LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

объясняла большую часть реальностей, имеющих отношение к норме. В
нашем случае нужно объяснить, что такое мужская и женская сексуальность,
ее место и роль в человеческих отношения, связь с другими, смежными
нормами (например, самоограничение) и т.д.
4. Метатеоретическая? стадия предполагает еще большую смысловую
интеграцию, по сравнению с предыдущей. Если на теоретической стадии
происходила смысловая интеграция реальностей, имеющих
непосредственное отношение к норме, то теперь все сектора нормативной
реальности интегрируются во всеобъемлющую картину мира. Четвертый
уровень легитимации представлен символическими системами,
отражающими все уровни реальностей – от повседневности до религиозного
опыта. На этом этапе формируется нормативно-смысловая матрица,
упорядочивающая восприятие реальности и самовосприятие. Продолжая наш
пример с нормами, регулирующими сексуальность, на метатеоретической
стадии, мы получаем общую теорию сотворения мира Богом, концепцию
спасения души, добродетели, греха, теорию человека и половых различий –
короче все сложное и многоуровневое здание религиозного знания.
Таким образом, на конечной стадии легитимации, нормы должны быть
интегрированы в общую картину мира, имеющуюся у индивида. Отсюда
интересный вывод – нарушение даже отдельных норм, ведет к более или
менее сильным изменениям картины мира нарушителя. Можно сказать и по
другому – нарушение норм означает несовпадение картины мира «девианта»
и «нормальных людей». Можно указать и на одну очень важную проблему
современного общества: отсутствие единой интегрированной картины мира.
Мир, тиражируемый средствами массовой информации – плюралистичен.

?
Мета- означает «сверх-, за-», передает смысл превосходства, выхода за пределы.
Глава II. Социализация и социальный контроль. 155


Мировоззрение большинства наших современников представляет собой
хаотичный сплав политических идей и лозунгов, научных теорий,
религиозных и философских концепций (различных, разумеется), книжных и
киношных штампов, и все это замешано на «здравом смысле» или его
полном отсутствии. Современный человек от этого часто страдает – не очень
понятно, что хорошо и что плохо, где правда, а где ложь. Это – ненормально
(без кавычек), т.к. ясная картина мира – залог психического здоровья – в
противном случае психика и интеллект перегружаются, пытаясь связать
воедино несовместимое. Психика, как механизм адаптации не Принцип
информирова
выносит неуверенности, противоречий, альтернативных нности – одна
из базовых
реальностей – все это затрудняет адаптацию, может закономерност
ей психической
содержать угрозу (можно назвать это принципом жизни
человека,
информированности: необходимости в ясной и подразумеваю
щая
непротиворечивой информации о реальности). Как следствие необходимость
знания -
– рост числа стрессов, нервно-психических расстройств, упорядоченной
картины
реальности;
самоубийств, популярность тоталитарных сект (дают ясную
неизвестность
таит
картину мира, избавляют от сомнений, правда – в обмен на опасность.
все остальное: волю, силы, деньги, жизнь). Все это - сложные
и болезненные симптому современной цивилизации и их освещение выходит
далеко за рамки настоящего учебника. Нам же осталось рассмотреть еще
один – последний – аспект социализации.
Социализация, как ограничение. Поведение человека, потенциально
– бесконечно разнообразно. Поведение, согласно нормам означает
значительное ограничение этого разнообразие, сведение всех возможных
поведенческих альтернатив к одной – нормативной. Учитывая, что одна из
главных ценностей современной цивилизации – свобода, будет нелишним
рассмотреть данный аспект социализации подробнее. Не означает ли
следование нормам ограничения «естественного права» человека – свободы
самовыражения. Одна из модных концепций нормативности сегодня – это
156 Глава II. Социализация и социальный контроль.


концепция «ценностного и поведенческого плюрализма». Обобщенно ее
можно сформулировать следующим образом: «каждый вправе делать все, что
он хочет, если это не приносит вред другим людям». Лозунг популярный и,
часто, воспринимается, как нечто само-собой разумеющееся. Однако строгий
научный подход к проблеме, с позиций социологии и психологии, заставляет
усомниться в истинности подобного принципа.
Используем для начала социологический ракурс анализа. Для того, что
бы общество существовало, как некая упорядоченная целостность,
необходимо «согласие умов». Нужен некий минимум обязательных для всех
идей, норм и принципов, дающий общую схему реальности. В противном
случае общество окажется дезинтегрированным и его существование будет
поставлено под угрозу. Главная задача всех норм – не допустить социального
хаоса, упорядочить социальную реальность. Вспомним историю –
неотъемлемыми атрибутами любой развитой цивилизации являются общая
нормативная и мировоззренческая (религия или идеология) база. Когда
нормативное единство ослабевает (обычно это следствие изменений общей
картины мира), наблюдается «падение нравов» - верный признак заката
цивилизации. Вспомнить, хотя бы эллинистическую Грецию или
позднеимперский Рим. Изменения в общей картине мира, как правило, -
следствие усложнения общества, накопления нового знания. Что бы избежать
дезинтеграции общество вынуждено приспосабливаться, вводить новые типы
регуляторов. Неслучайно, по мере возрастания плюралистичности
современного общества, все более возрастает роль права. Юридическая
сфера постоянно расширяется, беря под свой контроль все новые зоны
реальности. Наконец представьте себе, что в соответствии с принципом
«делай все, что хочешь, но не наноси вреда другим» станут необязательными
такие нормы, как долг, совесть, трудолюбие, верность в дружбе и др. –
совместная жизнь людей станет попросту невозможной. Жить в обществе
себе подобных – значит ограничивать свое «Я».
Глава II. Социализация и социальный контроль. 157


Во-вторых, психологический ракурс анализа нам подсказывает, что
главный источник неизбежного, в случае отсутствия норм, хаоса – это
человек. В отличии от животных мы не имеем врожденных регуляторов
поведения. Эту функцию берут на себя нормы, навязываемые нам
обществом. Интересно, в этом смысле, первоначальное значение слова
«этика» - этос – это стойло для скота. Другими словами быть этичным –
означает загнать в рамки свою биологическую сущность. Отец психоанализа,
З.Фрейд, описывал процесс развития человеческих обществ, как постоянное
самоограничение биологических побуждений (в первую очередь,
сексуальности и агрессивности), перевод их энергии в нормативно
приемлемые рамки. Нормы нам нужны, они направляют и придают смысл
нашей активности. Человек, делающий все, что ему хочется, как правило,
фиксируется на примитивных удовольствиях биологического типа:
положительные пищевкусовые и сексуальные ощущения. Это по сути,
поведение животного, а не человека. Примеры из обыденной жизни это
подтверждают: любой, кто чего-то добился в жизни, знает, что достижения
предполагают самодисциплину, самоограничение, часто – самонасилие.
Тема социализации в ее различных аспектах интересна и обширна, мы
коснулись лишь тех моментов, которые связаны с рассматриваемой темой
норм и отклонений. Описав, в общих чертах, как нормы закрепляются, мы
далее переходим к тому, как они поддерживаются. Однако, подведем итоги.
Резюме:
• Человек рождается биологическим индивидом и превращается в
личность и социального агента лишь в длительном процессе
социализации, который связан приобретением знаний и навыков;
• Выделяют когнитивный, аспект социализации, связанный с
формированием мышления; мышление подчиняется определенным
нормам логики и здравого смысла, нарушение этих норм можно
рассматривать, как когнитивную девиантность.
158 Глава II. Социализация и социальный контроль.


• В процессе социализации нормы интернализируются (вплетаются
в формируемую картину мира);Интернализация протекает
последовательно: стадия первичного обобщения сменяется
конвенциональной стадией, а окончательное усвоение норм
происходит на стадии вторичного обобщения.
• Социализация невозможна без участия агентов; агенты первичной
социализации (значимые другие) необходимые ребенку на ранних
стадиях развития (усвоение базовых норм), в дальнейшем
заменяются агентами вторичной социализации, имеющими более
безличный характер и более разнообразными по формам и
оказываемому воздействию.
• Важный момент социализации – эмоциональная нормативность.
• Легитимация закрепляемых норм в процессе социализации
проходит 4 стадии: дотеоретическая, первично-теоретическая,
теоретическая, метатеоретическая.
• Центральный смысл социализации – ограничить возможные
проявления неконтролируемой активности человека, подчинить эту
активность нормам, научить его самоограничению.

_______________________________________

Приложения к параграфу.
Социализация в будущем?
Антиутопия А.Зиновьева «Глобальный человейник» является одним из лучших
девиантологических исследований, выполненных в художественной форме.
Предлагаем читателю выдержки из этого произведения, где показывается, как
общество может создавать условия для девиантной социализации.
[ ...СЕКСУАЛЬНОЕ ОБОЛВАНИВАНИЕ
А л: Почему ты до сих пор не замужем? Женщина ты интересная.
Занимаешь неплохое положение на работе. Найти мужа не проблема,
Глава II. Социализация и социальный контроль. 159


Р о: Какого-то мужа найти — пустяк. Если бы я обратилась в брачную
фирму, предложений последовало бы тысяч сто, не меньше. Но... Есть
бесчисленные «но», Знаешь, сколько женщин только в Большом Западе старше
двадцати пяти лет не выходило замуж? Больше трех миллионов. Это более
тридцати процентов. А во всем ЗС более ста миллионов. Говорит это тебе о чем-
нибудь?
Ал: Действует устрашающе. Я знал, конечно, что многие женщины не
могут или не хотят выходить замуж, но никогда не думал о масштабах этого
явления.
Р о: Плюс к тому полтора миллиона женщин в Большом Западе
разведенные, три с половиной миллиона вдовы (женщины живут дольше мужчин).
В общей сложности почти половина взрослых женщин живет одиноко.
А л: Кошмар!
Ро: Это, конечно, не вчера началось. Например, в Германии в конце
двадцатого века более десяти миллионов женщин старше двадцати пяти лет жило
одиноко, около трех миллионов не выходило замуж. Более миллиона женщин
растило детей в одиночку, причем в трудных материальных условиях. Сколько
прошло лет! Какие перемены в мире произошли! А в этом отношении — никаких
улучшений. Положение даже ухудшилось. Я не хочу тебя запугивать данными о
том, сколько семей суть чистая формальность, сколько жен изменяют мужьям и
мужей женам, в скольких семьях условия для детей таковы, что лучше бы без
таких семей обойтись. Социологи предсказывают, что данные, которые я
сообщила тебе, увеличатся в полтора раза.
А л: Так надо что-то предпринять, чтобы остановить этот пагубный
процесс!
Р о: Все перепробовано. И безуспешно. Даже еще хуже становилось. Это
— неизбежная плата за прогресс. Свобода и доступность секса,
противозачаточные средства, пропаганда эротики, фильмы, книги, возбуждающие
средства, дороговизна выращивания ребенка, отсутствие уверенности в будущем,
независимость стариков от детей, нежелание терять средства, силы и время на
детей, черствость детей по отношению к родителям, бесчисленные соблазны...
Как от всего этого избавиться?! Можно, но только ценой гибели всей нашей
цивилизации. А вернуться в некое неиспорченное прошлое — все равно как из
160 Глава II. Социализация и социальный контроль.


старой проститутки сделать целомудренную и невинную девочку. Кстати, как
началась твоя сексуальная жизнь?
Ал: Убого. Стыдно вспомнить.
Р о: Ты еще сохранил способность стыдиться?! Ты инопланетянин?!
А л: Всего лишь провинциал. А как началась твоя сексуальная... карьера?
Р о: Скучно вспоминать. Одним словом — заурядно. Был первый половой
акт, но не было никакой первой любви. И второй не было. И третьей... Позднее я
прочитала кое-какие старые любовные романы. Мне показалось, будто меня
ограбили — я не испытывала ничего подобного. Но в конце концов я решила, что
старые писатели врали. Они просто выдумали любовь.
А л: А теперь что ты думаешь?
Р о: Думаю, что секс как теперь, так и раньше был средством
оболванивания и без того глупых людей. Проблема секса не есть всего лишь
физиологическая, психологическая и нравственная. Она прежде всего есть
проблема социальная, поскольку она касается жизни масс людей в ряде
поколений. Вот в нашем обществе когда-то совершили сексуальную революцию.
Едва избавились от ее ужасных последствий, как поторопились совершить
вторую, еще более ужасную. Думаешь, по злому умыслу? Или из добрых
побуждений? Ничего подобного! Специалисты установили снижение
сексуальности западоидов, нарастание импотенции и патологических явлений.
Требуются все более сильные возбудители. Где их взять? Не в старых же
романах?! К тому же манипулировать современными массами людей без
ориентации их на секс просто невозможно. Все средства пропаганды приедаются
и теряют эффективность. А секс как средство оболванивания масс вечен. Когда
он приедается и надоедает, он все равно держит людей в своих когтях, вынуждая
на еще большие извращения. Между прочим, тебе не повредило бы посещение
секс-школы.
А л: Я смотрю уроки секса по телевидению.
Р о: Это все равно как учиться боксу, глядя, как дерутся другие.
А л; А что мне даст эта школа? Вряд ли я стану от этого привлекательнее
как любовник.
Ро: Дело не в этом. Ты будешь увереннее держаться. Это будет замечено,
и твои шансы остаться на основной срок повысятся. Учти, у нас секс-школа — это
Глава II. Социализация и социальный контроль. 161


нечто вроде «университета марксизма-ленинизма» в коммунистических странах в
твоем любимом двадцатом веке. ] ...
[ ...ПУТЬ В СВЕРХЧЕЛОВЕКИ
После первого же занятия в секс-школе у меня появилось такое ощущение,
будто меня стараются окунуть в помойку всего самого гнусного, грязного и
отвратительного, что люди изобрели за свою долгую историю. Я сказал об этом
Филу.
Р о: А ты надеешься добиться благополучия и успеха, оставшись чистым и
непорочным?
А л: Я думал, что я уже был достаточно испорчен для этого.
Ро: Твоя испорченность наивна и примитивна. Это — детская
испорченность. Тебе предстоит еще пройти школу порчи зрелого человека. Секс-
школа — это лишь подготовка к порче всеобъемлющей и всепроникающей.
Пройдя ее, ты будешь потом с грустью вспоминать свою прошлую испорченность
как состояние чистоты и невинности. А скорее всего ты вообще позабудешь о том,
что нечто подобное было когда-то. Ты будешь уверен в том, что ты уже в утробе
матери был растленным существом. Тебя приучат к этой мысли.
А л: Ты пугаешь меня?
Ро: Нет, я лишь предупреждаю об этом как человек, уже прошедший через
это. У человека надо прежде всего разрушить все изначальные табу и иллюзии,
погрузив его в пучину сексуального маразма, чтобы у человека не осталось ничего
святого.
Ал: Но зачем это?!
Ро: Чтобы облегчить тебе путь превращения в сверхчеловека.
Ал; Я до сих пор думал, что это падение в бездну разврата, а не
возвышение над человеческим уровнем.
Ро: Нет, это не просто разврат, это — разврат, разработанный
профессионально и поднятый на высоты культуры и идеологии.
Ал: А если я не хочу на эти высоты?
Ро: Увы, нам не дано уклониться от этого. Мы, западоиды, обречены
подниматься на высоты того, что раньше считалось и до сих пор еще многими
считается моральным разложением и деградацией.
Ал: Я не хочу становиться сверхчеловеком. Я хочу стать просто человеком.
162 Глава II. Социализация и социальный контроль.


Ро: Что значит стать просто человеком? Ладно, не будем спорить о словах.
Я догадываюсь, что ты имеешь в виду. Представь себе, есть некая школа, в
которой учат, как стать «просто человеком». Чему тебя стали бы учить в ней?
Ал: Лучшим человеческим качествам. Верной и бескорыстной дружбе.
Чистой и беззаветной любви. Отзывчивости. Бескорыстию. Честности.
Правдивости. Уступчивости. Доброте. Щедрости. Хватит?
Ро: Вполне. Вот ты с удовольствием учишься в такой школе человечности.
Оканчиваешь ее. А дальше что? Где ты будешь жить? Где работать? С кем
общаться? Где найдешь верного друга? Где найдешь чистую любовь? Как
проявишь свое бескорыстие, честность, правдивость, искренность? Ты просто не
найдешь уголка в нашем мире для проявления своей человечности. Тебе не дадут
быть «просто человеком».
А л: Но ведь можно всех обучать в такой школе!
Р о: Ты, конечно, шутишь. Сколько веков Церковь пыталась сделать людей
хотя бы отчасти «просто людьми»! А результат?! Сколько усилий приложили
коммунисты в России, чтобы воспитать «нового человека»! А результат?! Много
ли ты в жизни встретил существ, о которых можно было бы сказать, что они суть
«просто люди»?! Хочешь быть «просто человеком»? Что же, будь им. Только учти,
одно дело — отдельно взятый человек, и другое дело — когда их много. Не
идеализируй человечность как качество больших объединений людей. Поезжай в
Россию. Там этой человечности в избытке. Только в реальности это ничуть не
лучше нашей сверхчеловечности. Можешь даже в БЗ найти человечность. Знаешь
где? В районах трущоб. В субкультурах выходцев из ЕАС и Четвертого Мира.
А л: Выходит, мы обречены? В чем ты видишь конечную причину этой
предопределенности?
Р о: В том, что мы западоиды. Мы стали такими в результате неповторимой
биологической и социальной эволюции. Повернуть эволюцию вспять или даже
изменить ее направление уже невозможно. Будем доживать свою историю до
конца в этом качестве.] (Источник: Зиновьев а. Глобальный человейник. – М.: ЗАО Изд-во
Центрполиграф,2000. с. 166-168; 232-234.)

_________________________________________
Вопросы для самопроверки:
1. В чем разница между индивидом и человеческой личностью?
Глава II. Социализация и социальный контроль. 163


2. О чем свидетельствует феномен «диких детей»?
3. Каков объем приобретенного поведения у человека, по сравнению с
животными?
4. В чем проявляется когнитивный аспект социализации?
5. Что такое когнитивная девиантность?
6. Что такое интернализация норм? С чем она связана?
7. Перечислите стадии интернализации.
8. На какой стадии происходит формирование обобщенного другого? Что
это такое?
9. Кто такие агенты социализации? В чем заключаются их функции7
10. В какие периоды жизни человека агенты первичной социализации играют
ведущую роль в его формировании?
11. Чем отличаются агенты вторичной социализации? Можно ли говорить
о возможном негативном воздействии на личность со стороны
институтов социализации?
12. Что такое эмоциональная нормативность?
13. Вспомните стадии легитимации норм. Чем они отличаются?
14. В каком смысле говорят о социализации, как о процессе ограничения
спонтанной активности человека?

_____________________________________




§3. Социальный контроль.
Определив, каким образом нормы существуют и как они закрепляются,
мы теперь подходим к проблеме анализа взаимного процесса
Социальный
контроль –
социального контроля, являющегося важной частью анализа
процесс
контроля со
стороны девиантности. Социальный контроль связан с процессом,
общества или
группы за
соблюдением
существующих
норм,
включающий
средства
принуждения
164 Глава II. Социализация и социальный контроль.


посредством которого группа или общество настаивает на принятии
индивидом норм, приспособлении к своим требованиям и ожиданиям.
Социальный контроль включает два основных элемента: социальные
предписания и социальные санкции. Предписания – это нормы в широком
смысле – запреты, разрешения, пожелания или требования каких-то
действий. Указанные четыре группы норм являются универсальными. Любая
норма будет относится к одной из этих групп. Примером запрета,
налагаемого обществом (группой) может служить запрещение инцеста
(нельзя!). Разрешение можно проиллюстрировать на примере
предпринимательской деятельности (можно!). Различие между требованием
и пожеланием хорошо иллюстрируют нормы патриотизма: требование
защищать Родину, в случае войны ступая в армию (нужно!) и пожелание
героизма на войне (желательно!, но не обязательно – т.к. все не могут быть
героями). Санкции – это меры поощрения и наказания, используемые
обществом для исполнителей/нарушителей норм. Как правило, эти
воздействия применяются в комплексе – исполнение нормы предполагает
поощрение, нарушение – наказание. Кто-то из читателей не применет задать
вопрос: «Насчет наказания – спору нет, но какие поощрения влечет за собой,
к примеру, исполнение законов? – Никаких!». Ответим,– Вы не правы,
уважаемый читатель. Исполнение законов вознаграждается возможностью
пользоваться разрешенными социальными благами, реализовывать свои
личные цели (не идущие в разрез с законом), социальным одобрением.
Просто большинство людей воспринимает эти блага, как нечто
«естественное» - норму, но никак не поощрение. Однако в случае лишения
возможности пользоваться этими «естественными» благами, их
привлекательность проявляется очень сильно. Воспоминания заключенных
фашистских концлагерей (да и современных тюрем и «зон»)
свидетельствуют: первое время после освобождения самые обыденные вещи
(возможность пойти куда хочешь, по своему желанию есть или спать и т.д.)
Глава II. Социализация и социальный контроль. 165


воспринимаются как величайшее благо. Неубедительно? Попробуем развить
мысль о санкциях, с помощью примеров.
Пример 1. Возьмем норму уважения к старшим. Например, пользуясь
общественным транспортом, мы обязаны уступать место старшим. Если мы
этого не делаем, то сталкиваемся с наказанием: общественным осуждением
по схеме «Вот какая нынче молодежь пошла!». Скорее всего, мы столкнемся
и с социальным давлением - принуждением к выполнению Социальное
давление –

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign