LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ "ЭВРИКА"
МОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8" г. УСТЬ-ИЛИМСКА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКИМ КОММУНИКАЦИЯМ (ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕЗАР"














М О Д Е Л Ь

инновационной деятельности муниципального образовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 8" города Усть-Илимска по теме
"Создание системы гражданского образования в общеобразовательной школе"
(ПРОЕКТ "ГРАЖДАНИН")






















г.УСТЬ-ИЛИМСК
2005 г.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО
СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
(ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)

Важнейший аспект инновационной деятельности в рамках образовательного проекта "Гражданин" - организация условий, стимулирующих развитие школьника как личности и индивидуальности, как Гражданина своей Родины. В теоретическом плане это предполагает различение процессов социализации и индивидуализации.
Образование в связи с этим предстает как гармония двух сущностно различных и даже оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности, отражающих диалектическое противоречие интересов государства, общества и личности. Образование как часть социализации есть "средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания; правовых норм, норм общения, принятых ценностей, то есть всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно" (О.С. Газман). Индивидуализирующий эффект образования обеспечивается системой средств, способствующих осознанию учеником своего отличия от других; своих слабых и сильных сторон; духовного прозрения и понимания себя для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути.
Гражданское образование является той площадкой в образовательном пространстве школы, где встречаются социализация (социальное образование) и индивидуализация личности. Это значит, что гражданское образование является самой существенной частью социального образования, но социальное образование им не исчерпывается.
Сформулируем предельно общую характеристику гражданскогоо образования, которая далее будет дополняться и конкретизироваться. Прежде всего следует отметить, что не существует, а возможно, и не может существовать государственного стандарта гражданского образования, как и его квалификационной характеристики. Не существует и профессии, которая была бы адекватна уровню знаний и навыков, связанной с подобной образовательной деятельностью.
Гражданское образование - не опредмеченный результат образовательной деятельности, не сам процесс образования, не его социальная характеристика в виде социальной функции образования. Можно сказать, что это специфический социальный феномен, характеризующий способность субъекта (и продукта образовательной деятельности) осуществлять такую важную социальную функцию, как вести социальный диалог. Согласно этому, он является базовым понятием гражданского образования.
Социальный диалог - функциональная характеристика общества. Он реализуется во всех формах межсубъектных взаимоотношений и взаимодействий как в явной, так и в неявной форме. Это прежде всего диалог гражданского общества и государства. Первое делегирует свои властные полномочия второму, отчуждаясь от постоянного отправления властных функций. Эта грань социального диалога выражается в референдумах и голосованиях, деятельности общественных движений, влияющих на государственную политику, и воздействия государства на гражданское общество. Можно сказать, что мера цивилизованности во многом определяется тем, насколько социальный диалог между гражданским обществом и государством является открытым, явным и равноправным.
Социальный диалог ведется между всеми субъектами общественных отношений - социальными группами, политическими партиями и движениями, общественными организациями, национальными, религиозными и иными организациями и слоями общества. Он реализуется и в форме взаимодействия индивида и социальной группы, индивида и общества, индивида и государства, равно как и социальной группы и общества, социальной группы и государства.
Спонтанность, неупорядоченность и стихийность такой формы социализации, как социальный диалог, соответствует стихийности и неуправляемости социальных отношений. На тех же ступенях общественного развития, которые предполагают выбор оптимальных форм социальной организации, социальный диалог также должен быть организованным, целенаправленным, ориентированным на достижение индивидуально и социально значимых целей. Начинать этот процесс, по нашему мнению, необходимо со школы.
Суть основной инновационной идеи, которая легла в основания проекта "Гражданин" - создание в общеобразовательном учреждении системы гражданского образования как культурно-образовательного пространства социального диалога.

1. МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1.1. Социальное проектирование
Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться обязательно. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социально-образовательного проектирования закладываются следующие параметры:
> противоречивость образовательного учреждения как социального объекта;
> потенциальная многовекторность предполагаемых инновационных процессов;
> невозможность описания школы как социального объекта и инновационной деятельности по достижению целей проекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
> многофакторность бытия образовательного учреждения как социального объекта;
> наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении инновационного развития школы;
> факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости инновационного развития школы.
Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально значимым. В связи с этим нами были выделены следующие основания социального проектирования:
1. Общественная потребность (социальная значимость) в опытно-экспериментальной проверке возможности построения системы гражданского образования в общеобразовательном учреждении.
2. Потребность педагогического коллектива, детей и их родителей, т.е. основных субъектов образовательной деятельности в реализации проекта.
3. Потребность в реализации социального творчества.
4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии школы как социальной системы.
5. Потребность в создании локальных динамичных внутришкольных социальных систем, которые характеризовались бы сбалансированностью отношений внутри самой школы и гармонизацией отношений с внешними социальными системами (институтами).
6. Ориентация на оптимальные формы бытия школы как социальной системы, ее эффективности, рациональности.
7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.
8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности и неорганизованности.
Наряду с данными предпосылками, которые можно назвать факторами социальной детерминации проекта, следует выделить и такие предпосылки, которые выступали внутренними детерминантами инновационной деятельности:
1. Противоречия и проблемы с которыми столкнулся педагогический коллектив школы в процессе реализации проекта "София-Плюс".
2. Многофакторность, вариативность социальных процессов и, как следствие этого, неупорядоченность подходов в разработке и планировании конкретных воспитательных процессов и мероприятий.
3. Принципиальная невозможность в рамках какой либо социально-педагогической теории реконструировать процесс гражданского образования школьников.
4. Развитие и усложнение социальных отношений внутри образовательного учреждения и во внешней среде, а также между школой и внешней ей социальной средой.

1.2. Стратегическое планирование
Проекты всегда сопряжены с изменениями. Они, все без исключения, преобразуют, модифицируют и даже трансформируют мир, в котором мы живем. Проекты подразумевают работу, действия, устройство, переустройство, достижения и результаты.
Проект - это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата (в нашем случае - система гражданского образования). Иными словами, проект можно рассматривать как одно из средств достижения намеченных результатов.
Проект начинается со стратегического планирования.
Стратегическое планирование - это процесс определения того, к чему приведет намеченная цель, чего мы хотим достичь. Оно включает сбор, структурирование разноплановой информации и исследование альтернативных вариантов. Это непрерывный процесс, а не мероприятие разового характера. Оно существенно отличается от планирования в традиционном понимании этого слова (краткосрочного или долгосрочного). Последнее является всего лишь продолжением того, что выполняется в рамках образовательного учреждения в настоящее время. При долгосрочном планировании развиваются текущие направления деятельности, план ориентируется на "количественные приращения" (скажем, повышение успеваемости на "4" и "5"), а предполагаемое (планируемое) будущее часто становится очень похожим на настоящее.
При стратегическом планировании решения сегодняшнего дня принимаются с учетом будущего и предусматривают качественные изменения в образовательном учреждении. Оно включает оценку окружающей обстановки, когда определяются возможности и препятствия развития школы и вырабатывается стратегия использования текущих и будущих возможностей, а также нейтрализации препятствий и возможных негативных последствий.
Первым этапом стратегического планирования является оценка текущего состояния проекта (как замысла, брошенного в будущее) и тех, кто будет его реализовывать. В ракурсе социально-образовательного проекта под такой оценкой понимается в первую очередь исследование системы ценностей, убеждений и надежд в связи с проектом. Эта система включает осознание авторитетов, восприятие информации, понимание слагаемых успеха, отношения к способам вознаграждения, путях личностного и профессионального роста и т.д. Важную роль в данной системе играют неформальные правила, которые отражают скрытые и явные модели поведения и проявления чувств и диктуют всем заинтересованным участникам инновационных преобразований, как себя вести на протяжении большей части времени осуществления проекта.
Простыми словами текущее состояние можно описать так: это то, как мы в школе живем и работаем, это наш нынешний уровень.
Для понимания воздействия текущего состояния на процесс стратегического планирования необходимо:
> определить это состояние;
> оценить его пригодность для реализации идей стратегического планирования;
> сосредоточить свое внимание на тех сторонах текущего состояния, которые важны для процесса стратегического планирования, но в настоящий момент являются барьером к достижению нового качества.
Что можно сделать, если выясняется, что текущее состояние препятствует инновационным преобразованиям?
а. Не обращать внимания на текущее состояние и продолжать планирование. Этот путь во многом утопичен и почти всегда ведет к неудаче;
б. Скорректировать позиции плана, чтобы привести их в соответствие с текущим состоянием. Это зачастую неизбежно и является самым простым решением, но оно в той или иной мере "ломает" курс на качественные перемены (у нас это произошло в проекте "София-Плюс");
в. Изменить текущее состояние, чтобы "подтянуть" его к позициям проекта. Такое решение, несмотря на его сложность, является наиболее приемлемым (в план деятельности по реализации проекта работу по изменению текущего состояния можно включить в подготовительный этап).
При оценке текущего состояния в проекте следует ответить на следующие примерные вопросы:
> Что представляет собой "критическая масса" учителей, детей и их родителей, от которых главным образом зависит успех инновационной деятельности?
> Кто в педагогическом, детском и родительском коллективах является действительными лидерами?
> Что рассматривается в качестве ресурсов проекта? Какие перспективы увеличения этих ресурсов?
> В какой степени педагоги и ученики воспринимают себя частью школы и могут идентифицировать себя с проектом?
> Что делают те или иные педагоги в школе: живут ее жизнью или "пересиживают", дожидаясь лучшего места?
> За счет чего учителя добиваются успеха? Каковы приемлемые в их среде нормы поведения? Какие навыки и действия неформально поощряются?
> Что считается главным приоритетом в проекте, а что - менее значимым?
> Как проект вписывается в окружающую среду?
В начале реализации проекта они могут представлять собой самостоятельный раздел в концепции инновационной деятельности (проекта).
Важно не только описать текущий момент, но и соотнести его с желаемыми изменениями:
> Каких улучшений в деятельности образовательного учреждения мы ожидаем в результате изменения текущего состояния и какие изменения в текущем состоянии приведут к желаемым результатам?
> Что должно будет в школе выглядеть и звучать по-другому?
> Как должно измениться наше поведение?
> На какой риск и материальные затраты мы хотим пойти, чтобы достичь желаемых изменений?
Другими словами, вслед за оценкой текущего состояния постепенно формируется, сначала в обобщенном плане, понимание иного, более высокого качественного уровня учебно-воспитательного (образовательного) процесса.
Понятно, что цели инновационных преобразований не могут быть достигнуты ни мгновенно, ни в ближайшее время. Тем не менее они должны быть продекларированы в виде некоторой философии, которую участники проекта готовы исповедовать.
Корпоративная философия состоит из философского кредо, норм, принципов, правил и тому подобных позиций, которые устанавливают нравственные и этические приоритеты, определяющие и регулирующие повседневную деятельность участников проекта
Принципы, кредо предполагают больше, чем обычно ожидается от участников проекта (работников школы), и, следовательно, требуют от них выхода на другой качественный уровень.
Но принципы, какими бы красивыми и оригинальными они ни были, не станут осуществляться сами по себе - необходимо сформировать атмосферу приверженности им. Что здесь имеется ввиду? Сначала педагогический коллектив, дети и их родители должны узнать о принципах, затем понять их и, наконец, оценить и поддержать, только в этом случае они будут этим принципам следовать.
Инициатор инновационных изменений (проекта) должен соединить указанные позиции в единое целое и спланировать их реализацию. Одним из самых важных средств такого соединения являются проектные тренинги, предполагающие непрерывное и включенное (интерактивное) обучение участников проекта, ведущее, с одной стороны, к лучшему осознанию принципов, форм и содержания гражданского образования и последующему использованию их на практике, а с другой - способности легко и безболезненно адаптироваться к изменениям. Важно, чтобы обучение дополнялось другими, менее формальными способами внедрения приемлемых для школы норм и принципов в повседневную образовательную практику, скажем - наставничество.
Однако следует помнить, что возможности внедрения требуемых норм и принципов поведения в сознание людей через обучение и наставничество имеют ограниченный характер. Поэтому наряду с приобщением через знания необходимо и приобщение через действие. О чем здесь может идти речь? Например, о приобщении к принятию решения посредством делегирования соответствующего права на уровень временного творческого коллектива (ВТК) или отдельного педагога-инноватора.
Более сильной формой приобщения учителя к нормам и принципам поведения, работающим на инновационное развитие школы, является приобщение экономическое.
Не лишним будет добавить, что, когда учитель или другой участник проекта начинает на деле демонстрировать приверженность нормам и принципам, определяющим перспективу инновационного развития, такое поведение должно регулярно и гласно оцениваться и поощряться.
Вместе с определением начальной точки отсчета (текущего состояния) необходимо дать четкий ответ на вопрос о том, для чего нужен проект, т.е. сформулировать его миссию.
Миссия - это краткое выражение функции, которую проект призван выполнить. Формулировка миссии описывает в то же время причину существования проекта.
Удачная формулировка миссии должна отвечать на следующие вопросы:
> Каков профиль проекта?
> Для чего участники проекта осуществляют свою деятельность?
> Как они выполняют свою работу?
Миссия, через будущую цель описывая текущее состояние проекта, помогает лучше понять его настоящее - то, чем и для чего проект располагает.
Что же касается будущего, то оно определяется с помощью формулировки видения. Видение - это описание школы в перспективе, причем в том положении, которое хотелось бы видеть автору описания. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния образовательного процесса и самой школы в будущем. Устанавливая некоторое видение, к которому необходимо стремиться, администрация школы и педагогический коллектив обозначают свои надежды и берут на себя ответственность за эффективность своего варианта будущего в случае его воплощения. Понятно, что если к установлению видения будущего будут причастны ученики и их родители, Попечительский совет и другие органы общественного управления, то это существенно повышает шансы желаемых результатов инновационной деятельности.
Целесообразно, чтобы формулировка видения удовлетворяла следующим условиям:
> четкое, конкретное и реалистическое изложение;
> определение гипотетических итогов или результатов;
> презентация реального и стимулирующего уровня достижений;
> соответствие философии (нормы, принципы, кредо) школы (проекта).
Педагогическому коллективу, который обладает хорошо понимаемым и хорошо передаваемым видением, не потребуется в инновационной деятельности множества правил и инструкций. Устанавливая общую картину будущего, видение способствует тому, что решения принимаются легче и естественнее. Видение - это Полярная звезда инновационной деятельности.
Видение не следует привязывать к "коротким срокам" типа недели, месяца или даже года. В противном случае будущее может стать всего лишь улученной интерпретацией настоящего за вычетом некоторых лежащих на поверхности проблем. Требуется другое: перешагнуть через образ настоящего и использовать свое воображение и творческие способности для качественного инновационного прорыва.
Внимание! Самой распространенной ошибкой при разработке видения является желание детализировать одну модель будущего, в то время как требуется создать и проанализировать ряд его правдоподобных альтернатив.
Видение создается не для конструирования будущего из кирпичей настоящего. Оно существует в целях перестройки настоящего для достижения той модели, которую сконструировало творческое и стратегическое видение. Оно не является планом и не дает точных инструкций, но описывает то, к чему стремится социально-образовательный проект.
Вот пример видения муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 8" города Усть-Илимска, сформированного перед началом реализации проекта "Гражданин":
№ 8 - одна из самых известных в Иркутской области и России школ.
№ 8 - федеральная экспериментальная площадка.
№ 8 - престижная школа с уникальной системой гражданского и социального образования.
На базе школы № 8 действует полезный для системы образования города, области и страны Центр подготовки специалистов по стратегическим коммуникациям (паблик рилейшнз) в сфере образования.
№ 8 - социально-активная школа и центр социально-образовательных инноваций.
№ 8 осуществляет совместные социально-образовательные программы с ведущими ВУЗами Сибири и Москвы.
№ 8 имеет издательский центр и несколько собственных периодических изданий.
№ 8 располагает прогрессивной социальной стратегией и гибкой тактикой взаимодействия с родителями.
№ 8 обладает оптимальным набором высокопрофессиональных учителей и педагогических работников, помещений, оборудования, компьютерных классов, компьютеров и оргтехники, число которых динамично увеличивается;
№ 8 ежегодно через фандрайзинг и предоставление дополнительных платных образовательных услуг привлекает на свое развитие не менее 1 млн. руб. внебюджетных средств.
Когда обозначены пограничные ориентиры, описаны текущее состояние и цели стратегического планирования, возникает новая категория - РАЗРЫВ, или, по-другому, промежуток между тем, что есть, и тем, что должно быть. Стратегическое планирование и проект направлены на его преодоление.
Давая оценку разрыву, прежде всего необходимо определить, преодолим ли он вообще. Если разрыв оказывается слишком большим для того, чтобы участники проекта могли преодолеть его со своими текущими ресурсами, следует либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс реализации инновационного проекта на более длительный период.
Затем общий разрыв разделяется на разрывы по каждому из значимых для проекта направлений деятельности, по которым впоследствии ведется планирование. В ходе такого расчленения выявляются и группируются в основные категории (разделы) планирования совокупности проблем и потребностей. Таким образом, получается, что каждый раздел планирования работ по реализации проекта представляет собой группу проблем, которые надо разрешить для преодоления разрыва между настоящим и будущим
Когда проблемные разделы плана инновационной деятельности определены, можно перейти к постановке целей и задач. Основную, главную цель, по существу формулирует видение. Что же касается вспомогательных целей, то достижение их рассматривается как преодоление разрыва по каждому из направлений реализации проекта.
В проекте "Гражданин" главная цель определена следующим образом: создать в общеобразовательной школе систему гражданского образования, которая позволит решать задачи:
1. Формирования в сознании школьников идеала открытого гражданского общества как цели общественной активности.
2. Развития критического мышления как основного инструмента анализа социально-политической реальности, выявление точек ее разрыва с идеалом.
3. Повышения уровня социальной активности и значимости практической деятельности школьников в реалиях окружающей среды.
По основным направлениям реализации проекта цели определены следующим образом:
Первое направление - изменить содержание дисциплин обществоведческого цикла, вычленить содержание гражданского образования и привести его в систему.
Второе направление - разработать и внедрить в учебный процесс сквозной (с 5-го по 11-й классы) курс по формированию и развитию критического и творческого мышления.
Третье направление - разработать и сформировать механизм стимулирования социальной активности детей.
Задачи проекта определяются через конкретизацию целей как измеримые конечные результаты инновационной деятельности (реализации проекта). В задаче описывается желаемый результат ее решения и дается детальный план достижения этого результата. Такой план включает четыре главных составляющих:
> функциональную характеристику предпринимаемого действия (начать, увеличить, обеспечить);
> предполагаемый результат в количественных единицах, обычно в процентах или числах (повысить в 2 раза, увеличить на 10%);
> определенный срок достижения намеченного результата (выполнить к 25 марта, подготовить к августовским педагогическим чтениям);
> расходы на выполнение задачи, включающие денежные, материальные и человеческие ресурсы.
Таким образом, задача = функция, выраженная глаголом действия + измеримый результат + установленный срок + расходы.
К примеру рассмотрим, как соотносятся цели и задачи в плане работ проекта "Гражданин":


Цель
Задачи
Улучшить подготовку учителей школы по направлению "связи с общественностью"
Провести в период с 21 сентября по 31 декабря шесть занятий по переговорным технологиям, выделив для этого 2 тыс. руб. из внебюджетных средств школы.

С 3 января организовать в школе работу краткосрочных (7 дней) курсов "PR в образовании" для всех принятых на работу учителей, выделив из внебюджетных средств школы 700 руб.

27-29 марта совместно с Усть-Илимским филиалом Московского социального университета, филиалом Иркутского педагогического университета в г. Усть-Илимске и Управлением образования Администрации города провести научно-практическую конференцию "PR как фактор развития общественной составляющей государственно-общественного управления образовательными учреждениями".
До 1 марта направить в Управление образования Администрации города записку с обоснованием необходимости проведения научно-практической конференции со сметой расходов и просьбой о выделении финансирования.

И так далее.

Итак, если цель формулирует стремление, то задачи делают его измеримым и точно установленным.
В схематическом варианте структура плана выглядит следующим образом:

Раздел планировании (указывается название).
Цель (дается формулировка цели).

Задача
(что сделать)
Приоритет действий
(в каком порядке)
Способ осуществления
(каким образом)
Обязанность
(кто за что отвечает)
Срок
(когда должно быть выполнено)
Ресурсы
(материальное обеспечение выполнения)





План не только декларирует, но и показывает, что и как нужно делать.
Процессы планирования и создания программы действий включают в себя следующие стадии.
1. Определение ролей и задач, а также характера и масштаба предстоящей работы.
2. Определение областей ключевых результатов и объектов инвестирования (куда расходовать время, энергию, талант).
3. Установление и конкретизация показателей эффективности. Определение количественных (измеряемых) показателей, по которым можно будет судить о результатах.
4. Выбор и постановка задач. Определение результатов, которых необходимо достичь.
5. Подготовка планов действий. Определение путей достижения конкретных целей.
А. Составление программы. Установление времени выполнения задач и стадий.
Б. Составление графика. Установление времени выполнения задач и стадий.
В. Финансирование. Определение бюджета и источников финансирования.
Г. Отчетность. Определение (создание) органа контроля за выполнением задач и стадий.
6. Контроль. Обеспечение эффективного выполнения задач.
7. Коммуникации. Определение организационных связей, необходимых для уточнения и реализации предыдущих шести стадий.
8. Выполнение. Обеспечение согласованности всего ключевого подхода, определение лиц, которых необходимо привлечь, и шагов, которые необходимо предпринять в первую очередь. Но это уже суть принадлежность "чистого" менеджмента.
Логика стратегического планирования инновационной деятельности содержит следующие ступени:
> оценку реально существующего текущего состояния проблемы;
> формулирование мисси проекта (должного текущего состояния);
> выход на философию (принципы, нормы, кредо) решения проблемы (ориентиры для достижения желаемого состояния в будущем);
> описание видения (желаемого состояния в будущем);
> анализ разрыва между настоящим и будущим;
> формулирование целей и задач, необходимых для преодоления разрыва.
Внимание! Все вышеизложенное относится к инновационной деятельности, т.е. переходу образовательного учреждения в качественно новое состояние. В реальной образовательной практике инновационная деятельность часто переплетается с опытно-экспериментальной работой, что в принципе правильно. Не навреди! Главный принцип любой инновации в образовании. Он требует от администрации школы и педагогов опытно-экспериментального сопровождения инновационной деятельности. Но необходимо иметь ввиду, что модель инновационной деятельности и модель опытно-экспериментальной работы по ее сопровождению существенно различаются. Как по форме, так и по содержанию.
Важно также иметь ввиду, что логика стратегического планирования инновационной деятельности предполагает не только ответов на вопросы о том, что нужно делать, но и отсеивание моментов, которые не являются объектами внимания, приложения организационных затрат и материальных ресурсов. Уже одно выявление этих моментов делает инновационную деятельность более рациональной, экономной и эффективной.
Еще один момент. Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым образовательное учреждение, его администрация и педагогический коллектив, а также родители и органы школьного общественного самоуправления (попечительский совет, родительские комитеты и др.) принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми субъектами, влияющими на развитие школы, с учетом родительской общественности и при ее участии.
Стратегический план - не директива, а свод согласованных, признанных разумными требованиями; это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для образовательного учреждения. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга социально активных лиц.
Еще несколько попутных замечаний.
1. Инновационный проект, по нашему мнению, включает стратегическое планирование (описано выше) и планирование (программирование) работ по достижению желаемого результата.
2. Любой проект существует (живет) как бы в трех ипостасях (как минимум):
* проект как замысел, как "идея в голове", выражаясь натурально, его автора (авторов);
* проект как текст, в котором описан замысел и пути его реализации;
* проект как деятельность по достижению желаемого результата.
3. Понятно, что эти формы бытия проекта друг с другом не совпадают.
4. Проект как текст, отражая замысел его разработчика, может иметь разную стилистику. Стилистика проекта как рабочего документа, который выступает директивным планом (программой) деятельности по достижению намеченных целей может существенно отличаться от стилистики проекта представляемого в благотворительную организацию для получения гранта на его реализацию.
5. Любая модель описания проекта (инновационной деятельности) в конечном итоге зависит от ответа на вопрос: "Кому и для чего нужен текст проекта?". В одних случаях проект должен быть более, в других менее детализирован, иметь разные языки и формы описания.

1.3. Опытно-экспериментальная работа
Как уже отмечалось выше, проект инновационных преобразований отличается от проекта опытно-экспериментальной деятельности. Так как они в инновационной деятельности образовательных учреждений тесно переплетаются, то часто возникает подмена понятий. На наш взгляд опытно-экспериментальная деятельность должна строится на основе программы опытно-экспериментальной работы, которая, соответственно, должна являться существенной и необходимой частью инновационного проекта. Конечно, это не относится к истинным научным исследованиям.
Модель (программа) опытно-экспериментальной работы обычно включает следующие работы.
1. Исследование, определение проблемного поля и вычленение ключевой проблемы. Как правило, в школе этому предшествуют проблемные ситуации, которые "проявляют" или сигнализируют о наличии проблемы (проблем) и чувствуются учителями на интуитивном уровне.
2. Обоснование актуальности проблемы.
3. Формулирование темы ОЭР.
4. Определение объекта исследования (экспериментирования).
5. Определение предмета исследования (эксперимента).
6. Формулирования цели (целей) исследования (эксперимента).
7. Определение задач исследования (эксперимента).
8. Выдвижение основной, и если необходимо - дополнительных гипотез.
9. Прогнозирование результатов и возможных негативных последствий.
10. Определение ограничений.
11. Разработка и/или выбор конкретных методик и методов исследования.
12. Определение сроков исследования (эксперимента).
13. Определение этапов исследования (эксперимента).
14. Определение базы исследования и контрольных групп.
15. Работа с участниками исследования (эксперимента).
16. Определение критериев оценки ожидаемых результатов.
17. Анализ и оценка результатов исследования (эксперимента).
18. Подготовка отчета и разработка рекомендаций.
Опытно-экспериментальная работа включает в себя следующие этапы:
Диагностический этап. На этом этапе анализируются затруднения учителя (группы учителей или педагогического коллектива), состояние образовательного процесса, школы и внешнего окружения, изучается соответствующая научно-педагогическая литература, опыт преодоления подобных затруднений в других образовательных учреждениях, определение и формулирование противоречий (проблемы).
Прогностический этап. На этом этапе операцоинализируются основные понятия, определяются и ставятся цели исследования (эксперимента), цель (цели) декомпозируются в задачи, строится модель исследовательской деятельности (эксперимента), формулируется гипотеза (гипотезы), прогнозируются ожидаемые результаты, а также возможные потери и негативные последствия, проектируется механизм компенсационной защиты.
Организационный этап. Включает создание необходимых условий проведения исследования (эксперимента):
* материальных (приобретение необходимого оборудования, мебели, средств обучения, средств исследования, оргтехники и т.п.).
* кадровых (подбор, расстановка и специальная работа по обучению участников исследования (эксперимента);
* научно-методических (разработка, приобретение текстов новых программ, технологий, методик, вариантов поурочных планов, тестов, анкет, дидактических материалов и т.п.);
* финансовых (определяются размеры и источники финансирования);
* мотивационных (специальная работа по стимулированию творческой работы педагогов, создание благоприятного морально-психологического и т.п.);
* организационных (создание в случае необходимости новых органов, организационных структур, введение новых субъектов управления, формирование временных творческих коллективов или исследовательских групп, четкое распределение функциональных обязанностей между всеми участниками эксперимента, определение базового научного учреждения, выбор и приглашение научного руководителя или консультанта).
Практический этап. На этом этапе фиксируется исходное состояние объекта исследования (экспериментирования), реализация заложенных в гипотезе нового содержания, организационных форм, технологии (программы, методики, системы мер и т.п.), мониторинг процесса и результатов, корректировка плана работ, контроль.
Обобщающий этап. В себя включает построение программы теоретической обработки полученных результатов, теоретическую обработку результатов исследования (эксперимента), разработку практических рекомендаций, разработку и техническое исполнение отчета, передачу результатов исследования (эксперимента) заинтересованным лицам и/или организациям.
Подводя черту можно констатировать, что проект инновационной деятельности может включать в себя n-количество программ опытно-экспериментальной работы. В инновационном проекте определяются наиболее уязвимые точки или зоны предполагаемых негативных последствий нововведений и именно должны стать объектом исследовательской и/или экспериментальной проверки на безопасность, с одной стороны, и определения эффективности нововведений, с другой.
Помимо этого системные инновационные проекты (как "Гражданин") обычно в себя включают локальные проекты. В этом случае системный инновационный проект выступает как мегапроект с n-количеством мини и оргпроектов.

1.4. Оргпроект
Одним из способов инновационных преобразований часто выступают именно оргпроекты, которые отличаются особенностями логики, технологии и алгоритмами проектирования и реализации. В рамках проекта "Гражданин" было реализовано несколько оргпроектов:
1. "Школа социального успеха".
2. "Эстетический лицей"
3. "Школа гуманитарного образования".
4. "Материнская школа".
5. "Попечительский совет".
6. "Общественный фонд развития школы".
7. "Школьная служба стратегических коммуникаций".
8. "Межрегиональный инновационный Центр подготовки специалистов по стратегическим коммуникациям (паблик рилейшнз) в сфере образования.
9. Детская общественная организация "Сибирячек" и др.
Специфика разработки и реализации оргпроектов:
1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации. Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета проекта в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социально-культурной ситуации и выявления типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды. На втором месте по значимости - социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на отдельные социальные группы, к примеру - детский оргпроект "ДОМ" - детский орден милосердия).
2. Специфика области проектирования. Оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности находятся в ограниченной сфере, скажем в сфере художественной культуры, как проект "Эстетический лицей", или экологической культуры, как проект "Экология лесопарка" и т.д.).
3. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта).
Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена.

2. ОРГАНИЗАЦЯ ПРОЕКТА

Реализация проекта должна быть организована. Когда организуется реализация проекта воедино собирается:
* информация о целях и задачах проекта, его содержании, сроках выполнения, затратах и качестве;
* люди с их навыками, творческими задатками, потребностями, опытом и способностями;
* ресурсы - материальные и финансовые.
Единое целое, в рамках которого могут быть использованы перечисленные компоненты для достижения желаемого результата, и есть организация проекта.
Когда принимается решение по поводу организации проекта должны учитываться несколько его аспектов. Перечень аспектов начинается с продолжительности проекта, затем идут потенциальный риск, важность для его участников, величина расходов и сложность.
Существует несколько типов организации проектов. В проекте "Гражданин" была применена интегрированная организация. Этот тип организации предполагает полное использование возможностей образовательного учреждения. Проект оказывается максимально интегрированным в выполнение повседневных функций школы. Прежде всего решается, на базе каких структурных подразделений образовательного учреждения следует строить организацию проекта. Решение зависит от:
* особенностей результатов проекта;
* особенностей организации образовательного учреждения.
При выборе интегрированного типа организации проекта мы имеем:
* команду участников проекта, состоящую из педагогов школы;
* возможность гибкого использования учителей с учетом масштабов и сложности проекта, а также их роли в команде;
* использование опыта и функциональных возможностей школы в целях реализации проекта;
* в рамках проекта и в пределах деятельности образовательного учреждения используются одни и те же люди;
* совместимый, если не идентичный порядок деятельности, предусмотренный проектом и существующий в школе.
Какой бы тип организации проекта мы бы не выбрали, необходимо гарантировать эффективное руководство и организацию внутренних процессов реализации проекта. В любом случае проекту необходим план, управление, оценка расходов и бюджет, а также контроль и проверка.
Для реализации проекта необходима его спецификация (паспорт). В ней указаны цели проекта, сроки и утвержденная смета расходов. Будучи основным источником информации о проекте, спецификация должна содержать данные о целях проекта, его масштабе, образовательном учреждении, бюджете и его обосновании, а также сообщать о способах и методах, которыми мы будем пользоваться для планирования, проверки и контроля проекта.
Если проект достаточно велик и требует для своей реализации специальной команды, то следует разобраться, какую роль играет и какие функции выполняет каждый ее член. Мы также должны выяснить, чего именно от нас ожидают, поручив конкретную роль в реализации проекта. Данная информация может быть представлена в виде:
* должностной инструкции;
* графика функциональных обязанностей.
В правильно составленной инструкции должно быть определено следующее:
* какие цели стоят перед учителем (школьным администратором), занимающим данную позицию в проекте;
* что он должен делать для достижения указанных целей;
* кому подчиняется участник проекта, занимающий данную позицию;
* какими полномочиями он обладает;
* какие его обязанности (если такие имеются) по связям с родителями и детьми;
* как оценивается его деятельность.
Вопреки всем ожиданиям при разработке в проекты все же приходится вносить изменения. Они могут быть самыми разными и варьироваться от серьезных, например, когда появляется необходимость применение новых технологий, до незначительных, например, когда совершенствуются методы работы и появляется способ сделать что-то лучше. Изменения могут иметь место из-за ошибок и просчетов, как это случилось в нашем проекте, когда была изменена принципиальная для проекта модель механизма гражданского образования (см. Аналитический отчет).
Очень важно изменения контролировать, для чего следует разработать эффективный механизм их внесения в проект. Это потребует четкого, доступного и однозначного изложения основного содержания проекта, а также определения процедур оценки и утверждения любых предложенных изменений.
Проект единоразовое усилие; он ограничен временными рамками, каждый проект уникален; имеет определенные результаты, сопряженные с инновационными изменениями. Школа как организация отличается от проекта. Главная цель образовательного учреждения - гарантировать свое существование, а также точное и постоянное воспроизводство в своих учениках копий государственных образовательных стандартов. Школа, как правило, больше всего озабочена стабильностью и воспроизводством своей деятельности. Управление проектом, наоборот, направлено на внесение изменений. Руководитель проекта практически не может прибегнуть к компромиссным решениям, поскольку его или ее проект имеет ограниченные временные рамки, установленную смету расходов и запланированные результаты.
Для того чтобы эффективно строить свою деятельность, руководитель проекта должен:
* знать и уметь использовать средства и методы управления проектом;
* гарантировать, что выделенные финансовые средства расходуются с максимальной пользой для проекта;
* уметь наладить тесные рабочие отношения с членами команды, занимающимися реализацией проекта, а также со всеми участниками проекта;
* уметь выявлять риски и принимать меры по ограничению их влияния на проект.
В обязанности руководителя проекта входит:
* руководить - группой педагогов (командой реализующей проект);
* поддерживать связь - со всеми, кто участвует в проекте;
* стимулировать - членов команды;
* вести переговоры - по поводу эффективных решений конфликтных ситуаций, которые возникают между потребностями самого проекта и его участниками.
Опыт показывает, что для успешной реализации целей инновационного проекта необходима команда. Команда, чья работа отлажена, может буквально "свернуть горы". Она объединяет усилия всех членов в единое целое. Команда способна расти, изменяться и адаптироваться с учетом новых требований. Она может сохраняться или возникать заново, если из нее уйдут некоторые члены или изменятся первоначальные задачи.
Опыт также показывает, что работа в команде может оказаться совсем непростой. Быть членом команды - значит в определенной степени пожертвовать своей индивидуальностью и стать частью единого целого.
Численность команды - важный аспект ее деятельности. Если определить ее неправильно, то ограничится эффективность работы. Если группа слишком большая, то ее члены не будут затруднять себя тем, чтобы поддерживать эффективную связь друг с другом, и, кроме того, им будет сложно принимать решения и осуществлять их, используя навыки и знания всех членов команды. Если группа будет слишком маленькой, то ее участники будут испытывать недостаток опыта и человеко-часов, несмотря на простоту общения друг с другом.
Так какую численность можно считать правильной? Прагматичный ответ таков: правильная численность команды может быть различной. Ее определяют следующие факторы: требования, определяемые задачами проекта; наличие необходимых специалистов; тип организации проекта.
Как показывает опыт, если численность команды превышает двадцать пять человек, то речь о команде уже не идет. Если в команде менее трех человек, то есть риск ощутить нехватку опыта и времени. В целом, похоже, оптимальный вариант - десять человек.
В нашем проекте нам нужно было так организовать самих себя, чтобы в распоряжении было несколько взаимосвязанных команд и основная команда, члены которой руководили бы работой команд-сателлитов и отвечали бы за свободный обмен информацией между главной командой и ее сателлитами. Так что возможна и такая модель создания команды.
Правильный подбор команды - основа ее успеха.
Выбрав членов команды либо волей случая, либо в силу обстоятельств, либо самостоятельно или с чьей-то подачи, лидер команды должен собрать всех вместе.
Первая встреча - начало процесса, в результате которого группа людей превратится в эффективно действующую, продуктивную команду. Участие всех членов команды в первой совместной встрече обязательно, поэтому она должна быть организована и спланирована с учетом данного требования.
Главная задача встречи - разработка, обсуждение и утверждение Устава команды (Положения о временном творческом коллективе).
Это не юридически оформленный контракт или соглашение, хотя в некоторых случаях может быть и так, но это редко и бывает в тех случаях, когда школа под проект получила грант заинтересованной организации или другой устойчивый и предсказуемый источник финансирования.
Фактически для некоторых членов команды он даже не будет написан на бумаге. Но Устав (Положение) важен, поскольку определяет почему, что, когда и как должна делать команда. Он позволяет ответить на вопросы: "Чем мы намерены заниматься?", "Сколько времени это займет?", "Как мы будем работать вместе?", "Все ли из нас будут участвовать в принятии ключевых решений?", "Какие принципы важны для нас как для команды?". Ответы на названные вопросы и составляют устав команды. Их обязательно нужно огласить на первом собрании. Руководителю команды будет проще, если он заранее обдумает свои позиции по основным вопросам и подготовит проект документа для обсуждения.
Из устава члены команды должны получить представление о решении следующих вопросов:
* задачи команды;
* участники проекта: имена, ожидаемые результаты, возможные противоречия;
* каким образом будет обеспечиваться связь с участниками проекта и между самими членами команды;
* как будет оцениваться работа команды: по промежуточным итогам, каким-то вехам, по конечным результатам;
* какие процедуры и правила будут использованы: жесткие, требующие безоговорочного исполнения, более гибкие;
* как члены команды будут работать вместе: принципы деятельности команды.
Первое заседание команды очень важно, можно сказать определяющее для разработки устава команды. Однако принятие устава - не единственная задача первого заседания; оно также знаменует собой начало процесса создания команды.
Команда не формируется спонтанно на первом заседании. Команда растет и претерпевает изменения постепенно. Для того чтобы пройти путь от набора кандидатов в члены команды и до формирования сплоченной, гибкой, продуктивно работающей команды, необходимо время, за которое команда будет развиваться и меняться.
На первый взгляд задача создания команды, работающей над проектом, и затем налаживание ее деятельности не кажется сложной. В конце концов, люди, которых привлекают к работе в проекте, обычно отвечают всем его требованиям и обладают нужными навыками управленческой деятельности.
Однако не все так просто, как кажется. Подобно самим проектам, команды тоже уникальны, представляя собой коллективы людей, которые собираются вместе на определенной ограниченное время с целью достижения уникальных целей проекта. Они могут работать в команде на условиях полного или неполного дня до тех пор, пока будет необходимость в использовании их опыта и знаний для реализации проекта. Данные факторы оказывают определенное стрессовое воздействие. В результате помимо соответствия базовым критериям, касающимся вхождения в команду и распределения ролей в ней, члены команды должны обладать дополнительными навыками, позволяющими преодолевать стрессы и трудности, связанные с реализацией проекта. Среди таких навыков можно назвать следующие:
* профессионализм выше среднего уровня;
* умение понять и принять стратегический план и "политику" проекта;
* способность решать проблемы;
* умение работать в условиях "цейтнота";
* желание разделить как успех, так и неудачи, а затем перейти к решению очередных задач.

Тест для оценки команды, работающей над проектом





Вопросы




Полностью относится к нам
Относится к нам
Не уверен
Не относится к нам
Совершенно к нам не относится
1. Процесс работы и численность


Мы собираемся вместе часто и без каких-либо проблем

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign