LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чувству, воле и поступку).
Большинство существующих представлений о методах воспитания в
той или иной степени исходит из предпосылки о непосредственном
взаимодействии между педагогом и воспитанником. Современный опыт
показывает, что воспитательный процесс всегда протекает в рамках
воспитательной системы:

воспитательная система воспитательный процесс

С учетом этого можно выделить другие три группы методов
воспитания:
1. Методы изменения деятельности и общения:
а) введение новых видов деятельности и общения, когда создается
новый коллектив (класс, кружок) или при необходимости перестройки,
смены существующего воспитательного процесса (по мере взросления
ролевые детские игры сменяются формами молодежного досуга);
б) изменение содержания деятельности и предмета общения в целях
совершенствования воспитательной работы (организация сводных отрядов,
коллективных творческих дел по коммунарской методике);
в) изменение смысла видов деятельности и общения, что помогает
преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной
для детей.
2. Методы изменения отношений:
а) изменение стиля жизни, социально-психологического климата
коллектива: демонстрация отношений, более притягательных для детей по
сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива,
специально создаваемые воспитательные ситуации, средства сильного
эмоционального воздействия), «метод взрыва» у А.С. Макаренко,
коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела;
б) изменение деловых отношений: разграничение ролевых функций
участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение
традиций и обычаев коллектива;
в) изменение неформальных межличностных отношений: убеждение,
внушение, беседа; метод воспитательных ситуаций; социально-
психологические тренинги, психологические игры, обучающие деловые
игры.
3. Методы изменения компонентов воспитательной системы.
На компоненты воспитательной системы (коллективные цели,
педагогические задачи; представления коллектива о себе и своем окружении,
об истории и перспективах дальнейшего развития) можно будет влиять
поставив новые цели; разъясняя смысл идей развития коллектива;
стимулируя детскую фантазию; создавая новые традиции.

Опорная схема «Методы воспитания»

Метод Метод организации Методы Методы контроля и
формирования деятельности, мотивации самоконтроля
сознания личности опыта общения деятельности
беседа выработка поощрение педагогическое
(осмысление, привычек, навыков (словесная наблюдение
толкование правил, и опыта в самых похвала, (непосредственное
принципов, различных сферах устная и опосредованное,
фактов) жизни: благодар- непрерывное и
• нравственной, ность, выдача прерывное,
наставление премий, открытое и
• политической,
(обращено к грамот) скрытое)
• познавательной,
волевой сфере • трудовой,
• спортивной,
личности) наказание опрос
(замечание, (анкеты,
• экологической,
разъяснение предупрежде устный опрос,
• досуговой и т.д.
(применяется по ние, тестирование)
частным случаям запрещение,
негативного выговор) дискуссия,
поведения) диспут
соревнование
внушение (коллектив-
(разъяснение ное и
правил с указанием индивидуальн
обязательного их ое,
соблюдения) длительное
или
эпизодичес-
кое)


Тема 9. Методика воспитательной работы


Литература
1. Афанасьев С. «Сказочные эстафеты»// Воспитание школьников – 1994.
– № 4.
2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. – М.,
1998.
3. Ивочкина Н. Все игры в гости к нам// Воспитание школьников – 1997. –
№ 5-6.
4. Исаенко В. Рыцарский турнир вежливости»// Воспитание школьников –
1994. – № 4.
5. Осипова М.П. Методика всопитательной работы. Практикум. – Минск,
1991.
6. Теория и методика воспитательной работы// Курс лекций. – Улан-Удэ,
1993.
7. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы// Воспитание
школьников. – 1994. – № 1-6.
8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
План изучения темы ПТА Вопросы и задания
методика,
1. Формы 1. Представить к
методика
воспитательной защите одну из
воспитатель
работы. новых форм
ной работы;
2. Педагогическая воспитательной
формы
технология. работы.
воспитатель
3. Анализ 2. Разработать
ной
воспитательного альтернативное
работы;
мероприятия. воспитательное
мероприятие по
педагогическа сказке О.Уайльда
я «Преданный друг».
технология.



Методика – система методов и форм деятельности.
Воспитательная работа- конкретная реальная воспитательная
деятельность, воспитательное действо.
Методика воспитательной работы – совокупность методов и форм
организации и проведения воспитательной работы.
1. Формы воспитательной работы
Форма – способ осуществления метода, его вид, тип; «метод в
действии»; обретение методом конкретных очертаний в воспитательной
работе. Формы воспитательной работы – конкретные виды воспитательной
работы. Например, метод поощрения имеет материальную и моральную
формы; метод наказания – физическую, моральную, материальную формы.
Современная практика воспитания имеет достаточно солидную
копилку форм воспитательной работы. Вот некоторые из них.
1) «Интеллектуальный аукцион»: на аукционе «продаются» и
«покупаются» книги, репродукции картин, пластинки, видеокассеты с
классическими кинофильмами. «Покупка» совершается путем предъявления
каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Например, «продается»
пластинка с записью голоса Ф.Шаляпина. Приобрести ее сможет тот, кто даст
наибольшее количество сведений о великом певце.
2) Можно скопировать ТВ-передачи, «Чердачок «Фруттис»
(эксклюзивное интервью), викторина «Счастливый случай». Главное – не
популярность формы, а актуальность содержания. Воспитательное
мероприятие должно иметь результат, пусть не мгновенный, а отдаленный.
Это действо, действие.
3) Воспитание возможно игрой и в игре:
Игра «Скоморошки». Дети соревнуются в различных умениях, веселых
розыграшах.
Игра «Комплимент». Играющие садятся на стулья, расставленные по
кругу. Водящий садится на стул внутри круга лицом к кому-то из играющих.
Его задача – передвигаться по кругу вместе со стулом (на роликах),
поочередно останавливаясь перед каждыми делая ему комплимент –
приятные слова о нем.
«Разрешите познакомиться». Знакомство, когда каждый рассказывал о
себе, о малой родине, передавая из рук в руки засушенную веточку кипариса.
«Минута голубой мечты». На Пушкинском гроте загадывали самые
заветные желания.
«Маскарад вредных привычек». Маски символизируют вредные
привычки (толстяк-обжора, плакса, грязнуля, неряха, лежебока, телеман и
др.).


Воспитательное мероприятие по сказке О.Уайльда «Преданный друг»
Цель: воспитание нравственных чувств посредством художественной
литературы.
Задачи: формирование представлений об истинной и ложной дружбе;
расширение читательского кругозора; актуализация гуманности как
основного человеческого качества.
Средства (оборудование): а) О. Уайльд. Портрет Дориана Грея.
Кентервильское привидение. Сказки. – Новосибирск, 1993; б) музыкальный
фон: «Песня о друге» В.Высоцкого.
Ход мероприятия: 1) предварительная беседа по вопросу: «Какую роль
в вашей жизни играет дружба?»; 2) инсценировка сказки; 3) обсуждение
вопросов (Что значит дружба: истинная и ложная? Возможно ли в реальной
жизни иметь такого преданного друга?); 4) мini-конкурсы о кинофильмах,
мультфильмах о дружбе, песнях, стихах о дружбе.


О. Уайльд «Преданный друг»
Автор: Жил-был когда-то славный паренек по имени Ганс. Он ничем
таким не отличался, разве что добрым сердцем и забавным круглым веселым
лицом. Жил он один-одинешенек в своей маленькой избушке и день-
деньской копался у себя в саду. Во всей округе не было такого прелестного
садика. Тут росли турецкая гвоздика, левкой, розы (пунцовые и желтые),
крокусы, фиалки, водосбор, майоран, дикий базилик, нарцисс и красная
гвоздика. Месяцы сменяли один другой, и одни цветы сменялись другими, и
всегда его сад радовал взор и напоен был сладкими ароматами. У Маленького
Ганса было множество друзей, но самым преданным из всех был Большой
Гью-Мельник. Да, богатый Мельник так был предан Маленькому Гансу, что
всякий раз, как проходил мимо его сада, перевешивался через забор и
набирал букет цветов или охапку душистых трав или, если наступала пора
плодов, набивал карманы сливами и вишнями.
Мельник: «У настоящих друзей все должно быть общее».
Автор: Маленький Ганс улыбался и кивал головой: он очень гордился,
что у него есть друг с такими благородными взглядами. Правда, соседи
иногда удивлялись, почему богатый Мельник, у которого шесть дойных
коров и целое стадо длинношерстных овец, а на мельнице сотня мешков с
мукой, никогда ничем не отблагодарит Ганса. Но Маленький Ганс не
задумывался над такими вещами и не ведал большего счастья, чем слушать
восхитительные речи Мельника о самоотверженной истинной дружбе. Итак,
Маленький Ганс все трудился в своем саду. Весною, летом и осенью он не
знал заботы. Но зимой, когда у него не было ни цветов, ни плодов, которые
можно было отнести на базар, он терпел холод и голод и частенько ложился в
постель без ужина, удовольствовавшись несколькими сушеными грушами
или горсткой твердых орехов. К тому же зимой он был очень одинок – в эту
пору Мельник никогда не навещал его.
Мельник: «Не следует мне навещать Маленького Ганса, пока не стает
снег. Когда человеку приходится туго, его лучше оставить в покое и не
докучать ему своими посещениями. Подожду до весны, и тогда загляну к
нему. Он наполнит мою корзину первоцветом, и это доставит ему такую
радость!»
Сын Мельника: «А нельзя ли пригласить Маленького Ганса сюда? Если
бедному Гансу плохо, я поделюсь с ним своей кашей и покажу ему моих
белых кроликов.»
Мельник: «До чего же ты глуп! Право, не знаю, стоит ли посылать тебя
в школу. Все равно ничему там не научишься. Ведь если бы Ганс пришел к
нам и увидал наш теплый очаг, добрый ужин и славный бочонок красного
вина, он, чего доброго, позавидовал бы нам, а на свете нет ничего хуже
зависти, она любого испортит. И я, разумеется, не должен допустить Ганса до
этого. К тому же, если Ганс пришел сюда, он чего доброго, попросил бы меня
дать ему в долг немного муки, а этого я никак не могу сделать. Мука – одно,
а дружба – другое, и нечего их смешивать. Эти слова пишутся по-разному и
означают разное.
Автор: Едва миновала зима и первоцвет раскрыл свои бледно-желтые
звездочки, Мельник объявил жене, что идет проведать Маленького Ганса. С
собой он захватил пустую корзину для цветов.
Мельник: «Здравствуй, Маленький Ганс.»
Маленький Ганс: «Здравствуйте»
Мельник: «Ну, как ты провел зиму?»
Маленький Ганс: «Так любезно с Вашей стороны, что Вы меня об этом
спрашиваете. Признаться, мне подчас приходилось туго. Но весна наступила.
Теперь и мне хорошо, и моим цветочкам.»
Мельник: «А мы частенько вспоминали о тебе, Ганс, все думали, как ты
там.»
Маленький Ганс: «Это было очень мило с Вашей стороны. А я уж начал
бояться, что вы меня забыли.»
Мельник: «Ты меня удивляешь, Ганс, друзей не забывают. Тем и
замечательна дружба. Но ты боюсь, не способен оценить всю поэзию жизни.
Кстати, как хороши твои первоцветы!»
Маленький Ганс: «Они и в самом деле прелесть как хороши. Мне
повезло, что их столько уродилось. Я отнесу их на базар, продам дочери
бургомистра и на эти деньги выкуплю свою тачку.»
Мельник: «Выкупишь? Уж не хочешь ли ты сказать, что заложил ее?
Вот глупо!»
Маленький Ганс: «Что поделаешь – нужда. Зимой, видите ли мне
пришлось несладко, не на что было даже хлеба купить.»
Мельник: «Ганс, я подарю тебе свою тачку. Правда, она немного не в
порядке. У нее, кажется, не хватает одного борта и со спицами что-то не
ладно, но я все-таки подарю ее тебе. Я понимаю, как я щедр, и многие
скажут, что я делаю ужасную глупость, расставаясь с тачкой, но я не такой,
как все. Без щедрости, по-моему, нет дружбы, да к тому же я купил себе
новую тачку. Так что ты теперь о тачке не беспокойся. Я подарю тебе свою
тачку.
Маленький Ганс: «И правда вы удивительно щедры! У меня есть доска,
и я без труда ее починю».
Мельник: «У тебя есть доска! А я как раз ищу доску, чтоб починить
крышу на амбаре. Просто удивительно, как одно доброе дело порождает
другое. Я подарил тебе свою тачку, а ты решил подарить мне доску. Правда,
тачка много дороже, но истинные друзья на это не смотрят. Достань-ка ее
поскорее, и я сегодня же примусь за работу.»
Маленький Ганс: «Сию минуту!»
Мельник: «Но доска невелика. Боюсь, что, когда я починю крышу, на
тачку ничего не останется. Но это уж не моя вина. А теперь, раз я подарил
тебе свою тачку, ты, верно, захочешь подарить мне побольше цветов. Вот
корзина, наполни ее до самого верха.»
Маленький Ганс: «До самого верха?»
Мельник: «Ну, знаешь ли, я подарил тебе свою тачку и думал, что смогу
попросить у тебя немного цветочков. Я считал, что настоящая дружба
свободна от всякого расчета. Значит, я ошибся.»
Маленький Ганс: «Дорогой мой друг, лучший мой друг. Забирайте хоть
все цветы из моего садика!»
Автор: И он побежал и срезал все свои дивные первоцветы и наполнил
ими корзину мельника. Потом все лето он помогал Мельнику: носил мешки
муки на базар, чинил крышу амбара, гонял овец в горы на пастбище. Ему
совсем не оставалось времени и сил поработать в саду. Порой Маленький
Ганс приходил в отчаяние и начинал бояться, как бы цветочки не решили, что
он совсем позабыл о них, но он утешал себя мыслью, что Мельник – его
лучший друг, к тому же он собирался подарить ему свою тачку. Так и
работал Маленький Ганс на Мельника, а том говорил красивые слова о
дружбе, которые Ганс записывал в тетрадочку и перечитывал по ночам,
потому что он был очень прилежный ученик. И вот однажды вечером, когда
Маленький Ганс сидел у своего камелька, раздался сильный стук в дверь.
Когда Ганс открыл дверь, на пороге стоял Мельник.
Мельник: «Милый Ганс! У меня большая беда. Мой сынишка упал с
лестницы и расшибся, и я иду за доктором. Но доктор живет так далеко, а
ночь такая непогожая, что мне подумалось: не лучше ли тебе сходить за
доктором вместо меня. Я ведь собираюсь подарить тебе тачку, и ты, по
справедливости, должен отплатить мне услугой за услугу.»
Маленький Ганс: «Ну конечно! Это такая честь, что Вы пришли прямо
ко мне! Я сейчас побегу за доктором. Одолжите мне только фонарь. На дворе
очень темно, и я боюсь свалиться в канаву.»
Мельник: «Я бы с удовольствием, но фонарь у меня новый, и вдруг с
ним что-нибудь случится?»
Маленький Ганс: «Ну ничего, обойдусь без фонаря!»
Автор: Маленький Ганс закутался в большую шубу, надел на голову
теплую красную шапочку, повязал шею шарфом и двинулся в путь. Какая
была ужасная буря! Темень стояла такая, что Маленький Ганс почти ничего
не различал перед собой, а ветер налетал с такой силой, что Ганс едва
держался на ногах. Но мужество не покидало его, и часа через три он
добрался до дома, в котором жил доктор, и постучался в дверь.
Доктор: «Кто там?»
Маленький Ганс: «Это я, доктор, Маленький Ганс.»
Доктор: «А что у тебя за дело ко мне, Маленький Ганс?»
Маленький Ганс: «Сынишка Мельника упал с лестницы и расшибся, и
Мельник просит вас поскорее приехать.»
Доктор: «Ладно.»
Автор: Доктор велел подать лошадь, сапоги и фонарь, вышел из дому и
поехал к Мельнику, а Ганс потащился за ним следом. Ветер все крепчал,
дождь лил как из ведра. Маленький Ганс не поспевал за лошадью и брел
наугад. Он сбился с дороги и попал в болото. Там бедный Ганс и утонул в
глубокой трясине. На другой день пастухи нашли Маленького Ганса в
большой яме, залитой водой, и отнесли его тело к нему домой. Все пришли
на похороны Маленького Ганса, потому что все его любили. Но больше всех
горевал Мельник. Он шел во главе погребальной процессии, в длинном
черном плаще, и время от времени вытирал глаза большим носовым платком.
Доктор: «Смерть Маленького Ганса – большая утрата для всех нас.»
Мельник: «Во всяком случае, для меня. Я ведь уже, можно считать,
подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома
она только место занимает, а продать – так ничего не дадут...»


2. Педагогическая технология.
Педагогическая технология – научное обоснование выбора
операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия
его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру;
компонент профессионального мастерства; искусство воздействия; способы
влияния на детей.
Принципы педагогической технологии:
1) ориентация на имеющиеся опыт, сформированные отношения,
особенности характера;
2) учет уникальности личности (признание индивидуальности);
3) взаимная трансакция «Я» (взаимооткрытие внутреннего мира:
сопереживание, сочувствие).
Педагогическая технология состоит из следующих элементов:
а) педагогическое общение (вербальное и невербальное);
б) педагогическая оценка;
в) педагогическое требование;
г) педагогический конфликт;
д) информативное воздействие (речевое, демонстративное);
е) организационное воздействие, этическая защита, создание ситуации
успеха, педагогическая реакция на поступок ребенка;
ж) педагогическая техника – владение учителем своим
психофизическим аппаратом; инструмент воздействия.
3. Анализ воспитательного мероприятия.
Анализ воспитательного мероприятия – диагностика эффективности
педагогической технологии, выбранных педагогом форм и методов
воспитательной деятельности. Анализ включает оценку и самооценку
- стиля педагогического общения;
- целесообразности выбора методов воспитания в данной ситуации;
- соответствия формы воспитательной работы методам и целям
воспитания, возрасту воспитуемых;
- эффективности воспитательного мероприятия (его результативности).
Анализ воспитательного мероприятия может быть проведен по
следующей схеме:
1. Какой метод воспитания применен? Соответствует ли он цели
воспитательного мероприятия? Какому возрасту адресовано это
мероприятие?
2. Целесообразность избранной формы воспитательного мероприятия,
ее эффективность?
3. Какой стиль общения преобладает в период проведения
мероприятия?
4. Каков результат воспитательного мероприятия? Какие чувства
воспитывает?
5. Замечания, пожелания.


Тема 10. Педагогика семьи


Литература
1. Азаров Ю. Педагогика семейных отношений. – М., 1993.
2. Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями?
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. – М., 1987.
4. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1985.
5. Битинас Б.П., Катаева Л.А. Гражданскому обществу – институт
социальных педагогов// Педагогика. – 1992. – № 5-6.
6. Бочкарев В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика,
родителя// Воспитание школьников. – 1991. – № 3.
7. 7.Вершловский С., Махлин М. Что важно знать педагогу о семье
школьника// Воспитание школьников. – 1991. – № 2.
8. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного
воспитания// Педагогика. – 1992. – № 5-6.
9. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. – М., 1987.
10. Дементьева И. Современная семья в зеркале социологии// Воспитание
школьников. – 1995. – № 5.
11. Знание о семье. – Рига, 1983.
12. Лиханов А. Драматическая педагогика. – М., 1986.
13. Макаренко А.С. Книга для родителей.
14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети, внуки. – М., 1989.
15. На вопросы отвечает доктор Добсон// Воспитание школьников. – 1993 -
№ 6; 1994 - № 1-6; 1995 - № 1-5.
16. Один человек в школе может изменить жизнь к лучшему// Народное
образование. – 1994. – № 1.
17. Павлов Б.С. Матери, отцы, дети. – М., 1986.
18. Семенов В.Д. Социальная педагогика. История и современность. –
Екатеринбург, 1995.
19. Семья, здоровье, общество. – М., 1986.
20. .Торрес Ада Делла. Ошибки родителей.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign