LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

в современных российских условиях значительно менее перспективна. При этом
образовательный статус обоих родителей у студентов этих двух учебных заведений
практически одинаков - большинство из них имеет высшее образование. Молодые
люди по-разному оценивают свои перспективы - среди "юристов" больше тех, кто
полагает, что они будут жить лучше своих родителей, а среди "инженеров" - тех, кто
считает» что они будут жить так же, как и их родители.
Этот яркий пример дифференциации высшего образования объясняет тот факт,
что одновременно с уже упомянутой тенденцией к утрате высшим образованием
инструментальной ценности существует и противоположная тенденция - к формиро-
ванию и закреплению новой модели профессионального успеха. Она включает в себя
на равных хорошее образование и деньги, и для нее характерно выраженное праг-
матичное отношение к образованию [9]. На эту модель ориентируются школьники
как из второй, так и из четвертой статусных групп, но только для последних она
представляется реально осуществимой.
В то время, как подростки из второй группы надеются на то, что образование
усилит их социальные позиции, матери часто делают основной акцент на идею само-
реализации в рамках не доходной, но "интересной" профессии; "Это, наверное, моя
самая главная ошибка. Мы делаем акцент не на то, чтобы это была материально
нормальная жизнь, а чтобы это была интересная работа, чтобы она могла увлечь
и развить дальше человека" (Москва).
Очень сильная направленность подростков из второй группы на получение
высшего образования "перекрывает" для них альтернативный путь, на который часто
ориентируются представители первой группы. Последние, отказавшись от идеи ус-
пеха, чаще делают ставку на то, чтобы выбрать не слишком престижную, но
"надежную" профессию, связанную с обслуживанием (автослесарь, продавец и т.д. -
11% против 4% во второй группе). Конечно, одна десятая часть опрошенных в груп-
пе - это немного, но интервью, которые давали не имеющие высшего образования
матери, показывают, что они стремятся ориентировать детей именно на такого рода
профессию, Из интервью видно, что именно в этой области лежат и социальные связи
родителей, на которые те рассчитывают опереться при устройстве ребенка в
соответствующее учебное заведение (техникум или ПТУ) и на работу. Родители

59
подростков из второй группы таких связей, как правило, не имеют, поэтому этот путь
для их детей затруднен не только субъективными, но и объективными факторами.
Если высшее образование для бедных детей, в отличие от подростков из состоя-
тельных семей, слабо связано с экономической адаптацией и с достижением социаль-
ного успеха, то это значит, что оно имеет для них другое значение. Вопрос может
быть сформулирован следующим образом: "Зачем высшее образование бедным?"

Зачем высшее образование бедным?
Во-первых, сильная направленность на образование у детей из обедневших
интеллигентных семей связана с тем, что требование учиться им выдвигают родители,
которые, будучи экономически и социально дезадаптированными, просто не знают,
какие еще цели они могут перед детьми поставить. Характерный пример этому дает
одно из интервью, взятых в Иваново. Мать (ее зовут Галина) происходит из семьи
малограмотных и низко квалифицированных мигрантов из деревни. Она и ее сестра
хорошо учились в школе и, окончив университет города Иваново, стали учителями.
По сравнению со своими родителями они поднялись на несколько ступенек со-
циальной лестницы, и это, несомненно, был успех, в основе которого лежала идея
образования. Сейчас семья респондентки очень бедна, и женщина не видит никаких
перспектив для своих двух сыновей. Старший учится в институте, не имея шансов
найти после его окончания работу по специальности, а младшего, который хорошо
учится в школе, мать не надеется "довести" до института. Она часто повторяет, что
"образованные люди сейчас никому не нужны" и поэтому обречены на бедность. При
этом на вопрос, что она ждет от своих детей, респондентка отвечает: "Хотелось бы,
чтобы они еще лучше учились". В контексте всего интервью этот ответ выглядит ир-
рационально. Но на самом деле, она просто не знает никаких других механизмов со-
циальных достижений. Она не может дать сыновьям импульс к повышению благосос-
тояния и научить их тому, как этого можно добиться. Ориентация на учебу - единст-
венная достижительная ценность, которую она может передать своим сыновьям.
Во-вторых, образование, несмотря ни на что, все-таки увеличивает жизненные
шансы. Так, например, для выпускников технических вузов, чья будущая профессия
"неперспективна" в современной России, существует некоторая вероятность эмигра-
ции в страны, где есть спрос на специалистов их профиля.
В-третьих, на время учебы откладывается решение проблем, связанных с необхо-
димостью экономической интеграции: "Перспективы! Дай бог, чтоб попало (в
институт)... А там как жизнь сложится. Эти пять лет все-таки она будет учиться"
(Москва). Такая политика "выжидания" в семье этой респондентки один раз себя уже
оправдала. Ее старший сын, закончив вуз, не мог найти работу по специальности.
Муж уволился из научно-исследовательского института, где получал очень мало и
нерегулярно, и организовал "свое дело", "сколотив" небольшую бригаду, занимаю-
щуюся ремонтом квартир и строительством садовых домиков. За время обучения
сына в институте "дело" отца окрепло - к моменту взятия интервью семья находилась
на стадии первоначального преодоления бедности - и в конце концов сын пошел
работать менеджером в отцовскую "фирму". Таким образом, пока сын учился в
"бесполезном" институте, его отец успел не только заработать деньги на мягкую
мебель (многолетняя мечта его жены), но и создать рабочее место для сына. Это
выразительный пример того, как с преодолением бедности родителями повышаются
жизненные шансы детей.
Но, пожалуй, самое главное для детей из бедных семей - то, что образование
действительно интегрирует их в общество, предотвращая от выпадения в марги-
нальные слои. Вернемся к истории Галины. Ее старший сын-студент вынужден
работать, чтобы помогать семье. Единственная работа, которую он смог найти -
работа грузчиком 2-3 дня в месяц (в Иваново очень высок уровень безработицы).
Таким образом, сейчас он учится в институте, стараясь получать повышенную


60
стипендию - эти деньги тоже очень важны для семьи - и несколько дней в месяц
работает. Если бы он не учился в вузе (после которого не надеется найти работу по
специальности), он сразу после окончания школы стал бы грузчиком, занятым не
больше трех дней в месяц. Несомненно, что сейчас его социальные позиции, несмотря
на острую нехватку денег, гораздо более благополучны.
То, что ориентация на высшее образование способствует социальной адаптации
подростков, отражают и данные опроса: среди девятиклассников второй группы хотя
и меньше тех, кто рассчитывает в будущем разбогатеть, чем в первой группе, но
меньше и тех, кто ожидает, что неминуемо останется бедным. Видно это и из ин-
тервью. В семьях, в которых матери имеют высшее образование, не было ни одного
случая, чтобы дети уже сейчас, будучи 14-15-летними школьниками, проявляли
выраженную склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных мате-
рей в проинтервьюированных семьях были и попытка суицида, и случай, когда
мальчик воровал в школе вещи одноклассников. Нередки случаи, когда родители не
имеют никаких планов относительно будущего ребенка, и при этом сам подросток
активно выражает нежелание ни учиться, ни работать.
Можно сказать, что образование для малообеспеченных детей важнее, чем для их
обеспеченных сверстников, поскольку является практически единственным доступ-
ным способом интеграции в общество.

Выводы
Итак, материальное положение семьи становится одним из важных факторов
социализации подростков. От уровня материальной обеспеченности семьи зависят
жизненные притязания на новые для нашего общества знаки успеха и социального
престижа: "свое дело" и высокие доходы. Данный фактор влияет на уверенность в
своих силах и в возможностях семьи обеспечить первоначальный старт, а также на
способность успешно адаптироваться к школе. Образование матери оказывает влия-
ние в первую очередь на притязания и жизненные планы в отношении получения
высшего образования, которое продолжает играть очень значительную роль в
качестве составляющей успеха, и на адаптацию ребенка к школе.
Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность "на-
следования" детьми бедности родителей очень высока. Это относится даже к той
прослойке "новых бедных", которые имеют некоторые социальные и культурные
ресурсы. Для детей из малообеспеченных семей, в отличие от выходцев из более
состоятельной среды, образование оказывается оторванным от денег, оно не влечет
за собой экономической интеграции в общество. Можно даже говорить о том, что
прослеживается тенденция к "наследственной" консервации бедности среди специа-
листов с высшим образованием.
В большинстве случаев выходцы из бедных семей обречены на поражение в
конкуренция с детьми обеспеченных родителей. От выпадения очень значительных
масс людей в устойчиво и безвыходно бедные слои с собственной субкультурой
бедности современное российское общество отделяет очень тонкая черта. По сути
дела - это только вопрос времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Титма М., Кенкман П. Семья как агент социализации в социалистическом обществе. М.. 1972.
2. Титьа М., Саар Э. Молодое поколение. М., 1986.
3. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социол. исслед.
1996.
4. Ясная Л.В., Магун B.C. Родительская семья и ее влияние на жизненные притязания и
жизненные стратегии юношей и девушек // Революционные притязания и изменения жизненных
стратегий молодежи: 1985-1995 годы / Под ред. Магуна B.C. M., 1998.
5. Магун В.С. Революционные притязания и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995
годы //
61
Революционные притязания и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы / Под ред.
Магуна B.C. M.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
6. Климова С.Г. Динамика и факторы алкоголизации молодежи // За здоровый образ жизни (Борьба с
социальными болезнями). Ежегодник / Под ред. Левина Б.М. М., 1993.
7. Савин А. Средние русские - кто они? // Известия. 1998. 17 января.
8. Мезенцева Е., Космарская Е. Бег по замкнутому кругу: уровень жизни, ментальные установки и
социальная мобильность жителей России // Мир России. 1998. № 3. С. 174-175.
9. Здравомыслова О., Шурыгина И. От 80-х к 90-м: трансформация моделей успеха // Народонаселение.
1998. № 1.




62

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign