LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования РФ
Бурятский государственный университет




Танхасаева А.С., Юмсунова Л.Н.


Воспитательный процесс в школе
Учебное пособие




Улан-Удэ, 2003
Тема 1. Педагогика – наука об образовании


Литература
1. Бим-Бад В.М. Антропологическое основание теории и практики
современного образования. – М., 1994.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
4. Коротов В.М. Введение в педагогику. – М.: УРАО, 1999.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993.
6. Молонов Г.Ц. Общие основы педагогики. – Улан-Удэ, 1995.
7. Основы педагогики: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ,
1999.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.


ПТА
План изучения темы Вопросы и задания
педагогика, наука,
1. Житейский уровень 1. Доказать, что
объект, предмет,
педагогики. педагогика – наука.
структура,
2. Педагогика как система 2. Охарактеризовать
методология,
знаний. личностный, системно -
подход, личность,
3. Методологические деятельностный,
деятельность,
основы современной личностно-
воспитание,
педагогики. деятельностный
образование
4. Мотивация подходы в воспитании.
педагогического 3. Составить СЛС темы.
образования.

1. Житейский уровень педагогики. Педагогика – это отрасль науки,
раскрывающая сущность, закономерности образования личности, роль
процессов воспитания и обучения в развитии личности, разрабатывающая
практические пути повышения результативности педагогического процесса.
Термин педагогика с греческого переводится буквально как «детоводческое»
мастерство.
Педагогика как социальная наука входит в систему гуманитарного
знания, поскольку обращена к человеку. Как часть обществознания,
педагогика изучает человека в обществе и группах сверстников, в общении с
людьми, специально занимающимися воспитанием.
Воспитание как общественное явление существует с тех пор, как
появилось человечество (более 2 млн. лет назад). Впрочем, элементы
воспитания (выхаживание потомства) наблюдаются у животных. Вспомним
образ матери-волчицы в романе Ч. Айтматова «Плаха», легенду о Ромуле и
Реме, вскормленных молоком матери – дикой волчицы, медведя-воспитателя
Балу в сказке Р. Киплинга «Маугли». Например, наставник Балу «стал
обучать Маугли законам воды и леса: как отличить гнилой сук от здорового,
обращаться с учтивой речью к диким пчелам...» Только у человека,
наделенного разумом, забота о потомстве имеет целенаправленный и
организованный характер. Более того, современная педагогика рассматривает
человека как космо-био-социо-духовное существо.
Воспитание возникло из практической потребности приспособления,
приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и
производства. Смена поколений есть объективный закон природы, отсюда
одно из главных назначений человека – сохранение и продолжение
человеческого рода, жизни на земле.
В любом обществе великих цивилизаций Востока, Западной
цивилизации действовали каноны воспитания, накопленные поколениями
правила этики и способы реализации норм поведения. Таковым был
«Домострой», древнерусский свод правил общественной и домашней жизни
(XV-XVI вв.). В основу Домостроя легли фрагменты из Библии,
назидательные сочинения Златоуста, Владимира Мономаха и др. Отец
должен был обучать детей «вежеству» (знаниям): прививать вежливое
отношение к окружающим людям, особой почтительности к старикам;
поощрять скромность, честность, трудолюбие, милость и сострадание к
бедным, бескорыстие и трезвость.
Много воспитательного смысла заключено в пословицах и поговорках:
«держись за соху: она кормилица», «продавай кафтан да купи буквицу»,
«голод мучит, а долг крушит», «детей наказывай стыдом, а не грозою и
бичом», «на полатях лежать, так и ломтя не видать» и др. Народные традиции
составляют основу воспитания в семье. Люди, специально не изучавшие
педагогику, не владея научно-педагогической терминологией, тем не менее,
воспитывают своих детей. Педагогические установки, общепринятые
правила и приемы воспитания, используемые в повседневной жизни,
основанные на житейских знаниях, составляют житейский уровень
педагогики.
Чтобы подняться на научный уровень педагогики, необходимо
систематическое изучение педагогики.
2. Педагогика как наука. Наука – это система знаний. Педагогика стала
наукой в XVII веке, когда Я.А. Коменский в «Великой дидактике» заложил
теоретические основы средней ступени образования: разработал понятия
целей, содержания и методов воспитания. В частности, цель воспитания, по
Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни путем познания
внешнего мира, формирования моральных качеств (справедливости,
мужества, умеренности).
Любая наука имеет объект, предмет, задачи, категории как элементы,
составляющие систему познания действительности в специальном контексте.
Объект – это то, на что мы смотрим. Предмет – это то, что мы изучаем,
исследуем в данном объекте. Например: Буцефал как предмет – это арабский
скакун для зоолога и лошадь А. Македонского для историка.
Объектом педагогики является человек как биосоциальное существо,
наделенное разумом, психикой, совестью. Предмет педагогики –
образование человека от рождения до зрелости. Итак, педагогика –
антропологическая наука о воспитании и обучении человека; отрасль науки,
раскрывающая сущность, закономерности образования, роль
образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая
практические пути и способы повышения их результативности.
Структура педагогики многомерна:
1) по аспектам исследования – методология педагогики (методы,
методика и техника педагогического исследования), история педагогики
(этапы, тенденции развития педагогических теорий, систем образования),
сравнительная педагогика (изучение, анализ и обобщение опыта образования
и развития педагогической науки в различных странах); общая педагогика
(категориальный строй, наиболее общие законы и закономерности), теория
воспитания (процесс воспитания и направления воспитательной работы),
дидактика (закономерности образования и обучения), частные методики
(специфика преподавания отдельных дисциплин), теория управления
образованием (общая организация учебных заведений и их систем),
педагогическое прогнозирование (перспективы развития педагогики);
2) по уровням системы образования включает дошкольную педагогику,
педагогику начальной школы, педагогику средней общеобразовательной
школы, профессиональную педагогику, педагогику высшей школы,
педагогику взрослых (андрогогику, педагогическую акмеологию);
3) дефектология и коррекционная педагогика делятся на
олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику, логопедию,
пенитенциарную (исправительно-трудовую) педагогику.
Педагогика изучает структуру и закономерности обучения-воспитания,
развитие субъектов образовательного процесса, цели, содержание, методы,
средства, формы, результаты образования. Педагогика как описательно-
объяснительная и нормативно-конструктивная наука разрабатывает наиболее
эффективные модели образовательного процесса, способы их практической
реализации.
Отсюда задачи педагогической науки:
• раскрытие механизмов и закономерностей воспитания, обучения;
• изучение педагогических систем, фактов педагогической
действительности с целью их постоянного совершенствования;
• исследование педагогического процесса, факторов его эффективного
развития, диагностика результатов педагогической деятельности;
• создание новых педагогических знаний, обновление педагогических
теорий и технологий;
• изучение педагогического опыта и условий его распространения;
• определение педагогических основ и педагогических условий
эффективного обучения и воспитания личности.
3. Методологические основы современной педагогики. Методология –
наука о методах, способах изучения предмета. Методологическую основу
науки составляет сущность общенаучных подходов. Подход – точка зрения, с
позиции которой рассматриваются объект и предмет науки. Современная
наука о воспитании и обучении опирается на три основных подхода:
личностный, системно - деятельностный, личностно -деятельностный.

Личностный Системно- Личностно-
деятельностный деятельностный
Дж. Дьюи, К. Роджерс, А. С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя и др.
Маслоу, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,
А. В. Мудрик, А. Б. Орлов Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов,
А. В. Петровский
Последовательное отно- В центре педагогического В педагогическом
шение педагога к воспи- процесса – поиск процессе ставится и
таннику как к личности, оптимальных форм решается основная
как к субъекту собствен- организации совместной задача – создание
ного развития и воспита- деятель-ности и общения. условий развития
тельного взаимодействия. самореализующейся
личности.
Предполагается помощь Деятельность ребенка Обучение и воспи-
воспитаннику в осоз- всегда направляется тание как деятель-
нании себя личностью, в взрослыми. Процесс ность «преломляются»
выявлении и раскрытии воспитания является через личность,
возможностей ребенка- ведущим в развитии принимая ее мотивы,
деятеля. Признается при- личности: опираясь на то, интересы, ценностные
оритет личности перед что ребенок умеет, чем ориентации,
коллективом, где кол- обладает, взрослые соизмеряясь с ними.
лектив – гарант самореа- организуют его дея-
лизации личности. Про- тельность. Личность
возглашается равенство рассматривается как
во взаимоотношениях пе- результат включения
дагога и воспитанников. индивида в прост-
ранство.
Наиболее приемлем для Наиболее подходит для Это диалектический
работы с подростками, работы в детском и подход, применимый
старшеклассниками. младшем школьном на всех этапах
возрасте. развития личности.
Ключевое понятие: Ключевое понятие: Ключевые понятия:
«личность» – человек как «деятельность» – форма «личность» и
участник цивилизаци- активного «деятельность».
онного процесса, целенаправленного
носитель социальных взаимодействия человека
ролей, обладающий с окружающим миром,
правом выбора, вызванная какой-то
ответственный за свою нуждой, потребностью.
судьбу и судьбу Земли.
псих. особ-ти деят-ть деят-ть псих. особ-ти личность деят-ть

Педагогическая наука имеет свой категориальный аппарат. Категории –
разряд понятий, имеющих общие признаки. Категории педагогики: воспитание,
обучение, образование, формирование, развитие и т.д.
Образование как создание образа индивидуальности личности
включает воспитание (создание условий для развития личности) и обучение
(совокупность преподавания и учения). Формирование – это процесс
обретения личностью своей индивидуальности, обусловленный социальными
факторами, предполагающий содействие и помощь извне.
Развитие направлено на раскрытие индивидуально- типологических
свойств личности, обусловлено генетическими факторами.
4. Мотивация педагогического образования. Мотив – внутреннее
побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей
и достижение целей. Мотивация – процесс стимулирования на деятельность.
Поступая в ВУЗ абитуриенты действуют согласно мотиву (получить высшее
образование, развивать свои способности и др.).
Педагогическое образование – система подготовки специалистов
общего (дошкольного, начального, базового и среднего) образования,
составная часть системы образования. Педагогическое образование призвано
решать два комплекса взаимосвязанных задач: 1) содействовать
социально ценному развитию личности будущего педагога
(фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и гражданской
зрелости); 2) способствовать профессиональному становлению и
специализации в избранной области педагогической деятельности.
Становление индивидуальной личности педагога – цель, основа, условие
эффективного профессионально-педагогического образования.
В современном отечественном педагогическом образовании идет
процесс обновления, в основу которого положена личностно-
ориентированная концепция, опирающаяся на культурно-исторический и
деятельностный подходы к процессам онто- и филогенеза человека. В
отличие от предшествовавших формул («Знай предмет и излагай его ясно»,
«Знай методику преподавания и следуй за ней неукоснительно») эта
концепция ориентирует на саморазвитие и самореализацию личности,
обеспечение ее педагогическим методами и средствами. Изучение предметов
становится не самоцелью, а лишь средством развития будущих учеников.
Будущий педагог во время обучения проходит стадии «обучаемого»,
«учащегося», «учащего».
В условиях непрерывного образования подготовка педагогов в России
развивается как многоуровневая система, позволяющая реализовывать
принцип гуманизации образования. В содержании педагогического
образования выделяется два блока: а) общекультурный и общенаучный, б)
профессионально-образовательный. Студент имеет право выбора
направления, профиля и широты профессиональной подготовки,
специализации.
Система высшего педагогического образования России включает 97
государственных вузов. В 1991-1992 гг. появились первые государственные
педагогические университеты, к 1996 г. их насчитывалось около 40, в том
числе 2 международных, 2 лингвистических. В государственных
педагогических вузах получает образование свыше 430 тыс. студентов, в том
числе по дневной форме – свыше 260 тыс. В 78 вузах открыта аспирантура по
14 отраслям наук (свыше 80 специальностей). Среднее педагогическое
образование можно получить в 287 педагогических училищах и 75
педагогических колледжах. Переподготовку и повышение квалификации
работников образования ведут свыше 90 учебных заведений.
Педагогическое образование было всегда актуальным образованием.
Сегодня, когда «могущество без мудрости сделало человека современным
варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего
представления о том, как применить ее» (А. Печчеи), необходимо активно
овладевать искусством, становиться лучше, совершенствоваться. Речь идет о
необходимости воспитания человека, способного сохранить жизнь на Земле,
достойно жить и творить. Для этого надо обрести мудрость и чувство меры
во всем, прежде всего «меры жизни» (человечности).


Тема 2. Целостность педагогического процесса


Литература
1. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в
России // Педагогика. – 1996. - №5.
2. Ионова О.Б., Нечаев В.Я. Социокультурные функции образования//
Социально-политический журнал. – 1994. - № 11-12.
3. Кряжев П.Е. О целостности педагогического процесса.
Методологический аспект// Научный коммунизм. – 1989. - №6.
4. Першуткин Б. О новых подходах к понятию «воспитание» //
Воспитание школьников. – 1994. - №6.
5. Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989.

Вопросы и
План изучения темы ПТА
задания
целостность;
1. Характеристика 1. Составить
целостного конспект одной из
педагогического статей по данной
процесса. теме (см. список
педагогический
2. Образование как литературы) и
процесс;
деятельность. подготовиться к
закономерности, защите конспекта
3. Воспитание в
противоречия,
структуре
принципы
целостного
педагогического
педагогического
процесса;
процесса.
образование
4. Социализация
личности.

1. Характеристика целостного педагогического процесса.
Специально организованный процесс образования личности, участниками
которого являются педагоги и дети есть педагогический процесс. В нем
представлены компоненты, обеспечивающие в единстве и взаимосвязи его
полноценное функционирование. Обучение (изменение норм деятельности) и
воспитание (изменение потребностно - ценностной сферы личности),
развитие (изменение способностей) и формирование личности (не только как
объекта посторонних воздействий) составляют целостный процесс
становления личности. Невозможно говорить о воспитании в отрыве от
обучения, тесно связаны обучение и развитие: «обучение идет впереди
развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С.
Выготский).
Развитие личности как становление специфически человеческих
высших психических функций в процессе жизнедеятельности происходит
под влиянием трех факторов: наследственности, среды и социального опыта.
В процессе усвоения социального опыта приобретаются отдельные знания и
умения, развиваются способности, формируется личность ребенка. Для
формирования личности необходимы предпосылки (индивидуально-
типологические особенности) и определенные социальные условия жизни и
воспитания. Развитие обусловлено генетически, формирование связано с
социальными условиями.
Образование как предмет педагогики и его ведущая характеристика
выдвинуто учеными в конце ХХ века. Образование целостно охватывает
процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в
соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями, нормами.
Образование разворачивается как в организованных условиях (семья, школа,
система учебных заведений), так и в их сочетании со стихийными факторами.
2. Образование как деятельность. Термин «образование» имеет
разные смыслы, один из которых «образование как целенаправленный,
непрерывный процесс обучения и учения, воспитания и самоопределения,
взросления и социализации, развития и саморазвития личности и
индивидуальности». Образование (от глагола «образовывать») означает
формирование, делание человека как целого, становление личности как
индивидуальности.
Отсюда, образовательная деятельность рассматривается как активный
и целенаправленный процесс взаимодействия личности со сферой
образовательных услуг в целях развития ее способностей и качеств. Причем
образовывающаяся личность выбирает индивидуальную образовательную
траекторию. Каждый из нас обладает индивидуально-типологическими
свойствами (биологическими, половозрастными, особенностями ВНД,
функциональными особенностями больших полушарий головного мозга),
темпераментом, характером, способностями. Например, в зависимости от
стиля мышления (темп, работоспособность, характер мыслительных
операций) мы имеем индивидуальный стиль познавательной деятельности.
Существует индивидуальный стиль педагогической деятельности. Различают
стили педагогической деятельности: эмоционально- импровизационный,
рассуждающе-методический, эмоционально-методический, рассуждающе-
импровизационный, эмоционально- импровизационный (А.К. Маркова, А.Я.
Никонова).
Согласно стилю деятельности у учителя могут быть различными:
организация урока, «репертуар» дисциплинарных действий учителя. ИСД
учителя может быть инертным или подвижным. Соответственно
индивидуальному стилю педагогической деятельности развивается учебно-
воспитательный процесс: учащиеся «привыкают» к учителю. Поэтому в
случае замены одного педагога другим нередко возникает проблема
трансляции знания, снижается успеваемость и наоборот. Это обстоятельство
необходимо учитывать при переводе учащихся нижней ступени школы на
среднюю ступень. Соблюдение преемственности стиля общения,
когнитивного стиля, стиля руководства учителя обеспечивает, на наш взгляд,
хорошую продуктивность педагогической деятельности.
Таким образом, ИСД – это система взаимосвязанных целесообразных
способов действий, обусловленная свойствами н.с. Благодаря ИСД люди с
различными типологическими свойствами добиваются одинаково высоких
результатов в деятельности. Каждый использует при этом разные приемы и
способы работы, более всего соответствующие его индивидуальности.
Типологически обусловленный стиль деятельности наблюдается не у всех
людей. Он отсутствует у людей нестарательных, равнодушно относящихся к
делу. Наиболее отчетливо он виден у отличников, у передовых работников, у
мастеров своего дела.
3. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Исторически
сложились различные подходы к рассмотрению этого понятия:
а)воспитание социальное – целенаправленное создание условий для
развития человека;
б) воспитание в широком социальном смысле (социализация) –
социализация (приобщение личности к обществу путем усвоения и
воспроизводства социального опыта, вхождение в заданные «ниши» бытия);
в) воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность,
призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и
убеждений;
г) воспитание в локальном значении – решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи.
Воспитание в содержательном плане классифицируется по-разному:
• умственное, трудовое, физическое;
• патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое,
трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое;
• прагматическое, гражданское, ценностное, коллективистское,
коммуникативное.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное,

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign