LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Многие респонденты не будут знать точное значение термина «профессиограмма». Либо найдите
понятный респондентам эквивалент, либо включите преамбулу к пункту, объясняющую специальный
термин.

Двусмысленность Беженцам не следует поселяться в районах
с высоким уровнем безработицы
Почти все согласятся с этим утверждением, вне зависимости от того, враждебно или нет они отно-
сятся к переселенцам. Следовательно, не все будут поддерживать дискриминационные меры по отно-
шению к беженцам.
Согласие с утверждением может означать только то, что респондент имеет в виду бедственное по-
ложение самих беженцев.

Двойной вопрос Переобучение является исключительно резуль-
татом личного выбора безработного и следу-
ет сделать его доступным и бесплатным.
Это простое утверждение содержит на самом деле два вопроса. Кто-то может быть согласен только
с одним из них.

Эмоциональность Правительство бездушно разрушает благо-
языка
состояние государства.
Не следует сгущать краски, употребляя оценочные суждения. Постарайтесь избегать эмоционально
окрашенных вопросов, по крайней мере до тех пор, пока респондент не почувствует себя более свобод-
но с интервьюером.

Направляющие Согласны ли Вы с тем, что необходимо по-
вопросы
высить пособие по безработице?
Начиная свой вопрос со слов «Согласны ли Вы», Вы неосознанно навязываете свою точку зрения,
респонденту может быть трудно не согласиться. Кто-то из вежливости отвечает: «Да, но...». В этом слу-
чае у интервьюера появляется возможность на свое усмотрение интерпретировать «но» как «нет» или
игнорировать «но», обращая внимание только на «да» в ответе.
3.2. Пятишаговая модель интервью




11
Рассмотрим пятишаговую модель процесса интервью, используемого в качестве основного метода
консультирования.

1-я фаза – установление Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диа-
лога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание ме-
взаимопонимания
жду участниками. Для достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и
благорасположенность к нему консультанта и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда
весьма мучительными, переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во
время знакомства при обращении к клиенту благоразумнее называть его по имени или же уточнить, какое
обращение он предпочитает. Некоторые клиенты предпочитают неофициальное обращение по имени, а
для других важно, чтобы к ним обращались по фамилии.
Интервью может начаться со вступления, заданного вопросом-предложением консультанта: Слу-
шаю Вас, или Расскажите о себе, или Что привело Вас ко мне...
Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия – клиент и
события его жизни.
Стадия эта может длиться от нескольких секунд до десятка минут. Консультант дает информацию
о своих возможностях, при этом решая проблемы установления контакта с клиентом. Конкретные вари-
анты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента. Если в
течение пяти минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практи-
ка, исправить трудно.
Большинство обращающихся имеют небольшой опыт общения с социальными работниками или не
имеют его вовсе, и поэтому с недоверием и опасением относятся к интервью. Многие расценивают
просьбу о помощи в решении своих проблем как свидетельство о неудаче, слабости или собственной
несостоятельности, а некоторые считают это даже унизительным (в особенности люди, не доверяющие
другим).
Одно из средств для достижения взаимопонимания – проведение «разминки». Непосредственное,
без предварительной беседы, обсуждение серьезных и спорных вопросов считается неуместным и даже
невежливым. Успешно работают с клиентами социальные работники, придерживающиеся сдержанной
и ненавязчивой манеры общения. При работе с большинством клиентов достаточно короткой «размин-
ки». Непродолжительная беседа на нейтральную тему создает благоприятную атмосферу для обсужде-
ния проблем. Однако многие интервьюированные ожидают немедленного обсуждения своих проблем,
и их беспокойство растет, если социальный работник медлит.
Обычно к признакам хорошего интервью относят следующие:
• клиент понимает логику беседы, это повышает его активность;
• респонденту интересно в ситуации интервью.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у консультанта. Первый на этой стадии
интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и
когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие консультанта и клиента, кото-
рое может быть выражено примерно в следующей формулировке: я его чувствую, понимаю (консуль-
тант); меня слушают, я доверяю этому человеку (клиент).


2-я фаза – изучение После того, как клиент подготовлен к работе, следует начать изучать про-
проблемы блему. Интервьюируемый начинает рассказывать о ней. Задача консультанта
заключается в том, чтобы разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необ-

12
ходимую для составления ясной картины имеющихся у него трудностей и факторов, их обусловивших.
Некоторые делятся богатой информацией произвольно или с небольшой помощью со стороны консуль-
танта. Другие же могут сомневаться в целесообразности этого, начиная бороться со своими чувствами или
с трудом выражая свои мысли.
На второй стадии интервью происходит сбор информации о клиенте. Консультант на этом этапе
может и часто должен выступать в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше.
Примерно 15–20 минут идет подробный рассказ клиента о себе.
В это время консультант может выяснить:
– что знает клиент о ситуации на рынке труда;
– основные требования клиента к будущей работе;
– как представляет клиент свои возможности и перспективы в профессиональном самоопределении;
– готовность клиента поменять в случае необходимости профессию, пройти переобучение.
Консультанта занимают следующие вопросы: как видит свою проблему клиент? каковы его воз-
можности в ее решении? На материале полученной информации консультант уясняет позитивные воз-
можности клиента в решении проблемы.
Чтобы облегчить изучение проблемы, консультант пользуется рядом приемов, относящихся, преж-
де всего, к методам активного слушания.


3-я фаза – принятие На третьей стадии интервью консультант обсуждает с клиентом возмож-
ные пути решения проблемы профессионального выбора. Если им обоим
решения
все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Эта фаза интервью предполагает воздейст-
вие консультанта, в этом заключается основное содержание консультирования. Для клиента она не
должна выглядеть как-то по-особому. В процессе консультации клиент переживает изменения, проис-
ходящие с ним как результат его собственных усилий, возможностей. Это приводит к тому, что пере-
живаемые им изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.
Воздействие обязательно должно быть произведено консультантом. Если клиент оказывает со-
противление и не реагирует на мягкие формы воздействия, то интервьюер обозначает сопротивление
респондента и работает с ним, это может быть выражено в следующей форме: Вам трудно понять...
Вам не хочется согласиться...
Консультанту очень важно обговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В
ненавязчивой манере их желательно воссоздать. Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту об-
наружить неизвестные ему ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о кото-
рых он не думал.
Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но должно быть обязательно. Ему может
быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена.


Четвертая фаза интервью – выработка альтернативных решений. Об-
4-я фаза – обсуждение
суждение с клиентом разных вариантов решения его проблемы трудоуст-
запасных вариантов
решения проблемы ройства или переобучения.
Консультант, работая с альтернативными решениями, должен постоянно думать над содержанием
своей профессиональной позиции и помнить о том, что правильное для него решение не обязательно
является таковым для клиента, некоторым же нужны четкие директивные рекомендации.


Пятый, последний этап интервью, – обобщение консультантом в
5-я фаза – подведение
итогов консультирова- форме резюме результатов взаимодействия с клиентом. Задача кон-

13
сультанта – способствовать формированию активной позиции клиента в решении проблемы его трудо-
устройства.
Целесообразно на этом этапе попросить клиента указать, что дала ему консультация. Если клиент не
может подвести итог или он будет совершенно неожиданным для консультанта, это может свидетельство-
вать об ошибочных действиях социального работника. В этом случае необходимо продолжить работу с
респондентом, предварительно тщательно проанализировав предшествующие этапы.
В заключение беседы консультант прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу.


Приемы ведения интервью

Качественные и количественные характеристики информации, полученной в интервью, во многом
зависят от личностных и поведенческих особенностей интервьюера. Особенно важны характеристики
поведения интервьюера при проведении свободного, неструктурированного интервью, то есть прежде
всего в профконсультировании. Люди сообщают о себе гораздо больше информации, если чувствуют
себя комфортно. В такой ситуации они намного свободнее разговаривают, чем в строгой, официальной
обстановке, когда отнюдь не снимается подозрительность. Неуклюжий, чопорный или агрессивный ин-
тервьюер может добиться невысокой кооперации или даже враждебности со стороны респондента.
Чтобы способствовать появлению и сохранению доверительной атмосферы во время беседы, кон-
сультанту необходимо использовать ряд факторов и специальных приемов ведения интервью.
Нейтральность. Респондент будет чувствовать себя более комфортно, говоря на своем обычном
языке (диалект, акцент, обычный стиль разговора) и чувствуя, что это не только не ограничивается, но
приветствуется и ценится. Принятие языкового стиля и невербального поведения респондента поможет
заверить его в том, что не будет никакого морального оценивания того, что он скажет.
Формальные позиции. В процессе взаимодействия интервьюер и респондент всегда занимают оп-
ределенную позицию по отношению друг к другу. Она может быть описана в понятиях равенства и
неравенства. Если консультант занимает позицию «над клиентом» и последний воспринимает его как
«очень авторитетную фигуру», свои ответы будет стараться формулировать «правильно», что значи-
тельно снизит степень их искренности. В противоположном случае, когда респондент чувствует свое
превосходство над интервьюером, его ответы будут, скорее всего, поверхностными и беглыми. Только
позиция равенства консультанта и клиента является оптимальной.
Со стороны интервьюера должны быть явные, заметные свидетельства того, что он с равным вни-
манием слушает все, чтобы ни рассказывал клиент. В этом может помочь позитивное сочетание невер-
бальных сигналов, таких, как открытые руки, видимые ладони, наклоны головы и улыбка. Все это об-
легчает работу с людьми, поскольку заставляет их чувствовать расположенность к интервьюеру.
Отрицательный образ – профессионал сидит, откинувшись назад, соединив пальцы «в купол», и от
клиента его отгораживает огромный стол.
Проявления расположенности к собеседнику включают небольшую интерперсональную дистан-
цию (не более 120 см), достаточно интенсивный контакт глаз, больший наклон вперед.
Внимание к эмоциональному состоянию клиента. Важным условием для достижения взаимопо-
нимания и его поддержания является внимание к непосредственному эмоциональному состоянию кли-
ента в начале интервью. Например, если клиент расстроен, концентрация внимания на его чувствах и
связанных с ними обстоятельствах приводят к ослаблению напряженности, которая может препятство-
вать консультированию. Более того, чуткость способствует установлению контакта, так как интервьюи-
руемый начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного и проница-
тельного.


14
Важным фактором для достижения взаимопонимания является сочувственная реакция на слова
клиента или его душевное проявление, как бы она не была выражена – в словах, жестах и др. По суще-
ству, это свидетельствует о понимании проблем собеседника, интервьюер как бы подтверждает: я с
тобой, я слышу и понимаю, что ты говоришь и чувствуешь. Чтобы добраться до сокровенных мыслей,
социальный работник должен не только настроить себя на восприятие того, что говорит клиент, но и
уловить скрытые намеки, передаваемые выражением лица, тоном, позами и жестами, которые могут
как уточнять сказанное, так и противоречить ему. Однако это вовсе не означает, что чувства клиента
должны захлестнуть социального работника. «Быть с» – значит внимательно сосредоточиться на эмо-
циональном состоянии клиента, не теряя перспективы и не поддаваясь его эмоциям.
Социальные работники зачастую используют несколько различных ответов, выражающих сочувст-
вие: Я вижу, Вы действительно подавлены сложившейся ситуацией; В любом случае Ваша ситуация
действительно не приятна; Вы, видимо, чувствуете, что я и сам в замешательстве и должен сначала
разобраться, а уж потом что-либо предпринять.
Если Вы видите перед собой уставшего и рассерженного клиента, первое, что следует сделать, –
сообщить ему, что Вам понятно его состояние. Фраза: Представляю, как Вы недовольны! срабатывает
безотказно, умиротворяет клиента. Конечно, он не перестает сердиться, но пик раздражения уже прой-
ден.
Есть еще одна подсказка, как вести трудный разговор. Вы встаете на позицию собеседника и заявляете
об этом: Если бы я оказался на Вашем месте... (сигнал – я считаюсь с Вашим положением).
Консультант должен использовать разнообразные формы сочувственных ответов, избегая часто
повторяемых и избитых фраз типа: как я понимаю, при всем моем сочувствии и т. п.
Специалисты единодушно убеждены в том, что сочувствие является чрезвычайно важным для эф-
фективного интервью и имеет прямое отношение к его результатам.
Указанная концепция имеет решающее значение при работе с людьми, согласившимися на интер-
вью не по своей воле. Они входят в контакт, переполняемые отрицательными, и даже враждебными,
эмоциями. Сочувственная реакция, демонстрирующая понимание и доброжелательность, опытным ин-
тервьюерам часто помогает нейтрализовать негативные эмоции и повысить восприимчивость клиента к
анализу его проблем. Если же социальному работнику не удалось их нейтрализовать, то, вероятно, ему
придется столкнуться с упорной замкнутостью, упрямством и другими формами активного и пассивно-
го сопротивления.
Внимательное отношение консультанта к существу дела увеличивает удовлетворенность клиента,
создает условия для продолжения подобной работы, а также для установления продуктивных деловых
отношений.
Естественность и искренность. Другими факторами, способствующими достижению взаимопо-
нимания, являются естественная и искренняя, непринужденная и открытая манеры общения. Искрен-
ность предполагает разговор экспромтом, а не использование заранее придуманных фраз. Консультант
должен говорить в естественной манере, не подавляя своих чувств. Он не должен слишком настаивать
на своем; скорее ему следует быть достаточно гибким и признавать свои ошибки. Социальный работ-
ник должен быть образцом гуманности и открытости. Можно рассчитывать на то, что искренность при-
ведет к большей открытости клиента. Различные авторы давали самые разнообразные определения од-
ному из аспектов искренности, называемому «самораскрытие», определяя как сознательное и намерен-
ное сообщение информации о себе, выраженное словами или иными способами (мимикой и жестами) в
ответ на слова клиента. С терапевтической точки зрения самораскрытие профконсультанта приободря-
ет интервьюируемого к ответному доверию и искренности.


15
Исследователями изучено воздействие различных типов самораскрытия, при этом признавалась
разница между самораскрытием и самовлечением, участием. Второе предполагает использование вы-
ражений, отражающих личную реакцию на слова клиента. Например: Выслушав Вас, я был восхищен
теми целями, которые Вы перед собой поставили или Я хочу поделиться с Вами своим мнением о том,
что Вы только что рассказали. Напротив, суждения, связанные с самораскрытием, переводят внима-
ние на социального работника. Их можно разделить на два типа: одни сообщают, что в прошлом соци-
альный работник имел аналогичную проблему, другие говорят о насущной проблеме, аналогичной про-
блеме клиента.
Учитывая расплывчатость, а иногда неубедительность различных видов самораскрытия, при их ис-
пользовании консультант не должен забывать о здравом смысле. Отметим, что клиенты чаще соглаша-
ются на второе интервью, если социальный работник пользовался приемом самораскрытия умеренно.
Однако такой прием не является главным средством для получения ожидаемой ответной реакции. Зон-
дирующее высказывание в ряде случаях способствует большему самораскрытию клиента, нежели от-
кровенные и рефлексивные реплики.
Поощряющая реплика. Чтобы облегчить изучение проблемы, консультант может пользоваться
таким приемом, как поощряющая реплика. Он побуждает собеседника к продолжению рассказа. На-
пример, небольшие напоминания о необходимости продолжить разговор включают краткие поощ-
ряющие замечания типа: да, понятно, однако, и что же дальше. Отношение к предмету разговора
может быть передано не словами, а кивком головы, выражением лица и жестами, подтверждающими,
что консультант воспринимает и старается понять сказанное. Иногда используются так называемые
акцентирующие рамки, при которых повторяются с вопросительной интонацией слова или короткие
фразы из предыдущего высказывания клиента, чтобы побудить его к продолжению разговора. На-
пример, если клиент говорит: «Это произошло на самом деле из-за плохого отношения ко мне на-
чальника на работе», консультант может ответить: «В самом деле?».
Приемы активного слушания. Приемы этого ряда помогают общению и достижению взаимопо-
нимания посредством обратной связи с собеседником, подтверждающей, что его слушают и понимают.
Соответствующие реплики устанавливают взаимопонимание и гарантируют поддержание тесного пси-
хологического контакта с собеседником.
Для обеспечения точности понимания респондента и создания благоприятных отношений могут
быть использованы следующие виды рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, резюмиро-
вание.
В ы я с н е н и е – это обращение к говорящему за уточнениями, что помогает сделать сообщение
более понятным. Для этого полезными могут быть следующие фразы: не повторите ли Вы еще раз?
я не понимаю, что Вы имеете в виду... не объясните ли Вы это?
Заметим, что эти замечания касаются только сообщения говорящего и ни в коем случае не манер
его поведения. Когда внимание собеседника обращают на недостатки его поведения, он, как правило,
начинает «защищаться» и создает тем самым трудности в общении.
П е р е ф р а з и р о в а н и е . Часто для обеспечения обратной связи с респондентом, подтверждаю-
щей, что его понимают, интервьюер кратко формулирует уже сказанное клиентом, но своими словами.
Перефразирование может начаться следующими словами: как я понял Вас... как я понимаю, Вы го-
ворите... Вы думаете... Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь... другими словами, Вы считае-
те...
Это дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если его понимают не-
правильно, то своевременно внести соответствующие коррективы в сообщение.



16
Р е з ю м и р о в а н и е . Еще одной формой, поддерживающей разговор, являются реплики-резюме. С
их помощью может быть сжато выражена суть или основные чувства, содержащиеся в длинных или
сложных фразах, а также установлена связь между отдельными высказываниями.
Типичными вступительными фразами могут быть следующие: то, что Вы в данный момент сказа-
ли, может означать... Вашими основными идеями, как я понял, являются... если теперь подытожить
сказанное Вами, то... Резюмирующие ответы дают слушающему уверенность в точном восприятии
сообщения говорящего и одновременно помогают клиенту понять, насколько хорошо ему удалось пе-
редать свои мысли.
В беседе с респондентами, в силу своего воспитания не привыкшими обсуждать свои проблемы с
посторонними, консультанту необходимо приложить особые усилия, чтобы понять скрытый смысл их
слов.
Такие люди высказываются в завуалированной форме, предполагая, что социальные работники су-
меют сами разобраться в их проблемах. По этой причине необходимо более широкое использование
обратной связи, чтобы определить правильно ли понял интервьюер смысл сказанного, которая помога-
ет избежать ненужного взаимного непонимания.
Групповая форма проведения профконсультации имеет некоторые преимущества над индивиду-
альной:
• в процессе консультации происходит активное вовлечение слушателей в процесс формирования у
них сознательного выбора сферы деятельности;
• позволяет профконсультанту одновременно работать с группой клиентов, расширяя, таким образом,
круг консультируемых;
• происходит экономия рабочего времени профконсультанта, уменьшая поток на индивидуальные кон-
сультации (так как часть людей может решить свои проблемы в ходе групповой консультации и уже
не будет нуждаться в индивидуальной).
Групповая профессиональная консультация выполняет ряд функций, которые являются отражени-
ем ее главной цели – оказания помощи в выборе сферы деятельности, с одной стороны, – и указания
основных направлений ее работы, – с другой.
Можно выделить три основные функции профконсультации: информационную, диагностическую и
функцию прогнозирования.
И н ф о р м а ц и о н н а я ф у н к ц и я групповой профконсультации предполагает сообщение ин-
формации о мире профессий, об основных сферах человеческой деятельности, принципах выбора
профессии, о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также
сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях.
Д и а г н о с т и ч е с к а я ф у н к ц и я предусматривает определение уровня развития основных пси-
хофизиологических и психологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются мотивацион-
ная сфера личности, способности субъекта, личностные характеристики, которые выступают как про-
фессионально важные качества.
Ф у н к ц и я п р о г н о з и р о в а н и я групповой профконсультации является своеобразным объеди-
нением двух первых функций и заключается в формировании у субъекта профессионального плана на
основе изучения своей личности. Она предусматривает необходимость проработки запасных вариантов.
Оценка прогнозирования должна относиться к трем характеристикам человека как будущего субъ-
екта трудовой деятельности:
1) успешности трудовой деятельности;
2) удовлетворенности человека своим трудом;



17
3) психофизиологической «цене» затрат субъекта при овладении данной профессией или достижения
успехов в ней.
На групповой консультации субъектами решаются такие задачи, как:
• осознание субъектами важности проблемы правильного выбора профессии;
• знакомство со стратегией выбора профессии «хочу-могу-надо»;
• определение своих склонностей и личностных характеристик, а в некоторых случаях – общих и
специальных способностей;
• определение основных ошибок при выборе профессии;
• сложение личного профессионального плана;
• определение путей получения профессии с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.
В зависимости от поставленной цели, возраста консультируемых, социального статуса клиентов
групповые профконсультации можно разделить на несколько форм. Рассмотрим наиболее часто приме-
няемые из них.
Групповая профессиональная консультация по определению профиля обучения (переобучения).
На такой профконсультации каждый субъект получает расширенные знания о данной профессии (о
характере и условиях труда, о медицинских противопоказаниях, о требованиях предъявляемых профес-
сией к личности работника) и под руководством профконсультанта самостоятельно изучает особенно-
сти своей личности, определяя, подходит или нет выбираемая профессия лично ему. Важным моментом
является то, что клиент вовлекается в процесс определения своей профпригодности к данной специаль-
ности и получает возможность самостоятельно определить правильность своего выбора. Это исключает
возможность недоверия к рекомендациям профконсультанта, которое часто бывает при классической
форме проведения профотбора.
Групповое анкетирование. Отдельной формой профессиональной консультации является группо-
вое анкетирование. При этом определяется отношение клиентов к проблеме выбора профессии, уровень
подготовленности к самостоятельному выбору; выявляются лица, сделавшие свой выбор или находя-
щиеся в стадии поиска подходящей профессии. В результате намечается план дальнейшей работы и
определяются конкретные методики для данной группы.
Эта форма работы является как бы промежуточной, этапной, и приносит большую эффективность
на ранних стадиях профессионального определения.
Групповая профессиональная консультация по выбору профессии. Такая профконсультация
предполагает:
получение информационных знаний;
самостоятельную работу клиентов при заполнении опросников;
осмысление и анализ своих личностных качеств под руковод-ством профконсультанта;
составление, корректировку, обоснование и подтверждение своего профессионального выбора.
Результатом групповой формы профконсультации является самостоятельность и активность клиен-
та в решении вопросов профессионального определения.

Осваивая навыки внимания, выслушивания и воздействия, профконсультант должен постоянно
помнить, что консультирование предназначено не для консультанта, не для отсутствующих лиц, а ис-
ключительно для человека, обратившегося за помощью.
4. ПРОФИЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ

Политика службы занятости на современном этапе должна быть направлена на снижение долго-
срочной безработицы. Экономический рост может снизить краткосрочную безработицу, но очень слабо

18
воздействует на долгосрочную ее составляющую. Современная политика занятости, направленная на
возвращение безработных к активному труду, не может быть успешной, если другие направления поли-
тики преследуют иные цели. Вся общественная политика государства должна иметь в качестве осново-
полагающей цели содействие занятости населения. Активные меры по снижению безработицы способ-
ны сократить структурную безработицу путем содействия в поиске рабочего места и поддержания не-
прерывного контакта безработного с рынком труда, улучшая в то же время их профессионально-
квалификационные характеристики и трудовые навыки. Активные программы также могут стать по-
лезным инструментом для улучшения возможностей низкоквалифицированных искателей работы и
длительно безработных.
Служба занятости за рубежом имеет более долгую историю. Во многих странах служба занятости
рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы. Это такие
страны, как Франция, Германия, Швеция. В них безработным предлагается широкий диапазон переобу-
чения и мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Безработные могут
пользоваться этими услугами независимо от того, могут ли они стать в будущем долгосрочными безра-
ботными или нет. В этих странах только субсидии для создания рабочих мест ограничены долгосроч-
ными безработными или группами повышенного риска.
Другие страны – Австралия, Великобритания, США – более избирательны в течение раннего пе-
риода безработицы в предложении доступа безработным к помощи в поиске работы и обучению. В Ве-
ликобритании взрослый безработный может пройти обучение только по истечении 6 месяцев безрабо-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign