LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

29
703
28
высшего
403
23
635
32
977
41
1076
43

Начальное профессиональное образование
В системе начального профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, преобладание подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики.
По сведениям Рособразования, в системе начального профессионального образования на конец 2004г. функционировало 3686 образовательных учреждений, которые осуществляли подготовку работников квалифицированного труда.
Сокращение сети учреждений начального профессионального образования, в определенной мере, связано с их реорганизацией путем объединения с учреждениями среднего профессионального образования или объединения учреждений начального профессионального образования.
В структуре контингента учащихся учебных заведений начального профессионального образования преобладают учащиеся дневных учебных заведений, на конец 2004г. их численность составила 1523 тыс. человек (95% от общей численности учащихся).
Почти 30% учащихся дневных учебных заведений в 2004г. обучались в профессиональных лицеях и центрах непрерывного профессионального образования, где обучение проводится по программам с повышенным образовательным стандартом.
В дневных учебных заведениях в 2004г. обучались 88 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5,8%).
Наблюдается снижение выпуска квалифицированных рабочих по некоторым сельскохозяйственным профессиям, профессиям транспорта и легкой промышленности. Отмечается рост выпуска рабочих кадров для сферы обслуживания и общественного питания. Ведется подготовка работников новых профессий, таких как коммерсант в торговле, коммерсант в промышленности, секретарь-референт, социальный работник.
Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов развития экономики и социальной сферы страны. Сегодня более 26 % занятого населения - это специалисты со средним профессиональным образованием. В реальном секторе экономики, здравоохранении и сфере услуг их доля составляет от 28 % до 45 %, что превышает численность лиц с высшим образованием в 1,5 - 2 раза.
На начало 2004/05 учебного года система включала 2627 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в том числе 1014 федерального подчинения, в которых среднее профессиональное образование получали свыше 2,6 млн. студентов, а также 182 негосударственных образовательных учреждения среднего профессионального образования с численностью обучающихся 110,5 тыс. человек.
Заметно возросла за последние 10 лет (в 1,5 - 3 раза) численность обучающихся по группам специальностей: информатика и вычислительная техника, энергетика, экономика и управление, гуманитарно-социальные, строительство и архитектура, технологические машины и оборудование, сервисное обслуживание.
Более чем на 40 % по сравнению с 1995 годом увеличилось число колледжей, реализующих программы среднего профессионального образования повышенного уровня. Рост численности студентов со средним профессиональным образованием происходит, в основном, за счет обучающихся в колледжах.
Возросла востребованность среднего профессионального образования. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ. С 1995 года отмечается стабильный рост выпуска специалистов. Последние три года прием в средние специальные учебные заведения ежегодно превышал 860 тысяч человек.
Подготовка специалистов осуществляется по 260 специальностям, из которых 30 % не имеют аналогов на других уровнях образования.
В 2004/05 учебном году наибольший удельный вес (около 30 % от общей численности студентов) имели специальности экономического и гуманитарного профиля. Возникла тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля: прием по техническим специальностям увеличился по сравнению с 1995 годом почти на 15 %. Растет подготовка специалистов в области сервиса: за 5 лет прием по этой группе специальностей увеличился в 7 раз.
В 2004г. направление на работу получили 98 тыс. выпускников очных отделений государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений; 59% от общего числа выпускников изъявили желание либо продолжить обучение на следующем уровне, либо трудоустроиться самостоятельно, либо были призваны в ряды Вооруженных Сил.
Доля безработных со средним профессиональным образованием в общей структуре безработных по уровням образования снизилась с 28,6 % в 1995 году до 20,7 % в 2003 году.
Расширяется подготовка специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. В 2004/05 учебном году численность таких учащихся составила 879,2 тыс. студентов или около 33 % (в 2000/01 учебном году - 719 тысяч).
Стоимость обучения в учреждениях среднего профессионального образования в последнее время возрастает в соответствии с темпами инфляционных процессов в экономике страны. Стоимость обучения за семестр в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях в 2004г. в среднем составляла 7,3 тыс. рублей.
В государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях заняты более 160 тысяч преподавателей и 25 тысяч специалистов различных предприятий, учреждений и организаций, работающих на условиях почасовой оплаты труда.
Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по территории страны.
В малых городах и населенных пунктах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, социально-экономическая значимость средних специальных учебных заведений особо высока - они становятся центрами образования и культуры, реализующими программы начального профессионального и дополнительного образования, профессиональной ориентации школьников, а также научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, методическую и другие работы.
В тоже время, структура, объемы и содержание подготовки специалистов, учебно-материальная база не в полной мере соответствует требованиям экономики и перспективам её развития. В отдельных регионах передача ссузов с федерального на региональный уровень привела к снижению объемов финансирования.

Высшее профессиональное образование
В настоящее время высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин. Реализуется концепция вариативного образования.
По данным прошедшего учебного года в Российской Федерации действовало 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучалось 5,9 млн. студентов.
Задачи территориальной доступности высшего образования решаются в определенной мере за счет наращивания сети филиалов учебных заведений. В 2004/05 учебном году действовало 1823 филиала государственных и муниципальных вузов. В тоже время, проверки, проведенные Рособрнадзором в 2004 - 2005 годах, показали, что только в 22% проверенных вузов и их филиалах полностью выполняются лицензионные требования и обеспечивается должное качество образования. В результате проверок было закрыто 26 филиалов высших учебных заведений.
Начиная с 1995г. прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7-15% ежегодно, опережая демографические показатели и в настоящее время приблизился к естественному максимуму. Рост показателей по заочной форме обучения отражает повышение интереса к получению второго высшего образования, в основном экономического или управленческого профиля на платной основе.
Расширяется платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных вузах в 2004/05 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалась половина студентов, а на младших курсах более половины.
Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост стоимости обучения в государственных и муниципальных вузах, в которых в 2004г. в которых стоимость обучения за семестр, по данным мониторинга, составляла в среднем 13,9 тыс.рублей, или в 2 раза больше, чем
в 2000 году.
Несмотря на широкую сеть негосударственных вузов и их филиалов, контингент обучающихся в них почти в 6 раз меньше, чем в государственных и составляет около 15% от общей численности студентов вузов страны. На 1 октября 2004г. государственную аккредитацию получили 315 (77%) негосударственных вузов.
Негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование. Поэтому преимущество в них отдается заочной форме обучения. Контингент студентов заочных отделений в 2004г. составил 65% от общей численности студентов, на очных отделениях обучалось 28% студентов.
Удельный вес студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экономики и управления, вырос с 26% в 2000г. до 29% в 2004г., увеличилась доля студентов, получающих специальности юриспруденции (с 7% до 9%). Эти доли в основном аналогичны зарубежным аналогам, но качество подготовки вызывает растущую озабоченность среди работодателей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 942 от 19 сентября 1995г. "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" в стране начата подготовка кадров по контрактам, прежде всего для бюджетной сферы. В 2004/05 учебном году на контрактной основе обучалось 365,4 тыс. студентов (6%).
Среди обучающихся по специальностям образования, здравоохранения, искусства и кинематографии, экономики и управления женщины составляли 70-86%.
Мужчины преобладают (80-92%) среди студентов, получающих высшее инженерно-техническое образование по специальностям: наземные транспортные средства, электротехника, разработка полезных ископаемых, авиационная и ракетно-комическая техника, технологические машины и оборудование, автоматика и вычислительная техника, электротехника, энергетика.
Конкурс при поступлении в высшие учебные заведения в 2004г. достиг в среднем 200 заявлений на 100 мест, в том числе по вузам подведомственным Рособразованию конкурс - 380 заявлений на 100 мест. При этом особым спросом пользуются специальности филологического, экономического и юридического профиля, где конкурс на одно место составлял 2-4 человека, традиционно высокий конкурс отмечается в вузах культуры и искусства (в среднем 2-5 человек на место). Повысился интерес к естественно-научным и инженерным специальностям.
Послевузовское профессиональное образование
В течение последнего десятилетия отмечается увеличение масштабов охвата обучением в системе послевузовского образования.
Аспирантура имелась почти во всех государственных вузах уже 10 лет назад, то есть каждый вуз готовит кадры сам для себя в режиме "натурального хозяйства". Это в корне отличается от практики вузов в странах с развитым разделением труда и является одним их факторов низкой мобильности ППС внутри страны.
Доля выпускаемых с защитой остается устойчиво невысокой - около 30%. В то же время статистика показывает, что аспиранты, получившие до этого степень магистра, защищаются успешнее, чем остальные соискатели.
Данные по количеству вузов, ведущих подготовку докторантов, также свидетельствуют о тенденции к "натуральному хозяйству" - более половины вузов имеют докторантуры. При этом продуктивность их лишь ненамного выше, чем у аспирантур - на защиту выходит 35% оканчивающих докторантуру.

Дополнительное профессиональное образование
В образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также иных организациях и учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, в 2003/04 учебном году по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки обучались 1469,1 тыс. человек. В последние годы наблюдается тенденция роста численности лиц, получивших дополнительное профессиональное образование.
В общей численности обучавшихся 92,9% составили специалисты предприятий (объединений), организаций и учреждений, 5% - преподаватели образовательных учреждений профессионального образования, 1,8% - незанятые лица, обучавшиеся по направлению службы занятости, 0,2% - лица, уволенные с военной службы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

На рынке труда выпускники с высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом, чем со средним профессиональным. В 2004г. получили направление на работу 174,6 тыс. выпускников очных отделений государственных и муниципальных высших учебных заведений.
Больше половины выпускников (55%) трудоустроены. Предпочли самостоятельное трудоустройство 28 %, продолжают обучение по очной форме обучения 13%, призваны в ряды Вооруженных Сил 3%.
В 2004г. наиболее востребованными были выпускники, имеющие инженерные специальности: воспроизводства и переработки лесных ресурсов (трудоустроились по специальности 74% от общей численности выпускников данной специальности), транспорта (71%), геологии и разведки полезных ископаемых (71%), геодезии и землеустройства (70%), энергетики (63%), металлургии (62%), химической и биотехнологии (61%). Среди не получивших направление на работу заметный удельный вес выпускников по специальностям культуры и искусства (19%), сферы обслуживания, экономики и управления, приборостроения и оптотехники (по 10%). Вместе с тем, доля выпускников по этим специальностям, изъявивших желание самостоятельно трудоустроиться, составляла 24-47%.

??

??

??

??




37









<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign