LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

21. Фромм А. Азбука для родителей.
22. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя с родителями//
Воспитание школьников. – 1996. – № 4.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
семья,
1. Семья как социально- 1. Защита
семейные
историческое явление. рефератов.
традиции,
2. Роль семьи в воспитании 2. Обсуждение
социальная
детей. рассказа Дж.
педагогика
3. Этика семейных Парди
отношений. «Фотографии».
4. Методика работы с
родительской
общественностью.
5. Социальная педагогика.



Тематика рефератов
1. Педагогика Любви и Свободы – педагогика будущего.
2. Моя семья, наши семейные традиции.
3. Этика семейных отношений.
4. Кто Вы – социальный педагог?
5. Воспитание в семье Никитиных.
6. Дети и конфликты в семье.
7. Советы доктора Добсона.
8. Проблемы и перспективы современной семьи.
9. Житейские мудрости о воспитании в семье.
10. Этнопедагогика о воспитании в семье.
11. У истоков семейного счастья.
12. Философия детства.
13. О воспитании в семье Никитиных.
14. Роль национальных традиций в семейном воспитании.
15. Екатерина II о воспитании внуков.
16. Мама, папа и я – спортивная семья!
17. Физическое воспитание в семье.


1. Семья как социально-историческое явление
На ранних этапах существования человечества семьи не существовало,
отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора
и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми
членами рода. Позже сложилась моногамная семья, как союз супругов,
ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Самой
ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была
патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких
поколений при главенстве старшего мужчины – собственника средств
существования. В XX в. получила распространение нуклеарная семья,
объединяющая лишь супругов их несовершеннолетних детей. Появились
неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. В
современных условиях существуют семьи разных типов: патриархально-
авторитарные, нуклеарно-демократические, смешанные.
Семья – это первый коллектив, который дает человеку представления о
жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации.
Ученые-педагоги указывают, что гармоничное развитие ребенка наиболее
полно осуществляется при сочетании семейного и общественного
воспитания. Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи –
внутрисемейные отношения. Внутрисемейные отношения, в свою очередь,
связаны с национальными и бытовыми отношениями.
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное
воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. Семья
= семь «Я», это коллектив родственников, состоящий из мужа, жены, детей,
бабушек, дедушек и других близких родственников. Семья как социальное
явление есть первичная социальная ячейка, здесь происходит совместное
бытие людей, связанных кровно - родственными узами. Это маленькая
хозяйственная единица. Семья – это начальный тренировочный полигон для
отработки социального поведения ребенка.
2. Роль семьи в воспитании детей.
Детство начинается в семье. Семья – это независимая и самобытная
сфера духовной жизни. Ранее детство, младенческий возраст – решающие для
формирования интеллектуальных способностей личности. 3-5-летний возраст
– середина интеллектуального развития ребенка.
Воспитание – тонкий механизм... С помощью семьи передается детям
жизненная философия, здесь прививаются разнообразные навыки. Ребенок
дома – уже индивидуальность, тем более, если это первенец. Для родителей
их ребенок – неповторимое и единственное создание Природы. Ребенку, как
только он появляется на свет, надо как можно быстрее задышать, закричать.
Не задышал новорожденный в течение пяти минут и мозг погибнет без
кислорода. За две недели до рождения ребенок во чреве матери начинает
зевать. Почему?
- «Наверное, ему скучно, он просится наружу.»
- «Нет. Ему просто не хватает кислорода.»
В Японии введена практика кесарева сечения за две недели до родов.
Наверное, это вмешательство в законы природы, но японские дети во многом
более развиты, чем их сверстники в других странах.
Социальная функция семьи состоит в том, чтобы заложить основы
последующего воспитания. В этом большую помощь оказывают семейные
традиции. Семейные традиции – сложившиеся привычки, устоявшиеся
образцы поведения членов семьи, семейные порядки, «законы семьи».
Говорят, что ребенок – зеркало своей семьи. Наверное, это так. Есть и другой
совет: если вы хотите знать, каким будет ваш будущий муж (будущая жена)
познакомьтесь с его отцом (матерью).
Семья – это социальный микромир, отражающий в себе всю
совокупность общественных отношений. Образ жизни семьи отражает образ
жизни всего общества (телепередача «Моя семья»).
Воспитательная функция семьи реализуется в трех сферах:
сфера долга – ответственность взрослых и детей за характер жизни и
нормальное функционирование семьи (долг заставляет лучше работать,
учиться; заботиться друг о друге; выполнять обязанности);
сфера интереса – общий семейный интерес объединяет и сплачивает
родителей и детей, развивая их способности, удовлетворяя увлечения, хобби
– любимое занятие на досуге, в свободное время);
сфера любви – родственная любовь, материнская и отцовская любовь.
Другие функции семьи:
- экономическая (хозяйственная): личная собственность членов семьи и
семейная собственность: современные молодожены заключают брачные
контракты, это разумно!
- репродуктивная (деторождение): если супруги не имеют детей, то они
не являются семьей.
Семья созидается неустанным трудом любви.
3. Этика семейных отношений.
Первый шаг к созданию семьи – заключение союза между мужчиной и
женщиной (брак). Если позволите, остановлюсь на типах браков.
Брак по любви имеет идеальное, слишком счастливое начало, но, к
сожалению, часто бывает непрочным. Почему? Любовь – это эмоциональное
чувство. Древние говорили:
«Влечение умов порождает дружбу,
влечение душ порождает уважение,
влечение тел порождает страсть,
слияние этих влечений порождает любовь.»
Дружба и уважение могут возникнуть лишь в совместной деятельности
на основе общих интересов. Устойчивость семейных отношений, основанных
на любви, зависит от воспитанности, от поддержки близких, от
общественного уклада, религиозных и национальных традиций.
Брак по расчету ( не только по материальному, но и духовному). Часто
такие браки, основанные на взаимном уважении, бывают прочнее браков от
внезапной сильной любви. Почитайте об этом Артура Шопенгауэра
«Эстетика половой любви», Эриха Фромма «Искусство любви». Конечно, у
каждого своя судьба, предопределенная свыше. Но всем хочется быть
счастливыми. Счастье женщины – в семейной жизни, в ощущении, что она
нужна и любима. Женщина живет чувствами, и если ей выпало счастье быть
любимой, то она способна на многое в этой жизни.
Среди миров в мерцании светил,
Одной Звезды я повторяю имя,
Не потому что б я Ее любил,
а потому что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье, тяжело,
я у Нее одной молю ответа,
не потому что б от Нее светло,
а потому что с Ней не надо света.
Брак согласно традициям – в дворянских семьях Старого Света, в
дореволюционной России, браки в королевских династиях.
Главный признак семьи – дети. Союз мужчины и женщины создается,
прежде всего, в интересах продолжения рода. Но стать родителями не значит
автоматически, безусловно, стать воспитателями. Нужно время, силы, знания,
навыки, высокая требовательность к себе и терпимость.
Основа семейных отношений – отношения между супругами. Женщина
– мать по призванию, по крови и душе. Она носит свое дитя под сердцем,
дитя – плоть от плоти ее. Она рождает его на свет в муках, страданиях и
именно за них-то и любит его. Мать любит свое дитя всегда. Нет ничего
светлее и бескорыстнее материнской любви. Источник материнской любви –
природа. Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в
семье, от женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности,
ласки, доброты.
Отец говорит: «Они мои дети – они на меня похожи – они продолжат
мое имя, мой род». От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу,
смелость, ответственность за принятие решений.
Но родители должны совместно заботиться о детях, формировать их
представления о мире и людях, учить разбираться в социальных ситуациях,
соблюдать моральные нормы. Гармоничное развитие личности ребенка
связано с согласованностью воспитательных воздействий отца и матери.
Исследования показывают, что около 2/3 нервно больных детей пережили
противоречивые воспитательные методы своих родителей.
Наилучшая позиция, к которой следует стремиться обоим родителям,
это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без
переоценки или недооценки его роли. Родителям следует относиться к
проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего
любопытства или диктаторства, с учетом уровня его развития, уважая его
индивидуальность. Наилучшим способом воздействия является объяснение, а
не навязывание или принуждение.
Другие принципы семейного воспитания:
- чистота и искренность;
- последовательность в отношении слова и дела;
- отсутствие произвола;
- признание личности в каждом из членов семьи.
4. Методика работы с родительской общественностью.
Вопрос о роли семьи в формировании человека привлекал внимание
многих ученых и порождал противоречивые суждения:
• Платон утверждал, что все зло мира, эгоистичность людей, их
сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных
условий воспитания в семье;
• Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей
недостижимо при сохранении моногамной семьи и семейного воспитания;
• Т. Мор и Г. Мабли настаивали на единобрачии и предполагали
сочетание семейного и общественного воспитания;
• Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе
свободных людей, в котором общество должно взять на себя максимум забот
по воспитанию детей;
• в советской педагогической науке (60-е г.) существовало мнение о
том, что государство должно взять на себя воспитание детей «от люльки до
университета».
Известно мнение В.Я.Стоюнина, что «школа должна искать себе
помощи в семье, семья же должна смотреть на школу как на свою
помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может
выполнить».
Состояние и проблемы семейного воспитания сегодня выглядят так:
- родители видят своих детей реже, чем учителя, знают о них не все;
- двуличие детей ( «паинька»-сын в школе – грубиян; троечница-дочь –
прекрасная хозяйка и мамина помощница);
- родители больше озабочены денежными проблемами (обут, одет,
сыт);
- мода на престижные занятия, повально увлечены изучением
английского языка, чтобы уехать в Америку...
Наблюдаются недостатки в работе школы с родителями:
- неумение наладить и поддерживать необходимый контакт (раньше –
менторство педагога, сейчас – падение авторитета педагогов);
- отсутствие педагогического такта в общении;
- бессистемность в изучении условий жизни и воспитания в семье (как
правило, в начале учебного года, из-за ЧП).
Одна из причин – нет педагогического всеобуча родителей!
Как исправить? Надо заняться педагогическим образованием родителей
(библиотечка семейного чтения, родительский лекторий); пропагандировать
опыт воспитания в лучших семьях; организовывать совместную деятельность
педагогов, детей, родителей (КВНы, творческие отчеты детей, совместные
поручения).
5. Социальная педагогика.
В цивилизованном государстве, гражданском обществе школа
выполняет главным образом общеобразовательную функцию. А воспитанием
занимается институт социальных педагогов – педагогов, работающих в
микросоциуме (группе семей-соседей). Здесь устанавливается связь
ШКОЛА – МИКРОСОЦИУМ, развивающаяся по следующему пути:
- сотрудничество
- кооперация
- объединение
- полная интеграция
Социальный педагог выступает в роли координатора воспитательных
усилий школы и микросоциума.
Цель института социальных педагогов – помочь родителям создать
педагогически целесообразный уклад жизни семьи. Отсюда и задачи:
- изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности,

проблемы семей;
- диагностировать социально-психологические и педагогические

ситуации в семье, микросоциуме;
- помогать семье в адаптации к изменяющимся социально-
экономическим условиям;
- вести профилактическую и коррекционную работу с семьей,

ребенком;
- содействовать оздоровлению среды воспитания;

- способствовать повышению психолого-педагогической культуры

семьи;
- защищать интересы ребенка, помогать ему;

- устанавливать контакты с другими учреждениями в воспитании

детей.
Работа с проблемными семьями может вестись в три этапа:
1. Информационно-теоретический (лекции, семинары, анкетирование)
2. Тренинговый
3. Консультативный.
В России институт социальных педагогов находится в стадии
зарождения, поэтому главную опору в воспитании детей семья может искать
в школе, у учителей.
Специально проблемами социального воспитания всех возрастных и
социальных категорий людей занимается отрасль педагогики – социальная
педагогика. Предмет социальной педагогики – исследование воспитательных
сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей
общества, государственных и частных организаций с целью создания
условий для развития человека.
Социальная педагогика разрабатывает ряд фундаментальных вопросов:
«Что понимается под воспитанием в современном обществе?», «Каково
соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на
протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания
сформировались в процессе исторического развития общества?», «Как
понимается цель воспитания сегодня?». Социальная педагогика как отрасль
знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и
гуманистической. Прикладная функция связана с поиском путей и способов,
выявлением условий эффективного социально-педагогического влияния на
процессы социализации в организационно-педагогических и психолого-
педагогических аспектах.
Социальные педагоги исследуют закономерности общественного
воспитания, пути оптимизации режима учебно-воспитательного процесса
учебных заведений в условиях микросреды, процесс создания
педагогических технологий, интегрирующих воспитательные силы в
обществе, изучают интеграционные воспитательные процессы и процессы,
воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитательные
функции, имеющиеся в других профессиях (врачей и т.д.).


Тема 11. Педагогическое мышление


Литература
1. Гетманова А. Логика. – М. – Новая школа., 1995.
2. Краткий словарь современной педагогики/Сост. Л.Н. Юмсунова. –
Улан-Удэ, 1997.
3. Новое педагогическое мышление/Под ред. Петровского А.В. – М.,
1988.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
мышление,
1. Педагогическое 1. Подготовиться к
педагогическое
мышление как терминологической
мышление,
результат эстафете.
понятия,
образовательной 2. Подготовить защиту
термины,
деятельности. рефератов по теме
определения
2. Пути «Педагогика семьи».
формирования 3. Представить приемы
педагогического работы с «Кратким
мышления. словарем современной
педагогики».

1. Педагогическое мышление как результат образовательной
деятельности. Мышление характеризует умственную активность человека.
Это способ деятельности мозга. Именно через мышление, посредством
мыслительных операций происходит формирование интеллекта. Мы с вами
уже говорили о том, что существуют различные типы и виды мышления,
каким образом стратегия мышления влияет на образовательную деятельность
человека.
Тип мышления определяется индивидуально- типологическими
особенностями личности, виды мышления зависят от того, какую область
объективного мира отражает человек в своей познавательной деятельности.
Педагогическое мышление возникает в результате познания,
осмысления воспитательных взаимодействий. Оно формируется как
профессиональная мыслительная способность воспитателя, позволяющая
осмысливать, анализировать, оценивать воспитательную практику, создавать
педагогические теории, делать методические открытия и эффективно
осуществлять воспитание, обучение детей. Педагогическое мышление в
основе своей – гибкое, диалектическое, многомерное мышление.
Содержание научно-педагогического мышления:
- способность целостно анализировать воспитательные явления и
факты;
- способность соотносить педагогические действия с целями и
результатами педагогической деятельности;
- способность использовать наиболее эффективный для себя тип
мышления;
- способность мыслить от идеи к практике и обратно;
- способность отрицать негативное и принимать позитивное;
- способность проявлять гибкость и творчество мышления.
Вне педагогического мышления невозможна эффективная
педагогическая деятельность. Воспитание осуществляется не только сердцем,
но и умом.
Педагогическое мышление – сложное умение, но овладеть им
необходимо каждому педагогу (учителю, родителю). Не стоит думать, что
педагогическое мышление – недосягаемая высота. Приобрести его может
каждый из вас. Главное условие – большое желание и неустанный труд.
Формирование педагогического мышления входит в образовательную
деятельность будущих учителей.
Результаты образовательной деятельности трудно оценить с помощью
баллов и рейтингов, невозможно измерить в процентах те изменения,
которые происходят в субъектах образования. Тестирование, опросы лишь
относительно могут отражать процесс образования личности. Как измерить
качества личности? Они могут лишь проявиться, обнаружить себя.
Педагогическое мышление обнаружится лишь в период вашей
практической деятельности. Частично и относительно оно может быть
продемонстрировано во время текущего или итогового контроля. Как это
возможно?
Одной из форм мышления является понятие. Понятие отражает
существенные признаки предметов. Логическая операция раскрытия
содержания понятия или значения термина есть определение понятия.
Способность или умение определять понятия демонстрирует мышление.
Владение понятийно-терминологическим аппаратом педагогики
демонстрирует ваше педагогическое мышление.
2. Пути формирования педагогического мышления.
ПТА – необходимое приобретение образованного человека: «не
научившись правильно оперировать понятиями, нельзя правильно провести
ни одну мыслительную операцию» (Л.А. Мясников).
Овладение ПТА не означает механическое заучивание и запоминание
терминов, а предполагает «присвоение» их, то есть использование в устной и
письменной речи, творческое переосмысление. Формирование понятийно-
терминологического аппарата можно организовать так: в качестве шаблона,
образца, по которому каждый создает свой ПТА, предлагается словарь
терминов по педагогике, психологии.
Организация работы со словарями может быть основана на общих
принципах. Путь к формированию ПТА типичен, результат же всегда
уникален. Понятие не есть личностное образование, оно входит в
индивидуальное сознание, но в вербализованном виде наполняется
личностным смыслом.
Понятийно-диалектическое мышление – личностно-профессиональное
качество будущего учителя. Овладение ПТА способствует формированию
научного стиля речи будущих учителей. Технология формирования такого
мышления включает 5 этапов:
1) овладение терминами
2) овладение понятиями
3) формирование понятийно-диалектического мышления
4) обретение понятийных знаний
5) педагогическая диагностика.
В качестве механизма формирования ПТА используются понятийно-
терминологические диктанты, тесты и др. Организация учебной деятельности
в этом направлении может включать следующие шаги: а) установление
психолого-педагогических основ формирования понятий; б) установление
критериев и уровней сформированности понятий; в) выбор методики
формирования понятий (способов и средств, систем упражнений, форм
контроля).
Прежде чем приступить к организации учебной деятельности по

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign