LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>















Модель инновационной деятельности
МОУ гимназия №94
"Создание условий для реализации модуля вероятностного образования в диалоге с целостным образовательным комплексом гимназического типа"







Предисловие. Проблема совмещения парадигмально различных форматов образовательной деятельности в едином образовательном пространстве образовательного учреждения гимназического типа 3
Глава 1. Специфика организации и трансформирования образовательного процесса в общеобразовательном пространстве гимназии (по материала самоаттестации гимназии в 2005 году) 3
1. Что такое гимназическая образовательная среда? 3
2. Содержание образования 9
3. Организация образовательного процесса, специфика образовательных программ 10
4. Реализация ГОС (НРК) в гимназии № 94 15
5. Кадровое обеспечение. 16
6. Информационно - техническое оснащение образовательного процесса. 19
7. Модель образовательного пространства гимназии № 94 21
8. Стратегическая цель развития гимназии и ее источники 22
9. Модель организационно - функциональной структуры управления гимназией 23
Глава 2. Специфика организации образовательного процесса в лаборатории вероятностного образования 25
3. Проектные возможности организации продуктивного образовательного взаимодействия блока общеобразовательной школы и блока лаборатории вероятностного образования 28



Предисловие.
Проблема совмещения парадигмально различных форматов образовательной деятельности в едином образовательном пространстве образовательного учреждения гимназического типа

Лаборатория вероятностного образования существует в составе МОУ гимназия №94 в течение 8 лет. На протяжении всего времени существования лаборатория ориентирована на разработку парадигмально новой модели школьного образования открытого, вероятностного типа, ориентированного на неурочные стратегии проектной самореализации учащихся в образовательном процессе
С другой стороны, общеобразовательное пространство гимназии ориенитровано в первую очередь на качественное исполнение "государственного стандарта" и, соответственно, на улучшение качества преподавания в границах традиционного парадигмального подхода.
Возможен ли диалог этих двух моделей в некоем "третьем" метапространстве - пространстве образовательной встречи двух миров?
Чтобы ответить на этот вопрос, опишем более подробно содержательные основания образовательной деятельности, как они заявлены в образовательной концепции гимназии и образовательной концепции ЛВО.


Глава 1. Специфика организации и трансформирования образовательного процесса в общеобразовательном пространстве гимназии (по материала самоаттестации гимназии в 2005 году)

1. Что такое гимназическая образовательная среда?

На начальном этапе становления и развития гимназии, не имея нормативных документов, определяющих статус гимназии, мы определили ее для себя так: "Гимназия - среднее общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные и учебные программы повышенного уровня, обеспечивающее получение учащимися современного научного, комплексного, универсального, гуманистического образования, создающее условия для всемерного раскрытия и развития познавательных и творческих способностей гимназистов, внутренне мотивированных на продолжение обучения". В соответствии с этим пониманием статуса гимназии мы в равной мере развивали как гуманитарное, так и естественнонаучное образование в гимназии. После выхода Типового положения об общеобразовательном учреждении перед администрацией и всем образовательным сообществом гимназии встал вопрос: развивать наше ОУ как гимназию или как лицей?
Дискуссии и социологические исследования установили, что большинство учащихся, родителей и педагогов предпочитают гимназическое образование в соответствии с Типовым положением, т.к. гуманитарные предметы способствуют взрослению.
По данным исследования "Социальная компетентность взросления" (2003/2004 уч.г., см. Отчет "Социальная компетентность взросления") среди предметов, помогающих взрослеть, старшеклассники гимназии № 94 чаще всего называют именно гуманитарные предметы и в 2 раза реже - негуманитарные. Например, литература в 94 гимназии помогает взрослеть 29% опрошенным (и только 18% - в целом по массиву, куда вошли еще 4 школы Октябрьского района), обществознание - 24% (и только 16% в целом по массиву), история - 18% (и только 13% в целом по массиву). Если оценивать "вклад во взросление" как средний процент по списку из основных 7 гуманитарных предметов, то в гимназии 94 он составляет 13%, а "вклад" этих предметов в целом по массиву 9,4%. И наоборот, "вклад во взросление" негуманитарных предметов в гимназии 94 в среднем оценивается старшеклассниками 94 гимназии в 6,7%, а в целом по массиву - 7,42%. Таким образом, старшеклассники гимназии 94 в большей степени связывают свое взросление с гуманитарными, чем с другими предметами, и эта "предрасположенность" здесь выражена больше, чем в ряде других школ района.
Общегимназическая тема работы коллектива гимназии № 94 "Формирование и развитие интеллектуальной и духовно - нравственной культуры всех ее субъектов". Замысел программы развития гимназии заключается в поисках содержания, способов, форм, путей, методов органичного взаимодействия интеллектуальной и духовно - нравственной культуры личности, в гармонизации образовательного пространства гимназии, в дополнении обучения системой ценностно - ориентированного воспитания, в повышении социальной активности выпускников.
Понятие культура трактуется по - разному. Но при всех различиях в нюансах наиболее существенным ее атрибутами признаются глубокое, осоознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию к преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. В гимназии целенаправленно создается среда жизнедеятельности, благоприятная для развития культуры ее субъектов. Одной из составляющих общей культуры мы вычленяем внутришкольную культуру. Через формирование внутришкольной культуры создается имидж учреждения. За последние пять лет рейтинг гимназии среди жителей Екатеринбурга очень вырос. Гимназия привлекает талантливых детей и их родителей из разных районов города. Не менее важно, что развивающаяся внутришкольная культура способствует мотивации всех детей микрорайона к овладению культурой, образованием, осознанному поиску собственных смыслов и ценностей.
Внутришкольная культура формирует коллективное чувство ответственности каждого субъекта за качество собственной образовательной деятельности, за конечные результаты собственного интеллектуального труда и конечные результаты образовательной деятельности всей гимназии. Она представляет собой базис практической деятельности учителей, учеников и администрации и заинтересованных родителей. Внутришкольная культура - сложная система, к которой можно применить технологию системного анализа, декомпозировав ее на содержательные подсистемы: мировоззренческие взгляды каждого субъекта на сущность феноменов "человек" и "ребенок"; на миссию школы, т.е. ее предназначение в восхождении ребёнка к собственно человеку; система принципов поведения педагогического коллектива; система принципов организации педагогического процесса на уроках и во внеурочной жизнедеятельности всех субъектов; идеология воспитания; модель выпускника.
Внутришкольная культура - выражение ценностей, преобладающих в гимназии. В нашей гимназии проводятся психолого-социологические исследования по изучению ценностей, преобладающих среди детей, их родителей и учителей. Свою работу мы строим так, чтобы ценности всех субъектов гимназии приближались друг к другу и непротиворечиво возвышались к духовным и социально значимым. Система ценностей составляет облик гимназии, ее нравственный почерк, ее организационную структуру.
Каков же механизм формирования внутришкольной культуры? Мы начали работу с составления, выработки каждым учителем Я - концепции. Я - концепция - образ собственного профессионального "Я". Роберт Бернс писал: "Я- концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий".Из года в год учитель совершенствует свою Я - концепцию, развивая тем самым свое профессиональное самосознание.
Согласно Л.С. Выготскому главной фигурой в школе является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), выявляя педагогический потенциал природной и социальной среды, в которой живет и действует ребенок, руководит личной его деятельностью: мотивирует, помогает оценить её ценностно, направляет с целью успешного развития личности, "вскрытия" генного потенциала. В основу воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя мы пытаемся ориентировать на мотивирующую, направляющую, сопровождающую и регулирующую деятельность.
Главная психологическая цель воспитания - целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития.
Следует заметить, что процесс обучения непосредственно направлен на усвоение учащимися опыта. Воспитание же и развитие осуществляются опосредованно. Вот почему в результате одного занятия можно увидеть и зафиксировать сдвиг учащихся в знаниях учащихся, сдвига же в воспитании и развитии за одно занятие мы не обнаружим. Необходима разработка научно - педагогических основ такого построения учебного процесса, который давал бы оптимальный результат и в развитии, и в воспитании школьников. Поэтому процесс образования, создание образа своего "Я" мы представляем как триединый образовательный процесс, включающий обучение, воспитание, развитие, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В строго материалистическом (атеистическом) мировоззрении мы определяем духовность как возвышенное качество человека, которое можно охарактеризовать неосознанным, интуитивно воспринимаемым вечным зовом Природы любить и дарить любовь другим, созерцать и творить красоту, познавать Мир и себя во имя познания и во благо другим, брать от Мира необходимое и отдавать ему максимально возможное свое, всю жизнь искать и реализовать возвышенный смысл жизни, свободно давать выбор и принимать решения и отвечать за них перед собой, близкими, согражданами, Природой, Вселенной (Ю.С. Бродский). Все антиподные качества характеризуют, на наш взгляд, бездуховность. Весь спектр качеств от духовности до бездуховности может характеризовать уровень духовного развития или духовной деградации личности.
Духовная культура играет роль стрелки компаса в общей культуре, она задает всем направлениям культуры определенную направленность. Интеллектуальная культура - важнейшая в гимназическом образовании - безотносительна к понятиям добра и зла. Поэтому на рубеже ХХ-ХХ1 веков интериоризация современной интеллектуальной культуры без интериоризации духовной нам представляется небезопасной для самого существования человеческой цивилизации и человеческой культуры. Именно поэтому мы органично увязываем процессы формирования и развития духовной и интеллектуальной культуры всех субъектов образовательного процесса.
Центральное место в образовательной деятельности гимназии занимает формирование и развитие интеллектуальной культуры учащихся, которое состоит в развитии познавательных сил и способностей школьников, их творческого ума, в освоении детьми определенного объема систематических научных знаний и умений, в развитии познавательных интересов и потребностей, в привитии культуры умственного труда.
Интеллект понимается современной психологической наукой и как результат выполнения мозгом всех его функций, и как целенаправленное адаптационное (с учетом окружающей среды) поведение (С. Барретт). Большинство отечественных психологических школ определяют интеллект как относительно устойчивую структуру умственных способностей индивида (Психология. Словарь, 1990. С. 142). Под интеллектуальной культурой мы понимаем целостную систему, включающую в себя развитые интеллектуальные функции личности учащегося, навыки управления ими, овладение многообразными типами мышления. Во взглядах на сущность интеллектуальной культуры гимназистов и условия для ее интериоризации ими мы придерживаемся тех научных психологических школ, которые рассматривают интеллект как феномен многомерный. Ближе всего нам взгляды доктора Говарда Гарднера из Говарда, который рассматривает интеллект как семимерный феномен (речевой, музыкальный, логико-математический, пространственный, двигательный, внутриличностный, межличностный интеллекты). Интеллектуальная культура выпускника гимназии, на наш взгляд, должна состоять в оптимальном развитии всех семи интеллектов и максимальном развитии ведущего интеллекта данного ребенка, ибо, по убеждению Гарднера, каждый интеллект развивается и функционирует сравнительно независимо, автономно, но между собой все семь интеллектов связаны пока не выявленными связями и зависимостями.
Развитие интеллекта обусловлено развитием всех видов памяти, воображения, речи, максимального количества видов мышления. Наша стратегия в развитии интеллектуальной культуры (развитии обогащённой интеллектуальной среды, интеллектуального пространства жизнедеятельности гимназистов) состоит в овладении педагогическими технологиями развития всех видов памяти, воображения, устной и письменной речи, максимального количества видов мышления как в процессе обучения на уроках, так и в организации внеурочной (в том числе и досуговой) жизнедеятельности учащихся. Эту стратегию мы рассматриваем как одну из важнейших в построении гимназического уровня образования.
Наша деятельность по обновлению содержания образования в гимназии в минувший период была направлена на духовное возвышение и разностороннее развитие детей, развитие их семимерного интеллекта и престижа духовных ценностей.
Содержание образования мы представляем значительно шире, чем содержание учебных курсов и видим свою задачу в том, чтобы значительно дополнить и обогатить его за счет образовательной внеучебной деятельности.
Наш принципиальный подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: "не подготовка к жизни", а реальное "включение в жизнь". Поэтому в гимназии создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развития его способностей. Задача педагога - уметь раскрыть в каждом виде деятельности образовательный, развивающий, воспитательный потенциал.
Воспитательная система уже приобретает новое качественное состояние, представляет сотворчество детей и взрослых, связанных едиными ценностями, целями, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемое через разнообразную творческую практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
С учетом соответствия между структурой деятельности и структурой содержания образования в триедином процессе познавательное образование дополняется опытом практической деятельности, в которой происходит реальное развитие способностей. Деятельность - ведущий педагогический фактор, целенаправленное мотивированное воздействие человека на определенный "предмет". Мы говорим, что слово - это средство возбуждения чувств, а деятельность - материал для становления этих чувств. Оторвать слово от деятельности нельзя, но доминировать должна деятельность. Практикой доказано, что не всякая деятельность достигает целей образования. Мы создаем такую деятельность, о которой К.Д. Ушинский сказал: "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей". В основе такой деятельности должны лежать личные интересы ребенка.
В гимназии процесс образования осуществляется, исходя из идеи личностного подхода, на принципах природосообразности, преемственности и непрерывности. Во главу образовательного процесса поставлено развитие личности как системы, а в основе его - признание приоритета общечеловеческих ценностей: МИР, ЗЕМЛЯ, ОТЕЧЕСТВО, СЕМЬЯ, ТРУД, ЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ЧЕЛОВЕК.
Учитывая психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс в гимназии создает условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности.
1 ступень гимназии - зона общего развития детей на основе образно-эмоционального восприятия. На этой ступени формируется первый уровень познавательной деятельности, поэтому условно мы называем цель этой ступени: "пробудить душу ребенка". Искусство является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности, формой духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение личности. Поэтому наравне с общеобразовательными предметами, в учебный план включены предметы эстетического цикла: музыка, театр, танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Кроме этого, согласно значимости обновления содержания образования, ребята знакомятся с компьютерной грамотностью, изучают английский язык.
Образовательная среда ребенка, в которой он будет действовать, играет решающую роль в становлении личности. Совокупность эмоций, возникающих в процессе образования, создают основы для формирования самооценки школьника, которая влияет на его жизненную перспективу. Еще в дошкольном детстве ребенка появляются некоторые виды нравственных переживаний стыда, сочувствия, жалости, негодования - на основе освоения им представлений о том, что - хорошо и что - плохо. В младшем возрасте происходит интенсивное развитие нравственных чувств, которые приобретают устойчивый характер. На основе положительных социальных переживаний: сочувствия, расположения, привязанности - рождаются мотивы таких поступков, когда школьник добровольно отказывается от удовольствия, поступается чем-то личностно ценным ради окружающих взрослых или сверстников. Организация целенаправленной деятельности школьников - основа для развития и углубления нравственных чувств, превращения их в действующую силу, в побуждение к хорошему поступку. В мире чувств большое место занимает семья, отношения с родителями, те связи постоянного общения, которые определяют его жизнь дома. В процессе психолого-педагогического просвещения родителей мы обращаем их внимание: главная задача родителей - создание положительного эмоционально-психологического микроклимата в семье, в окружении. Мы их предупреждаем, что во время интенсивного развития нравственных чувств ребенка, могут возникать при определенных условиях и асоциальные чувства. Перед психологом, работающим на этой ступени, мы поставили также задачу организации диагностической и профилактической работы во всех направлениях. Таким образом, через организацию эмоциональной сферы, через расширение эмоционального опыта ребенка мы стараемся развивать в нужном направлении личность растущего человека. Основные формы работы: деятельность в общении, игре, творчестве, то есть в "движении" согласно принципу природосообразности.
II ступень (5-9-е классы) - зона свободного поиска, частичная дифференциация обучения. В этом возрасте школьники переходят на второй уровень познавательной деятельности, проявляют любознательность, интерес ко всему происходящему в реальной жизни.
На этом этапе гимназия создает условия для разнообразной практической деятельности. Поэтому на второй ступени определена цель: "найти себя". Учитывая принцип природосообразности, вся деятельность строится в "действии", так как потребности к общению и деятельности в этом возрасте являются ведущими. Поэтому "золотой ключик" методики - ролевая игра.
Для подростков этой ступени характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. На людях они часто оживлены, веселы, особенно в больших группах. Но вслед за оживлением подросток может быстро впасть в угнетенное состояние. Для этого достаточно, чтобы кто-то плохо оценил его умения, действия, достижения. Легкая возбудимость, способность погрузиться в собственные переживания, преувеличить свои действительные и мнимые недостатки, остро ощущать собственную "неполноценность" может сделать его нелюдимым, замкнутым. Подросток лучше, чем младший школьник может управлять выражением своих чувств.
Мы убеждены, что именно педагогика настоящего сотрудничества влияет на эффективность процесса образования. В это время происходит бурный рост самосознания школьника, то есть возникает новая позиция по отношению к окружающим. Он начинает по-новому воспринимать не только себя, но и отношение к нему окружающих, особенно взрослых. Возникает острое утверждение своей самостоятельности, своей "взрослости", которое заставляет подростка болезненно воспринимать многие действия старших (особенно родителей), считая их мелочной опекой, неуважением к нему.
В этих условиях огромное значение приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью, связанной со многими переживаниями. Общий рост личности подростка, расширение его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ведет к интенсивному росту социально ценных возбуждений и переживаний, к развитию нравственного сознания школьника.
Рост самосознания и развитие самооценки становятся импульсом к самовоспитанию, которое распространяется и на эмоциональную сферу. События коллективной жизни, рост интересов к событиям общественной жизни, переживания, связанные с явлениями нравственного порядка, - стороны эмоциональной жизни подростка.
Важным моментом в развитии эмоциональной жизни является формирование избирательных познавательных интересов, связанных с увлечением как отдельными школьными предметами, так и специальными отраслями знания. На этой основе также возникают интенсивные переживания. Благоприятными воздействиями в психологическом отношении являются: эмоциональное заинтересованное отношение к гражданским и нравственным вопросам; затронутость дружбой, сердечным общением с другом, стремление работать над собой. Возникающее в подростковом возрасте желание стать лучше - это и есть психологическая почва воздействия в сфере чувств. Поэтому, при учете особенностей подросткового возраста, возможно целенаправленное воздействие на него.
Именно на этой ступени образования выявляются типологические характеристики личности, способности каждого школьника, его интересы, ценностные ориентации. Систематическая, научно обоснованная диагностика этих качеств (а при необходимости и их активная коррекция) помогает самоопределению школьников. Сотрудничество психологов 1 и II ступени позволяет учащимся легко адаптироваться в новых условиях: преодолевать трудности перехода из первой ступени во вторую.
Каждый учащийся стоит перед проблемой: какой жизненный путь выбрать? Недостаточный жизненный опыт и, в то же время, необходимость принятия решения о выборе дополнительных предметов создают определенные трудности в профессиональном самоопределении, которые часто не могут быть устранены ни педагогами, ни родителями и требуют проведения специальной профориентационной работы.
Наш подход к процессу образования III ступени заключается в том, что образование ведется на основе широкой и глубокой дифференциации. У старшеклассников происходят большие изменения в общем развитии личности. Они сказываются не только в овладении сложными мыслительными процессами, но и в общем взгляде на мир, в формировании мировоззрения, в развитии самосознания. Именно в этом возрасте формируется характер, вырабатывается мировоззрение, самосознание. Рост самосознания ведет к тому, что лучше осмысляются собственные действия, поступки и помыслы, самооценка делается более развернутой, дифференцированной. Юность - благоприятный период для самовоспитания, для работы над характером, над нравственным обликом. В это время становятся более отчетливыми представления об области своей будущей деятельности, об избираемой профессии, начинается процесс самоопределения. Цель работы на этой ступени: "сотвори себя сам".
Познавательные потребности, требующие целенаправленной деятельности, достигают в этом периоде высшего уровня. Необходимо определить для каждого ученика уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Вести обучение в зоне ближайшего развития возможно только на индивидуальной и дифференцированной основе. Для организации этого обучения нужна серьезная работа по изучению учащихся. Мы её делим на два периода.
В первый период проводится ряд испытаний, которые оперативно дают сведения о тех особенностях, учет которых имеет первостепенное значение для индивидуализации обучения. Второй период длится всю остальную часть учебного времени. С помощью психолога и педагогов проводится изучение учащихся посредством тестирования, экспериментальных, самостоятельных работ.
Теплые человеческие отношения, традиции и комфортность внутреннего мира с одной стороны, и стремление к высокому уровню общей культуры, универсальному качественному образованию - с другой, определяют сегодняшний облик гимназии № 94.
Модель образовательного пространства гимназии, стратегическая цель и ее источники представлены в приложении к заключению о самоаттестации. По результатам проведенного анализа комиссия пришла к следующему:

2.
Содержание образования

Базовые педагогические цели:
* Реализация Государственного образовательного стандарта (федеральный и национально - региональный компоненты)
* Развитие познавательных интересов каждого ученика
* Самоопределение каждого ученика
Принципы построения образовательного процесса:

осознание
4 САМО познание
определение
регуляция

Базовый нормативный документ :
Учебный план

Федеральный компонент
НРК
Гимназический компонент









Образовательные технологии
Личностно - ориентированные технологии
* Гуманно-личностные
* Технологии сотрудничества
* Активизации и интенсификации деятельности учащегося
* Эффективности организации и управления процессом обучения
* Природосообразные
* Альтернативные
* Комплексные технологии

Формы и методы обучения

* классно -урочная форма
* групповая
* индивидуальная
* работа в парах
* лекции
* диспуты
* тематические диалоги
* интеллектуальный марафон
* поисково-исследовательская деятельность с помощью консультанта
* предметные недели
* интегрированные уроки

3.
Организация образовательного процесса, специфика образовательных программ

Гимназия реализует:
Общеобразовательные программы:
- начального общего образования (1-4 классы, нормативный срок освоения 4 года);
- основного общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся по предметам гуманитарного профиля, (5-9 классы, нормативный срок освоения 5 лет);
- среднего (полного) общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся по предметам гуманитарного профиля, (10-11 классы, нормативный срок освоения 2 года);
Программы дополнительного образования детей по направленностям:
* художественно - эстетическая;
* физкультурно - спортивная;
* туристско - краеведческая;
* социально - педагогическая;
* культурологическая;
* естественнонаучная.
Образовательной целью Гимназии является формирование интеллектуальной и духовно - нравственной культуры личности, развитие индивидуальности, воспитание чувства социальной ответственности, потребности в продолжении образования, развитие творческих способностей обучающихся.

Основ-ные направления образовательной деятельности
Обеспечение базового образования
Укрепле-ние здоровья, физичес-кого развития
Формирование самосознания и интеллектуальной культуры
Формирование информационно-методологического мышления
Обеспечение профильного образования


1.1. Учебный план образовательного учреждения разработан на основе БУП общеобразовательных учреждений Свердловской области. Действующий учебный план соответствует виду образовательного учреждения, выдержан в отношении структуры, содержания и максимальной учебной нагрузки учащихся. При составлении учебного плана гимназии учтены следующие позиции:
* гигиенические нормы учебной нагрузки;
* обязательное соблюдение федерального и регионального компонентов;
* правовая защищённость обучающихся гимназии на гарантированное образование в пределах государственного образовательного стандарта;
* соотношение базового и углубленного изучения предметов гуманитарного профиля;
* возможность реализации всех содержательных линий образовательного стандарта: культурно-исторической; социально-правовой; информационно-методологической; культуры здоровья; экологической культуры через содержание предметов федерального компонента и системы дополнительного образования.
Инвариантная часть учебного плана полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Все образовательные области и учебные дисциплины представлены в полном объеме, что обеспечивает выпускникам гимназии возможность продолжения образования в любом другом образовательном учреждении.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию гимназического образования при помощи регионального и школьного компонентов. В вариативную часть учебного плана включены: факультативные, индивидуальные и групповые занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся. Кроме того, вариативность образования реализуется на основе выбора учебных образовательных программ; учета преемственности и целей образования на различных ступенях; ориентации образовательного учреждения на углубленное изучение предметов гуманитарного профиля (расширенное и углубленное изучение литературы и русского языка, углубленное изучение иностранного языка, расширенное изучение предметов образовательных областей Обществознание и Естествознание).
Данный учебный план позволяет:
* расширить возможности изучения литературы, русского и иностранного языков, математики, физики, основ информационных технологий, предметов эстетического цикла,
* обеспечить снижение психофизической нагрузки,
* сохранить и укрепить здоровье школьников.
Своеобразие учебного плана Гимназии заключается в том, что он:
* направлен на овладение выпускниками гимназии умениями и навыками учебно-познавательной деятельности, включая: приемы и методы творческого, критического и логического мышления; навыки исследовательской деятельности; умения творческой кооперации труда;
* реализует образовательные потребности обучающихся с учетом образовательного потенциала ОУ и городского социума;
* учитывает такие дидактические принципы как: гуманизация, непрерывность и поступательность, дифференциация и интеграция, оптимальное соотношение вариативного и инвариантного компонентов

Учебные программы - типовые, государственные, авторские, имеющие сертификат (НРК), составительские, имеющие сертификаты Экспертного Совета при Главе Администрации Октябрьского района и программы, находящиеся в стадии экспериментальной апробации, утвержденные директором ОУ. Используемые программы позволяют реализовать государственный образовательный стандарт в части минимума содержания образования и в части обеспечения дополнительной (углублённой) подготовки по профильным предметам. Кроме того, программы углубленного обучения включают в себя дополнительные учебные темы, выходящие за пределы базового содержания, в них входят учебные элементы более высокого уровня сложности, что позволяет нам реализовать гимназический уровень образования.


В качестве приоритетного принципа организации образовательного процесса гимназии выделен принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Реализация этого принципа позволяет создавать условия для развития обучения детей в соответствии с их индивидуальными склонностями, потребностями и намерениями в отношении продолжения образования, создавать условия для построения школьниками индивидуальных образовательных программ, расширять возможности социализации учащихся.
В учреждении успешно и результативно ведется инновационная, исследовательская, опытно-экпериментальная работа, которая также способствует реализации гимназического уровня образования.

Содержание образования МОУ гимназии № 94 было изучено как по характеристике реализуемых образовательных программ по всем компонентам, так и по педагогическим условиям его реализации. Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты, программы дополнительного образования детей содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному развитию школьников, становлению их индивидуальности, формированию коммуникативных умений и навыков информационной культуры.
Учебный план, расписание учебных занятий, содержание классных журналов, журналов факультативных, индивидуальных и групповых занятий, учебных программ, тематических планов отвечают требованиям государственного образовательного стандарта, обеспечивая государственные гарантии прав обучающихся на получение качественного образования на всех уровнях.


Образовательные программы соответствуют типу и виду образовательного учреждения.
Главная задача развития образования в период детства, согласно Базисному учебному плану среднего (полного) общего образования Свердловской области, является целостное развитие ребенка как биопсихосоциального существа, человека, носителя культуры. В комплекс целеполагания осуществления начального общего образования входит также формирование общей культуры личности, социальных установок гражданина и системы учебных действий, обеспечивающих картину мира, на базе которой осуществляется переход на ступень основного общего образования.
Обучение ведется по системе развивающего обучения, основанного на применении учебно-методического комплекса, разработанного академиком Л.В.Занковым. Начальное обучение, в соответствии с взглядами Л.В.Занкова, главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как создание надежной основы усвоения ими знаний, умений и навыков. Использование системы Л.В.Занкова эффективно в новых современных педагогических условиях: цели данной системы совпадают с основной целью модернизации образования; эта система провозглашает технологию личностно-ориентированного обучения ребенка, развитие его познавательных и созидательных способностей.
На этой ступени кроме обязательных программ вводится изучение иностранного языка (английский). Программа развивающего обучения "Английский как второй язык" (2Г, 3Г, 4Г) ориентирована как на учащихся с высоким уровнем познавательных возможностей, так и на учащихся со средним и низким уровнем познавательных возможностей. Продвижение в собственном темпе не предполагает серьезного отставания по предметам у учащихся с низким уровнем познавательных возможностей. Академический баланс регулируется преподавателем через систему непрерывного контроля (мониторинга) учебного процесса и стимулирования учащегося в соответствии с его индивидуальными интересами.
В классах, обучающихся по данной системе, на каждой ступени обучения в учебном плане предусматривается в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным с точки зрения федерального компонента, а так же инвариантной части базисного плана Свердловской области.
С целью инициирования процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности, на первой ступени обучения вводится курс "Урал. Человек. Истоки". В соответствии с задачами содержания образования в начальной школе в образовательной области "Филология" во всех классах, по сравнению с базисным планом, запланировано на 1 час больше на изучение русского языка и на 1 час меньше на изучение литературы.
На ступени начального обучения все учащиеся должны выйти на уровень грамотности, который предполагает сформированность опорных умений счета, устной и письменной речи (на родном и иностранном языке), социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность с другими лицами, умение вести себя в общественных местах и т.д.).

Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры общества, социальных установок личности и соответствующих современному уровню знаний картины мира, которая позволяет реализовать право личности на получение среднего (полного) образования. В основной школе, по окончании которой учащиеся получают систему базовых знаний, определенных государственным стандартом образования, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знаний.
С целью формирования социальной компетентности личности через знание норм общения и речетворчества, умение эффективно общаться и сотрудничать в учебном и других коллективах, развитие чувств причастности языковой культуре своего народа на этой ступени в 6-7 классах мы обеспечиваем преемственность акцента на культуру языкового общения через введение курсов "Речь и культура общения" и "Русская словесность" за счет часов вариативной части учебного плана. Также в этой образовательной области в 8-9 классах вводится изучение двух иностранных языков (английский и французский).
В образовательной области "Обществознание" учащимся предлагаются курсы "Основы экономической культуры" (6 классы), "Экономика" (7-8 классы), "Современная экономика" (9 классы) с целью развития интереса к экономике, навыков экономического анализа, экономического подхода к оценке явлений и проблем окружающей действительности; овладения учащимися базовыми экономическими понятиями.
В образовательной области "Технология" в 7-8 классах учебная дисциплина "Трудовая деятельность" заменена на предмет "Информационная культура" с целью развития информационной культуры как элемента общей культуры и как важного современного инструмента познания окружающего мира, средства решения учебных, практических и профессиональных задач.
Во второй раздел учебного плана основной школы включены курсы пропедевтической направленности, основная задача которых развитие интеллекта, творчества; подготовка к обучению в профильных классах на 3 ступени образования.
Таким образом, учебный план составлен с учетом решения задачи формирования социальной зрелости и социальной компетентности личности.
Средняя школа ориентирована на достижение выпускниками уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений. Получение этого результата обеспечивается сбалансированным изучением гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Школьный компонент учебного плана для 3 ступени образования формируется с учетом профильного самоопределения учащихся.
На третьей ступени созданы классы, в которых реализуются программы дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся по предметам гуманитарного профиля, следующих направлений:
- историко-правовое - 10Б, 11Б;
- литературно-эстетическое - 11В;
- лингвистическое - 10В, 11Г;
- социально-гуманитарное - 10Г.
Кроме того на третьей ступени образования вводится естественнонаучный профиль в 10А, 11А классах.
Федеральный компонент в классах любого профиля выдержан полностью.
Достижение социальной компетентности обучающихся определяется требованиями НРК стандарта к реализации содержания основных образовательных программ по сферам самоопределения:
- культурно-историческая (человек и история);
- социально-правовая (человек и общество);
- информационно-методическая (человек и информация);
- экологическая (человек и природа);
- культура здоровья (человек и здоровье).
В классах гуманитарного профиля вариативная часть представлена предметами "Отечественная литература", "Зарубежная литература", "РиКО", "Иностранный язык", "История", "Английский язык как второй язык", "Современная экономика", "Политика и право", "Рекреационная география", "История туризма". Данные курсы способствуют формированию навыков устной и письменной речи, расширению знаний теории литературы, культуры, обществоведческих наук.
В классах естественнонаучного профиля вариативная часть представлена курсами "Физика", "Математика", "Астрономия", "Основами математического моделирования", цель которых углубить знания по данным дисциплинам, расширить познания мира, научиться анализировать естественнонаучные законы не только с практической точки зрения, но и с позиции влияния на природу, духовность и нравственность человека.
Таким образом, дополнительное (углублённое) изучение предметов гуманитарного профиля вводится со второй ступени образования. Прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность всех уровней образовательных программ. Форма освоения программ очная.
Реализация ГОС НРК в гимназии осуществляется в соответствии с моделью, представленной на схеме.
4.
Реализация ГОС (НРК) в гимназии № 94











































Профильное обучение в гимназии рассматривается, прежде всего, как средство углубленного изучения предметов и как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Данный подход к организации профильного обучения позволяет более полно учитывать сегодняшние интересы, склонности и способности учащихся.
Таким образом, содержание образования было изучено как по качеству содержания (характеристика реализуемых образовательных программ по всем компонентам), так и по методам его реализации ( используемые в учебном и воспитательном процессах - технологии). В ходе экспертизы комиссия рассмотрела такие документы как: концепция ОУ, программа развития, структура гимназического образования в рамках общей образовательной программы, учебный план гимназии, Устав, Программу управленческих действий, Целевые программы. Содержание всех документов составлено в единой логике и направлено на реализацию целевого ориентира. Обеспечиваются условия для самореализации и саморазвития обучающихся, реализуется в полной мере право выбора.

Управленческий аппарат ведет мониторинг результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, который выявляет соответствие гимназическому уровню.
Ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями олимпиад и НПК районного, городского, областного, Российского, международного уровней. (см. Приложение)
Творческие коллективы являются лауреатами различных конкурсов, фестивалей в г. Екатеринбурге, Свердловской области (см. Приложение).
Таким образом, уровень образованности воспитанников, учащихся соответствует и превышает требования ГОС. Выпускники показывают не только усвоение определенного объема знаний и способность его репродуцировать, но и уровень функциональной грамотности; готовность к повышенному уровню образованности и выбору профессии на основе осознанного выбора программ, способность к коммуникативной деятельности, умение отстаивать свои права, в том числе право выбора. Это формирует социальную компетентность, позволяющую решать задачи на базе полученных теоретических знаний, способствующих самореализации личности.

5. Кадровое обеспечение.

В гимназии руководители большое внимание уделяют вопросам повышения профессионального мастерства педагогов.
Профессиональное мастерство- это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
В нашей гимназии повышение педагогического мастерства осуществляется в трех направлениях:
1. Формирование научно - теоретической культуры учителя
2. Развитие методологической и мировоззренческой культуры.
3. Формирование установки на непрерывное самообразование и самосовершенствование.
Профессиональное мастерство немыслимо без творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Творческий учитель - "это тот, кто открывает, умудряет и ободряет" (Н.Рерих).
Как отмечают ученые, творческий педагог-это прежде всего исследователь, обладающий научным психолого- педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового опыта.
Работа по повышению квалификации педагогических кадров будет иметь успех, если приобретет системный характер. Следовательно, перед руководителями школы стоят задачи выбора компонентов системы, уточнение их свойств, роли и места в системе способов взаимодействия материально - технического и организационно -педагогического обеспечения функционирования и развития системы. Полезно в этой связи построить модель, отражающую систему деятельности руководителя по повышению профессионального мастерства педагогов, которая в нашей школе имеет такой вид:
1. Диагностика профессиональных потребностей, запросов, умений и затруднений педагогов.
2. Отбор содержания, организационных форм и методов работы по повышению профессионального мастерства с каждой категорией педагогов.
3. Создание системы оказания практической и методической помощи (МО, семинары, педсоветы...)
4. Мониторинг роста профессионального мастерства педагогов.
Механизмами приведения в действие этой модели мы считаем:
1. Мотивацию каждого учителя к профессиональному самосовершенствования.
2. Переход на новые технологии работы с педагогами.
3. Усиление роли самообразования.
4. Новые формы работы с педагогами.
В целях обеспечения наибольшей результативности и создания каждому учителю благоприятных условий для творческих поисков и профессионального роста управление совершенствованием мастерства педагогов надо строить на основе диагностики. В основу изучения деловых качеств учителей положено выявление уровня их научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки; эффективности применяемых способов взаимодействия с учащимися; степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.
Анализ результатов подобных исследований позволяет:
* Планировать работу любой организационной формы и методическую учебу, учитывая реальные затруднения учителей в организации образовательного процесса
* Определять "западающие" звенья в методической подготовке каждого учителя;
* находить порождающие их причины и намечать индивидуальные меры по их устранению.
* Выявлять центральные, значимые для большинства членов педагогического коллектива вопросы совершенствования педагогического мастерства.
* Делать целенаправленными взаимопосещения уроков, методическую помощь.
В школе были проведены диагностические исследования педагогических кадров как заочно (знакомство с личными делами, трудовыми книжками, анкетами, социологическими исследованиями, аналитическими материалами) так и очно (наблюдение за работой учителя на уроках, внеклассных занятиях, за манерой общения, культурой речи, характером высказываний, оценочных суждений, за настроением, мимикой, жестами, анализ жизненной и педагогической ситуации). Особое внимание следует обратить на профессиональные запросы потребности учителя, его интересы, увлечения, способности, объективность самооценки, и адекватность ее восприятия коллегами. На основе полученных данных на каждого учителя школы создается диагностическая карта.
(см. Приложение. Отчет по реализации проекта "Проектирование системы совершенствования профессионального мастерства педагогов")
Проводимая целенаправленная работа по повышению профессионального мастерства педагогов школы дала свои первые положительные результаты, которые выражены в следующем: рост количество педагогов, имеющих первую категорию квалификационную категорию, все больше педагогов принимает участие в педагогических чтениях и семинарах различного масштаба.
Одним из факторов, подтверждающих рост квалификации педагогов, является многообразие педагогических технологий, используемых в школе нашими педагогами. Проведенные исследования показали, что наиболее распространенными технологиями, используемыми педагогами в своей работе, можно назвать следующие:
* технология личностно-ориентированного развивающего обучения (51%);
* игровые технологии (34%);
* проблемное обучение (27%);
* педагогика сотрудничества (22%);

Модель развития педагогического мастерства

Развитие методологической и мировоззренческой культуры

Развитие научно - теоретической культуры учителя
Формирование установки на непрерывное самообразование и самосовершенствование
Развитие профессио-нальных умений и навыков




* диагностика профессиональных потребностей, запросов, умений и затруднений педагогов;
* отбор содержания, организационных форм и методов работы по повышению профмастерства
* создание системы оказания практической и методической помощи
* мониторинг роста профессионального мастерства педагогов



Механизмы приведения модели в действие

* мотивация каждого учителя к профессиональному самосовершенствованию
* создание в гимназии благоприятных условий для непрерывного самообразования
* переход на новые технологии работы с педагогами

Анализ профессиональных интересов педагогов (на основании публикаций и выступлений, сообщений на круглых столах, семинарах и т.д.) выделил 9 основных направлений:
Спектр профессиональных интересов педагогов гимназии (см. Приложение)
* Воспитание духовно нравственных ценностей и гражданской позиции
* Гармонизация развития личности в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями
* Интеллектуальная культура личности: пути, методы и средства формирования и развития
* Развитие мыслительной деятельности ребенка и его творческих возможностей и способностей
* Адекватные формы организации учебно-воспитательного взаимодействия, организация форм жизни.
* Мониторинг качества образования и проблемы мотивации учащихся
* Поиск и разработка новых механизмов управления школой в процессе развития
* Разработка новых средств освоения предметного содержания
* Разработка новых средств связи, обеспечивающих целостность и непрерывность образовательного пространства.
Модель организационно - функциональной структуры управления гимназией и модель организации методической работы в школе представлены в приложении к заключению.
Стили педагогического общения. В рамках развития педагогической культуры изучаются (1998/1999, 2001/2002 уч.г.) в гимназии стили педагогического общения, которые рассматриваются в качестве интегральной характеристики педагогической культуры. Исследования показывают, что практически все педагоги отрицают авторитарную модель взаимодействия ("Я - сама"), она представлена минимально. В то же время наблюдается склонность (на уровне 40 - 32%) к диктаторской модели ("Монблан"). Использование диктаторской модели "Монблан" дополняется (уравновешивается) элементами модели активного взаимодействия "Союз". У многих педагогов на первом месте модель активного взаимодействия ("Союз"), она выражена на уровне 44 - 52%.
Учитель глазами учащихся. Чтобы выяснить, как выглядят наши учителя в восприятии учеников, с 1998 года систематически проводятся исследования отношения учеников к учителям (см. Отчет "Взаимодействие участников образовательного процесса"). Цель этой работы - не просто сбор информации о мнениях детей, но и создание ситуации диалога. Учащиеся выступают в качестве действительных субъектов, имеющих право голоса. Современная российская школа находится на пути к установлению субъект-субъектных отношений, но о реальном равенстве сторон говорить пока не приходится. Поэтому мы рассматриваем как значительный шаг вперед те формы диалога, которые формируются социологическими и психологическими исследованиями - в форме мини-сочинений, анкет и пр.
Так, по данным опроса (по методу неоконченных предложений) 3-классников в 2002/2003 уч.г. в сравнении с 1998/1999 уч. г. позитивные характеристики учителей стали называться в 2,5 (!) раза чаще, чем негативные. Важно, что позитивные высказывания в адрес учителей не просто выражают сложившееся мнение ученика, но и укрепляют его позитивный настрой в отношении учебной деятельности в целом, т.е. развивают учебную мотивацию и делают пребывание в школе более комфортным. Негативные высказывания, которые тоже имеют место, мы расцениваем конструктивно - как возможность для учащихся легитимно, так сказать, "выпустить пар", а для педколлектива - как возможность скорректировать свои действия.


Вывод: педагогический и административный состав общеобразовательного учреждения - гимназии № 94 имеет достаточный образовательный уровень, педагогический опыт, квалификацию для реализации общеобразовательных программ и программ, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля, а также программ дополнительного образования по заявленным категориям. Существующий морально-психологический климат в коллективе, достаточно высокая мотивация педагогов позволяет администрации ставить задачи, необходимые для достижения новых положительных результатов в развитии гимназии.

Социометрические опросы проводились по инициативе учителя начальных классов высшей категории, зам.директора Куимовой Н.С. в 2001/2002 и 2004/2005 уч.г. Эти исследования выявили взаимосвязь социометрического статуса, экспрессивности и участия детей в "Школе исследователя". "Исследователи", по данным исследования в двух классах, оказались и более привлекательными, и более отзывчивыми, общительными. Таким образом, авторская методика Куимовой Н.С. позволяет развивать не только интеллектуальную, но и коммуникативную культуру учащихся, а также способствует улучшению морально-психологического климата в классе.
Отношение учащихся к гимназии мы измеряем как с помощью анкетирования (см. Отчет "Образовательные потребности"), так и анализируя мини-сочинения. Показательны следующие высказывания: "Директор... очень хороший. Даже самый-самый лучший. Лариса Михайловна никогда не закричит, не разобравшись", "идешь по школе и видишь радостные, счастливые лица", "школа очень красивая снаружи и изнутри", "очень хорошая библиотека и столовая, и наша школа самая лучшая", "моя школа самая лучшая во всем городе" и т.д. Были и критические высказывания (в основном касались материальной базы и "дискотек и вечеров"), которые так же, как и положительные, внимательно отслеживаются.


6. Информационно - техническое оснащение образовательного процесса.

Материально-технические и информационные условия организации образовательного процесса в полной мере обеспечивают стабильное и эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения. В гимназии оборудованы учебные и специализированные кабинеты, лабораторные комнаты, два спортивных зала, мастерские для проведения уроков труда, библиотека, информационно - образовательный центр, кабинет логопеда, кабинет информатики ( имеется выход в Интернет, есть мультимедиапроектор ). Все кабинеты и мастерские оснащены необходимым оборудованием, дидактическими средствами, учебно-вспомогательным материалом, техническими средствами обучения, соответствуют программным требованиям, как для базового образования, так и для осуществления профильного образования. Библиотечный фонд гимназии формируется из фонда учебной, художественной, справочной, методической литературы ( учебников - 22 тыс. экземпляров, художественной литературы - 15 тыс.экземпляров, справочной литературы - 2200 экземпляров). Библиотека оборудована техникой, полученной по федеральной программе " Компьютеризация библиотек ", и за счет гранта, полученного за победу на Российском конкурсе библиотекарей "Библиобраз".



7.
Модель образовательного пространства гимназии № 94
Ступени образования Цели образования Службы сопровождения






Школа начальной ступени
Предметы ФК
Пред-меты НРК
Гимнази-ческий компонент
Педагогическое обеспечение

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign