LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>






СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ДОКЛАД РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУКЕ, ТЕХНОЛОГИЯМ И ОБРАЗОВАНИЮ












Октябрь, 2005 г.



В Послании Президента Российской Федерации 2001 года говорится: "Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все, заинтересованные в качественном образовании наших детей".
В настоящем докладе была прежде всего предпринята попытка оценить, насколько за последние годы изменился "подход к образованию", и как эти изменения влияют на развитие т.н. "человеческого капитала", признанного в современном мире одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса.
Это тем более важно, поскольку в России к сфере образования - в той или иной мере - причастны более 80 млн. человек или около 60% населения. Различными формами образования, не считая детского дополнительного (музыкальные, спортивные, художественные и т.п. школы) - охвачено 28,7 млн. человек. На преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) - всего занято более 2,5 млн. человек.

Несмотря на то, что за последние годы были решены многие острейшие социальные проблемы образовательной сферы, а главное - произошел рост образовательного уровня (данные Всероссийской переписи населения 2002 г.), целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация образования происходит противоречиво, медленно, а в некоторых аспектах - с негативными последствиями. Так, например, за последнее десятилетие число дошкольных учреждений сократилось почти в 2 раза. Среди детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6% от общего числа), которые не посещали образовательные учреждения (в том числе - по медицинским показателям). При этом, по данным опросов, больше 40% населения считает, что качество школьного образования сегодня хуже, чем в прежние времена. А почти половина семей (45%), имеющих детей школьного возраста, выражают готовность идти на значительные денежные траты (данные ФОМа).
Подобное противоречие в оценках и запросах людей сегодня можно наблюдать практически во всех звеньях образовательной системы. В целом, по прошествии четырех лет, можно констатировать, что кардинального изменения подхода к образованию (о чем говорилось в Послании - 2001) пока не произошло.
Модернизация образования наталкивается на целый ряд препятствий, включая отсутствие глубокого анализа её социальных и экономических последствий, не говоря уже о недостаточном информировании и вовлечении широкой общественности.
Следует отметить, что проведение с 2001 года эксперимента по введению единого государственного экзамена привело к ряду положительных моментов: повысилась техническая оснащенность школ, информационных центров, квалификация работников системы образования в сфере информационных технологий, увеличилась доля студентов из сельских и отдаленных районов. Но также выявило значительное количество проблем: необходимость совершенствования тестовых методик, сложности с обеспечением режима секретности, что затрудняет объективность оценки знаний. Во многих случаях результаты вступительных экзаменов в вузах значительно отличались от результатов ЕГЭ, что заставляет с осторожностью отнестись к использованию ЕГЭ в качестве монопольного механизма оценки знаний при итоговых аттестациях в школах и поступлении в высшие учебные заведения.
Эксперимент по ГИФО (2005 г.) отменен по причине неэффективности. По данным Рособрнадзора (2004-2005 г.) только в 22% ВУЗов и их филиалов полностью выполняются лицензионные требования.
Эксперимент по введению профильного обучения в старшей школе, начатый в 2003 году в десяти регионах страны, показал необходимость взвешенного подхода, так как повсеместное распространение профильного обучения потребует значительных изменений материальной базы, подготовки кадров и разработки новых учебно-методических материалов.
Недостаточно внимания уделяется совершенствованию организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. Система воспитания в образовательных учреждениях от школы до вузов оказалась в значительной степени утраченной. Остаются несформированными такие важнейшие структурные элементы воспитания, как мониторинг его состояния, прогнозирование развития социально-нравственных процессов в детской среде, экспертиза эффективности функционирования воспитательных систем, воздействие на детей происходящих в обществе перемен.
Образовательная система (и в первую очередь - школа), кроме того, должны учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.
Действующая сегодня нормативно-правовая база российского образования все еще неполна, противоречива, не в полной мере согласована с нормами иных отраслевых законодательств, допускает дублирование нормативных правил и положений. Базовый Федеральный закон "Об образовании", с учетом внесения в него многочисленных поправок, перестал быть законом прямого действия, его правовые нормы во многом декларативны, а на практике игнорируются. Необходимо систематизировать законодательную базу в области образования (возможно, вплоть до разработки Образовательного кодекса Российской Федерации).
Не произошло существенных изменений в финансировании образования. Доля средств, выделяемых на образование, увеличивается несущественно и с 2001 года не превышает 12% от общего объема государственных расходов. В результате, обеспеченность бюджетным финансированием образовательных учреждений составляет не более 40% от расчетной нормативной потребности.
Расходы консолидированного бюджета на образование в 2004г. составили 593,4 млрд. руб. или 3,6% валового внутреннего продукта. В 2004г. основная доля расходов на образование приходилась на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 79,5% (в 2000г. - 82,3%). Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на начальное профессиональное образование составили 31,6% от общей суммы расходов на этот вид образования, на среднее профессиональное - 48,1%, высшее профессиональное - 6,7%. В связи с этим необходима координация действий муниципальных, региональных и местных властей в сфере политики финансирования образования.
Несмотря на то, что в 2006 году ставки заработной платы (оклады) возрастут в среднем на 20 процентов, реальное увеличение оплаты труда подавляющего большинства работников образования (с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России индекса потребительских цен) не станет решающим. Так, прогнозируемый среднегодовой прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2006 год составит 3250 рублей.
Такой уровень оплаты труда не соответствует социальному статусу работников образования, в связи с чем предлагается продумать обновленные механизмы оплаты их труда.
При этом многие субъекты Российской Федерации активно разрабатывают новые эффективные формы и модели организации работы образовательных учреждений. Позитивные результаты дает грамотное, продуманное, тщательно подготовленное использование нормативного финансирования, реструктуризация сети, модернизация системы оплаты труда (Ярославская, Самарская, Тюменская области, Красноярский край, Чувашская республика и другие). Этот опыт надо серьезно проанализировать и обобщить.
Существенные изменения в системе российского общего образования произошли в формах образовательных учреждений, в появлении платного образования и негосударственных образовательных организаций. Расширились права педагогов в выборе учебной литературы и методов обучения.
Однако конституционные гарантии на получение бесплатного и общедоступного образования обеспечивают лишь минимум запросов населения, реализация которых достигается за счет привлечения средств семей. В 2004/05 учебном году 4,8 тыс. общеобразовательных учреждений предоставляли платные услуги 828,9 тыс. учащимся (5,2% от всех учащихся).
За последние годы возникло многообразие видов и типов образовательных учреждений, что способствует реализации различных образовательных запросов общества. За 10 лет доля обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях повышенного уровня образования увеличилась на 3% и составляет 15%. За последние годы наблюдается рост числа учреждений дополнительного образования детей (в 2005 г. их количество составило 8879, в то время как в 2000 г. - 8617). Необходимо продумать систему кредитования возможности получения платного дополнительного общего образования для обеспечения его доступности для всех категорий граждан.
Изменившаяся в ходе административной реформы организационная структура управления образованием, качественно не изменила отношений между разными ступенями образования, между учениками и учителями, преподавателями и студентами. Усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом на рынке труда, между уровнями профессионального образования. Не эффективной остается ведомственная нормативная база, система финансирования и система налогообложения учебных заведений.
Модернизация образования затруднена рядом негативных демографических и социальных тенденций. В частности, вызывает опасения состояние здоровья детей. Тенденция ухудшения состояния здоровья детей в возрасте до 14 лет в последние годы носит устойчивый характер. Показатели заболеваемости продолжают расти как в целом, так и по основным классам болезней, которые формируют хронические заболевания. За 2000-2003гг. уровень первичной заболеваемости детей в целом повысился на 10,4%. Данные профилактических осмотров и наблюдений за состоянием здоровья детей и подростков свидетельствуют о том, что функциональная и хроническая патология начинают формироваться уже в ранних возрастных периодах. Однако практически отсутствует согласованная деятельность профильных министерств и ведомств в этом направлении.
Кроме того, неблагоприятные общие демографические тенденции, в частности - сокращение численности населения, внесут - если сейчас не реализовать систему компенсационных мер - серьезные дисбалансы в структуру образования. Тем более что уже в настоящее время количество выпускников средних школ сравнялось с количеством поступающих в ВУЗы.
Тем не менее, пока отсутствуют более-менее обоснованные прогнозы численности возрастных групп, вследствие чего затруднено планирование соответствующих изменений в системе образования. Необходимо разработать прогноз динамики численности возрастных групп и, в соответствии с прогнозом, планировать объемы подготовки преподавателей и количество мест в учебных заведениях.
В последние годы проявилось много проблем в кадровом обеспечении профессионально-педагогического образования России. Кадры образования стареют, фактически отсутствует приток молодых специалистов. В сферу образования идет менее трети выпускников педвузов, а по некоторым специальностям (иностранный язык, информатика) - еще меньше. Ощущается острый дефицит квалифицированных кадров в системе дошкольного, школьного и специального образования. Еще сложнее обстановка с педагогическими кадрами в системе начального профессионального образования.
Практически отсутствует координация деятельности системы образования с рынком труда. Система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, при том, что рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Минобрнауки России в целом и Рособразование вынуждены принимать решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. При этом объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и специальные средние заведения устанавливаются от достигнутого за прошлый период.
Необходимо максимально приблизить структуру образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда для того, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами.
Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам Российской Федерации. Большинство учреждений профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, к участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров и т.д.
Несмотря на рост потребности в специалистах среднего звена, органы исполнительной власти всех уровней не предусматривают опережающее развитие среднего профессионального образования.
Система начального и среднего профессионального образования России, в которой осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов, переподготовка высвобождаемого и незанятого населения, проходит сложный и противоречивый этап, связанный с передачей полномочий в этой сфере субъектам Российской Федерации. В отдельных регионах учреждения не получают необходимого финансирования, не оплачивают коммунальные услуги, подчас происходит задержка выплаты заработной платы преподавателям и стипендий обучающихся. Учебно-материальная база этих учреждений не соответствует современным производственным технологиям и запросам работодателей.

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Совершенствование структуры образования
В области совершенствования структуры образования приоритетными ориентирами являются:
* развитие спектра и объема предоставляемых образовательных услуг всеми видами общеобразовательных учреждений (дошкольными, школьными, профессиональными);
* обеспечение преемственности форм подготовки, в том числе за счет расширения объемов дополнительной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
* развитие многоуровневой системы подготовки в высшей школе (бакалавр, магистр /специалист/, аспирант);
* выделение ведущих университетов России с приоритетным государственным финансированием, являющихся центрами науки, образования и культуры, обладающих как в России, так и за рубежом высоким рейтингом гуманитарного сотрудничества, имеющих большое влияние на широкие слои населения, с целью сохранения и развития лучших традиций российской системы образования и научно-педагогических школ;
* формирование механизмов многовариантного построения индивидуальных образовательных траекторий, поддержка самообразования;
* приведение направлений подготовки в соответствие рынку труда, а также современному уровню развития науки и технологии; разработка системы подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями производственной сферы экономики в тесной кооперации с производственными организациями, находящимися на территории региона.

Содержание образования
Приоритетными направлениями в области совершенствования содержания образования являются:
* совершенствование структуры и содержания образования на всех уровнях подготовки (обновление содержания в соответствии с современным уровнем знаний, навыков и умений и современными педагогическими технологиями, оптимизация нагрузки учащихся, расширение возможностей дополнительного образования, в том числе на условиях компенсации затрат, обеспечение преемственности общего и профессионального образования);
* развитие научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, в которую вовлекаются студенты, аспиранты и докторанты, как важнейшего компонента профессионального образования;
* восстановление социальной инфраструктуры для детей на бесплатной или доступной платной основе (технических кружков, спортивных секций и др., направленных на всестороннее развитие личности);
* обеспечение учебной литературой, доступной широким слоям населения (для общеобразовательной школы), отражающей преемственность содержания образования на разных уровнях, соответствующей по содержанию современному уровню развития науки и образовательным стандартам, прошедшей государственную систему экспертизы.
Кадры образования
Приоритетными задачами кадровой политики в области образования являются:
* обеспечение квалифицированными кадрами системы дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования;
* для высшей школы - обеспечение высококвалифицированными штатными преподавателями, имеющими ученую степень по профилю преподаваемых дисциплин;
* преодоление тенденции старения кадров образовательных учреждений всех типов за счет мер поддержки молодых преподавателей (через систему грантов, льготной ипотеки и прочее) и пенсионной поддержки, позволяющей проводить обновление кадрового состава;
* создание системы повышения квалификации преподавателей и исследователей в ведущих университетах России для обеспечения современного уровня содержания и технологии преподавания в вузах России;
* разработка комплекса мер, направленных на повышение статуса учителя, педагога, преподавателя высшей школы, научных сотрудников высшей школы в обществе;
* разработка более адекватной нынешнему этапу развития образования системы дифференцированной оплаты труда работников образования на основании определения четких критериев оценки профессионального уровня учительства и профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников вузов;
Доступность образования
Для обеспечения доступности качественного общего образования целесообразно:
* расширение доступности дошкольного образования;
* совершенствование структуры общего образования, определение государственных гарантий обязательности общего образования;
* структурная перестройка сети образовательных учреждений, создание многообразия организационно-правовых форм, видов и типов образовательных учреждений, внедрение вариативных систем обучения, дистанционного обучения и экстерната;
* обеспечение доступности общего образования на селе.
Для обеспечения доступности в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования продуктивным может быть следующее:
* обеспечение доступности образования за счет бюджета РФ в государственных или муниципальных образовательных учреждениях - "бесплатное образование" на основании совершенствования системы отбора абитуриентов, повышения объективности вступительных испытаний;
* определение статуса ЕГЭ как одной из составляющих системы отбора в высшие и средние специальные учебные заведения;
* обеспечение доступности высшего образования для лиц, проходивших военную службу в РА (внеконкурсное поступление, бюджетные подготовительные отделения, повышенная стипендия); доступность для отдельных категорий: выпускников сельских и отдаленных районов, инвалидов, детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
* обеспечение доступности образования в платном секторе высшего и среднего профессионального образования за счет развития системы кредитования, в том числе государственного образовательного кредитования по социально востребованным специальностям с системой гарантий работы по специальности в течение определенного времени, субсидирования образования детей из малодоходных семей;
* обеспечение территориальной доступности вузов и ссузов за счет современных информационных технологий и гибких организационных решений;
* обеспечение индивидуально ориентированных образовательных услуг за счет расширения возможностей построения индивидуальных образовательных траектории в процессе обучения на базе доступности качественных учебно-методических пособий и обеспеченности техническими средствами обучения, расширения возможностей академической мобильности, в том числе через систему вечернего и заочного образования, качественного экстерната и дистационного обучения, что существенно для обучения и воспитания социально незащищенных подростков и взрослых.
В сфере дополнительного образования, образования взрослых и непрерывного профессионального образования таковыми являются меры, направленные на обеспечение большей восприимчивости системы образования к потребностям рынка труда, обеспечение формирования индивидуальной "образовательной траектории" для профессионального и личного роста. Требуется расширение организационных форм и направлений образовательной деятельности по повышению квалификации, профессиональной переподготовке и стажировкам, в частности, необходимо на системной основе использовать в этих целях потенциал и возможности общества "Знание" России.

Качество образования
Для выработки механизмов и инструментария объективной оценки качества образования требуется создание системы обеспечения качества образования во всех образовательных сегментах и на всех уровнях, обеспеченной на федеральном уровне правовой и методической базой.
На национальном уровне система обеспечения качества должна включать:
* Совершенствование содержания и технологии образования посредством регулярного пересмотра Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью:
а) установления соответствия содержания и технологий образования требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию навыков);
б) приведения системы образования в соответствие требованиям социально-экономического развития, преодоление рассогласования с потребностями рынка труда как по отраслям, так и в территориальном аспекте;
в) приведения содержания образовательных программ в соответствие с современным уровнем развития науки;
* Формирование развитых механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные сообщества, объединения работодателей, академической науки и прочее) к вопросам оценки качества образования от определения профессиональных и образовательных стандартов до контроля за результатами.
* Создание условий для реализации полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности с целью обеспечения единства учебного и научного процесса: развитие эффективных организационных форм (исследовательские университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и прочее), механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и прочее).
* Совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений всех ступеней на базе независимой экспертизы, в том числе с активным привлечением ведущих вузов страны, советов ректоров, а также с привлечением международных организаций и экспертов.
* Контроль качества деятельности образовательных учреждений в части реализации образовательных программ, усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях.
* Совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров.
Требуется также создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях (внутришкольные и внутривузовские): разработка средств реализации, стандарты качества для каждой образовательной программы, контроль за получаемыми результатами.
Необходимо сохранять и расширять позитивно зарекомендовавшие себя различные варианты конкурсного отбора абитуриентов в вузы (олимпиады, ЕГЭ, традиционные вступительные испытания, творческие испытания). Для этого требуется корректировка соответствующих законодательных актов и утверждение нового Положения о всероссийской олимпиаде школьников. Целесообразно начать проведение так называемых Интернет-олимпиад начиная с 6-7-х классов, и создать открытый общефедеральный банк данных о талантливых учениках.

Россия в мировом образовательном пространстве
В настоящее время российские высшие учебные заведения активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты, используя возможности российских и зарубежных научных фондов.
С 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.
Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия, ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.
Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.
Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские профессиональные учебные заведения, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.
Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету). Их число должно быть существенно увеличено.

Развитие материально-технической базы
Приоритетными направлениями развития материально-технической базы являются:
для общеобразовательной школы
* повышение оснащенности образовательных учреждений современным учебным оборудованием, средствами информационных и коммуникационных технологий;
* обеспечение соответствия стандарту, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы по соответствующей образовательной структуре;
для начального и среднего профессионального образования
* модернизация имеющейся технической базы в соответствии с региональными потребностями;
для высшей школы
* обновление и модернизация приборного парка, стендов технологических процессов за счет государственного финансирования и привлечения возможностей работодателей.
В сфере общего и профессионального образования актуальной является задача развития технических средств для обеспечения удаленного доступа к образовательным информационным ресурсам.
Поиск эффективных форм оказания образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями должен осуществляться за счет расширения их академической и финансовой самостоятельности, с повышением ответственности, а также перехода к новым организационно-правовым формам при сохранении обоснованных ограничений на приватизацию государственного и муниципального имущества, в том числе и через процедуру банкротства.


ВОЗМОЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию на основании проведенного анализа образовательной системы и с учетом общественных ожиданий полагает, что для дальнейшего успешного развития образования в России целесообразно:
* Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России разработать стандарт учебно-материальной базы, регламентирующий необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации учреждений образования на разных ступенях обучения.
* Восстановить социальную инфраструктуру для обеспечения максимального охвата детей всех возрастных групп различными формами оздоровительных и физкультурных мероприятий, здорового досуга, занятий по интересам.
* Разработать оптимальную модель бюджетного обеспечения всех ступеней (уровней) образования. Среднее (полное) общее образование, финансируемое из бюджета, должно быть обязательным, реализуемым на бесплатной основе (в различных вариантах).
* Разработать типовые схемы финансирования образования, сочетающие бюджетное финансирование, соплатежи населения, образовательные кредиты и иные формы финансирования. Согласовать их с финансовыми и контрольными органами и рекомендовать для использования в системе образования.
* Профильное обучение должно дать возможность учащимся реализовывать склонности и способности к занятиям в тех или иных видах деятельности. Общеобразовательные программы должны быть действительны для всех учащихся.
* В кратчайшие сроки, с участием всех заинтересованных сторон, (включая работодателей), разработать регулярно обновляющуюся систему образовательных стандартов, адекватную потребностям рынка труда.
* Создать общенациональную систему оценки качества образования, гарантирующую получение учащимися знаний, умений и навыков, предполагаемых соответствующими стандартами. Система оценки качества должна стать необходимым компонентом структуры учебной деятельности. В области высшего образования целесообразно привлекать к оценке качества образования международных экспертов.
* Создать нормативную базу проведения экспериментов в области образования. Обобщить региональный опыт инновационной образовательной деятельности. Запустить пилотные проекты по реализации подготовки специалистов в соответствии с принципами Болонского процесса в тех вузах России, которые готовы к эксперименту. Разработать систему преференций для школ и вузов, активно занимающихся инновационной деятельностью в области образования.
* Разработать реалистичный и эффективный комплекс мер для материальной и моральной поддержки преподавательского корпуса.
* Стимулировать формирование общественной системы рейтингования учреждений образования. Ввести категоризацию вузов, определив ведущие вузы в статусе федеральных научно-образовательных центров.
* Систематизировать законодательную базу в области образования (включая проработку вопроса об Образовательном кодексе).













СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По данным переписи населения в 2002 г. в России проживало 145 млн. чел. Из них в возрасте свыше 15 лет - 121 млн. человек.
В прошедшем учебном году численность населения составила 143 млн. человек, в общеобразовательных учреждениях обучалось 16,1 млн. человек.
В учреждениях профессионального образования - 11 млн. человек, из них получают начальное профессиональное образование 1,6 млн. человек, среднее профессиональное образование 2,6 млн. человек, высшее профессиональное образование 6,9 млн. человек (соответственно 15, 23 и 62 процента от общего числа получающих профессиональное образование).
В аспирантуре обучается 143 тыс. человек, в докторантуре - 4,5 тыс. человек.
В системе дополнительного профессионального образования ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации 1,5 млн. человек.
Всего различными формами образования, не считая детского дополнительного образования (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.п.), охвачено 28,7 млн. человек.
В системе образования работают: в средней школе учителями 1,57 млн. человек, в начальном профессиональном образовании - 0,15 млн. человек, в среднем профессиональном образовании преподают 0,16 млн. человек, в высшем профессиональном образовании - 0,85 млн. человек. Всего занято на преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) более 2,5 млн. человек.
В современных демографических условиях, когда на одну женщину приходится 1,2 ребенка, число родителей тех, кто обучается в учебных заведениях основного образования, составляет около 50 млн. человек.
Таким образом, всего к сфере образования причастны более 80 млн. человек или около 60% населения России.
Уровень образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002г., произошел рост образовательного уровня населения России, главным образом, за счет лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, численность которых за период с 1989 г. увеличилась на 19,7 млн.человек, или на 54%.
В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6% от общего числа), которые по различным причинам не посещали образовательные учреждения, в том числе по медицинским показателям.
За последние 10-15 лет число дошкольных образовательных учреждений сократилось почти в два раза. В среднем по России дошкольным образованием охвачено только 55% детей. При этом до 30% финансовых затрат на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях оплачивается родителями.
Значительной проблемой сельских школ является удаленность от мест проживания детей. Однако их доставка к месту учебы не во всех субъектах Российской Федерации организована на должном уровне.
На состоянии общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, сказываются ухудшение социальных условий жизни, отсутствие возможности трудоустройства и самореализации молодежи, а также отток ее наиболее образованной части, в том числе и педагогов, из села.
Недостаточное ресурсное обеспечение не позволяет образовательным учреждениям в полной мере соответствовать нормативным требованиям к учебно-материальной оснащенности. Недостаточно развивается система удаленного доступа школ к образовательным информационным ресурсам.
По-прежнему недооценивается потенциал системы вечернего и заочного образования, которое в нынешних условиях может сыграть существенную роль в обучении и воспитании социально незащищенных подростков и взрослых. Федеральными и региональными органами образования недостаточно внимания уделяется созданию необходимых условий для получения специального образования. Школы для детей с нарушением слуха недостаточно обеспечены звукоусиливающим оборудованием коллективного пользования.

Общее образование
В Российской Федерации реализация программ общего образования осуществляется в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Следует отметить, что свыше 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
Работающая молодежь имеет возможность получить общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. В 2004г. по сравнению с 2000г. число вечерних школ сократилось на 15 единиц, численность обучающихся в них - на 17 тыс. человек (3,5% от общего числа обучавшихся).


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


1995/96
2004/05
Число общеобразовательных учреждений, тысяч


Всего
71
65
дневные учреждения
69
63
негосударственные
0,5
0,7
общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи
10
7
Численность учащихся общеобразовательных учреждений, тыс. человек


Всего
22039
16631
в дневных учреждениях
21567
16082
из них в негосударственных
46
70
в общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях
2653
2416
Среднее число обучающихся в дневных учреждениях
313
256
из них в негосударственных
92
100
в общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях
271
333
Доля учащихся, получающих образование повышенного уровня в государственных и муниципальных учебных заведениях
12%
15%

В 2004/05 учебном году в 10 классы для получения среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях принято 62% учащихся, окончивших основную школу, в учреждения начального профессионального образования - 21%, в учреждения среднего профессионального образования - 10%.
В 2004г. окончили основную среднюю школу и получили аттестат об основном среднем образовании на 38 тыс. учащихся (на 1,7%) больше, чем в 2000 году. Численность выпускников средней (полной) школы увеличилась по сравнению с 2000г. на 88 тыс. человек (на 6%).
Все более популярной формой получения образования становится экстернат. В форме экстерната среднее (полное) общее образование в 2004г. получили 13,2 тыс. юношей и девушек, что в 1,7 раза больше, чем в 2000 году и составляет 1% от выпуска. Причина популярности экстерната - стремление родителей сократить время пребывания в школе для того, чтобы сосредоточить силы, время и средства на повышение шансов на поступление в хороший вуз.
Учебно-материальная база общеобразовательных учреждений обновляется медленно. В 2003/04 учебном году 37% работавших общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 42% учащихся, требовался капитальный ремонт. Здания 4% действующих общеобразовательных учреждений были признаны аварийными. Лишь половина общеобразовательных учреждений имели все виды благоустройства это, как правило, сельские малочисленные школы.
В 2004 году в 24 субъектах Российской Федерации не сдано в строй ни одного общеобразовательного учреждения.
Недостаточное инвестирование в строительство, несвоевременный капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений является одним из факторов, препятствующих ликвидации сменности работы школ, несмотря на сокращение численности обучающихся. В 2004/05 учебном году каждая четвертая школа работала в две, а иногда и в три смены.
Не полностью решена проблема компьютерного оснащения средних (полных) общеобразовательных учреждений. На начало 2003/04 учебного года кабинеты основ информатики и вычислительной техники имели 90,5% городских средних общеобразовательных учреждений (214 тыс. рабочих мест с ПЭВМ) и 90,8% сельских (122 тыс. аналогичных рабочих мест).
За 2001-2004 гг. в общеобразовательные учреждения поставлено компьютерного оборудования для оснащения рабочих мест учеников на общую сумму 6,8 млрд. рублей, что соответствует показателям Федеральной целевой программы и позволило направить оборудование во все сельские и поселковые школы, примерно в половину городских школ. При этом компьютерными классами оснащены все школы-интернаты для детей-сирот. Если три года назад 1 компьютер приходился на 250 учеников, то в настоящее время 1 компьютер приходится на 90 учащихся.

Профессиональное образование
Система образования Российской Федерации располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования.
За последние 10 лет произошли заметные изменения в структуре профессионального образования - при сокращении доли начального профессионального образования быстрыми темпами росла доля высшего профессионального образования. Так, численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995г. увеличилась в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования - с 23% до 43%. В 2004г. на 10000 человек населения приходилось 480 студентов (в 1985 г. - 200, в 1995г. - 189, в 2000г. - 327).
Наблюдается также увеличение охвата населения средним профессиональным образованием. Наметившееся в конце восьмидесятых годов сокращение приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения в условиях отрицательной фазы демографического эха войны сменилось его ежегодным увеличением. В 2003г. прием в эти учебные заведения достиг демографического максимума (0,9 млн. человек) и затем начал снижаться.


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1995г.
2000г.
2003г.
2004г.
тыс. человек
в % к итогу
тыс. человек
в % к итогу
тыс. человек
в % к итогу
тыс. человек
в % к итогу
Численность студен-
тов (учащихся)
6410
100
8782
100
10718
100
11088
100
в том числе в учреж-
дениях профессио-
нального образования:




начального
1689
26
1679
19
1649
15
1604
15
среднего
1930
30
2361
27
2613
25
2600
23
высшего
2791
44
4742
54
6456
60
6884
62
ПРИЕМ
2278
100
3004
100
3373
100
3332
100
в том числе в учреж-
дения профессио-
нального образования:




начального
928
41
845
28
823
24
783
23
среднего
669
29
867
29
906
27
890
27
высшего
681
30
1292
43
1644
49
1659
50
ВЫПУСК
1718
100
1978
100
2401
100
2487
100
в том числе из учреж-
дений профессио-
нального образования:




начального
841
49
763
39
722
30
708
29
среднего
474
28
580
29
702

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign