LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

развитие сознательного отношения к его сохранению – вот коренная задача
педагогической валеологии, дело коллектива преподавателей школ.
В настоящее время учитель является, пожалуй, личностью, способной
реализовать задачи валеологии при участии семьи и медицинских
работников. Функция педагогов состоит в том, чтобы организовать и
координировать валеологическую поддержку воспитанию детей. Но для
этого необходимо, во-первых, чтобы педагоги получили специальное
валеологического образование, во-вторых, чтобы дети получали
необходимую информацию последовательно и целенаправленно,
сопровождаемую советами и рекомендациями.
При организации воспитательной работы обычно учитывается то, что в
процессе обучения отрабатывается взаимосвязь валеологических знаний,
умений, навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания
эти ЗУНы направлены на формирование отношения к происходящим
природно-социальным явлениям, что в свою очередь формирует
мировоззрение человека и тип поведения.
Воспитательная работа в валеологическом образовании строится с
учетом ценностных ориентаций в различных сферах.
1. Человек и окружающая среда, где предметом ознакомления,
обсуждения и осмысления являются глобальные проблемы человечества. При
этом проблема сохранения и развития здоровья человека не выделяется как
значимая из значимых, но всегда находит отражение в рассмотрении
практически всех проблем через принцип факторности. Например, качество
окружающей среды как фактор здоровья.
2. Сферы разумного и неразумного в поведении человека как факторы
здоровья – нездоровья. Прерогатива в содержании отдана сфере разума,
рационального поведения, сфере подсознательных интуитивных механизмов
мышления, сфере спонтанного проявления заложенных природой сил,
дарований, способностей. В воспитательной работе это направление
преломляется через богатейший пласт общечеловеческой и отечественной
культуры.
3. Духовное совершенствование человека в условиях оптимизации
природного окружения и социосферы. Это наиболее высокая планка, где
воспитательная работа строится с учетом определенного самим учащимся
личностного «Я».
Одной из главных задач педагога-валеолога является просветительская
работа. Объектами этого вида деятельности становятся учителя-предметники,
классные руководители и родители. Центральной фигурой валеологического
просвещения является школьник. Педагог-валеолог призван убедить ребенка,
что здоровье легко утрачивается, но с трудом восстанавливается; что
здоровье – это капитал, который требует определенного вклада,
значительных усилий.
Основной задачей педагогического коллектива во главе с валеологом
должно быть воспитание стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ
жизни. Педагог-валеолог обязан владеть методикой комплексной оценки
педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется. Здесь
важно сотрудничество с учителями-предметниками, пересечение
воспитательных интересов на каждом этапе воздействия на учащихся.
Поэтому усилия педагогического коллектива и педагога-валеолога будут
эффективными и результативными, если эти совместные действия будут
соответствовать следующим требованиям:
• наличие эволюционного и онтогенетического кругозора;
• умение выстраивать и реализовывать стратегию и тактику
оздоровления;
• наличие валеолого-педагогических технологий, методов и средств
оценки педагогического процесса и валеологического обеспечения
педагогической деятельности;
• правильная организация оздоровительной и здравотворческой работы
с разными категориями учащейся молодежи по показателям здоровья и
состояния организма на конкретном этапе.
Таким образом, валеология (педагогическая валеология) – это наука о
законах формирования человеком своего здоровья через образовательные
технологии. К таким технологиям относятся уроки здоровья, подвижные
игры, конкурсы, познавательные викторины, олимпиады, спартакиады и т.д.
Отсюда понятно, что в системе подготовки будущего учителя науке о
здоровье здорового человека, о здоровом образе жизни принадлежит очень
большая роль.


Тема 7. Личность ребенка – объект, субъект воспитания


Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и
индивидуальный подход. – М., 1992.
2. Галагузова М.А., Шеланков В.А. Кто защитит права ребенка в школе? //
Педагогика – 1994. - № 5.
3. Желаннова А. Ребенок в педагогической теории и школьной практике:
от древности до наших дней// История: еженедельное приложение к
газете «Первое сентября» – 1997. - № 21.
4. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. В.И. Васильевой,
Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Родионовой. – М., 1991.
5. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. – М., 1989.
6. Кон И.С. Вкус запретного плода. – М., 1992.
7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991.

План ПТА Вопросы и задания
изучения
темы
личность,
1.Личность 1. Обработать тезисный план лекции.
объект,
ребенка? 2. Начать исследование своих личностных,
субъект,
2.Учет субъектных, индивидуальных свойств с
личностный
индивидуальн помощью психологических методик.
подход,
ых 3. Ответить на вопросы: «Можно ли считать
индивидуально
особенностей ребенка личностью?», «Почему
сть,
личности в взаимоотношения между педагогом и
индивидные
воспитательн воспитанником носят объектно-субъектный
свойства,
ой характер?»
личностные
деятельности.
свойства
3.Объектно-
субъектные
взаимоотнош
ения
участников
педагогическ
ого процесса.


1. Личность ребенка?
Ребенок – смысл жизни и надежда родителей; дети – объект
педагогической деятельности, субъект педагогического процесса.
«Ребенок умеет любить того, кто его любит... и его можно
воспитывать только любовью.» (Ф.Э. Дзержинский)
Трехлетний ребенок – уже личность.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в
общественных отношениях в процессе совместной деятельности и общения.
Трехлетний ребенок может общаться, он занят игровой деятельностью, он
живет в событиях семьи, поэтому мы вправе называть его маленькой
личностью.
Процесс формирования личности есть по существу бесконечный
процесс. Личность формируется в группах иерархически расположенных на
ступенях онтогенеза (развития человека от рождения до смерти):
- в раннем возрасте (семья);
- в дошкольном и младшем школьном возрасте (группа детского сада,
школьный класс);
- в подростковом возрасте (коллективы сверстников);
- в юношеском возрасте (учебные, трудовые коллективы или
корпоративные группы).
Особое значение процесс развития личности приобретает в отрочестве
и раннем юношеском возрасте. Поэтому лучше говорить: личность
подростка, юноши. Вряд ли можно говорить о личности ребенка в полном
смысле этого слова? Ведь формирование личности сопряжено с такими
явлениями как самопознание и самовоспитание. Потребность в
самопознании, рост самосознания (формирование воли, моральных чувств)
способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Юноша
(девушка) должны осознать свои возможности и соизмерять с ними
потребности. Все перечисленные новообразования личности характерны для
детей, начиная с 14-15 лет.
Если индивид входит в относительно стабильную социальную
общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит
в ней три фазы становления как личности:
1 – адаптация (усвоение норм и ценностей, овладение средствами и
формами деятельности), стремление «быть таким, как все»;
2 – индивидуализация (стремление к максимальной персонализации);
3 – интеграция (вхождение в общность или вытеснение из общности).
Личность – дело рук самого человека, его самовоспитания. Личность
никогда не дается в готовом виде, но всегда созидается, это творческий
процесс. Личность становится индивидуальностью, если работа над собой
достаточно усердна и последовательна. Можно прожить целую жизнь и не
стать личностью. Она обнаруживается в поступках, в целом жизнь – это
поступок. Каждый может прожить ее так, как хочет, но надо, чтобы она была
прожита так, как сможет человек, на что он способен, для чего он создан.
2. Учет индивидуальных особенностей личности в воспитательной
деятельности
Личность стремится к своей индивидуальности. Когда мы говорим
«индивидуальность личности», то подчеркиваем наличие в ней яркой
самобытности, непохожести. Индивидуальность – естественный результат
личностного развития. Подлинно индивидуальное – прежде всего
незаменимое, то есть единственное в своем роде.
Индивидуальность – интегральная характеристика свойств человека,
индивида, личности; совокупность индивидных, субъектных, личностных
свойств человека; индивидуально-своеобразное сочетание типологических
свойств.


1. Схема интегральной индивидуальности
(по Ананьеву, Мерлину)
===========================================
ОРГАНИЗМ
1. Физическая индивидуальность (рост, вес, АД и т.д.)
2. Биохимическая индивидуальность (белковое строение, обменные
процессы).
3. Соматическая индивидуальность (строение тела).
===========================================
ИНДИВИД
4. Первичные «индивидные» свойства:
4.1.Возрастно-половые;
4.2.Индивидуально-типические (конституция, нейродинамика,
функциональная асимметрия).
5.Вторичные «индивидные» свойства (интегрированные
психофизиологические функции и органические потребности):
5.1. Темперамент;
5.2. Задатки.
============================================
ЛИЧНОСТЬ
6. Характер;
7. Способности;
8. Личность (в узком смысле);
9. Социальный статус.
============================================


2. Свойства личности ( по В.П.Кузовлеву)

Индивидные Субъектные Личностные
память, внимание, умение личный опыт,
работоспособность, трудиться, интересы,
темп работы умение учиться эмоции, чувства

В воспитательной деятельности следует учитывать индивидульно -
типологические свойства личности, воспитательный процесс надо строить,
соизмеряя цели, задачи, методы, формы с индивидуальностью, необходимо
создавать условия для раскрытия индивидуальности. В этом направлении
идет гуманизация воспитания: в центре всех педагогических усилий –
личность ребенка. Подлинная гуманизация предполагает создание условий и
стимулов, специально направленных на обеспечение формирования
человеческой индивидуальности. У хорошего педагога даже в
переполненном классе каждый ребенок чувствует себя единственным, будто
учитель обращается только к нему и ни к кому больше. Обращение к одному
отдельному ребенку – огромный труд души. Важно знать детей в лицо, по
именам.
Итак, воспитательная деятельность конкретна, индивидуальна. Нам
известны типологические свойства, по которым различают
индивидуальности. Вернее, в каждом человеке типичные свойства собраны
неповторимым образом, они индивидуально - типичны. На какие свойства
следует обращать особое внимание? Прежде всего это касается возрастно-
половых различий:


Мужчины отличаются Женщинам свойственны
трезвость, расчетливость ума; особая чувствительность,
последовательность, сентиментальность, ранимость,
логичность романтичность;
мышления;
сдержанность (молчание – их нетерпеливость, рассеянность,
физиологическая потребность: болтливость;
1 час в сутки)
развита хорошо реакция, проворны, ловки, грациозны,
физически сильны выносливы, но физически слабы


Актуальная проблема – воспитание мужественности и женственности:

Воспитание мужественности Воспитание женственности
-патриархальные отношения у - культ материнства (уважение к
мусульманских народов (муж- женщине-матери: на свадьбе у
господин, глава, опора семьи, мальчиков (обряд обрезания)
слово мужчины в доме – главные подарки - матери);
закон, он обязан содержать - ребенок выросший без
семью); материнской ласки становится
- если в доме растет мальчик, злым и бессердечным;
то рядом обязательно должен - шейпинг, аэробика, женские
быть мужчина! романы (английские)
- тренажерные залы («качать
мускулы») и духовное
развитие (читайте побольше)

В процессе воспитания важно, чтобы «чувство пола» не было
уничтожено, но и не развивалось сильно. Во всем надо соблюдать меру.
Процесс половой социализации включает направленные и спонтанные
воздействия, которые способствуют формированию мужчины и женщины во
всем многообразии их психологических и физиологических особенностей.
Половое воспитание предполагает комплекс воспитательных и
просветительных воздействий на ребенка для принятия им принятой в
обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в
общественной и личной жизни.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с
учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов и интересов), в значительной степени
влияющих на их поведение. Суть индивидуального подхода: гибкое
использование педагогом различных форм и методов воспитательных
воздействий с целью достижения оптимальных результатов по отношению к
каждому ребенку.
Примеры осуществления индивидуального подхода:
- поручение ребенку заданий в соответствии с его возможностями и
способностями, желаниями;
- создание специальных педагогических ситуаций, помогающих
выявить индивидуальные качества воспитанника и дальнейшее их развитие;
- индивидуальная беседа с целью выработки стиля взаимоотношений.
Индивидуальный подход необходим каждому ребенку:
благополучному и «трудному». Осуществление индивидуального подхода –
признание права ребенка быть непохожим на других.
В последнее время все чаще стали говорить о необходимости
личностного подхода. Личностный подход – базовая ценностная ориентация
педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком
и коллективом. Понятие «личностный подход» более широкое, глубокое, чем
индивидуальный подход, пока не доминирующее в практике педагогической
деятельности. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в
осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей,
становлении самосознания, в осуществлении самоопределения,
самореализации, самоутверждения. Личностный подход может осуществить
лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные
качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог.
3. Объектно-субъектные взаимоотношения участников
педагогического процесса
Объект – то, на что направлено действие, ребенок как «tabula rasa».
Субъект – тот, кто участвует в процессе, деятель, активный участник.
При S О происходит главным образом воздействие педагога на
воспитанника, а при S S – взаимодействие, диалог, сотрудничество.
Воздействие – действие одного из объектов на другой, в ходе которого
действующий объект превращается в субъект.
Взаимодействие – действие друг на друга двух объектов, требующее
установления равноправных отношений, в процессе которого объекты
становятся субъектами.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность детей и
взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир
друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В
основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления
педагогом деятельности воспитанников.
Думается, в воспитательном процессе отношения между педагогом и
воспитанниками могут быть как субъектно-объектными (воздействие), так и
субъектно-субъектными (взаимодействие, сотрудничество). Для каждой
педагогической ситуации – свой тип взаимоотношений.
Наши с вами взаимоотношения могут строиться на деловых, равно-
уважительных принципах. Мы с вами – коллеги-педагоги. Нас разделяют
возраст, статус, но объединяет цель. Давайте будем сотрудничать.


Тема 8. Методы воспитания


Литература
1. Глассер У. Школы без неудачников. – М., 1991.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993.
3. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания. – М., 1997.
4. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю.К. – М. – 1988.
5. Умом и сердцем/ Библиотечка семейного чтения. – М., 1980.

План изучения ПТА Вопросы и
темы задания
метод,
1. Проблема 1. Подготовить к
методы
методов презентации метод
воспитания
воспитания в воспитания
педагогике. (работа в группе).
2. Классификация 2. Составить тест
методов на опознание
воспитания. методов
воспитания.

1. Проблема методов воспитания в педагогике.
Метод – способ, путь осуществления каких-либо действий.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов
решения воспитательных задач и осуществления воспитательных
воздействий.
В педагогике проблема методов воспитания – наиболее сложная и
спорная:
- нет четкости в терминологии (методы=приемы=принципы);
- отсутствует единая система методов воспитания (практически у
каждого педагога складывается субъективное представление о методах
воспитания в зависимости от конкретных целей и задач воспитания);
- трудность классификации (невозможно брать лишь какой-то один
критерий; нельзя учитывать точку зрения только педагога, упуская из виду
воспитанника).
Наиболее традиционные методы воспитания, начиная со
средневековья, – это внушение, приказание, требование, наказание
(авторитарные методы воспитания).
В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не
задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед
проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации,
он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных
решений данной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания
позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос «Что делать каждый
день?», а определять «Что нужно делать дальше?»
Выбор конкретных педагогических методов зависит от многих
факторов:
- уровень зрелости коллектива;
- возрастные особенности детей;
- степень их духовно-нравственного развития;
- предмет общения;
- особенности творческого стиля педагога;
- внешние обстоятельства.
2. Классификация методов воспитания.
Остановимся на трех типах классификации.
Классификация, предложенная в учебнике «Педагогика» под ред. Ю.К.
Бабанского:
1 группа – методы формирования сознания личности (взглядов,
убеждений, идеалов): беседы, лекции, диспуты, метод примера;
2 группа – методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения: педагогическое требование, создание
воспитательных ситуаций, общественное мнение, приучение, упражнение;
3 группа – методы стимулирования поведения и деятельности:
соревнование, поощрение, наказание;
4 группа – методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании:
педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов.


Классификация Б.Т. Лихачева:
1. Методы организации жизни и деятельности детского коллектива
(метод перспективы, игры, единых требований, самоуправления,
соревнования, самообслуживания).
2. Методы взаимодействия (уважение, требование, убеждение,
осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение,
критика, конфликтная ситуация).
3. Методы детской самодеятельности (самосовершенствование,
самообразование, самодисциплина).
4. Методы педагогического воздействия (обращение к сознанию,

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign