LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Соответствует ли уровень Вашего образования тем целям, которые Вы поставили перед собой?
- Почему я должен отдать предпочтение именно Вам при приеме на работу, а не кому-нибудь другому?
- Какова Ваша квалификация? Что заставляет Вас думать, что Вы подходите для работы в нашем учреждении?
- Какой вклад Вы думаете внести в деятельность нашего учреждения?
- Как Вы думаете, что о Вас думают другие - друзья, подчиненные, Ваши руководители?
- Как Вы учились в институте?
- Какие предметы в институте Вы любили меньше всего, больше всего и почему?
- Собираетесь ли Вы продолжать свое образование? Если да, то почему Вы хотите это сделать? Как Вы представляете свое дальнейшее образование?
- Почему Вы выбрали Вашу специальность?
- Каково Ваше здоровье?
- Какую работу Вы любите больше всего?
- Как Вы себя ведете в стрессовых ситуациях?
- Почему Вы решили поступить на работу именно к нам?
- Что Вы знаете о нашем учреждении?
- Что важнее всего для Вас в Вашей работе? Каковы Ваши приоритеты?
- Что Вам больше всего нравилось в детстве, юности?
- Что Вам нравится в Ваших друзьях?
- Способны ли Вы руководить?
- Что Вы станете делать, если у вас произойдет серьезная ссора с руководителем, коллегой?
- Опишите сильные и слабые стороны своего характера.
- Как Вы ладите с людьми?
- Как Вы проводите свободное время?
- Как Вы относитесь к общественной деятельности?
- Можете ли Вы делать скучную и однообразную работу?
- Можете ли самостоятельно работать над сложной проблемой?
- Какие книги Вы читали, читаете?
- Любите ли Вы музыку? Если да, то какую - классическую, современную?
- Какой вид развлечений любите больше всего? Почему?
- Если мы Вас примем на работу, то как долго Вы собираетесь работать у нас? Чем будет определяться Ваше желание продолжить сотрудничество?
В свою очередь, претендент может задавать вопросы, которые будут свидетельствовать о его заинтересованности в устройстве на работу именно к Вам. К таким вопросам можно отнести следующие:
- Все вопросы о существующем режиме работы, пробном периоде работы (испытательный срок, его длительность);
- Все вопросы о режимах отдыха - выходных, отпусках, выходных по болезни;
- Все вопросы о льготах, их уровне, условиях их получения;
- Все вопросы по деятельности учреждения по повышению квалификации и образовательного уровня своих сотрудников;
- Все вопросы о возможностях реализации карьерного роста.
Приведенные списки вопросов не исчерпывают всего того, что может Вас интересовать. С другой стороны, из вышеизложенного вовсе не следует, что нужно задавать все вопросы, о которых шла речь. В каждом конкретном случае задаваемые Вами вопросы будут определяться Вашими интересами.
Следует отметить профессиональные и личностные качества, которые Вас, как руководителя, насторожили и при других отрицательных параметрах могут послужить поводом для отказа в приеме на работу.
Такими профессиональными качествами, как их выделяет В.Ю. Миндин, являются следующие: низкая квалификация, отсутствие или низкий уровень интереса и энтузиазма в отношении предлагаемой работы (для учительской профессии это чрезвычайно важно), заинтересованность только в более высоком заработке, желание получить сразу престижную работу, сверхквалифицированность для предлагаемой работы.
К личностным качествам аналогичного свойства можно отнести: самомнение - "я все знаю", недостаток личностной зрелости, учтивости, нерешительность, плохое чувство юмора, циничность, низкий моральный уровень, сильные предрассудки, узкий круг интересов, радикальные идеи, неряшливость, робость.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и задачи второго этапа процедуры приема на работу?
2. Какие вопросы Вы можете задать претенденту на собеседовании?
3. Какие впросы может задать на собеседовании претендент?

Задания

1. Сформулируйте или отберите вопросы, которые Вы бы хотели задать претенденту.
2. Опишите модель идеального поведения претендента на собеседовании. Сформулируйте критерии, которые Вы заложили в эту модель.



Тестирование - III этап процедуры приема на работу

Основное достоинство метода - возможность выявления не только очевидных, но и скрытых личностных и деловых качеств претендента, включая нераскрытый до настоящего времени потенциал.
Одним из тестов, который может использовать директор школы при приеме учителя на работу, является тест, оценивающий уровень конкурентоспособности педагога. Этот тест представляет интерес, так как позволяет определить комплекс системообразующих свойств: четкость целей и ценностных ориентаций, творческое отношение к делу, психологическую пластичность, независимость, способность к риску, способность быть лидером, толерантность, трудолюбие, стремление к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, конгруэнтность, стрессоустойчивость, стеничность.
Рассмотрим каждое из свойств.
1. Четкость целей.
Способность предвосхищать полезный результат, определяющая целостность и направленность поведения субъекта.


Умение ставить четкие цели определяется развитием таких психических сфер, как: волевой, которая детерминируется умением планировать; саморегуляции, особенно конструктивного профессионального самоанализа, позволяющего добиваться четкости целей благодаря умению оценивать и вносить коррективы в результаты планируемой деятельности; мотивационной, где первостепенное значение имеет мотив достижения успеха в профессиональной деятельности и мотивация профессиональной деятельности (которая определяет осознанность результатов), что способствует четкости постановки целей; интеллектуальной, а именно педагогического мышления, т. е. способности анализировать педагогические факты, процессы, системы.


2. Четкость ценностных ориентаций.
Способность дифференцировать объекты реальной действительности по их значимости.


Выработка ценностей и смыслов определяется развитием экзистенциальной сферы, где способность оценивать свои возможности и осознавать себя индивидуальностью позволяет складывать свою "Я-концепцию"; интеллектуальной сферы, таких ее компонентов, как саногенное мышление, т. е. способность направлять свои рассуждения по поводу профессиональных действий, ошибок и т. п. в оптимистическом ракурсе, педагогическую эрудицию - запас современных знаний, гибко применяемых при решении педагогических задач; педагогическое прогнозирование - умение предвосхищать ситуацию до ее завершения; мотивационной сферы, особенно педагогической направленности, определяющей содержательную сторону ценностных ориентаций.


3. Творческое отношение к делу.
Способность к активно положительному взаимодействию с действительностью.


Творческое отношение к делу определяется развитием творческой индивидуальности и невозможно без развития таких сфер психики, как интеллектуальная и мотивационная, включающих следующие компоненты: мотивационную готовность, рефлексию и креативность мышления.


4. Психологическая пластичность.
Способность субъекта изменять намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Психологическая пластичность определяется развитием следующих сфер: интеллектуальной, а именно способности анализировать, проявлять креативность, критичность, системность, мобильность, оперативность, что позволяет на основе тождественного восприятия гибко реагировать в изменяющихся ситуациях; эмоциональной, которая проявляется умением управлять своим эмоциональным состоянием и адекватно реагировать на изменяющиеся объекты эмоций; мотивационной, определяющейся гибкой системой профессиональных мотивов, что позволяет оперативно перестраивать характер поведения в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.


5. Независимость.
Способность самостоятельной выработки и отстаивания собственной позиции.


Формирование независимости включает в себя заинтересованность таких психических сфер, как: эмоциональная, которая определяется адекватной самооценкой и наличием низкого уровня социальной тревоги; волевая, включающая умение преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершенствовании целенаправленной деятельности; предметно-практическая, определяемая коммуникативными умениями; саморегуляции, такие ее модули, как свобода выбора целей и средств их достижения, осознанность выбора, свобода мыслей и мнений; экзистенциальная, прежде всего позитивная "Я-концепция", включающая позитивное восприятие себя и удовлетворенность своей профессией.


6. Способность к риску.
Способность к реализации соответствующего действия в ситуации выбора при неопределенности исхода событий.


Способность к риску детерминируется высоким уровнем развития интеллектуальной сферы, а именно педагогической интуиции (быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознания и анализа), педагогической импровизации (нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве), педагогических зоркости и слуха, педагогической наблюдательности (понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным нюансам его поведения), педагогического предвидения (умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения), педагогической находчивости (умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность) - качества, развитие которых позволяет идти на мотивированный, оправданный риск, диктуемый различными педагогическими ситуациями.


7. Способность быть лидером.
Способность по праву, делегированному группой, принимать ответственные решения, организовывать совместную деятельность, регулировать отношения.


Способность быть лидером зависит от индивидуально-психологических особенностей, а именно экстра- или интроверсии и развития следующих сфер: интеллектуальной, где творческое мышление, характеризуемое оригинальностью и избирательностью, и саногенное мышление, характеризуемое позитивностью и рефлексивностью, позволяют лидировать и по содержанию, и по характеру, и по направлению деятельности; предметно-практической, а именно коммуникативных умений, позволяющих организовывать и контролировать пространство и время коммуникации.


8. Толерантность.
Способность к продуктивному (конструктивному) взаимодействию в ситуации духовной конкуренции, несовпадающих представлений, ценностей, референтных систем (систем оценки достоверности), субъективных реальностей и т. п.


Формирование толерантности возможно при развитии следующих сфер: экзистенциальной, где положительная "Я-концепция", свобода в проявлении себя как индивидуальности в профессиональной деятельности, собственная профессиональная позиция позволяют выдерживать духовную конкуренцию, сохраняя позитивные отношения с партнерами по общению; интеллектуальная, с развитым педагогическим мышлением, а именно креативностью, системностью, оперативностью мышления, с хорошо развитой педагогической интуицией, педагогическим предвидением, педагогической наблюдательностью, позволяет находить оптимальные решения в противоречивых ситуациях, сохраняя свою точку зрения, миролюбиво принимать другое видение мира собеседника.


9. Трудолюбие.
Черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, которая проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Формирование трудолюбия определяется уровнем развития предметно-практической сферы, включающей в себя педагогические способности и умения в различных видах деятельности и общения, обеспечивающие профессиональную компетентность будущих учителей.


10. Стремление к непрерывному саморазвитию.
Потребность в процессе изменения физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. п. детерминант индивидуальных различий.


Стремление к непрерывному саморазвитию определяется развитостью экзистенциальной сферы, таких ее параметров, как самосознание (убеждение в ценности собственной личности, переживание единства и специфичности), самопознание (Я-самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я), самонаблюдение (наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления - переживания, мысли, чувства, формировать аппарат самосознания и самоконтроля личности), самовоспитание (сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, ясно осознающей цели, идеалы, имеющей адекватную самооценку, соответствующую реальным способностям человека), самоактуализация (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей).


11. Стремление к непрерывному профессиональному росту.
Потребность в развитии способностей, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в избранной профессии.


Стремление к непрерывному профессиональному росту детерминируется развитием интеллектуальной сферы, а именно креативности, когда педагог не просто реализует себя, а качественно преобразует себя, переосмысливает свои профессиональные ожидания, ищет возможности для развития профессионально значимых качеств, вырабатывает свою педагогическую концепцию; мотивационной сферы, прежде всего профессиональной мотивации, т. е. осознанность выбора профессиональных ценностей и целей, смысла своей профессии; сферы саморегуляции, в том числе умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста и умение регулировать свою педагогическую деятельность и отношение к ней.

12. Конгруэнтность.
Интегрированное состояние личности, характеризующееся согласованностью всех частей психики, ответственных за социальный опыт и поведенческие реакции.


Большое значение в формировании целостности имеет развитие экзистенциальной сферы, а именно рефлексивные процессы, способность оценивать свои возможности, осознавать себя индивидуальностью.


13. Стрессоустойчивость.
Устойчивое психическое состояние, характеризующееся оптимальным протеканием нервных процессов, эмоциональной стабильностью.


Стрессоустойчивость зависит от показателей эмоциональной сферы (навыки управления негативными эмоциями), волевой сферы (самообладание) и сферы саморегуляции (умение управлять своим физическим и психическим состоянием). Различные эмоциональные, психогенные, стрессогенные и другие факторы способствуют возникновению эмоциональной напряженности, ведущей к временному понижению устойчивости психических и психомоторных процессов. Умение управлять негативными эмоциями позволяет снижать остроту эмоциональной напряженности, способствует созданию эмоционального комфорта и личностного благополучия. Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний. В случае со стрессоустойчивостью большое значение имеет самообладание, которое проявляется сознательно-волевой организацией психических процессов, регулирующих деятельность.


14. Стеничность.
Психофизическое состояние, характеризующееся устойчивостью и высокими показателями жизнедеятельности организма.


Стеничность определяется развитием мотивационной сферы, в первую очередь мотивацией профессиональной деятельности; волевой, которая определяется настойчивостью в осуществлении педагогической деятельности, в достижении педагогических целей, целей самоактуализации, саморазвития; эмоциональной, а именно умением управлять своим настроением, отношениями, эмоциональной атмосферой в педагогической системе; экзистенциальной, что связано с уверенностью в выборе профессии, наличием собственной профессиональной позиции; саморегуляции, в том числе умением соотносить свою деятельность, свой индивидуальный стиль общения с социальным профессиональным опытом.

Тест включает в себя 42 вопроса, к каждому из которых предлагается, пять вариантов ответа. Полученные ответы переводятся в баллы и суммируются, давая число в интервале от 42 - 210, которое и определяет уровень конкурентоспособности педагога.
Проведение теста начинается с инструкции: при ответе на вопросы Вам необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа. Для ответов на вопросы может предлагаться "Бланк ответов", в котором необходимо отметить выбранный ответ, например:

1
а
б
в
г
д

Бланк ответов

Варианты ответа

Варианты ответа

Варианты ответа
1
а
б
в
г
д
16
а
б
в
г
д
31
а
б
в
г
д
2
а
б
в
г
д
17
а
б
в
г
д
32
а
б
в
г
д
3
а
б
в
г
д
18
а
б
в
г
д
33
а
б
в
г
д



4
а
б
в
г
д
19
а
б
в
г
д
34
а
б
в
г
д
5
а
б
в
г
д
20
а
б
в
г
д
35
а
б
в
г
д
6
а
б
в
г
д
21
а
б
в
г
д
36
а
б
в
г
д



7
а
б
в
г
д
22
а
б
в
г
д
37
а
б
в
г
д
8
а
б
в
г
д
23
а
б
в
г
д
38
а
б
в
г
д
9
а
б
в
г
д
24
а
б
в
г
д
39
а
б
в
г
д



10
а
б
в
г
д
25
а
б
в
г
д
40
а
б
в
г
д
11
а
б
в
г
д
26
а
б
в
г
д
41
а
б
в
г
д
12
а
б
в
г
д
27
а
б
в
г
д
42
а
б

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign