LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

умение представить себя работодателю, знание правил ведения переговоров с потенциальным рабо-
тодателем при приеме на работу и др.;
повышение конкурентоспособности путем повышения квалификации, переобучения или получения
специальности на курсах по направлению службы занятости.
Вторая категория безработных – это люди, готовые к работе, но имеющие опасность стать дол-
госрочными безработными. Первая профконсультационная беседа с ними может быть построена по
плану, приведенному выше. Но для лиц, относящихся к данной категории, этой информации будет не-
достаточно. В ходе профессиональной консультации этих людей требуется научить основным принци-
пам поиска работы (им можно порекомендовать занятия в клубах ищущих работу).
Примерная схема профконсультирования безработных второй категории выглядит так:
• снять тревожное состояние клиента;
• определить проблему, если она не ясна;
• выявить круг склонностей клиента и подобрать соответствующую группу профессий;
• проанализировать состояние рынка труда региона и конкурентоспособность на нем клиента;
• обсудить возможности трудоустройства на свободные вакансии с учетом требований рынка труда и
личных запросов, семейных обстоятельств;
• обучить навыкам активного поиска работы, дать советы личного характера по саморелаксации, по-
мочь в составлении личного плана поиска работы или плана самоопределения.
Профконсультант в ходе консультации должен разъяснить человеку общие причины неконкуренто-
способности на рынке труда.
Причины неконкурентоспособности на рынке труда. Основная причина – несоответствие
имеющегося профессионального образования и профессиональной подготовки высвобождаемых ра-
ботников и их поведения на рынке труда требованиям современного работодателя и возможностям рын-
ка, проявляющееся в следующем:
слабой информированности о рынке труда региона, требованиях современного работодателя к ра-
ботнику;
неадекватной самооценке (заниженной или завышенной);
высоком уровне притязаний;
неумении представить себя работодателю, вести переговоры с потенциальным работодателем;



27
утрате навыков общения и потере профессиональной квалификации, если безработица затягивается
до 6 и более месяцев.
Затем должны быть предложены практические советы по поиску работы (см. выше).
В результате совместной работы клиент становится более информирован о возможных путях тру-
доустройства. Его самооценка и уровень профессиональных притязаний приводятся в соответствие с
возможностями рынка труда, корректируются профессиональные планы и намерения.
При этом необходимо помнить, что профконсультант только оказывает содействие в решении про-
блемы занятости, окончательное решение клиент принимает самостоятельно. Не допускается использо-
вание каких-либо жестких форм воздействия на мотивацию или принятие решения клиента.
Рекомендации профконсультанту:
обязателен контроль над выполнением личного плана поиска работы, анализ причин отказа работо-
дателей в приеме на работу;
возможно направление на занятия Клуба ищущих работу;
при необходимости проведение повторной консультации для корректировки плана трудоустройства.
В каждом конкретном случае профессиональная консультация должна носить индивидуальный ха-
рактер, учитывать особенности свойств характера и темперамента клиента, социальные и иные факто-
ры, возможности службы занятости, личные возможности и запросы, состояние здоровья.

Третья категория безработных – неготовые немедленно приступить к работе и имеющие все
шансы стать хроническими безработными. Работа с этими людьми достаточно сложная. На первом эта-
пе безработицы их консультирование проводится также, как и с безработными второй категории. Но
людям, имеющим стаж безработицы более 6 месяцев, необходима не только помощь в поиске работы,
но и серьезная психологическая помощь. Наилучшим способом выхода из ситуации является переобу-
чение.
Примерная схема профконсультирования безработных третьей категории:
• снять тревожное состояние клиента;
• определить проблему;
• снять стрессовое состояние клиента, вместе проанализировать создавшееся положение и попытаться
найти оптимальный выход из него;
• обсудить возможности трудоустройства на свободные вакансии с учетом требований рынка труда и
личных запросов, семейных обстоятельств;
• в случае невозможности трудоустройства на имеющиеся вакансии обсудить с клиентом возможности
переобучения на новую специальность;
• выявить круг склонностей клиента и подобрать соответствующую группу профессий.
Практика профконсультирования показывает, что большинство людей, имеющих перспективу
стать долгосрочными безработными, остро нуждаются в психологической поддержке, поэтому прове-
дение такой работы является неотъемлемой частью консультирования. В ходе консультации надо
попытаться снять стрессовое состояние клиента, вместе проанализировать создавшееся положение и
попытаться найти оптимальный выход из него.
Приступая к этой работе, следует учитывать, что ситуация временной незанятости может вызвать у
безработных негативные переживания различного рода и различной степени.
У одних может снизиться чувство самоуважения, появиться неуверенность в себе, своей профес-
сиональной некомпетентности. У других наблюдается переживание утраты смысла жизни. Часто безра-
ботица вызывает состояние тревоги, апатии, страха.



28
Развитие этих процессов имеет свою динамику. Когда человек на достаточно продолжительное
время лишен работы, выключается из привычных деловых связей и отношений, закономерно снижается
его профессиональная компетентность, уверенность в своих силах и возможностях. Чувство неуверен-
ности в себе может значительно снизить мотивацию к работе. Люди, длительное время не работающие,
как правило, не проявляют высокой активности в трудоустройстве, испытывают страх перед необходи-
мостью представить себя работодателю, вжиться в новый коллектив. Им необходимо помочь сформи-
ровать другую, более позитивную установку по отношению к собственной незанятости, позволяющую
использовать освободившееся время для повышения квалификации, профессиональной компетентно-
сти.
Учитывая важность коммуникативных навыков человека при устройстве на работу, адаптации в
новом трудовом коллективе, необходимо обязательное обучение навыкам общения, приемам самопре-
зентации. Важной задачей также является обучение активным методам поиска работы, помощь в со-
ставлении личного плана ее поиска, исходя из возможностей и способностей клиента, с учетом се-
мейных и других жизненных обстоятельств, состояния здоровья.
В ходе профконсультирования необходимо помочь снять стрессовое состояние, ослабить эмоцио-
нальное напряжение, испытываемое клиентом, дать практические советы по саморелаксации (несколько
примеров приводится в Приложении 2).
В приложениях также приводятся сведения, которые профконсультант может оформить в виде па-
мятки безработному и предложить ее для самостоятельного изучения. Это может пригодиться при по-
иске подходящей работы.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение социально-психологической готовности безработных к продолжению трудовой деятель-
ности позволяет наиболее четко определить направление работы с каждой категорией граждан. Пред-
ложенное выше деление безработных по степени их готовности к продолжению трудовой деятельности
(профилирование), позволяет профконсультанту более тщательно организовать, структурировать про-
цесс собеседования с клиентами службы занятости с целью наиболее рационального использования
времени и финансовых средств. Представленная схема проведения профессиональных консультаций
различных категорий безработных позволяет вести работу, направленную на конкретного человека.
Концепция профилирования является новым направлением в работе службы занятости России, и по-
этому она недостаточно хорошо изучена. Сделанная нами попытка создания технологии профконсуль-
тирования на основе раннего профилирования является неполной. Следующим этапом ее разработки
должен стать анализ эффективности действующих активных программ поддержки занятости (таких,
как создание временных рабочих мест, переобучение и др.) для различных категорий безработных в
условиях ограниченности государственных средств. Рассмотрение этого вопроса может быть темой для
дальнейшей работы.
Предложенная вашему вниманию концепция профилирования является, на наш взгляд, перспек-
тивной на данном этапе экономического развития. Своевременное профилирование безработных может
привести к значительной экономии финансовых средств, необходимых для возвращения человека к
оплачиваемой занятости. В методическом пособии также предлагаются наиболее распространенные
методы проведения интервью, их достоинства и недостатки, дающие возможность профконсультанту
маневрировать в ходе беседы.


29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беседина И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-
технических учебных заведениях. Саратов, 1999.
2. Групповая профессиональная консультация (метод. рекомендации для специалистов службы занято-
сти). Ижевск, 1995. С. 3–10.
3. Демин А., Попова И. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социс.
2000. № 5. С. 35–47.
4. Скотт Д. Сила ума. Киев, 1991.
5. Женская психология / Сост. Н. А. Литвинцева. М., 1994.
6. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в
практике работы профконсультанта // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5–25.
7. Золотарева В. Организация профконсультации как взаимодействия консультанта и клиента: Метод.
рекомендации / Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 1995.
8. Золотарева В. М., Фаст И. В. Методические рекомендации профессионального обучения женщин /
Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 1996.
9. Общая психология / Под ред. В. А. Богословского. М., 1973.
10. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных: Метод. ре-
комендации. М., 1994.
11. Попова З. Особенности профконсультирования женщин. Саратов, 1995.
12. Прокопов Ф., Малева Т. Политика противодействия безработице. М., 1999.
13. Профессиональная педагогика. М., 1999. С. 490–494.
14. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. М., 1994.
15. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М., 1995.
16. Титов А. Подготовка решает проблемы // Служба кадров. 2000. № 10. С. 37–39.
17. Чепляев В., Федотова Н., Попова З. Профориентация в службе занятости. Саратов, 1995.
18. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993.
19. Энциклопедия профессионального образования. М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


1.1. Резюме, сопроводительное письмо, автобиография,
объявление в газете

В настоящее время все большее распространение находят различного рода письменные формы
презентации в целях поиска работы. Среди них наиболее распространены:
резюме, автобиография, письмо-заявление о найме на работу;
поисковые письма, объявления о поиске работы.
О с н о в н ы е т р е б о в а н и я к составлению подобных документов:
краткость, лаконичность изложения сведений;
деловой стиль оформления документов;
чувство меры при изложении фактов.
Примерная структура:
• Ф. И. О. автора письма (резюме);
• основные личные данные (год рождения, семейное положение, адрес, отношение к военной службе и др.);
• цель направления письма (резюме);

30
• образование (общее и профессиональное);
• дополнительное образование, курсовая подготовка или повышение квалификации, стажировка и т. д.;
• трудовая деятельность;
• навыки, умения, хобби и т. д.;
• краткая характеристика основных личностных качеств.

ОБРАЗЕЦ РЕЗЮМЕ

Ирина Викторовна Смирнова
Адрес: Саратов, ул. Ленина, 106, кв. 32; тел. 25-25-15.
Дата и место рождения: 6 марта 1980 г., Саратов.
Семейное положение: не замужем.
Цель: получение должности секретаря-референта.
Образование: среднее профессиональное, окончила Саратовское педагогическое
училище в 1999 г., курсы «Оператор ПЭВМ» – в 1999 г.
Опыт работы: работала 6 мес. в качестве секретаря-машинистки в фирме «Ат-
лант». Вела делопроизводство.
Характеристика: коммуникабельна, энергична, настойчива в достижении требуемых
результатов, исполнительна.
Дополнительная информация: имею опыт работы на ПЭВМ в системе Windows.

Резюме обычно передается лично или направляется в организацию с сопроводительным пись-
мом.


ОБРАЗЕЦ СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА

Директору фирмы «...»
Петрову Ю. М.
г. Саратов,
ул. Ипподромная, 106 А

Уважаемый Юрий Михайлович!
Во вчерашнем номере газеты Вы дали объявление о вакансии секретаря-
референта, в связи с чем и направляю свое резюме. Мне кажется, что мое обра-
зование и практические навыки работы могут быть применены в Вашей фирме. На-
деюсь договориться о личной встрече. О принятом решении прошу сообщить по те-
лефону или письменно.
Заранее благодарна,
[подпись]
И. Смирнова.
[Дата отправления письма, обратный адрес, телефон.]


ОБРАЗЕЦ АВТОБИОГРАФИИ

Автобиография
Имя: Иванов Иван Иванович.
Дата рождения: 20 октября 1960 г.
Место рождения: с. Луговое, Ровенского района, Саратовской области.
Место проживания: г. Саратов-48, ул. Тульская, д. 106, кв. 32.
Образование: высшее, Саратовский технический университет, 1992 г., инже-
нер-механик, специальность – двигатели внутреннего сгорания.
Дополнительное образование: 1993 г. – курсы «Пользователь ПЭВМ», фирма
«Исполин».
Профессиональная деятельность: 1992–1997 гг. – Саратовское электроагрегатное
производственное объединение, инженер-механик.
Дополнительные сведения: водительское удостоверение категории «В».
Интересы в свободное время: теннис, туризм.



31
Автобиография передается лично при встрече с работодателем или направляется в организацию
с сопроводительным письмом, как и резюме.

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ЗАЯВЛЕНИЯ

А. А. Казанцевой,
ТОО «СТИЛЬ»,
ул. Московская, 12,
г. Саратов

Уважаемая Александра Александровна!
Пишу по поводу вакансии секретаря-машинистки, опубликованнойв газете
«...».
Я квалифицированная машинистка, имею специальное образование и 10-летний
стаж работы. Хорошо знаю делопроизводство, имею опыт работы с корреспонденци-
ей различного рода. Вела первичный прием посетителей.
Живу недалеко от Вашего офиса. Готова работать сверхурочно.
В ожидании Вашего ответа.
С уважением
И. Смирнова.
[Дата отправления письма, обратный адрес, телефон.]
Р. S. Прилагаю автобиографию.


ОБРАЗЕЦ ОБЪЯВЛЕНИЯ В ГАЗЕТЕ

Ищу вакансию менеджера. Имею большой опыт работы в оптовой торговле. Писать
по адресу: ...
Имею способности в столярном деле. Ищу свободное место, предпочтительно
краснодеревщика. Звонить по тел.: ...
Ищу место гувернантки. Имею опыт работы с детьми. Образование педагогиче-
ское. Звонить по тел.: ...

В качестве самомаркетинга могут быть также использованы рекомендательные письма (рекоменда-
ции), характеристика.
1.2. Телефонные переговоры с работодателем


Подготовка к разговору
Телефонный звонок заменяет письменное обращение прежде всего в тех случаях, когда важно зая-
вить о себе как можно раньше. Личное обращение по телефону дает значительные преимущества, по-
зволяя расположить к себе, заинтересовать собеседника, мгновенно прореагировать на его отношение к
тому или иному моменту разговора. В то же время разговор по телефону требует от человека опреде-
ленных качеств: способности принимать быстрые решения, привлечь и удержать внимание собеседни-
ка, быстроты адаптации. Поэтому, прежде чем звонить, Вы должны хорошо подготовиться к разговору:
1. Необходимо тщательно продумать, что и как Вы собираетесь изложить, подготовить ответы на
наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке Вы хотели бы
переговорить.
2. Не забывайте, что разговор – это диалог, а не монолог. Не старайтесь говорить на одном дыха-
нии заранее заученный текст, так как будет неудобно, если Вы, проговорив весь текст без запинки,
потом не сможете ответить на простейший заданный Вам вопрос.
3. Ваша цель – не только рассказать о себе, но и узнать о предлагаемой работе. Помните, что
главная цель Вашего телефонного разговора – получение приглашения на личное собеседование.
4. Не курите во время разговора, это ощущается собеседником на слух.


32
5. Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой, не затягивайте разговор, крайне нежела-
тельно утомить собеседника чрезмерной говорливостью.
6. Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: Вы не видите выражение лица собе-
седника, его жесты и мимику, поэтому реагируя на его высказывания, старайтесь быть вежливыми и
аккуратными, чтобы не попасть впросак.
Подготовьте необходимые для предъявления документы (трудовую книжку, диплом или свиде-
тельство об образовании, паспорт, военный билет, документы о дополнительном образовании, харак-
теристику с прежнего места работы, рекомендательное письмо и др.), чтобы в случае необходимо-
сти Вы могли с их помощью быстро найти ответ на вопрос потенциального работодателя.
Помните, что по телефонному звонку складывается первое впечатление о Вас. Прежде чем зво-
нить, подготовьте краткое резюме и вопросы, которые Вы намерены задать работодателю.
Вот примерная схема и некоторые советы по ведению телефонных переговоров:
? уточните, в ту ли организацию Вы попали;
? представьтесь, сообщите, по какому вопросу Вы звоните;
? выясните, с кем можно переговорить по поводу работы;
? если Вас соединили с нужным человеком, четко, ясно, кратко представьте себя с наиболее привлека-
тельной стороны (здесь Вам может помочь заранее подготовленное резюме);
? предлагайте себя, а не навязывайте. Следите, чтобы диалог не перешел в монолог;
? говорите уверенно, но тон голоса и манера говорить должны быть доброжелательны. Будьте настой-
чивы, но не навязчивы;
? во время разговора старайтесь внимательно выслушать то, что Вам говорят, не прерывая и не пере-
бивая собеседника;
? покажите Ваш интерес к этому предприятию;
? договоритесь о личной встрече;
? если договориться о встрече не удалось, предложите послать свою автобиографию, резюме, письмо-
заявление и др., чтобы Вас включили в банк данных о кадрах;
? если первый звонок оказался неудачным, попросите разрешение позвонить еще раз;
? независимо от результатов телефонных переговоров, поблагодарите Вашего собеседника за разго-
вор.
Этикет требует, чтобы последнее слово оставалось за инициатором телефонного звонка.

ПРИМЕР ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА
ПО ИМЕЮЩЕЙСЯ ВАКАНСИИ

«Добрый день. Меня зовут Петров Иван Иванович. Я несколько лет работал во-
дителем грузовой автомашины в АТП-1216. Я знаком со всеми марками машин. Хо-
тел бы с Вами поговорить об имеющейся вакансии. Можно с Вами встретиться зав-
тра? Спасибо за разговор».
«Добрый день. Я звоню по поводу вакансии секретаря-референта. Меня зовут...
Я закончила специальные курсы, знаю делопроизводство, компьютер. Хотела бы
работать в Вашей фирме. Могу ли я подъехать к Вам, чтобы встретиться лично?
Или мне оставить свое резюме (автобиографию) в отделе кадров? Спасибо. До
встречи».
«Здравствуйте. Я звоню по поводу вакансии лифтера. Живу недалеко от Вашей
организации, готова, при необходимости, работать сверхурочно или выполнять
другие виды работ. Могу подойти для собеседования в любое удобное для Вас
время. Меня зовут...».




33
Поисковые звонки делаются в том случае, если Вы хотите выяснить возможность открытия ва-
кансии в интересующей Вас организации или фирме. В этом случае Вы можете также предложить на-
править в адрес работодателя свое резюме, автобиографию, письмо-заявление.

ПРИМЕР

«Я бухгалтер. Имею опыт работы в коммерческих структурах. Самостоятельно
вела баланс. Умею работать на компьютере. Хотела бы переговорить о возможно-
сти работы в Вашей фирме. Можно с Вами встретиться или оставить в отделе кад-
ров свое резюме?»
«Ищу работу в качестве коммерческого агента. Хотел бы работать в Вашей фир-
ме. Окончил колледж по специальности менеджер по торговле. Можно ли подъехать
для личной встречи? Я готов некоторое время поработать без оплаты с испыта-
тельным сроком».
1.3. Собеседование с работодателем

Подготовка к собеседованию и его проведение
Подготовка к интервью должна быть проведена заблаговременно. Постарайтесь как можно больше
узнать о фирме и побывать там заранее. Стандартные вопросы, касающиеся распорядка дня, отпуска,
примерной оплаты лучше выяснить также заблаговременно. Во время интервью более уместны вопро-
сы о содержании работы, границах ответственности, перспективах повышения квалификации, коллек-
тиве, деятельности Вашего предшественника. Прийти на интервью надо за 15 минут до назначенного
времени, если вдруг Вы опаздываете, постарайтесь позвонить и предупредить о своей задержке. Не
стесняйтесь спросить, сколько Вам отведено времени на интервью, это даст понять интервьюеру, что
Вы цените как свое, так и чужое время.
Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого встретите в офисе. Улыбнитесь, входя в каби-
нет интервьюера. Следите за своей осанкой, старайтесь смотреть в глаза, но будьте естественны.
Для встречи Вам понадобится:
собрать нужную информацию об организации;
подготовить свои документы об образовании (общем, профессиональном, дополнительном), трудовую
книжку, военный билет;
тщательно подготовиться к следующим наиболее часто задаваемым вопросам:
Почему Вы ушли (Вас уволили) с предыдущей работы?
Почему Вы хотите работать именно на нашем предприятии?
Почему Вы считаете, что справитесь с предлагаемой работой?
Можете ли Вы при необходимости работать в режиме ненормированного рабочего дня, выезжать в
командировки?
При этом продумайте аргументы в свою пользу, чем они будут короче, тем более благоприятно бу-
дут восприняты второй стороной.
Подготовьтесь к рассказу о себе. Постарайтесь сведения изложить лаконичнее, подчеркнув свои
основные достоинства и достижения. В этом Вам может помочь резюме, написанное заранее. Приго-
товьте записную книжку и авторучку на случай, если нужно будет что-то записать.
Встречают по одежке
Готовясь к встрече, не забывайте пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».
Главный совет – Ваша одежда должна быть строгой, прическа аккуратной. Одеться следует в стиле
той работы (должности), на которую Вы претендуете. Спортивная одежда, вечерние наряды, яркий ма-
кияж, небрежность в одежде и внешности вряд ли будут способствовать Вашему успеху у работодате-
ля.

34

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign