LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



интеллектуальное

произвольное


моторное/двига-
тельное




26
Знаешь ли ты?

Возникновение непроизвольного внимания определяется разными факторами. К основным условиям его
возникновения может быть новизна информации. Внимание вызывает обычно всё необычное: громкие зву-
ки, яркий свет и краски, форма, запах и т.д. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько
относительная интенсивность раздражителя, т.е. Например, маленькие предметы скорее замечаются сре-
ди крупных, треугольник среди прямоугольников.
Исключительно велика роль непосредственного интереса в непроизвольном внимании. То, что интерес-
но, занимательно, эмоционально насыщенно, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредото-
чение. Например, интересную новую модель автомобиля скорее заметит мальчик, чем девочка. Школьни-
ца-подросток скорее заметит красивую причёску и модный фасон платья.
Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны ученика. Основная
функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняю-
щихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший
смысл.
Произвольное внимание возникает, когда в деятельности ученик ставит перед собой определённую зада-
чу и сознательно вырабатывает программу действий. Необходимость волевых усилий для организации вни-
мания ярко проявляется при вхождении в работу при возникновении в ней затруднений, послаблений позна-
вательного интереса, а также при наличии новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей.
В произвольном внимании проявляется активность личности, при этом внимании интересы имеют вто-
ростепенную значимость. На первом месте – цель, результат деятельности. Именно, благодаря наличию
произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать” из памяти нужные ему сведе-
ния, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникаю-
щие в деятельности.

Внимание в учебном процессе.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех
видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание в начальных классах,
так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению. В школьной
практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроиз-
вольное, воспитать произвольное.
Следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим
напряжением и очень утомительна. Поэтому, важным условием формирования внимания школьника явля-
ется правильная и чёткая организация всего учебного процесса, который и является одним из условий ус-
пешности обучения. Внимание в нём и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для
воспитания произвольного внимания. Школьный возраст является периодом его активного становления.
Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания
изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем
последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения мате-
риала – важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.
Мобилизация внимания учащихся связана и с особенностями речи учителя, её чёткостью выразительно-
стью, темпом и так далее. Сосредоточению способствует оптимальная громкость голоса, её педагогически
целесообразное варьирование по ходу урока (утомляет как громкая, так и тихая речь, вызывающая напря-
женность у слушателей). Важно умелое использование интонационных средств речи (психологически оп-
равданны правильно расставлены фразовые ударения и т.п.)
Большое значение для привлечения внимания имеют целесообразные использование наглядности (кар-
тин, таблиц, схем и др.), видео и аудиоматериалов. Важно учитывать, что однообразная продолжительная,
нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания, снижает устойчивость сосредоточения.
Большое значение для поддержания внимания и воспитания привычек быть внимательным имеет орга-
низация урока; четкое начало занятий, наличие необходимых условий для работы. Следует выделять темп
ведения урока. Живой, энергичный темп лучше мобилизует внимание. При чрезмерно быстром темпе
могут из-за поспешности появляться «ошибки на внимание», при медленном темпе работа не захватывает
ученика и создает условия для отвлечения. Темп проведения урока зависит от содержания материала,
трудности и легкости его усвоения, возраста школьников. Существенную роль в организации внимания
учащихся играет последовательная, систематическая требовательность учителя.
При организации внимания необходимо учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представ-
ляет значительно большую трудность, чем зрительное. Для его поддержания необходимо использование
«зрительных опор» и внешних практических действий например, составление плана по ходу восприятия
материала. Так как произвольное внимание связанно с направленностью личности, решающее значение в
его воспитании имеет формирование устойчивых интересов, воспитание воле, сознательного и ответствен-
ного отношения к учебной деятельности. Включение учащихся в различные виды творческой деятельности
– лучший путь формирования произвольного внимания.
Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет возрас-
тных и индивидуальных особенностей внимания школьников. Так, например, причинами недостаточной


27
Знаешь ли ты?

сосредоточенности в младшем школьном возрасте могут быть недостаточное интеллектуальное актив-
ность, не сформированность навыках и умений учебной деятельности, неокрепшая воля ребенка.
В педагогической практике важно учитывать и индивидуальные особенности внешнего проявления
внимания по внешним признакам – специфической позе, выражению лица и устремленности взгляда
можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности. Если, например, взгляд
ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты,
можно предположить, что он внимателен.
Однако эти внешние показатели могут не соответствовать действительной направленности сосредо-
точения. Поэтому наряду с «действительной внимательностью» выделяют «кажущуюся внимательность»,
а так же «действительную невнимательность» и «кажущуюся невнимательность». Так, внешне внима-
тельный ученик иногда не в состоянии повторить только что поставленный вопрос учителя, продолжить
ответ другого ученика и т. п.
При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного
слушателя заниматься посторонними делами, или непроизвольно сосредотачиваться на собственных
мыслях, воспоминаниях. Так называемая кажущаяся невнимательность может проявляться как чрез-
мерный подвижности ученика, так и в пассивности, внешним безразличием к уроку. Однако в обоих
случаях ученик может быть достаточно внимательным и фактически участвовать в работе класса. В
этом случая школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя последнему каза-
лось, что он отвлекался.


Учет умственного восприятия урока.

Как известно ученик запоминает информацию посредством пяти видов сенсорной памяти: зритель-
ной, слуховой, двигательной, при помощи обоняния и вкусовых рецепторов.

Через какие органы мы воспринимаем информацию.

- 83% через зрение.

- 11% посредством слуха.

- 3 % через обоняние.

- 1 % через соприкосновение.

- 1% через вкус.

Возможность вспомнить через 3 часа.

Если ученик:

- Самостоятельное изучал материал - 70%

- Самостоятельно, но с визуальными пособиями - 72%

- Прослушал учителя и увидел визуально - 85%

Возможность вспомнить через 3 дня.

Если ученик:

- Самостоятельное изучал материал - 10%

- Самостоятельно, но с визуальными пособиями - 20%

- Прослушал учителя и увидел визуально - 65%


Учитель, если хочешь иметь успех в работе, учитывай и используй на уроках,
заложенные Богом характерные особенности развития детей.


28
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

На образовательный процесс, во-первых, оказывает влияние духовный уровень учителя. Во-вторых, уме-
ние учителя управлять познавательным процессом. В третьих, поддержка со стороны родителей и домаш-
няя атмосфера. В четвертых, взаимосвязь учителя и ученика. В пятых, личные качества ученика. В шес-
тых, установленные нормы поведения в классе. И в седьмых, исполнение установленных норм поведения.
Образование – это длительный процесс. Все кто соприкасается с учениками оказывают влияние на уче-
ников сознательно или подсознательно. Поэтому, церковь, которая не заинтересована в образовании под-
растающего поколения, выполняет только половину своей миссии. Христианство включает всю жизнь. Об-
разование должно включать в себя основную истину: «Я есть путь и истина и жизнь...». Истина Иисуса не
базируется только на утверждении. Его истина видна в Его действиях, словах и делах. Он учил основыва-
ясь на Священном Писании. Жизнь учителя должна отображать образ Христа, Его учение в словах и делах.
Учителя воскресной школы должны полностью подчиниться Христу и Его воле.
Быть последователем Христа не значит только называться христианином, но и нести тот же крест что
нес Христос. Учителя должны быть готовы к тому, что Христос будет работать в их жизни и переделывать,
шлифовать, перевоспитывать. Библия должна быть центром школьной программы. По всем вопросам в
начале учитель должен обращаться к Слову Божьему.
Учитель должен трудиться во имя Бога, воздавая Славу Богу. Директор школы, как бы он ни был занят,
должен найти время для каждого учителя, ученика, родителя. Учительство не для тех, кто не любит детей.
Это не развлечение – это труд. Это значит - иметь дело с самым прекрасным материалом – взращиванием
душ для Господа. Учить - это значит жертвовать.

Средства мотивации образовательного процесса.
Наблюдая за окружающей обстановкой и слыша речь, дети интуитивно овладевают нормами языкового
общения.
- До 1 года (младенческий период) - эмоциональное общение.
- 1-3 года (ранний период) - первые слова, простые предложения.
- 3-7 лет (дошкольный) - обогащение словаря, предложения более сложной конструкции в пределах быто-
вого стиля речи.
- 7-10 (младший школьный) - овладение чтением и письмом, начало формирования языковых понятий.
- 10-15 лет (средний школьный) - изучение теории языка, стилистическая индивидуальность речи.
- 15-17 лет (старший школьный) - становление индивидуального стиля, усвоение профессиональной лек-
сики; речь становится средством самовыражения личности.

Примерное понимание слов соответстветствующее возрасту ученика.
- 2 года. 30 –100 слов
- 3 года. 300 – 1500 слов
- 4 года. 600 - 4000 слов
- 5-7 лет. 3000 - 7000 слов
- 4 класс. 7-12 тыс. слов (размер предложений 7 слов)
- 8 класс. 15-45 тыс. слов (размер предложений 10 слов)
- 10 класс. 25-60 тыс. слов (размер предложений 11-12 слов)

Мозг ребенка.
С момента рождения, миллионы нейронов находятся в ожидании работы. Не использованные нейроны
погибают. Детские переживания очень сильны и, подчас, оставляют отпечаток на всю последующую жизнь.
Если ребенок не развил физическую, языковую, и умственную способность до трех лет, то на всю жизнь
ребенок будет отставать по всем этим направлениям.
Основа всех функций мозга закладывается до 7 лет, в дальнейшем идет совершенствование и дальней-
шее развитие. Ребенок, в зависимости от возраста, по-разному переживает, оценивает и относится к окру-
жающей среде. «Окно возможностей» продолжается до 12 лет. В подростковом возрасте многие вопросы
решаются на эмоциональной основе. К 18 годам мозг приобретает размеры взрослого человека.
Роль учителя воскресной школы играет особую роль в первые годы христианского воспитания. В это
время закладываются основные навыки: послушание, любовь, молитва, доверие и вера. Поэтому, учителя
младших классоц должны иметь опыт работы с детьми, знать их возрастные особенности. Они должны
знать и понимать основные факторы, уметь применять принципы, влияющие на учебный процесс. «Он
поставил ... иных учителями, к совершенству святых на дело служения, для созидания тела Христо-
ва...» (Еф. 4.11-13).



29
Знаешь ли ты?


ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

МЛАДЕНЧЕСТВО; 1ГОД ЖИЗНИ; 2-ОЙ; 3-ИЙ; 4-ЫЙ; 5-ЫЙ; 6-ОЙ; 7-ОЙ; 8—12 лет

Двигательный аппарат

Контроль эмоций

Социальное развитие

Лексическое развитие

Иностранный язык

Логика, Математика

Музыкальлные способности



Важность выполнения домашнего задания.
Воспитывая ребенка, мы должны понимать, что работая с ним, мы прививаем ему определенные навыки.
Насколько правильно мы будем организовывать время выполнения домашнего задания, настолько эффек-
тивнее будет происходить процесс работы, следовательно процесс запоминания и усвоения материала. С
самого раннего возраста необходимо выработать навык к выполнению домашних заданий (привычку), затем
эти привычки вживаются в характер – трудолюбивый, аккуратный, честный, старательный или неряшливый,
небрежный, ленивый.

Заметки для родителей по выполнению домашнего задания.
- После школы позвольте детям отдохнуть 1-2 часа.
- Затем проследите, чтобы они начали делать уроки.
- Постарайтесь, чтобы ничто его/ее не отвлекало.
- Желательно иметь отдельный стол для выполнения заданий.
- Необходимо разумно использовать время. Определите, по какому предмету больше заданий, с того
предмета начинайте делать задание.
- В среднем на уроки в младшей школе должно уходить не более часа, в средней школе 1,5 часа, в
старшей школе 2 часа.
- Дети младшей школы должны лечь спать не позже 9 часов вечера, дети постарше не позже 10:30
вечера. Для отдыха детям нужно 8 – 9 часов.

Для чего необходимо домашнее задание и насколько оно важно?
Домашнее задание базируется на пройденном уроке, и дано для того чтобы закрепить знания ученика по
пройденному уроку. Затем, на следующем уроке идет повторение, дается новая тема и этот процесс повто-
ряется. Когда ученики проходят 3-4 темы, обычно дается контрольная работа, которая направлена на про-
верку знаний пройденного материала. Если в школе нет домашнего задания, то ожидать положительного
результата просто напрасно.

Заметки для родителей.
- Проверьте, все ли ребенок взял с собой в школу.
- Позаботьтесь, чтобы он не опоздал в школу.
- Читайте с детьми, заставляйте детей читать самостоятельно.
- Посещайте все родительские встречи и собрания.
- Поддерживайте коммуникацию с учителем.
- Вовремя забирай ребенка со школы.
- Обеспечьте ребенка тихим уголком для выполнения домашнего задания. Выключите музыку, радио,
телевизор, компьютерные игры, и так далее. Мозг лучше работает, когда нет лишних раздражителей. Ре-
бенку легче сосредоточиться на одном занятии, он быстрее его выполнит и более продуктивно.
- Будьте примером для детей во всем.




30
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 11

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Опросник.
- Как я стал/а учителем?

- Мое представление о работе с детьми.

- Мои цели в работе с детьми.

- Мои ближайшие задачи.

- Моя методика работы с детьми.

- Моя сильная сторона.

- Что мне нужно совершенствовать.

- Удовлетворен/а ли я своей работой.

- Что наиболее важно для меня, как для учителя?
Церковь___ Работа___ Карьера ____ Учеба ___

- Как я представляю будущее христиан через 10 лет?

- Кто будет нести служение после меня?

- Подготавливаю ли я в классе будущих служителей?

- Как я оцениваю свою работу с детьми. Отметить одно.
Отлично___ Хорошо___ Удовлетворительно___ Плохо ___

- Готов/а ли я сделать больше, чем делаю, для спасения детей, подростков и молодежи?!

I. Определи свой стиль преподавания.

1. Подумай о своих особенностях. Какой рисунок наиболее точно характеризует тебя?




2. Прочитай и отметь квадратиках: 4 – это я, 3 – почти как я, 2 – не совсем я, 1 – это не я. Например,
в левом углу вверху дается такое определение видов характера: активный, оптимистичный, спонтанный.
Рассуждай так: да, я активный, но менее оптимистичный, и конечно же спонтанный. Думаю, что оценка 3 –
почти как я - соответствует мне. Может быть что все три предложенных варианта отражают твой характер,
тогда ставь цифру 4 – это я. А если только один из трех описаний в квадратике соответствует тебе, ставь 2.
Рассуждая таким образом заполни все квадратики.

3. Посчитай количество очков. Определи, в какой колонке наибольшее количество баллов. Посмотри
описание типа характера под данной колонкой, запиши отдельно. Если у тебя в двух колонках одинаковое
количество баллов, то просмотри еще раз информацию в каждой колонке и определи, каких качеств в твоем
характере преобладает больше.


31
Знаешь ли ты?


Описание Описание
Описание
Описание

Заботливый Разносторонний
Достоверный
Активный
Традиционный Изобретательный
Гармоничный
Оптимистичный
Ответственный Компетентный
Сострадательный
Спонтанный
Практичный Любопытный
Уникальный
Соперник
Чувствительный Логичный
Сопереживающий
Устремленный
Надежный Знающий
Общительный
Собранный
Верный Практичный
Преданный
Реалистичный
Консерватор Ищущий
Добрый
Открытый
Организатор Изобретатель
Поэтичный
Смелый
Заинтересованный Смелый
Сердечный
Отважный
Последовательный Незаурядный
Вдохновляющий
Влиятельный
Сотрудничающий Владеющий собой
Драматизирующий
Забавный
Организованный Решительный
Подвижный
Неспокойный
Обычный Принципиальный
Ласковый
Храбрый
Заботящийся Целесообразный
Сочувствующий
Умелый




Общительный
Обаятельный
• ••••••••• • • •
• •••••• ••••• • •



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign