LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Ставьте достижимые цели перед учениками, давайте целенаправленные задания.
- Проводите интересные и соответствующие возрасту учеников уроки.
- Разнообразьте свои уроки, предотвращайте скуку, чрезмерную нагрузку, утомительные повторения.
- Планируйте работу по группам.
- Заинтересовывайте даже самых трудных учеников.
- Поговорите с детьми, каким бы они хотели видеть класс.
- Не бойтесь хвалить своих учеников, заостряйте внимание на позитивном, нежели на негативном.
- Будьте последовательны и справедливы.
- Сдерживайте свой гнев, не будьте жестокими.
- Не спорьте с учениками.
- Не унижайте учеников, как личность: говорите о поступке, а не об ученике.
- Не слишком болезненно на все реагируйте.
- Не угрожайте мерами, которые вы не можете исполнить.
- Не идите на компромиссы, поступаясь установленными нормами поведения.
- Не делайте исключений.
- Пресекая чьи-то поступки, не наказывайте весь класс.
- Не разбрасывайтесь словами.
- Проявляйте чувство юмора.
- Поддерживайте контакт с учениками за пределами вашего класса.
- Посылайте домой не только плохие, но и хорошие сообщения.
«Разумный воздержен в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Прит. 17:27).

Как разрешить проблему?
Проблема 1. (Если вовлечен один ученик).
1.Собери все факты.

2.Определи проблему.


50
Знаешь ли ты?

3.Подумай, как лучше решить её.

4.Будет ли твое решение правильным?

5.Последовательность.


Проблема 2. (Если вовлечено несколько человек).

1.Определи проблему.

2.Собери факты.

3.Проверь достоверность.

4.Определи несколько решений.

5.Выбери наилучшее.

6.Будь объективным.

7.Спроси совет.

8.Запланируй встречу.

9.Определи место и время.

10.Последовательность.

Учителя воскресной школы часто не придают особого значения силе слов. Если ты замечаешь в ребенке
только отрицательное и обращаешь на него внимание только в таких случаях, то ты невольно закрепляешь
в его поведении отрицательные черты характера. И наоборот, если ты замечаешь в ребенке любые улучше-
ния и отмечаешь это наедине или при всех в классе, ты закрепляешь положительные качества характера.

Примеры поощрительных слов.

Отлично! Превосходно! Прекрасно! Молодец! Неплохо! Чудесно! Необыкновенно!

На такое приятно посмотреть! Разумный ответ! Хорошая работа! Потрудился на совесть!

Сделано лучше, чем когда-либо! Хороший ответ! Отличный вопрос! Видишь, какие у тебя

способности! Хорошо получается! Сегодня намного лучше! Видишь, ты сам справился!

Сразу видно, что хорошо подготовился! С тебя можно брать пример! Это достойно похвалы!

Замечательно придумано! Я рада за тебя! Просто чудесно! Великолепно! Так держать!

Умница! Удивительная работа! Твоим родителям будет приятно! Верно! Отрадно видеть!




Не забывайте, что дисциплина в классе во многом зависит от учителя.

Работайте над доброжелательными отношениями, поощряйте и воодушевляйте учеников!




51
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 18

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КЛАССЕ.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою
злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31).

Много школьного времени, предназначенного для обучения, теряется из-за конфликтных ситуаций. Кон-
фликты происходили и будут происходить среди учеников. Чтобы не терять драгоценное школьное время,
негативные конфликтные ситуации нужно избегать. Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор
(С.И. Ожегов). Конфликты происходят среди детей, молодежи и даже взрослых. Конфликты обычно говорят
о неумении строить взаимоотношения.
Негативная сторона конфликта: (1) создается враждебность, гнев, ненависть и даже драка, (2) боль и
печаль, (3) разрыв отношений. «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей» (Прит.16:28).
Умело разрешенный конфликт может иметь позитивный характер: (1) все удовлетворены результатом, доби-
лись цели, довольны, (2) взаимоотношения укрепились и даже улучшились, конфликтующие стороны могут
сотрудничать, уважать друг друга, доверять и помогать друг другу, (3) способны разрешать будущие кон-
фликты.

Конфликты.
1. Сосредоточивают внимание на нерешенной проблеме.
2. Помогают ученику увидеть проблему и определить свое отношение.
3. Указывают на слабые стороны, в чем ему/ей нужно измениться.
4. Конфликты помогают выявить ряд повторяющихся негативных ситуаций.
5. Помогают понять точку зрения другого ученика.
6. Помогают увидеть сходство и различие.
7. Обычно, когда умело разрешается конфликт, взаимоотношения улучшаются.
8. Большой, но разрешенный конфликт, может сделать больше, чем маленькие, но нерешенные пробле-
мы.
9. После конфликта освобождаются эмоции, такие как: раздражение, беспокойство, неуверенность, на-
пряжение и переживание. Если конфликты просто подавляются, загоняются внутрь, это делает человека
беспокойным, нервным.
10.Положительно разрешенные конфликты дают хороший результат. «Ибо надлежит быть и разномы-
слиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).

Анкета.
Проверь, как ты реагируешь на конфликтную ситуацию в классе.

Прочти следующие предложения, которые помогут определить тебе, как ты относишься к конфликтным
ситуациям. В анкете нет правильных или неправильных ответов. Цель этой анкеты – помочь тебе увидеть
твое личное отношение к конфликтам.
- Если ты обычно относишься так к конфликтной ситуации, поставь цифру 3.
- Если ты иногда относишься так к конфликтной ситуации, поставь цифру 2.
- Если ты никогда не относишься так к конфликтной ситуации, поставь цифру 1.

Пример 1. В классе обсуждается о предстоящей поездке на природу. Каждый желает высказаться... В
беседе доминирует один ученик, навязывает свое мнение, над предложениями других подсмеивается. К
нему присоединяются несколько учеников. Другие стараются отстоять свою точку зрения. Класс делится
на две группировки. Стоит шум…

Твоя реакция.
1. Прекращаю споры ____.
2. Стараюсь всех угомонить ____.
3. Помогаю ученикам понять точку зрения другого ____.
4. Разъединяю учеников, сохраняю между ними дистанцию ____.
5. Зову директора школы, чтобы разобраться в ситуации ____.
6. Нахожу виновника ____.
7. Стараюсь определить проблему ____.
8. Нахожу компромиссное решение ____.
9. Перевожу все в шутку ____.
10. Говорю ученикам, чтобы прекратили из ничего делать проблему ____.
11. Заставляю учеников просить друг у друга прощения ____.


52
Знаешь ли ты?

12. Помогаю ученикам найти выход из создавшейся ситуации ____.
13. Помогаю им определить то, что они должны в себе изменить ____.
14. Стараюсь переключить их внимание на что-то другое ____.
15. Позволяю ученикам спорить, не допуская драки ____.
16. Угрожаю ученикам, что пошлю их к директору школы ____.
17. Предоставляю ученикам варианты выхода из ситуации ____.
18. Помогаю ученикам снять напряжение ____.
19. Занимаю каждого, отвлекая от конфликта ____.
20. Говорю ученикам, чтобы решали все вопросы после школы ____.

Запиши и посчитай количество баллов в каждой колонке. Например, под номером 1 в опроснике ты
поставил цифру 3, значит поставь цифру 3 в приведенной ниже таблице в колонне вариантa I и т.д. В какой
колонке наибольшее количество баллов? Определи вариант. Прочитай описание соответствующего вари-
анта и подумай, если это отражает твое отношение к возникающим конфликтным ситуациям.

Вариант. I II III IV V
Номер. 1. 2. 3. 4. 5.
Номер. 6. 7. 8. 9. 10.
Номер. 11. 12. 13. 14. 15.
Номер. 16. 17. 18. 19. 20.
Общее коли-
чество баллов.



Возможные варианты при решении конфликтных ситуаций.

I. Решительный подход. Я не сдаюсь, стараюсь быть честным с детьми. Ученики должны знать, что
такое поведение неприемлемо.
II. Разрешающий подход. Если возник конфликт, значит, есть проблема. Вместо того чтобы винить
учеников, я стараюсь создать атмосферу, в которой мы можем поговорить и найти вместе выход из сложив-
шейся ситуации. Такой подход помогает в развитии позитивной атмосферы в классе.
III. Компромиссный подход. Я выслушиваю учеников и помогаю им выслушать друг друга. Затем гово-
рю, чтобы каждый уступил друг другу в чем-то. Объясняю, что невозможно иметь все, что мы желаем: поло-
вина лучше, чем ничего.
IV. Сглаживающий подход. Мне нравится, когда все хорошо и спокойно. Большинство детских проблем
несерьезны, так что я переключаю их внимание на другое занятие.
V. Игнорирующий подход. Я говорю ученикам о последствиях и даю им возможность самим найти
выход из сложившейся ситуации. Ученики должны научиться отвечать за свои поступки. Конфликтные
ситуации все равно трудно предотвратить.

Пример 2. Идет урок. Учитель объясняет тему урока. Дает ученикам задание. Один ученик громко
разговаривает. Учитель делает ему замечание и продолжает вести урок. Ученик не успокаивается. Учитель
делает замечание второй и третий раз. Ученик не слушает. Мешает другим. Учитель строго говорит: «Вый-
ди из класса!» Ученик не слушает, учитель повторяет еще раз, при этом напоминая о встрече с директором.
Ученик шумно встает, посмеиваясь, идет к двери, хлопает дверью. Учитель не обращает внимания, допи-
сывает предложение на доске. В это время открывается дверь и в учителя летит карандаш. Все смеются…
Твоя реакция (отметь в анкете, посчитай баллы).
Учителю необходимо правильно реагировать на тот или иной конфликт. Иногда, может быть, необходимо
просто проигнорировать. Но когда конфликтующие стороны готовы распустить руки, необходим решитель-
ный подход, а не увещевания.

Определение позитивных и негативных конфликтов – их разрешение.
Определи пути регулирования конфликтов. Когда две стороны находятся в конфликтной ситуации, каж-
дая по-разному подходит к конфликту. Некоторые решают конфликты путем угроз, другие повышают голос,
третьи игнорируют, следующие мстят. Чтобы решить конфликт позитивно, каждая конфликтующая сторона
должна согласиться на определенные условия выхода из конфликтной ситуации. Разрешению конфликтов
не учат по телевизору, в книгах, редко учат в семьях – этому нужно учить в школе.
- На уроках необходимо практиковать навыки мудрого решения конфликтов. Для разрешения конфликтов


53
Знаешь ли ты?

необходимо умение. «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю»
(Прит.15:18).
- Помните: даже если ученики знают, как позитивно регулировать конфликты, это не значит, что они будут
это делать. «…кто слушает совета, тот мудр» Прит.12:15.
- В атмосфере соперничества трудно избежать конфликтной ситуации. Учеников нужно учить быть миро-
любивыми и снисходительными. «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи»
(Прит.10:12).

Школьная дисциплина.
Дирекции школы необходимо выявить причину постоянно повторяющихся конфликтов между учениками,
учителями, или между учениками и учителями. «Если ненависть прикрывается наедине, то откроется
злоба его в народном собрании» (Пр.26:26).
1. Определить причину конфликтных ситуаций.
2. Найти выход из подобной ситуации.
3. Научить решать возникающие проблемы позитивно.
4. Показать разницу между понятиями «победитель - проигравший» или «содружество».
5. Этому необходимо учить с младших классов. Например, учить учеников:
- Самостоятельности и поиску выхода из конфликтных ситуаций.
- Ответственности за свои слова и поступки, научиться регулировать свои эмоции и поведение.
- Разумной оценки создавшейся ситуации.


Создание благоприятной атмосферы в классе.
В атмосфере соревнования трудно развить дружеские отношения. Ученики не доверяют друг другу, по-
дозревают, враждебно настроены, избегают совместной работы, сосредоточены только на себе, не берут во
внимание интересы других. «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость»
(Прит.13:10).
Сотрудничество требует обоюдного согласия, где обе стороны согласны в достижении определенной цели.
Одна сторона не может решить конфликтную ситуацию успешно. Ученики должны знать разницу между
положительными конфликтными ситуациями и негативными. Наиболее известные ситуации школьных кон-
фликтов – это обзывания, сплетни, ссоры между друзьями или подругами.

Во взаимоотношениях или в общей работе необходимо:
1. Определить, чего ты хочешь.
2. Рассказать о своих чувствах.
3. Узнать причину желаний и чувств.
4. Определить потребность или нужду другого ученика.
5. Подумать над планом А, Б, В.
6. Определить альтернативные стороны.
7. Придерживаться определенного плана. Например, план А - определить плюсы и минусы. Подумать о
возможных непредвиденных обстоятельствах и конфликтах.
Ученикам нужно практиковать эти навыки. Необходимо, чтобы ученики начинали с разрешения неболь-
ших конфликтов. Затем им будем легче в более сложных ситуациях. Подкрепляйте свои слова на Священ-
ном Писании. Например, «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Прит.9:6).

Обучение учеников миролюбию.
1. Создайте атмосферу сотрудничества, где вместо соперничества ученики помогают и дополняют друг
друга.
2. Обучайте учеников предвидеть конфликтные ситуации заранее и учите избегать их.
3. Учите учеников конкретным шагам соглашения, где каждый может добиться своей цели и улучшить
отношения.
4. Говорить ученикам: «будьте дружелюбными», «выговорись», «давай решим проблему» - недостаточ-
но.
5. Учите учеников конкретным, определенным шагам сотрудничества. Выделите для них достаточно вре-
мени, чтобы они практиковали это.
6. Осуществите программу посредничества. В начале учеников учат в парах.
7. Несколько часов обучения – недостаточно, чтобы ученики научились положительно разрешать кон-
фликты. «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит.10:12).

Роль посредника.
В конфликтах необходимо иметь третье лицо – посредника. Посредник должен быть объективным, он
занимает нейтральную позицию. Он помогает конфликтующими сторонам находить пути выхода из кон-


54
Знаешь ли ты?

фликта. Посредник взвешивает, сравнивает, предлагает возможный выход из сложившейся ситуации. «Слу-
шайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит.19:20).

Посредник.
1. Разделяет противников, которые должны остыть, прежде чем можно будет говорить о чем-то, прини-
мать какое – либо решение.
2. Помогает обеим сторонам согласиться работать в направлении выхода из конфликта. Определяет
основные правила беседы.
3. Посредник говорит о своей роли. Спрашивает, согласны ли ученики сотрудничать. Затем говорит:
- Моя роль помочь вам найти приемлемое для обоих решение.
- Я занимаю нейтральную позицию. Я не буду определять кто прав, а кто виноват.
- Каждому будет дана возможность высказать своё мнение.

Вы обязаны согласиться на:
- Желание разрешить проблему;
- Не перебивать друг друга;
- Уважать друг друга;
- Быть честным;
- Выполнить то, в чем согласитесь;
- Не разглашать о разговоре.

Подсказка для посредника:
- Определи проблему. Задай вопросы: «Что произошло? Что ты хочешь? Как ты себя чувствуешь?»
- Перескажи высказывания каждого участника, показывая тем самым, что внимательно слушал.
- Помоги придерживаться определенной проблемы, не переключаясь на другие проблемы.
- Снижай напряженность, помогай направить разговор в позитивное русло.

Как правильно выслушивать конфликтующие стороны.
1. Выслушивай спокойно и внимательно.
2. Признай переживания ученика посредством:
«А… Хм… Ага… Понятно…».
3. Определи и перескажи своими словами, как ты понял его переживания и детали описания ситуации.
«Ты чувствуешь, что ____________».
4. Уточни детали. «Правильно ли я тебя понял __________».
5. Суммируй, что ты услышал, показывая тем самым, что ты понял.
6. Не торопись давать совет или найти решение.
7. Ученик может сам придти к разрешению конфликта, тогда вероятнее, что он последует этому.
Помоги ученику наводящими вопросами:
«Как возможно найти выход из сложившейся ситуации?»
«Что еще?»
«Если ты сделаешь так, что произойдет?»
«Какая идея наиболее тебе подходит?»
8. Составь план.
«Скажи о твоих намерениях _________».
«Что ты будешь делать первым _______».
«Что потом ____________».
9. Через время проверь, сдержал ли слово ученик. Напомни о договоре.
10. Напоминай ученику о последовательности. Развивай добрые качества характера.
11. Основывай твои советы на Священном Писании. Например:
- «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческо-
му ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:3).
- «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Прит.3:7).
- «…А непотребного пустословия удаляйся» (2Тим.2:16).
Учителя воскресной школы с часто кофликтующими учениками могут провести ряд занятий. Учитель
должен играть роль посредника. Он помогает конфликтующим сторонам прийти к миру и согласию. Ниже
предлагается ряд занятий. На каждое занятие можно предложить жизненную ситуацию и помочь группе
разрешить ее. Занятия должны быть не более 30 минут (до или после уроков).

Пути обучения в управлении эмоциями.
Занятие 1. Первая встреча.
- Выслушай.
- Начни беседу.


55
Знаешь ли ты?

- Представь себя и других.
- Веди беседу.
- Задавай вопросы.
- Будь благодарным.
- Говори комплименты.

Занятие 2. Следующий шаг в обучении.
- Попроси помощь.
- Присоединись.
- Давай инструкцию.
- Следуй инструкции.
- Извинись.
- Убеди других.

Занятие 3. Определи чувства.
- Знай себя и свои чувства.
- Определи свои чувства, в данной ситуации.
- Старайся понять чувства других.
- Не обращай внимания на гнев других.
- Контролируй свои эмоции.
- Справляйся со страхом.
- Подбадривай себя за малейший успех.

Занятие 4. Принятие решения при агрессивной ситуации.
- Спроси разрешения.
- Поделись.
- Помоги другим.
- Договорись.
- Используй самоконтроль.
- Избегай проблем с другими.
- Избегай ссоры.

Занятие 5. Действия при напряженной ситуации.
- Обжалуй.
- Ответь на жалобу.
- Займись каким-то делом.
- Справься со смущением.
- Защити друга.
- Ответь на убеждение.
- Ответь на неудачу.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign