LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

внешкольное, конфессиональное воспитание, воспитание в детских и
юношеских организациях, по месту жительства, в закрытых и специальных
учебно-воспитательных учреждениях.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и
воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое
воспитание.
В основе воспитания лежит система воспитательных отношений.
Любой тип воспитательных отношений всегда направлен на изменение
человека, на то, чтобы воздействовать на его внутреннюю потенцию,
поведение. Воспитательные отношения носят субъектно-объектный
(воздействие) и субъектно-субъектный (взаимодействие) характер.
Один из педагогических подходов (В.П. Созонов) основан на идее о
базовых, психосоциальных потребностях человека. Потребности – это
нужда, недостаток в чем-либо необходимом, внутренний побудитель
активности. От удовлетворения или неудовлетворения потребностей зависит
само существование и место человека в обществе. Структура потребностей (в
творческой деятельности; быть здоровым; в защищенности и безопасности; в
уважении, признании, в необходимом социальном статусе; в смысле жизни; в
самореализации; в удовольствии и наслаждении) диктует педагогу цели и
содержание воспитательной деятельности, позицию и принципы
взаимодействия с воспитанниками, а также критерии оценки качества
воспитательного процесса. Потребностный подход к воспитанию направлен
на реализацию такого набора воспитательных средств, которые способны
наиболее полно удовлетворить потребности формирующейся личности.
По некоторым данным потребности современной молодежи
удовлетворены следующим образом:

%,
степень их
Жизненные потребности
удовлет-
ворения
• физиологические потребности 85%
70%
• потребность в безопасности
50%
• потребность в общении, привязанности,
40%
любви
10%
• потребность в оценке и уважении
10%
• потребность в самосовершенствовании
10%
• потребность в познании
• эстетические потребности

4. Социализация личности – это многостороннее развитие личности
под влиянием многообразных социальных факторов, многие из которых
носят стихийный характер. Воспитание упорядочивает эти действия. Отсюда,
сущность воспитания состоит в создании условий для саморазвития
личности. Это процесс перенесения объективного, внешнего опыта
(например, правил этики) в область сознания человека с тем, чтобы
проявиться в поведении, деятельности, став достоянием субъективного,
внутреннего (например, как культура поведения). Социализация включает
личность в совместную деятельность, помогая найти приемлемый путь
самореализации. Благодаря усвоению и воспроизводству социального опыта,
исторически накопленной культуры, личность включается в общественное
развитие.
Известно, что социализация может происходить как в условиях
стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни и
общества, так и в условиях образования. Тогда образование – процесс и
результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной
социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или в интересах
общества.


Тема 3. Воспитание как система и процесс


Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. – М., 1996.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3. Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.
4. Макаренко А.С. Что значит воспитать ребенка?
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
6. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.
7. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, воли, интеллекта. – М., 1983.
8. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание.
9. Ульяшов П.С. О самовоспитании гения (о М.Ю.Лермонтове)//
Педагогика. – 1989. - № 10.
10. Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру//
Воспитание школьников. – 1998. - № 5.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
система, процесс,
1. Элементы системы 1. Составить тест на
самовоспитание,
«воспитание», их опознание принципов
самореализация,
взаимосвязь. воспитания.
самоактуализация
2. Процесс воспитания. 2. Составить программу
3. Самовоспитание, личностного развития.
самореализация.

1. Элементы системы «воспитание», их взаимосвязь. Любая
система представляет собой упорядоченную совокупность элементов и их
связей. Воспитание как система включает следующие элементы: цель,
содержание, механизм (движущие силы), принципы. Системообразующим
началом (тем, для чего создана эта система?) является цель воспитания
(какого человека требует и ожидает общество?).
Механизм, или движущие силы системы – это внутренние
противоречия, приводящие в движение эту систему. Воспитание – это
усвоение ценностей. Что же побуждает нас, движет нами, когда мы
стремимся усвоить этикет, моральные нормы, культуру общения,
воспитывать в себе или в других людях те или иные чувства? Механизм
воспитания заключен в противоречии между притязаниями личности и ее
возможностями, между ее потребностями и способами их удовлетворения.
Преодолевая противоречие в себе, личность приобретает новое качество.
Подлинная сущность человеческой личности проявляется в поступках,
действиях. Человек формируется в разнообразной деятельности, поэтому
воспитание – это всегда организация деятельности воспитуемого.
Представьте себе такую ситуацию: малыш сидит среди множества игрушек,
которые ему недавно подарили на Рождество. Проходит некоторое время и из
комнаты раздается плач. Родители в недоумении: ребенок сыт, здоров, у него
новая машинка, конструктор – в чем дело? Да папа и мама купили ребенку
подарки, но они забыли о главном – надо научить его играть, чтобы малыш
был занят своим делом, надо поиграть вместе с ним, организовать
совместную игровую деятельность.
Чтобы педагогическое воздействие и взаимодействие было
эффективным, необходимо учитывать принципы воспитания. Буквальный
смысл термина «принцип» – «первоначало, основа, основное правило,
требование, вытекающее из закономерностей». Принципы воспитания – это
определенная система требований, выполнение которых обеспечивает
эффективность воспитания.
Существуют различные классификации принципов воспитания.
Предлагаем следующий перечень (по А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачеву):
• принцип общественно-ценной целевой направленности воспитания
(совпадения содержания воспитания с общественными целями, с ситуацией,
обстановкой);
• принцип осуществления комплексного подхода к воспитанию
(организация различных видов деятельности – игровой и познавательной,
умственной и физической);
• принцип связи воспитания с жизнью;
• принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью;
• принцип коллективного характера воспитания;
• принцип адаптивности к индивидуальным особенностям
воспитанников;
• принцип сочетания руководства и управления жизнью детей с
развитием их самодеятельности, инициативы;
• принцип эстетизации всей детской жизни, начиная с воспитания
аккуратности, чистоплотности;
• принцип воспитания в труде;
• принцип последовательности, систематичности воспитательных
воздействий;
• принцип искренности и открытости;
• принцип сочетания поощрения и наказания.
Функционирование и развитие воспитательной системы
осуществляется в процессе воспитания. Процесс – движение, взаимодействие
участников процесса. Воспитание как процесс представляет собой
совместное движение педагога и воспитанников к цели. Движущей силой
всякого процесса являются противоречия: внутренние (между потребностями
и возможностями) и внешние (между требованиями и условиями их
осуществления). Педагогический процесс – это целенаправленное,
содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие
педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в
результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли
воспитателей. Системообразующим звеном педагогического процесса
является целенаправленная педагогическая деятельность. Основным и
главным компонентом педагогического процесса, ради которого, собственно,
и организуется данный процесс, – это ребенок (объект и субъект воспитания).
Процесс воспитания начинается со знакомства его участников и
педагогической диагностики состояния объектов-субъектов воспитания.
Затем определяются цели, содержание, задачи воспитания и избираются
соответствующие методы, средства.
Педагогический процесс – открытый процесс, он имеет «выход» в
пространство, взаимодействует с общественной и природной средой.
Общественная жизнь, жизнь среди людей в событиях («со-бытие» = «бытие с
кем-то») является важным фактором воспитания. Одновременно
педагогическая система оказывает определенное влияние на социум, тогда
имеет место педагогизация жизненной среды (влияние воспитания на
общественные отношения).
Процесс воспитания начинается еще до рождения и длится на
протяжении всей сознательной жизни человека. Это непрерывный процесс,
на каждом этапе которого подводятся итоги, видны результаты. Любой
процесс направлен на результат, результат педагогического процесса
определяется его эффективностью. Эффективность педагогического процесса
зависит от многих факторов, в том числе от мастерства педагога и степени
участия самого воспитанника в нем.
3. Самовоспитание, самореализация. В результате активного
взаимодействия личности со средой возникает сознательная,
целенаправленная и самостоятельная деятельность по совершенствованию
своих положительных качеств и преодолению отрицательных, определяемая
как процесс самовоспитания. Уровень самовоспитания определяет
результативность воспитания личности в целом. Элементы самовоспитания
присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. Потребность в
самопознании, самоанализе и самооценке начинает проявляться в
подростковом возрасте. В юношеском возрасте самовоспитание становится
более целенаправленным и осознанным. Формирование потребности и
способности к самовоспитанию, самостоятельному развитию себя как
индивидуальности – главный эффект гуманистического воспитания.
Самовоспитание требует планомерной работы над собой и начинается с
познания самого себя, когда «силы души направлены на то, чтобы самого
себя сделать лучше» (В.А. Сухомлинский).
Самое трудное в деле самовоспитания – «победить самого себя».
Нужна самоорганизация, «умение заставить себя», формирование волевых
качеств, развитие самокритики. Одновременно надо увидеть что-то хорошее,
лучшее в себе, в других людях. Условием успешного самовоспитания
является страстное желание изменить себя.
К числу факторов, влияющих на самовоспитание, относятся:
• общественное мнение,
• окружающий микроклимат,
• помощь со стороны близких родственников,
• поддержка педагога.
Методы самовоспитания:
• самоубеждение (самоприказ, самовнушение, самодоказательство,
самоуспокоение);
• самоприучение (самотренировка);
• самоуправление (самоконтроль, самоотчет, самопроверка);
• пример, подражание;
• самопоощрение, самонаказание.
Самовоспитание включает создание характера. Характер выражает
отношение человека к действительности, проявляется в поведении,
поступках. Как сказал немецкий философ Фридрих Гегель, «счастлив тот, кто
устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его
характера...». Каждый человек стремится к счастью, ожидает счастья. Но
«наибольшее счастье, дарованное нам природой, заключается в том, чтобы
делать других людей счастливыми» (маркиз де Сад). Все, что окружает
человека, все, кто рядом с ним, не могут сделать человека счастливым.
Счастье человека в руках Всевышнего и зависит от выбора самого человека.
В этой жизни у каждого бывают радости, встречается немало трудностей и
испытаний. Поэтому надо «за все успехи благодарить Бога, а за неудачи
винить только себя».
Условием самовоспитания является саморазвитие, а
саморазвивающаяся личность – это цель и желаемый результат воспитания.
Человек в полной мере реализующий свои возможности, обладающий
психическим здоровьем, принимающий вещи таковыми, какие они есть, – это
самоактуализирующаяся личность. Поведение такого человека отличается
автономностью, творческим подходом и демократизмом. Целям
самоактуализации соответствует «Я-концепция» Р.Бернса как совокупность
всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. «Я-
концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и
то, что он о себе думает («Образ Я»), как смотрит на свое деятельное начало
(«принятие себя», самооценка) и возможности развития в будущем. В
самоактуализации личности важна роль самооценки как личностного
суждения о собственной ценности, выраженной в установках, свойственных
индивиду. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства
самоуважения, ощущения собственной ценности:

успех
Самооценка = притязания

Развивать можно и нужно различные качества личности. Элементарный
путь личностного саморазвития будущего учителя может быть представлен
так:
Личностные качества, Какой я? Какие качества От каких качеств
необходимые будущему мне надо мне следует
педагогу развивать? освободиться?
(по Р. Бернсу, П.Ф.
Каптереву)
1) любовь к детям;
2) способность к
сопереживанию;
3) стремление к
максимальной гибкости
отношений;
4) владение стилем
неформального, теплого
общения с детьми;
5) эмоциональная
уравновешенность,
уверенность в себе,
жизнерадостность,
физическое здоровье;
6) требовательность,
дисциплинированность,
добросовестность;
7) объективность и
справедливость;
8) терпимость, выдержка;
9) самокритичность.
Воспитание как питание человека всеми достижениями человеческой
культуры требует немалых духовных усилий самой личности. Личность
вступает в общение с миром, взаимодействует с ним, «присваивает мир».
Присвоить мир, значит, включить в структуру личности все проявления
этого мира как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания
событий жизни, понимать связь своего существования и существования
окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания
жизненных явлений. Тогда воспитание и самовоспитание становятся
элементами организованного целенаправленного восхождения личности по
ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально
свободной форме культурных достижений человечества. Личность в
процессе развития движется к достойной жизни, у основания которой –
добро, истина, красота.
Личность – это человек как существо моральное, обладающее
способностью стать нравственным. Быть нравственным естественно для
человека.
Личность – это человек как существо созидательное, обладающее
способностью творить.


Тема 4. Целеполагание в педагогике


Литература
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986.
2. Дагбаева Н.Ж. Школа экологической ответственности. – Улан-Удэ,
2000.
3. Концепция воспитания учащейся молодежи// Педагогика. 1992. - № 3-
4.
4. Нойнер Г. Второе рождение. О воспитании в повседневной жизни. –
М., 1981.
5. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М., 1992.
6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

План изучения темы ПТА Вопросы и задания
цель
1. Цель воспитания в 1. Представить и
воспитания,
педагогическом защитить «образ
содержание
процессе. воспитания».
воспитания,
2. Понятие о 2. Подготовить
нравственность, сообщение по одному из
содержании
мораль, этика, направлений воспитания.
воспитания
эстетика,
грация, экология,
ум

1. Цель воспитания в педагогическом процессе. Воспитательный
процесс есть олицетворение деятельностного сотворчества детей и взрослых

в пределах «воспитательного пространства». Современный педагогический

процесс характеризуется многомерностью, вариативностью параметров

воспитательного пространства.

Схематично воспитание как процесс можно изобразить так:


Цель задачи

содержание

механизм
педагог воспитанники

принципы
методы
средства
формы
результаты


Воспитание как процесс начинается с определения целей.
Целеполагание значит заложить в основу деятельности определенную цель.
Цель – это то, к чему мы стремимся, чего хотим достичь в результате какой-
либо деятельности. Существует идеал цели воспитания, например, –
нравственно-цивилизованная личность. Но идеал – это часто то, чего
невозможно достичь в реальной жизни, но на что можно и нужно надеяться.
Поэтому педагог – одна из романтических профессий в мире (романтизм –
искусство невозможного).
Цели воспитания должны быть конкретными, реалистичными. Цель
воспитания носит исторический, социальный, национально-этнический,
индивидуально-направленный характер ведь мы живем в конкретной стране,
в определенном социуме, являемся носителями этнических признаков,
обладаем уникальными свойствами.
Для педагога целеполагание – это выбор стратегии и тактики
воспитательных воздействий, методов и приемов, системы требований к
самому себе и к воспитаннику. Иначе, целеполагание – это формирование
«образов воспитания», системы представлений о том, кого и как
воспитывать. В российской школе определились следующие «образы
воспитания»:
• информационный (воспитание как процесс передачи ЗУН, правил и
норм поведения, своего опыта);
• нормативно-формирующий (воспитание как насильственная
переделка, формирование в соответствии с заданными образцами,
дисциплинирование);
• неопределенный, расплывчатый (воспитание как формирование
всесторонне развитой личности вообще);
• гуманистический, развивающий (воспитание как взаимодействие,
совместная жизнедеятельность, взаимное влияние и саморазвитие).
Каждый воспитатель, начиная труд во имя роста личности, должен
ответить на вопросы:
- с каким образом воспитания у меня ассоциируется слово
«воспитание»?
- каково мое понимание сущности воспитания?
- какова современная цель воспитания?
- какие качества я ценю в современной личности?
- какими должны быть взаимоотношения между участниками
педагогического процесса?
- какими должны быть идеальный воспитатель, идеальный
воспитанник?
Цель воспитания должна соответствовать деятельности детей,
создавать среду, необходимую для развития их способностей. Цель
порождает задачи. Задачей воспитания может быть сохранение способности к
росту как положительного качества. Задачи воспитания определяют
содержание воспитания и должны соответствовать потребностям данного
индивида.
2. Содержание воспитания может быть средством формирования
человеческой личности определенного социального типа: «Чему учить? Кого
воспитывать?». Исходя их целей и задач, содержание воспитания включает
основы человеческого опыта (основы наук, основы ЗУН в области
производства, основы культуры). Воспитание по содержанию можно

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign