LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тицы. Для наиболее раннего вмешательства более подходят относительно дешевые меры помощи без-
работным, тогда как переобучение, субсидирование дополнительных рабочих мест, являющиеся доро-
гостоящими и затратными мерами, должны применяться уже для людей с большим стажем безработи-
цы. Выбор методов вмешательства на ранней стадии безработицы в службах занятости за рубежом про-
водится тремя способами: формальный способ профилирования, основанный на статистических мето-
дах, или менее формальный, на основе мнения опытного персонала службы занятости, или на основе
комбинации двух первых способов профилирования.
Безработицу в России, как неотъемлемый атрибут современной жизни, можно рассматривать с раз-
личных сторон. Рассмотрим стратегию поведения безработного с точки зрения его психологической
готовности к трудоустройству.
Исследования специалистов показывают многообразие способов реагирования людей на незаня-
тость: одни справляются с трудностями, возникающими на жизненном пути, лучше, другие хуже, а не-
которые даже находят удовольствие в альтернативных жизненных стилях.
В работе «Политика противодействия безработице» Ф. Т. Прокопов предлагает такую классифи-
кацию людей, потерявших работу *:
Первая категория – это люди, готовые к работе, не имеющие опасности стать хроническими без-
работными.
Вторая категория – это люди, в общем готовые к работе, но имеющие опасность стать долгосроч-
ными безработными.
Третья категория – это те, кто не готов немедленно приступить к работе и имеет все шансы стать
хроническим безработным.
Безработные первой категории – это люди, имеющие специальность, конкурентоспособную на
рынке труда, с активной жизненной позицией. Поиск работы у таких людей занимает некоторое время,
но в конечном итоге они довольно быстро находят новую работу. Им не требуется целевой помощи в


*
Прокопов Ф. Т., Малева Т. М. Политика противодействия безработице. М., 1999. С. 65–66.

19
поиске работы. Сокращению периода безработицы может способствовать наиболее широкий доступ к
информации о вакансиях.
Безработные второй категории – это наиболее распространенный тип состоящих на учете в службе
занятости. Это люди, зачастую имеющие специальность, не пользующуюся спросом на рынке труда,
отягощенные неуверенностью в завтрашнем дне, не имеющие навыков поиска работы в условиях ры-
ночной экономики. Этим безработным требуется немедленная поддержка, которая заключается в кон-
кретной помощи при поиске работы (помощь в подготовке резюме, доступ к современным средствам
связи, занятия в клубах ищущих работу и т. п.).
Безработные третьей категории – наиболее вероятные кандидаты в хронические безработные.
Обычно в случае увольнения они встают на учет в службу занятости и перестают заниматься своим
трудоустройством, полагаясь только на случайность. В основном это безработные, имеющие специаль-
ность, невостребованную современным рынком труда. Люди этой категории могут рассматриваться как
первоочередные кандидаты для направления на переобучение.
В настоящее время степень точности прогнозирования долгосрочной безработицы в ее начальном
периоде не достаточно высока, тем не менее работа по выявлению лиц, имеющих «перспективу» по-
пасть в третью категорию, должна проводиться с целью оказания ускоренной помощи заинтересован-
ным людям.
По истечении 3 месяцев безработицы, когда уже произойдет отсев легкотрудоустраиваемых безра-
ботных, необходимо проведение первого глубокого интервью для выяснения перспектив трудоустрой-
ства оставшихся категорий безработных.
При увеличении периода безработицы до 6 месяцев, работа сотрудников службы занятости по тру-
доустройству безработных должна становиться более интенсивной с привлечением их к участию в про-
граммах «Клуб ищущих работу», «Новый старт». Немаловажным в этот период становится переоценка
безработным понятия «подходящая работа».
По истечении 12 месяцев безработные сливаются в одну группу. В этот период необходимым ста-
новится обновление планов поиска работы и возможностей трудоустройства. Если за истекший период
безработный не проявлял желания к переобучению, то на данном этапе оно должно быть предложено
более настойчиво как наиболее эффективный способ дальнейшего трудоустройства. Также можно
предложить безработному помощь не только профконсультанта, но и психолога.
По данным зарубежных исследований, у людей, которые не могут найти себе работу, наблюдаются
значимые изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью; одно-
временно имеются предпосылки незанятости, связанные с эмоциональным неприятием состояния без-
работицы, степенью уверенности в поиске работы.
Немаловажную роль в отношениях государство – безработный играет восприятие нового для чело-
века статуса. Статус зарегистрированного безработного закрепляет за человеком принятую в обществе
роль и систему материального обеспечения в виде пособий. Для разных категорий людей это имеет
различное значение. Если людьми первой категории это воспринимается как ущемление и унижение, и
они пытаются поскорее покончить с таким положением, то людьми второй категории такое положение
вещей рассматривается как способ существования, без которого на этом этапе жизни человеку не обой-
тись (это возможность не потерять стаж работы, получения полиса для медицинского обслуживания,
предоставляемая службой занятости возможность бесплатного поиска работы). В то же время безра-
ботные третьей категории рассматривают этот этап в жизни как возможность «борьбы» с государством,
которое уже не раз обмануло его, и достойно того, чтобы взять у него хоть что-то. Безработица рас-
сматривается ими как время длительного оплачиваемого отпуска за многолетний труд. Многие люди в
этот период пытаются сделать то, что откладывалось долгое время: подлечиться, заняться домашним


20
хозяйством, сделать ремонт, и чем дальше они углубляются в текущие дела, тем труднее им возвра-
титься к оплачиваемой занятости.
Реакция на ситуацию, в которой оказались безработные, бывает разной в зависимости от того, к
какой категории людей они относятся. Способы адаптации безработных к ситуации можно условно
разбить на две большие группы: а) конструктивные; б) неконструктивные.
Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном и
психологическом аспектах разрешение жизненной проблемы, возникающей при потере или отсутствии
работы. Неконструктивные способы решения проблем блокируют выход человека из трудной жизнен-
ной ситуации или делают его неудовлетворительным. Для конструктивных форм поведения, наоборот,
характерна активная жизненная позиция и быстрый выход из сложной ситуации.
Неконструктивные способы адаптации можно разделить:
на защитное, избегающее поведение;
хаотический поиск;
поиск в условиях ограниченной информированности;
продуктивное иждивенчество.
К конструктивным способам адаптации относятся:
целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сети;
действенная конкретизация образа «Я», своих планов и оценок происходящего;
достраивание контекста текущей жизненной ситуации.
В классификации мы выделили три категории безработных. Рассмотрим более подробно стратегию
адаптации на рынке труда каждой из перечисленных категорий.

Безработные адаптируются на рынке труда быстро и безболезненно, чувст-
Первая категория
вуя себя легко и уверенно. Для них эффективными являются конструктивные способы адаптации. Наи-
лучшее применение находят такие способы, как целенаправленное использование ресурсов своей меж-
личностной сети и достраивание контекста текущей жизненной ситуации.
Целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сети. Для этой фор-
мы поведения характерны следующие направления деятельности:
• активный поиск работы с использованием собственных связей, связей родственников, знакомых;
• внутрисемейная поддержка, помощь близких, которые являются не только важным условием преодо-
ления жизненных неудач, но порой и единственным источником жизненной энергии, позволяющей ему
поддерживать свою психологическую устойчивость;
• создание референтного круга общения, в котором культивируется взаимопомощь и разного рода об-
мены как информацией, так и материальными благами. Здесь же можно рассматривать использова-
ние окружения в качестве заказчиков и потребителей Ваших услуг и продукции (работа няни для со-
седских детей, вязание, шитье, продажа выращенного на дачном участке), что позволяет поддержи-
вать необходимый уровень жизни при поиске постоянной работы;
• репутационная стратегия трудоустройства: человек находит работу, зарекомендовав себя на преды-
дущем месте работы. Основу такой формы поведения составляет ответственное участие в профес-
сиональной межличностной сети. Стараясь качественно выполнять взятые на себя обязательства, че-
ловек формирует долгосрочные отношения со своим окружением.
Для достраивания контекста текущей жизненной ситуации (я вижу то, чего пока нет, или
то, с чем я пока не имею дела) является характерным:
• отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Безработные воспринимают себя жертвой
ситуации, с одной стороны, с другой – рассматривают сложившиеся обстоятельства как источник но-

21
вых дополнительных шансов, которые открываются и планируются самим человеком. Они могут
рассматривать предлагаемую работу как возможность установления новых социальных связей и по-
лучения новой информации, поэтому на первом этапе для них не так уж важен размер заработной
платы. В то же время приобретение «нужных» связей выполняет важную функцию в восприятии че-
ловека как совокупность шансов на рынке труда;
• способность видеть множество сфер приложения своих сил. В случае, когда человек видит себя
только на одном поприще, зависимым от ситуации, считает, что он не может ничего поделать, рож-
дается агрессия. Если же человек видит возможность применения своих сил в различных сферах, –
это позволяет ему легче пережить жизненный кризис, который не воспринимается как катастрофа.
Эта способность спокойного отношения к трудной ситуации как совокупности шансов относится к
сильным способам адаптации на рынке труда и является одной из внутренних основ трудовой мо-
бильности.
Эти люди активно действуют на рынке труда, используют весь имеющийся арсенал личных и
деловых связей, стараясь расширить в период безработицы круг общения с целью найти работу.
Обычно это хорошо зарекомендовавшие себя на предыдущем месте работы люди. Располагая доста-
точной информацией по имеющимся вакансиям, они быстро находят необходимые связи, людей,
которые могли бы рекомендовать их на новое место работы.

Вторая категория Люди, желающие работать, но не имею-щие сиюминутной возможности тру-
доустроиться. Для их адаптации на рынке труда характерно сочетание конструктивных и неконструк-
тивных способов. Наиболее характерны для них такие способы адаптации, как продуктивное иждивен-
чество, поиск в условиях ограниченной информированности, действенная конкретизация образа «Я»,
своих планов и оценок происходящего.
Поиск в условиях ограниченной информированности. Люди – обладатели этой формы пове-
дения готовы действовать и решать свои профессионально-трудовые и жизненные проблемы, но при
этом явно ощущается дефицит информации, которую можно использовать при поиске. Существование
такой формы поведения обусловлено, в основном, отсутствием у человека информации, личных кон-
тактов, знания социально-экономической жизни общества, а также низким качеством источников ин-
формации.
Продуктивное иждивенчество. Такая форма иждивенчества особенно характерна для молодых
людей, еще не устроившихся на работу после окончания учебы. Они используют ресурсы близких лю-
дей, полностью возлагая на них ответственность за свою судьбу. Форма продуктивного иждивенчества
работает только в соответствующей окружающей обстановке, и в случае утраты семейной поддержки
человеку приходится приспосабливаться к изменениям через становление механизмов конструктивного
поведения. Продуктивное иждивенчество присуще, в основном, выпускникам учебных заведений, не
привыкшим пока к самостоятельному мышлению, не имеющим навыков поиска работы.
Действенная конкретизация образа «Я», своих планов и оценок происходящего. Эта
форма поведения характеризуется:
• осознанием и активным использованием индивидуальных ресурсов. Суть заключается в осознании
своих индивидуальных свойств, себя в целом в качестве средства или источника достижения нужно-
го результата. Если есть уверенность в том, что определенный навык, специальный опыт или другая
индивидуальная характеристика (например, способность сходиться с людьми, быстрая обучаемость)
являются сильной стороной личности, то эта уверенность часто сопряжена с готовностью использо-
вать свои индивидуальные качества даже вопреки явным недостаткам при поиске работы, например



22
возраста. Люди с такой формой поведения зачастую получают новые рабочие места вопреки обстоя-
тельствам, благодаря своей настойчивости и вере в свою способность справиться с трудностью;
• предметностью оценок, намерений, планов. Иногда необходимо не только знать, в какой области
человек сможет найти работу, но и немаловажно разработать стратегии поведения, которые помогут
достичь желаемого результата. Способность конкретизировать свои умения и намерения в той или
иной области – это важный этап в преодолении трудностей, связанных с трудоустройством;
• накоплением опыта поведения на свободном рынке труда. Апробирование различных вариантов и
пример других людей помогают выработать свое отношение к неудачам, узнать свои сильные и сла-
бые стороны, требования к себе и в итоге выбрать эффективную стратегию поведения на рынке тру-
да. Стратегия накопления опыта весьма эффективна для людей, которые только выходят на рынок
труда. Фактор переобучения, как способ выхода из ситуации, обнадеживает немногих безработных.
В то же время люди, прошедшие переобучение, отмечают повышение уверенности в своих силах,
положительный эффект от самой возможности учиться, даже если потом не удается найти работу.
Люди, готовые работать, но не имеющие возможности сразу трудоустроиться, стараются решить
профессионально-трудовые проблемы, но испытывают дефицит информации, возникающий из-за низ-
кой коммуникабельности безработных.

Люди не готовы приступить к работе, имеют все шансы стать хроническими
Третья категория
безработными. Им свойственны такие неконструктивные способы адаптации, как защитное, избегаю-
щее поведение, хаотический поиск.
Защитное, избегающее поведение. Характеризуется тем, что в одних случаях человек старает-
ся не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, идеализирует прежнее место работы, не пыта-
ется реалистично посмотреть на ситуацию. В других случаях человек всячески уходит от предложений
и ситуаций, которые требуют от него усилий, настойчивости, нового взгляда. Для этих людей характер-
но поведение, жестко охваченное сложившимися обстоятельствами. Будущее определяется ими только
как воздействие со стороны. Такие безработные не пытаются предпринять никаких попыток по управ-
лению путями своего развития, у них нет уверенности в собственной возможности изменить ситуацию.
Более того, они полагают, что предпринимать какие бы то ни было шаги бессмысленно. Эти люди ха-
рактеризуются растерянностью и потерянностью, общение с ними оставляет впечатление общей угне-
тенности: они зачастую жалуются на недомогание, болезни, невзгоды. Для принявших такой способ
адаптации свойственна осторожность, пессимизм и пассивная выжидательная тактика, зачастую с об-
винениями в адрес работодателей, службы занятости, государства и т. п.
Хаотический поиск. Можно охарактеризовать как поведение без осмысления вариантов и по-
следствий принимаемых решений. Человек берется за все, что подворачивается под руку. Такое пове-
дение в условиях рыночной экономики может приносить и пользу. Но если оно сопряжено с резким
падением заработков на новом месте работы, понижением социального или профессионального стату-
са, может возникнуть психологическое состояние, приводящее к общей неудовлетворенности, агрес-
сивности.
Для людей, имеющих перспективу стать долгосрочными безработными, характерно пассивное по-
ведение, нежелание заниматься какими-либо проблемами, возникающими на пути трудоустройства.
Они не имеют системы поиска работы.

Система профилирования развита во многих странах. Она является основополагаю-
щей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу.
В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и
возвращения к занятости работников (WPRS). WPRS включает три основных этапа:



23
1) ранняя идентификация тех получателей пособия по безработице, кто, вероятно,
исчерпает право на него;
2) условия предоставления услуг по возвращению к работе этим претендентам;
3) сбор информации относительно результатов с целью проверки сохранения преем-
ственности пособия и облегчения оценки эффективности действий.
Безработные, постоянно теряющие работодателя и имеющие право на пособие по
безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профи-
лирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероят-
ность того, что ищущий работу исчерпает права на пособие. Модель содержит сле-
дующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в
прошлом (занятие / отрасль) и местный уровень безработицы. Профилированные без-
работные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска
работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобу-
чением, так как они более дорогостоящие.
В Австралии для взрослых людей – получателей пособия по безработице использу-
ется формальное профилирование, основанное на статистической модели. Оно предна-
значено для выявления наиболее вероятных кандидатов на долгосрочную безработицу.
Профилирование использует следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст,
образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране, инва-
лидность, наличие навыков разговорного английского языка и географическое место-
положение. Эта формальная процедура имеет дополнения. Полагаясь на собственное
мнение, штат службы занятости может выбирать ищущих работу в первые 12 месяцев
после регистрации для дальнейшей оценки на основе дополнительных факторов. До-
полнительные факторы: слабое побуждение к работе, заниженная самооценка, слабые
навыки по арифметике и грамотности, длительное неиспользование рабочей силы.
Все отобранные формальным профилированием или сотрудниками службы занятости,
использующими дополнительные факторы, интервьюируются и классифицируются соглас-
но вероятному уровню сложности трудоустройства.
Процесс профилирования безработных по степени возможности стать долгосрочными
безработными плавно переходит к выявлению и оценке фактических проблем, которые
могут возникнуть у этих людей. После проведения глубокого интервью, а может быть
даже не одного, составляется индивидуальный план для безработного. В каждой
стране подбор такой программы происходит по-разному. В Бельгии планирование дей-
ствий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает
им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, при-
чем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по состав-
лению плана означает применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально
определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его
возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план
действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы.
План имеет список мер типа: участия в консультациях по поиску работы, мерах про-
фессионального обучения или субсидированной занятости.
Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вме-
шательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе за-
нятости, ищущий работу и консультант договариваются о плане «возвращения к рабо-
те», который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска ра-
боты. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения
«пособия ищущим работу». По истечении 13 недель безработицы план действий может
быть пересмотрен. Если человек рассматривает альтернативные возможности развития
своей карьеры, ему становятся доступны семинары поиска работы. По истечении 6 ме-
сяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе «Новый
старт» с дальнейшими интервью через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматри-
ваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того, как период
безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного
курса «Новый старт».


Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального
безработного и консультанта. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они
долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой за-
нятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как


24
таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми эле-
ментами политики рынка труда.
5. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ


Консультирование, независимо от его форм, средств, содержания, всегда разворачивается как
процесс изменения объекта консультирования. Профконсультирование является специальной дея-
тельностью, направленной на формирование у клиента объективной оценки ситуации на рынке
труда, возможностей по обеспечению занятости и выработку на этой основе оптимальной страте-
гии решения проблемы индивидуальной занятости с учетом особенностей клиента и ситуации на
рынке труда.
Работник службы занятости должен брать на себя решение только тех задач, которые находят-
ся в его профессиональной компетенции. Профконсультант должен уважать личность клиента и
защищать его право на свободное самоопределение в сфере трудовой деятельности. В ходе проф-
консультации также не должна ограничиваться его свобода: он может прекратить консультации
или консультироваться у другого профконсультанта. Клиент имеет право знать о применяемых
методиках и способах получения информации, от чего зависит желание участия в профконсульта-
ции. Во время работы с клиентом консультант должен так высказывать собственные суждения
и оценивать различные аспекты ситуации в такой форме, чтобы не ограничивать его свободы в
принятии самостоятельного решения.
Ориентируясь на запросы рынка труда, профконсультант может реально помочь в решении про-
блемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Последствия обще-
ния с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента.
Процедура профконсультирования предполагает, прежде всего, установление контакта. В процес-
се профессионального консультирования безработных профконсультант должен вести беседу с клиен-
том в зависимости от того, к какой категории безработных он относится.
5.1. Примерный план проведения
профконсультационной беседы с различными
категориями безработных

Как уже говорилось выше, первая категория безработных – это люди, готовые к работе, не
имеющие опасности стать хроническими безработными. Основными видами помощи профконсультанта
при проведении беседы с ними будут: своевременный подбор подходящих вакансий, находящихся в банке
вакансий службы занятости, рекомендации по правильному ведению переговоров с работодателями, пре-
доставление технической помощи (средства связи).
С клиентами, готовыми к работе и не имеющими опасности стать хроническими безработными,
профконсультант может провести индивидуальную профессиональную консультацию. Его главная зада-
ча – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с переменой
места работы.
Примерная схема профконсультирования безработных первой категории выглядит так:
• определить проблему, если она не ясна;
• проанализировать состояние рынка труда региона и конкурентоспособность на нем клиента;
• обсудить возможности трудоустройства на свободные вакансии с учетом требований рынка труда и
личных запросов, семейных обстоятельств;


25
• обучить навыкам активного поиска работы, дать советы личного характера по саморелаксации, по-
мочь в составлении личного плана поиска работы или плана самоопределения.
В ходе профконсультации, прежде всего, необходимо подробно ознакомиться с запросами клиента,
его прежним опытом и оценить его реальные возможности. Это может быть реализовано в ходе предва-
рительной беседы клиента и профконсультанта, проводящейся в четырех направлениях:
1. Выяснение анкетных данных клиента: Ф. И. О., возраст, семейное положение, образование.
2. Прошлое: рассказ клиента о прежней работе, его достижениях и недочетах.
3. Настоящее: выяснение образа жизни клиента, ее объективных и субъективных проблем.
4. Будущее: его задачи, намерения, планы.
Необходимо объяснить клиенту, что к поиску работы надо относиться как к работе. Это даст чело-
веку возможность соблюдать тот жизненный ритм, к которому он привык, и сохранить уверенность в
себе. Предложите ему сформулировать свои пожелания и возможности относительно будущей работы
примерно по такому плану.
Определение цели поиска работы. Какую работу Вы хотели бы иметь? Какой характер и усло-
вия труда устраивают? Какую зарплату Вы хотели бы получать? Вас интересует престижная работа,
возможность сделать карьеру или только необходимость найти любую работу и иметь определенное ма-
териальное обеспечение и т. д.
Проанализируйте свои возможности. Соответствует ли Ваше профессиональное образование
требованиям тех работодателей, у которых Вы хотели бы получить работу? Есть ли у Вас необходимый
опыт работы по данной специальности, на данном рабочем месте (возможно, это опыт, полученный на
практике, в армии, подрабатыванием в студенческие годы и др.)?
Что Вы еще умеете делать? Может быть Вы получили навыки какой-то работы в школе, от родите-
лей, и этот опыт можно использовать при трудоустройстве (например, Вы прекрасно разбираетесь в
электротехнике, умеете устранить любые неполадки в электроприборах и пр.).
Умеете ли Вы обращаться с компьютером, знаете ли Вы иностранные языки, имеете ли музыкаль-
ное образование или Вы увлекаетесь аудио-, видеотехникой, ремонтом радио- или иной аппаратуры и
т. д.
Можно записать все эти сведения, они могут понадобиться для составления грамотного резюме, в
переговорах с работодателями по телефону или при личных встречах, а также для сопоставления тре-
бований работодателя с Вашими возможностями.
Следующим этапом собеседования может стать информация об интересующих человека вакансиях
и источниках ее получения.
Источниками информации могут быть:
центры занятости населения (по месту жительства);
частные бюро по трудоустройству;
объявления в газетах, по радио, телевидению, рекламные объявления;
сообщения друзей, знакомых, родителей, бывших сослуживцев;
отделы кадров предприятий, фирм;
телефонные справочники и др.
Информация, которую можно использовать в первую очередь:
• рекламируемые вакансии;
• любые устные сообщения о появившихся вакансиях или возможности появления интересующих Вас
вакансий;




26
• адреса отдельных предприятий и фирм, Вас заинтересовавших, то есть потенциальных работодате-
лей (продавец может выписать адреса фирменных магазинов, где могут в любое время возникнуть
вакансии; водители могут быть востребованы в крупных автоколоннах и т. д.);
• объявления о временной занятости, общественных работах и т. д.
Что способствует повышению личной конкурентоспособности:
наличие базового профессионального образования;
наличие дополнительного образования, смежной или родственной профессии (предпочтительней по
рабочей профессии);
приобретенные умения и навыки (например, умение работать на ПЭВМ, производить мелкий ремонт
радио- или электротехники, музыкальное, художественное образование и т. п.);
ориентация на рынке труда и рынке профессий и специальностей;
знание требований, предъявляемых профессией к человеку;
знание требований, предъявляемых работодателем к работнику;
опыт производственной деятельности (предпочтительно по имеющемуся базовому образованию или
родственной производственной деятельности);

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign