LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ для сферы образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Это отмечено в докладе Министра общего и профессионального образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО (июль 1995 г.), национальном докладе Российской Федерации "Политика в области образования и новые информационные технологии". Задачи информатизации образования выделены отдельным абзацем в разделе "Научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность" документа "Реформа образования в РФ: Концепция и основные задачи текущего этапа".
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок и электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Значительно меняется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный результат игры, вследствие пробелов в знаниях, побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. Данный метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей многих учителей, методистов, психологов - всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит своих учеников и отдает им себя.
Аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является и принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.
По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное" по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов.
Использование программной системы позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает предпосылки формирования определенной направленности познавательных интересов, повышение общей культуры. Развитие вербального интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы. Особый интерес у учащихся и у педагогов вызывает адаптированный графический редактор. В коррекционной работе он используется в основном для развития зрительного анализа и синтеза. Творческий подход выражается в том, что ученики используют элементы редактора не только как части букв, но и конструируют орнаменты, геометрические фигуры, выполняют творческие работы.
Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения.
Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями - гигиеническими и учебными.
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Учебные требования можно найти в "Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе" Министерства образования Российской Федерации (Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13). В этих документах описывается целый ряд советов и рекомендаций к организации работы детей на компьютерах. Некоторые из них легко выполнимы, однако выполнить определённую часть в современных условиях школ Старого Оскола непросто. Особенно усложняют обучение требования к продолжительности учебного занятия.
Таким образом, при обучении младших школьников с компьютерной поддержкой и при разработке своих программ обучения необходимо учитывать все гигиенические и учебные требования. Уроки с использованием компьютера должны проводится наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.
Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Косичкина В.Л., учитель
МОУ "СОШ №30"
г. Старый Оскол

Будущее требует огромного запаса знаний
в области современных технологий
Крейг Барретт
Количество информации в современном обществе стремительно растет, человек оказывается погруженным в океане информации. Для того чтобы в этом океане "не утонуть", необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.
Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с информацией, представленной во всех этих формах, становиться также социально значимым.
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием базовых информационных технологий (Кушниренко, 2003).
Программа Intel(r) "Обучение для будущего" разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org) и переведена на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Главным в обучении по программе является освоение учителями педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения. Курс состоит из 10 модулей аудиторных занятий, по ходу обучения которых слушатели работают над учебным проектом, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои собственные исследования. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов для последующего использования на уроках и внеурочное время (Ястребцева,2004).
В том, что технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников, я убедилась при создании проекта "Информационный путь" по программе Intel(r) "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft(r)).
Проект "Информационный путь" включает в себя следующие учебные темы:
1. Представление информации.
2. Язык как знаковая система.
3. Кодирование информации.
4. Представление информации в живых организмах.
5. Представление информации с помощью систем счисления.
Целью учебного проекта "Информационный путь" является формирование информационной грамотности учащихся. Под методическими задачами проекта понимают задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков: ознакомление учащихся с понятиями "представление информации" и "кодирование информации"; формирование логического мышления, умения определять проблему и пути ее решения; формирование умения работать в группе.
Основополагающий вопрос проекта "Информационный путь": зачем нужны разные способы представления информации, охватывает темы нескольких образовательных направлений (информатика, русский язык, история, биология).
Создание проекта "Информационный путь" предполагает работу в пять этапов: организационный (определение групп учащихся-исследователей), теоретический (изучение литературных источников), практический (оформление теоретического материала в виде мультимедийной презентации, буклета, веб-сайта), исследовательский (разработка общей темы исследования) и итоговый (обработка полученных результатов, подведение итогов работы проекта). Предполагаемое время выполнения проекта - 1 четверть.
На организационном этапе называется тема проекта и основополагающий вопрос, определяются группы учащихся-исследователей и обозначаются направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы. На данном этапе в результате участия в проекте "Информационный путь" учащиеся ищут ответы на следующие вопросы: Как можно представить информацию? Чем различаются естественные и формальные языки? Каковы особенности Старинной русской системы счисления? Какую форму представления информации выбрали астрологи? Чем объяснить странные противоречия в числах? На теоретическом этапе группы учащихся-теоретиков проводят сбор информации по соответствующему вопросу исследования. На практическом этапе учащиеся-практики создают в соответствии с темой исследования мультимедийную презентацию в Microsoft PowerPoint, буклет в Microsoft Publisher и веб-сайта в Microsoft Publisher. На исследовательском этапе проекта "Информационный путь" группы учащихся объединяются в одну общую группу и исследуют вопрос УСКИ (универсального способа кодирования информации). Суть УСКИ: использование при записи информации метода зеркального отражения символов (т.е. символы записываются в обратном порядке без учета знаков препинания, символа "пробел" и прописных букв). Данный факт был получен учащимися в результате социологического опроса, участникам которого предлагалось расшифровать информацию, закодированную по УСКИ с учетом и без учета символа "пробел". На итоговом этапе в результате разработки проекта "Информационный путь" были созданы: "визитная карточка" проекта; презентация, буклет и веб-сайт проекта учителя; презентация, буклет и веб-сайт учащихся; тестирование в рамках проекта "информационный путь"; критерии оценивания работ учащихся. На защите проекта были представлены материалы УМП (учебно-методического пакета).
Таким образом, реализация проекта "Информационный путь" ориентирована на широкое использование учениками в самостоятельной урочной деятельности информационных технологий. Это говорит о том, что организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников эффективна с использованием базовых информационных технологий.
Литература
1. Ефимова О., Морозов В., Угринович. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.
2. Информационная культура: Новые информационные технологии. 11 кл.: Учебное пособие для образоват. Учреждений / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.А. Кузьменко и др. - М.: Дрофа, 2003.
3. Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ИРО, 2003.
4. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2001.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
6. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2004.
7. Интернет ресурсы: www.dvo.ru, www.gmcit.murmansk.ru, www.gym.baical.ru, www.stu.ru, www.vvsu.ru


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Кравцова О.С., ассистент
Ларин Г.В., Ларин С.В., студенты 620 группы
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол

Можно ли учить педагогическому творчеству? Может быть, главная задача - дать конкретные знания по методике предмета, вооружить рядом типовых технологии, научить применять их практической деятельности?
Ведь утверждает же педагогическая наука, что труд педагога не может быть не творческим, так как любое педагогическое решение всегда исходит из учета нестандартных факторов.
А с другой стороны - не о каждом учителе можно сказать, что он творческий учитель. Легко ли научиться педагогическому творчеству? Очевидно, потребность в творческой деятельности у студентов не должна складываться стихийно, в силу его личных качеств ее надо формировать и воспитывать.
Следует помнить о психологической закономерности формирования творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью.
Решающим и необходимым условием организации подготовки будущего учителя является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу и овладение ее методикой.
Подготовка будущего учителя к исследовательской, творческой педагогической деятельности начинается с первых дней обучения в вузе. Ее сущность заключается в том, чтобы прививать вкус к профессии, раскрывая личность студента, его творческий потенциал.
Чтобы добиться этого, будущий учитель должен быть вооружен общими способами методических действий:
- логикой обдумывания урока;
- умением работать с литературой;
- навыками организации самостоятельной работы, создающей благоприятные условия для развития творческого мышления;
- умением обосновывать выбор тех или иных методических приемов.
Не всякий учитель становится творцом, но творческий учитель обязательно должен уметь сравнивать, делать выводы, давать оценку с точки зрения как математики, так и педагогики и психологии, оценивать положительные и отрицательные стороны методических подходов; должен быть знаком с различными психолого-педагогическими и методическими исследованиями. Этому способствует система организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
На первом познавательно-ознакомительном этапе преобладает аудиторная самостоятельная работа, которая вначале ориентирована на репродуктивную деятельность с элементами поисковой и творческой.
При изучении математических дисциплин, методики преподавания математики в начальной школе студенты учатся, записывать тезисы лекций, подбирают дополнительный материал к уроку, составляют таблицы, схемы, выполняют упражнения, формируют определения на основе примеров, работают с дополнительной справочной литературой.
На втором этапе частично-поисковой самостоятельной работы повышается роль продуктивных заданий, в том числе исследовательского характера.
Студенты конспектируют статьи педагогических журналов, газет; готовят выступления на семинарских занятиях, изготавливают дидактический материал, наглядные пособия к урокам математики, разрабатывают фрагменты уроков и уроки в целом, проводят микроисследования на определенную тему; готовят аннотации, аннотированные каталожные картотеки по материалам журнала "Математика в школе", газеты "Первое сентября" и ее приложение "Математика" и т.д. При проведении занятий студенты учатся анализировать ответы, выступления однокурсников, решают ситуативные педагогические и методические задачи.
На третьем этапе интенсификации самостоятельной работы студенты выполняют курсовую работу, содержащую элементы педагогического исследования или эксперимента, выступают с докладами, рефератами своей научно-исследовательской работы на студенческих, научно-практических конференциях.
Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы студентов разработаны дидактические средства управления самостоятельной работы: рекомендации, памятки, схемы, образцы, вопросники, программы наблюдений и исследований.
В настоящее время творчество рассматривают как деятельность по созданию чего-то нового, имеющего определенную материальную или духовную ценность.
Важнейшей задачей учителя является установление природных задатков и особенностей каждого ученика, оказание ему помощи в развитии его способностей, интересов и склонностей.
Необходимым условием этого является пересмотр взглядов на сущность педагогической профессии. Она не сводится к деятельности по передаче учащимся определенной системы знаний, умений и навыков, по контролю и оценке их успеваемости и развитию у них каких-то способностей в процессе такого обучения.
Важно понять, что "передать" знания, умения и навыки невозможно, ибо это не реальные объекты, существующие вне человека, а особые психические качества ученика, которое формируются лишь в процессе его собственной деятельности.
Поэтому учитель лишь может дать учащимся нужную информацию, показать образцы формируемых знаний, умений, но главная его задача - организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у школьника по данным образцам соответствующих умений и навыков. Педагогу необходимо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
Чтобы подготовить выпускника к выполнению этой задачи, преподавателю необходимо строить педагогический процесс таким образом, чтобы с первых дней обучения в вузе учебные занятия по изучению теоретических дисциплин преимущественно проводились в форме индивидуальной или коллективной самостоятельной деятельности самих студентов. То есть процесс обучения становится процессом исследования и решения проблем данного предмета.
При изучении теоретических основ начального курса математики студенты выполняют систему тренировочных, поисковых, проблемных заданий, диагностирующих сформированность математических понятий, способов действий, алгоритмов преобразований по различным уровням усвоения. В дальнейшем эта работа выполняется при изучении методики преподавания математики в начальных классах. На занятиях студенты вовлекаются в позицию активного, размышляющего слушателя. На занятиях практикуются дискуссии, проблемные ситуации, различные групповые работы.
На практических занятиях по методике преподавания математики студенты готовят тесты, терминологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, которые будут использоваться при проведении пробных уроков.
Большое внимание уделяется работе с преградами по математике, школьными учебниками. Основная задача - научить использовать их как нормативную модель, ориентир и, развивая у студентов методическое мышление и зоркость, анализировать как стабильные, так и экспериментальные.
С первых практических занятий в ходе групповой работы преподаватель учит студентов формулировать тему, цели конкретных уроков, выделяя те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у младших школьников в процессе изучения раздела, темы урока.
В ходе систематической работы с программами, учебниками студенты учатся выделять в содержании главное, существенное, устанавливать связь с второстепенным. Отдельно работают с упражнениями и иллюстрациями учебников: учатся видеть их методические возможности, устанавливать дидактические цели, анализировать с точки зрения развивающей значимости, определять, на каком этапе сформирования понятии целесообразно использовать данные задания. Студенты учатся формулировать задания учебника, дают сравнительную оценку их сложности, воспроизводят рассуждения учащихся.
Большое внимание уделяется сравнительному анализу содержания как традиционных программ и учебников по математике /1-З, 1-4/ так и альтернативных, потому что студенты должны самостоятельно сопоставлять исследуемые объекты, обязательно давать собственную оценку анализируемых материалов.
Задолго до проведения практики студенты учатся составлять фрагменты уроков, использовать различные приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников, владеть различными формами ее организации.
Эффективным способом совершенствования является письменный самоанализ проведенного занятия или его фрагмента. Если студент видит свои удачи и промахи, анализирует их причины, устанавливает связи между приемами, методами и достигнутыми результатами, осознает, насколько эффективно он организовал деятельность школьников, значит, он стоит уже на первой ступеньке лестницы, ведущей к педагогическому творчеству.


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Кравцова О.С., ассистент
Пухова Д.А., Попова Ю.Ю., студенты 620 группы
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол

Важной формой профессионального становления учителя является педагогическая практика, позволяющая синтезировать теоретические знания и практический опыт студента.
Практика помогает реально формировать в условиях педагогического процесса методическую рефлексию молодого учителя, когда предметом его размышлений становятся средства и методы собственно- педагогической деятельности, процесса выработки и принятия практических решений.
Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.
Затруднения у будущих учителей возникают в зависимости от их индивидуальных особенностей, характера подготовки и профессиональной направленности. Особенности класса и отдельных детей также влияют на педагогический процесс, поэтому объективный анализ своей деятельности помогает студенту найти педагогически целесообразный выход.
Практикант учится определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений, а какие обусловлены личностными качествами.
В процессе педагогической практики студенты за годы обучения выполняют различные функции учителя, в результате чего у будущего учителя углубляются и закрепляются теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинам, методикам обучения; формируются и развиваются педагогические умения и навыки, педагогическое сознание и профессионально-значимые качества личности.
Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы со школьниками в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта способствует развитию педагогической культуры; формирования творческого мышления, индивидуального стиля педагогической деятельности, исследовательского подхода к ней. Студент привыкает к ритму педагогического процесса, начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений и связей.
То, что приятно и удачно осуществлялось в процессе теоретической подготовки, имитационных тренингов, совсем по-другому реализуется в непрерывном общении с детьми при решении тех или иных реальных педагогических проблем. Обучение будущего учителя, как и его профессиональное воспитание в процессе практики осуществляется буквально на каждом шагу: наблюдает ли студент урок или какие-либо внеурочные формы работы, видит, как общается учитель с детьми в различных ситуациях, сам проводит учебную или воспитательную работу, присутствует на анализе уроков учителей или сокурсников, сам делает анализ или самоанализ своих педагогических попыток.
Работая с детьми, студенты убеждаются, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющихся знаний оказывается недостаточно, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития. На практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у будущего учителя представлены слабо.
В ходе практики студент развивается и в личностном и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто ориентироваться на здравый смысл и житейский опыт.
В ходе практики идет дальнейшее овладение студентами методами, приемами, средствами проведения уроков, внеклассных занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Практиканты учатся планировать, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий, изготовляют наглядные пособия, дидактический материал к занятиям, осуществляют самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализируют уроки и других практикантов.
Для обучения студентов формулировать цели урока, прогнозированию возможных затруднений учащихся при изучении материала урока, подборе и разработке упражнений на закреплении материала, продумыванию организации деятельности учащихся на уроке могут помочь "логические цепочки", которые можно использовать также при решении любых заданий.
В логической последовательности указывается, что должны знать дети, чтобы освоить решение данного задания. Во второй половине цепочки указывается где, на каком этапе обучения дети будут применять данные знания и умения.
В процессе выполнения пробных заданий урок приобретает целостный характер, наблюдается хорошая работа по обобщению и систематизации знаний.
Для помощи студенту в подготовке уроков используется различного вида памятки, схемы анализа уроков, рекомендации по анализу деятельности учителей, рекомендации по работе с детьми.
Особое внимание при подготовке студентов к педагогической деятельности уделяется построению личностно-ориентированной модели образовательного процесса, когда развитие каждого ребенка осуществляется с учетом его возможностей и склонностей. Для развития самоценных форм активности учащихся, предлагаются задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии.
Помогает в осуществлении этой работы использование дидактических игр, заданий развивающего, проблемного характера, проведение уроков в нестандартном виде.
Использование рекомендаций по совершенствованию индивидуального стиля своей педагогической деятельности, по индивидуальной работе с детьми стимулирует проведение студентом - практикантом исследовательской экспериментальной работы, позволяет более точно и осознанно определиться в своей готовности и пригодности к педагогической деятельности. Именно в этот период студенты убеждаются в истинности положения о том, что знаний учителя никогда не бывает слишком много: чем их больше, тем яснее понимаешь, как их мало, чтобы всегда соответствовать запросам и потребностям детей.
Путь к профессионализму начинается, как правило, после окончания учебного заведения. Появление творчества находится в прямой зависимости не только от личных качеств человека, но и от степени участия личности в практической деятельности, поэтому, при подготовке выпускников к самостоятельной учительской деятельности, надо создавать базу для развития методического творчества у молодых учителей.
Однако, уже в процессе сочетания различных форм теоретического и практического обучения в вузе наши студенты развивают исследовательские способности, способности к нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные, артистические и другие способности подобного рода. Этому способствует знакомство с творчески работающими преподавателями и педагогическими коллективами, выполнение исследовательских заданий, создание атмосферы постоянного поиска в преподавательском и студенческом коллективе.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ИНФОРМАТИКЕ
Лебедева Н. Н., учитель
МОУ "СОШ №30"
г. Старый Оскол

Постоянное увеличение объема информации, динамичность окружающего нас мира требуют непрерывного изменения содержания образования, использования новых технологий, совершенствования методик преподавания, в частности внедрения различных вариантов дифференцированного обучения. Одной из форм инновационных педагогических технологий являются элективные курсы. Это новая форма обучения, которая позволяет прекрасно сочетать базовое образование с профессиональной специализацией в достаточно узкой области. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся. На сегодняшний день можно выделить три основных типа элективов:
1. "Надстройка", дополнение над содержанием профильного курса.
2. Развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которых осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
3. Удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях, выходящих за рамки выбранного им профиля.
Все предлагаемые на сегодняшний день курсы по информатике можно отнести к последним двум типам, так как профильное изучение информатики все-таки не получило широкого распространения.
Условиями разработки и проведения элективных курсов являются:
- преемственность и интеграция, обеспечивающие построение образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
- доступность, способствующая выбору образовательных программ соответственно потребностям, возможностям и способностям каждой личности;
- открытость и мобильность, дающая возможность личности повысить свой образовательный уровень, выбирая свой путь в образовательном пространстве;
- уровневость, ступенчатость, многообразие профилей;
- завершенность и полнота.
Обобщая все предлагаемые на сегодняшний день программы элективов по информатике можно выделить следующие направления:
- "Технология создания сайтов"
- "Компьютерная графика"
- "Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами"
- "Учимся проектировать на компьютере"
- "Компьютерное моделирование: сферы и границы применения"
- "Новый инструмент музыканта"
Используя программное и методическое обеспечение кабинета информатики в нашей школе, я разработала собственный элективный курс
"Как рисовать на компьютере?"
Содержание:
1. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Противопожарная безопасность. Первая мед. помощь.
2. Компьютерная графика. Обзор графических редакторов.
3. Программа векторной графики Corel Draw. Окно программы
4. Создание объявления. Группировка и дублирование объектов. Вставка текста. Сохранение рисунка.
5. Работа над визиткой. Вращение объектов. Прилипание объектов к направляющей. Меню эффектов. Изменение размеров визитки.
6. Создание цветного бланка предприятия. Логотип. Градиентная заливка.
7. Создание простой открытки. Задний и передний план.
8. Создание приглашения на вечеринку. Эффект кривизны. Сегмент круга. Фрактальные заливки.
9. Создание сложной открытки. Коллекция "Clip art". Разгруппировка картинок. Трехцветный переход в заливках. Панель дополнительных настроек эффекта. Текст по кривой линии.
10. Работа над собственным проектом.
11. Работа над собственным проектом.
12. Работа над собственным проектом.
13. Защита проекта.
14. Сканирование изображений.
15. Работа с растровым редактором PhotoShop. Окно программы.
16. Сохранение изображений. Форматы. Изменение размеров и разрешения.
17. Увеличение контрастности изображения.
18. Настройка баланса цветов.
19. Коррекция цветовой палитры.
20. Регулирование яркости и контрастности отдельных участков.
21. Искусство ретуши.
22. Эффект красных глаз.
23. Восстановление старых фотографий.
24. Послойное создание изображений.
25. Работа с текстом.
26. Трансформация объектов.
27. Произвольные заливки, альфа-канал.
28. Как убрать лишнее пространство.
29. Перенос изображений на новый фон.
30. Интересные эффекты.
31. Работа над собственным проектом.
32. Работа над собственным проектом.
33. Работа над собственным проектом.
34. Защита проекта.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ликинцева И.В., учитель
Грищенко Л.И., учитель
МОУ "СОШ № 17"
г. Старый Оскол

Эстетическое воспитание представляет собой одну из подсистем духовной культуры человека, ее составную часть. Стремление человека к прекрасному, гармонии, творчеству естественно. Поэтому ни одна область знаний не может быть оторвана от эстетического воспитания.
Использование вычислительной техники в школах дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения.
Задача учителей - и через эстетическое воспитание, и через умение работать с компьютером привести ребенка к творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, творить, созидать.
Проблемы эстетического развития при работе с компьютером еще не получили должного освещения, однако все чаще стали затрагиваться вопросы, связывающие в единую цепочку искусство, воспитание и компьютер.
Рассматривая вопрос о связи информатики и эстетического воспитания, хочется выяснить, какова в этом роль учителей информатики, музыки и ИЗО.
Сегодня учитель информатики должен знать очень многое: классы вычислительных машин, среды программирования, алгоритмизацию, прикладное программное обеспечение и т. д. Всего даже не перечислишь. А если учесть, что информатика сегодня продолжает стремительно развиваться, то возникает вопрос: а не забыли ли мы о ребенке, его мире, эмоциях, интересах, эстетическом развитии во всех этих технических устремлениях?
На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.
На интегрированных уроках информатики и музыки учителя ориентируются на развитие творческих способностей через овладение средствами компьютерных информационных технологий, сочинение пьес, собственных аранжировок.
Школьные компьютеры с программным музыкальным обеспечением могут стать инструментом приобщения детей к культуре, так как у каждого ребенка появится замечательная возможность воспроизводить музыкальные произведения без музыкальных инструментов.
Компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому возможно проводить уроки ИЗО в компьютерном классе, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажи, различные по пластике, характеру и настроению, легко менять не только цвет, но форму предмета, а, следовательно, и характер. Компьютер - хорошее средство изучения композиционных средств.
Работа с различными арт-энциклопедиями позволяет учащимся зрительно знакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать языковые стилистические элементы, сравнивать стилевые особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работе с информацией: визуальной и текстовой.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - задача преподавателя ИЗО.
Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это, в свою очередь, подтолкнет их к новым творческим задумкам. В момент создания компьютерного рисунка активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. Рисунок как бы складывается из отдельных элементов, создавая единое образное целое, подчиненное творческому замыслу художника.
Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики и учителя ИЗО. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!
Что же дают детям подобные уроки интеграции этих двух предметов - изобразительного искусства и информатики? Развивается фантазия, формируется художественный вкус, дети хотят узнать как можно больше, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.
Использование умения работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только эти предметы, но и саму информатику, так как дети видят практическое применение своих компьютерных знаний. Развитию творческих способностей и самостоятельного мышления способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь.
Начиная с первых лет обучения в школе, ребята знакомятся с инструментами и примитивами графических и текстовых редакторов, а также имеют возможность воспроизводить мелодию в музыкальном редакторе.
В среднем и старшем звене задача эстетического воспитания решается при работе с более сложными программами: графический редактор Paint, графическая система Adobe Photoshop, текстовый процессор Word, при создании презентаций.
Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы - вот главная цель учителя.
Если рассматривать информатику как предмет художественно-эстетического цикла, то через общение с прекрасным станет возможным формирование творческой личности, раскрепощение сознания ребенка и развитие образного мышления. Стоит отметить, что в этом процессе особую значимость приобретает собственная увлеченность и мастерство учителя. Его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя могут послужить недостающим звеном или первой ступенькой для раскрытия творческого потенциала ребенка, для, самоопределения и самореализации учащегося в эстетической деятельности.
Из вышесказанного следует, что интегрированные уроки информатики, музыки и изобразительного искусства способствуют решению проблем эстетического воспитания и развитию творческих способностей обучающихся.
Литература
1. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями. - М., 1999. Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
2. Копцева Т.А. Природа и художник: Пособие для педагога. - М. :Интерпракс, 1994.
3. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения.  М.: Радио и связь, 1997.
4. Дивиенко О. В. Эстетика. М.: Аз, 1995
5. Ленский В. Е., Лепская Н. А. Компьютер в художественном образовании. М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
6. Неменский Б. М Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ, №2-2000


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мишустина С.И., учитель
МОУ "СОШ № 27"
г. Старый Оскол

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества. В период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно соответствует поставленной цели образовательная область "информатика". Учитывая нечеткость границ научной области информатики и отсутствие возможности в рамках школьного образования осветить весь спектр направлений, актуальной представляется разработка такой программы, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения и овладению современными информационными технологиями.
Современное общество отводит информатике интегрирующую роль среди школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения разноплановых задач, появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.
На этом основании мною была разработана обучающая программа для начальной школы по естествознанию "Веселое путешествие", которая направлена на реализацию образовательных целей и задач, соответствующим требованиям современного общества.
Данная программа разработана в среде Delphi7, ориентирована на учащихся 3-4 класса начальной школы и включает в себя систему заданий, которая формирует восприимчивость к новым идеям, развивает интерес младшего школьника к творческой познавательной деятельности и является основным путем полноценного воспитания.
Обучающая программа "Веселое путешествие" ориентирована на развитие мышления и творческого потенциала.
1. Мышление. Большой акцент в обучающей программе ставится на развитие мышления, определяющего способность младшего школьника оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Происходит закрепление ранее изученных понятий в курсе естественнонаучных дисциплин. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
2. Творческий и познавательный потенциал. При работе с обучающей программой "Веселое путешествие" обеспечивается инициативность в познавательной деятельности. Формируется самостоятельность суждений, способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, а также наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность искать место данному факту (событию) среди явлений, что часто является условием формирования в сознании младших школьников целостной картины мира. Ребенок понимает и принимает допустимость разных ответов на один вопрос. Формируется склонность к размышлению, потребность и умение аргументации своего мнения.
Творческой считается такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. В процессе работы с программой "Веселое путешествие" развивается способность к самостоятельной творческой деятельности, что требует значительных усилий со стороны ученика. В результате такой работы с данной программой у младшего школьника возникает желание действовать творчески, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно, таким образом, происходит формирование творческого мышления.
Обучающая программа "Веселое путешествие" формирует:
1. Информационную культуру младшего школьника, по которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
2. Культуру мышления. Работа с программой влияет на развитие интеллекта, мыслительных процессов, формирует чувственный опыт, умение анализировать, делать вывод, устанавливать закономерности и связи.
3. Эстетическую культуру, в основе которой лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком.
4. Экологическую культуру, в основе которой лежат знания о природе Земли, умения улучшить состояние окружающей среды, воспитание потребностей, направленных на здоровый образ жизни.
5. Духовно-нравственные ценности - обогащение нравственного опыта младших школьников, воспитание у них любви к своей Родине, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде, целостной картины мира.
Таким образом, использование обучающей программы "Веселое путешествие" на уроках естествознания в начальной школе развивает логическое мышление, творческий и познавательный потенциал, коммуникативные способности младшего школьника. Использование этой программы соответствует требованиям современного общества, которые ставят акцент на интегративный характер информатики. Это говорит о том, что использование компьютера в начальной школе позволяет закрепить ранее изученные понятия, пройденные младшими школьниками на уроке естествознания, а также развивает интерес к учебному предмету "информатика" и информационную культуру учащихся.
Использование программы "Веселое путешествие" позволяет достигнуть решения основной задачи курса естествознания в начальной школе: формирование у учащихся единого ценностно окрашенного образа мира. На этой основе происходит формирование у младших школьников современной картины мира, чувства уважения к своему предметному и социальному окружению.
Таким образом, программа "Веселое путешествие" направлена на достижение следующих целей:
1) интеграцию информатики в начальную ступень образования;
2) формирование информационной культуры учащихся;
3) формирование естественнонаучных понятий и целостной картины мира.
Применение обучающей программы на уроках естествознания имеет важное мировоззренческое значение, так как ее использование закрепляет знания о природе, общества, технике в окружающем ребенка мире, что соответствует требованиям современного информационного общества.


О ВЫРАВНИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
ПО ДИСЦИПЛИНАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА
Нездоровин В.И., ст. преподаватель
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости выравнивающего обучения и выработка предложений по его организации. При этом под выравнивающим обучением подразумевается комплекс мероприятий по уменьшению разрыва в знаниях, умениях и навыках студентов (преимущественно первых курсов и в первую очередь по разделу компьютерных технологий), возникающего по различным причинам. Первой среди этих причин является неравномерность технического и программного оснащения школ, разница в уровне квалификации учителей информатики и т.п.
Опыт обучения студентов по специальности 030100 показывает, что имеет место значительная разница в уровне подготовки первокурсников по школьному предмету "Информатика", особенно в области информационных технологий.
Естественно, выпускник городской школы, прошедший допрофессиональную подготовку по специальности "Программирование" или "Оператор ЭВМ", имеющий дома современный ПК и папу-программиста, и выпускник сельской школы, в которой 2 машины - у секретаря и у директора, имеют весьма различный уровень знаний, умений и навыков. Тем не менее, задача преподавателей вуза - подготовить обоих к успешному выполнению непростых обязанностей учителя информатики.
В качестве примера можно привести результаты тестирования первокурсников по набору простого текста в приложении Блокнот. Скорость набора текста (без форматирования) составила от 18 до 120 знаков в минуту, причем некоторые студенты обнаружили почти полное непонимание пользовательского интерфейса Windows 2000. И это при том, что современные педагогические технологии предполагают использование персонального компьютера в качестве одного из основных средств обучения!
Справедливости ради необходимо заметить, что в процессе обучения происходит естественное выравнивание умений и навыков студентов. Однако при этом студент со слабой подготовкой явно прогрессирует, а "продвинутый" выпускник вынужденно топчется на месте. В этих условиях видится, что одним из путей выравнивания (первоначальной и текущей) подготовки является создание специальных групп, с которыми проводятся дополнительные занятия, призванные "заполнить бреши". При этом основное внимание следует уделять технологической составляющей, поскольку за время плановых практических и лабораторных занятий, ввиду их относительно небольшого объема, невозможно обеспечить превращение первоначальных умений в прочные навыки. Например, общий объем часов по дисциплине федерального компонента ГОС ВПО "Программное обеспечение ЭВМ" составляет порядка 300 часов, из них для практического знакомства с основными программами - 72 часа, чего явно недостаточно. Собственно, проблема состоит в обеспечении студенту возможности работы в компьютерном классе.
Кроме того, в процессе обучения усваивание учебного материала происходит неравномерно в силу различий в предварительной подготовке, из-за болезни и т.п. Самостоятельно освоить теоретический материал студент вполне способен, а вот дополнительная работа на компьютере ему иногда недоступна.
Что касается форм "выравнивающего" обучения, то вопрос решается относительно просто: студент обязан работать самостоятельно (количество часов самостоятельной работы примерно равно количеству часов, выделяемых на аудиторные занятия), преподаватель обязан проводить консультации по своей дисциплине. Поэтому целесообразно проводить дополнительные занятия в компьютерном классе во время, отведенное для консультаций. Важно, кроме того, правильно сформировать группу: на наш взгляд, состав группы определяется преподавателем после первых же занятий (по результатам тестирования или проверочных работ), и может изменяться в ходе учебного процесса. Критерии для включения студента в группу и исключения из нее вырабатываются каждым преподавателем самостоятельно.
Таким образом, ввиду неравномерности подготовки студентов, особенно по информационным технологиям, целесообразно создавать группы выравнивающего обучения. Состав группы определяется преподавателем и может изменяться в процессе обучения. Занятия с подобными группами проводятся в часы, отведенные для консультаций (2-3 часа в неделю). Тематика занятий и формы работы определяются преподавателем, но преимущественно это должны быть практические занятия, в том числе с использованием различного рода компьютерных программ-тренажеров.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
Степучева Г. А., учитель
Котов В.А., педагог - организатор
МОУ "СОШ №40"
г. Старый Оскол

Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым, прежде всего, следует отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба, необходимость решения каких-либо проблем (напр. экологических) совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Эти особенности влекут за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня человека в области владения информационными и коммуникационными технологиями.
Информационная культура личности - это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий) является информационное мировоззрение - это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Объем знаний в мире стремительно увеличивается. Соответственно, с каждым годом увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники. Бесконечным увеличением уроков эту проблему не решить. Выход - интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных компьютерных технологий. И вот тут свою миссию, свое специальное ответственное задание может и должен выполнить учитель.
Задача учителя в настоящее время несколько изменилась. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Это как раз и даёт возможность освоить большее количество знаний за то же время. Для развития способностей учащихся-подростков необходимо формировать у ребят устойчивый познавательный интерес к учению. Известно, что подростки очень эмоциональны. Принимая это во внимание, перед учителем ставится наиболее трудная и ответственная задача: сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным. Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию их способностей.
Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.
Пути конкретной реализации этого подхода могут быть различными, что выражается в различии изучаемых вопросов, взаимоотношении с программными средствами, применениями уроков разного типа, и пр.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении.
В настоящее время создано много мультимедийных учебников по всем предметам. Главное - научиться их рационально использовать. Использование мультимедийных учебников значительно повышает продуктивность уроков. Но в школах обычно имеется один кабинет информатики, в лучшем случае - два. При этом информатика изучается не только в 10 и 11 классах, но и в классах младшей ступени, и кабинет используется исключительно учителями информатики. Поэтому учителю другого предмета вряд ли можно свободно провести урок в компьютерном классе, воспользоваться мультимедийным проектором и компьютером. А такое дорогостоящее оборудование нет возможности поставить в каждый кабинет. Наилучший выход - это создание в школе кабинета ТСО, оснащенного не только телевизором с видеомагнитофоном, но и современным компьютерным оборудованием. При этом использование такого кабинета должно быть очень интенсивным.
Особую роль приобретают сами уроки информатики. Курс информатики дает учащимся очень важный в современных условиях блок знаний, навыков и умений. Это не только умение обращаться с компьютерной техникой, но и развитие личности, способностей к обучению. Курс программирования помогает понимать сущность работы компьютеров, их возможности и границы их применения. Программирование помогает школьникам прочувствовать на собственном опыте и пройти все основные этапы формализованного решения некоей творческой, точно сформулированной задачи. Это дает необычайно сильный толчок для развития интеллекта в целом и одновременно придает благоприятную эмоциональную окраску работе. Всем учащимся это помогает развивать навыки мышления и решения задач, а также выработать привычку аккуратной и систематической работы, а одаренным детям еще и дает так необходимую им новую пищу для размышлений, поисков. Формируемое при этом алгоритмическое мышление ценно само по себе. Обучение работе в Интернет помогает обучающимся самим добывать знания, лучше ориентироваться в море информации.
В муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 40" для этого есть все необходимые условия. Два кабинета вычислительной техники используются в полном объеме. В них проводятся не только уроки по расписанию, но и занятия кружков в разных параллелях. Благодаря К.К. Лоору и компании "Реком" все компьютеры имеют выход в Интернет по высокоскоростной линии. Это хорошо не только для обучающихся, но и для учителей-предметников. Использование глобальной сети помогает подготовиться к урокам, давать детям творческие задания на дом, использовать опыт учителей не только города, области, но и других городов страны.
Важным также является наличие конференц-зала, оснащенного телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, мультимедийным проектором, сканером, цветным принтером. Учителя различных дисциплин проводят уроки с использованием мультимедийного проектора. Использование таких дисков, как "Энциклопедия классической музыки", "Вернисаж. Искусство западной Европы", "Большая советская энциклопедия", "От плуга до лазера", позволяют более интересно проводить тематические классные часы. Производственные совещания и заседания педагогических советов школы проходят в конференц-зале, что значительно расширяет возможности докладчиков. Заранее подготовленные презентации позволяют доходчиво и наглядно, с высокой производительностью рассматривать вопросы повестки дня.
Молодому человеку важно правильно сориентироваться в мире современных профессий и реально соотнести свои интересы, склонности, личные особенности, состояние здоровья с требованиями и спецификой профессии. Поэтому общая задача школы и вуза - помочь каждому обучающемуся сделать сознательный выбор профессии. Вследствие этого выигрывает школа и вуз при совместной работе. Но это можно сделать только в школе, оснащенной современным оборудованием, с высоким потенциалом преподавательского состава.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Трубина Л.А., директор
МОУ "СОШ №30"
г. Старый Оскол

Специфика дисциплин естественнонаучного цикла в том, что на изучение каждой из них предусмотрено ограниченное количество часов, но при этом насыщенность материалом этих курсов очень велика, практически на каждом уроке учащиеся осваивают новую тему. Программа предусматривает не более двух обобщающих уроков в год. Кроме того, на занятиях естественно-научного цикла ученики осваивают навыки опытно - экспериментальной работы, деятельностный метод познания. Для успешного освоения программы необходимо внедрение новых образовательных технологий, поскольку именно технология обеспечивает максимальную интенсивность обучения. При этом специальных технологий для предметов естественно - научного цикла не разработано. На мой взгляд, использование двух новых образовательных технологий: технологии учебных циклов Г.Г.Левитаса и метода проектов с использованием информационных технологий - позволит наиболее эффективно решить все учебные и воспитательные задачи.
Описывая технологию учебных циклов, Г.Г. Левитас писал: "...технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории". ТУЦ позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу".
Практически любой материал разбивается на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе диктанта, содержащего вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка может осуществляться учителем либо одноклассником, периодически рекомендуется самопроверка.
В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается учителем или учеником.
В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему "да - нет".
ТУЦ способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки.
Удачным дополнением к ТУЦ является использование проектно - исследовательского метода с применением компьютерных технологий.
Учебный проект (согласно данному методу) - это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно - познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся - партнеров, имеющую общую цель и согласованные методы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Для решения исследовательских задач учащиеся привлекают дополнительную литературу и Интернет ресурсы. Компьютер применяется еще и для оформления результатов исследований, учащимся рекомендуется оформлять их в виде презентаций, буклетов, бюллетеней, веб-сайтов.
Выполнение учебного проекта занимает значительный промежуток времени и требует концентрации усилий учителя и учеников. В течение учебного года можно реализовать до четырех проектов.
Метод проектов позволяет повышать учебную мотивацию, развивать креативное мышление, учить взаимодействию в группе, формировать критическое мышление, давать навыки исследовательской работы.
Эти две технологии в сочетании позволяют многократно увеличить эффективность преподавания предметов естественнонаучного цикла.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО СПРАВОЧНИКА
Флеглер Д.Э., инженер-конструктор
ОАО "ОЭМК"
г. Старый Оскол

Статья предназначена для людей, занимающихся проектированием и знакомых с компьютером, хотя бы на уровне пользователя.
В ней как частный случай рассматривается справочник конструктора-машиностроителя, но аналогичный справочник может быть составлен для любого технического раздела.
Прежде всего, акцентируем внимание на том, что каждый день конструктор-машиностроитель оперирует большим разрозненным объемом информации. Эта информация разнообразна и представляет собой совокупность текстовой и графической документации, различные методики расчетов деталей, механизмов, конструкций и процессов, типовые и ранее выполненные проекты.
Сложность данной проблемы заключается в том, что конструктор вынужден тратить время на поиск нужной информации, содержащейся, в основном, на бумажных носителях. Время, затраченное на сбор информации, пропорционально опыту конструктора и новизне решаемой задачи.
Для решения обозначенной проблемы необходимо определить объем информации, необходимой конструктору.
Каждый конструктор в процессе профессиональной деятельности обращается к целому ряду специализированной литературы. Возникают определенные трудности, связанные с быстрым нахождением искомой информации.
Для удобства за единицу информации на бумажном носителе примем печатный лист формата А5 (страница большинства книг). Большинство книг технической литературы содержат 400-500 страниц. Очевидно, библиотека из 100 книг (40000-50000 страниц) должна составлять основную информационную базу конструктора. Возможно ли оперировать таким объемом информации? Маловероятно, если она сосредоточена в книгах стоящих в книжном шкафу. Как найти оптимальное решение, как сделать работу конструктора более продуктивной, чтобы он тратил свое рабочее время на применение существующей информации к разрабатываемому проекту, а не на ее поиск?
Обозначенные проблемы могут быть разрешены с помощью применения электронного мультиформатного справочника.
Электронный справочник - это совокупность информации на цифровом носителе, таком, как компакт диск (CD), DVD-диск или на жестком диске (винчестере.
Уже давно существуют графические программы для создания конструкторских документов. Почти во все из них включены библиотеки с различной информацией. Но ограниченность форматов, в которой представлена данная информация, трудности для самостоятельного увеличения объема библиотек накладывает ограничения на применение этой области.
Универсальный электронный справочник должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь интуитивно понятную структуру с возможностью добавлять и редактировать любую информацию пользователем.
2. Исключать собственную программную оболочку и встроенную поисковую систему.
3. Использовать распространенные форматы документов, таких как - .txt, .doc, .pdf, .xls, .gif, .tif, .jpg и др.
4. Носить осмысленное название каждого файла или группы файлов (папки). Например: Лестницы-площадки-ограждения.doc. Поддержка современными операционными системами русского языка и написания до 250 символов делает эту задачу реальной (на самом деле в заявленные 250 символов входят и имена вложенных структур). При невозможности отразить в названии файла полное наименование документа необходимо присвоить сокращенное имя с сохранением смысловой нагрузки.
5. Сохранять первоначальную структуру, отраженную в содержании при переводе в электронный вид любого источника.
Представление информации в электронном виде можно разделить на три большие части: статическую, динамическую и готовые проекты. Под статической подразумевается информация, аналогичная бумажным источникам: тексты и графика. Под динамической информацией подразумеваются программы для выполнения расчетов, как в исполнительных файлах, так и в документах в виде макросов с использованием Visual Basic. Готовые проекты - это документация в формате аналогичном AutoCAD или Компас-график.
Статическая информация - это информация справочного характера. Для этого типа информации большое значение имеет возможность быстрого поиска требуемого документа. Так как использование встроенной поисковой системы нецелесообразно по причине постоянного добавления новых документов, наиболее важную роль играет поисковая система операционной системы компьютера. Поэтому так значительно осмысленное название файлов и папок, так как поиск будет всецело зависеть только от обозначенных условий.
Статическая информация может быть представлена как в виде текста, так и в графическом виде.
Перевод документа в текстовый формат из бумажного источника требует дополнительного затрата времени на работу в программе распознавания текста и последующее редактирование. Получаемый выигрыш выражается в сокращении занимаемого объема на носителе. Но при современных типах носителей информации это несущественно. К тому же в тексте почти всегда есть графические включения, такие, как рисунки, диаграммы, формулы. Формулы намеренно отнесены к графике, т.к. их перевод в текстовый формат намного увеличивает общее время формирования электронного документа. Так как получаемый документ будет использован только для получения справочной информации, а не для редактирования, то перевод его в текстовый формат нецелесообразен.
Наиболее оптимальные параметры при переводе информации из бумажного источника в группу графических файлов можно обозначить следующим образом:
1. Тип изображения - черно-белый рисунок.
2. Разрешение - 300 dpi.
3. Формат - сжатый TIF.
4. Наименование файла - номер страницы в трехзначном числе (например стр. 15 будет в файле с именем 015.tif. (при наличии в документе не более 1000 стр.) В справочниках всю смысловую нагрузку несут имена папок, называемых по пунктам содержания книги, степень вложенности сохраняется. В разрозненной информации - смысловая нагрузка в именах файлов.
Приблизительный объем страницы формата А5 - 100кБ.
Справочник объемом 500 страниц - 50мБ.
Итого на компакт диск помещается около 7000 страниц формата А5,
на DVD диск - 47000 страниц.
Время предварительного сканирования формата А4 с сохранением - около1мин.
Последующее редактирование - около 3мин.
Итого, ввод документа объемом 500 стр. занимает приблизительно 33 человеко-часов.
При формировании справочника из бумажных источников информации необходимо придерживаться следующей последовательности. Источник предварительно сканируется разворотами формата А4. Отсканированная страница разворачивается до удобочитаемого положения. При необходимости разделяется на страницы формата А5. Отредактированные страницы группируются по разделам в папки. Сдвоенная страница может иметь имя - 016-017.tif. Если страница формата А5 была разделена на части, то к номеру страницы добавляется буквенный индекс латинского алфавита. Например - 114a.tif, 114b.tif.
После того как справочник сформирован и помещен на носитель, можно получить доступ к интересующей вас информации, выполнив запрос стандартными средствами операционной системы (пункт "Найти"), указав в качестве источника носитель, содержащий справочник.
Для просмотра информации представленной в графическом виде удобно использовать броузер ACDSee. Он позволяет представить графический документ в удобном для восприятия виде путем масштабирования.
Документы других форматов просматриваются в соответствующих им приложениях (например документ Балка двутавровая.doc - в Microsoft Word).
Преимущества мультиформатного электронного справочника заключаются в том, что после выполнения запроса в поисковой системе операционной системы формируется совокупная информация на заданную тему, состоящая из данных справочного характера, программ расчета и готовых проектов.
Объем справочника ограничен только использованием типа носителя. Например, при использовании жесткого диска объемом 80Гб возможно оперировать 1600 документами объемом 800000 стр.
Трудности в процессе создания такого справочника связаны с большими затратами времени на его формирование. Данная проблема может быть разрешена привлечением большего числа заинтересованных лиц.


Направление 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бокарева Е.Е., учитель
МОУ "СОШ №30"
Бокарева Е.Г., студентка 150 группы
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол

Глобальные проблемы современности вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, к формированию теории и практики экологического образования.
Начальная школа - важнейший этап развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Наиболее информативной формой экологического образования младших школьников, на наш взгляд, является экскурсия.
Экскурсия представляет собой своеобразный урок, имеющий специфические черты, отличающие ее от классного урока: выход за пределы классного помещения, возможность ознакомления окружающим миром в естественной обстановке, наличие множества объектов и явлений природы, которые привлекают внимание учащихся, ограничивающийся полутора - двумя часами учебного времени.
Мы полагаем, что наиболее интересной для детей является экскурсия, основанная на методе фенологического наблюдения. Фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов и природной среды - одна из существенных составных частей экологического мониторинга. Эти экскурсии желательно проводить на протяжении нескольких лет, то есть это направление может иметь преемственность в среднем звене обучения, что дает ей еще один положительный момент. Эти предположения были доказаны нами на практике. Проведение в четвертом классе такой экскурсии подтвердило, что дети лучше усваивают экологические понятия именно на экскурсиях, основанных на фенологических наблюдениях.
В ходе методической подготовки экскурсии "Весенняя природа вокруг нас" нами были решены такие задачи: составление плана экскурсии; обследование местности предполагаемой экскурсии; составление точного путевого маршрута; предварительная беседа с учащимися, на которой мы познакомили детей с правилами поведения на экскурсии.
В плане нашей экскурсии отражены основные остановки на маршруте "школа - лес": 1. деревья и кустарники - учащиеся знакомятся с их названиями и наблюдают за приспособлениями к сезонным изменениям в природе (обозначается роль почек, неодновременное появление листвы и т.д.) 2. травянистые растения - определяются первые появившиеся ранне- цветущие растения (это делается для того, чтобы дети узнали, что сначала появляются цветы яркой окраски для привлечения насекомых, а потом листья) 3.насекомые - дети смотрят на состояние муравейников, появление первых насекомых.
Поскольку мы говорим об экологическом образовании и воспитании, то в ходе всей экскурсии отмечается роль человека в поддержании равновесия в природе. Детям предлагается оценить каждый конкретный вид деятельности (например, сломанное дерево, оставшийся мусор, молодые зеленые насаждения). Это задание не только познавательно, но и помогает учителю контролировать активность всех детей в ходе работы.
Материал нашей экскурсии был закреплен после ее прохождения. Беседа с учениками показала, что дети усвоили материал экскурсии, запомнили много названий растений, оценили отрицательные и положительные воздействия человека на природу. Выставка рисунков увиденного на экскурсии продемонстрировала, что детей волнует критическое состояние окружающей среды и они переживают за будущую экологическую обстановку Земли. Это еще раз подтверждает, что экологическое образование необходимо начинать именно в начальной школе.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кононова Г.В., учитель
МОУ "СОШ №24"
г. Старый Оскол

Основная идея обновления общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным.
Система профильного обучения включает в себя базовые; профильные элективные курсы. Последние способствуют расширению знаний внутри профилирующего предмета и формированию устойчивого интереса учащихся к определенной области науки и реализуются как спецкурсы, спецпрактикумы и модули для углубления знаний по отдельным разделам (по выбору учащихся).
Учащимся предлагается не менее трех элективных курсов по выбору на одно учебное полугодие. Количество часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 9 ч до 48 ч. Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания [2].
Поскольку изучение элективных курсов проводится во второй половине дня, когда учащиеся утомлены, и у них снижена работоспособность и восприятие, возникает проблема организации деятельности учащихся в рамках элективных курсов. В этих условиях эффективной формой организации является проектная деятельность учащихся. Информация, полученная в процессе осуществления проекта, не только расширяет и углубляет знания, но и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного решения проблемы [1].
Разработанные мною курсы "Доктор-лес" и "Промышленная экология" предполагают для своей реализации проектную деятельность учащихся, являются межпредметными (ориентационными), так как выходят за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (биологии, географии, экологии, математики, физики, химии), а также со способами их разработки в различных профессиональных сферах (биолог, эколог, фитотерапевт, инженер).
Цель курса "Доктор-лес": вызвать у учащихся интерес к биологии, желание изучать предмет углубленно в профильной школе.
Задачи курса: раскрыть интересы и склонности учащихся к естественно-научной деятельности; воспитать патриотичное отношение к природе родного края, активную гражданскую позицию, духовную культуру.
Проектная деятельность в рамках курса организована по классической схеме (Т.Н. Шамовой, Т.М. Давыденко). Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идеи до завершения проекта [3].
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, возможность отстаивать своё мнение. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверию и сплоченности семьи.
В рамках курса "Доктор - лес" были выделены следующие этапы выполнения проекта:
1. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особенностей региона.
2. Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.
3. Выделение подтем и тем проекта.
4. Сбор и обработка необходимой информации проекта.
5. Формирование творческих групп. Учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранными подтемами и видами деятельности.
В этом случае цель работы осознается школьниками как единая, требующая усилий всей группы. В процессе исследовательской деятельности и разделении труда у учащихся устанавливаются отношения взаимной ответственности и взаимопомощи. При объединении школьников в группы можно диагностировать детскую одаренность. Как правило, для выполнения работы, связанной с использованием инструментальных методов исследования и со статистической обработкой данных, занимаются ребята с выраженными интересами в области математики и техники; школьники, имеющие художественные склонности, участвуют в оформительских работах; дети с выраженными интересами в области гуманитарных наук докладывают о проделанной работе на семинарах, конференциях и т. д.
6. Подготовка материалов к исследовательской работе формирования цели проекта, заданий для команд, вопросов, на которые надо ответить, отбор литературы.
7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности (предлагается учащимися).
8. Разработка проекта: учащиеся осуществляют поисковую деятельность согласно поставленным задачам. Проводятся геоботанические исследования территорий лесничеств, где выявляются виды лекарственных растений и определяются их запасы, согласно методикам А.Ф. Колчанова и Доспехова, происходит сбор растений для гербариев, ведутся дневники (наблюдений) проектной деятельности. На основе собранного материала учащиеся осуществляют практическую работу №1 "Изучение видового состав лекарственных трав Пушкарского лесничества" и практическую работу №2 "Оценка запасов лекарственных трав методом модельного растения" (по методике Доспехова). На семинарском занятии происходит отработка информации по темам проекта, она оформляется в виде сообщений, докладов, рисунков, фотографий, заслушиваются краткие обобщения по проделанной работе (промежуточный контроль).
9. Оформление результатов.
10. Презентация: организуется конференция (защита проекта), на которой каждая группа освещает свою подтему. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. При этом они учатся выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения.
11. Рефлексия: учащиеся оценивают себя с учетом оценки других, используя критерии оценки проекта. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельности учащихся с учетом их оценки.
Проектное обучение имеет социальный выход. Выступление на конференциях, олимпиадах, приобретение активной гражданской ответственности за сохранение природы родного края [3].
Литература
1. Артемова Л. Профильное обучение диктует региональный рынок труда; Народное образование. - 2003 - №4 - С. 84 - 88.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Российское образование. - 2002 - №5 - С. 16 - 27.
3. Шамова Т. И. , Давыденко Т. М. Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом - 2004 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Мурогова И.Н., учитель
МОУ "СОШ №34"
г. Старый Оскол

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign