LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Детализация стратегической задачи управления качеством образования и создание условий для его повышения предполагает:
* выбор образовательной парадигмы (личностной, когнитивной, валеологической, деятельностной и т.п.) с учетом специфики каждого подразделения школы как Центра образования в микрорайоне, особенностей его образовательной программы и индивидуальных особенностей учащихся;
* выработку новых критериев отбора содержания образования, нацеленного на выращивание полноценной, сбалансированной личности, умеющей сочетать свободу и внутреннее самоограничение;
* оптимальный отбор педагогических систем и технологий, адекватный конкретному контингенту учащихся;
* разведение понятий "качество образования" и "качество обучения";
* понимание принципиальной невозможности привести всех без исключения учащихся к единому качеству образования;
* выработку гибкой, дифференцированной системы оценки качества обучения и качества образования;
* разработку процедур ее (системы) оценки и поэтапного их внедрения.
* проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет:
- реальной оптимизации содержания образования;
- использование эффективных методов обучения;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- улучшения организации питания;
- рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;
- профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма;
- пропаганды здорового образа жизни.
* обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе вариативности образовательных программ и дальнейшего развития системы дополнительного образования;
* более полно использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития нравственно-этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
* доработку и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем дальнейшей кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
* усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского и иностранных языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
* обеспечение знания выпускниками школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
* создание системы профессиональной ориентации и условий для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
* обеспечение эффективной поддержки одаренных детей;
* обеспечение психологической, идеологической и финансовой поддержки учителям, ведущим опытно-экспериментальную работу и инновационную деятельность;
* создание независимой от органов управления образования общественной системы мониторинга качества образования и эффективности работы школы.
Дальнейшее развитие школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа 21-го века должна "работать" на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть на ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, но, прежде всего такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразованиях, как нескольких образовательных областей, так и разных сферах деятельности.
Отбор универсальных умений, условия, для формирования которых должны создаваться в каждом из пространств, производится с учетом специфики этого пространства и производится как с учетом специфики соответствующей ветви культуры, логики образовательной области и учебного предмета, так и с ориентацией на следующий примерный перечень универсальных культуросообразных умений.
Познавательные:
* понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
* выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать им значение и формировать свой личностный смысл;
* удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и т.п.;
* уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
* схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;
* вести наблюдение за природными (социальными) объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
* уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их основания;
* видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
* находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.
Деятельностные:
* строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле;
* уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, общественном и государством;
* осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
* осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, то есть уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности
* уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
* выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, музыке, изобразительном искусстве, пластике, в других видах творчества;
* проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные:
* вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
* владеть языком как средством коммуникации, понимания сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков;
* ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение;
* ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;
* понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;
* занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
Настоящий перечень универсальных умений и навыков (компетенций) ни в коей мере не является окончательным, он может добавляться и изменяться как априори, так и в результате опытно-экспериментальной проверки.
Последовательность действий учителей под руководством научно-практического центра и содействии школьных кафедр может быть следующая:
1. Вначале отбираются те универсалии, которые наиболее соответствуют существу преподаваемого предмета, они соотносятся с предметными умениями и навыками, изложенными в программе, по которой ведется обучение.
2. Продумываются возможности трансформации предметных умений в направлении их расширения до универсальных.
3. Удаляется из программы по предметам весь материал, который не соответствует вовсе или в малой степени соответствует основам данной области культуры и задаче формирования универсального умения.
4. Проектируется использование дополнительного времени, полученного в результате такой расчистки для создания условий по освоению отобранных универсальных умений.
5. В процессе учебных занятий учитель самостоятельно отбирает и применяет такие формы организации, методы и приемы из частных дидактик, которые адекватны задачам освоения основ соответствующей ветви культуры и формирования предметных и универсальных умений.
6. Ход работы, проблемы и взаимосвязи с другими предметами обсуждаются на заседаниях кафедр, в проблемных группах и на педагогических советах.
Новая образовательная практика с новым содержанием в первом приближении характеризуется:
1) Отказом от преимущественно учебно-предметного принципа в содержании образования и заменой его внепредметным, надпредметным, метапредметным и т.п. В них помимо одновозрастных классов создается сеть всевозможных мастерских, лабораторий, проектных групп и т.п., где в процессе деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру.
2) Созданием и апробацией нового подхода к воспитательному аспекту образования. В его основе - складывание демократического и толерантного уклада жизни школы как компонента и условия личностно ориентированного содержания образования, социализация детей через создание условий для приобретения социального опыта и гражданских навыков, поиск средств и форм педагогической поддержки процесса узнавания и развития маленьким человеком своей индивидуальности.
О своевременности и актуальной необходимости изменить (модернизировать) содержание образования свидетельствуют следующие факторы:
* особая социальная ситуация в жизни современного российского школьника, поскольку происходит переоценка социальных ценностей взрослого поколения, их разрушение, а то и прямое отторжение молодым поколением;
* очевидность того, что сегодня путь молодого человека к карьере, к занятию своего места в жизни далеко не так прям, как был или как представлялся в прошлые десятилетия ("молодым везде у нас дорога", "вам открыты все пути" и т.п.);
* выводы социологов о том, что жизнь и благосостояние будущих поколений во многом станут зависеть не от полученной раз и навсегда профессии, а от способности к профессиональной мобильности, когда, по данным социологов, человек должен будет сменить четыре-пять специальностей за период зрелой жизни, и от способности переучиваться без драматических и неврастенических реакций на это;
* небывалое расширение информационной среды, возможность получить практически любую информацию, когда от человека требуется не столько знать и помнить, сколько уметь найти, отобрать нужную, усвоить ее, интерпретировать, использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач;
* тенденция развития мирового сообщества в направлении плюрализма мнений, взглядов, позиций; взаимопроникновение различных культур, умение понимать эти различия, неизбежность и желательность их сосуществования, умение использовать в процессе жизнедеятельности, сохраняя при этом свою личностную уникальность и неповторимость;
* осознание опыта развития современной цивилизации, которое привело к пониманию, что научный, логико-рациональный путь познания материальной и идеальной реальности не единственный, что не менее важен образный, эмоционально-чувственный путь освоения и взаимодействия с миром;
* катастрофическое состояние здоровья детей: по данным педиатров, более 70% детей имеют различные хронические заболевания, в том числе дидактогенного характера. Это неблагополучие напрямую связано с тенденцией не просто увеличивать учебную нагрузку и вводить дополнительные предметы, прежде всего логико-рациональные, но и усиливать контроль за усвоением, что создает повышенную нервозность у детей, рождает агрессивный тип поведения неуспевающих и обособление от сверстников, обучающихся успешно;
* желание прогрессивных сил ускорить и сделать необратимым процесс движения России к гражданскому, открытому и правовому обществу, для чего молодежи необходимо не только понимать социальные процессы, но и приобретать опыт гражданского действия и поведения, уметь применять цивилизованные средства борьбы за соблюдение прав человека, участвовать в управлении государством и местным сообществом.
Последним фактором определяется третье направление модернизации образовательного процесса в школе: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, которое, в принципе, является дальнейшим развитием и углублением проекта "Гражданин" и программ "Лира" и "Ковчег". Цели и задачи, сформулированные в проекте и программах сохранят свою актуальность и на ближайшие годы. Они в них достаточно подробно и поэтапно выстроены. Отсюда следует, что сама система воспитательной работы школы не нуждается в своем отдельном целеполагании, так как в целом проект "Гражданин", программы "Лира" и "Ковчег" теперь ориентируются на изменения в укладе школьной жизни и формирование такого уклада, в котором четко проявляются следующие черты:
> наличие в школе возможности выбора ребенком не только курса или факультатива, но и выбора темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия. Единственным ограничением при этом является свобода других членов школьной общины для собственного действия, не запрещенного законодательством страны и законодательными актами школы;
> наличие строго не регулируемых и не регламентированных культурно-образовательных пространств (центров социализации), в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам ученик вместе с взрослыми и товарищами;
> обязательное участие ребят, учителей и родителей в создании новых норм и правил общей жизни, при которых уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить;
> открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины;
> школа как действующая модель открытого гражданского общества;
> социально-трудовая практика как самостоятельная образовательная область, обеспечивающая не только освоение окружающей социальной среды, но и создающая особый стиль отношений в коллективе;
> отсутствие барьеров, разделяющих учебную и воспитательную деятельность;
> наличие условий и стимулирование организации детско-взрослых временных объединений и педагогических команд под конкретную творческую проблему;
> оптимальные формы и методы ученического самоуправления;
> развитая материальная и ресурсная база профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки;
> наличие нормативной базы и условий запуска детских и детско-взрослых производственных объединений;
> моделирование на реальной производственной основе современных рыночных отношений (производство - маркетинг - сбыт);
> частичное решение проблем социальной защиты подростков из социально незащищенных семей путем включения их в производственную деятельность с фиксированным заработком;
> профессиональная ориентация учащихся на основе комплексной диагностики;
> эффективная комплексная система мер по работе с девиантными детьми.
Четвертым направлением модернизации школьного образования является качественное углубление и расширение той деятельности, которая сфокусирована в реализуемой программе "Сотрудничество во имя развития".
Ключевой задачей и результатом этого направления модернизации образования является эффективное позицирование и продуктивная деятельность семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов как активных субъектов образовательной политики.
Подробно актуальные задачи фиксируются в годовом плане школы с разбивкой по подразделениям (модулям):
> Центр дошкольного образования "Материнская школа";
> Начальная школа;
> Основная (подростковая) школа;
> Старшая школа;
> Центр дополнительного образования.
Задачи модуля "Материнская школа":
* создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
- мотивационно-потребностный,
- интеллектуальный (в том числе вербальный),
- произвольно-регуляторный;
* для достижения поставленной цели с помощью развивающей среды и системы развивающих ситуаций решаются следующие задачи:
- сенсорное и когнитивное развитие,
- развитие коммуникативных навыков,
- деятельностно-практическое развитие;
* продолжить специальную разработку и адаптацию отечественных и зарубежных психосберегающих систем и технологий развития и обучения детей;
* осуществлять постоянную реквалификацию педагогических кадров "Материнской школы" и родителей по вопросам педагогики, дефектологии и психологии;
* осуществлять эффективную работу по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни;
* обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
* развивать инициативность, любознательность, произвольность, способности к творческому самовыражению;
* формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие формы активности детей в различных видах деятельности;
* развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
* продолжить работу по формированию механизма детско-взрослого сообщества;
* укрепить и углубить содержательные и организационные связи с модулем "Начальная школа";
* продолжить работу по углублению и расширению связей Центра с дошкольными образовательными учреждениями микрорайона и города, негосударственными структурами обучения, развития и воспитания дошкольников.
Задачи модуля "Начальная школа":
Ключевая задача данного модуля - гармонизация личностной и когнитивной парадигм образования с постепенным наращиванием к завершению начальной школы когнитивной составляющей.
Для достижения этой цели на протяжении ряда лет предстоит решать задачу управления качеством образования, что в свою очередь предполагает:
* существенное обновление содержания образования в начальной школе, предполагающее усиление его мировоззренческой функции, углубление интегративных начал в отборе материала и способах постижения целостной картины мира и формирования универсальных умений (компетенций);
* обновленное духовно-нравственное наполнение предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла в контексте современных философских и культурологических представлений, с учетом психологических особенностей младших школьников;
* поэтапное решение задачи начальной духовной подготовки младших школьников: выстраивание на доступном для детей уровне иерархии ценностей средствами учебных предметов и воспитательной внеурочной деятельности;
* формирование предпосылок диалогического мышления учащихся в начальной школе;
* репродукция творческих состояний учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности как важнейшего фактора, определяющего качество образования.
Фундаментальная проблема повышения качества образования предполагает решение задачи повышения качества обучения:
* оптимальное сочетание развивающего и навыкового обучения на всем отрезке пребывания детей в начальной школе;
* поиск оптимальных временных и возрастных рамок для плавного перехода от личностной к когнитивной парадигме образования в начальной школе;
* дальнейшее развитие идей внутренней дифференциации обучения, предполагающих подбор педагогических систем и технологий обучения под конкретный контингент учащихся;
* дальнейшее углубление и расширение работы по коррекционно-развивающему обучению;
* построение всего учебного процесса на основе комплексной диагностики учебной деятельности, предполагающей:
- учет и анализ максимального числа факторов, влияющих на учебный процесс;
- профилактику школьной дезадаптации на ранних этапах обучения и развития;
- разработку дифференцированных способов и методов контроля и корректирования образовательных программ, особенностей применяемых учителем педагогических технологий, возрастных и личностных характеристик конкретных учащихся;
- гибкое сочетание количественных и качественных показателей при диагностике учебного процесса;
- разработку компактной, удобной в работе психолого-педагогической системы оценки личностного развития учащихся, включающего не только интеллектуальную, но волевую и эмоциональные сферы;
- оптимальное сочетание процессуальных и результативных характеристик диагностики учебного процесса;
- экспертную оценку психофизиологической цены получаемых результатов обучения.
В обобщенном виде можно говорить об определенной трансформации функции контроля, который в школе, и особенно в ее начальном подразделении, ("Материнская школа" и начальная школа) выполняет роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии учащегося.
Задачи модуля "Основная (подростковая) школа":
Задачи модуля "Основная школа" определяются общей стратегией модернизации (развития) школы и спецификой данного подразделения.
В целом для данного модуля характерно наращивание когнитивной парадигмы образования, ужесточение требований к качеству обучения на основе учета реальных учебных возможностей учащихся, постоянное отслеживание динамики физического психического и социального развития детей, углубление социальной составляющей образовательного процесса.
Ключевая задача модуля "Основная школа" - совершенствование модели разноуровневого дифференцированного обучения и гражданского образования подростков.
В свою очередь решение этой комплексной задачи связано с продолжением обновления содержания образования, совершенствованием педагогических и социальных технологий, дальнейшей отработкой управленческих процедур, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.
В области обновления содержания образования в контексте стратегии модернизации учебно-воспитательного процесса предполагается:
* усиление социальной и мировоззренческой направленности образовательного процесса с целью воспитания полноценной, завершенной личности, умеющей жить на перекрестке открытых вопросов, обладающих устойчивым иммунитетом против массовых психозов и духовных эпидемий, ярко выраженной гражданской позицией;
* углубление духовно-нраственного и гражданского содержания гуманитарного и естественного цикла на основе современных философских и культурологических теорий;
* углубление интегративных начал в преподавании, позволяющих формировать у школьников универсальные умения (компетенции), целостную, а не осколочною картину мира;
* формирование основ критического и диалогического мышления;
* выработка у учащихся навыков гражданского участия и представления о необходимом внутреннем самоограничении, без которого гражданские свободы превращаются в своеволие.
В общем виде этот комплекс задач, требующих осмысленного отбора содержания учебного материала и воспитательных воздействий, характеризуется как усиление воспитывающей функции обучения и гражданского образования в новых условиях.
В области совершенствования педагогических технологий предполагается:
* продолжить работу по имплантации приемов формирования творческого, критического мышления в ткань предметных методик обучения;
* продолжить работу по внедрению информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического циклов;
* разработать стратегию и тактику использования возможностей технологий паблик рилейшнз в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Задачи модуля "Старшая школа с лицейскими классами":
Учитывая социальные запросы учащихся и родителей, в целом в данном модуле доминирует когнитивная образовательная парадигма, нормы и требования к достижению результатов здесь жестко фиксируются.
Исходя из того, что подавляющее большинство учащихся старшей школы продолжает обучение в высших учебных заведениях, задачи данного модуля формулируются следующим образом:
* интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе;
* подготовка к сдаче вступительных экзаменов (ЕГЭ) в вуз;
* профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка;
* выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшем звене школы как Центра образования.
Вышеперечисленный блок задач, определяемых прагматическим социальным заказом, не снимает стратегические цели школы в области обновления содержания образования, совершенствования педагогических технологий и оптимизации управленческих процедур.
В области обновления содержания образования необходимо:
* углубление мировоззренческой направленности преподавания на основе мобилизации всех культурных ресурсов;
* усиление воспитывающей функции образования (сверхзадача -координированный рост свободы и ответственности личности);
* две предыдущие задачи не решаемы без дальнейшего обновления содержания гуманитарного образования, что в свою очередь предполагает:
- повышенное внимание к вопросам философии, аксиологии и

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign