LINEBURG


страница 1
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Знаешь ли ты?




1
Знаешь ли ты?



ОГЛАВЛЕНИЕ.

стр.

Предисловие.........................................................................................................................................3

Глава 1. Цели и задачи воскресной школы..................................................................................4
Глава 2. Сущность воскресной школы.........................................................................................6
Глава 3. Сущность учеников воскресной школы..........................................................................9
Глава 4. Сущность учителя воскресной школы...........................................................................11
Глава 5. Учитель воскресной школы как педагог.........................................................................14
Глава 6. Влияние окружающей среды на детей..........................................................................18
Глава 7. Учет языковых способностей детей...............................................................................21
Глава 8. Учет умственных способностей детей...........................................................................23
Глава 9. Развитие сосредоточенного внимания у детей..............................................................26
Глава 10. Образовательный процесс...........................................................................................29
Глава 11. Индивидуальные особенности учителя.........................................................................31
Глава 12. Правила преподавания................................................................................................37
Глава 13. Пять ступеней преподавания.......................................................................................38
Глава 14. Природа ребенка.........................................................................................................42
Глава 15. Если ученик не пережил искреннего покаяния..............................................................47
Глава 16. Грех лжи и непрощения в детях...................................................................................48
Глава 17. Достижение дисциплины на уроках...............................................................................50
Глава 18. Разрешение конфликтных ситуаций в классе................................................................52
Глава 19. Дисциплинирование учеников......................................................................................58
Глава 20. Индуктивный метод изучения Священого Писания.......................................................64
Глава 21. Предметные уроки в воскресной школе........................................................................67
Глава 22. Кто за что в ответе?......................................................................................................69
Глава 23. Влияние характера родителей на развитие ребенка.......................................................71
Глава 24. Образование в воскресной школе.................................................................................75
Глава 25. Проведение детских лагерей........................................................................................78
Глава 26. Молитвенная жизнь учителя воскресной школы............................................................80
Глава 27. Учитель воскресной школы и брак................................................................................82
Глава 28. Этика поведения учителя воскресной школы. ..............................................................84
Глава 29. Учитель воскресной школы и украшения......................................................................86
Глава 30. Учитель воскресной школы и духовная борьба.............................................................87
Глава 31. Краткие сведения о наркотиках и их влияния на подростков..........................................88
Глава 32. Оккультная зависимость в христианской среде.............................................................90
Глава 33. Приложение. Вероучение ЕХБ.....................................................................................97




Составитель - Елена В. Солодянкина
Редактор - Ольга Юнина

Все права сохранены. Перепечатывать материал только с разрешения.

Северо-западное объединение славянских церквей ЕХБ, США.
Отдел воскресных школ (509) 443-0145

2003



2
Знаешь ли ты?




ПРЕДИСЛОВИЕ.




Дорогие соработники на ниве Божией!


В руках вы держите книгу для учителя воскресной школы, включающую в себя многолетний опыт работы по
воспитанию детей. В книгу влючены темы, проводимые на семинарах, педсоветах и родительских собраниях.
Эта книга отличается от уже имеющихся книг тем, что не просто освещает вопросы организации воскресных
школ, но дает подробный материал о жизни школы. В этой книге вы сможете найти ответы на интересующие
вас вопросы, с которыми вы постоянно сталкиваетесь, работая с детьми.
Многолетний опыт служения в воскресной школе показал важность подготовки учителей, а также обеспече-
нии их необходимым материалом и пособиями для занятий с детьми. В частности, материалов, раскрываю-
щих более подробно возрастные особенностей детей; их физиологическое и умственное развитие; духовные
потребности; влияние характерных особенностей родительского воспитания на развитие детей; методика пре-
подавания и т.д.
Мотивом составления этой книги является насущная потребность учителей в полном пособии учителя
воскресной школы. В основание взят текст Священного Писания: «Я есмь Пастырь добрый; и знаю Моих,
и Мои знают Меня» (Иоанна 10:14). Подобно нашему Пастырю Иисусу Христу, учителя воскресной школы
должны иметь знания о своих воспитанниках, с тем чтобы отвечать на их нужды. Да благословит Господь
ваше служение среди детей.


Елена В. Солодянкина,
Магистр христианского образования.




3
Знаешь ли ты?


ГЛАВА 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ.
“Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду
грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... Чтобы знал грядущий
род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям” (Пс.77:3-5).

Цель воскресной школы состоит в том, чтобы помочь родителям с раннего детства заложить в детские
души основы духовных и нравственных ценностей, сделать все возможное, чтобы дети сознательно и добро-
вольно приняли Иисуса Христа в свое сердце как личного Спасителя; чтобы могли свободно и радостно
свидетельствовать об этом окружающим. Цель воскресной школы, таким образом, направлена на то, чтобы
помогать детям родиться свыше, обретать радостную полноту жизни в Иисусе Христе (Пс.15:11; Еф.1:22-
23).
Воскресная школа является важнейшим звеном в структуре и духовной жизни церкви. После семьи по
своей значимости она является мощным катализатором духовного образования и играет существенную роль
в воспитании будущих членов церкви. Это - новые силы, резерв, здоровье и будущее церкви; это - моло-
дежь, способная горячо и благословенно трудиться во славу Божию на обширных полях жизни.
Известно, что искривленное дерево, которому уже много лет, трудно сделать прямым, а иногда и вовсе
невозможно. Церкви глубоко не безразлично, кто и с каким сердцем будет завтра стоять за кафедрой и
проповедовать вечно-живое Слово Божие, участвовать в служении хора, играть в церковном оркестре или
свидетельствовать в тюрьмах, лагерях и колонях, будет наставником или учителем, кто будет преподавать
Библию в вузах, общеобразовательных школах и детских садах. Поэтому целью воскресной школы является
воспитание духовно сильных и образованных личностей, способных понести знамя Евангелия вместо ушед-
ших, ослабевших или отступивших (1Тим.4:16; 2Тим.1:13-14).
Учитель воскресной школы должен направлять свои усилия на то, чтобы дети имели и хранили святость,
достигали ее осознанно своим искренним желанием и стремлением, помогать детям подниматься со сту-
пеньки на ступеньку к этой вершине. В свою очередь следует помнить, что святость всегда требует от
человека правильного осмысления самого себя, побуждает учиться, очищать себя и обновляться, а также
делает жизнь человека привлекательной, отражающей славу и величие Святого Бога (Лев. 11:14). Святость
- это ключ, позволяющий проникнуть в тайну вечно живого источника - Слова Божьего, в глубине Которого
знание, сила и мудрость благодати Божией для счастливой жизни, для развития и совершенствования че-
ловека (Еф.4:24; 1 Пет. 1:15). Святость - это основа основ христианской жизни и одна из важнейших и
постоянных тем детских Библейских уроков.
Цель воскресной школы - воспитать христиан, способных к бескорыстному милосердию и практическо-
му участию в человеческих проблемах и переживаниях, которые были бы ответственны за свой образ
жизни, слова и поступки. Другая цель воскресной школы - это воспитание личностей, которые завтра могли
бы стать носителями святой духовной энергии и проводниками истины ко спасению людей. Далее, на про-
тяжении всего курса обучения проводить духовную работу с родителями, понимая, что некоторые из них
уклоняются от полного соблюдения Божьих заповедей и прямых родительских обязанностей, из-за бесконе-
чных земных проблем, забот и других причин. Горькие примеры, взятые из жизни даже таких известных
людей, как Илия и Самуил, чьи дети не служили Богу так искренне и преданно, как их отцы, свидетельству-
ют о том, что все люди без исключения нуждаются в добром совете, напоминании, молитве о них, заботе
или попечительстве. Слово Божие говорит: “Сладок всякому друг сердечным советом своим” (Пр.27:9),
“Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся” (Пр.15:22).
Цель воскресной школы - научить детей держаться образца здравого учения и быть стойкими относи-
тельно иных вероучений. Некогда Апостол Павел обратился к своему ученику Тимофею с такими словами:
“Держись образца здравого учения...” (2Тим. 1:13), “Старайся представить себя Богу достойным, делателем
неукоризненным, верно преподающим слово истины” (2Тим.2:15). Эти слова великого служителя Божия и
сегодня важны и современны, потому что, проповедуя о любви Божией, служитель не должен уклоняться от
истин Священного Писания, а сохранять чистоту и внутреннюю связь Евангельского учения. Таким образом,
цель воскресной школы - сеять благое и здравое семя Евангельского учения; стоять на Его страже, пропове-
дуя детям, главным образом, Христа, распятого за нас, воскресшего и вновь грядущего.
Воскресная школа как неотъемлемая часть структуры церкви равно, как и перед Богом, несет большую
ответственность за души вверенных ей людей, их духовное и нравственное состояние. Основные задачи
воскресной школы:
1. Вести разъяснительную работу среди родителей о том, что воскресная школа не заменяет
родителей, и не снимает ответственности с них за духовное и нравственное воспитание детей в их семье.
2. Обучать и воспитывать детей на основании Слова Божьего (1Тим.4:16).
3. Объяснять детям четко и ясно на доступном и понятном для них языке основы нашего вероучения,
центральной темой которого является наш Спаситель Иисус Христос.


4
Знаешь ли ты?

- Кем Он был? (Иоан.10:30; Мф.16:16)
- Чему Он учил? (Иоан.13:34; Мф.5:3-48)
- Как Он учил? (Мф.7:29)
- Почему Он учил? (Ос.4:6; Лк.13:1-5)
4. Помогать детям открыть в себе и реализовать индивидуальные особенности и способности.
5. Учебная программа и методический материал, разработанные для занятий с детьми, рассчитаны на
то, чтобы развивать способности:
- думать самостоятельно;
- самостоятельно принимать решение;
- осуществлять творческий подход к делу;
- проявлять инициативу;
- не смущаться и не отчаиваться в момент затруднений и неудач.
6. Создать внутри коллектива атмосферу искренних христианских отношений любви, единства,
уважения, понимания, где дети наравне со взрослыми признаются как личности. В такой атмосфере ребе-
нок обязательно раскроется перед учителем, доверится ему и произойдет то, что для иных уже кажется
невозможным. Это и есть церковное воспитание. В задачу воскресной школы не входит сделать детей рели-
гиозными, но чтобы дети имели живую веру и были, прежде всего, возрожденными, твердо верующими в
обетования Божие, уверенными в своем личном спасении и могли свободно свидетельствовать об этом
окружающим (Иак.2:26).
7. Ознакомить детей с Библией. Необходимо сделать все возможное, чтобы они полюбили Ее
(Иис.Н.1:8). Знакомство с Библией включает следующие темы:
- история возникновения Библии;
- авторство Библии;
- время написания Библии;
- значение Библии для людей;
- популярность Библии среди людей;
- отличительные особенности Библии от светской литературы;
- современность Библии.
8. Научить детей молиться и видеть в этом насущную необходимость и смысл. Как бы интересно
преподаватель воскресной школы ни проводил свои занятия с детьми, как бы ни была высока похвала со
стороны окружающих, но если конечным результатом работы не являются способность детей искренне мо-
литься или хотя бы иметь желание молиться, иметь уверенность в своем личном спасении, то следует
очень серьезно пересмотреть свое духовное состояние, образ жизни и методику своей работы (1Фес.5:17-
18).
9. Многосторонне развивать ребенка. Раньше, чем в общеобразовательной школе, знакомить со
многими известными писателями, композиторами, поэтами, деятелями науки и техники. Отдельные уроки,
проходящие, как правило, не по выходным дням, строятся с использованием технических средств: микро-
скопом, телескопом, электроизмерительными приборами и так далее. Для чего это необходимо? Для того,
чтобы наглядно показать детям, что говорит Библия о земле, небе, человеке, о Боге, о вечности. Творческое
использование применяемых методов и программ помогает преподавателю достичь положительного ре-
зультата в воспитании ребенка как личности.
10. Как неотъемлемая часть структуры церкви, воскресная школа должна нести в детские души
духовные и нравственные церковные ценности. Церковь, в лице братского совета, обсуждает и принимает
решение о материальном содержании и обеспечении всей деятельности воскресной школы, следит за ду-
ховным ее развитием и оказывает помощь в разработке учебной программы. Ответственный представи-
тель воскресной школы на братском или церковном совете обязан информировать о текущей работе, про-
блемах, планах и перспективах на будущее.
11. Заботиться совместно с церковью об улучшении обеспечения материально-технической базы:
- обеспечение преподавателей необходимыми учебно-методическими пособиями и материалами (духов-
ной литературой);
- формирование библиотечного фонда для преподавателей, родителей и детей;
- приобретение и использование на уроках технических средств обучения (магнитофон, видеомагнито-
фон, эпидиаскоп, диапроектор);
- приобретение и использование множительной техники;
- приобретение канцелярских товаров и материалов, необходимых для использования на уроках.
12. Научить детей ценить свой и чужой труд, быть точными в оценках ценностей и уважительны-
ми к интересам окружающих (Деян.17:16-23).

Главная цель воскресной школы – помочь родителям заложить в детские души основы духовных и
нравственных ценностей. Воскресная школа не подменяет и не снимает ответственности с родителей за
духовное и нравственное воспитание детей в их семье.



5
Знаешь ли ты?


ГЛАВА 2

СУЩНОСТЬ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ.
“Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека
совершенным во Христе Иисусе” (Кол. 1:28).
Почему необходимо заниматься с детьми?
- Дети восприимчивы к вере, любви и наставлению. “Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один
из малых сих” (Матф.18:14).
- Принятие Христа в детском возрасте предохранит детей от многих грехов. “Наставь юношу при начале
пути его: он не уклонится от него, когда и состареет” (Прит.22:6).
- Раннее обращение, знание и исполнение Священного Писания помогает детям и подросткам противо-
стоять искушениям, предохраняет от ожесточения сердца. Это также способствует большей готовности в
будущем создать христианскую семью.

Призвание и роль учителя воскресной школы.
- Учитель должен знать Священное Писание, знать основы христианской жизни. “Во всем показывай
образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность неповрежденность, слово здравое” (Тит.
2:7,8).
- Учитель должен владеть искусством общения: быть уверенным в том, что говорит, вести себя естест-
венно; быть чутким к нуждам учеников; иметь лидерские способности; быть примером для подражания;
поддерживать дисциплину в классе. “Дух Святой… научит вас всему” (Иоан. 14:26).
- Тактичность, уважительное отношение, благодарность, щедрость души скорее воспринимаются учени-
ками, нежели просто заучивание материла.
- Учитель должен быть подготовленным к труду среди детей. “Но, как Бог удостоил нас того, чтобы
вверить нам благовестие, так и мы и говорим, угождая не людям, но Богу, испытывающему сердца
наши” (1Фес. 2:4).

Урок в воскресной школе.
- Центром всего происходящего на уроке должна быть Библия. Слово Божие не дойдет до сердца другого
человека до тех пор, пока оно не войдет в сердце самого учителя. “Слово Божие живо и действенно и
острее меча всякого обоюдоострого” (Евр. 4:12).
- Учитель может пользоваться различными методическими пособиями, приемами и средствами дости-
жения цели. Однако, принципы движения учебного процесса должны оставаться неизменными!
- Подготовка учителя к уроку включает в себя следующие стороны: молитва, чтение Библии, проработка
подсобного материала, составление плана конспекта урока, подготовка наглядных пособий и других средств
обучения (пение, подбор золотого стиха, практические занятия).
- Молитва, размышление над Словом Божиим и упование на Духа Святого помогут приготовить сердце
учеников к восприятию истины.

Процесс подготовки к уроку включает в себя определенные требования:
- Учителю следует начинать подготовку урока не с учебных пособий, а с прочтения текста Библии
(несколько раз) для того, чтобы понять смысл прочитанного, запомнить, и определить цель данного
текста для наставления и научения учеников.
- При чтении пособия, учителю следует рассмотреть материал с точки зрения библейского текста.
- Учитель должен продумать ход урока: все должно быть четко сформулировано, основные моменты
выделены, лишние подробности удалены.
- Каждый урок должен иметь цель урока, с практическим применением в жизни учеников. Хорошо
спланированный и организованный урок гарантирует высокую результативность. Готовность к уроку
позволяет учителю сосредоточиться на главном – духовном воспитании учеников. Дисциплина в классе
зависит как от учеников, так и от готовности учителя.
- В каждом деле есть определенные правила, которым нужно следовать. Пророк Иеремия предупреждает
о серьезности в выполнении дела порученного Богом: “Проклят, кто дело Господне делает небрежно…”
(48:10). Это достаточно серьезное предупреждение, чтобы с ним не считаться.

Основные моменты урока:
– Молитва;
– Пение;
– Вступление;
– Непосредственная история;
– Применение в жизни;


6
Знаешь ли ты?

– Разучивание золотого стиха;
– Практическая деятельность;
– Пение;
– Молитва.
Пение эффективное средство обучения, которое помогает в освоении духовных истин и оказывает влия-
ние на их восприятие. “Милости Твои, Господи, буду петь вечно (Пс. 88:2). Правильно подобранная песня к
теме урока запомнится, и слова донесут заложенный в них смысл. Каждая песня имеет две стороны: слова
и мелодия. Слова должны иметь библейское основание. Музыка – это средство передачи слов. Музыка
должна быть подчинена словам и нормам приемлемости в христианском братстве.

Вовлечение родителй в образовательный процесс.
Родители несут основную ответственность за своих детей. “И да будут слова сии, которые я заповедую
тебе сегодня в сердце твоем… и внушай… и говори… и навяжи… и да будут они повязкою над глазами
твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих” (Втор. 6:6-9). Цель воскресной школы
помочь родителям в духовном воспитании детей. Поэтому, необходима тесная связь с родителями через
личные беседы, классные и общецерковные родительские собрания. Это могут быть как информационные,
отчетные, воспитательные, так и собрания с участием детей.

Программа обучения в воскресной школе.
1. Учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим и духовным особенностям
учеников. Ученики класса находятся на разном духовном уровне, а значит, и подход к ним должен быть
разным. Самая сложная истина будет понята учеником, если изложить её на доступном языке.
2. Урок лучше воспринимается учеником, когда он понимает и осознает преподаваемый материал. “И
проповедовал им слово, сколько могли слышать” (Марк. 4:33).
3. Программа должна строиться по принципу перехода от известного к неизвестному. Обучение в воскре-
сной школе должно начинаться с 3-х летнего возраста до 14 лет. При воскресной школе необходимо прово-
дить занятия с подростками (с 15 до 17 лет).
4. Программы должны соответствовать возрасту учеников в классе. Ученики должны распределяться по
годам. Один учитель и его помощник должены иметь не более 20 учеников.
5. Особое ударение при подготовке программ следует уделять на воспитание детей в вере, благочестии,
послушании и в молитвенной жизни. Необходимо планировать участие детей на собраниях с подготовлен-
ной программой и детского хорового пения.
6. Необходимо учитывать процесс запоминания – закрепление материала. Проведение четвертных и
годовых контрольных работ. Чтобы закрепить знания, необходимо постоянное, регулярное, сознательное
повторение библейских истин. Повторение материала включает в себя: различные упражнения, провероч-
ные тесты, вопросно-ответные упражнения, разбор стихов, письменные работы, кружковую деятельность и
т.д.
7. Воспитание добрых нравов, поддержание порядка и наказание – это элементы дисциплины, необходи-
мые для нормального хода учебного процесса.

Важность долговременных планов.
- Без планирования трудно проводить систематический процесс образования. Чтобы достичь цель, её
нужно определить и поставить. В каждой школе должна быть годовая программа обучения учеников. Основ-
ной учитель класса должен иметь разработанные темы уроков на год. При составлении, нужно учитывать,
что учителя должны подстраивать под программы не учеников, а сами программы, чтобы они отвечали
запросам соответственного возраста детей.
- Школьная программа должна быть распределена на три четверти. Летом не рекомендуется проводить
занятия, но использовать это время на подготовку к новому учебному году и проведению лагерей.
- Занятия в воскресной школе следует планировать на один час, с учетом, чтобы дети были на собрании
первый час служения. Наилучший вариант - это отпускать детей на занятия после 2-ой проповеди.
- В год нужно планировать до 30 занятий, не включая воскресенья во время Вечери. Опыт показывает,
что детям следует присутствовать в собрании в это время, учить их ответственности к исполнению заповеди
Иисуса Христа. “… Сие творите в Мое воспоминание” (Лук. 22:19).
- Необходимо вести журналы учителям, дневники и папки - ученикам. Оценивать знания учеников по
четвертям, в соответсвии текущих оценок. В конце года выставлять общую оценку по 5-ти бальной системе
ивыдавать табель успеваемости.
- Выдавать сертификаты ученикам по окончанию воскресной школы. Необходимо планировать вечер
выпускников с участием детей, подростков, молодежи и родителей. Это должно стать важным событием в
жизни детей – окончанием воскресной школы и вступлением в молодежный возраст.
- Важно внести в программу несколько уроков для всестороннего развития: культура христианского обще-
ния и этикет поведения.
- Провести три родительских собрания: в начале года (молитва благословения и наставления на пред-


7
Знаешь ли ты?

стоящий учебный год), в середине года (родительские собрания по классам) и в конце учебного года (отчет-
ное собрание, с участием детей воскресной школы). На общецерковных родительских собраниях проводит
воспитательные беседы пастор, директор школы и, по усмотрению педсовета, кто-то из учителей.
- Необходимо планировать проведение педсоветов учителей, хотя бы раз в месяц. Посещение и участие
в педсоветах обязательно для всех учителей и помощников. Важно, чтобы время от времени на педсоветы
приглашались старшие братья.
- Учителя должны посещать семинары учителей воскресных школ. Это поможет им улучшать качество
преподавания и работы с детьми.
- Директор школы должен проводить педсоветы, занятия по подготовке учителей, поддерживать связь с
другими директорами воскресных школ на городском уровне, объединения, союза.

Сотрудничество с руководством церкви.
- Для правильного духовного воспитания детей в церкви необходимо тесное сотрудничество пресвитера
и директора школы. Пресвитер церкви должен участвовать в организации воскресной школы, в утвержде-
нии ответственных работников и учителей.

При организации школы необходимо учитывать следующее:
- Директор должен иметь духовное образование или рекомендацию от братского совета церкви. Быть
активным деятелем в церкви. Иметь лидерские способности.
- Завуч школы должен также участвовать в жизни церкви. Быть примерным членом церкви.
- Кассир школы должен аккуратно вести дело.
- Ответственный за пение в школе должен иметь музыкальное образование и умение работать с
детьми.
- Учителя школы должны быть членами церкви, быть примерными христианами, пройти подготови-
тельные курсы, нести посильное служение в церкви.
- Помощники учителей должны иметь желание заниматься с детьми, быть ответственными, не моложе
16 лет, хорошо закончившие воскресную школу, пройти подготовительные курсы учителя воскресной

страница 1
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign