LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


V. Применение. Это главная ступень в преподавании. Если все старания учителя не приведут ученика к
тому, чтобы он применил на практике полученные знания, то урок не достиг своей цели. Применение должно
быть кратким, целесообразным, захватывающим, иметь общий характер для всего класса и индивидуаль-
ный – для каждого ученика.

ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ.

I. Внимание. Внимание - способность концентрироваться и усваивать материал. Без сосредоточенного
внимания невозможно преподавание. «Невнимательного учить – что решетом воду носить», - говорит на-
родная мудрость. Привлечь внимание можно следующими способами:
- Контакт. Учитель должен наладить контакт с детьми перед тем, как начнет преподавать.
- Любопытство. Возбуждать любопытство.
- Конкретность. Олицетворите идеи в живые, конкретные личности. Тогда вы сможете приобрести и
удержать внимание учеников. Приведите личный пример.
- Сотрудничество. Если ученик не будет принимать участия в работе, то он не сможет быть долго внима-
тельным. Опытный учитель всегда задействует своих учеников.
- Подражание. Учитель, желающий заинтересовать учеников, сам должен быть заинтересованным тем,
что преподает.

II. Ощущение, представление, понимание.
- Ощущение – это чувственное восприятие явлений органами чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, осяза-
ние и обоняние. Внешний мир наш ум воспринимает посредством одного или нескольких чувств. Учителю
нужно задействовать на уроке как минимум два органа чувств. Например, зрение и слух.
- Представление о предмете или явлении. Например, когда мы говорим о ветхозаветных книгах, ученик
связывает новое понятие «ветхозаветный» с известным для него словом - книга. По этой-то причине Хри-
стос часто употреблял выражение: «Царство Небесное подобно» и т. д.


38
Знаешь ли ты?

- Понимание – достигнуть понимания чего-то. Ученики познают новые предметы, понятия или истины на-
столько, насколько понятия были усвоенны ранее.

III. Память, воображение.
- Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также
запас, хранящихся в сознании впечатлений. Рассмотрим два аспекта для улучшения запоминания нового
материала: 1) повторение и 2) ассоциация.
- Воображение – способность воображать, фантазировать, мысленно представлять. Любое зада-
ние или работа совершается лучше с помощью воображения. Например, ученики, строящие дом из куби-
ков, лучше его сделают, если представят, каким он должен будет выглядеть в конце. Изучая историю, ученик
должен перенестись посредством воображения в события, изучаемые на уроке.

IV. Чувствование, воля.
- Чувствование. Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.
Учитель должен помогать ученикам в развитии способности осознавать, переживать, понимать и состра-
дать.
- Воля – способность осуществлять, поставленные перед собой цели. Характер человека определяет
его поведение. Поведение определяется его поступками. Поступки – выбором. Учитель обязан развить в
детях христианский характер. Учитель обязан предоставить детям возможность подчинить их волю Иисусу
Христу.

V. Привычка. Отношение мыслей, действий, характера и судьбы хорошо выражены в стихе:
«Посей мысль – пожнешь действие; посей действие – пожнешь привычку;
Посей привычку – пожнешь характер; посей характер – пожнешь судьбу».
Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие обычными, постоянными. Воскресная шко-
ла занимает важное место в формирование привычек ученика: она обязана заботиться, чтобы хороший
образ действий не прерывался влиянием окружающей среды. В связи с этим нужно указать на следующие
навыки поведения: уважение к старшим, окружающим, опрятность, порядок, вежливость, пунктуальность.
Необходимо: чтобы классные комнаты воскресной школы были чистые и уютные; чтобы принадлежности
сохранялись в порядке; чтобы слова учителя были убедительны и производили послушание; чтобы приме-
ры были подходящие; чтобы еженедельно была представлена возможность для закрепления хороших ма-
нер поведения.

ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.

Успех нашего преподавания во многом зависит от того, как мы задаём вопросы. Есть два способа препо-
давания: повествовательный метод и метод вопросов. Последний метод более полезен для обучения детей,
между тем как соединение обоих методов. Метод вопросов часто называется «Сократовым методом». Зна-
ние приобретаются большей частью на практике, нежели в теории. Искусство задавать вопросы приобрета-
ется только посредством терпеливой и постоянной практики.

I. Вопросы, которые нужно задавать с осторожностью.
- Риторические. Риторическими вопросами считаются те, которые не требуют ответа. Проповедник спра-
шивает: «Кто может измерить любовь Божию?» Прямой ответ: «Никто». Риторические вопросы очень редко
употребляются в преподавании.
- Эллиптические. Вопрос этого рода дает часть ответа и требует, чтобы ученик закончил предложение.
Вместо того чтобы спросить: «Где родился Христос?», учитель говорит: «Иисус родился в ... и предоставля-
ет возможность ученику добавить слово «Вифлееме». Вопросы этого характера нужно употреблять с боль-
шой осторожностью, из–за их легкости.
- Да и нет. Вопросы, на которые можно ответить одним словом «да» или «нет», не заслуживают одобре-
ния. Так как есть только два ответа, то ученик может правильно ответить, просто угадав.

II. Вопросы, которыми нужно пользоваться.
- Ясные. Вопрос должен быть таким, чтобы ученик понимал его, независимо от того, знает ли он ответ
или нет. Часто ученик затрудняется ответить не потому, что он не знает ответа, а потому, что он не понимает
вопроса.
- Созидательные. Вопросы для обзора какой-то темы урока могут быть составлены в разброс. Но вопро-
сы для обучения должны находиться в определенной системе: последовательные и с увеличением трудно-
сти в конце. Учитель никогда не должен забывать, что он - учитель, что вопросы служат ему пособием в его
работе.
- Оригинальные. Учитель может очень скоро научиться составлять оригинальные (необычные, интере-
сные, захватывающие) вопросы.


39
Знаешь ли ты?

- Размышляющие. Вопросы должны заставлять ученика мыслить, должны приводить в действие его умст-
венные способности. Намекающим вопросом для многих учеников может быть: «Почему Моисей не повел
израильтян из Египта прямо в Ханаан, но вел их на несколько миль в сторону от прямого пути?» Этот вопрос
может побудить учеников к размышлению.
- Духовные. Вопросы, которые пробуждают совесть. Все вопросы должны охватывать как духовную, так и
умственную сферу деятельности ученика.

III. Цель употребление вопросов.
- Возбудить интерес. Ничто так быстро не возбуждает и не удерживает интереса и внимания, как хоро-
шо поставленные вопросы. Вопрос является истинным возбудителем деятельности человеческого ума.
- Напомнить. Вопросы помогают ученику извлечь из памяти то, что было раньше преподано ему. Науч-
ные сведения, полученные при помощи вопроса, запечатляются лучше.
- Проверить знание ученика. При повествовательном методе ученик может скрыть свое незнание. Но
хороший вопрос снимет маску и обнаруживает его недостаток. Для развития ученика необходимо, чтобы
учитель задавал ему обучающие вопросы.
- Пробудить совесть ученика. Иисус часто употреблял этот метод. Когда многие оставили Его, Он обра-
тился к двенадцати со словами: «Не хотите ли и вы отойти?» Этот вопрос коснулся совести Петра и заста-
вил его возгласить: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6, 66-68). Другой
пример того, как Христос ставил вопросы, находится в Матф. 16, 26: «Какая польза человеку, если он при-
обретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп человек даст за душу свою?»
- Проверка работы учителя. Один выдающийся учитель, говоря об употреблении вопросного метода,
сказал, что он посредством вопросов сначала передает знания ученикам, а потом обнаруживает их в них.
Чему вы смогли научить ваших учеников, можно узнать из ответов на вопросы. Учитель должен использо-
вать вопросы для повторения, и для того, чтоб проверить себя, свою работу. Учитель может узнать о качест-
ве своих уроков посредством вопросов, которые он задает и как их задает.

IV. Вопросы, которых не следует задавать.
- Глупые. Глупыми вопросами считаются те, которые вызывают смешные ответы. «Что вы знаете о Вал-
тасаре?» - спросил учитель мальчиков. «Ничего», - быстро ответил один из них, и оба засмеялись. Не
давайте повода ученикам смеяться над вами. Независимо от того, какой класс вы учите, старайтесь делать
так, чтобы ваши вопросы имели значение.
- Улавливающие. В воскресной школе нет необходимости задавать улавливающие вопросы, которые
конфузят и унижают ученика. В вашей работе не должны иметь места запутывающие вопросы.
- Требующие длинных ответов. Не стоит задавать вопросы, требующие длинных ответов. Это особенно
нехорошо на занятиях с малыми детьми. Например, «Расскажите притчу о талантах», - требует очень
длинного ответа. В большинстве случаев ваши вопросы должны требовать четких, недлинных ответов.

V. На заметку учителю.
- Имейте неожиданный элемент в ваших вопросах.
- Одобряйте все искренние ответы, как правильные, так и неправильные.
- Не задавайте вопросов ученикам класса по очереди.
- Ваши вопросы должны иметь здравый смысл.
- Начинайте с простых вопросов, чтобы пустить в ход умственную машину.
- Учите детей задавать вам вопросы. Иисус побуждал Своих учеников задавать Ему вопросы, на
которые Он отвечал.

ИСКУССТВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Иллюстрация есть то, что поясняет преподавание урока. Иллюстрация способствует лучшему запоми-
нанию материала.
I. Виды иллюстрации.
- Материальные. Это предметы, картины, географические карты, вещи и т. п.
- Словесные. Описание предмета или вещи словесно.

II. Свойства хорошей иллюстрации.
- Она должна иллюстрировать. Она должна вытекать из урока, а не быть «прицепленной» к нему. Ил-
люстрацию нужно употреблять для того, чтобы закрепить мысль, а не для того, чтобы только показать ее.
- Не слишком подробная. Много подробностей утомляют ум, сбивают с толку, отвлекают и не позволяют
ему воспринять главную идею иллюстрации.
- Понятная. Она должна соответствовать знаниям и опыту ученика. Сравнивать неизвестное с неизвест-
ным все равно, что поручить слепому вести слепого.



40
Знаешь ли ты?

III. Употребление иллюстрации.
- Привлекать внимание. Рассказывать урок интересно, захватывающе.
- Содействовать памяти. Любая проповедь или урок могут быть воспроизведены в памяти при помощи
удачной иллюстрации. Картины и предметы остаются в уме дольше, чем отвлеченные понятия.
- Способствовать к разумению. Когда Иисус хотел пояснить какую-то истину, Он рассказывал, пользу-
ясь наглядными примерами.
- Отражать жизнь. Иллюстрация о блудном сыне помогла многим юношам, вернула к их отцам, привела
их к Богу.

IV. Как находить иллюстрации.
- Посредством наблюдения. Наибольший знаток иллюстраций не тот, кто много путешествует, а тот, кто
наблюдает. Развивайте привычку наблюдать.
- От учителей и проповедников. Замечайте, как другие употребляют иллюстрации. Когда вы услышите
хорошую иллюстрацию, запишите, изучите ее, а затем употребляйте сами.
- Через чтение. Из числа книг с иллюстрациями упомянем пять:
а) Библия. Для этой цели она является более плодотворной, чем все другие книги.
б) Исторические и биографические. Иллюстрации, взятые из этих книг, особенно ценны, ибо они
основаны на фактах и облечены действительной жизнью.
в) Географические. Помогают ученику представить место события.
д) Исторические. Помогают ученику представить о времени события.
е) Пособия к урокам. Иллюстрации в пособиях целенаправленны - практичны.

V. Как пользоваться иллюстрациями.
- Присоедините элемент ожидания ко всем вашим иллюстрациям.
- Постарайтесь иметь ясную мысль о предмете, который вы намерены преподавать. Вначале изучите
урок, а потом ищите к нему иллюстрации.
- Не слишком нагромождайте иллюстрациями урок.
- Если для иллюстрации какого-то события вы используете рассказ, передавайте рассказ полностью:
начало, середина и конец. Иначе ваши ученики могут быть заинтересованы последней частью вашего рас-
сказа более, нежели мыслью, которую вы стараетесь преподать.
- Не употребляйте слишком много иллюстраций.
- Свободно пользуйтесь классной доской, картой и картинами.
- Остановитесь, когда цель достигнута.




Учитель ВШ внимательный слушатель.
- Смотри в глаза.
- Поддерживай разговор.
- Слегка наклонись в сторону собеседника.
- Используй в беседе слова или фразы собеседника.
- Не будь слишком строг, при необходимости улыбайся.
- Вначале говори даже о незначительных успехах ребенка.
- Обращайся к собеседнику по имени.
- Выдержи паузу, перед тем как начнешь отвечать на вопрос.
- Используй в речи слова «вы, ваш», но не «мне, мой».
- Будь учтив и внимателен.
- Задавай вопросы. Предложи два варианта ответа.
- Предоставь право выбора.
- Поддержи в их выборе.
- Благодари собеседника. Отметь действие, но не человека.

Учитель ВШ должен знать, уметь соглашаться.
- Говори собеседнику, если ты согласен с ним.
- Воздерживайся от спора.
- Скажи, если был не прав.
- Умей высказать свое несогласие.

«Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные» (Прит.20:15).



41
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 14

ПРИРОДА РЕБЕНКА.

Задачей учителя воскресной школы является обучение ученика духовным истинам. Познание библейских
истин является средством к достижению этой цели. Эта работа измеряется не тем, что ученик знает, но тем,
что он делает. Для того, чтобы формировать жизнь ученика, учитель должен хорошо знать не только Биб-
лию, но педагогические правила и природу ребенка.
Есть семь отличительных периодов жизни человека. Изменения в том или ином периоде происходят не
сразу, а постепенно, по мере развития ребенка. Младенческий возраст от рождения до 3-х лет; дошкольный
возраст от 3 до 6 лет; младший школьный возраст от 6 до 9 лет; школьный от 9 до 12 лет; средний школьный
возраст от 12 до 16 лет; студенческий возраст от 16 до 25; и взрослые от 25 лет и старше.

I. Способы изучения природы ребенка. Существуют четыре способа изучения ребенка:
- Наблюдение. Наблюдать за всеми его действиями. Мы можем наблюдать за ним, когда он чем-то зани-
мается или играет.
- Заглянуть во внутрь самих себя. Но в этом есть опасность, ибо заглядывая в самих себя, мы видим
внутреннюю жизнь взрослого человека, которая совершенно отличается от внутренней природы ребенка. В
таком случае мы должны воспользоваться памятью, нам нужно вспомнить дни нашего детства и стараться
представить то, как ребенок чувствует и мыслит.
- Чтение соответствующей литературы. Мы можем узнать о детях из педагогических книг.
- Наводить справки у опытных педагогов. Можно многое узнать о детях, слушая тех, кто специально
занимался изучением природы ребенка. Замечательную информацию на эту тему можно услышать на семи-
нарах воскресных школ, в библейских институтах и летних подготовительных школах.

II. Понимание темперамента ребенка: сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик.
- Сангвиник – живой, подвижный, быстро откликающийся на внешние впечатления.
- Меланхолик – склонный к грусти, впечатлительный.
- Флегматик – вялый, равнодушный.
- Холерик – неуравновешенный, легко возбуждающийся под действием каких-то впечатлений.
Необходимо учитывать, что каждый ребенок может иметь несколько видов темпераментов.

ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫШЕЙ.

1. Неусидчивость. Неусидчивость детей – признак детства, мудрый учитель должен это знать. Ребенок
развивается, растет, двигается. Движение укрепляет мускулы, развивает и укрепляет части тела. Неусидчи-
вость является главной физической характеристикой раннего детства.
2. Любопытсво. Посредством любопытства ребенок знакомится с внешним миром. Любопытство раз-
вивает в человеке мышление. Любопытство ребенка проявляется в бесчисленных вопросах и почти в посто-
янном употреблении слов: «Почему?», «Где?», «Что?», «Когда?», «Кто?»
3. Подражание. В ранние годы своего детства ребенок большей частью подражает в играх и в действиях
родителям и другим взрослым, окружающими его.
Существуют три вида подражания. Каждый из этих видов подражания имеет большое значение при обра-
зовании характера.
а) Физическое.
б) Умственное.
с) Нравственное.

4. Воображение. Это одна из самых сильных и интересных характеристик детства. Мир прекрасных
рассказов бывает особым детским наследием. Нет ничего невозможного, чтобы их воображение не воспри-
няло, и нет ничего трудного, чтобы их воображение не представило. Есть опасность в неправильном на-
правлении воображения, поэтому его нужно тактично и мудро удерживать от отрицательных проявлений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ.

I. Характеристика дошкольного возраста. В воскресных школах дошкольниками считаются дети от
3 до 6 лет. Учителя, занимающиеся с этим возрастом детей должны помнить, что нет двоих детей, которые
были бы подобны друг другу. В дошкольном возрасте особенно резко выделяются следующие характеристи-
ки.
1. Физическая неусидчивость. Ребенок останавливает свой взгляд на всем, что становится для него
более интересным, нежели на том, к чему его заставляют прислушиваться.
2. Воображение. В этом возрасте дети обладают прекрасным воображением. Он палку воображает ко-


42
Знаешь ли ты?

нем, а ряд стульев поездом. Несуществующее кажется ему существующим.
3. Любознательность. Ребенок хочет знать все о мире, в котором он живет. А вопросы - один из методов
приобретения познания. Жажда знания является преобладающим элементом в этом возрасте.
5. Игра. В игре дети развиваются, мыслят, думают, иммитируют, закрепляют знания. Одним словом –
растут.

II. Удовлетворение нужд учеников.
1. Программа для этого возраста должна быть хорошо разработана.
2. Классная комната должна быть просторной.
3. Уроки должны соответствовать возрасту.
4. Дополнительные занятия. Если необходимо, должны быть дополнительные уроки.
5. Количество детей в классе должно быть не более 10 человек.
4. Духовная атмосфера. Учитель должен учитывать духовные потребности учеников. Они должны по-
нять основные истины о любви Божией, Его доброте и Его прощении. Ребенок должен знать, что Бог ожида-
ет от него: послушание Ему и родителям.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Приблизительно на шестом году жизни дети начинают посещать общеобразовательную школу. К этому
времени они уже достаточно развились, чтобы воспринимать школьную программу образования. Этот воз-
раст включает детей от 6 до 9 лет.

I. Характеристики этого возраста.
1. Физический рост. Рост младших школьников происходит медленнее, чем у дошкольников, но зато
идет быстрое развитие ума.
2. Деятельность. Деятельность в этот период более целенаправленна.
3. Социальная жизнь. Социальная сфера детей расширяется. У них появляются новые обязанности, они
приспосабливаются к новому порядку.
4. Подражание. Дети в этом возрасте иммитируют взрослых. Мальчики подражают папам, а девочки
мамам.
5. Воображение. Дети воображают себя на месте героев рассказа. Очень важно - правильно направлять
воображение детей этого возраста.
6. Любопытство. Любопытство детей проявляется в поиске ответов на их вопросы: почему часы идут,
почему электрический звонок звонит, почему машина едет, почему это делается так, а не иначе.
7. Честность. Слова «честное слово», «сущая правда» и тому подобные выражения часто употребляют-
ся детьми этого возраста. В этом возрасте наблюдается склонность к различным выдумкам, что связано с
их прекрасным воображением, поэтому на занятиях необходимо говорить о честности. Дети должны знать,
что говорит Библия об обмане и лжи.

II. Удовлетворение нужд учеников.
1. Соответствующая комната. Для занятий нужна достаточно большая комната, где дети могут зани-
маться и играть.
2. Соответствующая мебель. Столы, стулья или скамейки должны соответствовать росту ученика – не
слишком большие. Дети должно быть удобно сидеть за столом.
3. Хорошо составленная программа. Песнопение, молитва, тихие занятия, рисование, дополнитель-
ные уроки и т. п. должны быть включены в программу.
4. Класс. В классе должно быть не более 12 учеников.
5. Дополнительные уроки. В этом возрасте, кроме регулярных уроков, необходимо изучать определен-
ное количество стихов Св. Писания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ.

Школьный возраст включает в себя детей от 9 до 12 лет. В возрасте около девяти лет происходит значи-
тельная перемена у ребенка. Песни с движениями, которые были однажды их радостью, теперь становятся
скучными. Дни рождения и другие торжества, которыми они наслаждались в младших классах, теперь ка-
жутся им неинтересными и детскими. Они уже стали «большими мальчиками и девочками» и хотят, чтобы
их считали такими. Неусидчивость дошкольника становится характерным признаком.

I. Характеристика школьного возраста.
1. Период чтения. Обыкновенно ученик в девять лет начинает легко читать. Учитель обязан указать ему,
в каких главах Библии находятся интересные библейские истории. В этом возрасте дети подражают героям,
поэтому учителя должны помочь ученикам избрать библейских героев для подражания. Каждый ученик


43
Знаешь ли ты?

должен иметь свою собственную Библию.
2. Период взрывной энергии. Дети этого периода больше любят бегать, нежели ходить. Мальчикам нра-
вятся игры, где они могут проявить храбрость и отвагу. Мальчики не хотят, чтобы к ним относились как к
«малым детям», они удаляются от детских игр. Девочки любят играть в дочки-матери, помогать маме по
дому. Как мальчикам, так и девочкам нравятся спортивные игры, упражнение на отрытом воздухе.
3. Период любознательности. Эта черта, проявлявшаяся в дошкольном и младшем школьном перио-
дах, теперь достигает своей высшей степени. Он начинает задавать вопросы, на которые трудно ответить.
Он любит разбирать всякие вещи и узнавать, что там находится внутри.
4. Период дружбы. Каждый мальчик имеет своего сердечного друга и каждая девочка свою подругу. Эти
друзья желают всегда быть вместе и никогда не расставаться. В этот период мальчики не любят играть с
девочками, (они желают быть только с мальчиками), а девочки любят играть только с девочками. В этот
период рождается дух товарищества. Как девочки, так и мальчики имеют свои кружки.
5. Память. Память в этот период наиболее восприимчива. Дети в этот период должны изучать истории
Ветхого и Нового Заветов и заучивать наизусть избранные места Священного Писания.
6. Период образования привычек. В это время мальчики и девочки пробуют почти во всем подражать
старшим. Дети должны усвоить привычку ежедневно читать Библию, ежедневно молиться, посещать бого-
служения и научиться жертвовать и помогать нуждающимся. Другими словами, учителя должны создать
атмосферу, которая необходима для образования хороших привычек. Будьте такими, какими вы хотите ви-
деть ваших учеников.
7. Период плодотворности. Из всех семи периодов жизни, школьный период самый плодотворный для
духовных уроков. Потому мудрый руководитель должен позаботиться о том, чтобы соответствующие места
Священного Писания преподавались детям этого периода, дабы они могли уразуметь, как стать христиани-
ном и как проводить христианскую жизнь.

II. Удовлетворение нужд школьников.
1. Организация. Класс должен быть хорошо организован для детей школьного возраста.
2.Собственная Библия. Предоставить ученикам возможность приобрести Библию
посредством совершенной им работы.
3. Дополнительные уроки. Дополнительные уроки должны иметь материал для заучивания наизусть.
4. Чтение. Так как дети этого периода охотно читают, то им нужно дать хорошие книги для чтения. Маль-
чики и девочки этого периода, исполненные энергии, нуждаются в каком-либо занятии. Для них необходимо
устраивать назидательные и информационные вечера и беседы.
5. Уроки. Уроки должны быть специально разработаны для удовлетворения нужд детей этого периода.
Излагать истину в повествовательной форме в виде биографии. На уроках должны быть элементы истории,

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign