LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

формированию ПТА, нужно помнить, что у каждого из нас имеется
житейский опыт, который включает понятийно-словесный лексикон.
Известно, что одни и те же явления, процессы имеют житейский
(обыденный) и научный уровни понимания. При обретении научного ПТА
мы опираемся на житейские знания.
Самостоятельная работа по формированию ПТА должна включать:
• диагностику качества ПТА посредством письменного опроса в начале
изучения курса (по памяти);
• организацию систематической работы над совершенствованием ПТА
на лекциях, семинарских занятиях;
• самооценку качества усвоения ПТА в конце изучения курса (по
памяти).
Например, вы можете вначале попробовать объяснить своими словами,
опираясь на свои знания, с помощью близких, друзей, но не пользуясь
словарями, объяснить значение слов: воспитание, образование, личность,
коллектив, семья, деятельность, физическая культура, нравственность,
эстетика, этика, экология, школа.
Затем выписать из словаря научные определения данных терминов,
понятий и через некоторое время сформулировать определения (по памяти)
на научном уровне.
Далее можно составить таблицу по следующей схеме:

Термины, Первонача Ответ в Вторичн.
понятия льный словаре ответ
ответ

Динамика изменений в формировании ПТА

Термины Первоначальн. Контрольные ответы
ответы
СЕМЬЯ Дом, жена, дети, хозяйство Коллектив
родственников
ШКОЛА Наш второй дом и старт в Институт общего
большой мир образования
ВОСПИТАНИЕ Работа родителей, учителей для Создание условий для
того, чтобы человек стал развития личности
человеком
ЭКОЛОГИЯ Охрана природы Наука о правильных
взаимоотношениях
человека
ЛИЧНОСТЬ Индивид в окружающей среде Обретение человеком
социальных качеств в
общественных
отношениях
КОЛЛЕКТИВ Группа людей, у которых одна Группа людей,
цель, всецело зависящая друг объединенных общими
от друга; определенная целями, интересами на
численность людей длительное, короткое
время в совместной
деятельности

Из таблицы видно, как выгодно отличается вторая формулировка от
первой. В процессе систематической работы над формированием ПТА можно
пройти несколько этапов присвоения терминов:
• восприятие новых терминов и знакомых из житейского опыта
понятий в научной формулировке во время лекций (по каждой теме от 3 до 8
слов);
• запоминание их путем заучивания;
• текущий контроль (ПТД по теме);
• применение на практике усвоенных терминов (использование в речи
(письменной и устной) научно-педагогической терминологии).
Обнаруживается определенная зависимость оценки за ответ на устном
экзамене от владения ПТА. В частности, критерии оценки качества ответов
по педагогике таковы: владение ПТА, информативность, объем ответа,
проблемный характер изложения, гибкость ответа. Методика ответа на
вопрос с опорой на ПТА включает шаги:
а) внимательно прочитайте формулировку вопроса;
б) определите опорные понятия, термины;
в) объясните их значение;
г) составьте с ними сложные предложения-ответы на поставленный
вопрос.
Для успешного овладения ПТА необходимо знать содержание
основного категориального аппарата по предмету. На основе
терминологического словаря следует составить программу экзаменов, в
которой содержится схема ответа на вопрос. Как показывает опыт,
определяющим критерием качества ответа в большинстве случаев является
знание и владение ПТА. На экзамене наиболее информативными,
грамотными бывают ответы тех студентов, которые серьезно подошли к
овладению ПТА. Начиная ответ на вопрос с определения понятий, студенты
логично излагают содержание, легко, без затруднений отвечают на
дополнительные вопросы. Их ответы отличались четкостью,
структурированностью.


Тема 12. Современные концепции воспитания


Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. – М., 1995.
2. Бестужев-Лада И.В. Школа 21 века. – М., 1988.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-
ориентированного обучения. // Педагогика. – 1995. -№ 4.
4. Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х годов
20 века. // Педагогика. – 1995. – № 5.
5. Горохова Т. «Маленький принц» в Вальдорфской школе. // Народное
образование. – 1994. – № 1.
6. Образование в мире на пороге 21 века. – М., 1991.
7. Першуткин Б. О новых подходах к понятию «воспитание». //
Воспитание школьников. – 1994. – № 6.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
гуманизация,
1. Гуманизация 1. Повторить ПТД.
гуманистическое
современного общества. 2. Подготовиться к
воспитание
2. Ведущие тенденции участию в «круглом столе»
мирового педагогического зарубежных делегаций
процесса. международной
3. Характеристика конференции «Воспитание
основных педагогических в 21 веке»:
концепций в 1. Воспитание и/или
России, за рубежом. социализация?
2. Воспитание и
образование.
3. Идеалы и цель
воспитания.
4. Сущность
педагогических концепций
(особенные черты, плюсы
и минусы).


1. Гуманизация современного общества.
Педагогика – антропологическая наука, тесно связана с социологией,
социальными отношениями. Педагогика находится внутри общества,
взаимодействует с ним, преобразует его.
Современное общество движется в направлении гуманизации. А
начиналось это так: в 1947 г. – А.Эйнштейн, Б. Рассел пишут Письмо-
манифест с призывом устранить войны и конфликты, решать проблемы
мирным путем. Чертами нового политического мышления явились:
гуманизм, ненасилие, взаимопонимание, терпимость.
Позже «Римский клуб» (президент А.Печчеи) объединил выдающихся
ученых-естествоиспытателей, направивших свои усилия для преодоления
гуманистического кризиса современного общества. Мы живем в эпоху
постиндустриального общества, в компьютерный век. Наше общество –
информационное общество, общество образования.
Актуальное мировоззрение современного общества – целостное
мировоззрение. Современное общество ориентировано на воспитание
высоких нравственных качеств; непременное условие подготовки деловых
людей – их человечность. Экономика должна быть обращена к человеку. Не
надо культивировать негативные стороны цивилизованных
производственных отношений: конкурсный отбор референтов и продавцов в
МОТОМ (предпочтение отдавалось одиноким и бездетным). Вы скажете:
«Прошли времена социалистического гуманизма.» Но вот у американцев, чей
образ жизни стал идеалом для многих, в жизни три ценности: Бог, семья,
бизнес.
Вот что писал по этому поводу Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век
как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и
воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения
творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания,
разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного
достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность,
возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно
дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в
общих чертах то, что нам нужно в 21 веке».
2. Ведущие тенденции мирового педагогического процесса.
а) Тенденция перемещения устремленности педагогического идеала
(цели) от социально-ориентированной к гуманистически-ориентированной.
Перенос акцента от служения обществу на формирование у подрастающих
поколений постоянной ответственности за судьбу общества и готовности
прийти на помощь. Примат общечеловеческих ценностей, признание
самоценности личности.
б) Перенос центра тяжести в отношениях между основными
субъектами педагогического процесса – наставник и воспитанник – с
объектно-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные. Акцент на
стимулирование возможно полной самореализации каждым воспитанником
своего потенциала при интеллектуально-духовном воздействии педагога.
Школьный коллектив – сообщество воспитателей и воспитанников; личность
свободного ребенка (и педагога) в обстановке малых групп приобретает
определенную автономность.
в) Акцентирование внимания на природно-генетических и психолого-
физиологических особенностях детей в отличие от ориентации на
унифицированную социализацию личности. Бережное отношение к
приватной, уединенной сфере человеческой души. Тенденция к деятельно-
ролевому подходу в формировании личности вместо декларируемого ранее
всестороннего и гармоничного развития.
Бесспорно, центральное место в мировом педагогическом процессе
отводится гуманистическому (личностно-ориентированному) воспитанию.
Гуманистическое воспитание – педагогически управляемый процесс
культурной идентификации, социальной адаптации и творческой
самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в
культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и
возможностей.
Принципы гуманистического воспитания:
1) культуросообразность;
2) природосообразность;
3) личностный подход.
Основной механизм гуманистического воспитания – собственная
активность личности при условии ее внутренней независимости,
самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления,
саморегуляции, способности к рефлексии (самооценке).
Основные ценности гуманистического воспитания:
а) человек как предмет воспитания;
б) культура как среда, растящая и питающая личность;
в) творчество как способ развития человека в культуре.
Гуманистическая направленность воспитания по-разному выражается в
подходах:
- идея свободного воспитания;
- либеральный патернализм (ребенка воспитывают, ориентируясь,
прежде всего и главным образом на то, что ему будет нужно, когда он войдет
в общество взрослых);
- коммунитарианизм (подравнивание отдельного ребенка к
требованиям общности, к которой он принадлежит).
3. Характеристика основных педагогических концепций в России, за
рубежом.
1) Зарубежная педагогическая мысль:
А. Философия прагматизма (инструментализм): всякая теория – лишь
средство приспособления, «инструмент для действия».
Прагматическая педагогика (Дж.Дьюи (1859-1952)):
Воспитание – система формирования молодых людей, оптимально
приспособленных к жизни в условиях «свободного предпринимательства».
Обучение «путем делания»: в содержание обучения отбирались только
практически применимые в личном опыте учащихся знания. «Унция опыта
значит больше, чем тонна теории. «Метод обучения – организация учителем
самостоятельного решения учеником возникающих на практике
познавательных задач узкопрактической направленности. Принцип трудовой
школы. Активная методика, побуждающая учащихся к творческой,
свободной самодеятельности и развитию гибкого, конструктивного
мышления.
Неопрагматизм (Т.Брамельд, Э.Келли, А.Комбс, Г.Рагг): главная цель
воспитания – способствовать «самореализации» личности, удовлетворению
ее спонтанных желаний и интересов (эта установка близка к педагогическому
анархизму, берущему начало в экзистенциализме М.Хайдеггера, К.Ясперса,
Ж-П.Сартра). Четкая личностная ориентированность, «защита прав и свобод
индивидуума», иногда крайний индивидуализм, подчеркивание роли
духовного начала в развитии личности, отрицание диктатуры педагога в
процессе воспитания. Эти идеи сближают неопрагматизм с гуманистической
педагогикой.
Б. Гуманистическая психология (50-е г. ХХ в.) – Абрахам Маслоу,
Шарлотта Бюлер, Карл Роджерс: главное в личности – ее устремленность в
будущее, к свободной реализации своих возможностей, способностей.
Концепция иерархии человеческих потребностей А.Маслоу: на высшем месте
– стремление к самоактуализации, поэтому основная задача школы –
формирование человека как уникальной личности!
Гуманистическая педагогика: в центре внимания – целостная
личность, которая стремится к максимальной реализации своих
возможностей (самоактуализация); педагог должен способствовать
становлению и совершенствованию личности, принимать ребенка таким,
каков он есть; учащийся имеет право на ошибки; школа создает условия, в
которых ребенок осознает и реализует свои потребности и интересы. Идеи
гуманистической педагогики нашли свое реальное воплощение в
международной программе «Воспитание в духе мира».
Педоцентризм: главная задача педагога – «помочь человеку
обнаружить в себе то, что в нем уже заложено» (проблема одаренных детей).
2) Российская педагогическая наука о воспитании:
а) Е.В. Бондаревская «Воспитание как возрождение гражданина,
человека культуры и нравственности»:
воспитание как необходимое условие
социализации выполняет функцию
сохранения и развития культуры,
формирования свободной, гуманной,
б) З.А. Малькова, творческой, практичной личности;
Л.И. Новикова возвращение воспитания в семью; воспитание
в контексте национальной культуры.

Воспитание как педагогически рациональное
управление процессом развития растущего
человека как индивида и субъекта, как
личности и индивидуальности; опора не
только на сознание и поведение ребенка, но и
в) Б.П. Битинас, на его чувства; дихотомичный подход к
В.Г. Бочарова организации воспитательного процесса:
субъект + ? объект;
коллективность + ? индивидуальность;
традиции + ? новации; поощрение + ?
наказание;
г) Н.М. Таланчук воспитание в трудовой, учебной, игровой
деятельности (клубная деятельность).

Концепция социального воспитания: на
поведение и деятельность человека влияют
воспитательные институты общества, среда,
д) Е.В. Квятковский активность самой личности; приоритет в
социальном воспитании принадлежит семье.

«Системно-социальная концепция школьного
е) И.А. воспитания»:
Колесникова, формирование личности, способной
Е.Н. Барышникова, выполнить систему социальных ролей;
Л.С. Нагавкина, воспитательная система строится по законам
С.Н..Яцкевич человековедения.

Концепция эстетического воспитания:
воспитание личности, способной с позиции
эстетического идеала воспринимать,
оценивать, утверждать в жизни прекрасное,
творить по законам красоты.

«Петербургская концепция»: цель воспитания
– формирование у личности рефлексивного,
творческого, нравственного отношения к
собственной жизни, умения соотносить ее с
жизнью других; выработка умения решать
жизненные проблемы.

3) В странах ближнего зарубежья гуманистическая педагогика
представлена Ш.А. Амонашвили, почетным членом РАО. Созданная им
Концепция Гуманной Педагогики основывается на следующих принципах
(положениях):
«Устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в
них
1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое (правдивое,
справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное).
2. Познавал себя как человека.
3. Проявлял свою истинную индивидуальность.
4. Находил общественный простор для развития своей истинной
Природы (т.е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее
содействие для развития задатков).
5. Его интересы совпадали бы с общечеловеческими интересами.
6. Были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка
на асоциальные проявления.
В связи с этими принципами основными установками учителя
гуманного педагогического процесса являются законы учителя: любить
ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Личностные качества учителя Гуманной Педагогики:
доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш.А. Амонашвили – признанный учитель, ученый-гуманист пишет в
своей статье «Бездетная педагогика»: «Чем заполнена учебная деятельность
школьника в авторитарно-императивном педагогическом процессе? Больше
всего слушанием, выполнением, повторением, действием по образцу,
исправлением ошибок. Педагогический процесс уподобляется диктату
диктанта. Детям диктуется не только текст (для усвоения орфографических
навыков), но и вся жизнь. Им диктуются и знания, и нравственность, и
оценки действительности, и убеждения. В императивном педагогическом
процессе ребенок становится строптивым, теряет охоту учиться. Такими
детей делает начальственное к ним отношение старших.
Методические разработки при таком подходе составляются, как
правило, без учета живого педагогического процесса, без учета того, как
увлечь, как зажечь в детях творческую искру, познавательную страсть.
Скудость мотивов учения, непосильные домашние задания, ущемление
достоинства, лишение собственной мысли породили у учащихся неприязнь к
учителям, отвращение к школе.
Авторитарно-императивной педагогической теории не нужны дети.
Дети не шумят в традиционных учебниках педагогики. Ни один учебник не
обмолвится о том, что есть дети-шалуны, дети застенчивые, дети способные,
дети-тугодумы.
Бездетной может быть не только теория, но и практика. Бездетными
могут быть учителя, которые, входя в класс, видят перед собой не
развивающиеся с их заботой и помощью личности, а учеников, которые,
знают или не знают учебный материал, слушают или не слушают
внимательно. Учить детей под давлением постоянного страха – это тоже
бездетная педагогика».


Тема 13. Педагогика – прикладная философия


Литература
1. Бадмажапова Э.Ш. Формирование ценностных ориентаций учащихся
на основе бурятских народных традиций. – Улан-Удэ, 1997.
2. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М., 1996.
3. Васильева Л.С. Технология воспитания школьников на народных
традициях (бурят и русских). – Улан-Удэ, 1996.
4. Волков Г.Н. Педагогика жизни.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
6. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.
7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

План изучения ПТА Вопросы и
темы задания
парадигма,
1. Педагогика и 1. Подготовиться
философия,
философия. к читательской
педагогическая
2. Философическое конференции по
антропология,
воспитание. монографии
педагогическая Лихачева Б.Т.
психология, «Философия
этнопедагогика, воспитания».
философическое
воспитание

1. Педагогика и философия
Что изучает педагогика? Педагогика – антропологическая наука,
наука о воспитании человека. Комплекс антропологических наук включает
анатомию, генетику, медицину, географию, психологию, педагогику,
социологию, философию и др. Новое направление – экология человека.
Проблема сохранения человека стоит достаточно остро, ведь создаются
«фабрики по производству человека» (клонирование человека).
Философия отражает картину мира и человека в нем в зависимости от
общемировоззренческих представлений о природе. Педагогика создает
условия для реализации идеалов, образов человека, его сущностных
потребностей, ценностных отношений к Богу, миру, социуму, самому себе и
другому.
Современная философия ориентирована на решение глобальных
проблем, в том числе проблемы устойчивого развития: Как сохранить
планету людей? Как человеку покинуть «тюрьму своего одиночества»? Как
обрести покой и стать счастливым?
Поиск путей к целостному миру и человеческой принадлежности к
нему ведется философией ХХ столетия по следующим направлениям:
1) Философия жизни:
- жизнь есть непрерывность, процесс бесконечного развития; человек –
это индивидуальная жизнь, а образование как процесс и есть человеческая
жизнь;
- процесс образования должен быть целостным, включающим
рациональную (рассудок, логика, наука) и иррациональную (чувства,

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign