический градус. Тепловой удар. Значение гипоталамуса для теплового баланса организма.
Примерная тема проекта "Измерение температуры различных участков тела человека".
Тема №8. Растительный мир и температура.
Рост растения, условия освещенности и температуры. Недостаток, избыток тепла, влияние их на растения.. Роль температуры при хранении овощей.
Примерная тема проекта "Роль температуры в росте растений".


"Сквозь пространство и время"
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИКА? МАТЕМАТИКА ? БИОЛОГИЯ ?
ХИМИЯ ? ГЕОГРАФИЯ ? АСТРОНОМИЯ
Автор курса: учитель физики Песковской СОШ
Поворинского района
Белоусова Ирина Владимировна

Модуль 1. Время и его измерение
Тема №1. Основные представления естествознания.
Средства измерения времени. Связь измерения промежутков времени с ощущениями наблюдателя. Измерение пространства. Строение материи.
Проект "Изменения во времени".
Тема №2. Время и его протяженность.
Малые промежутки времени. Метод многократных вспышек. Изучение медленных движений. Лабораторная работа "Наблюдение за изменением событий".
Тема №3. Повторяющиеся движения. Стробоскоп.
Использование стробоскопа для определения последовательных положений физических систем. Стробоскоп с одной щелью. Стробоскоп с несколькими щелями.
Проект "Градуировка приборов".
Тема №4. Сравнение времени. Единицы времени
.Представление об эталоне. Выбор единицы измерения времени.
Проект "Гости из космоса".
Тема №5. Большие и малые числа. Порядки величин.
Решение задач на определение порядка величины.

Модуль 2. Пространство и его измерение
Тема №6. Измерение расстояний. Единицы расстояния.
Измерение длины у разных народов. Эталон длины в других системах измерения.
Проект "Самая удобная единица длины".
Тема №7. Измерение больших расстояний. Триангуляция.
Свойства треугольников - метод триангуляции. Дальномер. Базис. Измерение расстояния до звезд. Метод параллакса. Проект "Приближаем звезды".
Тема №8. Измерение малых расстояний.
Микрометр. Штангенциркуль. Курвиметр.
Тема №9. Измерение пространства.
Решение задач на определение координаты точки на линии, на плоскости, в пространстве.
Тема №10.Измерение площадей и объемов.
Лабораторная работа "Измерение объемов тел неправильной формы".
Тема №11. Об ограничениях при измерении.
Ограниченность приборов. Приближения. Косвенные методы измерения.
Тема №12. Достоверные цифры.
Предел точности измерений. Округление. Способ записи физических величин.

Модуль 3. Материя
Тема № 13. Материя. Весы.
Материя. Первые весы. Аналитические весы. Неравноплечие весы. Методы взвешивания.
Лабораторная работа "Изготовление весов".
Тема № 14. Гравитационная масса.
Понятие гравитационной массы.
Тема № 15. Косвенное измерение массы. Средняя плотность.
Вычисление массы тел. Средняя плотность.
Тема №16. Сохраняется ли масса?
Адитивность массы. Химические превращения.
Тема №17. Конференция. Защита проектов.
"Изменения во времени", "Градуировка приборов", "Гости из космоса", "Самая удобная единица длины", "Приближаем звезды".
Тема №18. Подведение итогов.

"Трение вокруг нас"
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИКА? БИОЛОГИЯ ? ХИМИЯ
Автор курса: учитель физики МОУ ООШ №5 г. Острогожска
Рощупкина Любовь Петровна
Тема №1. Трение и различные явления природы.
Первые исследования трения. Причины трения. Трение и тепло. Союз силы трения и химической реакции в спичках. Трение и движение.
Демонстрации :движение заводного автомобиля, привязанного на нитях, по картону; различные виды спичек.
Лабораторная работа: "Изготовление самодвижущейся машины из катушки от ниток"
Тема №2. "Спор, который длился 100 лет"
Работы Леонардо да Винчи по проблеме трения. Формула Эйлера для расчета усиления трения. Закон Амонтона ? Кулона.
Практическая работа: "Определить коэффициент сопротивления движения автомобиля, пользуясь только приборами на щитке."
Тема №3 . Трение при ходьбе.
Форма пятки человека и ходьба. Износ обуви и ступенек в наших домах.
Как не упасть с лестницы. Нервные клетки на ступнях и коррекция ходьбы.
Примерный вариант проекта: "Форма колодки обуви и красивая походка".
Тема№4. Польза трения.
Учет и использование особенностей трения в быту. Материалы для обуви с учетом трения. Автомобильные шины и наша обувь. Тормозные устройства в различных видах транспорта.
Примерный вариант проекта: " Моделирование обуви с удобной подошвой".
Тема №5. Развитие колесного транспорта.
Колесо ? эффективное средство борьбы с трением. Новая профессия колеса. Вулканизация. Получение резин из каучука. Особенности технологического процесса получения резины. Скользкая резина в космонавтике. Эластомеры и их применение в технике.
Лабораторная работа: "Определение прочности резины при растяжении".
Экскурсия в автомастерскую на тему: "Шиномонтаж и балансировка колеса".
Тема №6. Трение и жидкость.
Гидродинамический эффект. Жидкостное трение по Ньютону. Пята Митчелла. Вязкое трение. Проблемы трения в воде. Работы Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина по жидкостной смазке.
Демонстрации: "Утонувший наперсток", "Вихревые кольца".
Лабораторная работа: "Сравнение "внутреннего трения" при движении тела в воде, масле, глицерине...".
Тема №7. Три богатыря смазки.
Трение в технических устройствах. Угол трения. Учет угла трения в установке ленточных наклонных транспортеров. Подшипники. Смазка. Получение смазочных масел при перегонке нефти. Богатыри твердой смазки: графит, молибден, тефлон. Связь графитовых пленок с окислами металлов. Получение молибдена из его соединений восстановлением водородом. Химическая инертность тефлона. Высокотемпературная смазка ? силикатное стекло.
Примерный вариант проекта: "Модель ленточного транспортера".
Тема №8. Трение и живые организмы.
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Растение "перекати?поле". Различные приспособления у растений и животных. Тазобедренный сустав человека ? естественный узел трения. Дельфины и пловцы?спортсмены. Равномерное покачивание жидкостей по трубам (работа сердца).
Технология: Сообщения учащихся.
Примерный вариант проекта: "Роль трения в росте растений".
Тема №9. Резерв времени.


"Царица пограничных наук"
18 ЧАСОВ (2*9).
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Автор курса: учитель физики Бутурлиновской СОШ №4
Панченко Надежда Васильевна
Модуль "Свойства дисперсных систем".
Тема №1. Дисперсные системы.
Возникновение и развитие физической химии в России. Классификация дисперсных систем. Опыт Тиндаля по выявлению дисперсных систем.
Практическая работа: оформить газету о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Тема №2. Прочность твердых тел и влияние на нее окружающей среды.
Связь физического понятия "прочность" и химического "адсорбция". Адсорбционное понижение прочности твердых тел. Зависимость прочности твердого тела от физико-химического воздействия окружающей среды ("эффект Ребиндера").

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign