LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

охарактеризовать как функциональное (формирующее определенные черты
личности) и комплексное (направленное на развитие целого комплекса
привычек, свойств).
Воспитание – это организованный процесс, следующий определенной
логике. Логика воспитательной деятельности – это логика выдвижения
педагогических задач, содержание которых и составляет общее содержание
воспитания, состоящее из нескольких направлений.
Нравственное воспитание затрагивает область этической культуры и
морали. Этика – наука о морали и нравственности, а мораль – система
требований и оценок, предъявляемых обществом: то, что должно быть в
человеке. Нравственность – это практическое проявление усвоенных (не
усвоенных) норм морали, поступки. Нравственное воспитание является
стержнем личностного становления, нравственность – определяющее
свойство личности. Нравственные начала закладываются в человеке с
детства. Нравственное воспитание – это воспитание чувств, которое наиболее
продуктивно осуществляется в раннем детстве, в семье. Воспитанию добрых
чувств посвящает свою педагогическую деятельность грузинский педагог
Ш.А. Амонашвили. В его авторской школе проводятся уроки человечности,
во время которых с помощью реальных картин, через призму человеческих
отношений воспитываются вежливость, отзывчивость, чуткость, терпимость,
доброта.
Следующее направление воспитательной работы – эстетическое
воспитание. Эстетика – наука о прекрасном, которое нас очаровывает.
Эстетическое воспитание включает развитие в нас чувства красоты
увиденного, услышанного прекрасного. Что есть красота? Это солнце как
источник света, тепла, жизни; это свет как символ веры, всего доброго и
спасительного. Другой характеристикой красоты является грация –
правильная соразмерность всех элементов создаваемого произведения
(например, в скульптуре), правильное и гармоничное телосложение, легкость
и целесообразность движений.
Актуальным направлением стало экологическое воспитание. Экология
(с греч. и нем. «наука о доме», «обиталище») – наука, изучающая
взаимоотношения природы и общества, животных, растений и человека
между собой и их отношение к среде обитания. Формирование правильного
отношения к окружающей природе, людям – основа сохранения жизни на
Земле. Экообразование – путь формирования целостного мировоззрения
личности, которое требует от нас бережного отношения к окружающим
людям, природе.
Одной из задач воспитательной деятельности современной школы
является формирование экологической ответственности, интегративного
качества личности, характеризующегося восприятием природы как
универсальной ценности, осознанием и стремлением к правильному
поведению в ней, овладением необходимыми знаниями, а также умениями и
навыками для практической деятельности по защите и улучшению
окружающей среды.
Экологическая ответственность состоит из трех компонентов,
воплощающих единство сознания, эмоций и действий школьника: а)
интеллектуальный компонент (экологические знания, представления об
экологической ситуации); б) ценностно-мотивационный компонент (мотивы
занятия экологической деятельностью, оценка фактов и проблем экологии);
в) поведенческий компонент (устойчивость нравственной позиции подростка
по отношению к природе, реализация экологических убеждений в
поступках).
Решающим фактором будущего мирового развития становится
глобальная экологическая этика, берущая начало в общечеловеческих
ценностях. Общечеловеческие ценности тесно связаны с породившими их
духовными источниками. К их числу относится христианство, которое, по
мнению Т. де Шардена, может стать религией будущего: христианство
способно практически и действенно охватить мир всеобщим созиданием, где
вера и надежда завершаются в любви.
Ныне стала актуальной идея де Шардена о пользе соединения науки и
религии. Б.С. Гершунский утверждает, что образование в третьем
тысячелетии должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры.
Нравственное воспитание идет параллельно интеллектуальному развитию.
Способность мыслить дает человеку возможность освоить огромный мир
науки и искусства. Мыслительные действия развивают общий кругозор.
Различают виды мышления: наглядно-действенное, образное, рассуждающее
(словесно- дискурсивное). Воспитание мышления предполагает руководство
развитием любознательности, познавательных и других интересов, широких
духовных запросов и других мотивов учения. Важную роль играет создание
условий для проявления самостоятельности, критичности мышления.
Руководя развитием мышления, следует учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей (самостоятельность, критичность,
последовательность, гибкость, глубина, быстрота мышления). Надо знать и
помнить, что мышление бывает образным, художественным или
понятийным, абстрактным, научным. Развивать мышление следует
систематически и последовательно.
Лучшим средством поддержания способности к ежедневному и
эффективному умственному труду является двигательная активность.
Поэтому занятия физической культурой – один из резервов развития
мыслительных способностей. Высока роль физического воспитания как
педагогически организованного процесса передачи от поколения к
поколению способов и знаний, необходимых для физического
совершенствования. Одна из целей физического воспитания – это укрепление
здоровья, формирование привычки вести здоровый образ жизни. Основные
средства физического воспитания – физические упражнения, использование
естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда),
соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой). Вспомогательным
средством физического воспитания является физический труд. Физическое
воспитание осуществляется по трем основным направлениям: 1) общая
физическая подготовка; 2) профессионально-физическая подготовка; 3)
спортивная подготовка.
Как видим, содержание воспитательной деятельности многогранно.
Развитие личности идет в разных направлениях, комплексно. Поэтому в
школе необходимо создавать условия для развития личности в разнообразной
деятельности:
• интеллектуальной;
• физической;
• общественно-организаторской;
• творческой;
• коммуникативной;
• эмоциональной, чувственно-эстетической.
Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы в нем
комфортно чувствовал себя растущий и нравственно развивающийся человек,
духовно богатая, интеллектуально наполненная личность.


Тема 5. Воспитательная система школы


Литература
1. Воспитательная система массовой школы: Сб. науч. тр. – М., 1992.
2. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М., 1989.
3. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки
прагматической теории /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой,
Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997.
4. Зимовейсков А. Не классный руководитель, а воспитатель //
Воспитание школьников – 1991. - №1.
5. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов.
6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.
7. Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного
учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников – 1993. -
№ 2-3.
8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова. Воспитание,
воспитание, воспитание... – М., 1997.
9. Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания // Педагогика. – 1994. - №5.
10. Личность и коллектив // Советская педагогика. – 1992. - №1-2.
11. Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия. – Т.5. – М.,
1958.
12. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе.
13. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.
14. Олиференко Л. Организатор внеклассной и внешкольной
воспитательной работы. Как вас теперь называть?// Воспитание
школьников. – 1994. - №3.
15. Рахманина Л. Воспитывать через коллектив.
16. Соловейчик С. Воспитание по Иванову.
17. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1987.
18. Щуркова Н.Е. Классный час и его организация.
19. Яковлев Н.С. Записки директора школы. – М., 1987.

План изучения ПТА Вопросы и
темы задания
воспитатель 1. Подготовиться
1. Школа и
ная
воспитание. к обсуждению
система
2. Воспитание проблемы
школы,
личности в «Коллектив
школа,
личности в «Коллектив
коллектив,
коллективе. и/или личность».
детский
3. Воспитательная 2. Изучить опыт
коллектив,
система школы. школы В.А.
детская
4. Классный Караковского,
общность
руководитель в И.В Иванова.
воспитательной 3. Представить
системе школы. разработку
классного часа.

1. Школа и воспитание.

Школа – общеобразовательное учреждение. Воспитание –

целенаправленное создание условий (материальных, духовных) для развития

личности.

Школьное воспитание – создание условий развития личности в

учебном процессе. Школа среди различных образовательных институтов

играет ведущую роль, так как здесь проходит достаточно длинный отрезок

жизни (от 7 до 17 лет). Учеба – основная деятельность детей этого возраста,

вокруг учебы устроена почти вся жизнь школьника.

Вопрос о возможности воспитания в школе достаточно спорный.


Противники воспитания Сторонники воспитания
в школе в школе
Воспитание – насилие над Воспитание – это прежде всего
личностью; «стандартизация»; создание условий; воздействие и
- есть обучение, образование и взаимодействие;
этого вполне достаточно; - воспитание осуществляется в
- воспитание должно быть обучении;
стихийным; школьника надо - организация жизнедеятельности
поставить в условия свободного школьника необходима как дома,
выбора; школе следует отказаться так и в школе;
от воспитательных функций; - российская школа имеет свою
- во всех цивилизованных странах традицию в воспитании детей.
воспитанием занимается институт
социальных педагогов, а не школа.




Чем вызвано такое отношение к воспитанию в школе?
Думается, это отражает ситуацию чрезвычайной запущенности
воспитания вообще. В школах-гигантах воспитательная работа
малоэффективна (коллектив в 600-700 учащихся – «педагогически
обозримый»: есть контактность, когда директор, завуч, школьный психолог
знают каждого ученика не только в лицо, но и его характер, склонности).
Непопулярная государственная политика в отношении образования
привела к тому, что стал падать авторитет самой школы. Учитель в нашей
стране находился на самой низкой ступени социальной лестницы, стало уже
неудивительным видеть за прилавками рыночных лабазов учителей.
Авторитет учителя держался на одном энтузиазме старшего и среднего
поколения педагогов, дипломированные молодые специалисты устраивались
на работу, куда угодно, только не в школу.
Между тем именно в школе закладываются социальные качества
личности. Главным средством воспитания в школе является коллектив.
2. Воспитание личности в коллективе.
Человек не свободен от общества, кроме исключительных случаев
(насилие или добровольная изоляция: граф Монте-Кристо и Робинзон Крузо).
Человек живет среди людей, жизнь проходит в событиях, общество состоит
из коллективообразований: Союз театральных деятелей, финансовая группа
«Василиса», АО, фонды, студенческие группы, семья. Человек вступая в
коллектив, становится участником общественных отношений.
Какова траектория взаимоотношений коллектива и личности?
Прежде особый акцент делался на значимость коллектива,
подчеркивался его приоритет перед отдельной личностью: к/ф «Гараж»
(гаражно-строительный кооператив). Сегодня личность не
противопоставляется коллективу. Скорее следует говорить о слиянии их
интересов. Слияние интересов – не за счет принятия личностью требований
коллектива, а за счет обоюдного движения навстречу друг другу.
+
Личность коллектив


Коллектив состоит из индивидуальностей, в нем как в оркестре
«каждый человек играет свою скрипку». Но оркестр – сложенная игра
нескольких музыкантов, которые думают об общем звучании мелодии.
Личностные качества проявляются лишь в коллективе, среди людей, в
сравнении с другими людьми.
Коллектив – самоуправляющаяся структура, форма человеческого
общежития. Коллектив – социальная общность людей, объединенных на
основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций,
совместной деятельности и общения.
Педагогическая наука изучает воспитательный коллектив, состоящий
из детского коллектива и педагогического коллектива.
Детский коллектив – цель, объект, инструмент воспитания. Это среда
обитания детей, их личностного самоутверждения, самовыражения,
самореализации.
Различают следующие типы детских коллективов:

По времени По форме По количеству
существования деятельности
- длительно - учебно- - первичный
существующие (класс); познавательные; (класс);
- временные (в летнем - трудовые; - вторичный
лагере труда и отдыха, - клубные. (параллель
во время туристические классов,
поездки за границу); классы
- ситуативные, школы).
кратковременные
(Совет дела).

Коллектив – среда, в которой формируется демократическая культура
личности. Классическое учение о воспитании личности в коллективе,
признанное мировой педагогикой, создано А.С. Макаренко. На семинарском
занятии мы подробно обсудим этот вопрос. Отношение к нему неоднозначно,
моя точка зрения совпадает со словами, сказанными выпускницей заочного
отделения ФФ БГУ: «В классе, где нет коллектива, трудно работать».
Итак, что представляет собой детский коллектив. Детский коллектив
независимо от типа в своем развитии проходит несколько стадий:

На Выступает как цель Формируются
первой педагогов в их зачатки
стадии воспитательной коллективизма
деятельности
на представляет собой воспитывается
второй инструмент массового гражданское
стадии воспитания и формиро- самосознание
вания у всех своих
членов социально
значимых качеств
личности
на превращается в развивается
третьей инструмент индивиду- творческий
стадии ального развития потенциал
учащегося коллектива

Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру
коллектива, содержание его жизнедеятельности, корректируя внутри
коллективные отношения, развивая самоуправление учащихся.
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий, что
составляет его движущую силу:
- между коллективом и его отдельными членами (опережающими или
отстающими развитие коллектива);
- между перспективами коллектива и его отдельных воспитанников;
- между нормами поведения в коллективе и в стихийно сложившихся в
нем группах;
- между отдельными группами детей.
Противоречия могут перейти в конфликт, который разрешается самими
воспитанниками (в зрелом коллективе), при вмешательстве педагогов (в
неразвитом коллективе).
Проблема детского коллектива – проблема управления им как
инструментом воспитания. Управление детским коллективом основывается
на трех принципах: 1) педагогическое руководство; 2) самоуправление; 3)
саморегуляция.
Педагогический коллектив (понятие, введенное А.С. Макаренко) – это
коллектив воспитателей, объединенных единством требований к
воспитанникам. Например, педагогический коллектив школы или
педагогический коллектив учителей предметников, работающих в
конкретном классе. Педагогический коллектив – ядро воспитательной
системы школы.


3. Воспитательная система школы.
Как известно, воспитание успешно, если оно системно. В педагогике
существует два уровня системного подхода к воспитанию. На первом уровне
рассматривается система воспитательной работы – целенаправленная
взаимосвязанная совокупность внеурочных мероприятий, организующих
досуг школьников (клубы, кружки, объединения по интересам, КТД,
традиции). На втором уровне изучается школьная воспитательная система,
охватывающая весь педагогический процесс (учебные занятия, внеурочную
жизнь школьников, включая досуг, разнообразную деятельность и общение
за пределами школы, влияние социума, природной, предметно-эстетической
среды, воспитательное пространство). Отсюда, воспитательная система
школы (ВСШ) – сложное психолого-социо-педагогическое образование,
неравновесное, саморегулируемое и управляемое; это открытая система,
взаимодействующая с социумом, осваивающая его и становящаяся средством
социализации.
Целью, субъектом, объектом и критерием гуманистической
воспитательной системы является ребенок.
В воспитательную систему школы входят: а) комплекс
воспитательных целей, мероприятий (система воспитательной работы); б)
люди их реализующие целенаправленно; в) отношения, возникающие между
ее участниками; г) освоенная среда; г) управленческая деятельность по
обеспечению жизнеспособности этой системы. Другими элементами ВСШ
являются воспитательный потенциал обучения (когда воспитание
«вплетено» в весь процесс передачи содержания обучения, учитель успешно
реализует воспитательный потенциал учебников, учебных пособий);
компьютеризация (использование компьютеров в обучении, что расширяет
информационное пространство, включает ребенка в диалог с компьютером,
качественно новым инструментом в интеллектуальной деятельности
человека).
Важное место в ВСШ занимают культурная и предметно-
пространственная среды.
Воспитательное значение культуры состоит в том, что она
предоставляет возможность транслировать общечеловеческие и
национальные ценности, нормы, традиции, включая растущую личность в
многомерный и неоднозначный мир. Культура раздвигает границы выбора,
позволяет человеку самому искать ответы на вопросы, соотносить свои
представления с теми, которые сложились в обществе. Культурный человек
всегда индивидуален, но многообразие чувств и суждений проявляется у
человека тогда, когда расширяется круг его общения с другими людьми,
взглядами, традициями. Находясь в «поле культурного напряжения», человек
учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым
знаниям, терпимости к другим мнениям. Одна из методик организации
урочной, внеурочной внешкольной деятельности, позволяющей приблизить
далекие эпохи, называется «погружение в культуру». «Погружение в
культуру» – это процесс постепенного «вживания» в эпоху и ее культуру,
примерка ее «нарядов», образа мыслей.
Предметно-пространственная среда призвана облагораживать мир
ребенка и включает обстановку школьного двора, вестибюля, классной
комнаты, вид школьного здания, внешний вид учителей и учащихся. У
школы должна быть своя модель обустройства жизненного пространства
учащихся. Школьный двор должен иметь обилие зеленых насаждений, газон
и спортивная площадка должны быть ухоженными, нужны уютные беседки.
Школьная вывеска должна быть заметна издалека и «приглашать» в школу
(нужен символ школы). Школьное здание (помещение) должно быть
просторным или разделенным на зоны активности (игровая, песенная) и
зоны отдыха (зимний сад, оранжерея, уголок сказок). На дверях кабинетов
нужно прикрепить красочные эмблемы, картинки, стрелки-указатели.
Необходимо соблюдать требования к объему и геометрии пространства:
переориентировать пространство, перестраивая зрительные ряды в зале, паты
в классе полукругом, «елочкой». Цветовое оформление должно создавать
впечатление чистоты, свежести, необходимо оптически регулировать
размеры помещений. Освещение должно быть нейтральным. Существует
понятие о предметно-пространственной среде события, как о символизации
идеи задуманного события. Например, сова – это символ игры «Что? Где?
Когда? Возможна вербализация идеи с помощью слов («Ностальжи»,
«Грация»), визуализация – в виде пространственного, цветового, светового
решения, материализация оформительской идеи (декорация, светотехника и
др.). То есть создается художественно-эстетическое единство события.
Построение воспитывающей деятельности составляет основу
образовательного процесса ВСШ и включает следующие разделы.
Воспитание крупными дозами:
- воспитательные комплексы (клубный вариант, когда школа во

второй половине дня после учебных занятий превращается в подобие ДДТ,
центра творчества);
- воспитательные центры (школьные музеи, спортивные комплексы,

библиотеки, мастерские, компьютерные центры, географические площадки,
пришкольные участки, оранжереи);
- школьные ключевые дела по коммунарской методике (ярмарка

фантастических идей, аукцион предметов из фантастики, фантастический
урок, конкурс фантастических рассказов, конкурс фантастических или

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign