LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ



4. Общие процедурные вопросы

Важно, чтобы требования процедуры соответствовали нормам естественной справедливости, и не только были справедливы, но и были не только справедливы, но и продемонстрированы как справедливые. При этом необходимо учитывать следующее:

¦ Избегать всякой возможности обвинения в несправедливом влиянии (например, все участники должны быть приглашены в зал, должны покинуть помещение в одно и то же время)

¦ Гарантировать всем сторонам возможность сделать свои заявления и представить свои замечания в соответствии с предписанной процедурой настолько, насколько это возможно

¦ Задавать вопросы. Это не только служит гарантией верного понимания вопроса членами комитета, но и показывает сторонам, что вопрос правильно и тщательно рассматривается

¦ Соблюдение беспристрастности означает, что никто, кто является или рассматривается с большой степенью вероятности предварительно осведомленным о деле, не должен быть членом комиссии/комитета.

¦ Необходимо исследовать только относящиеся к делу свидетельства о фактах, представленные на заседании. Избегайте не относящиеся к делу факты и использование предварительно полученной информации.

¦ Необходимо ясно сформулировать обоснование решения и убедиться в том, что оно зафиксировано (записано в протокол) секретарем.

Принятие решения

Решения, которые принимаются комиссиями/комитетами, не требуют обоснования доказательствами, соответствующими стандартам доказательств для уголовных дел. В данном случае применяются требования стандартов доказательств по гражданским делам "баланса вероятности". Это означает, что члены комиссии/комитета должны удовлетвориться информацией, которая позволяет сделать вероятный вывод (например: скорее "да", чем "нет") о том, например, произошло ли событие.




РОДИТЕЛИ И ШКОЛА
Министерство по делам школьного и дальнейшего образования, науки и исследований земли Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ


Данная брошюра издается в рамках работы с общественностью, проводимой министерством по делам школьного и дальнейшего образования, науки и исследований земли Северный Рейн - Вестфалия. Использование этой брошюры во время предвыборной кампании в качестве агитационного материала партиями, кандидатами от партий и их помощниками в предвыборной борьбе возбраняется. Это требование распространяется на выборы в ландтаг, в бундестаг и на коммунальные выборы, а также на выборы в европейский парламент. Особо недопустимо распространение данной брошюры во время предвыборных мероприятий, на информационных стендах партий, а также вкладывание внутрь брошюры и наклеивание на нее информационного и агитационного материала различных политических партий. Запрещается также передача брошюры третьему лицу для использования в качестве агитационного материала в предвыборной борьбе. Использование данной брошюры партиями, а также поддерживающими их организациями, исключительно с целью информирования своих членов допускается. Независимо от того, когда, каким образом и в каких количествах эта брошюра будет распространяться, а также независимо от сроков проведения выборов, запрещается использование данной брошюры в любой форме, которая может быть воспринята как выражение симпатий земельного правительства по отношению к отдельным политическим группам.

Выходные данные:

Издано министерством по делам школьного и дальнейшего образования, науки и исследований земли Северный Рейн - Вестфалия.
Отдел по работе с общественностью,
Volklinger Straве 49, 40221 Dusseldorf

Tel: (0211) 8 96 03, Fax: (0211) 8 96-45 14
E-Mail: poststelle @ mswwf.nrw.de
http://www. mswwf.nrw.de

Оформление: Инес Вегге-Шац, Меербуш
Печать: ТОО Риттербах Медиен, Фрехен
(c)MSWWF 4/2000

Перевод с немецкого: Елена Миль, Дюссельдорф


Обращение к родителям

Участие родителей в жизни школы не просто желательно, оно жизненно необходимо для плодотворного и конструктивного сотрудничества всех участвующих в жизни школы сторон. Исходя из этого, мне хотелось бы призвать всех родителей активно относиться к своим правам и обязанностям, касающимся школы.
Поскольку участие родителей в жизни школы имеет огромное значение для процветания учебно-воспитательной работы школы, право родителей оказывать влияние на учебно-воспитательную работу школы законодательно закреплено в статье 10 Конституции земли Северный Рейн-Вестфалия. Начиная с 1977-го года, взаимоотношения между родителями, учителями и учащимися, а также отношения вышеперечисленных групп с руководством школы, учредителем школы и органами контроля за работой школы регулируются у нас в Северном Рейне-Вестфалии Законом о содействии школе (Schulmitwirkungsgesetz). Закон о содействии школе (ЗСШ) определяет права родителей и возможности их влияния на школу. Знание и учет определенных правил, обозначенных законом, являются предпосылкой для создания благоприятного климата общения, а также основанного на доверии сотрудничества всех участвующих в жизни школы сторон. Само собой разумеется, что общение не должно исчерпываться следованием определенным правилам. Целесообразно и желательно более широкое сотрудничество между родителями и школой.
Родители должны быть заинтересованы в создании, совместно с учителями, хорошей, развивающейся школы для наших детей. Подобную общую ответственность я считаю безусловно необходимой для того, чтобы партнерство семьи и школы на местах было бы связано с реальной жизнью.
Участие родителей в жизни школы будет лишь в том случае по-настоящему действенным, если сотрудничество всех участвующих в жизни школы сторон будет проходить на основе партнерских отношений, честно и, по возможности, гармонично. Естественно, что различия во мнениях не считаются в нашем демократическом обществе чем-то из ряда вон выходящим. Их невозможно избежать, и не надо к этому стремиться. Доступная всем информация, конструктивные дискуссии, а также стремление к совместному решению проблем являются неотъемлемыми предпосылками для плодотворного сотрудничества. Если же в результате дискуссий не удается прийти к общему мнению, необходимо использовать механизм голосования, как это принято в демократическом обществе.
При этом все участники диалога должны быть заинтересованы в принятии решений, которые будут, по возможности, приемлемы и для оставшихся в меньшинстве. Необходимо уважать и учитывать различные точки зрения, так как для успешного обучения детей в школе очень важно, чтобы родители и учителя не противодействовали друг другу, а стремились к сотрудничеству, основанному на доверии. Этим принципом Вы как родитель должны руководствоваться так же, как и учителя.
Руководство школы и учителя считают одной из своих особых обязанностей привлечение родителей к учебно-воспитательной работе в школе. Они окажут Вам действенную помощь во всем, что касается Ваших детей. Они также помогут Вам разобраться в вопросах, связанных с Вашим участием в жизни школы, разъяснят Вам учебные планы, законодательные акты и другие документы, касающиеся школьной системы. Со всеми предписаниями и положениями Вы можете ознакомиться в школе или взять их для изучения домой. Как родители или лица, их заменяющие, вы имеете, кроме этого, право и возможность запрашивать информацию у органов контроля за работой школы и у других организаций, например, у объединений родителей земли Северный Рейн-Вестфалия.
Я хочу призвать вас, уважаемые родители, привнести в жизнь каждой школы вашу заинтересованность, ваш энтузиазм, ваши знания. Это важно, чтобы создать учащимся наших школ хорошие предпосылки для того, чтобы они как сегодня, так и в будущем справлялись с задачами, которые ставит перед ними жизнь.
Информация, представленная в данной брошюре, даст Вам первое представление о том, каким образом Вы как родитель можете принимать деятельное участие в жизни школы. Вы найдете здесь описание прав родителей или лиц, их заменяющих; в первую же очередь, Вы узнаете о правах и обязанностях выборных представителей родителей, а также ознакомитесь с кратким обзором некоторых важных положений действующего Закона о содействии школе. Права учащихся и учителей, закрепленные в этом законе, в данной брошюре отдельно не рассматриваются.
Я выражаю благодарность объединениям родителей, которые приняли участие в подготовке этой брошюры, за их идеи, предложения и критические замечания.
Желающие получить более подробную информацию по вопросам содействия школе имеют для этого разнообразные возможности. Некоторые из них приводятся в настоящей брошюре.
Я надеюсь, что эта брошюра будет способствовать тому, чтобы родители участвовали в жизни школы в будущем с еще большим энтузиазмом, чем это происходит сегодня; хотя и сейчас участие родителей в жизни многих школ носит образцовый характер. Нам необходимо создать в школах такую культуру партнерских взаимоотношений, чтобы наша молодежь вырастала подготовленной к требованиям завтрашнего дня. Используйте те возможности, которые вам предоставлены, чтобы активно содействовать развитию наших школ!

Габриэле Белер,
Министр по делам школьного и дальнейшего образования,
науки и исследований
земли Северный Рейн-Вестфалия


Сотрудничество приветствуется

Целью сотрудничества является развитие личной ответственности каждого и укрепление взаимодействия всех участвующих в учебно-воспитательной работе школы сторон.
Ответственность за претворение в жизнь этой цели родители и учителя несут совместно. Исходя из этого, родители или лица, их заменяющие19, имеют право систематически запрашивать информацию об изменениях в успеваемости и социальном развитии их детей. Предусматривается также и возможность посещения родителем, по договоренности с классным руководителем или учителем-предметником, уроков своего ребенка. В начальных и вспомогательных школах родители или лица, их заменяющие, имеют, кроме того, право, при наличии определенных предпосылок, активно участвовать в некоторых видах учебной деятельности. Необходимым условием для этого является согласие школы и родителей класса. Подходящими для активного участия родителей считаются, в частности, организация школьных проектов, проведение читательских часов, дополнительных, а также факультативных занятий. Во внеклассных мероприятиях, а также в организации продленного дня могут участвовать родители и всех других классов и типов школ.
Участие родителей в жизни школы особенно приветствуется.

Участие родителей в жизни школы
Родители или лица, их заменяющие, сотрудничают со школой непосредственно или через своих выборных представителей. При этом, при выборе той или иной формы сотрудничества необходимо руководствоваться интересами учащихся.
Важным принципом участия в жизни школы является основанное на партнерстве и доверии сотрудничество всех участвующих в жизни школы групп и отдельных лиц. Оно является основой того, чтобы родители, учителя и учащиеся в еще большей степени совместно организовывали учебно-воспитательную работу в школе, а также несли за нее коллективную ответственность. Лишь в том случае, если все участники общего процесса отдают себе в этом отчет, а также сознают, что они не должны односторонне представлять интересы отдельных групп, общие усилия, направленные на совместное участие в жизни школы, приобретут ту созидательную силу, которая предполагалась при написании законодательного акта.
К важнейшим школьным органам, в которых участвуют родители, относятся родительское собрание, классное совещание, школьный родительский комитет и общешкольный совет. Право на участие подразумевает право на принятие решений или на пассивное участие: право присутствовать, участвовать в обсуждении, вносить свои предложения и замечания, - а также право на получение информации. Органы содействия школе имеют по отношению к школьному руководству права на запрос информации и на подачу жалоб. В отдельных случаях они могут претендовать на письменный ответ.

Участие родителей или лиц, их заменяющих, а также учащихся в органах содействия школе осуществляется в рамках общественно-полезной деятельности. При планировании времени проведения заседаний необходимо учитывать профессиональную занятость их участников.

Родительское собрание
Родители всех учащихся одного класса или одной параллели образуют родительское собрание класса или параллели. Из числа родителей выбирают председателя родительского собрания и его заместителя. Кроме того, родительское собрание избирает своего представителя, который совместно с председателем участвует в поклассных совещаниях с правом совещательного голоса. Начиная с 7-го класса, в родительских собраниях имеет право принимать участие также и представитель учащихся класса (Klassensprecher).
Кроме того, заинтересованные родители имеют право участвовать в работе предметных комиссий, представляя родителей данного класса.
Родительское собрание обсуждает в рамках своей компетенции все вопросы, касающиеся класса. При этом родительское собрание обязано следовать решениям педагогического совета школы. Родительское собрание имеет также право обращаться к педагогическому совету школы со своими предложениями и замечаниями.
На родительских собраниях родители имеют возможность обмениваться мнениями по интересующим их вопросам, а также высказывать свои предложения и замечания относительно педагогической деятельности школы. В случае необходимости родители могут приглашать для консультации на родительское собрание лиц со стороны. По просьбе родителей учителя, работающие в классе, разъясняют на родительских собраниях основные положения учебно-воспитательной работы. Эта информация, будучи предоставленной в необходимом объеме, может оказать значительное влияние на ситуацию в классе.

К задачам родительского собрания относятся в первую очередь обсуждение таких вопросов, как:
• виды и объем домашних заданий
• способы контроля успеваемости
• создание школьных кружков и факультативов
• проведение внеклассных мероприятий
• возможности использования новых учебных пособий и технических средств обучения
• трудности воспитательной работы и способы их преодоления

Кроме вышеперечисленного, родители имеют возможность помогать в организации поездок класса, сопровождать класс в учебных поездках, а также участвовать в классных и школьных праздниках.
Родительское собрание созывается председателем родительского собрания. По согласованию с классным руководителем председатель родительского собрания определяет повестку дня. Как правило, родительское собрание проходит при участии классного руководителя. В особых случаях родительское собрание может проходить и без участия последнего. На родительское собрание могут быть приглашены учителя, работающие в данном классе.

Классное совещание
Классное совещание состоит из всех учителей, преподающих в данном классе, а также из председателя родительского собрания и еще одного выборного представителя родителей. Оба представителя родителей, а начиная с 7-го класса, и представитель учащихся класса совместно с еще одним учеником данного класса, принимают участие в классных совещаниях с правом совещательного голоса.
Классное совещание принимает, в частности, решения, касающиеся:
* учебно-воспитательной работы в классе (например, форм организации межпредметных связей или проектно-ориентированного преподавания);
* мер дисциплинарного воздействия на отдельных учащихся (представители родителей принимают участие только в случае отсутствия возражений со стороны обсуждаемых учащихся и имеют исключительно право совещательного голоса).

Школьный родительский комитет
Председатели родительских собраний всех классов школы вместе образуют школьный родительский комитет, в заседаниях которого с правом совещательного голоса принимают участие заместители председателей родительских собраний классов, а также директор школы или его заместитель. При этом участие заместителей председателей родительских собраний классов происходит на добровольной основе. Школьный родительский комитет избирает председателя и его заместителя, а также своих представителей для участия в общешкольном совете и в заседаниях предметных комиссий. Заседания школьного родительского комитета созывает председатель школьного родительского комитета.
Школьный родительский комитет- высший орган власти родителей на уровне школы. Он должен представлять интересы всех родителей данной школы или лиц, их заменяющих. Тем самым заседания школьного родительского комитета являются достойным форумом для дискуссий, в ходе которых приводятся к общему знаменателю различные точки зрения и интересы родителей. Председатели родительских собраний классов доносят получаемую ими здесь от руководства школы информацию до сведения родителей своего класса. Решения, которые принимаются на
общешкольном совете, должны быть, по возможности, предварительно подробно обсуждены на школьном родительском комитете. Школьный родительский комитет имеет также право обращаться к общешкольному совету со своими предложениями и замечаниями, которые там будут поставлены на голосование.
Представители родителей, избранные в состав общешкольного совета, не обязаны подчиняться указаниям школьного родительского комитета. Они не связаны с ним жесткими обязательствами. Однако, при этом они должны учитывать при голосовании на общешкольном совете пожелания родителей. Наряду с этим, все родители или лица, их заменяющие, имеют право ознакомиться с протоколами заседаний школьного родительского комитета и общешкольного совета.
Школьный родительский комитет представляет интересы родителей или лиц, их заменяющих, перед руководством школы и другими органами, участвующими в жизни школы, в первую же очередь, перед общешкольным советом. Все представители органов, участвующих в жизни школы, должны постоянно помнить о том, что они являются проводниками интересов всех родителей или лиц, их заменяющих, а также всех учащихся данной школы, а не отдельных лиц.

Общешкольный совет
Общешкольный совет является высшим органом совместного управления школы. В его работе участвуют представители родителей, учащихся и педагогического коллектива школы. Представителей родителей избирает школьный родительский комитет, представителей учащихся - ученический совет, а представителей учителей - педагогический совет. Все важные для школы решения принимаются этим органом.
Общешкольный совет состоит наполовину из представителей педагогического коллектива, наполовину из представителей родителей и учащихся. Задачи, входящие в сферу компетенции общешкольного совета, законодательно закреплены в Законе о Содействии Школе. При этом речь идет о полном перечне задач, который может быть расширен только законодательными органами. Ниже приводятся в качестве примера некоторые задачи общешкольного совета:
• обсуждение учебно-воспитательной работы школы
• рекомендации касательно основных моментов
1) распределения учебных часов
2) организации учебных курсов
3) содержания уроков
4) контроля успеваемости

Кроме этого, общешкольный совет может самостоятельно принимать обязательные для исполнения другими школьными органами решения, например, по таким вопросам, как
• использование средств школьного бюджета
• введение новых средств обучения
• организация дополнительных факультативов и кружков, а также проведение учебных и школьных мероприятий
• сотрудничество с другими школами
• сотрудничество с местными объединениями, религиозными общинами и учреждениями, занимающимися вопросами выбора профессии, профессионального обучения и профессиональной практики
• сотрудничество со службами, занимающимися вопросами помощи молодежи, здравоохранения, со школьной психологической службой и инспекцией безопасности дорожного движения
• издание устава школы
• предложения и замечания в адрес органов контроля за деятельностью школы
• установление дополнительных выходных дней.
Заседания общешкольного совета проходит под председательством директора школы, который выполняет роль посредника между различными группами, представленными в общешкольном совете. Директор обладает только правом совещательного голоса. Лишь в том случае, если голоса распределятся поровну, голос директора оказывается решающим.

Выборы
Члены органов содействия школе избираются сроком на один год. Ежегодно к началу учебного года министерство школьного образования издает специальный календарь, в котором указаны сроки проведения выборов. Этот календарь содержит также и другую важную информацию общего характера. Все представители родителей получают этот календарь через школу.
Выборы, проходящие на родительском собрании класса, должны состояться в течение первых трех недель после начала учебного года, а выборы в школьный родительский комитет - в течение пяти недель.
Заседания созываются председателем соответствующего органа. Председатель исполняет свои обязанности вплоть до перевыборов, при условии, что его ребенок еще учится соответственно в классе или в школе. В противном случае заседания созываются заместителем председателя.
Созыв родительского собрания класса с целью проведения выборов осуществляется классным руководителем или руководством школы лишь в том случае, если на данный момент нет ни председателя родительского собрания класса, ни его заместителя. Подобная ситуация наблюдается всегда в начале 1-го класса, при переходе в 5-ый класс, а также в старшую ступень обучения.
Правила, которым необходимо следовать во время выборов, зафиксированы в положении о выборах. На заседания органов содействия школе распространяются общие правила (Rahmengeschaftsordnung).

Взаимоотношения родителей с вышестоящими органами
Директор школы представляет ее интересы перед учредителем и органами контроля за деятельностью школы. При этом он обязан следовать решениям общешкольного совета.
Члены школьного родительского комитета представляют интересы родителей или лиц, их заменяющих, перед руководством школы. Согласно закону о содействии школе школьный родительский комитет и родительское собрание класса формально не имеют права представлять интересы родителей перед учредителем и органами контроля за деятельностью школы. Председателям школьного родительского комитета и родительских собраний классов не возбраняется представлять интересы родителей иным, неформальным образом. При этом, однако, они не выступают в качестве представителей школы.
Председатели школьного родительского комитета и родительских собраний классов, будучи избранными родителями, являются компетентными представителями их интересов; поэтому у учредителей и органов контроля за деятельностью школы с давних пор сложилась практика выслушивать представителей родителей напрямую. В случае, если представители родителей воспользуются этой возможностью, они несут особую ответственность за то, чтобы представлять лишь решения органов, их избравших. Это означает, в частности, что председатель школьного родительского комитета не имеет права использовать свое положение для того, чтобы представлять свои личные интересы, выдавая их за "волю родителей".

Содействие родителей школе на земельном уровне
Родители принимают участие в решении важных проблем, касающихся жизни школы и носящих основополагающий характер, также и на земельном уровне. Это участие в деятельности школьного министерства повсеместно осуществляется официально зарегистрированными объединениями родителей или лиц, их заменяющих.
Важными школьными проблемами, в решении которых на земельном уровне участвуют наряду с другими органами и объединения родителей, являются согласно Закону о содействии школе прежде всего следующие:
• разработка методических рекомендаций и учебных планов
• изменения в структуре и организации школьной системы
• разработка положений об обучении, экзаменах и о правилах перевода в следующий класс
• экспериментальные направления в школе
• рекомендации по вопросам школьного строительства
• методические рекомендации, касающиеся выбора новых учебных пособий и технических средств обучения
• общее положение о школе
• согласование процессов школьного и профессионального обучения

Нижеперечисленные объединения родителей или лиц, их заменяющих, участвуют в организации школьной системы на земельном уровне (адрес и председатель):

Elternrat Hauptschulen NRW e.V., Michael Hinze, Beethovenstraвe 15, 47638 Straelen
Elternrat Realschule e. V. NW, Kurt Mikrikow, Binterimstraвe 6, 40223 Dusseldorf
Elternverein Nordrhein-Westfalen e. V., Walburga Sturmer, Schinkelstraвe 70, 45136 Essen
Gemeinnutzige Gesellschaft Gesamtschule e. V., Landesverband Nordrhein-Westfalen, Jurgen Theis.,Huckarder Strade 12 44147 Dortmund
LAG Gemeinsam Leben-Gemeinsam Lernen., Bernd Kochanek., Tiefe Strabe 50., 44145 Dortmund
Katholische Elternschaft Deutschlands (KED)., Landesverband Nordrhein-Westfalen., Helga Reimann Postfach 13 66., 48135 Munster
Landesarbeitsgemeinschaft Selbsthilfe Behinderter e. V.., Nordrhein- Westfalen., Geesken Wormann., Neubruckenstrabe 12-14., 48143 Munster
Landeselternrat der Gesamt-schulen in NW e.V.., Sigrid Beer., Hinterm Berg 13 a., 42551 Velbert
Landeselternschaft der Gym- nasien in Nordrhein-Westfalen e.V.., Barbara Kols-Teichmann., Muhlenstrabe 129., 41236 Monchengladbach
Landeselternschaft Grundschulen NW e. V.., Klaus Ulrich Wolf., Im Oberfeld 29., 51381 Leverkusen
LERNEN FORDERN-Landesverband zur Forderung Lernbehinderter NW e. V.., Hans-Georg Kalbhenn., Postfach 13 24., 32327 Espelkamp
Progressiver Eltern- und Erzieherverband NW e. V.. (PEV), Klaus Amoneit., Hohenstaufenallee 1., 45888 Gelsenkirchen

Представители родителей на местах получают от вышеперечисленных объединений родителей дополнительную информацию, необходимую для работы в школах (см. § 48, абз. 2 Общего положения о школе). Для поддержания деятельности этих объединений, направленной на выполнение задач содействия школе, разрешается оказывать им финансовую поддержку. При этом необходимо учитывать принципы добровольности и равноправия (см. § 47, абз. 7 Общего положения о школе).


Городские и поселковые школьные родительские комитеты
Закон о содействии школе не предусматривает наличие городских и поселковых школьных родительских комитетов. Партнером в диалоге с учредителем является поэтому отдельно взятая школа, представленная своим руководством, которое обязано исполнять решения общешкольного совета и доносить его резолюции, проекты решений и предложения до сведения вышестоящих организаций.
Закон о содействии школе не исключает однако возможность совместного представления интересов председателями школьных комитетов различных школ по отношению к органам контроля за деятельностью школы и к учредительным органам. Подобные городские и поселковые школьные родительские комитеты уже успешно работают во многих местах. Это дает хорошую возможность совместно формулировать и защищать общие интересы ряда школ.
В этой связи также уместно упомянуть о том, что § 35 Общего положения о школе обязывает членов всех органов школьного управления соблюдать нейтралитет. Это правило распространяется, естественно, и на председателей школьных родительских комитетов.

Дальнейшая информация о содействии школе
Содействие школе будет осуществляться тем лучше, чем большее количество членов органов содействия школе, в первую очередь, членов общешкольных советов, будет ознакомлено с Законом о содействии школе и с дополнениями к нему.
Исходя из этого, руководство школы обязано обеспечить родителям возможность ознакомления с такими важными информационными материалами, как законы, указы, методические рекомендации, бюллетени и предписания министерства школьного образования. Руководство школы и учителя предоставляют родителям необходимую информацию.
Наиболее полным источником информации является сборник "Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften des Landes Nordrhein-Westfalen" (BASS). В нем содержится, в частности, полная информация по школьному праву, включая Закон о содействии школе и связанные с ним положения, а также Общее положение о школе. Этот информационный сборник имеется в каждой школе. Само собой разумеется, школа всегда готова помочь приобрести тексты законов и иную литературу информационного характера.
Ниже приводится список текстов, содержащих важную информацию по вопросам содействия школе. Приобрести эти книги или брошюры можно через книжные магазины или через издательство Ritterbach Verlag, Rudolf-Diesel-StraBe 5 - 7, 50226 Frechen
Schulmitwirkungsgesetz mit Verwaltungsvorschriften, Wahlordnung und Rahmen-geschdftsordnung und Schulervertretungserlass (6,50 DM)
Allgemeine Schulordnung mit Verwaltungsvorschriften (6,90 DM)
"Qualitat als gemeinsame Aufgabe" - Rahmenkonzept "Qualitatsentwicklung und
Qualitatssicherung schuli-scher Arbeit" (4,50 DM)
Schulprogramm - eine Handreichung (4,50 DM )
Schulprogramm und Schul-entwicklung (4,90 DM )
Projekte und Profile: Schulen sind so frei - Schulentwick-lung l- (16,50 DM)
"...und sie bewegt sich doch!" Entwicklungskonzept "Starkung der Schule" -Schulentwicklung 2 - (4,90 DM)

Желающие более подробно разобраться в законах и законодательных актах могут воспользоваться юридическими комментариями к Закону о содействии школе, а также разъяснениями по вопросам школьного права. Некоторые из этих книг имеются в школах и предназначены для общего пользования. Кроме того, их можно взять в библиотеках или приобрести в книжных магазинах.


1 Подготовлена федеральной рабочей группой по усилению общественного характера управления школой (вышла в свет 2004 г.).
2 При этом надо ясно понимать, что оперативное управление по-прежнему остается и будет оставаться в руках директора школы.
3 Опыт прошедших 12 лет с момента принятия закона "Об образовании" показывает, что данный принцип государственной политики не получил достаточно полного институционального развития, особенно в сфере общего (школьного) образования.
Институты общественного участия в управлении образованием сложились в большей степени в сфере высшего образования (выборность ректора, полномочия ученого совета вуза и др.). Во многом это связано с тем, что в федеральном законе "О высшем и послевузовском образовании" в явном виде сформулированы особенности управления учреждениями высшего образования. В сфере общего образования, наиболее массовой подсистеме образовательной системы, государственно-общественный характер управления реализуется в явно недостаточной мере и нуждается в конкретизации на законодательном и нормативно-методическом уровне.
4 Ст. 35, п. 2 ФЗ "Об образовании". Заметим, что в законе - в отличие, например, от законодательства о госслужбе, об управлении в вооруженных силах и т.п. - не написан только принцип единоначалия.
5 В результате опроса Фонда "Общественное мнение" (16.08.2003) на вопрос: "Министерство образования планирует создать общественные советы, которые будут управлять школой наравне с директором. Будет ли школе лучше или хуже от такого нововведения?" были получены следующие ответы:
- 51% считают, что будет лучше, если в управлении школой, кроме директора, станет принимать участие общественный совет;
- только 14% респондентов опасаются, что школам от такой "помощи" будет хуже.
Таким образом, несмотря на очень малую информированность населения об этой идее (знают или "что-то слышали" об этом замысле только 19% опрошенных, а остальные узнали о нем в ходе опроса), у населения уже сейчас имеется преобладающе позитивное к ней отношение.
6 См. упомянутую выше объемную книгу: Общественное участие в управлении школой: Школьные советы - М., "Альянс-Пресс", 2004.
7 Прим.: во избежание разночтений далее наименования разделов устава приводятся в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об образовании".

8 Прим: "В соответствии с законодательством о благотворительной деятельности расходы добровольцев, связанные с их деятельностью (командировочные, затраты на транспорт и др.) могут возмещаться за счет средств Школы из внебюджетных источников." Ссылку на ФЗ № 135 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" целесообразнее перенести в Положение о Совете", т.к. ФЗ № 135 могут изменить и присвоить новый номер.

9 Прим.: "Понятие "на общественных началах" понятно советскому менталитету, но не имеет сегодня юридического определения. Лучше здесь воспользоваться понятиями "доброволец" и "безвозмездное выполнение работ", "безвозмездное исполнение обязанностей". Понятие "доброволец" четко определено в ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и более чем применимо к тому, что в обыденной практике называется "работой на общественных началах". Также - о компенсации расходов членов СОВЕТА будет полезно транслировать из упомянутого ФЗ норму о компенсации для добровольцев. Во всяком случае, уже сложившаяся в российском некоммерческом секторе практика возмещения расходов добровольцев (при наличии договора некоммерческой организации с добровольцем) не вызывает каких-либо возражений со стороны налоговых органов: они уже не рассматривают выплату компенсации за проезд, проживание и суточных в пределах нормы, как доход физического лица. Так же, не возникает вопросов в связи с правомерным получением добровольцем денежных средств и имущества в подотчет."
10 Прим.: Далее следует перечислить другие уставные правомочия Директора, которые не должны противоречить правомочиям, предоставленным СОВЕТУ
11 Прим.: Далее перечислить иные акты, принимаемые директором, такие как должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и т.п.
12 Прим.: Далее указать, при их наличии, иные виды локальных актов, регламентирующие вопросы, перечисленные в ст. 13 Закона РФ "Об образовании").

13 Прим.: положение о печати Совета следует включить в соответствующий пункт Устава Школы, поскольку организации, изготавливающие печати, потребуют предоставления выписки из Устава.

14 Прим.: Пункт 4 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" предусматривает право обучающихся "на участие в управлении образовательным учреждением..., свободное выражение собственных мнений и убеждений" ("право на участие в управлении..." предусмотрено и для родителей - п.1 ст. 52). Согласно п.1 ст. 12 Конвенции ООН "О правах ребенка" от 20.11.89 "государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим интересы ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка".
Законодательство РФ определяет "ребенка" как лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Таким образом, можно сделать вывод о том. что
(1) участие обучающихся в возрасте до 18 лет в управлении Школой
предусмотрено законом, однако формы такого участия не определены;
(2) обучающимся в возрасте до 18 лет, согласно международным
обязательствам РФ, должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды, но только по вопросам, затрагивающим их интересы, и такого рода взглядам должно уделяться внимание "с учетом их возраста и зрелости".
Следовательно, Школа может определить в учредительных документах (уставе) или локальных нормативных актах формы участия обучающихся в управлении Школой в т.ч. в качестве членов управляющего Совета: с правом решающего голоса, либо с правом совещательного голоса.

15 Прим.: представителем учредителя может быть работник органа управления образованием, подведомственных ему учреждений, муниципальной администрации либо любое иное лицо, поверенное представлять интересы учредителя в Школе.

16 Прим.: необходимо различать государственную регистрацию образовательного учреждения - Школы - как юридического лица (де-факто, ее устава) в государственных регистрирующих органах (в настоящее время - это федеральные органы налоговой инспекции на местах) и сугубо ведомственную регистрацию Совета с указанием его состава и сроков полномочий его членов по свободной форме в реестре муниципального (или государственного) органа управления образованием, которому непосредственно подведомственна Школа.

17 Имеется в переводе на русский язык, издано в 2004 г..
18 Полномочия управляющего совета по иным, кроме увольнения, дисциплинарным вопросам должны быть определены школьном Положении о персонале (по кадрам).
19 Родителями или лицами, их заменяющими, являются лица, наделенные родительскими правами, а также любое другое лицо старше 18 лет, которое, по договоренности с лицами, наделенными родительскими правами, берет на себя обязательства постоянной опеки. Лицами, наделенными родительскими правами, являются, как правило, родители; ими могут быть также бабушки, дедушки, приемные родители разного рода (например, Pflegeeltern), воспитатели семейных детских домов (Heimeltern).

??

??

??

??




72





85



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign