LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Всего предусмотреть нельзя, но ко всему нужно быть готовым
Помните, психологическая готовность к встрече – первый шаг в достижении успеха. Вас может
ожидать как успех, так и неудача. К этому нужно быть готовым. Отрицательный опыт – тоже опыт.
Для тренировки некоторые соискатели сначала идут на собеседование в организацию, которая
их не очень интересует. Это дает им опыт и уверенность в себе для более важных переговоров.
Некоторые советы психолога непосредственно перед встречей:
? расслабьтесь. Для этого несколько раз глубоко вдохните и выдохните. На вдохе – напрягите мускула-
туру тела, на выдохе – расслабьте. Повторите это упражнение несколько раз. Почувствовав себя спо-
койным, можете переступать порог кабинета работодателя;
? приходите в назначенное время, не опаздывайте;
? если Вы пришли ранее назначенного срока, то прогуляйтесь по офису, почитайте объявления, огля-
дитесь. Вы не только получите дополнительную информацию, но и немного успокоитесь перед
встречей;
? не пейте много кофе, не курите, не употребляйте перед встречей спиртное или успокоительное. Вряд
ли это поможет Вам в обретении уверенности.



Собеседование или интервью с работодателем
Во время встречи:
? постучите. Получив приглашение, входите уверенно, но не демонстративно;
? поприветствуйте собеседника, представьтесь, улыбнитесь. Улыбка должна быть доброжелательной,
но не заискивающей;
? садитесь на предложенное Вам место. Поза должна быть человека уверенного в себе, но не вызы-
вающая;
? сообщите о цели своего посещения или напомните о предварительной договоренности о встрече;
? в ответах на вопросы будьте лаконичны, придерживайтесь ранее продуманного Вами текста. Цените
время собеседника. Кроме того, по Вашим ответам, как правило, создается первое впечатление о
Вашей компетентности;
? оставьте при себе все негативные суждения, особенно о прежних работодателях и прежней работе;
? слушайте собеседника внимательно, не перебивайте. Еще Плутарх утверждал: «Научись слушать и
ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»;
? задайте собеседнику вопросы в конце беседы, если это Вам будет предложено. Вопросы должны
касаться только сути будущей работы. Не превращайте Вашу возможность спрашивать в допрос,
уточняйте только самые необходимые моменты;
? обычно о размере зарплаты сообщается сразу. Если не сообщили, можете спросить. О дополнитель-
ных льготах, системе премирования и подобном на первой встрече спрашивать не рекомендуется.
Подождите, когда Вас примут на работу.

В конце беседы:
? поблагодарите за встречу, независимо от того, каков ее результат;
? при положительном решении уточните, когда Вам можно приступить к работе, какие документы
представить, к кому конкретно обратиться для оформления трудового контракта;
? при отказе не вздумайте возмущаться, хлопать дверью. Поблагодарите за потраченное на Вас время,
уточните возможность открытия вакансии в будущем. Оставьте сведения о себе: резюме, автобио-
графию, письмо-заявление или другие формы презентации, подготовленные Вами заблаговременно;

35
? попрощайтесь не спеша, как человек, знающий себе цену, уверенный в своих силах и возможностях.
Что делать, если Вы получили отказ?
Проанализируйте причину отказа.
Отказать Вам могли в основном по двум причинам: либо Вы стремитесь не на то место, которому
соответствует Ваша квалификация, либо Вы не сумели достойно себя представить работодателю (не
берется во внимание отсутствие вакансии). Следовательно, в дальнейшем необходимо более детально
уточнять требования работодателя, соотносить их со своими возможностями и достоинствами. Можно
рассказать своим друзьям, как прошел разговор с работодателем и, таким образом, выявить допущен-
ные ошибки, неудачные ответы. Сделав это, Вы, к тому же, снимете с себя часть эмоциональной на-
грузки, связанной с переживаниями по поводу отказа в приеме на работу.
Постарайтесь все это учесть при последующих встречах.



Наиболее распространенные вопросы интервьюера
1. Какие у Вас есть вопросы? (Этот вопрос может быть задан в начале, и только предварительная
подготовка может позволить вам правильно сориентироваться.)
2. Расскажите немного о себе.
3. Почему Вы выбрали такую работу (такую компанию, такое образование)? Приведите серьез-
ные доводы: возможности роста, полезный опыт и т. п.
4. Получали ли Вы другие предложения работы? (Если получали, то не отрицайте этого, это повы-
сит Ваши шансы, при этом надо отметить, что эта работа интересует Вас больше.)
5. Проходили ли Вы интервьюирование в других местах? (Как правило, можно отвечать «да», но
не уточнять, где именно.)
6. Не помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с разъездами и ненормирован-
ным рабочим днем? (Чаще этот вопрос задают женщинам. На такой вопрос отвечайте твердым «нет».)
7. Каковы Ваши сильные стороны? (Надо подчеркнуть в первую очередь качества, нужные для
данной работы.)
8. Каковы Ваши слабые стороны? (Ответ постройте таким образом, чтобы он представил Вас в
выгодном свете.)
9. Почему Вы хотите получить эту работу? (Ответ на этот вопрос подготовьте заранее.)
10. Почему Вы ушли с предыдущей работы? (Никогда не ругайте своего предыдущего начальника,
не говорите ни о каких конфликтах, можете подчеркнуть что-нибудь позитивное из своей бывшей ра-
боты.)
11. Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
12. На какую зарплату Вы рассчитываете? (Лучше попытаться уклониться от этого ответа, если
же интервьюер настаивает, то попробуйте узнать, сколько фирма предполагает вам платить.)
13. Что бы Вы хотели узнать еще? (Никогда не отвечайте, что у Вас нет вопросов, постарайтесь
задать какой-нибудь вопрос, касающийся будущей работы.)




36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


2.1. Приемы, которые можно использовать
для снятия психологического напряжения

1. Исповедь клиента: дать возможность клиенту выговориться, «выпустить пар». Задача профкон-
сультанта при этом – вести исповедь в нужном направлении.
2. Толкование или понимание проблемы: рассмотреть личную проблему клиента, выяснить причину
ее возникновения.
3. Осознание проблемы: обсудить глубину и тяжесть последствий той или иной психологической
проблемы клиента.
4. Постижение (эмпатия) эмоционального состояния клиента, отражение его чувств: подстро-
иться к модальности клиента, то есть стараться говорить на его языке.
5. Утилизация переживаний клиента, отражение его чувств: сопереживание клиенту. Задача
профконсультанта, сопереживая, убедить клиента в необходимости решения проблемы «сейчас», а не
«завтра».
6. Ассоциация: предложить клиенту представить себе то, с чем ассоциируются его чувства и рас-
сказать об этом.
7. Представление: предложить клиенту перенести какую-то ситуацию в будущее (в прошлое и
т. д.) и высказать свое мнение, рассказать о своих чувствах при этом.
8. Повторение: предложить клиенту повторить какую-то часть его рассказа, уточнить что-то.
9. Обращение внимания: обратить внимание на какие-то детали рассказа клиента, уточнить, что при
этом чувствовал клиент.
10. Воздействие: оказывать помощь в смене негативной установки на конструктивную, неадекват-
ной самооценки на адекватную путем:
• интерпретации – нового видения установки клиента глазами профконсультанта или другого челове-
ка;
• директивы – обсуждения нескольких вариантов решения проблемы клиента;
• ссылки на авторитет, на предыдущий опыт: обсуждается вариант решения проблемы другими людь-
ми, побывавшими в подобной ситуации, советы известных специалистов по выходу из подобных си-
туаций.
Оказывая психологическую помощь клиенту, необходимо помнить о механизме психологической
защиты человеческого организма, знать ее внешние проявления и учитывать это при профконсультиро-
вании.




2.2. Релаксационные упражнения

«Шарики»
(используется для снятия страхов
и негативных эмоций)
Если Вы испытываете чувство страха (или другие негативные эмоции), возьмите шарик, закройте
глаза и начинайте надувать шарик. Представьте себе, что Вы вдуваете в шарик весь свой страх. Про-
должайте интенсивно выдувать до тех пор, пока шар не лопнет (необходимо сложить ладони перед
лицом, что бы предохранить губы от удара).

37
Достаточно большой эффект может дать сочетание работы с образами и физическими нагрузками.
Вы можете эффективно нейтрализовать страх, когда моете полы, убираетесь по дому, занимаетесь аэ-
робикой, бегом, гимнастикой или другим видом спорта, не менее полезна баня. При этом думайте о
том, что Вас беспокоит, тревожит. Этот метод мы часто используем интуитивно.


Упражнение на дыхание

Когда человек сталкивается с неприятностями и испытывает раздражение, гнев, обиду и т. д., про-
исходят существенные изменения в работе организма. Нарушается дыхание, меняется сосудистый то-
нус (бледность или покраснение лица), ускоряется работа сердца и т. п. Важно отметить, что психиче-
ское состояние человека всегда сопровождается определенным тонусом мускулатуры. Научившись
блокировать повышение мышечного тонуса при волнении, выработав у себя навык «сбрасывать»
излишнее напряжение мышц, можно получить возможность преодолевать неприятные эмоциональ-
ные реакции, сдерживать волнение, быстро успокаиваться. Можно предложить проделать упражне-
ние К. Шрайдера, позволяющее в любых условиях снять нервное напряжение. Дыхание на счет 7–11.
Взволнованные люди дышат часто, но очень поверхностно. Поэтому, заметив собственное волнение,
нужно, прежде всего, интенсивно выдохнуть и затем взять под контроль свое дыхание. Нужно дышать
очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно
затруднение, но не надо напрягаться. Нужно считать до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Глубокий вдох
смягчает напряжение. Если Вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот спо-
соб, то в следующий раз нужно сократить период полного цикла и дышать менее глубоко. Этот прием
позволяет снять сильное психофизиологическое напряжение. От улучшения эмоционального состояния
повышается уверенность в себе, что приводит к повышению активности.




38

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign