LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>














Создание
школьных Управляющих советов


Сборник методических материалов



















Москва
"Альянс-Пресс"
2004

Создание
школьных Управляющих советов


Сборник методических материалов









Под редакцией А.А.Пинского
Составитель М.С.Митькина





















Москва
"Альянс-Пресс"
2004


СОДЕРЖАНИЕ

СДЕЛАТЬ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ!!


Введение

Письмо министра образования и науки РФ "О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений" от 27.04.2004 г.

Письмо № 14-51-131/ от 14.05.2004 "Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе".

Рекомендации рабочей группы об изменениях в уставах экспериментальных школ в связи с созданием и апробацией Управляющих советов.

Рекомендуемый план действий по созданию Управляющих советов в школе

Состав, формирование и функции Управляющего совета

Предлагаемое разграничение полномочий между Управляющим советом и директором школы.

Рекомендуемый в дополнение к уставу минимум локальных актов для правового обеспечения Управляющих советов в экспериментальных школах

Рекомендации по изменениям локальных актов в связи с созданием в школе Управляющего совета

Рекомендации об изменении договора с учредителем в связи с созданием в школе Управляющего совета

"Организация работы управляющего совета школы". Перевод с английского (извлечения)

"Родители и школа. ФРГ" Перевод с немецкого



А.А.Пинский

Введение
Школьные Управляющие советы в России: первые шаги становления

Предлагаемый сборник продолжает книгу "Общественное участие в управлении школой: Школьные советы"1, в которой мы ставили своей задачей ознакомление российского читателя с концептуальными основами и различными формами общественного соуправления школой в зарубежных образовательных системах. В этом отношении в данном сборнике также помещены зарубежные материалы (Англия, ФРГ), и мы в дальнейшем планируем продолжение этой линии.
Но главная задача данного сборника связана с тем, что сегодня (середина 2004 г.) вопрос об Управляющих советах школ перешел уже из плоскости изучения вопроса и концептуального его осмысления - в плоскость практическую. После письма Министра образования и науки, а также после подписания и рассылки соответствующих рекомендаций Департамента общего образования Минобразования России (оба эти документа приведены в сборнике), в восьми экспериментальных регионах начался процесс практического создания школьных Управляющих советов. Согласно договоренности федеральной рабочей группы с региональными координаторами, не позднее января 2005 г. в пилотных школах проекта (исходно: порядка 4-6 на регион) должны быть созданы первые Управляющие советы. Помощь в деле их создания и является основной целью сборника.
В этой вводной статье нам представляется целесообразным в порядке введения кратко обобщить основные концептуальные положения, касающиеся сегодняшнего видения Управляющих советов.

1. Определение Управляющего совета
Конечно, в России за последние годы широко развивалась практика работы различных общественных школьных советов и объединений (попечительские советы, родительские комитеты, комитеты ученического самоуправления и проч.). Однако подобные органы школьного самоуправления имеют, как правило, лишь рекомендательные и содействующие, но не управленческие функции. Существующая нормативная база не наделяет их властными полномочиями и не определяет четкие механизмы их формирования и функционирования.
Управляющий совет (далее: УС) школы - это коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению тех или иных важных вопросов функционирования и развития школы.
Управляющий совет есть орган государственно-общественного управления школой, в первую очередь - стратегического управления2. Он является инструментом прямого общественного участия в управлении школой, институциональной формой реализации зафиксированного в российском законодательстве одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, согласно которому управление образованием должно носить демократический, государственно-общественный характер (ст. 2 закона Российской Федерации "Об образовании")3, а управление образовательным учреждением должно строиться на основах принципов единоначалия и самоуправления4.
С одной стороны, УС является необходимым атрибутом школы гражданского общества. С другой стороны, массовое введение УС может стать важным условием и стимулирующим фактором становления гражданского общества в России.

2. Школа и общество
Существующая практически полная закрытость системы школьного образования от внешнего влияния не способствует построению качественного образования, адекватного потребностям современного человека и общества. Сложившаяся в России (СССР) за долгие десятилетия институциональная замкнутость школы, детерминация ее деятельности исключительно институтами государства, - всё это постепенно приводит к росту негативного феномена общественного отчуждения от школы, что, в свою очередь, вызывает процессы постепенной стагнации школы, обусловливает ее невысокую экономическую и управленческую эффективность.
При этом в настоящее время у общества имеется значительная, хотя во многом и не проявленная, установка на более активное участие в управлении делами школы5.
Практический опыт показывает, что развитие общественной составляющей в управлении образованием позволяет реально учитывать общественные запросы на качество и условия образования детей, а также привлекать в школу дополнительные ресурсы, одновременно качественно увеличивая общественную прозрачность их использования.
Очень важно отдавать себе отчет в том, что Управляющие советы - не есть некое наше "изобретение", напротив, это есть норма для схемы управления школой в современном мире. Относительной новостью являются они только для нашей страны, где пока, по традиции, школой единолично управляет административно назначенный директор. Практически во всех развитых зарубежных странах общественные школьные советы обладают законодательно установленными управленческими (властными) полномочиями, то есть являются по существу (а в ряде стран - и по наименованию) Управляющими советами. Становление школьных советов, в тех или иных формах реально управляющих школой, в последнее десятилетие стало одним из главных вопросов развития образовательных систем развитых стран, в том числе стран Европейского Сообщества6.


3. Состав, формирование и функции УС
Согласно всему комплексу сделанных разработок, предлагается следующее базовое описание Управляющего совета (ср. также с Рекомендациями, прил. 2).

3.1. Состав и формирование УС
В состав УС входят:
Во-первых, избранные члены -
(а) от родителей (законных представителей) школьников,
(б) от работников школы,
(в) от старшеклассников (в случае наличия в школе старшей ступени, т.е. 10-х и 11-х классов);
Во-вторых, директор школы (по должности) и представитель учредителя;
В-третьих, кооптированные члены.
Избранные члены избираются на собраниях "по куриям": члены УС от родителей избираются на общем собрании родителей, члены УС от работников - на общем собрании работников, члены УС от старшеклассников - на собрании старшеклассников.
Кооптированные члены вводятся в состав УС после формирования его базового ядра - выборов избираемых членов и назначения представителя от учредителя.

3.2. Квоты
Количество членов УС, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), не может быть меньше 1/3 и больше 1/2 общего числа членов УС.
Количество членов УС из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать 1/4 общего числа членов УС. При этом не менее 2/3 членов УС, представляющих работников общеобразовательного учреждения, должно быть избрано из числа педагогических работников этого учреждения.
От старшеклассников избирается по одному члену на параллель (соответственно - 2 человека).
Могут быть введены минимальные и максимальные границы общей численности УС, например от 11 до 25 членов.

С учетом указанных квот, состав УС при минимальной численности (11 членов) выглядит так:
• Директор - 1
• Представитель учредителя - 1
• От старшеклассников - 2
• От родителей - 3
• От учителей - 1
• От выпускников, спонсоров (кооптированные) - 3.

Для УС численностью 20 членов состав может выглядеть следующим образом:
• Директор - 1
• Представитель учредителя - 1
• От старшеклассников - 2
• От родителей - 8
• От работников - 4 (в том числе 3 учителя)
• От выпускников, спонсоров (кооптированные) - 4

Следует отметить, что председателем УС не могут быть:
• Работники школы (в том числе директор);
• Представитель учредителя;
• Обучающиеся.

Основные функции УС описаны достаточно подробно в публикуемых Методических рекомендациях, при этом они могут конкретизироваться, расширяться, в соответствии с позицией школы и ее учредителя. Основной документ, определяющий конкретные функции УС в данной школе - это ее устав. Именно поэтому значительный объем сборника отведен для изложения особенностей подготовки соответствующих новых редакций школьных уставов.

4. Основные компоненты и этапы проекта по содействию создания УС
Опыт проведения масштабных инноваций в школьной системе, выполненный за прошедшие полтора года системный анализ проблемы позволяют утверждать, что работа по содействию становлению УС состоит из следующих основных компонентов:
1. Нормативное обеспечение
2. Методическое обеспечение
3. Экспериментальная апробация
4. Обучение, повышение квалификации основных участников процесса
5. Распространение опыта

Общая логика, принятая в данном проекте в целом, состоит в реализации трехступенчатой идеи "встречного движения":
(а) федеральная рабочая группа разрабатывает общую идеологию, проекты основных документов и методических материалов, ведет межрегиональную координацию экспериментальной работы и др.;
(б) экспериментальные регионы (на уровнях "субъект Федерации - муниципалитет - школа") апробируют основные разработки, модифицируют их применительно к собственной ситуации, накапливая практический опыт становления и работы УС;
(в) затем федеральная группа, при коллегиальном участии представителей регионов, обобщает накапливающийся опыт, вносит предложения по изменениям и расширениям нормативной базы, комплекса методического обеспечения всего процесса, предлагая итоговые материалы уже не только экспериментальным, но всем регионам страны, для массового введения УС.
Подчеркнем, в отношении нормативного обеспечения и общей стратегии развертывания проекта, что здесь возможны два различных - хотя и не противоречащих друг другу - пути: либо (а) принимается федеральный закон, делающий создание УС в школах обязательным, после чего разрабатываются и принимаются акты подзаконного уровня, - это своего рода "программа-максимум"; либо, в менее благоприятном случае, (б) федеральный закон в ближайшее время не принимается, и тогда работа идет в логике инициативного и экспериментального разворачивания Управляющих советов (что, при этом, все равно нуждается в методическом и ином обеспечении и сопровождении) - это можно назвать "программой-минимум".
При этом надо отметить, что в инициативном порядке Управляющие советы вполне могут создаваться уже сегодня, в рамках действующего законодательства. Данное обстоятельство кардинально важно для понимания полной легитимности начавшегося эксперимента по созданию УС в регионах.
Следует подчеркнуть, что поскольку общемировой опыт ясно свидетельствует о необходимости и тенденции роста общественного участия в управлении школой, то, с нашей точки зрения, альтернативы созданию УС в школах не существует. Вопрос законодательного оформления этого института в России - вопрос не принципа, но времени.

***
Разумеется, процесс становления школьных Управляющих советов не ограничивается только восемью и соответствующими "квотами" на численность экспериментальных школ. Так, в ряде экспериментальных регионов многие школы самостоятельно выходят с инициативами создания Управляющих советов. Кроме того, советы начинают создаваться и в иных, не экспериментальных регионах. Мы можем только приветствовать подобное развитие событий.
Однако следует иметь в виду, что создание в каждой конкретной школе Управляющего совета должно быть хорошо подготовлено. Наличие активного родительского комитета, сильного демократичного директора (желательно, еще и ассоциации выпускников) - вот важные предпосылки возникновения в школе действенного Управляющего совета, на данной пилотной фазе работы. На наш взгляд, сегодня в этом деле вопрос количества (школ с Управляющим советом) не имеет никакого значения. Значение имеет только вопрос качества создаваемых Советов. Идея эта не должна профанироваться, девальвироваться или увязнуть в возможных внутришкольных спорах и конфликтах.
Массовый переход на кардинально новую модель школьного управления возможен только после нескольких лет подготовительной работы, апробации различных образцов, создания необходимых нормативно-методических материалов и т.п. Тем же школам, которые уже сейчас вступают на этот путь, мы желаем сил и удачи.

Материалы, относящиеся к проекту становления школьных Управляющих советов, можно найти на специализированном сайте "Общественное участие в управлении школой" (адрес: www.boards-edu.ru)












МИНИСТР
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
ул. Тверская, д. 11, г. Москва, 125009
Телефон: 229-70-62
27 апреля 2004г"№ АФ-144
О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов
общеобразовательных учреждений

Органам управления
образованием Республики Карелия, Красноярского края,
Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы

Министерство образования и науки Российской Федерации считает,
что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития российского образования.
В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) обучающихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности прошу поддержать инициативу общеобразовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации готово оказывать правовую, методическую и организационную помощь органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям в проводимой работе.

Министр А.А. Фурсенко









МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО
И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
101990, г.Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19
факс: (095) 924-69-89. телетайп: И4027 КОНОИД
E-mail: Yuliya_Potapkina@minis try.ru
телефон/факс: (095)923-36-19

г

Органам управления]
образованием Республики
Карелия, Красноярского края,
Воронежской, Московской,
Самарской, Тамбовской,
Ярославской областей, г. Москвы

№ 14-51-131/ от14.05.2004

Согласно письму № АФ-144 от 27.04.2004 Департамент общего и дошкольного образования направляет методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе.
Приложение: на 5 л.


А.В.Баранников
Руководитель Департамента



Приложение

Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 35, п.2) управление государственными и муниципальными образовательного учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправления в образовательном учреждении. В настоящее время в целях развития демократического, государственно-общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением как управляющий совет.
Управляющий совет общеобразовательного учреждения (далее - Совет) - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения.
1. Основные функции (компетенция) Управляющих советов
Основные функции Совета общеобразовательного учреждения (далее - Учреждение) могут определяться следующим примерным перечнем:
- согласование компонента образовательного учреждения государственного
стандарта общего образования ("школьного компонента") и профилей
обучения;
- утверждение программы развития Учреждения;
- согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
- установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе - продолжительность учебной недели (пяти
дневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
- решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды
для обучающихся;
- рассмотрение жалоб' и заявлений обучающихся, родителей (законных
представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения;
- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
- согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на
бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных вне
бюджетных источников;
- согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним
объектов собственности;
-
- заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;
- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении.
Совет может также, при наличии оснований, ходатайствовать перед руководителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.
Ежегодно Совет должен представлять учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел в Учреждении.
Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор учреждения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.
Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. В этом случае происходит либо новое формирование Совета по установленной процедуре, либо Учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном учреждении управляющего совета на определенный срок.
В случае возникновения конфликта между Советом и директором учреждения, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
2. Состав, формирование, начало работы Совета
Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации.
Избираемыми членами Совета могут быть представители от родителей (законных представителей) обучающихся, представители от работников Учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования.
В состав Совета входит руководитель (директор) учреждения, а также делегируемый представитель Учредителя.
Также в состав Совета могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению Учредителя или избранных членов Совета.
Количество членов Совета устанавливается уставом Учреждения.
При определении соотношения (либо представительства) различных категорий граждан в Совете рекомендуется следующее:
- члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся избираются на общем родительском собрании. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета.
- представители обучающихся входят по одному представителю от параллели на ступени среднего (полного) общего образования;
- члены Совета из числа работников Учреждения избираются общим собранием работников данного Учреждения. Количество членов Совета из числа
работников Учреждения не может превышать одной четверти от общего числа членов Совета.

Руководитель Учреждения после получения списка избранных членов Совета извещает о том Учредителя и членов Совета в трехдневный срок.
Учредитель издает приказ с утверждением первоначального состава Совета и с поручением директору Учреждения провести первое заседание Совета. Учредитель может оспорить первоначальный состав Совета (избранные члены) только в случае нарушения процедуры выборов (неинформирование потенциальных участников выборных собраний, отсутствие кворума и др.)
На первом заседании Совета избирается его председатель, заместители председателя и секретарь Совета. При этом представитель Учредителя в Совете, обучающиеся, руководитель и работники Учреждения не могут быть избраны на пост председателя Совета.
Совет, состав избранных и назначенных членов которого утвержден приказом учредителя, обязан в период до двух месяцев со дня издания приказа кооптировать в свой состав не менее одной четверти членов (из числа лиц, окончивших Учреждение; работодателей или их представителей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности Учреждения или в социальном развитии территории, на которой оно расположено; граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц). Кандидатуры для кооптации в Совет, предложенные учредителем, рассматриваются Советом в первоочередном порядке.
Учредителю рекомендуется вести отдельное делопроизводство по вопросам Советов подведомственных учреждений.
3. Организация работы Совета
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. График заседаний Совета утверждается Советом. Председатель Совета может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).
Дата, время, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения членов Совета не позднее, чем за 5 дней до заседания Совета.
Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета присутствовало не менее половины его членов.
По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если
против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании.
Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом.
Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на заседании и секретарем.
Постановления и протоколы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел Учреждения и доступны для ознакомления всем членам Совета, а также любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета (работникам Учреждения, его обучающимся классов старшей ступени, их родителям и законным представителям).
Администрации Учреждения рекомендуется оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний Совета, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям Совета.
Совет имеет право, для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями, создавать постоянные и временные комиссии Совета. Совет определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов Совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Совет сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работы любой Комиссии возлагается только на члена Совета.
4. Права и ответственность членов Совета
Члены Совета работают на общественных началах.
Член Совета имеет право:
- принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать
в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу
заседания Совета;
- требовать от администрации Учреждения предоставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к
компетенции Совета;
- присутствовать на заседании педагогического совета Учреждения с правом совещательного голоса;
- досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению Председателя.
Член Совета, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению Совета.
Член Совета выводится из его состава по решению Совета в следующих случаях:
- по его желанию, выраженному в письменной форме;
- при отзыве представителя учредителя;
- при увольнении с работы руководителя Учреждения, или увольнении работника Учреждения, избранного членом Совета, если они не могут быть кооптированы в состав Совета после увольнения;
- в связи с окончанием Учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в Совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования, если он не может быть кооптирован в члены совета после окончания Учреждения;
- в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете;
- при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в работе Совета: лишение родительских прав, судебное запрещение заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение уголовного преступления.
Выписка из протокола заседания Совета с решением о выводе члена Совета направляется учредителю.
После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выбывшего члена (довыборы либо кооптация).

РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В УСТАВах ПИЛОТНЫХ ШКОЛ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ И АПРОБАЦИЕЙ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Действующее законодательство предоставляет достаточные права самим общеобразовательным учреждениям для установления структуры управления учреждением, включения в нее УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА в качестве формы самоуправления и разграничения полномочий между советом и руководителем, как это предусмотрено ст. 32 и 35 Закона РФ "Об образовании".
Разумеется, согласно федеральному закону "Об образовании" при этом требуется поддержка учредителя, как минимум, в виде утверждения измененного устава образовательного учреждения и, по логике, утверждения тех локальных актов образовательного учреждения, которые подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу в органах государственной регистрации - см. ст. 13 Закона РФ "Об образовании". Обозначенный выше минимум участия учредителя в создании УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА необходим, поскольку по смыслу и букве действующего законодательства образовательное учреждение вправе разработать (принять) требуемые нормативные документы, но только учредитель вправе утвердить и подать в качестве дополнений к уставу эти документы для государственной регистрации.
Надо отметить, что нередко специалисты в сфере управления образованием неверно с юридической точки зрения трактуют сами понятия "эксперимент", "пилотные" учреждения так, как будто экспериментальный статус дает право выходить за рамки нормативных предписаний. На практике такое вольное представление и обращение с нормами права может и пройти незамеченным для правоохранительных органов. Но с формально-юридической точки зрения эксперимент не дает права выходить за рамки законодательства, если только само это законодательство специально не предусматривает такое право или не делегирует соответствующие правомочия на нижестоящие уровни, например, на уровень правительства, центральных органов управления и др. При проведении эксперимента по введению УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ в экспериментальных общеобразовательных учреждениях представляется необходимым действовать строго в рамках действующего законодательства.


1. УСТАВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ ЭКСПЕРИМЕНТА

Как отмечалось выше, действующее законодательство предоставляет правомочия образовательным учреждениям (с согласия учредителя) самостоятельно определять структуру, органы управления и формы самоуправления учреждением. При этом главным определяющим правовым документом и для образовательного учреждения и для его учредителя является УСТАВ учреждения. Следовательно, первым шагом к легитимации УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА является изменение УСТАВА общеобразовательного учреждения (далее - ШКОЛЫ).
Поскольку устав государственной или муниципальной ШКОЛЫ разрабатывается и принимается на местном уровне (уровне субъекта федерации) в соответствии с тем видением миссии и назначения школы, которые разработчики устава намереваются претворить в жизнь, постольку не может (по крайней мере, не должно) быть и полностью одинаковых уставов у разных ШКОЛ.
Учитывая это обстоятельство, считаем, что в помощь пилотным школам для апробации УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ следует рекомендовать только те разделы или положения устава, которые имеют непосредственное отношение к созданию и деятельности в школах УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ. В первую очередь, это - разделы уставов, регламентирующих управление ШКОЛОЙ и локальные правовые акты.
При этом все положения иных разделов устава ШКОЛЫ должны быть гармонизированы с учетом правомочий УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА.
Например, - положения устава об организации образовательного процесса, о функциях педсовета, родительского комитета, попечительского совета, ученических советов и др., если этими положениями устава данной ШКОЛЫ предусматривается иные правила и процедуры, нежели те, которые вводятся в ней в связи с созданием УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА.

1.1. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ (РАЗДЕЛОВ) УСТАВА

1.1.1. Титульный лист

Наличие УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА в ШКОЛЕ не влечет изменения ее наименования. Согласно требованиям федерального законодательства о некоммерческих организациях наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, например, "муниципальное образовательное учреждение (организационно-правовая форма и характер деятельности) общеобразовательная школа № ___(и/или) имени_____(собственно наименование)". Во избежание логической (и юридической) ошибки нельзя указывать УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ в качестве принимающего (вносящего) изменения в устав ШКОЛЫ органа, поскольку до регистрации этих изменений управляющего совета де-юре не существует; указывается орган, разрабатывающий и вносящий изменения в устав, предусмотренный действующим уставом. Примерное оформление титульного листа:


ЗАРЕГИСТРИРОВАН:
------------------------
УСТАВ
(полное наименование общеобразовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕН:
(наименование, подпись, дата, печать учредителя)
П Р И Н Я Т:
(наименование органа ОУ (но еще не УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА), принимающего в соответствии с действующим уставом изменения в устав, номер протокола, дата)
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ, ГОД ПРИНЯТИЯ



1.1.2. Раздел "Основные характеристики организации образовательного процесса"7
В случае предоставления УПРАВЛЯЮЩЕМУ СОВЕТУ полномочий по определению правил приема в ШКОЛУ, отчислению обучающихся, определению режима занятий и порядка предоставления платных образовательных услуг, эти полномочия следует отразить в тексте данного раздела.

1.1.3. Раздел "Структура финансовой и хозяйственной деятельности"
В разделе отражается участие (роль) УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА в решении вопросов:
- (А) об использовании закрепленного учредителем за ШКОЛОЙ имущества,
- (Б) сметного финансирования и материально-технического обеспечения ШКОЛЫ,
- (Г) определения источников, порядка формирования денежных средств и имущества, находящихся в оперативном управлении школы на правах самостоятельного распоряжения,
- (Д) осуществления ШКОЛОЙ приносящей доходы (предпринимательской) деятельности.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign