LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

интуиция) формы познания;
- человек должен научиться понимать смысл происходящего,
выработать личностные критерии существования, научиться человечности
(состраданию, терпимости, доброте и справедливости).
2) Философия научного знания:
- гуманизация знания, историзация науки;
- идея «альтернативной науки», стирающей грани между
естествознанием, обществознанием и человекознанием;
- экологическая ориентация научных теорий.
3) Философия глобальных проблем:
- становление единства народов Земли, формирование глобального
(планетарного) мышления;
- культура как средство сохранения человечества и будущего мира;
- глобальная экологическая гуманистическая этика, новое
гуманитарное мышление, а значит и новое педагогическое мышление!
Все перечисленные тенденции развития философии находят
естественное продолжение в педагогике. Повторимся: философия создает
образы и идеалы, а педагогика ищет пути их воплощения, реализации. Таким
образом, философия находит через педагогику практический выход решения
своих проблем.
Педагогика – практическая философия жизни, опирающаяся на
педагогику жизни – этнопедагогику.
2. Философическое воспитание
Результатом овладения психолого-педагогических знаний,
приобретением ИСПД и философии воспитания является философическое
воспитание.
Цель философического воспитания – вырабатывать у школьников
способность видеть за отдельным фактом явление жизни, за явлением жизни
обнаруживать закономерность, за закономерностями распознавать основы
человеческой жизни. В этом заключается целостность человеческого бытия.
Главное назначение философического воспитания состоит в том, чтобы
содействовать становлению субъекта жизни – личности, способной
самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том,
какую жизнь она предпочитает, а следовательно, нести полную
ответственность за свой выбор.
Методика философического воспитания состоит из пяти направлений:
1) помочь школьнику обнаружить ценность в предметах и вещах,
действиях, событиях, фактах, явлениях (растение – жизнь, молоток – орудие
труда);
2) представить социально-культурную ценность детям так, чтобы она
была воспринята ими в своем пленительном и глубоком значении
(поэтическими, музыкальными средствами);
3) продемонстрировать формы отношения к ценности (поведение:
умирающему Пушкину говорят: «Стонай, легче будет», а он: «нельзя, жена
услышит»);
4) организация с детьми деятельности, позволяющей им вступать в
реальные отношения с окружающим миром (посещение театра, прогулка по
лесу);
5) вступая в реальные отношения с миром, дети должны научиться
осмысливать свою связь с этим миром, место в нем и свое собственное, и
других.


Тема 14. Педагогическое образование как основа успеха организации
воспитательного процесса


Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.:
«Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского. – М.:
Педагогика, 1989.
3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной
монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. –
М.: Новая школа, 1996.
4. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010
гг.
5. Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание,
структура//Педагогика. - № 3. - 2001.
6. Решение коллегии Министерства образования РФ № 16/1 от 11.10.95.
7. Шадриков В.Д. О подготовке педагогических кадров//Преподаватель. -
Вып. 2-3. - 1999.
План изучения ПТА Вопросы и задания
темы
1. Сущность Профессиональная 1. Повторить ПТА.
педагогического деятельность, 1. Подготовить выступление «Я и
образования. профессиональная профессия (3-5 минут).
2. Психолого- подготовка, знания, 2. Раскрыть структуру
педагогическая умения, навыки, профессиональной компетентности
компетентность рефлексия, эмпатия, педагога посредством
учителя. толерантность, общепедагогических умений.
3. Личность педагогический такт. 3. Анализ ситуаций и решение задач по
учителя как проблеме педагогического такта.
субъект
профессиональной
деятельности.

1. Сущность педагогического образования
Образование – социальный институт, который отражает состояние
общества и переход от одного его уровня к другому. Образование
традиционно определяется как создание человека по образу и подобию,
включает обучение и воспитание. Обучение – передача системы знаний,
воспитание – создание условий саморазвития личности.
Образование – управляемое извне самообразование, т.е. построение
образа «Я» по образу культуры. Образование – система научных идей,
взглядов, теорий, которыми овладевает субъект в образовательной
деятельности. Образование – учебно-воспитательный процесс и процесс
становления личности в образовательной деятельности.
Педагогическое образование включает:
1) систему психолого-педагогических знаний;
2) становление индивидуальности будущего учителя.
Оба эти процесса взаимосвязаны, так как становление
индивидуальности возможно в условиях образовательной деятельности, а
успешность обучения и учения зависит от индивидуального вклада субъекта
образования.
Педагогическое образование определяется как гуманитарное
образование, обеспечивающее готовность выпускника к трансляции
культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной
позиции и профессиональных умений к моделированию и проектированию
вариативных способов деятельности.
Предметом педагогического образования является знание о человеке в
процессе его становления. Предметная, психолого-педагогическая и
методическая подготовка будущего педагога являются главными
составляющими педагогического образования.
Изучение студентами педагогических дисциплин способствует
профессиональному становлению будущего учителя. В процессе изучения
педагогических дисциплин решаются следующие задачи:
- глубокое и творческое овладение педагогической теории в ее

концептуальном и нормативном аспектах;
- формирование критического мышления, способного воспринимать и

творчески осмысливать педагогические инновации;
- развитие умений анализировать современные подходы к обучению и

воспитанию,
- изучение педагогических систем и технологий;

- формирование потребности в инновационной деятельности.

- формирование потребности в инновационной деятельности.

2. Психолого-педагогическая компетентность педагога
Психолого-педагогическая компетентность состоит из двух блоков: 1)
грамотность (знания); 2) умения (способность использовать знания в
образовательной практике).
Категориальная характеристика личности основывается на опыте и
определяется знаниями, умениями, навыками (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонова,
С.Л. Рубинштейна). Соответственно, будущий учитель должен владеть
активным (т.е. действенным) знанием возрастных и психологических
особенностей развития детей. К психолого-педагогическим компонентам
данной системы относятся:
- дифференциально-психологический компонент, представляющий
знания об особенностях усвоения учебного материала учащимся с учетом их
индивидуальных и возрастных характеристик;
- социально-психологический компонент, представляющий знания об

особенностях взаимоотношений педагога с учащимися, о закономерностях
общения;
- аутопсихологический компонент, представляющий знания о
достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей
личности и ее характерных качествах.
Только владение профессиональными умениями учителем
способствует его полноценному взаимодействию с учащимися в
образовательной среде. Формирование общепедагогических умений
будущего учителя (аналитико-диагностических, прогностических,
проектировочных, конструктивно-организаторских, контрольно-оценочных,
коммуникативных, рефлексивных) является важным этапом в становлении
индивидуального стиля учителя.
3. Учитель как субъект профессиональной деятельности
Основным активным субъектом, реализующим цели и задачи
образования, является личность педагога. Педагог обеспечивает высокую
организацию педагогического процесса, управляет учебно-воспитательной
деятельностью на профессиональном уровне.
Развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия,
любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.) преобразуются постепенно в
компетентность педагога, формируя его индивидуальность.
Согласно классификации М.И. Лукьяновой, выделяются следующие
качества профессионализма педагога: рефлексивность, гибкость,
эмпатичность, общительность, эмоциональная привлекательность.
Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе как к
субъекту профессиональной деятельности. Рефлексивность – это способность
учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку. Как личностное
качество рефлексивность тесно связана с уровнем творческой
самостоятельности в педагогическом процессе.
Как профессионально значимое качество «гибкость» предполагает
гибкость мышления и поведения. Это и умственная подвижность, и
способность комбинировать приемы в действии в соответствии с новыми
условиями.
Эмпатичность – способность педагога проникать в душевные
переживания своих учеников, сочувствовать и сопереживать им. Это умение
эмоционально откликнуться на проблемы учащихся, ставить себя на их
место, взглянуть на события с их позиций.
Общительность формируется на основе потребности и способности
педагога к общению, установлению взаимопонимания. Общительность,
являясь интегративным качеством педагога, состоит из умений слушать и
слышать окружающих, оказывать эмоциональную поддержку, проявлять
готовность к любым формам взаимодействия и т.д.
В основе эмоциональной привлекательности лежит соблюдение
учителем педагогического такта. Педагогический такт – это умение
устанавливать продуктивный стиль общения, ориентироваться в различных
ситуациях, быть внимательным и чутким во взаимоотношениях с учениками.
Выше перечисленные характеристики, образуя комплекс
профессионально значимых личностных качеств, придают неповторимость и
индивидуальность каждому педагогу.



П Р И Л О Ж Е Н И Е К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ


Тема 1. Педагогика – наука об образовании


«Самое лучшее счастье – чувствовать себя в конце года лучше, чем в
начале» (Торо)
«Могущество без мудрости сделало человека современным варваром,
обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего представления
о том, как применить ее. Наиболее важным, от чего зависит судьба
человечества, являются человеческие качества. Нынешние затруднения
человечества коренятся в недостатках самого человека.
Необходимым условием разумности человеческих запросов и
умеренности надежд на их удовлетворение является развитие самих
человеческих качеств и способностей» (А. Печчеи).
«В песчинке целый мир найти,
и небеса – в цветке лесном,
в ладони космос уместить
и век в мгновении одном» (У. Блейк).


Тема 2. Целостность педагогического процесса


Воспитание – это
-»управление детьми»(И.Ф.Гербарт);
-»всемерное стимулирование естественного развития ребенка»
(Ж.-Ж.Руссо);
-»средство сохранения общества и передачи, возобновления опыта»
(Дж.Дьюи);
-»преднамеренно организованное, длительное воздействие на
развитие»(П.П.Блонский);
-»многогранный процесс постоянного духовного обогащения и
обновления воспитуемого и воспитателя»(В.А.Сухомлинский);
-»процесс формирования потребностей воспитуемого».
«Стремление к совершенству, к полноценности неудержимо тянет
нас вперед» (А.Адлер).


Тема 3. Воспитание как система и процесс


«Человек – мастер, скульптор своего собственного образа»
(Пико делла Мирандола).
«Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей,
которые каждый себе указывает» (В.Гете).
«Во всяком человеке есть два рода недостатков: природные и
налепные (приобретенные); нападать на первые бесполезно, бесчеловечно и
грешно, нападать на вторые (наросты) – и можно, и должно, потому что
от них можно и должно освободиться».
«За все успехи благодарите Бога, за все неудачи вините только себя.»


Тема 4. Целеполагание в педагогике


Из напутствия матери сыну:
«Будь, пожалуйста, человеком: люби родных и родину, уважай людей,
не живи в праздности, учись, береги здоровье, не бери чужого, женись по
любви, расти детей – живи по-людски.»
Нравственность – это
- «когда чувствуешь удар по щеке, сделанный другому человеку, на
своей собственной»(Хосе Марти);
- «способность делать своими чужие чувства» (Ф.Шиллер).
«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из
каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...
Если добрые чувства не воспитать в детстве, их никогда не
воспитаешь» (В.А.Сухомлинский).
«Нравственные качества ребенка составляют действительное
наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни.»
(П.Ф.Лесгафт).
«Добрая привычка – нравственный капитал человека».
«Когда человечество уничтожит себя, Вселенная не проронит ни
одной слезы» (А.Эйнштейн).
«Научить человека быть счастливым нельзя. Но воспитать его так,
чтобы он был счастлив, можно» (А.С.Макаренко).
«От невоспитанности – дурные черты поведения.
Задача воспитания и воспитателя – обуздать злую волю, привить
дрянному человеку хорошие качества, сделав воспитательные прививки»
С.Соловейчик).
«Человек может стать Человеком только через воспитание, он – то,
что делает из него воспитание» (И.Кант).
«Воспитывать следует вообще как можно менее. Ребенок нуждается
в знаниях, а не в нравоучениях»(Д.И.Писарев).
«Воспитание ребенка может происходить помимо всякой
преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это
внимание. Не учивши дитя, можно вырастить круглою невеждою, но если
его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами, и вся
разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно,
когда могло бы воспитаться разумно и правильно»(Н.Пирогов).
«Воспитатель сам должен быть воспитан» (К.Маркс).




Тема 6. Педагогическая деятельность учителя физкультуры


«Душа учителя немного наивна, неизменно слегка назидательна;
находится в постоянном изнурительном стрессе, но не безразлична;
прощает, не злобясь, проявляя великодушие; бывает счастливой лишь какие-
то мгновения; вечно ориентирована на творение добра».


Тема 7. Личность ребенка – объект, субъект воспитания


«Ребенок умеет любить того, кто его любит... и его можно
воспитывать только любовью» (Ф.Э.Дзержинский).
«Каждая личность имеет собственное назначение, она занимает
только ей принадлежащее место в универсуме личностей. В этом и
проявляется величие личности, в своем достоинстве равной целой
Вселенной. Но это требует от нее и смирения, поскольку в мире этом
каждая личность своим достоинством сравнима с другой личностью, а
личностей – что звезд на небе» (.Мунье).


Тема 8. Методы воспитания


«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает
человеком, более осознающим свое достоинство» Н.Г.Чернышевский).
«Розга, чрезмерная строгость – слепая дисциплина – это проклятые
учителя для детей: учат фальши, учат чувствовать и желать одно, а
делать и говорить другое – из страха.
Розга действует короткое время... Запугиванием можно вырастить в
ребенке только низость и лицемерие» (Ф.Э.Дзержинский).
«Наказание – очень трудная вещь, требует от воспитателя
огромного такта и осторожности».
«Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри
виновного – и вы дойдете до идеала нравственного воспитания»
(Н.И.Пирогов).
«Детская радость, удовольствие, развлечение должны
предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в
естественном порядке удовлетворения потребностей»
(А.С.Макаренко).


Тема 10. Педагогика семьи.


«Семья – то место, где реализуется прелесть человеческой жизни, где
приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети –
главная радость жизни» (А.С.Макаренко).
«Тот, кто помнит свое реальное детство, знает, как сильны
впечатления детства, и какой неизгладимый след они оставляют на всю
жизнь» (Н.К.Крупская).
«Влечение ума порождает дружбу,
влечение душ порождает уважение,
влечение тел порождает страсть,
слияние этих влечений порождает любовь».


«Твои дети – не твои дети.
И хотя они с тобой, они тебе не принадлежат.
Ты можешь предложить им свою любовь,
но не свои мысли, потому что мысли у них собственные,
ты можешь дать приют их телам, но не их душам,
потому что их души обитают в доме завтрашнего дня,
который ты не можешь посетить даже в мечтах.
Ты можешь попытаться быть, как они,
но не пытайся сделать их такими, как ты,
потому что жизнь не возвращается назад,
и не останавливается на дне вчерашнем».
«Гораздо легче стать отцом, чем остаться им» (В.Ключевский).


«Без хороших отцов нет хорошего воспитания...» (Н.Карамзин).


«Школа должна искать себе помощи в семье, семья же должна
смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего,
но которого она одна не может выполнить» (В.Я.Стоюнин).


Тема 13. Педагогика – прикладная философия
«Жизнь состоит в движении» (Аристотель).
«Единственное истинное богатство, – богатство души, остальные
же достояния сопряжены с большой пагубой» (Лукиан).
«Помни, что дни неповторимы и что каждый день – новая
жизнь»(Сенека).
«Индивидуальностью человека заранее определена мера возможного
для него счастья.
Надежнейшее средство, чтобы не быть очень несчастным, это – не
требовать для себя большого счастья. ... для нашего благополучия самое
существенное – здоровье, а затем средства к существованию, то есть
жизнь, свободная от забот».
Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее
становится жажда. То же и со славой.
Вежливость – это ум, невежливость – глупость. Совместить
вежливость с гордостью – великое искусство» (А.Шопенгауэр).
«Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты»
(Л.Толстой).
«Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действия» (Б.Дизраэли).
«Трудное надо сделать привычным, привычное легким, легкое –
приятным» (К.Д.Станиславский).
«Мыслить значит говорить с самим собой... слышать себя самого»
(И.Кант).
«Все мне позволительно, но не все полезно» (Из Нового Завета).
«Самое трудное – не защищать свое мнение, а знать его» (А.Моруа).

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign