LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.
Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.
Индивидуальный стиль деятельности, по опреде-
лению Е. А. Климова, есть "индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности". В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).
Развитие различных учебных умений при работе с текстами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

77. Становление самосознания в юношестве
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от- крываются все новые стороны бытия, но происходит бо- лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост по- требности в достижении конкретных результатов.
Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличаю- ' щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.
Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:
- открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
- стремление к самопознанию;
- формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
- самоуважение;
-становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я лично отвечаю за это!"
78. Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте
Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.
Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот, становится больше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники.
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге стоит значительно ближе к "идеальному Я" подростка, нежели к его представлению о своем наличном "Я". Одной из главных не-осознаваемы х функций юношеской дружбы является под-держание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма "психотерапии", позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. Для старшеклассников
79. Влияние обособления на формирование личности юноши
В юности получает новое развитие механизм идентификации - обособление. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензи-тивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, для того чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку "сохранять свое лицо" на эмоциональном и рациональном уровнях общения.
Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно "горячее" и "холоднее", чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно
Глава ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
80. Подходы к классификации возрастов в акмеологии
Сложности возрастной периодизации во взрослом возрасте связаны с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости.
В генетической психологии получила распространение точка зрения, согласно которой зрелость представляет собой прекращение процесса развития. Во взрослом состоянии происходит лишь накопление жизненного опыта, не влияющего на внутренние механизмы психофизиологических функций.
Настоятельная потребность в разработке возрастной психологии взрослых была вызвана нуждами практики обучения и воспитания взрослых, организации их труда и отдыха в разные периоды жизни.
В существующих сегодня возрастных периодизациях (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Бунак, В. В. Гинзбург) не совпадают нижние и верхние границы зрелости, не существует даже единого мнения о границах юности.
Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.
Периодизацию основных состояний зрелости при едином подходе к жизненному циклу человека Б. Г. Ананьев предложил построить на основе определения микровозрастных интервалов психофизиологического и интеллектуального развития взрослых.

собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объест привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола; подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми "победами".
Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
Центральный психологический процесс здесь - это формирование личной идентичности.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального "Я".
Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию "Я - концепции" у юноши. "Я-концеп-ция" - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это "теория самого себя".
В соответствии с экспериментальными данными исследования процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден. В возрасте 8-46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания, первый из которых охватывает возраст от 8 до 25 лет, второй - от 26 до 35 лет, третий - от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития психических функций и интеллекта, понимаемого как результат межфункциональных связей.
Исследование межфункциональных связей психических процессов взрослого человека показало, что в процессе перестройки и преобразований межфункциональных структур элементы новой структуры зарождаются в недрах старой. Структурные преобразования интеллектуальной системы происходят под влиянием жизненных факторов, являющихся причиной качественных изменений интеллекта как целостной системы. Среди этих факторов решающая роль в онтогенетическом развитии человека принадлежит обучению и трудовой деятельности.
в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.
Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

8. Влияние обучения
на интеллектуальное развитие взрослых
Факторы - возрасти обучение - выступают не изоли- рованно, а во взаимосвязи. Они в совокупности влияют на человека и определяют восприимчивость его к условиям жизни, формам и средствам обучения, меняя отношение к учебному процессу, содержанию учебного материала.
Восприимчивость к средствам обучения, понимаемая J как обучаемость, у лиц разного возраста, но с одинако-вым уровнем образования неодинакова. Так, представи- , тели старшей возрастной группы жалуются на снижение памяти, быструю утомляемость на занятиях. Б. А. Греков, сопоставляя память 30-летних и 70-90-летних, обратил внимание на общевозрастное снижение памяти лишь в 90 лет. Уровень механической и образной памяти сни- ' жается быстрее, чем смысловой, отличающейся продолжительной стабильностью (70 лет и старше). ,
При сравнении уровней развития памяти, мышления и интеллекта двух групп взрослых (обучающихся и необу- чающихся) оказалось, что у необучающихся наблюдается значительное снижение уровня развития всех функций памяти, но особенно кратковременной по слуховой мо- дальности, непроизвольного запоминания слов, вербального и образного запоминания.
У обучающихся структура памяти оказалась сходной со структурой памяти периода ранней зрелости (8-25 лет), т. е. возраста, который характеризуется самыми высоки- ми показателями развития памяти. Активная умственная деятельность в процессе усвоения знаний способствует сохранению функций памяти.
У обучающихся по сравнению с необучающимися обнаружены более высокие показатели развития вербально-
\
82. Труд как ведущая деятельность периода зрелости
Становление личности как субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на протяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживающих развитие.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.
Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз-ности в развитии психофизиологических функций, заклю чающейся в соотношении моментов нарастания их "работоспособности" в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рождения до возрастов зрелости (ранней и средней), вторая - специализацию тех же функций в зрелости. В процессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их "работоспособности" или относительная стабилизация.
Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-разному. Для ранней зрелости (8-25 лет) свойственны усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема Г ^о^ >
83. Способности
Способности- индивидуально-психологические осо-бенности личности, обеспечивающие успешность выполнения того или иного вида деятельности. Всякая деятельность предъявляет определенные требования к системе свойств личности, начиная с физических и заканчивая интеллектуальными. Удовлетворяющий этим требованиям человек будет успешно выполнять учебную и профессиональную деятельность.
Различают два уровня способностей: репродуктивный и творческий. В процессе развития способностей оба уровня взаимодействуют, ибо для самостоятельного подхода в решении задач (творческий уровень) требуется уровень репродуктивный, связанный с первоначальными условиями обучения по принятым правилам.
Способности формируются в конкретных жизненных условиях при решающей роли воспитания и обучения, социального опыта человека. Природными предпосылками способностей являются задатки, которые представляют собой возможности для развития способностей в деятельности. К задаткам относятся не только анатомо-фи-зиологические особенности организма (строение тела для балерины), но и психофизиологические свойства (повышенная чувствительность зрительного, слухового анализатора) и типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, преобладание процессов возбуждения или торможения), определяющие вид темперамента.
Задатки проявляются в склонностях человека к тому или иному виду деятельности и обнаруживаются в стремлении человека заниматься именно этим видом деятельности.
Г
84. Возраст и труд
При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности.
Известны исследования, проведенные с помощью лон-гитюдного и биографического методов изучения творческой деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуального развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательности в проявлении способностей в разных видах деятельности. Оптимальные показатели проявления способностей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в философии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте -подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 4 -43 года, а заметный спад - в 47 лет.
Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической работой . Последняя является благоприятным условием формирования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.
На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изобретатель).
Ценностные ориентации человека зависят от возраст-ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии

здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс протекает в этот период в условиях относительной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей.
Вторая фаза развития тех же функций - специализация - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.
Средства воздействия на человека в период профессиональной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-ных способностей.
логического, образного и практического мышления, взаимосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью.
Как показывает экспериментальный материал, в процессе учебной деятельности наряду с расширением ум- . ственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Необу-чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вербального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости.
Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюдается преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.
личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благополучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе рабочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста.
Труд требует со стороны человека умственного напряжения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллектуальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напряженности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.
Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и специальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способностей.
Способности, как считает Б. М. Теплов, не только проявляются в деятельности, они создаются этой деятельностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психофизиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями деятельности.

85. Самореализация человека ' Самореализация - воплощение человеком в жизнь своих потенциальных возможностей (развитие своего "Я") с помощью собственных усилий, сотворчества, со- деятельности с другими людьми. Самореализация - сложный процесс, в состав которого ' входят самопознание, самоорганизация, самопроверка и контроль, самоуправление. Из всех "самостей" в основе самореализации лежит самопознание, благодаря которому человек обнаруживает и осознает возможности своего интеллектуального, личностного и профессионального развития. Самопознание активно функционирует в юности и продолжается в периоде ранней зрелости, но до конца человек непознаваем ни самим собой, ни другими. j Самопознание связано с мотивацией достижений, что сказывается в успешности и неуспешности, удовлетво- j ренности и неудовлетворенности самим собой в деятельности и поведении. Самопознание связано с тем, как : человека оценивают другие люди. Через оценку его другими людьми как личности, индивидуальности, профессионала человек стремится мобилизовать себя на достижение жизненных целей, в чем большая роль принадлежит волевым качествам личности. С возрастом ориентация на оценку другими становится меньше, личность становится самодостаточной и самостоятельной. Принимать самостоятельно правильные решения и следовать им в поведении, прогнозировать результаты деятельности - качества, которые приобретают особо важное значение в самореализации. Другие компоненты самоорганизации, такие, как самооценка и самоконтроль, необходимы для коррекции процесса достижения жизненных целей, намеченных планов.
86. Психологические особенности
взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет)
Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.
В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, -это достижение идентичности и близости.
Близость - основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес - возбуждение и удовольствие -радость. В этом периоде человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия и др.
В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские уста-
87. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет)
В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, "ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем.
Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно.
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумы-ваться о том, что он смертен и что его время уходит.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет струк-
88. Кризис середины жизни
Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что "жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно". В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской "черной дыры", в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет средней взрослости. Рональд Кесслер, американский психолог, считает такое мнение ошибочным: "Все гово- рит о том, что средний возраст - это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?"
Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни - это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профес-

новки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
Самореализация является сложным процессом развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности и вместе с тем результатом этого развития.
На личность и ее самореализацию оказывают воздействие научно-технические, экономические, культурные условия общественной жизни, они обусловливают проявление активности человека. Самореализация человека зависит от его социальной позиции (асоциальная, обывательская, гражданская, культурно-историческая) и от ши-роты круга деятельностей.
Самореализация играет важную роль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека становятся основой способности к самореализации.
сиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Америки, говорит: "Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценным".
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам.
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.
туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.
В период средней взрослости Я-концепция личности : обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия.
Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.
Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

89. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет)
Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.
Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.
Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.
В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.
Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотиваци-онной сферы пожилых людей.
Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После
*



70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.
Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация "Я" и ориентация на творческую активность.
-

Содержание
Глава ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. Предмет и задачи возрастной психологии.................................................................................................3
2. Становление возрастной психологии как науки.........................................................................................3
3. Методы исследования возрастной психологии..........................................................................................3
4. Исторический анализ понятия "детство"...................................................................................................3
Глава 2 ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5. Биогенетические концепции развития.......................................................................................................5
6. Социогенетические концепции развития...................................................................................................5
7. Концепция конвергенции двух факторов детского развития.......................................................................5
8. Психоаналитические теории детского развития........:............................................................................5
9. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона..................................................................................7
0. Теория социального научения...............................................................................................................7
. Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)..............................................................................7
2. Культурно-историческая концепция.......................................................................................................7
3. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина....................................................................9
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
4. Процесс развития личности....................................................................................................................9
5. Преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)..................................9
6. Связь обучения и развития личности.....................................................................................................9
7. Развитие деятельности - условие и способ развития личности.............................................................
8. Взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности.....................................
9. Движущие силы, условия и источники развития ребенка.......................................................................
20. Закономерности психического развития..............................................................................................
2. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие..........................................................3
Глава 4 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
22. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии............................................3
23. Периодизация психического развития Л. С. Выготского........................................................................3
24. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.........................................................................3
25. Этапы социализации в концепции А. В. Петровского.............................................................................5
26. Социальная ситуация.развития............................................................................................................5
27. Значение понятия "зона ближайшего развития" для возрастной психологии..........................................5
Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: НОВОРОЖДЕННЫЙ, МЛАДЕНЕЦ
28. Развитие психики ребенка в перинатальном периоде ............................................................................5
29. Кризис новорожденности...................................................................................................................7
30. Психическое развитие ребенка в период новорожденности..................................................................7
3. Основные новообразования периода новорожденности.......................................................................7
32. Социальная ситуация развития младенца............................................................................................7
33. Ведущая деятельность в младенческом возрасте.................................................................................9
34. Развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни............................................9
35. Основные психологические новообразования младенческого периода...................................................9
36. Кризис первого года...........................................................................................................................9
49

Глава 6 РАННЕЕ ДЕТСТВО
37. Социальная ситуация развития детей раннего возраста.......................................................................2
38. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем детстве...........................................................2
39. Становление познавательной сферы ребенка в раннем детстве............................................................2
40. Формирование личностной сферы в раннем детстве............................................................................2
4. Развитие речи в раннем детстве.........................................................................................................23
42. Кризис трех лет.................................................................................................................................23
Глава 7
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
43. Социальная ситуация развития дошкольника.......................................................................................23
44. Ведущий вид деятельности дошкольника.............................................................................................23
45. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры.........................................................................25
46. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка........................................................................25
47. Познавательная сфера дошкольника...................................................................................................25
48. Речь дошкольника..............................................................................................................................25
49. Эмоциональная сфера дошкольника....................................................................................................27
50. Развитие воли как способности к управлению поведением...................................................................27
5. Становление личности дошкольника....................................................................................................27
52. Основные психологические новообразования дошкольного возраста....................................................27
53. Кризис семи лет................................................................................................................................29
54. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению................................................................29
Глава 8 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
55. Социальная ситуация развития младшего школьника и особенности его общения.................................29
56. Учебная деятельность........................................................................................................................29
57. Социальный статус и Я-концепция младшего школьника......................................................................3
58. Особенности мышления младшего школьника.....................................................................................3
59. Развитие речи младшего школьника....................................................................................................3
60. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста........................................3
Глава 9 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
6. Современная социальная ситуация развития подростков.......................................................................
62. Кризис подросткового возраста в психологических концепциях..........................................................33
63. Подростковый кризис.........................................................................................................................33
64. Изменения в физическом развитии подростка......................................................................................
65. Половая идентичность и сексуальное поведение у подростков..............................................................35
66. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.....................................................35
67. Изменения в когнитивной сфере подростков.......................................................................................35
68. Ведущая деятельность подростков......................................................................................................35
69. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка..............................................................37
70. Нравственное развитие подростка......................................................................................................37
7. Чувство взрослости как мотивация развития подростка........................................................................37
72. Особенности личности подростка.......................................................................................................37
73. Акцентуации характера у подростков...................................................................................................39
Глава 0 ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА
74. Юность как стадия жизненного пути....................................................................................................39
75. Когнитивные изменения в юности.......................................................................................................39
76. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.....................39
50

77. Становление самосознания в юношестве 4
78. Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте 4
79. Влияние обособления на формирование личности юноши 4
Глава ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
80. Подходы к классификации возрастов в акмеологии 4
8. Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых 43
82. Труд как ведущая деятельность периода зрелости 43
83. Способности.......................................................................................................................................43
84. Возраст и труд....................................................................................................................................43
85. Самореализация человека 45
86. Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет) 45
87. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет) 45
88. Кризис середины жизни 45
89. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет) 47


Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
??

??

??

??

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign