LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Прит.23:31-32).

8. Наркотики. Человек, который обращается к наркотикам, чтобы чувствовать себя лучше, в итоге
неизбежно оказывается в печальной ситуации. Вместо желанной свободы он попадает в ситуацию
зависимости от наркотиков, которой он уже не может избежать. (1Кор.6:12,19).

9. Неуважение к авторитету старших. Одна из характерных черт сегодняшних молодых людей –
это дух отрицания, непокорности и их грубое отношение к старшим.(2Тим.3:1-2).

10. Связи с оккультизмом. По всему миру наблюдается повышенный интерес к оккультизму, кото-
рый распространяется разными путями: гороскопы, книги об оккультизме, фильмы, в которых присут-
ствует колдовство и магия, компьютерные игры. Дети вовлекаются в оккультные контакты.

11. Развод родителей. В семье с одним родителем ребенок может расти недисциплинирован-
ным. Родители являются основной опорой в жизни ребенка, поэтому развод для него большая потеря.

12. Родители, невнимательные к детям или унижающие их. Небрежное отношение к детям
может принимать разные формы. Например, оставлять ребенка одного на долгий срок; не заботиться
о нем должным образом, вымещать свое зло или крушение надежд на своих детях, придираясь или
даже избивая их. Результаты такого отношения самые различные.

Установлено, что 80% осужденных в наших тюрьмах подвергались унижениям в детстве.
85% жестоких родителей сами подвергались унижению, когда были детьми.




20
Знаешь ли ты?


ГЛАВА 7

УЧЕТ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Учителя воскресных школ Америки и других зарубежных стран, проводя работу с рускоязычными детьми
нередко задают вопросы: Как организовать учебный процесс для детей, имеющих трудности с русским язы-
ком? Как оценивать знания учеников?
Трудность заключается в том, что уровень знаний таких учеников не соответствует требованиям, преду-
смотренным по русскому языку в России. Первая задача учителя – предварительное изучение знаний уча-
щихся:

1. Изучение фактов, влияющих на уровень языковой подготовки учеников.

2. Определение исходного уровня владения языком.

3. Языковая среда и практика.

Для определения уровня языковой подготовки необходимо тестирование ученика по следующим пара-
метрам:чтению; говорению; письму.
Пожалуй самое основное, что нужно учителю - это взглянуть на русский язык глазами его учеников.

Трудности в усвоении русского языка.
У детей, выходцев из славянских семей, в сознании существует система двух языков. При этом законо-
мерности русского языка они воспринимают через призму доминирующего языка (английского). Когда дети
переносят языковые закономерности одного языка в другой происходит интерференция (языковые ошибки).
Задача учителя предотвратить интерференционные ошибки в русской речи. Для этого нужно «видеть»
языковой материал глазами нерусского ученика.
Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и неродного языка, отсутствием некото-
рых грамматических категорий, несовпадением грамматических функций, расхождениями в способах выра-
жения. Следующее, чем больше в языке исключений из правил, чем труднее он усваивается.
Особую трудность представляют категория рода, категория одушевленности/неодушевленности, русская
падежная и видовременная системы. Русская категория рода является грамматической категорией. Она
охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее вре-
мя, условное наклонение, причастия). Правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка
зависит от определения рода.
Определенную сложность составляют звуки русского языка (ы, ц, ш, щ, ж). Позиционные изменения:
безударные гласные, звонкие согласные, глухие согласные, стечение согласных. Мягкий и твердый знаки
также составляют также трудность для таких учеников. Учителю, обучающему англоязычных детей, важно
видеть все трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические.
1. Фонетические трудности (слитное произношение предлога с существительным, оглушение/озвонче-
ние): с завода – в столе.
2. Трудности в усвоении падежной формы (в и на) на фабрике, но в санатории.
3. Трудности усвоения глагольного управления (работает где? доволен чем? удивляется чему?)
4. Трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе (брат работал, книга ле-
жит).

Языковые уровни.
1. Нулевой уровень. Ученик не говорит по-русски.
2. Слабый уровень. Ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать по-русски, гово-
рить на определенные темы (о себе, о семье и т.п.) Лексический запас очень ограничен. Ученик имеет
сильный акцент, замедленный темп речи (ищет слова для выражения своей мысли), говорит с грамматиче-
скими ошибками.
3. Средний уровень. Ученик читает, пишет, но имеет акцент, ошибки в ударении и интонационном
оформлении, лексическая и грамматическая интерференция.

Учет знаний при работе в классе.
Учителю следует учитывать языковой уровень ученика и оценивать его успехи соответственно. Самое
главное, чтобы ученик говорил, не боясь ошибок и плохой оценки. При фронтальном опросе учитель должен
учитывать особенности детей и формулировать свои вопросы и задания так, чтобы они были понятны и
доступны.
При организации групповой работы, большую помощь могут оказать более способные ученики. Ученики


21
Знаешь ли ты?

делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Необходимо проводить пар-
ную работы в виде диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте. Работа по
цепочке может быть использована при отработке чтения, при закреплении знаний, при пересказе, при
составлении рассказов по сюжетным картинкам. Индивидуальная самостоятельная работа может быть вы-
полнена в классе и дома. Эти формы работы помогают уплотнить время урока, выполнить большое количе-
ство заданий, активизируют учеников, делают урок более динамичным, эмоциональным, интересным и зна-
чимым для учеников.

Оценка результатов работы ученика.
Стратегия обучения русскому языку как неродному должна учитывать психологическую закономерность
освоения не родного языка. Если конечной целью обучения русскому языку как родному является формиро-
вание сложных свойств речи, обучение культуре речи и нормам литературного языка, то целью обучения
русскому языку как неродному является прежде всего обучение общению на изучаемом языке.
Чистота и правильность русской речи, имеющие первостепенное значение при оценке уровня владения
языком русского учащегося, для не русскоговорящих детей отодвигается на второй план. Однако это не
значит, что ошибки не нужно исправлять и над ними не нужно работать. Жесткие требования к таким учени-
кам могут привести к психологическому шоку, неуверенности в своих силах, нежеланию заниматься из-за
непосильности задачи, стоящей перед ним.
На этапе адаптации можно воздержаться от оценок, не забывая поощрять ученика за усердие. Когда
пройдет первый этап адаптации и ученик почувствует себя увереннее, можно вводить щадящую систему
оценок с постепенным переходом в традиционную.

Устные задания или заучивание на память золотых стихов.
- Оценка «5» ставится за безошибочное цитирование стиха наизусть.
- Оценка «4» ставится, если ученик процитировал не мене 3/4 стиха правильно.
- Оценка «3» ставится, если ученик правильно процитировал не менее 1/2 заданий.
- Оценка «2» ставится, если ученик не смог процитировать стих, но видно что учил его.
- Оценка «1» ставится, если ученик не выучил стих.

Грамматические задания.
- Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
- Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не мене 3/4 заданий.
- Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
- Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
- Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил задание.
Директору школы необходимо доводить до сведения родителей о важности сохранения родного языка -
русского, украинского и т.д. В настоящее время многие дети славянских семей уже утратили свой родной
язык, так что он стал «неродным». Родителям следует контролировать своих детей, поощрять и даже
заставлять говорить дома на родном языке. Одного часа в неделю, во время занятий в церковной русской
школе, недостаточно для освоения елементарных языковых норм. Потеря родного языка детьми - повсе-
местный бич славян в Америке.


Как помочь родителям, чтобы их дети были успешными в воскресной школе.

- Привлекайте родителей к школьной жизни:
- организуйте молитвенные группы;
- сделайте список дежурства на уроках;
- привлеките в проведении мероприятий;
- посещение других церквей;
- помощь с транспортировкой.

- Поддерживайте связь с родителями.
- Определите минимум 10 часов в год для помощи родителей в школе.
- Хотя бы раз в четверть информируйте родителей об успехах детей.
- Имейте школьную газету и доску объявлений.
- Проводите выставки работ.
- Проводите вечера для пап, мам, бабушек, дедушек.

Не теряйте драгоценного времени, если вы не займете их в церковной деятельно-
сти, мир найдет чем занять их время.


22
Знаешь ли ты?


ГЛАВА 8

УЧЕТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
«... Проповедовал им слово, сколько они могли слышать...» (Марка 4:33).

Зная особенности работы мозга, учителя могут развивать то, в чем ученик более талантлив. Обуче-
ние ученика должно начинаться с уровня, на котором ученик находится, а не с того, где учитель думает,
что он должен находиться. Обучение должно базироваться на известном, с постепенным переходом к
новому материалу. Если новые знания базируются на предшествующих, эта информация наиболее про-
дуктивно фиксируется памятью. Наиболее эффективный метод перехода от известного к неизве-
стному - это:
- Что уже известно об этом?
- Что желаешь узнать?
- Что узнал?
Существует очень сильная связь между эмоциями и процессом обучения. Благоприятная духовная и
материальная среда положительно влияет на всестороннее развитие детей, неблагоприятные условия
уменьшают эту возможность. Умственные способности можно развить.

Мы запоминаем:
- 10% что мы прочитали.
- 20% что мы услышали.
- 30% что мы увидели.
- 50% что мы увидели и услышали.
- 70% о чем мы побеседовали с другими.
- 80% что мы использовали на практике.
- 95% чему мы научили других.


СРЕДНЯЯ СПОСОБНОСТЬ РАБОТЫ МОЗГА СОСТАВЛЯЕТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ОБЪЕМ ДЕСЯТИ
МИЛЛИОНОВ КНИГ, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ В 1000 СТРАНИЦ!


РАБОТА МОЗГА

Через какие
ПУТЕМ ПОВТОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕХО-
органы проис-
ДИТ ИЗ КРАТКОВРЕМЕННОЙ В ДЛИТЕЛЬНУЮ.
ходит запоми-
нание инфор-
мации? КРАТКОВРЕМЕННАЯ ДЛИТЕЛЬНАЯ
СЕНСОРНАЯ
ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ
- Зрение ИНФОРМАЦИЯ СОХРАНЯЕТ
ИНФОРМАЦИЯ
СОХРАНЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЮ
СОХРАНЯЕТСЯ
ОТ 3 ДО 18 СЕКУНД В ВИДЕ КАРТИН,
- Слух .75 СЕКУНДЫ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ И
НУЖНОЙ ИНФОР-
- Обоняние МАЦИИ НА НЕДЕ-
ВНИМАНИЕ
ЛИ, МЕСЯЦА,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕГОДА.
- Вкус

- Осязание
ЗАБЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТИРАЕТСЯ
ИЗ ПАМЯТИ

23
Знаешь ли ты?

Улучшение процесса запоминания.
Чтобы мозг настроился на работу, сообщи, о чем будет урок - подготовь мозг к работе. Повтори преды-
дущую тему урока. Используй наглядный материал и другие средства сосредоточения внимания. Заранее
скажи, о чем ты будешь спрашивать после темы урока.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ


СОСРЕДОТАЧИВАЕТ ВНИМАНИЕ


ПРОИСХОДИТ ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Мы запоминаем то, что мы понимаем.
Мы понимаем, если заинтересованы.
Мы заинтересуемся, если мы захотим.
Опыт ———> Эмоции ———> Внимание

Что уже известно ———> Понимание

1. Внимание сортирует, что уже известно о предлагаемой информации и присоединяет новую
информацию к уже имеющейся.

2. Сосредоточенное внимание помогает сконцентрироваться на более важных деталях, соот-
ветственно предшествующего опыта.

3. Мозг может эффективно сосредотачиваться только на одной задаче.


Контролирование образовательного процесса.
Наибольший эффект обучения достигается тогда, когда ученик чуствует себя под контролем учителя.
Под контролем мозг работает более напряженно, происходит сложный творческий процесс: анализ, синтез
(соединение), планирование, решение, выбор нужного ответа.
Если ученик чувствует, что он не находится под контролем, его мозг более расслаблен, не работает в
полной мере. Происходит поверхностное запоминание, не долгое. Обучение происходит на инстинкте или
на уже известных автоматических действиях.

Перерывы.
Количество ошибок увеличивается с уменьшением отдыха. Мозгу необходимо время, чтобы зафиксиро-
вать новую информацию. В обратном случае происходит наслоение дополнительной информации на еще
не утвердившиеся знания. Утомление и усталость отрицательно влияют на обучение. Поэтому, необходимо
делать умственные разрядки, перерывы. Наилучшее время для запоминания материала – это перед сном
и рано утром.

Эффект новизны.
- Наилучшее время запоминания материала - в начале урока.
- Снижение заинтересованности - середина урока.
- Увеличение внимания - в конце урока.
Всем работникам с детьми необходимо учитывать особенности работы мозга, с тем чтобы более плодо-
творно проводить занятия с детьми, в правильной последовательности проводить уроки. Например, в нача-
ле урока сразу после короткого повторения темы предыдущего занятия дать новый материал. Учитывая
снижение заинтересованности через 15 - 20 минут от начала урока, проводить практическую часть: вопросы
- ответы, кроссворды, работа в группах, пение и т.д. А в конце урока сделать повторение пройденной темы
- закрепить в памяти пройденный материал.


Объем и качество работы короткой памяти улучшается с возрастом.


24
Знаешь ли ты?

Существует сильная связь между записью и размышлением. Запись служит инструментом для запоми-
нания в мыслительном процессе. В одно и тоже время происходит сложная умственная деятельность,
которая развивает ясное, выразительное написание, и соответственно развивает мышление.

Ученики учатся посредством личного формирования знаний. Если учитель активно
участвует в процессе образования, тогда работает усиленно мозг учителя.

Цель учителя - заставить активно работать мозг учеников.

Проверь себя:
- Содействует ли окружающая среда духовному росту ученика?
- Отвечает ли атмосфера класса высоким стандартам?
- Помогаю ли я в развитии добрых взаимоотношений между учениками?
- Как помочь ученикам в развитии положительных качеств, таких как:
- самосознание
- управление эмоциями
- заинтересованность
- сопереживание
- взаимоотношения
- Как помочь ученику в развитии ответственности:
- посещение
- готовность к уроку
- приходить на урок с папкой
- участвовать в классе
- заканчивать задания
- контролировать свой учебный процесс
- Как, лично, я могу разумно использовать время урока?
- начало, середина, конец урока
- опрос
- проверка заданий
- Как заинтересовать ученика в личном духовном росте?

Пути сохранения и передачи информации.
- Через слух.
- Зрительно.
- Посредством интонации.
- Системой соединения.
- В практических занятиях.
- В игровой деятельности.
- Путем схем.
- Используя песни.
- Записи основных идей.
- Письменными работами.
- Решением задач.
- Вопросами.
- Работой в группах.
- Обучением других.
- Суммированием.
- Пересказом.




ИНОГДА КАРТИНА ЗАМЕНЯЕТ 1000 СЛОВ.
МОЗГ ИМЕЕТ УДИВИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАТЬ
СОХРАНЕННЫЕ В ПАМЯТИ ОБРАЗЫ.



25
Знаешь ли ты?


ГЛАВА 9

РАЗВИТИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ.
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде
всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требования предъявляется к
вниманию. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспи-
тательного процесса.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня
сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека. Со вниманием в его высших формах
связывают регулирование протекания психических процессов и сознательного поведения человека.
Внимание может проявляться в сенсорных – чувствительных (sensus – латинское слово ощущение),
мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (восприни-
маемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления
внимания: сенсорное (зрительное и слуховое), интеллектуальное (умственное), моторное (двигательное).
В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание. Большинство данных, характеризующих
внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных про-
цессов (восприятия памяти и мышления), внимание способствует повышению их эффективности. Так, с
вниманием связаны точность и полнота восприятия. Ослабление внимания может привести к значительным
нарушениям сенсорных процессов и искажению формирующегося образа.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания:

- непроизвольное;

- произвольное.

1. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и
целей человека.

2. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произ-
вольное внимание развивается на основе непроизвольного.


Внимание


По характеру происхождения
В зависимости от
и осуществления
объекта сосредоточения




сенсорное • •• • •• •• •• •• ••

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign