LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Предметные уроки имеют сходство с притчами Иисуса Христа. Дети запоминают больше визуально, неже-
ли на слух.




Воскресная школа стоит на страже духовных истин и ценностей человека.

Все сотрудники школы являются, прежде всего, возрожденными людьми, членами поместной
церкви и посвященными на служение в воскресной школе. На них возлагается Богом и поместной
церковью большая ответственность – учить детей сверять свою личную жизнь с Библией, единст-
венным непогрешимым авторитетом в вопросах практической жизни и вероучения.

Воскресная школа способствует поиску служения.

Каждый ребенок, подросток и молодежь, еще не успевшие вступить в Завет с Господом через
принятие Святого водного крещения, под воздействием Духа Святого, в какой - то момент своей
жизни осознают, что он не только дитя Божие, Его ученик, но и ”ветвь”, от которой Господь ожидает
плода (Иоан.15.1-7).
Горячая любовь к Иисусу Христу порождает искреннее желание и жажду исполнения Его воли.
Ощущая в себе Божественный призыв к духовному труду, человек начинает сначала молиться об
этом, а затем практически определяться в деле своего будущего служения, в чем ему всячески
содействует воскресная школа. Ее специфика состоит в том, что занятия в ней никогда не прекра-
щаются. Точно так же, как верующие регулярно собираются на богослужебные собрания, дети
также приходят и на занятия в воскресную школу.




68
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 22

КТО ЗА ЧТО В ОТВЕТЕ?

I. Обязанности родителей, учителей и детей.

Родители (воспитание).
- «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2Кор.12:14).
- «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»
(1Тим.5:8).
Учителя (воспитатели).
- «И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола …, и велел воспитывать их три года, по
истечении которых они должны были предстать пред царя» (Дан.1:5).
Дети (учащиеся).
- «Собери … и детей… чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и
старались исполнять все слова закона сего» (Втор.31:12).

II. Интеллектуальный и духовный уровень.

Родители (личные качества).
- «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лук.2:41).
- «Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (4Цар.17:41).
Учитель (умение, навык).
- «А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем» (1Пар.15:22).
- «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33:12).
Дети (послушание).
- «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Прит.6:20).

III. Взаимоотношения.

Родители (отец - мать).
- «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15).
Дети (родители - дети).
- «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господ-
нем» (Еф.6:4).
Учитель (учитель – ученик).
- «Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении» (Рим.12:7).
- «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слу-
шающих тебя» (1Тим.4:16) .

IV. Образовательный процесс.

Семья (цели, среда).
- «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Прит.4:1).
- «А ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их» (Иер.9:14).
Регулярная школа (обучение, окружающая среда).
- «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих» (Прит.4:5).
Воскресная школа (цели и задачи).
- «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11).
- «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (Пс.104:1).
- «… Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7).
- «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).

V. Достижение результативности (общий подход).
Ученик (практические действия).
- «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во
спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15).
- «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили
лукавого»1 (Иоан.2:14).
Учитель (результат).
- «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Иоан.1:4).


69
Знаешь ли ты?

- «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учи-
тель его» (Лук.6:40).
Родители (плоды труда).
- «Человек, любящий мудрость, радует отца своего» (Прит.29:3).
- «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19).

VI. Индивидуальный подход.

Ученик (послушные – непослушные дети).
- «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем»
(1Пет.1:14).
- «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2).
Учитель (умение работать с разными детьми).
- «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте
слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14).
Родители (попечительство о каждом ребенке).
- «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не
пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» (Лук.15:4).

Кто за что отвечает!?

Ученик:
- успеваемость;
- поведение;
- свой духовный рост.

Учитель:
- управление учебным процессом;
- поддержание дисциплины в классе;
- дополнительные мероприятия.

Директор:
- руководство коллективом;
- план дисциплинирования;
- контакт с родителями.

Родители:
- воспитание детей;
- помощь в образовании;
- контакт с учителем.

Церковь:
- общее руководство;
- поддержка, наставление;
- посещение педсоветов.


На заметку родителям.

- Любите своего ребенка. Даже если он не такой, каким бы вы хотели его видеть.
- Помогите ребенку развиваться духовно и интеллектуально.
- Поддерживайте в семье атмосферу любви и взаимопонимания.
- Дисциплинируйте ребенка согласно Слова Божьего.
- Научите его принимать правильные решения.
- Объясните о грехе и о наказании за непослушание.
- Не будьте слишком строги за малейшую оплошность. Вы тоже не совершенны.
- Будьте примером в жизни и служении. Ваша жизнь научит его больше, чем ваши нравоучения.
- Читайте с детьми, находите время для семейных общений.
- Пусть дети видят вас молящимся отцом и матерью.




70
Знаешь ли ты?

ГЛАВА 23

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

«…Слава детей - родители их» (Притчи 17:6).

Ребенок рождается в семью с огромным задатком способностей, если он родился нормальным ребен-
ком. Большая часть его будущей жизни зависит от того, в какой среде он будет возрастать, как за ним будут
ухаживать и как его будут воспитывать.
Родители невольно своим поведением учат детей и затем, со временем, их стиль жизни вживается в
ребенка и он начинает думать и поступать также как и его родители. Хотя существуют исключения: и в
неблагоприятных семьях есть хорошие дети и в хороших семьях есть плохие дети.
Следует понимать, что на развитие ребенка влияют не только родители, братья и сестры, но школа,
друзья, церковь; то, что он видит и слышит в повседневной жизни. Поэтому родители должны серьезно
подходить к этому вопросу, наблюдая, с кем его сын или дочь дружит, с кем общается и каковы его или её
друзья.

Категория родителей.
Разумные родители. «... а я и дом мой будем служить Господу» (И.Нав.24:25).
Разумные родители ценят в поведении подростка, как самостоятельность, так и дисциплинированность.
Не ущемляя прав подростка, они требуют выполнения обязанностей. Такой контроль, основанный на теп-
лых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростков, они прислушиваются к объяснениям,
почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях
проходит без особых переживаний и конфликтов.
- ценят, поддерживают, и воспитывают детей согласно их способностей, и того, что он или она в состоя-
нии выполнить;
- проявляют свою заботу, если поведение ребенка не удовлетворяет их;
- готовы помочь, и учат его быть ответственным за свои поступки;
- понимают возрастные особенности детей, связанные с его физиологическим развитием;
- не придирчивы, разумно решают вопросы.

Тоталитарные родители. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в уче-
нии и наставлении Господнем» (Ефес.6:4).
Тоталитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны
ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем,
могут это делать и не вполне корректно:
- их желания не соответствуют способностям ребенка;
- постоянно требуют: «Должен», «Обязан», «Можешь»;
- сосредотачивают внимание на том, что было неправильно и что было упущено;
- мало верят в ребенка, ненавидят слабости и слезы;
- учат на примерах других: «Посмотри, он может, а ты размазня?»
- учат подавлять любые слабости и проявление чувств.
Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Большинство подро-
стков в подобной ситуации идут на конфликт с родителями или, наоборот, становятся неуверенными в себе,
по сравнению с их сверстниками, пользующихся определенной свободой в отношениях с родителями.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холод-
ным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Если взрослые предъявляют слиш-
ком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возрастает постоянная насторожен-
ность, скованность, необщительность. «Ивы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в
учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

Вседозволяющие родители. «…Нет, дети мои, не хороша молва, которую я слышу…» (1Царст
2:24).
Такие родители позволяют подросткам делать все, что им вздумается. Они не интересуются делами
своих детей. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступ-
ков детей. «…Но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:14).
Но подростки, как бы и они не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец
взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Поведение неконтроли-
руемых детей непредсказуемо.

Родительская любовь. «Будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в


71
Знаешь ли ты?

ччистоте» (1Тим.4:12).
Родительская любовь – совершенно необходимое условие благополучного развития подростка.

Безусловная любовь родителей. «Если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям ва-
шим...» (Матф.7:9).
Когда речь идет об отношениях внутри семьи, говорят о безусловной любви к ребенку.
Если ребенка любят безусловно, он это знает и постоянно чувствует, даже в самых сложных ситуациях,
когда родители выражают недовольство его поведением или успеваемостью, или наказывают за проступок.

Обусловленная любовь родителей.
Родительская любовь может быть и обусловленной. Ребенка принимают только тогда, когда его поведе-
ние отвечает требованиям родителей, когда он послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее. Дети,
лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь родителей, становятся неуверенными в себе, в них
развиваются другие отклонения от норм поведения и нормального развития.

Учет детского темперамента от природы при воспитании детей.
Наследственные темпераменты:
- холерик (взрывной темперамент);
- сангвиник (уравновешенный);
- флегматик (медлительный, с менее ярким выражением эмоций);
- меланхолик (очень чувствительный).

Родители должны стараться погасить вспышки холерика, а флегматика побуждать работать быстрее. Но,
в то же время, постоянно учитывать их способности, и не требовать непосильного от ребенка. Нужно ценить
лучшее в каждом ребенке и в его темпераменте и стараться так продумать и провести программу урока,
чтобы все дети были вовлечены в процесс обучения.

Развитие способностей.
Каждый ребенок нуждается в необходимости развития его способностей. Если ребенок, который схваты-
вает все на лету, не занимается, несмотря на свои данные, и его общие способности, он не будет иметь
успех. Способности развиваются и закрепляются в деятельности. Важно не заглушать активность ребенка,
а поддерживать (помнить, что не существует глупых вопросов). Искусственное забегание вперед не приве-
дет к успеху.

Социальная среда.
Педагогически запущенные дети – это те, с которыми мало общались дома или недостаточно занима-
лись. Без социальной среды ребенок развиваться не может.

Родители – Христиане.
«…Будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).
Родители должны разговаривать с детьми корректно, уважительно относиться к старшим в церкви. Быть
примерными христианами. У успешных родителей всегда есть место для улучшения.
Нужно понимать, что каждый живущий совершает ошибки в том или ином деле. Совершенных людей не
бывает. Мы все люди и нам свойственно ошибаться. Ошибки нас учат тому, что мы никогда не можем
забыть, они освещают места, в которых нам необходимо сделать улучшение и над которыми нужно рабо-
тать.
Работай над собой, зная, что каждый человек имеет свои особенности, свои плюсы. Заостряй свое
внимание на своих талантах и успехах. Смотри на вещи позитивно, не относись негативно к ситуациям
жизни. Старайся взять для себя полезное из каждого урока жизни. Смотри на звезды, но не на шрамы.
Каждое правильное дело есть алмаз, каждое неправильное камень. Что ты носишь с собой: камни или
алмазы?
Твой прошлый опыт жизни определяет, кто ты есть сегодня. Мы не можем изменить прошлое, да это и
бесполезно, но мы можем изменить будущее. Начни с того, где ты находишься на данный момент.
Доводи начатое до конца. Закончи одно дело перед тем, как ты начнешь делать другое. Постоянство
помогает продвигаться вперед. Рим не был построен в один день. Помни, что на все нужно время.

Самооценка родителей.
Низкий уровень самооценки.
Родители с низким уровнем самоуважения чувствуют себя нелюбимыми. Они возлагают на себя непо-
сильные ноши и с критикой осуждают себя за малейшие ошибки. Они боятся общественного мнения и
быстро расстраиваются. Боясь потерпеть неудачу, они заклиниваются на вопросе: «Зачем пытаться, все


72
Знаешь ли ты?

равно ничего не получится?» Часто такие люди одиноки. Они лучше будут слушать, и выполнять указания,
чем самим быть участниками того или другого дела. Они заняты решением своих личных проблем. Такие
люди очень чувствительны к критике со стороны.

Средний уровень самооценки.
Обычно, это сомневающиеся родители, но более оптимистичны и могут выдержать некоторую критику в
их адрес. Они всегда недовольны, их поведение зависят от общественного мнения. Перед принятием
решений, они всегда проверяют, если это надежно и нет ли препятствий. Они желают слышать их призна-
ние со стороны, чтобы рассеять свои сомнения. Неуверенность это их кредо. Обычно, это угодники, ста-
рающиеся всем угодить.

Высокий уровень самооценки.
Такие родители уверенны в себе, не боятся проявить себя в обществе. Они убеждены в том, что делают.
Они не одиноки, могут принимать критику, справляются с неприятностями, не боятся быть неправыми.
Такие люди любят жизнь, имеют позитивный настрой. Они реалистично смотрят на проблемы жизни, пони-
мают свои сильные и слабые стороны. Они осознают, что все люди разные. Учитель - христианин должен
постоянно совершенствовать и улучшать свои педагогические способности. Заниматься постоянным обра-
зованием и работой над собой.

Заметки для родители:
- Побуждайте желание детей в изучении Священного Писания;
- Будьте заинтересованы успехом ваших детей;
- Ободряйте, хвалите, радуйтесь их успехам;
- Следите за разговорной речью детей;
- Старайтесь говорить дома на родном языке;
- Исправляйте неправильные слова и выражения детей;
- Следите за правильной связью слов в предложении;
- Объясняйте трудные слова и выражения;
- Задавайте им вопросы;
- Спрашивайте о том, что дети поняли или взяли для себя из проповеди;
- Читайте вместе с детьми;
- Контролируйте, чтобы дети читали самостоятельно;
- Побуждайте читать Библию и другую духовную литературу;
- Проводите семейные дискуссии, дайте детям возможность высказываться.

Влияние семьи на поведение ребенка.
Отношение к ребенку в его семье влияет на формирование его характера. Через семейную атмосферу
ребенок узнает об окружающем мире. Зная, навыки, и умения, которые он приобретает дома, в значитель-
ной мере определяют его как личность в школьном коллективе. Но не только домашняя среда влияет на
него, он сам также влияет на семейные взаимоотношения. Каждый ребенок в семье имеет свое определен-
ное место.
Люди по – разному относятся к одной и той же ситуации. Нет двоих абсолютно одинаковых детей. Окру-
жающая обстановка в семье может восприниматься разными детьми по – разному. С момента рождения
каждый ребенок чувствует, думает, действует согласно приобретенного им опыта.

Характерная особенность воспитания, оказывающая влияние на развитие в детях следующих
черт поведения.


Властвующая Дозволяющая Демократическая

Соревнование Потворство Кооперирование
Напряжение Неорганизованность Поддержка
Критика Стремление к удовольствиям Уступчивость
Негативное отношение Самолюбование Жертвенность
Подавленность Беспомощность Поощрение
Жестокость Небрежность Независимость




73
Знаешь ли ты?

Место ребенка в семье, влияющие на его характерные особенности.
Рождение первого ребенка – радостное событие в семье, но в то же время, тревожное. Родители не
совсем уверены, правильно ли они воспитывают или нет? Часто, родители очень строго подходят к воспи-
танию первого ребенка, много требуют от него. Их переживания влияют и на психику ребенка.
Поэтому чаще первые дети более ответственные, чем младшие. Ко времени второго и третьего ребенка,
родители приобретают больше опыта и становятся менее требовательными к детям. Обычно, младшие
дети имеют больше свободы, чем старшие.
В больших семьях замечается меньше конфликтов за старшинство. По отношению друг к другу, братья и
сестры испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции. И так как каждый ребенок индиви-
дуален, у него развиваются особые отношения со старшими и с младшими детьми. Если старший ребенок
берет главенство, то младший привыкает к роли подчиненного.
Родителям необходимо учитывать это и регулировать взаимоотношения детей, с тем чтобы каждый ре-
бенок чувствовал себя нужным, любимым, частью семьи.

На заметку родителям:
- Первенцы обычно больше впитывают в себя роль взрослого, они более ответственные. Первенцы
нуждаются в большем внимании.
- Каждый ребенок имеет потребность любить и быть любимым.
- Дети не только копируют поведение родителей, но и воспроизводят их интонацию речи, как на пленке
магнитофона в жизненных ситуациях. Личным примером родители могут достичь больше, чем понуканиями
и постоянными нравоучениями.
- Родители, которые уважают своих детей, учат детей уважать их.
- Логикой можно достичь больше, чем просто криками.
- Ребенку нужны поощрения, как растению вода и солнечные лучи. «Молодец, сегодня ты постарался от
души! Намного лучше, чем вчера! Мне нравится твоя работа! Ты - хороший помощник! Давай вместе это
сделаем. Какой урок ты извлек из сделанной ошибки? Эта работа посильна для тебя, Не сдавайся, я пони-
маю тебя и т.д.»
- Учите ребенка, как вести себя в трудной ситуации. Не торопите события, позвольте ему использовать
полученные знания, возможно, он и сделает ошибку.
- Неудачник редко живет настоящим. Вместо этого он постоянно концентрирует свое внимание на про-
шлом или мечтает о будущем.
- Не заостряйте внимание сразу на нескольких проблемах. Решайте их поочередно. Иногда родители
хотят решить все детские проблемы сразу. Это невозможно? Ребенок должен постараться найти выход из
создавшейся ситуации и извлечь для себя урок.
- Никогда не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Часто мамы выполняют работу за
детей, думая что этим они помогают им.
- Учите детей ответственности. Если ребенок привыкнет, что ему постоянно напоминают, то он так и не
научится мыслить и делать самостоятельно. Ребенок, который всегда забывает, обычно имеет маму, кото-
рая все помнит.

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign