LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

компьютерных рисунков, встреча героев книг, публичная защита
фантастического проекта, «Что? Где? Когда?», научные встречи, обзор
научной фантастики, фестиваль музыкальной фантазии).
Воспитание в классном коллективе предполагает установление и
развитие внешних связей класса, освоение внутренней и внешней среды
школы, взаимодействие классного коллектива с педагогическим
коллективом, выращивание индивидуального облика класса, взаимовлияние
классного коллектива на ребенка и ребенка на класс, авторитет классного
руководителя.
Самоуправление в школе – это обретение личностью опыта
демократических отношений, когда формируется «команда дела».
Индивидуальная поддержка школьников основана на понимании того,
что помощь как вмешательство, исключающее активное участие другого
субъекта взаимодействия (ребенка) непродуктивна.
Поэтому необходима поддержка растущего человека (с позиции
защиты интересов ребенка). Эта идея провозглашалась К.Д. Ушинским, А.С.
Макаренко, развивалась И.П. Ивановым, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудриком,
О.С. Газманом. Педагогическая поддержка (ПП) – деятельность
профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной
помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с
физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным
продвижением в обучении, и жизненным, профессиональным
самоопределением. ПП призвана помочь обрести уверенность, подкрепить
положительные качества личности, удержать от негативного качества,
мешающего развитию. ПП может носить индивидуальный или групповой
характер. Ключевые понятия ПП: проблема (негативное состояние личности),
защита (обеспечение физической, психологической, моральной
безопасности), самостоятельность (как результат совместной
деятельности). Условиями успешности ПП являются: 1) согласие ребенка на
помощь и поддержку (вмешательство допустимо в особых случаях –
наркомания); 2) приоритетность самого ребенка в решении собственных
проблем; 3) совместность, сотрудничество, содействие; 4) соблюдение
принципа, конфиденциальности, доверительности; 5) доброжелательность; 6)
защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.
Воспитательная система создается для реализации педагогических
целей и обеспечения развития личности учащихся. Различают
воспитательные системы:
- массовых школ;
- школ-комплексов;
- микрорайона, села, города;
- «семейного типа» (сельских малокомплектных школ);
- организованных по принципу коммунарской методики;
- профильных учебных заведений (гимназий, колледжей, лицеев);
- школ в зонах стихийных и социальных бедствий.
По типу организации воспитательные системы бывают авторитарные и
гуманистические:

Авторитарные Гуманистические
воспитательные воспитательные
системы системы
- Предусматривают - Ориентированы на
подчинение личность ребенка как
воспитанника воле основную цель,
воспитателя; результат и показатель
- подавление в той или эффективности
иной мере инициативы и воспитательной
самостоятельности. системы;
- свобода выбора,
добровольность
деятельности, взаимная
терпимость, личная
ответственность.

Этапы развития воспитательной системы:
1) становление;
2) организационное оформление;
3) функционирование в максимальном режиме;
4) обновление, вызванное противоречиями между ценностными
компонентами школьного воспитания и окружающей среды, между
традициями и новациями; в результате происходит изменение целей,
реформирование структуры отношений в воспитательной системе;
5) старение (кризис) из-за излишней упорядоченности жизни
коллектива, потеря чувства нового, ослабление инициативы учащихся.
Основные показатели эффективности воспитательной системы:
- самочувствие ребенка, его личностное развитие, ценностные
ориентации, уровень образованности и воспитанности;
- умение педагогического коллектива предвидеть кризисные состояния
и преодолевать их.
Авторские воспитательные системы – это экспериментальные
воспитательные системы, деятельность которых основана на ведущей
психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским
коллективом. Например, авторские воспитательные системы В.А.
Караковского, И.П. Иванова.
4. Классный руководитель в воспитательной системе школы
Центральное место в воспитательной системе школы, вне всякого
сомнения, отводилось и отводится классному руководителю.
Прежде чем приступить к изложению вопроса, хотелось бы повторить,
что суть воспитания – не только воздействие взрослых на детей, но и
процесс их совместной жизнедеятельности, направленный на развитие и тех,
и других, построенный на началах сотрудничества.
Институт классных руководителей сложился в 20-е г. в советской
школе: классные дамы, групповоды, наставники. Пиком развития этого
института считаются 70-е г.
В сегодняшней российской школе обнаружились проблемы института
классных руководителей:
- слабая вузовская подготовка к выполнению функций классного
руководителя (вузы готовят преподавателей, а не воспитателей);
- перегруженность учебной работой;
- отсутствие материальной заинтересованности;
- неохватность функций классного руководителя ( успеваемость,
здоровье, внешний вид детей; участие в школьной жизни; ведение классной
документации; сотрудничество с родителями; координация педагогической
деятельности учителей, работающих в данном классе; сохранение
благоприятного психологического климата в классе, создание условий для
развития каждого и всех и т.д.);
- падение уровня общественной активности школьников;
меркантилизация ценностных ориентаций;
- формализм в воспитательной работе;
- падение авторитета педагогов.
Основная причина этих проблем состоит в том, что в социально-
экономической политике государства образование не было в числе
приоритетных сфер (обнищание учительства). Отсюда бездуховность
общества, бескультурие нуворишей. Российское общество –
нецивилизованное общество. В 1987 г., будучи в СФРЮ, мы слышали: «О,
Россия – это суперстрана!». Теперь с уважением о нас говорят лишь в
некоторых странах СНГ и в той части света, которую называют третьим
миром. А Республика Бурятия находится на 50-м месте среди регионов
России по основным показателям! Последние шаги президента и
правительства в отношении бюджетных сфер обнадеживают и мы -
преподаватели вузов уже мечтаем увидеть в школах наших выпускников,
многие из которых составили бы гордость нашей профессии.
Итак, каковы пути развития института классных руководителей, если в
школе будут созданы благоприятные условия для выполнения функции
воспитания? Думается, развитие это пойдет по расширению штата
воспитателей:
- не освобожденный классный воспитатель;
- освобожденный классный руководитель (классный воспитатель,
руководитель разновозрастного коллектива, организатор параллели, куратор
в 10-11 классах);
- педагог-предметник и воспитатель (учитель истории, учитель
физкультуры);
- медработник-воспитатель в санаторных школах;
- психолог-воспитатель;
- родитель-воспитатель;
- студент-воспитатель;
- социальный педагог-воспитатель.
У каждого классного руководителя имеется план воспитательной
работы – оперативный, конкретный документ, способствующий организации
целостного воспитательного процесса. Он должен быть не только
конкретным, но и реальным, может быть составлен по следующей схеме:

Наименование Оборудование, Сроки Ответственный Итоги Анализ
воспитатель- средства выпо- за проведение
ных действ лнения
(мероприятий)

План воспитательной работы должен основываться на общешкольном
плане, учитывать знаменательные даты календаря, пожелания детей, личные
пристрастия педагога.
План должен быть составлен на перспективу (годовой, полугодовой, на
четверть) и на каждую неделю (еженедельный).
План воспитательной работы может включать разделы:
• общешкольные дела;
• внутриклассные дела;
• сотрудничество с учителями-предметниками;
• сотрудничество с родителями;
• индивидуальная воспитательная работа
В центре внимания плана – личность воспитанников, динамика
формирования личности. Главное – не мероприятия, а педагогическое
действо, которое всегда имеет результат.


Тема 6. Педагогическая деятельность учителя физкультуры


Литература
1. Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и
ученики: два мира? – М. – 1992.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Дону, 1997.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М. – 1993.
4. Распутин В. Уроки французского/ в кн.: Распутин В. Что передать
вороне? – М., 1988.
5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического
воспитания. – М., 1987.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
педагогическая
1. Сущность 1. Составить
деятельность,
педагогической библиографический
воспитатель,
деятельности. список на тему
здоровье
Учитель-воспитатель. «Воспитательная
детей,
2. Особенности работа учителя
физическая
педагогической физкультуры».
культура,
деятельности учителя 2. Разработать
физической культуры. физическое беседу по рассказу
воспитание
3. Валеологическое В. Распутина
образование в школе «Уроки
французского.

1. Сущность педагогической деятельности. Учитель-воспитатель.
Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие
учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное,
интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее
как основа саморазвития и самосовершенствования.
Средства педагогической деятельности:
- научные знания;
- тексты;
- аудио, видео-средства, компьютеры и т.д.
Способы передачи социального опыта в педагогической деятельности:
объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, практика.
Продукт педагогической деятельности – индивидуальный опыт
ученика по освоению мира.
Результат педагогической деятельности – развитие обучающегося.
Педагогическая деятельность вызвана мотивами:
а) внутренним – ориентация на процесс и результат своей деятельности
(«мотив роста»);
б) внешним – « мотив достижения, престижности, адекватности оплаты
труда»;
в) «мотив власти» (потребность в доминировании).
Остановимся подробно на «мотиве власти». Признаками мотива власти
являются желания: контролировать, воздействовать, убеждать. Желания
вызывают действия:

подчинять, запрещать, очаровывать,
склонять,
вести, управлять, править, ограничивать, покорять,
убеждать, властвовать, отговаривать, заставлять
надзирать, попирать, наказывать прислушиват
уговаривать, диктовать ься к себе
регулировать, свои
организовывать, условия,
руководить судить,
принимать
решения

Можно отметить знаком «минус» те действия, которые ограничивают
свободу. Мотив власти с преобладанием действий, направленных на
ограничение свободы приводит к менторству в отрицательном значении
этого слова. Ментор – наставник, руководитель. Высоко-менторская
(отчужденная от личности воспитанника) воспитательная позиция состоит в
том, что педагог смотрит на ребенка только «сверху вниз».
Воспитательная позиция и педагогический стиль зависят от
объективных условий (общественный уклад, народные традиции,
политический строй) и субъективных причин (темперамент, индивидуальная
судьба – счастье в семейной жизни, справедливость в оценке труда, характер
межличностных отношений, педагогическая культура).
Педагогическую деятельность осуществляет учитель как воспитатель.
Учитель есть воспитатель!
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на
себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека
(ребенка). Воспитатель призван обеспечить здоровый образ жизни каждому
ребенку, нормальный режим питания и отдыха, оптимальный уровень
психических и физических нагрузок, условия для обучения, общения и труда.
Не думаю, что это касается только воспитателей в школах-интернатах,
детских домах. Таковы обязанности всех педагогов, включая учителей и
родителей.
Вся педагогика касается духовной сферы жизни, а учительская
деятельность профессиональна и духовна по своей сути. Профессиональная
духовность – это максимум человеческого в профессиональном исполнении
учителя.
2. Особенности педагогической деятельности учителя
физкультуры.
Главное условие нормальной полноценной жизнедеятельности,
несомненное есть здоровье. Здоровье – главное богатство человека. Одна из
основных забот педагога – здоровье детей, он ответственен за него.
Здоровье детей – состояние организма, характеризующегося его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений. Здоровье – состояние телесного, душевного,
социального благополучия.
Школа, к сожалению, имеет не только положительное влияние на
развитие ребенка. Среди детей и подростков от начала к концу обучения в
школе увеличиваются распространенность близорукости, нарушений осанки,
частота хронических заболеваний уха, горла, носа, желудочно-кишечного
тракта (болезнь Боткина), опорно-двигательной системы (травмы). Вот
примеры:
- температура в помещении Городской детской художественной школы
составляет 10 градусов, дети просто коченеют держа в руках карандаши и
кисти;
- правильной осанки нет у большинства девочек, девушек;
- трагедия в турецкой гимназии г. Ош (в тренажерном зале под прессом
погибли 15-летние ребята).
Предмет педагогической деятельности учителя физкультуры – развитие
физической культуры и физическое воспитание школьников. Физическая
культура – система специальных упражнений и спортивной деятельности,
направленная на развитие физических и духовных сил организма человека.
Функции физической культуры:
- развивающая (совершенствование мышечной, нервной, опорно-
двигательной системы, развитие гибкости и стройности тела и т.д.);
- воспитательная (укрепление выносливости и закалки морального
духа);
- образовательная (знакомство с разнообразными видами физической
культуры и спорта);
- оздоровительно-гигиеническая;
- общекультурная (организация досуга, туризм).
Большой спорт воспитывает чувства: «Огромная чаша «Мароканы»,
стадиона в столице Бразилии: Пеле после прощального матча бежит вокруг
поля под неистовые крики болельщиков «Останься, останься, останься!».
Тогда, утирая мокрое от слез лицо, великий бразилец бежит еще один круг
почета, а весь стадион встает и криками, плачем, цветами провожает своего
любимца и кумира».
Физическое воспитание – целенаправленная, четко организованная и
планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной
деятельности детей; включение детей в разнообразные формы занятий
физической культурой и спортом; гармоничное развитие тела ребенка в
единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Содержание физического воспитания (содержание деятельности
учителя физкультуры):
1) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного
дня;
2) проведение уроков физкультуры;
3) организация внеклассных форм занятий физкультурой и спортом;
4) вовлечение школьников в общешкольные физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия;
5) воспитание нравственности и волевых качеств детей.
Результаты педагогической деятельности учителя ФК: физическая
воспитанность детей (двигательные качества, выносливость, ловкость,
способность выдерживать нагрузки), закаленность организма; укрепление
здоровья; развитие волевых качеств; благородство, доброта (сильный человек
никогда не бывает злым).
Но педагогическая деятельность учителя физкультуры не должна
ограничиваться лишь физическим воспитанием! Учитель ФК, прежде всего,
педагог. Для плодотворной педагогической деятельности необходимо
выработать свой стиль, надо формировать индивидуальный стиль
педагогической деятельности. Учитель физкультуры обязан быть готовым к
воспитательной деятельности в целом, активно участвовать в работе
воспитательной системы школы.
3. Валеологическое образование в школе. Валеология (лат. valeologia –
здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин
«валеология» был предложен профессором И.И.Брехманом в 1980 г.
Валеология, как наука о здоровье практически здоровых людей,
принципиально отличается от медицины. Объектом валеологии является
здоровый человек, тогда как объектом клинической медицины является
человек, подверженный заболеваниям. По сути валеология занимается
разработкой универсальной и научно-обоснованной системы оздоровления.


Структура валеологической науки
Раздел Предмет и задачи
валеологии
Общая Определяет место валеологии в системе наук о человеке, ее
валеология границы в научном пространстве, взаимоотношения со
смежными науками, формирует представление о предмете,
очерчивает тезаурус науки о здоровье, определяет общие
методы валеологических исследований, методологические
основы, изучает историю учений о здоровом образе жизни.
Медицинская Устанавливает различие между «здоровьем» и «болезнью»,
валеология разрабатывает критерии здоровья, изучает состояние
«предболезни» и способы внешнего поддержания здорового
состояния организма и психики, исследует внешние и
внутренние факторы, угрожающие здоровью человека.
Специальная Изучает особенности здоровья и возможности его
валеология сохранения в различных особых и экстремальных условиях
жизни и деятельности человека.
Дифференциал Исследует индивидуально-типологические особенности
ьная здоровья человека, методы определения различий здоровья
валеология людей, занимается валеологической диагностикой.
Социальная Рассматривает проблемы здоровья социальной среды
валеология (семьи, коллектива, общества в целом).
Возрастная Изучает возрастные особенности здорового состояния
валеология человека, закономерности становления и сохранения
здоровья в детстве, отрочестве, юности, зрелости, старости.
Педагогическа Это наука о воспитании человека, сознающего, что значит
я валеология здоровый образ жизни; наука о формировании готовности
сохранять и укреплять здоровье
Чем вызвана необходимость валеологического образования?
Казалось бы, здоровье – характерная черта молодого организма: дети и
молодежь должны быть наиболее здоровой частью населения. Остановимся
на статистике состояния здоровья среди детей и молодежи:
• на протяжении последних лет смертность от ишемической болезни
сердца возросла в Казахстане у молодых людей на 5-15%;
• на 1000 студентов казахстанских вузов приходится всего 381
здоровый студент;
• в период с 1991 по 1997 г. заболеваемость туберкулезом возросла на
52,4%;
• устойчиво ухудшается состояние здоровья женщин, по официальным
данным только 25% женщин детородного возраста относительно здоровы;
• по оценке педиатров только 10% школьников могут считаться
относительно здоровыми, 90% учащихся имеют признаки одного из
заболеваний или уже имеют целый букет болезней;
• основными заболеваниями среди школьников являются: школьная
близорукость (55%), нарушение осанки, плоскостопие (62,4%), около 45%
подростков имеют психические отклонения, растет самоубийство среди
школьников, увеличивается число школ-интернатов для умственно отсталых
детей.
Таким образом, мы видим, что образование подрастающего поколения
сегодня требует формирования активного отношения к здоровью как к
ценности, не только пропаганды здорового образа жизни, но и создания
условий для него.
Обновление российской школы идет медленно, особенно в области
воспитания. Прежняя система воспитания отвергнута, а новой системы, пока,
нет, недостаточно высоко квалифицированных профессиональных
воспитателей. Особенно это заметно в плане сохранения здоровья и
физического развития детей.
Наличие таких факторов, как наступление гипокинезии и гиподинамии,
большие психологические нагрузки, сложная экологическая обстановка,
нерациональное и неполноценное питание, ухудшение структуры
заболеваемости школьников способствовало появлению новой отрасли
науки о человеке – валеологии. Валеология входит в систему школьного
образования наравне с математикой, физикой, химией, биологией другими
традиционными дисциплинами.
Следует отметить, что валеология должна носить не столько
образовательную, сколько воспитательную направленность. Выработка
активного взгляда на собственное здоровье как величайшую ценность,

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign