LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Слабнина Е.В.
Профориентационные технологии (формы, виды и кате-
гории населения).

ВВЕДЕНИЕ

Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения предопределяют
новый подход к проблеме социальной и профессиональной самореализации личности. На современном
этапе предпочтителен акцент на формирование адаптационного потенциала, на активизацию человече-
ских ресурсов, обеспечение социального и личностного развития. Расширение возможностей выбора
профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), по-
вышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимо-
сти» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифициро-
ванной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.
Это в немалой степени относится к людям как впервые вступающим на трудовое поприще, так и к лю-
дям, которые в силу сложившихся обстоятельств потеряли работу. Технология проведения профессио-
нальной консультации, приведенная в данном пособии, способствует созданию условий для формиро-
вания внутренней готовности человека самостоятельно создавать, корректировать и реализовывать свои
жизненные перспективы. В методическом пособии представлен новый подход к профилированию без-
работных по степени их социально-психологической готовности к возвращению к трудовой деятельно-
сти. Профилирование на ранних стадиях безработицы дает возможность для раннего выявления канди-
датов в долгосрочные безработные, а также для своевременной помощи людям, имеющим возможность
более быстрого трудоустройства.
Предлагаемое вашему вниманию пособие предназначено для специалистов служб занятости и при-
зван помочь им в проведении профессиональной консультации различных категорий населения.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направлен-
ная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности
общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
• профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами
производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифициро-
ванных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их
освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессиональ-
но-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
• профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении
с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологи-
ческих особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
• профессиональный подбор – представление рекомендаций человеку о возможных направлениях про-
фессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психофизиологическим, физиологиче-
ским особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской
диагностики;

3
• профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной
профессии (должности, месту работы) в соответствии с нормативными требованиями;
• профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих про-
фессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и
профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению
высшего уровня профессионализма.
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей
самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизио-
логическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовле-
творенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала,
формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации:
информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опо-
средованное (средствами массовой информации);
психологическое и медицинское консультирование;
психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
различные педагогические методы.
В связи с тем, что люди, обращающиеся в службу занятости, в большинстве своем уже сложились
как профессионалы, имеют достаточный опыт работы по определенным специальностям или, по край-
ней мере, отдают себе отчет в своих профессиональных предпочтениях, главный упор профконсультан-
та должен быть сделан на восстановление у человека должного уровня самооценки, на поиск того пози-
тивного, что заложено в личности прежним опытом, на развитие творческого подхода к поиску нового
места работы и своего нового места в обществе.
Для того, чтобы успешно решать эту задачу, психологу-проф-консультанту необходимо помнить
внутреннюю позицию личности, выявляя сформировавшие ее факторы. И в то же время необходимо
выяснить личностные черты обратившегося за консультацией человека, его жизненные обстоятельства,
так как неблагоприятные условия могут перекрыть все личностные достоинства.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества
(различного на различных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребности
личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-
профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность
готовности личности к профессиональному самоопределению, рассматриваемой как способность к по-
знанию индивидуальных особенностей и принятию решения.
Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как
процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной дея-
тельности, что позволяет подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профес-
сиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, ко-
торый можно рассматривать под разными углами зрения:

4
• как серию задач, которые ставит общество перед личностью, – социологический подход;
• как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между
собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, – социально-
психологический подход;
• как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессио-
нальная деятельность, – дифференциально-психологический подход.
С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я-
концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения, предметные действия в
профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.
Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно еще имеет динами-
ческий и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
Основными средствами формирования профессионального самоопределения в системе профессио-
нальной ориентации являются:
1. Профессиональная информация и просвещение – информирование человека о кадровом запросе
рынка труда, о требовании профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о
социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии.
2. Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональ-
ной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризую-
щих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и
творческом.
3. Профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, соответ-
ствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных
кадрах, возможностях трудоустройства и обучения выбранной профессии, специальности.
4. Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения и вероятностной оценки при-
годности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и ус-
пешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных
условиях.
5. Профессиональная адаптация – процесс включения, вхождения человека в профессиональную дея-
тельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах, прави-
лах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.
Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информаци-
онные методы: лекции, беседа, экскурсия, работа с профессиональной, научно-популярной литерату-
рой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.
Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (мо-
делирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессио-
нальную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также
поисковые ситуации, эксперимент, творческие задания.
В процессе консультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, проф-
ориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуще-
ствлять целостный подход и исследовать все сферы личности: мотивационно-потребительскую, эмо-
ционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную.
Для профессионального отбора характерны специальные методики, направленные на выявление
профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Основанием для вы-
бора методик может служить схема построения личного профессионального плана. Такая схема включа-
ет следующие этапы:

5
общее ориентирование в современной социально-экономической ситуации в обществе и представле-
ние о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющие каждому рассчитывать на
профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать
исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;
выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизнен-
ными целями;
выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответст-
вующего учебного заведения, а в перспективе – конкретной специальности и конкретных трудовых
постов);
общее ориентирование в мире профессионального труда (систематизированное представление о
различных профессиях);
представление о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее более реали-
стично оценивать перспективу их достижения;
знание путей преодоления этих препятствий;
знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих
возможностях и недостатках (образ реального «Я»);
выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения.
3. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Существует два основных вида консультирования: индивидуальное и групповое, каждый из кото-
рых имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе индивидуального консультирования клиент и
консультант вместе планируют профессиональную деятельность, ищут способы решения возникающих
проблем. Однако при этом не всегда удается повысить социальную активность человека. При узкопро-
филированных групповых консультациях поддержка товарищей по несчастью позволяет уменьшить
остроту чувства неопределенности, гармонизирует самооценку, придает большую уверенность человека
в себе.
Основой индивидуальной профконсультации является выявление блоков триады «хочу-могу-
надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей («хочу»), возможностей
личности («могу»), информация о мире профессий и потребности общества в этой профессии («на-
до»). В настоящее время происходит преобладание третьего компонента. Профконсультация способ-
ствует решению выбора профессии только в том случае, если выявлены все три компонента и если
они согласованы между собой. Рассогласование этой триады требует продолжения работы, направ-
ленной на устранение дефицита информации.
Можно выделить следующие пять этапов собеседования:
1. Введение. На этом этапе необходимо представиться, изложить цель беседы, попытаться вызвать
интерес к собеседованию, постараться добиться психологического комфорта у консультируемого.
2. Сбор информации. Задачей этого этапа является определение (совместно с клиентом): цели его при-
хода к профконсультанту, его видения проблемы и путей ее решения, потенциальных возможностей
с учетом прежней занятости.
3. Диагноз. Этап должен позволить определить идеальный, с точки зрения клиента, выход из создав-
шейся ситуации (желаемый результат); помочь ему в переоценке своих способностей и опыта; дого-
вориться о том, что нужно сделать в первую очередь; обеспечить поддержку на стадии принятия ре-

6
шений, ответить на вопросы и преодолеть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения
проблемы.
4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько альтернатив, предложенных клиентом
или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулиро-
вать желаемый результат, подтвердить принятое решение.
5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его действий на ближайшее время, подтвердить
готовность клиента к ним.
Основной формой проведения индивидуальной профконсуль-тации является беседа. В ходе беседы
профконсультант получает сведения о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, моти-
вах выбора области профессиональной деятельности. Интервью является одним из основных методов
получения информации как в профконсультировании, так и в профориентационной работе. В профкон-
сультировании он используется как специальный метод анализа уникальности ситуации проблем кли-
ента с целью создания для него большей мобильности в решении задач профессионального самоопре-
деления.
Цель интервью в социальной работе сотрудников службы занятости – обмен информацией для вы-
явления и профессионального решения проблем клиента, содействие созданию стратегий деятельно-
сти, направленных на улучшение качества человеческой жизни.
Конечно, вид интервью, его структура варьируются в зависимости от целей конкретной работы
профконсультанта, от условий и методики проведения интервью, от клиента и фазы оказания помощи.
Опытные профконсультанты лучше приспосабливаются к особенностям каждого конкретного случая.
Тем не менее, качественные интервью имеют общую структуру, обладают определенными требова-
ниями к формулировке вопросов и осуществляются путем использования интервьюерами ряда одина-
ковых приемов.
Рассмотрим, прежде всего, характеристики различных видов интервью.

3.1. Виды интервью

По степени формализации поведения интервьюера и респондента различают несколько видов ин-
тервью: от формализованного, полностью стандартизированного, до свободного, то есть минимально
стандартизированного, интервью.
Метод опроса может быть формально структурирован, в этом случае каждый опрашиваемый полу-
чает абсолютно одинаковые вопросы (возможно в том же порядке). Именно такой вид интервью ис-
пользуется чаще всего при проведении массовых опросов.
Метод может быть и неструктурированным. В этом случае уменьшается возможность объективно-
го сравнения мнений и оценок в обобщении полученной информации. Достоинством этого метода яв-
ляется гибкость в отношении к респонденту, так как непосредственная обстановка способствует ис-
кренности и полноте ответов на вопросы интервьюера. В то же время неструктурированное интервью
предъявляет гораздо больше требований к профконсультанту. Остановимся подробнее на характери-
стиках различных видов интервью.

Свободное интервью. Проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного
плана беседы. Определяется только тема интервью, предлагаемая респонденту для обсуждения. На-
правление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все за-
висит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации бесе-
ды.


7
Этот вид интервью применяется в том случае, когда исследователю важно получить наиболее пол-
ную информацию от опрашиваемого о его представлениях о предмете опроса, причем влияние мнений
интервьюера должно быть сведено к минимуму. Содержательная и целевая пригодность полученной
информации здесь в значительной степени зависит от искусства интервьюера.
Специалист-профконсультант, выступая инициатором беседы, организующим и направляющим ее
началом, в то же время должен обеспечить наибольшую свободу для выявления мнений опрашиваемо-
го, создать у него уверенность в ценности и значимости ожидаемых результатов.
возможность адаптации интервью к индивиду,
ситуации и контексту;
возможность получить наиболее полную, бога-
тую информацию в терминах (понятиях) самого
Достоинства
метода опрашиваемого;
респондент не находится под давлением, чувст-
вует себя наиболее естественно;
полученная информация реалистична.

невозможность получить систематичную, оди-
наковую информацию от разных людей;
трудно анализировать вариативность собранной
Недостатки информации;
метода сильное влияние на информацию индивидуаль-
ных особенностей респондента;
относительная ненадежность и необобщаемость
полученных данных.


Неформальное (но направленное) интервью. Имеет целью сбор данных по конкретной ситуации,
явлению, их последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предме-
том обсуждения. Фокусированное интервью требует от интервьюера предварительной подготовки при
планировании ситуации опроса.
Такой вид интервью предполагает обсуждение заранее определенной темы и соответствующего ей
предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру и содержание
темы. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С
каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты
проблемы, связанные с ходом рассуждений опрашиваемого.
Одной из разновидностей направленного интервью является метод фокус-групп. Так называют не-
формализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы
интервью сочетаются в этом методе с элементами групповой дискуссии. Целью фокус-групп, в отличие
от других видов групповых дискуссий, является получение наиболее полной информации о мыслях и
реакциях их участников. Сама ситуация дискуссии на тему, интересную для всех членов группы, ино-
гда в большей степени способствует обмену информацией, чем индивидуальное общение только с ин-
тервьюером.




8
повышается однородность информации;
легче анализировать и систематизировать полу-
ченные данные;
возможность получения искренних ответов;
Достоинства
метода интервьюер сохраняет гибкость;
возможность получения достаточно полной
информации;
реалистичность информации.

различные вопросы создают возможность раз-
личной интерпретации и понимания их значе-
ния у разных респондентов;
интервьюер может пропустить важные моменты;
Недостатки
метода существенно влияние индивидуальных разли-
чий респондентов на их ответы;
низкая надежность и обобщаемость полученных
результатов.


Структурированное интервью с открытыми вопросами (свободными ответами). Предпо-
лагает еще большую степень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Консультант раз-
рабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность во-
просов и их формулировок.
Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом, но при этом задачей является не
формулирование вопросов, а только их воспроизведение, без каких-либо отклонений. Респондент дает
ответы в свободной форме, а задача интервьюера – четкая их фиксация. Способ регистрации ответов
тоже предусмотрен инструкцией, обычно это дословная запись ответа. Иногда интервьюер кодирует
полученные ответы непосредственно в ситуации опроса. В этом случае в плане интервью после каждо-
го вопроса приводится схема классификации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные позиции.
ответы проще сравнивать и анализировать;
интервьюер не имеет возможности пропустить
или перепутать важные моменты;
снижается влияние индивидуальных особенно-
Достоинства стей интервьюера и респондента на ответы;
метода интервью может быть использовано различны-
ми интервьюерами в одно и то же время;
может быть повторено другими исследователями;
респонденты не ограничиваются фиксирован-
ными ответами.




9
гибкость интервьюера в приспособлении к
различным индивидам, ситуациям и контекстам
снижается;
формулировка вопросов снижает богатство полу-
чаемой информации;
Недостатки
ответы менее естественны;
метода
интерпретация ответов может быть недостаточ-
но надежной;
обобщаемость полученных результатов огра-
ниченна.


Формализованное (структурированное) интервью. Поведение респондента строго регла-
ментировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначен-
ной для интервьюера.
При ведении этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов
и их последовательности. В плане стандартизированного интервью обычно преобладают закрытые во-
просы, причем иногда число этих вариантов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимает-
ся. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках с обозначением номера во-
проса, к ним относящегося. Формулировка вопроса должна быть рассчитана не на чтение, а на ситуа-
цию беседы, то есть план интервью разрабатывается не в письменном, а в устном разговорном стиле.
Традиционно в полностью стандартизированном интервью используется три типа ответов:
1) да; нет;
2) абсолютно согласен; затрудняюсь; не согласен; ответить не согласен;
3) несколько альтернативных ответов с предложением выбрать наиболее подходящий с точки зрения
респондента.

значительно сокращается время проведения
интервью;
респонденту проще отвечать;
относительная простота обработки и обобще-
Достоинства
ния результатов;
метода
на результаты в меньшей степени влияют инди-
видуальные особенности интервьюера и рес-
пондента;
высокая надежность полученных результатов.

респондент ограничен вопросом и системой
ответов;
сокращается объем полученной информации;
Недостатки
информация может быть искажена нелепыми,
метода
двусмысленными и сложными вопросами;
в предложенных ответах может отсутствовать
подходящий для респондента ответ.

Необходимо помнить об универсальных критериях конструирования банка вопросов клиенту: аде-
кватности, ясности, гибкости и простоты. Для неопытного интервьюера формулирование вопросов мо-
жет показаться обманчиво простым.


10
Обратим Ваше внимание на наиболее часто встречающиеся недостатки в формулировках вопросов
и утверждений.
Сложность Нам следует предпринять компенсирующие меры
в сфере занятости и переподготовки там, где ра-
нее представители определенной национальности,
пола или имеющие инвалидность оказывались в
невыгодном положении по причине принадлежно-
сти к одной из этих категорий.
Не все респонденты воспримут это утверждение полностью. Предложение слишком сложное. Сле-
дует разбить на несколько самостоятельных утверждений.
Специальные Грамотный профессиональный выбор предпо-
термины
лагает знакомство с профессиограммами.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign